Что находится рядом с питером
Пригороды Санкт-Петербурга — 8 чудесных мест для посещения туристам (Бонус: другие маршруты)
Известно, что в пригородах Санкт-Петербурга расположено множество достопримечательностей, которые приятно поражают как местных жителей, так и гостей. К ним приезжают, чтобы полюбоваться, с разных уголков России и со всего мира. Все эти места в окрестностях Северной столицы неподражаемы и заслуживают внимания и восторга.
Об этом мы говорили ранее, начав историю о пригородах Санкт-Петербурга — 7 знаменитых мест для посещения туристам. Сейчас мы продолжаем рассказ о знаменитых царских резиденциях, храмах, замках, музеях, садах, парках и прочих известных достопримечательностях Ленинградской области.
Каждая из них является редкой жемчужиной, не менее ценной, чем любой другой знаменитый старинный памятник архитектуры, роскошный дворец или величественный храм, которые можно увидеть в городе на Неве. Поэтому туристам наряду с посещением великих мест в Санкт-Петербурге стоит отправиться в его пригороды, чтобы составить полную картину величия и великолепия этого удивительного края Земли.
Достопримечательности пригородов
Многие туристы при посещении Санкт-Петербурга на выходных, обязательно планируют и оставляют время для осмотра по одному из прекрасных пригородов Северной столицы. Можете последовать их примеру. А мы продолжаем знакомство с окрестностями Санкт-Петербурга, начатое в прошлой публикации, и теперь местами нашего паломничества будут следующие достопримечательности:
Поездка в пригород может занять больше половины дня. Тогда оставшуюся часть суток желательно выделить для посещения музеев, которые работают по вечерам в Санкт-Петербурге, либо сходить в театр на премьеру, или неспешно прогуляться по изумительным улицам славного города на Неве.
1. Павловск
Павловск — бывшая летняя резиденция Романовых. Сегодня на территории этого города находится знаменитый Павловский музей-заповедник, который является образцом российской архитектуры конца XVIII начала XIX вв.
На этом месте, где сейчас располагается Павловск, в XIII веке стояла крепость «Городок на Славянке», построенная новгородцами. В XVIII веке территория использовалась для охоты, на ней даже были построены 2 домика для отдыха императрицы Екатерины II. Назывались они созвучно «Крик» и «Крак».
В 1777 году эти земли с деревнями и пашнями государыня подарила своему сыну — будущему императору Павлу I. Именно эту дату принято считать днём основания Павловска. К 1779 году здесь уже были построены 2 павильона: Паульлюст для Павла I и Мариенталь для его супруги Марии Федоровны.
Но наследника престола не устраивала столь скромная усадьба. Для воплощения своих грандиозных планов он пригласил знаменитого зодчего — Чарлза Камерона. Архитектор выбрал пейзажный стиль, чтобы подчеркнуть красоту местной природы.
Парадный вход Паульлюста был обрамлён тройной аллеей из липовых деревьев. На территории парка один за другим возводились павильоны. Наиболее значимыми среди них были Храм дружбы, Вольер, колоннада Апполона, а также павильон Трёх граций.
На месте разобранного Паульлюста строился Павловский дворец в 1782 — 1786 гг. При выборе архитектурного стиля, возглавивший строительство Чарлз Камерон, опирался на принципы возведения русских дворянских усадеб XVIII в.
Однако императора не всё устраивало в его новой резиденции, поэтому он доверил перестройку дворца другому мастеру — придворному архитектору Винченцо Бренна, который расширил общую площадь здания новыми корпусами и выполнил внутреннюю отделку незаконченных помещений.
Так Павловский дворец приобрел более величественный вид, какой и был в мечтах Павла Первого. Именно так выглядит дворец и сегодня. Несмотря на то, что он сильно пострадал во время войны, он был полностью восстановлен еще в 1970 году. Восстановление зданий и прилегающих к ним территорий началось в 1944 году и продолжается до сих пор.
Сейчас Павловск заслуженно входит в список самых красивых и интересных достопримечательностей среди загородных царских резиденций. Композиционным центром ансамбля является Павловский дворец. Вокруг него раскинулся прекрасный пейзажный парк. Его общая площадь составляет 600 га.
Протекающая в Павловске река Славянка делит парк на 2 части. С обоих берегов открываются пейзажи удивительной красоты. Живописные виды всегда притягивали сюда художников. Территория парка разделена на 7 районов с живописными названиями: Придворцовый, Долина реки Славянки, Большая звезда с долиной прудов, Парадное поле, Белая береза, Старая и Новая Сильвия.
По всему парку расположены павильоны, выполненные в самых разных архитектурных стилях, начиная от классического и заканчивая мемориальным. Помимо различных строений, парк украшают мосты, а также мраморные и бронзовые скульптуры.
В 1918 году Павловскому дворцу присвоили статус музея. В 1983 году Павловск получил статус музея-заповедника, а в 1989 включён в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Строившийся несколькими поколениями архитекторов, дворцово-парковый ансамбль приобрел неповторимый стиль, который притягивает своей красотой и царственной атмосферой.
