Что находится по краям ткани
Урок технологии «Элементы материаловедения». 5-й класс
Разделы: Технология
Класс: 5
Цель: систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении; формировать представление о ткани как о двух системах нитей; научить определять направления нитей основы и утка; воспитывать уважение к труду старших поколений.
Наглядные пособия: коллекции “Хлопок” и “Лён”; волокна (вата), пряжа (нити из тканей), иллюстрации прядильного производства; образцы тканей с кромками; схема получения ткани на ткацком станке.
Оборудование и материалы: вата, лупы, иглы (колышки), образцы тканей, компьютер (презентация)
На классной доске размещены термины: материаловедение, натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён-долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, готовая ткань, лицевая сторона ткани, полотняное переплетение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение и объяснение нового материала с практическим закреплением.
Проводится беседа о тканях. Они могут быть однородные по составу: из натуральных волокон растительного происхождения (хлопчатобумажные, чистольняные), животного происхождения (чистошерстяные, натуральный шелк), из химических волокон (искусственные, синтетические) и из различных видов ниток.
Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Ткани широко применяются в быту. Из них шьют одежду, бельё. Различные виды тканей используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни.
В настоящее время использую большое количество различных волокон, как натуральных (хлопчатобумажные, лён, шерсть и т.п.), так и химических (вискоза, ацетат, капрон, лавсан и т.п.).
Льняные ткани изготовляют из льняных волокон. Лен называется русским шелком. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм. В каждом из них 350 – 650 волокон.
Ткани изготавливают из волокна. Представление о волокне можно получить, рассмотрев кусочек ваты.
Из волокна на текстильных фабриках получают нити (пряжу), а из нитей вырабатывают ткань.
Таким образом, ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей, а каждая нить в свою очередь содержит несколько отдельных, скрученных между собой, тоненьких волокон.
Нити (пряжу) используют не только для производства ткани, но и для изготовления различных ниток, тесьмы, сутажа и других текстильных изделий.
Производство пряжи – сложный процесс. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют, очищают от сора, перемешивают, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули.
Процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить – пряжу, называют прядением. На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщица. Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из неё вырабатывают ткань.
Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получают путем переплетения нитей.
Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы, а нити, расположенные поперек, называют нитями утка.
Нити основы очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края – кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.
Существуют различные виды переплетения нитей в тканях. Самое простое переплетение – полотняное.
Это наиболее распространенный вид переплетения, когда нить утка проходит поочередно то над нитью основы, то под ней. У ткани полотняного переплетения лицевая и изнаночная стороны одинаковые.
Ткани могут быть и неоднородные – состоящие из разных видов волокон. Ткани, состоящие из разных видов волокон, называют по более ценному волокну, например изготовленные из хлопка и льна называют полульняными, из шерсти и химических волокон – шерстяными.
III. Лабораторно-практическая работа.
Определение в ткани направления нитей основы и утка
По кромке (вдоль или поперек кромки)
По степени растяжения (растягивается больше или меньше)
По звуку (звук звонкий или глухой)
Толщина (толстая или тонкая)
Гладкость (гладкая или пушистая)
Ткань, снятая с ткацкого станка (суровая), имеет грязновато-серый или желтоватый цвет, шероховатую (негладкую) поверхность. Эту ткань подвергают отделке: удаляют с поверхности ткани кончики волокон, отбеливают, красят (опусканием в краситель) или печатают (наносят рисунок).
Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки.
IV. Физминутка
V. Лабораторно – практическая работа
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани
с печатным рисунком
с блестящей поверхностью
Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, толщине, прочности, волокнистому составу, способности пропускать воздух и сохранять тепло. Все эти особенности тканей называются их свойствами.
Все свойства тканей делятся на физико-механические, гигиенические и технологические. В зависимости от свойств ткани имеют свое применение и правила ухода за ними.
Определение свойства тканей из натуральных растительных волокон
Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей
Физико-механические свойства
Гигиенические свойства
теплозащитные свойства
Технологические свойства
Положительные и отрицательные качества хлопчатобумажных и льняных тканей и их применение
Положительные качества
Отрицательные качества
Значительная прочность, легко впитывают влагу, быстро высыхают, легко стираются, гладятся, красивы и удобны в носке
При стирке садятся (уменьшаются) по нити основы, сильно сминаемы
Постельное белье, бытовая одежда
Очень прочные, хорошо впитывают влагу
Сильно сминаются, осыпаются, сильно садятся при стирке
Постельное белье, бытовая одежда
VII. Заключительная часть.
Индивидуальные тестовые задания по технологии для учащихся 5 классов (ФГОС)
Карточка № 1
Какие волокна относятся к натуральным:
2. По каким признакам определяют нить основы?
3. Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги называется:
4. Процесс определения размеров изделия – это
2. фиксация резинкой линии талии
5. Ширину фартука определяют по мерке
1. Что находится по краям ткани?
2. Долевую нить можно определить:
3. У какой ткани растяжение по основе и утку незначительное
2. хлопчатобумажной ткани
1. чертеж 2. выкройка 3. фигура
5. Прозрачная бумага для копирования выкройки
1. кулиска 2. калька 3. копирка
1. При резком растяжении ткани по направлению каких нитей звук
2. Процесс получения ткани из пряжи – это
3. Как называют ткань снятую с ткацкого станка
4. Какая мерка используется для определения длины фартука на
1. От 2. Об 3. Ог 4. Ди 5. Р
5. Инструмент для снятия мерок
3. сантиметровая лента
1. Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения
2. У каких тканей нити толстые, неодинаковой толщины
2. хлопчатобумажной ткани
3. По каким признакам определяют нить основы
4. Графическое изображение изделия в соответствии с размерами
1. чертеж 2. выкройка 3. фигура
5. Какие мерки используют для построения фартука
1. От 2. Об 3. Ог 4. Ди 5. Оп
1. Как называются нити, которые прокладывает челнок
2. Какие волокна идут на производство ситца
3 . При резком растяжении ткани по направлению каких нитей звук
4. По какой формуле рассчитывают ширину фартука
5. Чертёж фартука строят на половину фигуры
1. Какие нити более толстые, пушистые
2. У какой ткани растяжение по основе и утку незначительное
2. хлопчатобумажной ткани
3. Определите схему производства ткани
1. ткачество – прядение- отделка
2. отделка – ткачество – прядение
3. прядение – ткачество – отделка
4. От какой мерки зависит длина пояса
1. От 2. Об 3. Ог 4. Ди
5. Подгибка ткани на изделии, через которую продёргивается пояс или
1. кромка 2. кулиска 3. припуск
1. При изготовлении тканей применяются переплетения
2. Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения
3. Кромка направлена вдоль каких нитей
4. По какой формуле рассчитывают длину пояса
5. Направление нити основы на выкройке показывают
1. линией 2. стрелкой 3. кружочком
1. Что служит сырьем для получения хлопчатобумажных тканей
1. лен 2. мохер 3. хлопок
2. У какой ткани лицевую сторону определяют по чистоте отделки
3. По каким признакам определяют нить основы?
4. Какую мерку снимают вертикально от линии талии до желаемой длины изделия
1. От 2. Об 3. Ог 4. Ди
5. Мерку От используют для определения в фартуке
1. ширины фартука 3.длины фартука
2. длины пояса 4. ширины пояса
1. Что такое набивная ткань
2. разрисовали кисточками
3 напечатали рисунок краской
Какие волокна относятся к натуральным:
3. Ткань растягивается больше по направлению нитей
4. Мерку Об используют для определения в фартуке
5. По какой формуле рассчитывают длину пояса
1. По каким признакам определяют лицевую сторону ткани
2. При резком растяжении ткани по направлению каких нитей звук
3. Какие нити более гладкие и прочные
4. Графическое изображение изделия в соответствии с размерами
1. чертеж 2. выкройка 3. фигура
5. При расчете ширины фартука по формуле Об : 4 +6, число 6 является
1. прибавкой на свободу облегания
2. припуском на шов
1. Процесс получения ткани из пряжи – это
2. Нить утка определяет в ткани:
3. По каким признакам определяют нить основы
4. Направление нити основы на выкройке показывают
1. линией 2. стрелкой 3. кружочком
5. Мерку Об используют для определения в фартуке
1. Процесс получения пряжи из волокон – это
2. У каких тканей нити толстые, неодинаковой толщины
2. хлопчатобумажной ткани
Какие волокна относятся к натуральным:
4. Нить основы обозначается на выкройке пояса
5. Прозрачная бумага для копирования выкройки
1. кулиска 2. калька 3. копирка
1. Сырьём для получения тканей служат
2. Определите схему производства ткани
1. ткачество – прядение- отделка
2. отделка – ткачество – прядение
3. прядение – ткачество – отделка
3. Ткань растягивается больше по направлению нитей
4. Процесс определения размеров изделия – это
2. фиксация резинкой линии талии
4. Какая мерка используется для определения длины фартука на
1. От 2. Об 3. Ог 4. Ди 5. Р
1. У каких тканей нити толстые, неодинаковой толщины
2. хлопчатобумажной ткани
2. По каким признакам определяют нить основы
3 . При резком растяжении ткани по направлению каких нитей звук
4. Графическое изображение изделия в соответствии с размерами
1. чертеж 2. выкройка 3. фигура
5. Ширину фартука определяют по мерке
1. Ширину ткани определяют
2. Что находится по краям ткани?
