Что надевали под кольчугу
Гайд для художников по устройству доспехов: защита корпуса
Вместе с экспертами-реконструкторами говорим о поддоспешной одежде, кольчуге, латах. Первая часть серии об общем устройстве доспехов здесь.
Чтобы относительно реалистично нарисовать доспех — нужно базово понимать, как он устроен и какие есть разновидности его элементов. Мы уже разобрали состав и способ крепления доспехов, теперь остановимся на защите корпуса.
Защита корпуса — элемент рыцарской брони, который предназначен для защиты тела от основного урона. Чем он легче и удобнее — тем выше мобильность воина и его подвижность. Такая защита часто состояла из нескольких слоёв и разных элементов, которые надевались друг на друга.
Разберёмся, из каких деталей состояла защита корпуса разных исторических периодов и какие нюансы стоит учитывать во время рисования.
За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.
Стёганка
Пурпуэн Карла Блуа. В стёганках подобного покроя ходили и обычные воины. Источник
Ещё до изобретения стального доспеха самым распространённым видом нагрудника была стёганка и её разновидности: гамбезоны, дублеты, акетоны, жупоны, пурпуэны, бамбакионы, тегиляи, жаки — доспехи из нескольких слоёв плотной ткани с мягкой набивкой. Как мы уже упоминали в прошлой части, экипировку прошивали, набивали пенькой, конским волосом, ватой или паклей, а верхние слои просаливали, пропитывали воском или отделывали кожей.
Гамбезон с металлическими защитными вставками. Источник
Напомним, что иногда толстую стёганку носили не как поддоспешник, а как полноценную защиту корпуса. В неё могли зашивать куски кольчуги, небольшие пластины из металла или китового уса. При удачном стечении обстоятельств стёганка могла остановить стрелу, защитить от пореза или скользящего удара. Иногда стёганки усиливали разными металлическими вставками: налокотниками, оплечьями, латными варежками и цепями, которые защищали кисти от рубящих ударов.
Кольчуга
Как мы уже говорили раньше, кольчуги не пришли на смену стёганкам. Лёгкие доспехи из сплетённых металлических колец появились ещё во времена Древнего Рима.
Часто кольчугу использовали как основную защиту, однако нередко использовали и как поддоспешник, надевая поверх обычной одежды. Часто кольчуга надевалась поверх стёганки, а сверху — латный доспех.
Кольчуга долго пользовалась спросом из-за дешевизны и лёгкости ремонта. Её можно было залатать в полевых условиях с помощью запасных колец, а чтобы счистить ржавчину, достаточно было положить защиту в бочку с песком и некоторое время её вращать. К тому же, кольчугу, в отличие от лат, было проще подгонять по фигуре.
Ламеллярные доспехи
Ламеллярный доспех. Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
Ламеллярные и чешуйчатые доспехи относятся к одному подвиду — пластинчатым доспехам. Слово «ламель» произошло от латинского «lamella» (чешуйка, пластинка).
В Европе ламеллялрные доспехи практически не применялись, оставаясь популярной защитой у воинов Востока. Отличие ламеллярных доспехов от чешуйчатых в том, что ламелляр собран с помощью шнурков, и обычно у него нет несущей основы. В чешуйчатом доспехе пластины приклёпаны к основе из кожи или ткани снаружи. Первые пластинчатые латы появились в конце ХIII века. В них пластины закреплялись ремнями поверх кольчуги.
Зерцало, бахтерец и юшман — гибриды пластинчатой и кольчужной брони. Обычно пластины вплетались в кольчужное полотно. Такие доспехи носили на Востоке, в Европе они не использовались.
На Руси ламеллярный доспех получил название «дощатая бронь», а потом — просто «доспех». В ламелляре пластины одинакового размера соединяли кожаными шнурками, которые пропускали через специальные отверстия в основании. Из-за этого защиту можно было модифицировать и легко ремонтировать.
«Доспех из Владимира» или «чешуя из ГИМа» (Государственного исторического музея в Москве). Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
Ламелляр часто представлял из себя корсет-кирасу с длинным подолом, который заменял набедренники. Также были и ламеллярные халаты до колен, с разрезами спереди и сзади для мобильности.