Сам парк также стоит того, чтобы посвятить ему длительную прогулку. Так как его территория довольно обширна, то мы рекомендуем вам взять напрокат велосипед. Обратите внимание на такие достопримечательности парка, как колоннада Аполлона, храм Дружбы и павильон 3-х граций.
Достопримечательности Павловска
Как добраться до Павловска из Санкт-Петербурга
2. Гатчина
Гатчина — старинный городок, небольшой и уютный, даже провинциальный, но обладающий такой магией и силой притяжения, что сюда едут со всего света. Хотя не бывает огромнейшего наплыва туристов, потому и приятно прогуляться в спокойствии по его старинным улочкам. Он привлекателен для людей, кто ценит тихую и не крикливую, истинную красоту.
Дата основания Гатчины как поселения — 1500 г. Один только этот факт делает город привлекательным для «охотников» за старинными сооружениями и архитектурными раритетами. Статус города Гатчине был присвоен в 1796 году. А с 2015 года Гатчина — это город воинской славы России.
Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», а также исторический центр города включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Уникальные замки и парки города, его улицы и строения способны передать атмосферу далекого прошлого.
В то же самое время Гатчина — самый крупный населённый пункт Ленинградской области с развитой современной инфраструктурой. Он удалён от центра Санкт-Петербурга на расстоянии — 42 км. Архитектура Гатчины — ценнейший памятник русской градостроительной культуры XVIII—XIX вв.
Больше всего любят туристы любоваться на Большой Гатчинский дворец — центральный элемент дворцово-паркового ансамбля. Его архитектура напоминает итальянскую виллу, а внутреннее убранство выполнено в стиле русского классицизма.
Дворец выстроили на холме в 1766—1781 гг. Окружают его парки — Дворцовый с Английским, «Зверинец» и «Сильвия», плавно переходящие один в другой. Вся эта прелесть — подарок графу Орлову от Екатерины II. Вскорости фавориту императрицы стала принадлежать вся Гатчина, главным архитектором был знаменитый итальянский зодчий Антонио Ринальди.
Значительным сооружением Гатчинского музея является Приоратский дворец, один из символов Гатчины. Он был построен в 1798 году по проекту архитектора Николая Львова. Его обрамляет Приоратский парк. В парках Гатчины можно встретить парковые строения и павильоны, которые представляют большую архитектурную и историческую ценность, среди них самые знаменитые — Берёзовый домик и Павильон Венеры.
Одним из старейших зданий Гатчины является Круглая рига на Киевской улице. Здание очень необычной композиции, построенное в середине XVIII века. Огромный интерес представляет площадь Коннетабля с 32-метровым обелиском. Неподалеку находится здание Дворцовых конюшен с монументальным фасадом постройки 1798—1800 гг.
Архитектурную немалую значимость представляет на центральной магистрали города комплекс Сиротского института, его главное трёхэтажное здание построили в 1824—1828 годах, его фасады были выполнены в характерных для русского классицизма лаконичных и строгих формах.
На улице Чехова стоит усадьба художника-карикатуриста П. Е. Щербова. Её построили в 1910—1911 годах по проекту архитектора С. С. Кричинского в стиле северного модерна. В городе есть ещё одно здание, оформленное в данном стиле, это особняк С. И. Рождественского на улице Хохлова. Он был построен в 1913 году по проекту архитектора Н. В. Гастева.
В целом, Гатчина — прекрасный и уютный городок со своей дивной и старинной историей, который стоит посетить.
Как добраться до Гатчины из Санкт-Петербурга
3. Выборгский музей-заповедник
Выборг — порт на Балтике, старинный город со средневековой, романтичной историей. Он намного старше Санкт-Петербурга, даже если вести отсчёт с того времени, когда Выборг получил статус города в 1403 г. Не зря он является единственным историческим поселением на территории Ленинградской области.
В Выборге, основанном в Средние века, до сих пор сохранились стариннейшие постройки, памятники архитектуры XV века, причем, в неплохом состоянии и доступные для посещения. Одновременно Выборг — это современный город с развитой инфраструктурой.
Самой главной достопримечательностью Выборга является его знаменитый замок, единственная в России средневековая крепость, единственный в России сохранившийся памятник западноевропейского средневекового военного зодчества, а его донжон, башня святого Олафа — общепризнанный символ города. Эта башня долгое время считалась самым высоким донжоном Скандинавии, её высота — 48,6 метров.
В 1293 году на Замковом острове был возведён замок, получивший название «Выборг», что в переводе со старонорвежского языка «Norraen Tunga» означает — «Святая Крепость». По крепости впоследствии был назван город Выборг. Первым именем, под которым упоминается в летописях город «Выборг», и было скандинавское название «Wiborg». Шведские рыцари возвели новый замок на месте разрушенного карельского укрепления. Карельский народ издревле проживал на Руси.
