Что надевают монашки на голову

Одежда монаха — что, как и зачем носят

Что такое православное монашество

Монашество как отдельный вид христианской жизни оформился к 4 веку в Египте. К этому времени стали появляться первые монашеские общины. Живущие в них христиане ведут иноческий образ жизни, то есть иной, отличный от остальных верующих. Это отличие заключается как во внутренних изменениях (постоянная молитва, смирение), так и во внешних атрибутах. Таких, как одежда монаха.

Для каждого верующего человека свойственно задумываться о своей духовной судьбе. Христианин должен самостоятельно выбрать путь ко спасению. Не может быть одинакового пути для всех. Здесь должны учитываться особенности каждого человека, его призвание и духовные силы. Это может быть супружеская жизнь в христианском браке или целомудренная безбрачная жизнь. Оба пути признаны Церковью одинаково спасительными для человека.

«Бог, пекущийся о нашем спасении, дал жизни человеческой двоякого рода направление, то есть супружество и девство, чтобы тот, кто не в состоянии вынести подвига девства, вступил в сожитие с женою» (святитель Василий Великий, 330-379).

Кто такие монахи

С греческого языка «монах» (μοναχός) переводится как «уединенный, один». Это означает, что монах для приближения к Богу и подражания образу жизни Спасителя удаляется от мира. Это исполнение слов Господа:

«И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Евангелие от Матфея, 19:29).

Монашество является особым даром служения Богу.

Слово «мир» в Православии многозначно. Под ним понимается человеческое общество, после грехопадения первых людей (Адама и Евы) ориентированное на достижение только материальных, земных целей. Миром называют совокупность грехов и страстей, а также мирские ценности, которые противоречат христианскому учению. Православное понимание удаления от такого «мира» — это стремление уберечь душу и тело от различных искушений, соблазнов и грехов, которые отдаляют человека от Создателя.

В Первом послании к коринфянам (7:32) апостол Павел писал:

«Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене».

Христиане, стремившиеся полностью посвятить свою жизнь Господу, стали избирать девственный, то есть безбрачный, образ жизни. Однако в первые века христианства это не предполагало изоляции от общества. Затем желающие уединиться стали селиться в пустынях, пещерах, лесах. Отсюда определение монахов как пустынножителей, отшельников. Отшельники годами жили в полном одиночестве, проводя свои дни в труде и молитвах. Первым из отшельником считается преподобный Павел Фивейский (228-341). Он около 60 лет прожил в Фиваидской пустыне (Египет).

«По течению, как известно, плывет только мертвая рыба. А монах – это человек, взявший на себя подвиг ни много ни мало противостояния миру и злу, которое есть в мире. Для этого требуются особые внутренние силы, которые нужно в себе воспитать. И, конечно, без Божиего призвания, без сугубого Божиего благословения, без благодати, которая поддерживает человека в этом подвиге, монахом быть невозможно» (иеромонах Сергий Рыбко).

Степени монашества

В Русской Православной Церкви установлены три степени монашества: рясофор, малая и великая схима.

Низшей степенью монашества является рясофор (от греческого — «носящий рясу»). Однако это еще не означает принятие монашества в полном смысле слова. Чин посвящения в рясофор не включает в себя произнесение монашеских обетов. Поэтому рясофорному монаху не всегда меняют имя.

Высшей ступенью православного монашества выступает схима (в переводе с греческого — «образ», «внешний вид»). Она означает уже осознанное и бесповоротное отречение от мира и прошлой мирской жизни.

Различают малую и великую схиму. Во время пострига в малую схиму новопостриженный приносит обеты (обещания) целомудрия, послушания и нестяжания. При постриге в великую схиму даются те же обеты, но исполнение их более строгое. Святые Отцы считают, что во время пострига монаху дается особая благодать. Это своего рода второе крещение.

Монах, постриженный в великую схиму, называется великосхимником и живет в монастыре отдельно от остальной братии. Если великосхимником становится архиерей, то он отказывается от епископской власти и управления. Его называют схиепископом.

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела. Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом. Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность» (преподобный Нил Мироточивый Афонский, умер в 1651).

«Оружие» монахов

Для истинно монашеской жизни является необходимым исполнение молитвенного правила.