Ламеллярный доспех из Керченских катакомб. Источник
Бригандина
Ранняя бригандина с тканевой покрышкой. Современная реконструкция. Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
Западноевропейский пластинчатый доспех, в котором пластины приклёпывали изнутри к тканевой основе. То есть пластины были внутри, а снаружи — ткань. На протяжении XIII-XIV веков бригандина оставалась самым популярным и доступным видом пластинчатого доспеха.
У бригандины много разновидностей кроя ткани и размещения пластин. В раннем варианте такая защита представляла из себя сюрко (длинная наддоспешная одежда крестоносцев), усиленное металлическими вставками из прямоугольных пластин спереди. Позже количество пластин увеличилось, и доспех начал закрывать весь корпус спереди, по бокам и сзади.
Доспехи из раскопок могил на поле битвы при Визби. Ткань не сохранилась. Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
В середине XIV века бригандины начали делать приталенными, форма пластин стала более сложной, а их количество увеличилось.
Бригандина конца 14 века из Мюнхенского музея. Практически латная кираса, но прикреплённая к несущей основе. Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
В XV веке бригандина уступила место основной рыцарской защиты латному доспеху, став популярной защитой среди пехоты.
Бригандина конца XV века из множества мелких пластин. Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
Латный доспех
Изображение предоставлено Игорем Виноградовым.
Доспех из больших пластин, которые ковались по форме тела рыцаря. Латный доспех состоял из нагрудника, наспинника, наплечников, шлема, наручей, поножей, наголенников и ботинок-сабатонов. Рыцари надевали латы на кольчугу и стёганку.
Иногда от кольчуги отказывались для повышения мобильности, но всё равно использовали кольчужные вставки на уязвимых местах — шее, подмышках, и паху.
В разных странах носили доспехи по определённой моде, но было два основных направления — итальянское и немецкое.
Итальянские доспехи — гладкие, из крупных пластин, скрепленных петлями и ремнями. Передние части кирасы соединялись с задними при помощи петель с левого бока и ремней с правого и по плечам. Верхняя и нижняя части кирасы также соединялись ремнями с пряжками.
Изображение предоставлено Игорем Виноградовым.
Верхняя часть спины чаще всего набиралась из аркообразных деталей. Юбка же чаще всего собиралась изнутри на ремни, что давало большую подвижность. По нижнему краю юбки на ремнях с пряжками подвешивались пластины, называемые тассеты, чьей задачей было прикрыть переход от юбки к набедреннику.
Итальянский доспех конца XV века. Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
Немецкие доспехи были покрыты рёбрами жесткости, соединялись ремнями и заклёпками, края пластин часто вырезались полукружьями.
Немецкий доспех последней трети XV века. Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
Подобную броню надевали не только во время боевых действий и турниров, но и во время парадов. Рыцари могли держать у себя сразу несколько комплектов доспехов — для сражений, для турниров и для торжеств.
Максимиллиановский доспех начала XVI века. Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
Важным атрибутом кирасы был фокр — специальный крюк-упор для копья, прикрепляемый к правой передней части нагрудника. О нём мы рассказывали в первой части цикла статей.
Турнирный доспех Штехцойг, начало XVI века. Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
В следующей части поговорим о защите ног — наколенниках, наголенниках и сабатонах.
А что под кольчугу?
Одежду. Например шерстяную рубаху. Или гипотетичечскую кожаную, чтобы кольца не рвили ткань.
Я бы подшнуровал к кольчуге подкладку с кожаным верхом.
Что под лорику хаммату одевали-то?
Вот у Льва Дьякона написано, что от удара Ионна Куркуаса Святослава спасла кольчуга.
Attila Magyar
Откуда девайс?
Поподоебнее бы. Уж очень он интересный.