В 2015 году был создан «Выборгский музей-заповедник», в которой вошли следующие объекты: сам замок и средневековые памятники Выборга. Сейчас в главном корпусе замка открыт музей, ставший центром культурной жизни города, где устраивают интерактивные выставки, для детей организуют театрализованные экскурсии. В его стенах проходят концерты, фестивали. И также главное он знаменит своими рыцарскими турнирами. Их периодически проводят и на них приезжают со всего мира.
Например, если вы хотите побывать в замке, поучаствовать на каком-либо мероприятии, то лучше заранее разузнать режим его работы. Выборгский замок находится на Замковом острове. Попасть на остров можно только в определенные часы: с 9:00 до 19:00. Краеведческий музей открыт для гостей с 10:00 до 18:00, выходной — понедельник. Научная библиотека работает с 10:00 до 18:00. С 13 февраля 2017 года Башня Святого Олафа закрыта на реставрацию.
Этот превосходный пейзажный скальный парк находится на острове Твердыш, на берегу бухты Защитной Выборгского залива, что в северной части города Выборга. Музей-заповедник «Парк Монрепо» занимает площадь почти 200 га. Именно здесь, на месте старинных карельских поселений, в 16-ом веке обосновались первые жители города.
Сейчас в музее-заповеднике доступны к осмотру: Парковые ворота, обелиск, посвященный Августу и Карлу Броглио, колонна, воздвигнутая в честь Павла I и Александра I, Чайная беседка, китайские мостики, усадьба, капелла Людвигсбург, Павильон «Нарцисс», библиотечный флигель, скульптура Вяйнемейнена из Калевалы и еще ряд достопримечательностей и памятников.
Музей-заповедник «Парк Монрепо» открыт для посещения в летний период (с мая по октябрь) с 09:00 до 22:00 ежедневно, без выходных и праздников. С 20-00 до 22-00 парк открыт только на выход. В осенне-зимний период (с ноября по апрель) парк открыт для посещения с 09:00 до 20:00. С 20:00 до 21:00 парк открыт только на выход.
Пригороды Санкт-Петербурга — 7 знаменитых мест для посещения туристам (0+)
Пригороды Санкт-Петербурга являются ценнейшим украшением города, живописно обрамляя его как жемчужное ожерелье. Необычайно красивые достопримечательности Ленобласти вызывают неподдельный восторг как у местных жителей, так и у многочисленных туристов.
Главными достопримечательностями в окрестностях Северной столицы служат королевские резиденции, которые окружены величественными и великолепными парками. Помимо дворцово-парковых ансамблей в пригородах Санкт-Петербурга расположено множество замков, музеев, памятников природы и других интересных сооружений.
Вначале рассмотрим 7 основных знаменитых и замечательных мест в пригородах города на Невы, которые внесены в списки культурного и исторического наследия страны и мира.
1. Петергоф (Петродворец)
Петергоф является одной из главных достопримечательностей окрестностей Северной столицы. Его всемирно известные дворцы и парки — памятники русского зодчества, культуры и архитектуры XVIII-XIX вв.
Петергоф, завоевавший сердца туристов по всему миру, которым хочется возвращаться сюда вновь и вновь — место притяжения и созерцания здешней красотой, а также крупнейший туристический, учебный и научный центр.
Первое документальное упоминание Петергофа относится к 1705 г. В то время он назывался на голландский манер: «Питергоф», что означает «Петров двор». Проект заслуженно называют детищем Петра Великого (1672—1725).
Сохранилось более десяти его собственноручных рисунков, относящихся к Петергофу, и ещё большее количество чертежей с исправлениями и пометками. Строительство резиденции, не уступающей по красоте и роскоши лучшим резиденциям европейских монархов, в том числе французскому Версалю, началось в 1714 году.
Изначально он предназначался как летний дворец Петра I. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причём к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы «Монплезир» и «Марли».
Петергоф строили в 1714 — 1723 гг. Для возведения всей этой прелести были задействованы следующие архитекторы: И. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, Ф. Растрелли, А. Н. Воронихин, А. И. Штакеншнейдер, а также садовые мастера: Л. Гарнихфельт, А. Борисов, Б. Фок, Т. Тимофеев.
Даже после ухода Петра Великого в мир иной архитекторы, преображая летнюю резиденцию государя в течение полутора столетий, не только бережно сохраняли, но и продолжали воплощать все основные замыслы царя — реформатора.
На протяжении 2-х веков Петергоф служил в качестве парадной летней резиденции императоров, что неразрывно связано с историей России. Приморский парадиз строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России, завоевавшей в ходе Северной войны столь необходимый и желанный выход к Балтийскому морю.
После Октябрьской революции 1917 года Петергоф превратился в крупный просветительский центр. В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты варварски разрушили дворцы и парк.
Восстановление началось с первых же дней после освобождения, и сегодня этот природный и рукотворный шедевр принимает своих гостей, восхищая и удивляя их, как прежде.
В 1990 году архитектурно — парковый ансамбль «Петергоф» был внесен во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО, а в 2008 году признан одним из 7 чудес России.
Фонтаны Петергофа — это особая сказка, ярчайший символ Петербурга. На территории Петергофского ансамбля расположено свыше 170 фонтанов и водных каскадов, обустроенные во времена правления Петра Великого в честь победы России в Северной войне и выхода к водам Балтийского моря.
