Что находится на престоле
Священные предметы используемые на православном богослужении
В алтаре главным местом является престол – освященный четырехугольный стол. В первые века христианства в подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика. В надземных церквах престолы сначала были деревянными, в виде обыкновенного стола, потом стали изготовляться из драгоценных металлов, камня, мрамора.
Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Престол изображает собою и гроб Христов, ибо на нем полагается Тело Христово.
Святой престол и священные предметы, хранящиеся на нем и рядом с ним:
запрестольный крест, святой престол, семисвечник, дарохранительница, напрестольный крест, антимнис, напрестольное евангелие
Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды. Нижняя белая одежда называется срачицей, она изображает собой плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя. Верхняя одежда,индития, делается из драгоценной блестящей ткани и символизирует славу престола Господня.
Престол является особенным местом присутствия славы Божией и прикасаться к престолу могут только священнослужители.
На престоле находятся антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.
Жертвенник и священные предметы, находящиеся на нем:
копие, кадило, жертвенник, лжица, малые покровцы, большой покров воздух, звездица, дискос, святая чаша или потир, ковш с блюдцем, губка
Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Господа Иисуса Христа. В антиминс обязательно зашивается частица мощей какого-либо святого. Это правило восходит к первым векам христианства, когда Литургия совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию. Слово «антиминс» означает «вместопрестолие», поскольку, по сути, он представляет собой переносной престол. На антиминсе можно совершать Литургию в походном храме или каком-либо другом месте.
На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Святых Даров.
Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается в шелковый плат – илитон, изображающий собою пелены, которыми повит был Младенец Христос по рождестве, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Тело Спасителя при погребении во гробе.
Сверху антиминса полагается Евангелие, обычно украшенное, в драгоценном переплете, с изображениями иконы Воскресения Христова, а по углам – четырех евангелистов.
Рядом с Евангелием полагается крест, потому что на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется «напрестольным».
Дарохранительницей называется сосуд, в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.
Дароносицей называется маленький ковчежец, в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.
За престолом стоит семисвечник (подсвечник с семью лампадами), а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом.
На жертвеннике находятся священные предметы:
Святая Чаша или потир – сосуд, в который вливается вино с водою, прелагаемое на Литургии в Кровь Христову.
Дискос – небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для преложения его на Божественной Литургии в Тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли, и гроб Спасителя.
Звездица состоит из двух небольших металлических дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор [57] частицам.
Лжица – ложечка, употребляемая для причащения верующих.
Губка или плат – для вытирания сосудов.
Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами.
Большой покров, покрывающий вместе чашу и дискос, называется возду хом. Он знаменует собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, и Его погребальные пелены (плащаницу).
Что такое алтарь в церкви и почему туда нельзя женщинам?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Вот как пишет о нем автор древнерусского сочинения «Толковая служба»:
«Алтарь есть престол Божий… Столпцы алтарныя суть колена Господня… двери алтарю образ Спасов».
Таково самое священное место храма – образ Царства Небесного.
Что такое алтарь в церкви?
Его название значит на латыни «возвышенный жертвенник». Это же – пожалуй, древнейшее определение места:
Жертвоприношение Каина и Авеля
История
Многие столетия люди, пытаясь вернуть утраченное по грехопадении первых людей Адама и Евы Царство Небесное, строили храмы, а в них жертвенники, как они думали, богам, в реальности же – низшим духовным сущностям, падшим ангелам. Хотя порыв человека был в основах своих благороден, греховное повреждение его духовного зрения вело к тому, что над многими сбывались слова Апостола:
«Не понимаю, что делаю: потому что не тоделаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю»
Служение Истинному, Живому Богу совершал только один народ – евреи.
У древних иудеев
Впервые «Святое Святых», место реального присутствия Божия, появилось в Скинии – походном храме, устроенном пророком Моисеем сразу после того, как евреи покинули Египет. В этой особым образом устроенной палатке имелось место, скрытое от людей завесой. Здесь пребывал Ковчег Завета, а в нем – каменные скрижали с Заповедями, процветший жезл первосвященника Аарона, знаменовавший его Божественное избрание, наконец, сосуд с небесной пищей, манной, которой иудеи 40 лет питались среди пустыни. На этом месте. Господь таинственно открывал Свою волю Моисею.