4. Процесс определения размеров изделия – это
2. фиксация резинкой линии талии
5. По какой формуле рассчитывают ширину фартука
1. Долевую нить в ткани можно определить:
2. Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения
1.льняные 3. шерстяные
2. хлопковые 4. шёлковые
3. Процесс получения пряжи из волокон – это
1. отделка 3. ткачество
2. переплетение 4. прядение
4. Чертёж фартука строят на половину фигуры
5. При расчете ширины фартука по формуле Об : 4 +6, число 6 является
1. прибавкой на свободу облегания
2. припуском на шов
1. Процесс получения ткани из нитей – это
1. отделка 3. ткачество
2. переплетение 4. прядение
2. Из чего делают пряжу
1. из нитей 3. из стеблей
2. из волокон 4. из ваты
3. У каких тканей нити толстые, неодинаковой толщины
2. хлопчатобумажной ткани
4. Ширину фартука определяют по мерке
5. Прозрачная бумага для копирования выкройки
1. кулиска 2. калька 3. копирка
1. Какие нити более тонкие, ровные, гладкие
2. Нить утка определяет в ткани:
3. Что такое набивная ткань?
2. разрисовали кисточками
3 напечатали рисунок краской
4. Мерку Об используют для определения в фартуке
5. Подгибка ткани на изделии, через которую продёргивается пояс или
1. кромка 2. кулиска 3. припуск
Ответы на карточки 5 класс
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Индивидуальные тестовые задания по технологии для учащихся 5 классов ( ФГОС) для проверки знаний по разделам « Элементы материаловедения», «Конструирование фартука».
Контроль или проверку знаний по данному тесту можно провести при обобщении знаний изученных разделов Учащимся предлагается выбрать один или несколько вариантов ответов из предложенных.
Выдержка из текста:
Карточка № 1
1. Какие волокна относятся к натуральным:
2. По каким признакам определяют нить основы?
3. Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги называется:
4. Процесс определения размеров изделия – это
5. Ширину фартука определяют по мерке
Номер материала: 16111101300
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 13. Текстильные материалы. Классификация.
Технологии производства ткани
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Волокно – тонкая непрядёная нить растительного, животного или минерального происхождения.
Ровница – промежуточный продукт при производстве пряжи, который вырабатывается путём деления или вытягивания очищенного, расчёсанного сырья и небольшого скручивания волокнистой ленты на ровничных машинах.
Прядение – процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити.
Пряжа – нить, скрученная из продольно и последовательно расположенных волокон. Пряжу делают из натуральных волокон (шерсть, хлопок, лён, шёлк) или различных химических волокон.
Ткачество – это процесс получения тканей из пряжи.
Ткань текстильная – изделие, образованное в процессе ткацкого производства путём переплетения нитей. Нити, идущие вдоль полотна ткани, называются нитями основы или долевой. Нити, расположенные поперёк нитями утка.
Кромки – это полосы, образующие неосыпающиеся края с двух сторон полотна вдоль долевой нити.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Посмотрите на свою одежду. Из чего она изготовлена? Это ткань – материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.
Если рассмотреть кусочек ткани близко, то можно увидеть, что она состоит из переплетённых между собой нитей. Эта нить называется пряжа.
Каждая такая нить состоит из множества скрученных между собой тонких волокон.
Сравните рубашку и пальто, спортивный костюм и халат. Вы видите, что ткани, из которых изготавливаются швейные изделия, бывают тонкие и толстые, гладкие и пушистые, мягкие и жёсткие, мнущиеся и немнущиеся.
От чего зависят свойства тканей?
В первую очередь свойства тканей зависят от волокна, из которого производят пряжу для ткацкого производства.
По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна – это волокна, которые нам даёт природа. К ним относятся волокна растительного происхождения (лён и хлопок) и животного происхождения (шерсть и пух животных, коконы тутового шелкопряда), а также минерального происхождения (асбест).