Одним из самых знаменитых из них — «Самсон, разрывающий пасть льва» у подножия Большого каскада. Со стороны моря открывается изумительная картина — величественный Большой дворец и мириады сверкающих струй звёздных водопадов фонтанов.
Главные достопримечательности Петергофа
Как добраться до Петергофа
2. Александрия
Дворцово-парковый ансамбль «Александрия» — место постоянного летнего отдыха 4-х поколений династии Романовых. Он примыкает к восточной границе официальной императорской резиденции, отделившись стеной от Нижнего парка.
Александр Данилович Меншиков — генералиссимус, адмирал, первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор, президент Военной коллегии — владел этим участком. В 1725 году ему удалось возвести здесь грандиозный загородный дворец «Монкураж» — «Моя отвага».
Однако вскоре генерал-губернатор Санкт-Петербурга оказался в опале, его владения были конфискованы, и дворец остался недостроенным. Отвага сошла на нет, зато императрица Анна Иоанновна впоследствии открыла здесь Царский охотничий парк — Ярдгартен.
Новая страница в истории будущей «Александрии» началась во второй четверти XIX в. В мае 1826 года император Николай I повелел построить на этих землях дачу — «…сельский домик или, так называемый, «котич» … с присоединением парка».
Император поручил все работы по проектированию и строительству Адаму Менеласу, архитектору с шотландскими корнями. Менелас построил дворец «Коттедж» в духе модной в то время неоготики, возвёл хозяйственные корпуса, разбил пейзажный парк площадью 115 га.
При участии садовых мастеров Ф. Вендельсдорфа, Н. Родионова и А. Гомбеля ему удалось создать на берегу Финского залива один из самых интересных и самобытных пейзажных парков русского романтизма второй четверти XIX века.
Романтический дух места особенно подчеркивали многочисленные архитектурные сооружения в неоготическом стиле: караулки, чугунные колодцы, переброшенный через глубокий овраг Руинный мост, вблизи которого в то время ещё можно было обнаружить остатки несостоявшегося дворца «Монкураж».
Парк украсили беседки, перголы, садовые скамейки. До наших дней сохранился каменный диван, высеченный в огромном валуне. Архитектурную деятельность Адама Менеласа продолжил А. И. Штакеншнейдер.
На протяжении 22 лет он перестраивал созданную шотландским мастером ферму с павильоном «в сельском вкусе» и крышей, расписанной под солому, превратив ее, наконец, в Фермерский дворец императора Александра II.
С именем Штакеншнейдера связано появление в «Александрии» Новой фермы, здания Дворцовой телеграфной станции и Константиновского (Адмиральского) домика, предназначенного для проживания второго сына императора Николая I и Александры Фёдоровны — великого князя Константина Николаевича.
Рядом с Фермерским дворцом находится построенный Э. Л. Ганом домик для фельдъегеря. Много лет здесь трудился садовый мастер П. И. Эрлер, могила которого с 70-х годов XX века находится рядом с Готической капеллой — домашней церковью императорской семьи, построенной по проекту К. Шинкеля в неоготическом стиле и ставшей одной из самых оригинальных и красивых построек «Александрии».
Сдержанная и добрая, императрица Александра Фёдоровна создала в «Александрии» особый мир любви, семейного тепла и уюта, который высоко ценили царственные наследники: сын — император Александр II и внук — император Александр III, каждое лето проводивший с семьёй в «Коттедже».
А для правнука Александры Фёдоровны — императора Николая II на берегу залива, у самой кромки воды, архитектором А. О. Томишко был построен Нижний дворец, который, к сожалению, не сохранился до наших дней.
Дача «Александрия» создавалась Николаем I как место семейного отдыха. В императорских семьях детей окружали особой заботой. Для их образования, воспитания и досуга в «Александрии» создавались самые разные детские сооружения, например, спортивная площадка с южной стороны от «Коттеджа», которую воссоздали по чертежам Л. И. Линдена, учителя гимнастики детей императора.
Рядом с Фермерским дворцом воссозданы детская Крепость с валом, специально построенная по законам фортификации того времени, и детская Пожарная каланча. К сожалению, не сохранились Детский сельский домик, Голубятня, Детская ферма на берегу залива и водяная Мельница, располагавшаяся восточнее Фермерского дворца на ручье.
Современный парк «Александрия» — это прекрасное место для семейного отдыха. Дети вместе с родителями могут посетить гимнастическую площадку великих князей, принять участие в Рыцарском празднике, стать участниками интерактивных программ, исторических реконструкций, звонко ударить в колокол на детской Пожарной каланче или просто погулять по одному из самых красивых пригородных парков нашей страны.
Главные достопримечательности Александрии
Как добраться до Александрии
3. Ораниенбаум
Ораниенбаум — ярчайшая страничка в истории отечественной художественной культуры. Его история берёт начало в XVIII в. Ближайший сподвижник Петра Великого — Александр Данилович Меншиков в то время возвёл напротив Кронштадта усадьбу с дворцом и регулярным парком.