«Правило – это дыхание монаха, это его ежедневная встреча с Господом и Учителем, Который Сам приходит посетить его. Правило – это обязательное служение монаха, призванного ходатайствовать своей молитвой о всем мире» (архимандрит Илия Раго).

Со времен первых египетских монахов сохранилась практика постоянно совершать молитву, называемую по-гречески «monologistos» (молитва, заключающаяся в одной фразе). Так среди монашествующих получила распространение Иисусова молитва. Она включает в себя имя Спасителя и обычно ассоциируется с молитвой мытаря:

«Будь милостив ко мне грешнику» (Евангелие от Луки, 18: 13).

Святые Отцы говорили, что постоянное призывание имени Иисуса есть вернейшее средство для спасения и единственная помощь и милость молящегося.

Для того, чтобы держать ум сосредоточенным на чтении Иисусовой молитвы, не поддаваться сонливости и не сбиваться в подсчетах молитв, монахи используют четки. Это нанизанные на нить бусины или навязанные на плотной нити узелки («зерна»). Концы нити связаны в кольцо и увенчаны небольшим крестом. Наиболее распространенное число узелков на четках — 50 или 100. Келейные четки монахов иногда содержат их 1000. Для исполнения монашеского правила, предусматривающего сотни кратких молитв и поклонов, они очень удобны.

Четки монахи получают при постриге и потому ношение их на руке является естественным. Святой старец Паисий Святогорец (1924-1994) особое внимание уделял молитве монаха по четкам:

Одежда монаха: основные элементы

Одежда православного монаха — черного цвета. Она символизирует покаяние, скорбь о грехах, плач об утраченном райском блаженстве. По объяснению святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867)

«красивая, яркая одежда не подходит для плачущих о своей умершей душе, им подходит одежда черная, в которую люди облекаются в знак своей глубокой печали».

Для каждой степени монашества характерны свои элементы облачения.

«Облачение в монашеские одежды – это таинство, как и возлагание венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизни» (старец Иосиф Афонский, 1898-1959).

С самого начала установления монашества христиане, посвятившие свою жизнь Богу, имели особое одеяние. До наших дней одежда монашествующих практически не изменилась. Незначительно изменялся лишь их вид с сохранением символического значения. Так, в 17 веке претерпела изменение сферическая форма клобука (головного убора). Сначала в Греческой Православной Церкви, а потом в Русской Церкви клобук приобрел цилиндрическую форму.

Одежда рясофорного монаха

Одежда рясофорного монаха — это подрясник, ряса и камилавка.

Подрясником называется черного цвета длинная, почти до земли, рубаха с узкими рукавами. Это одеяние свидетельствует о принадлежности к монашествующему духовенству.

Ряса представляет собой повседневную верхнюю длинную одежду с широкими рукавами, которая наглухо застегивается воротом. У монахов ряса также черного цвета. Ряса и подрясник являются символом внутреннего покоя, бесстрастия и отрешения от мирской суеты.

Головным убором у монаха-рясофора является камилавка (называется еще клобуком), имеющая форму расширенного кверху цилиндра. Это духовный «шлем спасения» и «покрывало послушания». Представители белого духовенства тоже могут иметь камилавку. Они ее получают в качестве награды. В отличие от монашеских, цвет камилавки фиолетовый.

Одежда монаха малой схимы

В малой схиме облачение монаха состоит из хитона, парамана, рясы, мантии, клобука.

Принадлежностью облачения монашествующих малой и великой схимы является хитон. Это одежда из грубой ткани, которая носится под рясой. Символическое значение — вольная нищета и нестяжание.

Параман — квадратный плат, на котором изображен крест и написаны слова святого апостола Павла:

“Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу” (Послание к галатам, 6:17).

Параман носится на теле под одеждой при помощи четырех шнуров. Они пришиты по углам так, что на спине образуется четырёхугольник, а на груди — крест. Параман призван напоминать монаху о желании следовать за Христом:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, 8:34).

В торжественных случаях монах носит мантию, представляющий собой длинный плащ без рукавов. Для верующих первых веков христианства такую одежду носили все, кто обращался к истинной вере и отказывался от званий и чинов языческого мира. Это было символом отречения от идольского служения, а также выражением смирения. Со временем мантия стала носиться только монашествующими. Святой Герман, патриарх Константинопольский (634-733), трактовал ношение мантии как знамение ангельских крыл.