На счет цеплятся за одежду, «предки» сведенок не носили, так что за одежду цеплялось это все гораздо меньше. Кожаную подкладку конечно имеет смысл носить, хотя с тем же успехом можно и подкладку из плотной ткани. Например Альрик выкладывал информацию о кавказких погребениях 13в, там кольчуга предположительно обшита тканью с наружи и изнутри.Есть еще фреска из Охрида на 13в в кольчужной желетке с тканевым покрытием, которую в оспреях срисовали в Византийских армиях. Других примеров на вскидку тем более на наш период не помню.
ИМХО 5 шерстяных рубах это весь гардероб достаточно зажиточного «предка», да и жарковато слегка.Вобще есть мнение что кольчуга предохраняет не от серьезных ударов а от случайных порезов.
variag_s_pechki_briak
Вы думаете клёпаная кольчуга на имеет краев у колец, которые цепляются и рвут?
variag_s_pechki_briak
Вы думаете клёпаная кольчуга на имеет краев у колец, которые цепляются и рвут?
Mac Tire
Дало в том, что матрвс простёган. А 5 рубах нет. И поэтму двигаться в них сложнее.
Лично я ношу льняную, шерстяную и кожаную рубахи. Даже прямое попадание неплохо держит.
Nico
Вы никогда не видели клёпаного полотна. Или же вы миллионер (как вариант) и каждое кольцо у вас склепано через ступеньку.
Экипировка рыцарей
Под кольчугу всегда надевали стеганые или войлочные доспехи. Стеганые акетоны и гамбезоны попали в Европу в XII веке из Ближнего Востока через крестоносцев. Стеганые доспехи были довольно толстыми и несколько сковывали движения воина, поэтому к концу XIII века прослойку оставили только на передней части доспехов. Оплечье clavain первоначально также было стеганое. В XIII веке появились упрощенные оплечья spaulder. В 1302 году появились оплечья rspaliere de balainne со вставками из китового уса.
Кольчугу делали так, что стыки колец выходили наружу, чтобы не поцарапать кожу воина. В Европе кольца заклепывали через одно. Современные эксперименты показали, что длинные кольчуги путаются в ногах. Что представляют собой сдвоенные кольчуги, так часто упоминающиеся в европейских и арабских текстах, до сих пор неизвестно. Возможно, речь идет просто о двух кольчугах, надетых одна поверх другой. В XIII веке подшлемник стали делать отдельной деталью, дополняя его кольчужным назатыльником, прикреплявшимся к ободу шлема. Появились жесткие горжеты. В XIV веке появились кольчуги с коротким рукавом – haubergeon, которые носили с жесткими наручами. Что представлял собой доспех panceriam – не выяснено. Известно лишь, что Барзелла Мерксадрус Болонский, погибший в ходе крестового похода под Дамьеттой, в 1219-1200 г.г. писал:
Что представляли собой доспехи casigans известно лучше. Они представляли собой доспех kazaghand – кольчугу со стеганой подкладкой и наружной матерчатой отделкой. Такие доспехи захватывали или копировали у мусульман.
Первое время применялись простые пластинчатые доспехи. Первые cuirie или quiret изготавливались из кожи, возможно имели подкладку. Такие доспехи упоминаются в текстах с конца XII века. К XIV веку эти доспехи стали достаточно жесткими для того, чтобы к ним крепить цепью меч, кинжал и щит. Существовало несколько разновидностей cuirie: с шнуровкой по бокам или с пряжками на плечах, а то и просто, надевающаяся через голову. В конце XIII века появилась кираса, которая первоначально представляла собой два куска жесткой кожи, усиленной внутренними накладками. В конце XIII века в Германии появились доспехи, состоявшие из вертикальных железных полос. Некоторые дошедшие до нас кирасы второй четверти XIV века изготовлены из горизонтальных железных обручей. Возможно, они заменили собой кирасы с вертикальными пластинами. В середине XIV века появились кирасы со сплошной нагрудной пластиной. Тем временем в конце XIII века в Италии и зависимых от нее областей появился доспех corazza, представлявший собой европейский вариант византийско-арабского jawshan. В XIV веке появились первые классические пластинчатые доспехи. Кирасы хорошо защищали от копий, стрел и рубящих ударов, однако от колющих ударов мечом, вошедших в практику в XIII веке, такие доспехи защищали хуже. Кирасы из двух-трех рядов внутренних пластин к середине XIV века считались уже устаревшими. Бригандины, представлявшие собой мелкопластинчатые кирасы, впервые упоминаются в 1367 году, опять же в Италии.