Химические волокна – волокна, которые люди производят искусственным путём на промышленных предприятиях.
Наиболее известные волокна растительного происхождения в нашей стране – это хлопок и лён.
Хлопчатник представляет собой кустарник высотой около 1 м.
Хлопковое волокно – находится в семенных коробочках хлопчатника. Волокна покрывают семена растения, то есть растут на семенах внутри плода – коробочки. Такие волокна называют семенными. На каждом семени развивается 7–15 тыс. волосков. Это и есть хлопковые волокна. Длина волокна хлопка от 12 до 60 мм. Чем длиннее волокна, тем лучшего качества получаются пряжа и ткани.
Волокна из хлопка используются для изготовления пряжи для ручного вязания, для изготовления х/б ниток, тканей самого различного назначения, и для верхней одежды, и для нижнего и постельного белья, полотенец, скатертей, спортивной формы и много другого.
После сбора хлопчатника происходит первичная обработка, очистка и сортировка, а затем упаковка в кипы (прессование).
Лён называют русским шёлком. Это уникальное волокнистое растение с длинными, красивыми и прочными и прочными волокнами. Длина стебля до 1200 мм в каждом из них находятся 350–560 волокон.
Разновидностей льна очень много. Есть лён, который выращивают только ради красоты – его называют декоративным. Ради масла сеют лён-кудряш. А ради волокон выращивают лён-долгунец.
Именно лён-долгунец является основным поставщиком льняного волокна. Чем тоньше, длиннее и ровнее волокно, тем лучше качество пряжи и тканей, изготовленных из него.
Лён растёт в средней полосе России. Технологии выращивания и обработки льна с течением времени практически не изменялись. Сначала лён собирают и получают льняную солому. Это выполняют с помощью машин. Затем его вымачивают, далее осуществляется первичная обработка: сушка, мятье, трепание. После чего следует прядильное производство: чесание, формирование ленты, а из ленты – ровницы производство пряжи.
Этапы производства льна. От цветка до одежды
Из льняной пряжи вырабатывают бельевые полотна, простыни, полотенца, столовое белье, летние костюмные ткани, брезенты, парусины, пожарные рукава, шнуры, обувные нитки.
Кроме льна и хлопка выращивают такие волокнистые растения как:
Кенаф – однолетнее травянистое растение. Джут – однолетнее растение, возделываемое в субтропических странах.
Волокна, получаемые из этих растений, несколько грубее и поэтому идут в основном на технические цели, т.е. на изготовление циновок, мешков, сумок.
Первым этапом в производстве ткани является получение пряжи из волокон.
Пряжа – это тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путём их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий. На прядильных машинах с помощью веретён из ровницы вырабатывают пряжу.
Цель прядения – получение длинной, равномерной по толщине пряжи.
На прядильных фабриках работают люди различных профессий – прядильщицы, ровничницы, чесальщицы. Прядильщики обслуживают одновременно несколько прядильных машин. Они ликвидируют обрыв ровницы и пряжи, меняют бобины, выполняют работу по уходу за оборудованием.
Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают ткань. На современном ткацком станке легко управляется с работой ткачиха, не прикладывая особой физической силы. Она обслуживает одновременно несколько станков, следит за их бесперебойной работой.
На станке ткань изготовляются путём переплетения нитей. Эти переплетения называют ткацкими. Они бывают простыми и сложными. Самое распространённое простое переплетение – полотняное. К этому классу также относятся сатиновое, атласное и саржевое.
Нити, образующие ткацкие переплетения имеют своё название. Нити, идущие вдоль полотна ткани, называются нитями основы или долевой. Нити, расположенные поперёк нитями утка.
Нить основы гладкая, тонкая, равномерная по толщине, сильно скручена и натянута, как струна, плотная, жёсткая и прочная. Не поддаётся растяжению.
Нить утка пушистая, толстая, неравномерная по толщине, гибкая и мягкая. Нити утка поддаются растяжению.
Умение определять направление нитей основы и утка имеет важное значение при раскрое ткани и шитье. Неправильное расположение детали относительно нити основы может привести к деформации готового изделия.
Финальной операцией при производстве тканей из натуральных волокон является отделка. Ткань снимают с ткацкого станка и подвергают отделке:
Отбеливают и окрашивают (красят или наносят рисунок).
Ткань прошедшую отделку называют готовой.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 2. Зачеркните понятия, которые не относятся к волокнам растительного происхождения