Одежда монаха великой схимы

Монашеская одежда великой схимы состоит из хитона, аналава, рясы, мантии, куколя.

Головном убором схимонаха является куколь. Он имеет форму остроконечного капюшона, у которого две длинные полосы материи закрывают спину и грудь. Для схимонаха куколь черного цвета. На нем изображены кресты, серафимы и текст Трисвятого.

«Кукуль спускается и спереди на грудь – ради силы мысли и сердца, а также и на спину. Он обшит вокруг червлеными крестами, для того чтобы этим царственным и страшным знамением отгонять врагов, спереди и сзади нападающих на нас» (святой Симеон Солунский, 14-15 век).

Одежда монахинь

Одеяние монахини мало чем отличается от одежды монаха.

Для рясофорных монашек на голове предусмотрено ношение скуфьи и апостольника.

Апостольник имеет вид платка с вырезом для лица. Его края ниспадают на плечи и покрывают равномерно грудь и спину. Чаще всего апостольник чёрного цвета. Но в келье и в случае несения монахиней определенных послушаний (например, работа в просфорне) разрешается ношение белого апостольника.

Женская скуфья представляет собой небольшую черную шапочку, форма которой может зависимость от местных традиций. Например, в Русской Православной Церкви скуфья имеет вид небольшой мягкой остроконечной складной шапочки. Складки скуфьи образуют крестное знамение вокруг головы. В Элладской Православной Церкви скуфья схожа с камилавкой, только меньше по размеру и покрывает лишь макушку.

Надевается скуфья поверх апостольника. Символическое значение этих головных уборов — благоговение перед Богом.

Одежда монашек малой и великой схимы не отличается от одежды монахов-мужчин.

Источник

7 церковных головных уборов

Скуфья́

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на голову

Небольшая мягкая остроконечная складная шапочка. Складки скуфьи образуют крестное знамение вокруг головы. Повседневный головной убор православного духовенства, монахов, некоторых послушников и мирян. Монашеская скуфья – черная. Женатый священник может получить право ношения фиолетовой скуфьи как награду. На скуфье патриарха и архиепископов нашит небольшой четырехконечный крест.

Камилáвка

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на голову

(гр. – из верблюжьей шерсти)

Расширенный кверху твердый прямой цилиндр черного, фиолетового или темно-синего цвета. В Русской Церкви вошла в употребление после реформ Никона во второй половине XVII века. Священники из белого духовенства и протодиаконы могут получить право ношения камилавки как богослужебную награду. Белое духовенство надевает камилавку только во время богослужения.

Ми́тра

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на голову

(греч. – головная повязка)

Головной убор, напоминающий по форме царскую корону. Является частью богослужебного облачения епископа, архимандрита или священника, награжденного правом ношения митры. Наверху митры – икона Троицы или крылатого серафима, у архиерейской – крест. По окружности митры расположено несколько иконописных образов. Епископская митра символизирует одновременно и царский, и терновый венец Христа.

Клобу́к

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на голову

Клобук – это монашеская камилавка черного цвета с длинным, разделенным натрое шлейфом-наметкой. Монахи в священном сане носят клобук как во время богослужения, так и в повседневной жизни. Архиепископы носят черный клобук с нашитым на него крестом, митрополиты – белый клобук с крестом.

Апо́стольник

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на голову

Головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, спину и грудь. Предмет одежды православной монахини. Поверх апостольника носят скуфью, камилавку или клобук.

Ку́коль русского патриарха

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на голову

Ку́коль схимника

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на голову

Мягкий остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи. Белыми нитками на куколе вышиты изображения креста, крылатых серафимов и текст Трисвятого. Головной убор монаха великой схимы. Надевается поверх мантии.

Источник

Одежда монахов. Что им запрещено снимать даже во сне

В житие преподобного Паисия Святогорца рассказывается следующая история. Однажды в Греции в 1970-х годах возник вопрос о необходимости перемены священнических и монашеских одежд.

При этом один священнослужитель спросил у преподобного: «Можно ли мне ходить в мирском?» В ответ угодник Божий показал ему масличное дерево с содранной корой и сказал, что именно так выглядят священники, не носящие ряс, и добавил: «Поп безрясвенный – видать, безнравственный».