Вооружение и доспехи рыцарей, 1285 г.
Вооружение и доспехи рыцарей, 1285 г.
1. Изображенный здесь рыцарь носит одежду из дорогого восточного шелка. Его вооружение и доспехи соответствуют последним годам существования королевства Иерусалим. Шлем с полями chapel-de-fer, меч, подвешенный к перевязи, а не к поясному ремню, кинжал-базеляр, и легкий овальный щит, удобный при сражении в пешем строю.
2. Вид спереди и сбоку на стеганый подшлемник, надевавшийся под кольчужный подшлемник.
3. Кольчужный подшлемник, носимый под шлемом с полями, имел большое кожаное кольцо, идущее через лоб.
4. Кольчужный подшлемник, носимый под большим шлемом. Верхняя часть подшлемника почти плоская. Широкое отверстие для лица перехвачено шнуром.
5a-c. Большой шлем, вид спереди, сбоку и в разрезе. Шлем изготовлен из пяти металлических пластин, соединенных заклепками, и выкрашен в гербовые цвета. Пространство между стенками шлема и кожаной подкладкой заполнялось сеном и конским волосом.
6. Матерчатое сюрко с гербами рыцаря.
7b. Разложенная кираса. Наружный слой материи частично снят, чтобы показать внутреннее устройство.
8. Поясной ремень, украшенный бляшками с геральдическим рисунком и бронзовыми усиливающими заклепками.
9a. Доспехи для ног, состоящие из кольчужных шоссов со стеганой подкладкой, стеганые наколенники с металлическими чашками. Кольчужные шоссы имели кожаные подошвы.
9b. Стеганый наколенник с чашкой.
10. Стеганый акетон с воротником-стойкой.
11. Внутренняя сторона овального щита. Виден ремень guige, на котором щит подвешивали через плечо, ручки enarmes с амортизатором. В нижние ручки продевалось предплечье, а за верхнюю воин держался кистью руки.
12a. Ножны легкого меча и их крепление к перевязи.
12b. Вид сбоку на обтянутые кожей деревянные ножны. Перевязь не показана.
12c. Вид на ножны сзади, видно крепление перевязи.
12d. Детали крепления перевязи.
13a. Легкий меч с клинком длиной 75 см.
13b. Важные детали рукоятки меча: язык, кожаная обмотка, короткие гвозди с большой шляпкой, деревянная рукоятка, состоящая из двух половин, перекрестье, эмалированная бронзовая головка.
14. Железная палица длиной 75 см с деревянной рукояткой и кожаной петлей для запястья.
15b. Серебряная железная головка рукоятки с эмалевым красным крестом в центре.
15c. Серебряное железное перекрестье.
16a. Поясной ремень и система крепления ножен (этот ремень не относится к фигуре рыцаря).
16b. Одиночное усиленное бронзовой заклепкой отверстие для пряжки ремня.
16c. Усиливающая бронзовая заклепка без отверстия для пряжки.
16d. Верхняя часть ножен с креплением к поясу.
17a-b. Ножны большого боевого меча, вид спереди и сзади.
17c. Верхняя часть ножен.
18. Кинжал-базеляр раннего типа и ножны.
Одежда для… кольчуги
На страницах ВО уже не раз рассказывалось о том, что существовало три эпохи в развитии доспехов, то есть защитного вооружения, применявшегося в Средние века. Это «век кольчуги», «век кольчужно-пластинчатой брони» и «век доспехов из «белого металла». И общий срок всех этих трех эпох достаточно продолжительный. С 1066 года, то есть битвы при Гастингсе, и вплоть до 1700 года. Конечно, можно говорить о том, что конные латники встречаются на миниатюрах из Сент-Галена, что воины Карла Великого, да и сам он описываются как люди «облаченные в сталь». Но… только «их сталь», то есть доспехи не были кольчугой.