Ораниенбаум был задуман как часть величественной панорамы, предназначенной для встречи всех прибывающих в новую столицу Российской империи по морю. Парадная резиденция «первого» вельможи державы должна была восприниматься, прежде всего, как символ победы России в Северной войне.
В переводе с немецкого языка «ораниенбаум» означает «померанцевое или апельсиновое дерево». Предание связывает происхождение этого названия с эпизодом Северной войны. На территории будущей мызы Меншикова нашли маленькую оранжерею померанцевых деревьев, над каждым из которых огромными буквами была выведена надпись — «Oranienbaum».
Находка настолько пришлась по душе Петру I, что государь пожелал дать усадьбе именно это название. Также известно, что ещё в 1703 году царь назвал одну из вотчин Меншикова под Воронежем Ораниенбургом.
Изображение померанцевого дерева с его ярко-оранжевыми плодами стало главным элементом герба Ораниенбаума. После опалы Меншикова усадьба перешла во владение Адмиралтейской коллегии.
Но уже в 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала её наследнику престола — великому князю Петру Федоровичу и его супруге — великой княгине Екатерине Алексеевне. Так, Ораниенбаум превратился в резиденцию малого двора.
Для забав будущего императора на территории Верхнего парка по всем правилам фортификационного искусства была возведена «потешная» крепость — «Петерштадт». В наши дни о недолгом царствовании Петра III напоминают сохранившиеся крепостные ворота и дворец свергнутого императора.
Особое место в истории русской культуры занимает ансамбль Собственной дачи. Комплекс был задуман императрицей Екатериной II ещё в бытность её великой княгиней как загородная резиденция с Китайским дворцом для приемов и Катальной горкой для летнего развлечения.
В конце XVIII века Ораниенбаум перешёл в собственность великого князя Александра Павловича — Александра I, затем он стал летней резиденцией его младшего брата — Михаила Павловича. Его дочь Екатерина Михайловна, в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, и внуки — Елена, Георгий и Михаил жили в Ораниенбауме вплоть до своего отъезда в эмиграцию. Их потомки по сей день бережно хранят наследие своих предков.
После революции 1917 года дворцы Ораниенбаума были национализированы. В дворцовых строениях располагались новые службы: учебные и военные учреждения, госпитали. Тяжелым испытанием для бывшей великокняжеской резиденции была Великая Отечественная война.
Ораниенбаум оказался полностью в фашистском окружении. Защитники легендарного Ораниенбаумского «пятачка», самоотверженно выдерживая все натиски врага, героически отстояли этот небольшой участок земли, который стал опорным пунктом обороны.
Благодаря мужеству наших солдат в резиденции сохранились подлинные дворцы и павильоны, сбыли спасены музейные коллекции. В 1948 году городу присвоили имя — Ломоносов в честь великого русского учёного, основавшего в 1754 году близ Ораниенбаума, в деревне Усть-Рудица фабрику цветного стекла.
Ораниенбаум, долгое время пребывавший в забвении, в наши дни начинает возрождаться. Для посетителей распахнул свои двери Большой (Меншиковский) дворец. Парк постепенно приводиться в порядок. После долгой и трудной реставрации открыта часть интерьеров Китайского дворца.
«Ораниенбаум» — единственный пригород Санкт-Петербурга, который не пострадал, не был разрушен в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. И сегодня мы можем наслаждаться его дворцово-парковым ансамблем, дошедшим до наших дней в своём первозданном виде.
Главные достопримечательности Ораниенбаума
Как добраться до Ораниенбаума
4. Ольгин и Царицын острова
Здешние ярчайшие достопримечательности, отличающиеся необычным разнообразием художественного оформления и по эмоциональному воздействию, и сейчас никого не оставляют равнодушными.
Их авторам удалось на небольших искусственных островах Ольгина пруда создать уютные сады с павильонами, напоминающими виллы античных Помпей и южно-итальянские загородные дома XVIII в. Прогулку по Царицыну острову можно начать с осмотра цветников.
Большая мраморная скамья, украшенная скульптурными изображениями античных богов: Юпитера, Геры, Цереры и Флоры, отделяет садик перед южным фасадом Царицына павильона от береговой полосы.
Между скамьей и павильоном разбит цветник, в центре которого находится фонтан с мраморным бассейном, а в чаше фонтана — статуя Нарцисса, любующегося своим прекрасным отражением в воде.
Трогательный в своей непосредственности «Молящийся мальчик», установленный в нише павильона, — римская копия с греческого оригинала IV в. до н.э. Она была найдена на острове Родос. В XVIII веке эту скульптуру приобрел прусский король Фридрих Великий, а одна из копий в XIX веке украсила южный фасад Царицына павильона.
Императрица Александра Федоровна очень любила цветы и увлекалась их разведением. Особенно много цветов можно увидеть перед северным фасадом павильона в Собственном садике.