К тому времени Ковчег был уже утрачен, но со Своим избранным народом по-прежнему был Бог – а значит, было Святое Святых – пусть теперь это был пустой зал площадью 10х10 м. Раз в году заходил сюда первосвященник с жертвенной кровью, молитвой за грехи народа.
Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения
Храмы первых веков Церкви
В минуту смерти Господа завеса, скрывавшая святилище, разодралась надвое, открывая священное место. То было явное знамение того, что разрушена преграда между Творцом и человеком. А потому первые христианские храмы не имели ни завес, ни иных преград, которые бы отделили место совершения таинства от остального пространства церкви.
Но прошло несколько столетий. Горячая вера стала ослабевать, а по прекращении трехсотлетних гонений к Церкви потянулись люди, не имевшие духовного опыта первых христиан. По преданию, свт. Василий Великий, архиерей города Кесарии области Каппадокии, однажды увидел, как сослуживший ему диакон засмотрелся на присутствующую за богослужением женщину – тут же Дух Святой отошел от служащих. Говорят, именно свт. Василий впервые ввел завесу, отделившую самое священное место храма.
А спустя много столетий священник Павел Флоренский скажет:
«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто».
Схема алтаря
Схема устройства православного алтаря
Устройство алтаря
С этой, самой главной части, начинается строительство любого храма. Архитекторы говорят, что форма, декор, даже – радиус алтаря и главного купола у древних церквей чаще всего совпадают. Это не случайно: ведь храм – единый ансамбль, Небо на земле, а сердце его – так, где престол.
Где находится?
Подходя к храму, можно заметить один или несколько полукруглых выступов. Они называются апсидами, а делаются для алтаря. По ним можно увидеть, сколько престолов имеет храм – например, трехпрестольный обычно включает три апсиды – центральную, большего размера, и две меньшие по бокам. Внутри церкви место расположения алтаря также легко определить по иконостасу – нескольким рядам святых образов. Они скрывают священное место. Внутрь ведут так называемые «царские врата» а еще двое других – северные и южные, именуемые диаконскими.
Почему на востоке?
Как правило, храмы ориентированы таким образом, чтобы первые лучи восходящего солнца падали на престол. Традицию обычно связывают с тем, что на востоке, согласно Книге Бытия (Быт.2:8) находится Рай:
Однако, традиция сложилась не сразу, не везде:
Действующая церковь свт. Николая под Псковом. Её алтарь ориентирован не на восток. Фото автора статьи, июль 2011 г. 9.30 утра, по теням видно, где солнце.
Как выглядит священный алтарь: описание
Особенность этой части храма – то, что он на некотором возвышении по отношению к нефу (где собираются молящиеся), притвору (западной части церкви).
Что там находится
Сейчас здесь обычно:
Престол
Это часть алтаря, известная еще со времен Древней Церкви. Первоначально таинство Евхаристии совершалось непосредственно на каменной гробнице мученика, которая служила престолом. Именно отсюда пошел обычай позднейших храмов иметь в престоле частицу мощей святых. Он окончательно утвердился с VIII в.
Престол и сень над престолом Успенского собора
Московского Кремля
Мощи вложены также в находящийся на престоле особый плат, по-гречески именуемый «антиминс» (слово буквально означает «вместо престола»). На таком плате литургия может быть совершена даже вне храма.
Есть свидетельства, что во времени гонений советских лет заключенные священники не раз служили литургию буквально на мощах – на груди умирающего от голода, непосильного труда мученика. Вот рассказ свидетеля подобных богослужений, архимандрита Тавриона:
«Как служили без антиминса, без престола? Один священник ложился, а остальные служили у него на груди. Вместо просфоры – хлеб. Господь на Тайной вечере сказал, что хлеб пресуществляется в Его Тело. А вместо вина – вода. В Кане Галилейской Господь претворил воду в вино. И мы все причащались. Были радостны и веселы! С Богом нигде нет потерь!»
Ныне престол может быть изготовлен из дерева, либо камня. Деревянный престол покрывается облачением из парчи. Каменный облачения из ткани может не иметь: для него часто делаются облачения из дорогого металла, с украшением драгоценными камнями.
Такое облачение имел престол храма Святой Софии Константинополя. А его верхняя доска была изготовлена из чистого золота с вкраплением драгоценных камней.