Акваманил («водолей») – сосуд для воды из Нижней Саксонии 1275 – 1299 гг. Музей средневековья, Булонь.
Есть много свидетельств, что это были металлические пластины, нашитые на кожу, а вот кольчуги в то время массового распространения не имели. Собственно, в качестве локально популярного доспеха они получили распространение у викингов, поскольку в них было удобно грести, а через них распространились и в Европе, где после разгрома аваров угроза со стороны конных лучников резко ослабела, что и позволило кольчуге выдвинуться на первое место.
Как бы там ни было, на Байесском полотне вы видим воинов, у которых она закрывает ногу и то – только спереди. Как правило, такое снаряжение имеют короли, но не рядовые воины.
Однако уже к 1170 году, то есть ко времени убиения Фомы Бекета, фигура воина оказалась практически целиком прикрыта кольчужным плетением: голова, руки, ноги – все эти части тела теперь закрывала кольчуга. Шлемы – раскрашивались и это было единственное «яркое пятно» на общем фоне этой «металлической фигуры», каковой являлся конный воин этой эпохи.
Рыцарь 1190 г. рисунок Ангуса МакБрайда. На нем, как вы видите, показана фигура в металле, но с выпущенными наружу полами богатой поддоспешной одежды и опять-таки в кольчужных чулках, обтянутых сверху тканью!
Однако со временем «голые кольчуги» начинают понемногу исчезать, вернее, они начинают прикрываться одеждой, которая получает название сюрко. Считается, что сюрко появилось в эпоху крестовых походов на Восток, европейцы переняли у мусульманских воинов обычай носить защитное вооружение, прикрыв его одеждой из ткани, так как иначе оно очень сильно нагревалось на солнце. Например, на рисунках из «Винчестерской Библии», относящейся к середине XII века, уже изображены воины в кафтанах, именовавшиеся по-французски сюрко. Первые образцы такой одежды представляли собой длиннополое одеяние с разрезами и спереди, и сзади, и без рукавов (о чем, кстати, сообщается в Википедии). В XIII в. она приобрела особую популярность и стала, можно сказать, едва ли не самой заметной частью рыцарского «костюма». Кажется, что функциональное значение этого наряда вполне очевидно – защищать владельца от дождя (а его кольчугу от ржавчины) и солнца. Но историки Д. Эдж и Д. Паддок считают столь широкое распространение сюрко все-таки не вполне объяснимо. Возможно, что это была своеобразная дань моде и средство выделяться качеством и богатством ткани, а также вышитыми геральдическими изображениями, которыми тогда же начали его покрывать.
Миниатюра из «Библии Мациевского». Ок. 1250 г. На ней мы видим всадников как в сюрко, так и в «голых» кольчугах. (Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)
К. Блэр также указывает, что в середине XII в. в практику военного дела рыцарского сословия вошло ношение длинного матерчатого одеяния, именовавшегося сюрко. Причем он отмечает, что в разное время и разными учеными выдвигались разные идеи относительно причин его появления, но ни одна из них не имеет под собой достаточно веских оснований. То есть около ста лет рыцари довольствовались одеждой из кольчуги, а потом вдруг начали ее почему-то закрывать. Мнение, что сюрко защищало от непогоды, основывается на таком рыцарском стихотворном произведении, как «Признание короля Артура», где написано буквально следующее:
Одежды зеленого цвета,
Чтоб были доспехи чисты,
Капризы дождей не страшны.
Вот только сомнительно, чтобы такая свободная и длинная одежда, да еще и без рукавов, могла бы эффективно выполнить такую функцию. Ну, а если это был способ продемонстрировать герб обладателя сюрко? Да, действительно, система геральдики, как и сюрко, появились примерно в это же время. Однако известно, что изображения гербов и гербовые цвета на них были далеко не всегда. И часто бывало так, что сюрко имело один цвет, конская попона – другой, а у герба цвета были совершенно другие. Возможно, что мода на эту одежду родилась под влиянием церкви, так как облегающие тело кольчуги слишком уж сильно «анатомизировали» тело того, на кого они были надеты.