Здесь высажены розы старинных сортов, которые были модными в XIX в. Часть этих роз в честь 300-летнего юбилея Петергофа была привезена из Германии и посажена баронессой Клотильдой фон Ринтелен — правнучкой императора Александра II и одновременно прапраправнучкой — А. С. Пушкина.
Неизменными атрибутами сада на острове были растения, выставляемые в горшках и мраморных вазах. В кадках держали ландышевые деревья, маслины, бананы, агавы, лавровые и померанцевые деревца. Цветочное убранство в течение лета трижды менялось.
О давно ушедших временах напоминает руина из мраморных обломков, а самым необычным украшением Царицына острова является таинственно мерцающая 5-метровая колонна из стеклянных трубочек синего и белого цветов, увенчанная золоченой скульптурой «Девочка, кормящая попугая виноградом».
Павильон служил для царской семьи как летняя резиденция. На остров летом переправлялись на лодках или на специальном пароме. Тут устраивали чаепития, полдники, ужины, пышные праздники, а на соседнем Ольгином острове — театральные представления.
Сегодня Царицын и Ольгин острова соединяются деревянным мостом. Ольгин остров — воплощение мечты об Италии. Трехэтажное здание в стиле южно-итальянской виллы должно было напоминать Ольге Николаевне о сицилийском путешествии, во время которого в Палермо она познакомилась со своим будущим мужем — принцем Вюртембергским.
Здание в виде 3-этажной башни на высоком цоколе будто вырастает из воды. На его плоской крыше устроена терраса, с которой открывается замечательный вид на Колонистский и Луговой парки.
Пасторальный усадебный характер ансамблю острова с павильоном придают кустарниковые и древесные посадки, цветочные клумбы, земляничные обрамления плавно изгибающихся дорожек, павлины и фазаны в вольерах.
Об Италии напоминают нежная «Венера, снимающая сандалию», отлитая по оригиналу скульптора И. Витали, и итальянская гондола — подарок Венеции. Самая первая гондола появилась здесь ещё в 1846 г.
Лодки и гондолы на зеркальной глади пруда, итальянская музыка и пение, великолепная иллюминация и огни фейерверка — все это создавало удивительный образ «итальянского» уголка.
Главные достопримечательности Ольгина и Царицына островов
Как добраться до Ольгина и Царицына островов
5. Стрельна
Стрельна — древнейшее поселение на южном берегу Финского залива. Название произошло от протекающей здесь реки Стрелки. Она, в свою очередь, получила имя благодаря быстрому течению. Славянский корень «-стр-» означает — «течение», «движение».
В 1703 году во время Северной войны Россия вернула себе южный берег Финского залива. Стрелина мыза перешла в личную собственность Петра I. В 1711 году ближайший сподвижник царя — А. Д. Меншиков получил указ государя построить в Стрельне пару изб, скотный и птичий дворы и «маленькую сажалку для рыбы».
Вскоре здесь появились усадьба и деревянный дворец. Видя всю эту местную прелесть, Пётр I хочет создать в Стрельне парадный дворцово-парковый ансамбль с фонтанами и каскадами, чтобы ещё больше украсить здешние края. И тут началось строительство каменного дворца и парка.
В ходе строительства по многим географическим и финансовым причинам государь поменял своё прежнее решение. Пётр I понял, что куда более выгодно и материально, и в связи с ландшафтными условиями, реализовать данный проект в Петергофе.
Молниеносно парадное строительство было перенесено в Петергоф. А Стрельна практически полностью лишилась финансирования. Парк становится — непопулярным, не имеет должного внимания и каменный дворец. Члены императорской семьи останавливались в Стрельне по пути в Петергоф. Тогда Стрельна вступила в эпоху Декаданса.
Эта эпоха закончилось вместе с XVIII веком. Во время правления императора Павла I Стрельна перешла в собственность к его сыну — великому князю Константину Павловичу. С данным событием началось переустройство каменного дворца и воссоздание парка.
После смерти великого князя Стрельна перешла по наследству ко второму сыну императора Николая I — великому князю Константину Николаевичу в 1831 г. Поскольку должности Военно-Морского министра и главы Государственного Совета отнимали у наследника много сил и времени, основные заботы об управлении усадьбой в Стрельне легли на плечи его супруги — Александры Иосифовны.
Благодаря стараниям новой управительницы имение расцветало на глазах. Здесь появились новые парковые сооружения, приусадебное хозяйство заметно разрослось. В Стрельне начала устраивать пышные балы и торжества, празднества и музыкальные вечера, на которых блистают выступлениями — Н. А. Римский-Корсаков, Иоганн Штраус и многие другие знаменитые личности.
Последним владельцем Стрельны был младший сын Константина Николаевича и Александры Иосифовны — великий князь Дмитрий Константинович. Под его патронажем работали местная больница и пожарная дружина.
По приглашению Константина Николаевича Стрельну посетили — св. Иоанн Кронштадтский, певец Ф. Шаляпин, поэты А. Ахматова и А. Блок. После революции 1917 года Дмитрия Константиновича арестовали, в 1919 году его расстреляли в Петропавловской крепости.