Именно поэтому с древних времён священнослужители и монашествующие носят специальные одеяния, олицетворяющие одеяния Христа и внешне выражающие выражают учение о Церкви как о Царстве не от мира сего.

В древние времена монахи не носили какой-либо особой одежды

Одежда монахов не всегда имела такой вид, какой она имеет в наши дни. Примерно до 3 века она практически ничем не отличалась от одежды народов тех стран, где располагался монастырь или же жила монашеская община.

Так Н. Д. Тальберг в «Истории Церкви» пишет о первых монахах Египта, живших под руководством преподобного Пахомия:

«Все иноки носили одинаковую и самую простую одежду. Нижняя одежда была льняная, хитон, без рукавов, верхняя — кожаная; на голову надевалась волосяная шапочка — куколь, а на ноги сандалии. Эта одежда никогда не снималась, даже во время сна».

Одеяние священнослужителей и монахов ведёт своё происхождение от той одежды, которая получила своё распространение в древнем мире. Например, на Западе в обиходе обычно употреблялись длинные платья с узкими рукавами.

На Востоке платья имели широкие рукава и напоминали нашу рясу. До сих пор можно отметить тот факт, что национальные костюмы многих восточных народов походят на одеяние православных священнослужителей. Естественно, что со временем стиль одежды изменился, при этом облачение клириков осталось прежним.

Монашеская одежда и одежда священнослужителей выделяет их среди мирян. Историки Церкви указывают на тот факт, что похожую одежду носил Господь наш Иисус Христос. Именно поэтому подрясник и ряса считаются одеждой Христа.

Внешне она выражает учение о Церкви как о Царстве не от мира сего. В Россию, рясы пришли из Греции в XVII веке. Позже их адаптировали к российским условиям, и они приняли современный вид.

Одежды православных и католических монахов различаются из-за наличия в католицизме монашеских орденов и конгрегаций

Основные различия между одеянием католических и православных монахов состоит в том, что католические монахи принадлежат к монашеским орденам и конгрегациям. Именно поэтому такое одеяние не имеет единого установленного образца, и каждый монашеский орден утверждает её отдельно в собственном уставе.

Кроме того, те же иезуиты могут вообще не носить монашескую одежду.

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на головуIV Ординарный Капитул Российской Генеральной Кустодии св. Франциска Ассизского в Санкт – Петербурге. Монахи католического ордена францисканцев обязательным элементом

Если же говорить о повседневной одежде монашествующих, то обычно это монашеская ряса. В некоторых католических монашеских орденах, например, у францисканцев, обязательным элементом рясы считается капюшон, а также верёвка, которой ряса подпоясывалась.

Для женских конгрегаций существуют свои требования. Так одежда монахинь обычно имеет такой обязательный элемент, как головной убор в виде платка. Его концы соединяются сзади или же под подбородком.

Цвет одежды у католических монахов и монахинь также напрямую зависит от устава того ордена, в котором они состоят.

Обычно это белый или же тёмный цвет, например, черный, коричневый, серый или же синий. При этом ткань используется самая простая и дешёвая.

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на головуМонахи святой горы Афон. Все православные монахи выглядят единообразно, потому, что в православии нет монашеских орденов

Что касается Православный Церквей, то одеяние монахов у них однородно, хотя может отличаться в зависимости от традиций той или иной страны. Связанно это обстоятельство с тем, что в православие монашество более однородно.

Кроме того, в нём никогда не существовало деление на ордена. Поэтому его легко отличать, ведь все православные монахи носят одежду черного цвета в честь их скорби по совершенным грехам.

Подрясник и ряса — основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней

Монашеское облачение, носимое монашествующими всех степеней в православии, представляет собой подрясник и рясу. Подрясник ― это длинное, до пят, одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами.

Подрясник — нижнее одеяние. Он чёрного цвета. Этим монахи отличаются от клира. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на головуГлавные предметы из облачения православного монаха. Одеяние монаха может меняться, в зависимости от того, на какой степени монашества он находится

Под рясой понимается верхнее одеяние. Оно имеет длинные, ниже ладоней, широкие рукава. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета.

Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И ряса и подрясник символизируют одежды Христа. Похожую одежду Он носил, естественно, что выглядела она немного иначе.

Слово «ряса» происходит от греческого слова «то рáсон». Оно означает оскребанная, вытертая, лишенная ворса, поношенная.