Миниатюра с заглавной буквы в манускрипте из Северной Франции 1280 – 1290 гг., изображающая рыцарей с геральдическими щитами в руках и таких же конских попонах, но в сюрко совершенно другого цвета, не совпадающего с цветом герба. (Национальная библиотека Франции, Париж)
Миниатюра из этого же манускрипта и с похожим изображением попоны и сюрко!
Так что может быть и так, что ходить просто в кольчуге стало «неприлично». К. Блэр также говорит о том, что просторная верхняя одежда, закрывающая доспехи, могла быть перенята крестоносцами на Востоке у мусульман и уже после этого появиться в Европе.
Миниатюра из «Романа о Тристане», 1320 – 1330 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж)
Наиболее древнее изображение сюрко британский историк К. Блэр обнаружил на печати Валерана де Белломонте, графа Меллана и графа Вустера, находившейся на его грамоте, примерно 1150 года. Важно, что не только наиболее раннее его изображение, но и то, что само это одеяние довольно необычного вида. Так, у него имеются рукава, и они достигают запястий. Такой покрой стал характерен лишь для второй половины XIII в. и распространился во второй половине XVI в., хотя в целом и встречался довольно-таки редко. Традиционный сюрко это все-таки плащ с отверстием для головы. Он не сшит по бокам, поэтому свободно ниспадает сверху вниз. У этого же сюрко до бедер оно прилегает к телу достаточно плотно, но затем в виде широкой юбки расходится до самых лодыжек, и имеет разрезы для езды верхом, то есть скроено далеко не столь уж и примитивно. Рукава до запястий прилегают очень плотно, затем расширяются и образуют что-то вроде длинных вымпелоподобных лент.
Миниатюра 1250 г. «Роман об Александре» Аббатство Св. Албанса. (Библиотека Кембриджского университета)
Похожие сюрко, хотя и без рукавов, мы видим на раскрашенной заставке из Винчестерской Библии (книге Джошуа), ок. 1170 года, и также на Большой печати короля Иоанна, относящейся к 1199 года. До 1210 года сюрко на миниатюрах встречаются довольно редко, зато потом без него не обходится практически ни одна миниатюра. Приблизительно с 1320 года оно имеет вид халата свободного покроя без рукавов и с большими проймами и «юбкой» с разрезом, доходящей до середины икр. Но были и варианты длиной до лодыжек и даже до колен. Где-то с 1220 года могут встречаться и сюрко с рукавами длиной до локтей, хотя таких изображений до второй половины XIII в. мало.
«Суассонская псалтирь» 1200 – 1297 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж). Извечная тема, не так ли? Давид убивает Голиафа и отрезает ему голову. Но интересно другое – Голиаф точная копия рыцаря того времени. Дело в том, что понятие временных изменений тогда не существовало, это были догейгелевские времена, и даже далекое прошлое художники представляли себе, как «настоящее».