При советской власти в великокняжеской резиденции размещалась школа-колония для трудных подростков. После Великой Отечественной войны здесь открылось Ленинградское Арктическое училище.
С 2001 года судьба дворца в корне меняется. Бывшая Стрелина мыза по указу Президента Российской Федерации — Владимира Владимировича Путина обрела статус Государственного комплекса «Дворец Конгрессов», сочетающего в себе функции государственной резиденции, музея и делового центра.
К маю 2003 года — 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга в кратчайшие сроки в Стрельне завершились восстановительные работы. Был возрождён Константиновский дворец. Стрельна обрела общемировую известность. С тех пор и по сей день эта грандиозная достопримечательность является «дипломатическим окном в Европу».
Главные достопримечательности Стрельны
Как добраться до Стрельны
6. Ропша
Дворцово-парковый ансамбль «Ропша» — это императорская резиденция в пригороде Санкт-Петербурга, которая по историко-культурной ценности стоит в одном ряду с дворцовыми комплексами Петергофа, Стрельны, Царского Села, Гатчины, Павловска.
Ропша — один из древнейших населённых пунктов Ленинградской области, впервые упомянутых в Писцовой книге Водской пятины 1500 года, как сельцо Храпши в Кипенском погосте Копорского уезда.
В XVI веке край Ропшу захватили шведы. И поселение стало собственностью вассала шведского короля, генерала Гастфера. На карте Ингерманландии А. И. Бергенгейма, составленной по шведским материалам 1676 года, упоминается как селение Ropsus.
После отвоевания Ропши Пётр I устроил здесь небольшую усадьбу с деревянными строениями и регулярным садом, предназначенную в основном для лечения минеральной водой, на Княжей горе вблизи источника Иордань.
В 1714 году Пётр I пожаловал усадьбу своему сподвижнику — Фёдору Ромодановскому, после смерти которого в 1717 году усадьбу унаследовал его сын Иван. В 1722 году он отдал её в приданое своей дочери Екатерине, вышедшей замуж за Михаила Головкина, сына сподвижника Петра I — Гавриила Головкина.
Ранее в 1712 году Пётр I пожаловал Гавриилу Головкину соседнюю со своей усадьбой мызу с деревнями. В усадьбе Головкиных имелись деревянные строения и регулярный сад. В 1725 году началось строительство каменных хором. Михаил Головкин унаследовал усадьбу после смерти отца в 1734 году. Она была объединена с усадьбой жены.
Усадебный дом в Ропше был значительно перестроен, к чему предположительно имел отношение архитектор Пётр Еропкин. В 1742 году Михаил Головкин был отправлен в ссылку, а усадьба конфискована в собственность казны.
В усадьбе бывала Елизавета Петровна, забавляясь охотой. По её поручению проект преобразования усадьбы разработал Растрелли. На основе старого усадебного дома был создан комплекс построек. Были обустроены Нижний и Верхний сады. Помимо Растрелли, к разработке плана ропшинского ансамбля предположительно имел отношение Жирар.
Елизавета Петровна подарила Ропшу наследнику престола — Петру Фёдоровичу, будущему Петру III. Наследник же после недолгого правления погиб при невыясненных обстоятельствах. Затем Екатерина II пожаловала Ропшу — Григорию Орлову, при котором усадьба была заброшена и пришла в упадок.
В 1785 году Ропшу приобрёл Иван Лазарев. Под руководством Григория Энгельмана и Томаса Грея были проведены преобразования ропшинского паркового комплекса. Была создана сложная система водоёмов, посажены деревья и кустарники, устроены оранжереи. Под руководством Антонио делла Порто были реконструированы сооружения. Юрием Фельтеном была потсроена бумажная фабрика.
В 1801 году Лазарев продал усадьбу Павлу I, который вскоре был убит. При Александре I Ропша находилась в ведении Кабинета Его Императорского Величества. В 1826 году Ропша была подарена Александре Фёдоровне — жене Николая I.
При Николае I управление усадьбой осуществлялось Собственной Его Императорского Величества канцелярией, затем — Департаментом уделов. На протяжении XIX века в усадьбе периодически велись разнообразные работы по её обустройству, также создавались подробные планы местности. В Ропше и окрестностях охотился Николай II.
После Октябрьской революции советское правительство национализировало Ропшинское имение. На территории поселения были образованы: Всесоюзный рыбный питомник, колхоз имени Ленина, позднее вошедший в состав совхоза «Красная Звезда», а также животноводческий совхоз «Октябрьский».
С сентября 1941 по январь 1944 года Ропша была оккупирована немецкими войсками. В годы Великой Отечественной войны в помещениях дворца размещался госпиталь вермахта. Ропша упоминалось в директивах высшего немецкого военного командования в качестве стратегически важной господствующей высоты, с которой просматривалась панорама центральной части города.
19 января 1944 года советские войска освободили Ропшу от немецко-фашистских захватчиков. Москва салютовала воинам-освободителям 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.
После Великой Отечественной войны Ропшинская усадьба, на территории которой находилась лётная войсковая часть, была полностью восстановлена. В здании дворца размещался штаб. В этот период дворцово-парковый ансамбль поддерживался в хорошем состоянии.