Такая, почти, что нищенствующая одежда носилась в Древней Церкви монашествующими. Именно из монашеской среды ряса вошла в обиход всего православного духовенства.

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на голову«Суд над патриархом Никоном». С.Д.Милорадович. 1885 год, холст, масло. Большой Московский Собор не только породил раскол в Русской Церкви, но и ввёл ношение среди священников и монахов ношение рясы, по образцу православного Востока

В Русской Церкви до ХVII века рясы не были обязательны. Большой Московский собор 1666-1667 годов постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке.

При этом делалась оговорка, что Собор не принуждает, а только благословляет ношение таких одеяний и строго запрещает осуждать тех, кто не решится носить их. С ХVIII века монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд.

Мантия обозначает особую отрешённость монахов от мира

Длинное одеяние духовенства является знамением Божией благодати, облекающей служителей Его, покрывающей их человеческие немощи; суконный или шерстяной подрясник монахов, подпоясанный кожаным поясом, — это образ власяницы и кожаного пояса, какие носил в пустыне проповедник покаяния Иоанн Креститель (Мф. 3, 4).

Именно поэтому в христианстве и, особенно в православии носиться только длинное одеяние. При этом особенную отрешенность монахов от мира обозначает мантия.

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на головуКнижная миниатюра. Иерусалимское королевство. XII век. Лондон. Британская библиотека. Длинная одежда духовенства и монашествующих — это образ той одежды, которую носил Иоанн Креститель

Ещё она называется палий и представляет собой длинную, без рукавов накидку с застёжкой только на вороте. Она спускается до земли и покрывает собой подрясник и рясу.

В первохристианские времена это была одежда всех христиан и она символизировала, что обратившийся ко Христу отрекается от всех званий, имевшихся у него в языческой среде. Позже она стала принадлежностью только монашествующих.

На Руси же с самого момента появления мантии она всегда считалась принадлежностью монашествующих. За выход в город без мантии монахи наказывались в ХVII веке ссылкой в отдаленные монастыри под крепкий надзор.

Такая строгость связана с тем, что в те времена одеяние монаха ещё не предусматривало наличие рясы. И ранее и в наше время все мантии у монашествующих черного цвета.

Повседневный головной убор монаха — клобук

Монахи носят такой повседневный головной убор, как клобук. Он состоит из камилавки и кукуля. Это древний головной убор в славянской среде. Святые Борис и Глеб на иконах часто изображены в клобуках.

Кроме того, рубашка священника также часто изображается на иконах в том случае, когда монах имеет сан иерея и может проводить богослужения.

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на головуКлобук Патриарха Никона. Многие древние святители и современные Московские Патриархи носят белые клобуки

Некоторые русские святители древности носили белые клобуки. Иконография изображает в таких клобуках святых митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа. Патриарх, как монах, также носит клобук.

Он сохранил свою древнюю форму и представляет собой сферический колпак, обтянутый белым кукулем. На вершине патриаршего клобука (на маковце) стал поставляться крест, лобная сторона клобука украшалась иконами, в концах кукуля золотым шитьем изображались херувимы или серафимы.

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на головуСовременный монашеский клобук. Изготавливается из чёрной материи, представляет собой твёрдую камилавку в форме цилиндра

В наше время монашеский клобук представляет собой твёрдую камилавку в форме цилиндра. Он слегка расширен кверху и обтянут черным крепом. Он нисходит на спину и имеет в виде завершения три длинных конца.

Такой креп в обиходе называется наметка (или кукуль). Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 8).

Для частого чтения Иисусовой молитвы монашествующие имеют чётки

Все монашествующие носят чётки. Они им необходимы для того, чтобы отсчитывать количество молитв при частом чтении Иисусовой молитвы. Они ещё имеют название вервица, лествица, листовка.

В наше время четки представляют собой замкнутую нить, состоящую из ста «зерен». Они разделены между собой по десяткам «зернами» более крупных размеров, чем рядовые. Используя четки, монах не отвлекается во время молитвы.

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на головуПравославные чётки. Православные чётки — это обязательный атрибут монашеского одеяния. Они позволяют вести счёт молитвам не отвлекаясь

Таинственно-символическое значение чёток выражают такие образы, как «лестница спасения», «меч духовный», они символизируют собой непрестанную молитву, занятие которой заповедовал христианам апостол Павел, говоря: непрестанно молитесь (1 Фес. 5; 17).