Британские историки Д. Эдж и Д. Паддок также считают, что столь широкое распространение сюрко не вполне объяснимо. По их мнению, это могла быть и просто дань моде, и средство выделиться, поскольку сюрко зачастую шились из дорогих тканей. Кроме того, на них были также вышиты геральдические изображения (хотя и не всегда). С другой стороны, именно белый сюрко из обычного полотна давал царю наилучшую защиту от солнца, а с нашитыми на него крестами выражал и саму суть крестоносного движения. Э. Окшотт термином сюрко в своих работах не пользуется, а называет его коттой, указывая при этом, что во всеобщее употребление она не входила вплоть до 1210 г., хотя отдельные ее образцы известны были еще до конца XII в. По его мнению, точное назначение ее все-таки неизвестно. Считают, она была привезена из Святой земли крестоносцами, где подобная вещь была просто жизненно необходима, чтобы палящее солнце чересчур не нагревало кольчугу. Но тогда получается, что котты на Западе были неизвестны и даже думать о ней не думали до 1200 года. А ведь воины Христовы стали возвращаться с Востока уже в том же 1099 году, то есть за столетие до указанного срока. Так почему же тогда котту не использовать значительно раньше? Можно, как считает Э. Оакшотт, утверждать, что этот предмет одежды использовался в целях опознавания, поскольку на нем был герб владельца. Это также весьма вероятное предположение, так как котта стала модной практически одновременно с появлением геральдики. Но… гербы далеко не всегда изображались на котте-сюрко. Бывало и так – и изображения тех лет это подтверждают, что котта могла быть одного цвета, щит – другого, а конская попона – третьего! «Я думаю, – продолжает Э.Оакшотт, – что котта была данью моде; конечно, ее использовали в практических целях, поскольку она действительно закрывала от солнца и в какой-то мере от влаги большую часть поверхности кольчуги и давала превосходную возможность для демонстрации гербов; этот предмет одежды был бесценен в тех случаях, когда нужно было опознать погибшего на поле сражения, поскольку шлем легко мог откатиться далеко, а лицо от ранений стать неузнаваемым. Однако каким бы ни было назначение котты с точки зрения жизненной необходимости, это был веселый и красочный наряд, превращавший угрюмого и сурового рыцаря в темной коричнево-серой кольчуге в фигуру галантную и блистательную, – и это вполне согласовывалось с тем расцветом, которого достигла к концу XII в. веселая наука рыцарства».
Вальтер фон Метц с миниатюры из «Манесского кодекса».
Йохан фон Брабант с миниатюры из «Манесского кодекса» (в шлеме с головой дракона). Как видите, со временем это стало традицией – носить на себе одежду с изображением герба и такой же конской попоной с гербами покрывать своего коня.
Покрой котты часто изменялся, но это зависело даже не столько от эпохи, сколько от личных предпочтений рыцаря: в XIII в. ее могла шить очень длинной или, напротив, очень короткой, как с рукавами или без них. В общем, это простое одеяние, наподобие ночной рубашки, без рукавов, зато с разрезом от подола и почти до талии спереди и сзади, так, чтобы его обладатель мог бы легко садиться в седло. Хотя в девяти случаях из десяти ее шили без рукавов, – подчеркивает Э.Оакшотт, известны были и котты с рукавами, причем некоторые из них имели рукава только лишь до локтей, а некоторые – даже до самых запястий.
Эффигия Беренгар де Пужверт (1278 г.). Ну, а этот рыцарь решил выделиться средь прочих, обрядивших в богатую ткань!
Ричард Веллесборн де Монфор (1286 г.) Как-то странно он выглядит, не так ли? На сюрко «восстающий гриффон», на щите «трусливый восстающий лев»…
То есть со временем котта или сюрко приобрели характер «форменной одежды». Тем более, что известны экземпляры, пошитые из бархата и даже парчи, да еще и щедро расшитые гербами. И, собственно, почему бы рыцарям такое и не носить? Это была по сути единственно возможная для них верхняя одежда, которую они могли себе позволить, и стоило поэтому употребить всю свою фантазию, чтобы показать свою богатство и знатность. Котты из тканей ярких цветов, расшитых серебром и золотом, приятно контрастировали с чисто военной «металлической одеждой» и позволяли продемонстрировать феодалам и свое богатство, и тонкий, художественный вкус (либо полное его отсутствие – В.О.)».
К 1340 г. рыцарское защитное снаряжение стало намного сложнее, но сюрко все еще носят! Рис. Ангуса МакБрайда.
Миниатюра «Хроники из Версена» 1370 г. Регенсбург. Баварская государственная библиотека, Германия). Как видите, на рыцарях сюрко уже нет, но тем не менее, их доспехи для торса прикрывает цветная ткань!
Позднее сюрко уступил место более короткой куртке-джюпону, имевшему вид плотно прилегающего к доспеху жакета, едва доходящего до бедер. Однако при всех изменениях, диктуемых модой, геральдический характер этого одеяния оставался неизменным. Об этом говорит, например, дошедший до наших дней джюпон, принадлежавший Черному Принцу, сделанный из бархата красного и голубого цветов с изображенными на каждом поле соответствующего цвета золотыми лилиями Франции и английскими «леопардовыми львами».