Войсковая часть покинула дворец приблизительно в 1977—1978 гг. Дворец стал заброшенным и стоял с окнами, забитыми железными листами. В 1985 году дворец был передан на баланс Ломоносовской птицефабрике.
Там планировалось построить санаторий на 500 птичниц. Начались реставрационные работы, которые прервал пожар, случившийся в 1990 году. В конце 1980-х — начале 1990-х в здании опять случались пожары, которые сильно повредили дворец.
В начале 2010 года дворец находился в заброшенном состоянии: крыши не было, часть стен была исписана, часть обрушилась. Кое-где оставалась лепнина. Парки был запущены и замусорены, малые пруды постепенно превращались в болота. От былого величия усадьбы не осталось практически ни следа.
В 2004 году Ропшинский дворец был включён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».
В 2012 году он становится объектом культурного наследия федерального значения, «Дворец со службами и парком, XVIII-XIX вв.» и был передан в оперативное управление ГМЗ «Петергоф».
Сейчас Ропшинский дворец — памятник федерального значения, является федеральной собственностью. Останки строений и заброшенный парк находятся под эгидой ЮНЕСКО и охраняются государством. Сегодня здесь ведутся большие реставрационные работы.
Главные достопримечательности Ропши
Как добраться до Ропши
7. Царское Село (Пушкин)
Государственный музей-заповедник «Царское село» с дворцово-парковым ансамблем расположен в городе Пушкине. Его строительство датируется XVII-XIX вв. Статус музея он получил в 1918 году, в 1992 стал музеем-заповедником.
Территория Царского села поделена на 2 части — Екатерининский и Александровский парки. Каждый из них имеет свою архитектурную композицию, включающую главные и второстепенные строения, а также парки и сады.
Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства.
Эта территория издавна входила в состав древнерусских земель. В XII веке край назывался «Ижорской землей Господина Великого Новгорода», в XVII веке «Ижорская земля» была оккупирована шведами. Возвращение России этих территорий началось в 1702 году с победой России в Северной войне.
На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff» или «Saaris moisio», что в переводе с финского означает — «мыза на возвышенном месте». По-русски — Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII в.
Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором Санкт-Петербурга. В 1710 года 24 июня по приказу Петра I мыза была «отписана» будущей жене государя — Екатерине Алексеевне, и включена в разряд дворцовых земель.
В 1710–1720 годах на месте усадьбы была построена загородная царская резиденция, вокруг которой появились деревни, а также слобода дворцовых служителей. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села.
В течение 2-х столетий Царское Село являлось летней парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось при участии правительственных ведомств.
После Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие здания города новые власти передали учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям для детей.
В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село. В 1918 году 9 июня Екатерининский дворец был открыт как музей. В ознаменование 100-летней годовщины трагической гибели А. С. Пушкина в 1937 году город, где будущий поэт воспитывался в Императорском лицее, стал называться его именем.
В январе 1983 года дворцам и паркам города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник — Царское Село.
Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — XX вв. Желания и капризы венценосных заказчиков здесь воплощали в жизнь самые знаменитые в мире, гениальные и выдающихся зодчие, скульпторы, мастера, архитекторы, художники, живописцы, проч.
В Царском Селе сосредоточены лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма. Именно здесь появились первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн. Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец — великолепный образец отечественного барокко.
Восхищают роскошью убранства Большой зал и Золотая анфилада парадных помещений, среди которых — всемирно известная Янтарная комната, возрожденная к новой жизни. Сегодня, входя во дворец, можно почувствовать дух елизаветинской и екатерининской эпох и познакомиться с уникальными произведениями изобразительного и прикладного искусства.
В Царском Селе находится одно из лучших творений архитектуры классицизма — Александровский дворец. Пройдя по комнатам его жилой половины, открытым для посещения, можно получить представление о художественных пристрастиях последних представителей династии Романовых, осмотреть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.
Свыше 100 памятников рассредоточено по территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью в 300 га. Это величественные дворцы и интимные павильоны, мосты и мраморные монументы, а также экзотические сооружения в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры, сообщающие уголкам парков романтическую атмосферу.
Дворцы и парки уникального Царскосельского ансамбля значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Екатерининский дворец, находившийся на оккупированной территории в течение 28 месяцев, к 1944 году превратился в обгоревшие руины.
Некоторые парковые павильоны были частично или полностью разрушены. Серьёзные повреждения получили и другие здания комплекса. В парках Царского Села, изрытых траншеями и блиндажами, было разрушено 25 мостов, около 50 плотин, дамб и каскадов.
Реставрационно-восстановительные работы в заповеднике, начавшиеся в 1950-х годах, можно без преувеличения назвать беспримерными в международной практике.
Архитекторы и реставраторы по сей день воссоздают бесценное наследие прошлого, применяя традиционные материалы и технологии позолотных, камнерезных, лепных и других работ мастеров XVIII–XIX веков, секреты которых открываются вновь на основе документальных источников.