Поверх облачения престола полагаются:
Кроме того, на престоле находятся Дарохранительница, лампада.
Жертвенник
Сейчас так именуют северную часть алтарного пространства, а также собственно столик, на котором находятся священные сосуды для совершения главного Таинства. Здесь до начала литургии (во время чтения Часов) священник совершает Проскомидию, приготовляя жертвенный хлеб к Евхаристии.
Такое расположение жертвенника – позднее, утвердившееся как повсеместный обычай не ранее VI-VIII вв.
Взяв сосуды, священники, диаконы столь же торжественно возвращались. При этом верующие просили их молитв о себе, на что священники отвечали: «Всех вас да помянет Господь во Царствии Своем!». Именно так первоначально возник обычай, именуемый ныне Великим Входом. Впоследствии он получил богословское толкование, символизируя шествие Христа на Голгофу.
Кафедра
Точное название этой части – «ἡ ἄνω καθέδρα», или «верхняя кафедра». По-славянски ее также именуют Горним местом. Здесь находится особое кресло, обычно обильно украшенное. Это – место Господа, восседающего среди Своих учеников. Если храм приходской – на Горнем месте всегда горит лампада, означающая невидимое присутствие Иисуса Христа. В кафедральном соборе его во время службы занимает епископ.
Близ Горнего места расположены также скамьи для священнослужителей, где они восседают в некоторые моменты богослужения.
Горнее место в алтаре
Ризница
Это южная часть, по-другому называемая диаконником. Здесь хранятся облачения священников, других служителей, а также богослужебные книги, другие предметы.
По крайней мере до XVIв. на Руси ризницу именовали также «кутейником», от названия традиционного блюда, подаваемого на поминках. Ведь по древнерусской традиции именно сюда прихожане приносили свечи, записки о упокоении сродников. Несли также продукты, которые ныне принято оставлять на панихидном столике.
Так, в ризнице Архангельского собора Кремля Москвы находится могила Ивана IV, а также его сыновей Ивана и Феодора.
Возвышение перед алтарем
Во-первых, это так называемая солея она тянется на всю ширину иконостаса. Первоначально она была нужна для того, чтобы службу лучше видели и слышали все прихожане, даже стоящие далеко. Центр солеи – полукруглый выступ точно пред царскими вратами, называется амвоном. С него обычно читается писание, говорятся проповеди.
Подобные амвоны, конечно, не были выступами на солее: их размещали по центру храма. С них пелись антифоны, читались проповеди. На амвоне же происходило венчание на царство.
Чем отличается католический от православного
Прежде всего – тем, что под алтарем понимается не пространство, а только стол для совершения Евхаристии. Он не отделен иконостасом, верующие видят все моменты богослужения.
Еще одно отличие – то, что Дарохранительница находится, как правило, в специальном шкафчике, на стене за алтарем или поблизости. Узнать его можно по особому рисунку или орнаменту. Иногда его оформляют как звезду. Входящий в храм католик, прежде всего, преклоняет одно колено, совершая крестное знамение с поклоном Святым Дарам.
Алтарь церкви Мадлен в Париже
Почему женщинам нельзя заходить?
С ветхозаветных имен известен запрет на внесение во Святое Святых иной крови, кроме жертвенной. Так как суть христианской литургии – Жертва Тела и Крови Сына Божия, этот запрет продолжает действовать. Согласно 44 Правилу Лаодикийского Собора (360 г.) женщинам возбранен вход в алтарь «по причинам непроизвольного месячного течения». Однако иногда нахождение здесь ради помощи за богослужением возможно. Обычно по особому благословению допускаются:
Кому можно?
Это священники, диаконы, низшие церковнослужители. При этом входить через царские врата может только священник или епископ. Помимо служителей Церкви до революции право входа также имел царь.
Есть такое понятие: «свеча в алтарь» — в чем смысл?
Это пожертвование храму, которое по мере возможности делается прихожанином. Необходимы свечи, горящие на престоле, стоящие на жертвеннике. Кроме того, священники стоят со свечами во время Всенощного бдения, когда читается Евангелие. Такие свечи или приобретаются храмом, или жертвуются усердными прихожанами.
Престол Божий и Голгофа, место сослужения Ангелов земным священнослужителям – таково сердце любого православного храма, пусть даже самого скромного.