В старину на Руси четки имели форму замкнутой лесенки. Она состоит не из «зерен», а из деревянных брусочков, которые обшиты кожей или же материей. Такая «лестовка» (лестница) духовно означает лестницу «спасения», меч «духовный» являют образ непрестанной (вечной) молитвы (кругообразная нить — символ вечности).

Как называется рубашка священника, зависит от той конфессии, к которой он принадлежит

В православии все иереи — монахи, при этом они имеют право совершать богослужение. При этом стоит отметить, что как таковой рубашки священника у них нет. Все священники и монахи носят подрясник.

Монах запрещается его снимать даже во сне. Что же касается рубашки священника, то как самостоятельная одежда она известна у протестантских пасторов. Протестантизм очень упростил униформу священничества, убрал из нее все лишнее, но сохранил ключевой символический элемент.

Это специальный воротничок белого или чёрно-белого цвета, так называемый «ошейник раба», а также рубака пастора — колоратка. Первый говорит о то, что его носитель — раб Божий, воторая же символизирует одежды священника.

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на головуПротестантский священник в колоратке. Рубашка священника — это атрибут протестантских священников. В православии монашествующие священники и белое духовенство её не носят.

Монашеское одеяние в православии для монашеских степеней установлено разное

Костюм православного монаха отличается в зависимости от той степени монашества, к которой он принадлежит. Под степенями православного монашества понимают те этапы, которые православные монахи и монахини должны пройти в своей жизни в монастыре.

Так как монашеские обеты в православии, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом. Именно поэтому они не могут быть дать легкомысленно и степени монашества возрастают от простого к сложному.

Русская Православная Церковь имеет традицию, согласно которой после того, как поступающий в монастырь прошёл послушнический искус (испытания) может стать монахом и в дальнейшем пройти три степени монашества.

Эти степени различаются количеством даваемых перед Богом обетов, а также различными аскетическими правилами поведения и послушания. Кроме того, они носят разные монашеские одеяния.

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на головуПостриг в иноки в Валаамском монастыре. Здесь существует своя традиция, согласно которой первый постриг совершается в инока, который с рясой надевает уже клобук

Во время монашеского пострига постригающийся в монахи приносит обет отречения от мира и ему даётся новое имя. Оно избирается в честь того святого, который становится покровителем постригаемого. Стоит при этом отметить, что в некоторых монастырях уставы предусматривают до шести ступеней подготовки к ангельскому образу. Первые три из них следующие:

Одежда православных монахинь повторяет одежду монахов

Одежда православных монахинь весьма походит на одежду монахов, с соответствующими особенностями. Среди их основных элементов можно назвать:

Монахини-схимницы носят еще куколь (это капюшон, который полностью укрывает голову и лицо монахини) и аналав (это накидка со словами молитвы).

Великая схима — самая высокая степень монашества

Ионический постриг — ещё одна степень монашества. В этом случае инок или инокиня как при крещении символически постригают волос и их нарекают в честь нового имени того или иного святого. Он становится их небесным покровителем. Их благословляют носить рясу, камилавку или клобук или же чётки.

Что надевают монашки на голову. Смотреть фото Что надевают монашки на голову. Смотреть картинку Что надевают монашки на голову. Картинка про Что надевают монашки на голову. Фото Что надевают монашки на головуПостригаясь в великую схизму, православный монах получает благословение носить аналав и куколь вместо клобука

Отдельно необходимо сказать о схиме. Дело в том, что она в православии называется ангельским образом, малым или же великим. Происходит это слово от греческого τό σχῆμα (shēma) и означает вид, образ, фигуру и т.д.

В этом случае имеется в виду то обстоятельство, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Они как бы становятся бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

При пострижении в малую схиму монах или монахиня получает благословение носить: срачницу (власяница), подрясник, тапочки, параманный крест, четки, пояс или иногда кожаный ремень, ряса, клобук, мантия, апостольник.

Великая схима или великий ангельский образ — последний монашеский чин. При обретении великой схимы схимник, схимонах или схимница, схимонахиня избирают имя нового небесного покровителя и получают благословение носить аналав и куколь, вместо клобука.

Как называется иное монашеское и богослужебное облачение можно узнать из соответствующей специальной литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *