Что начинается с вешалки
Сценические заметки. Театр начинается с вешалки?
Театр начинается с вешалки. Это выражение относится к тем, кто первыми встречает зрителей, пришедших в театр. Появлению этого афоризма, скорее всего мы обязаны Константину Сергеевичу Станиславскому, хотя именно эта фраза нигде в его письмах или трудах не встречается, похожую мысль он писал в обращении цеху гардеробщиков МХАТ. В следующем году этому сообщению 87 лет.
Ах, как стремительно проходят эти годы,
наполненные собственной игрой.
Как наполняют океаны воды,
так должен чувствами быть поглощен герой.
( Д. Семёнов).
Первый, кто встречает тебя, когда ты приходишь на выступление, это твоя личная гримерка, твой стул, любимое зеркало и крючок на стене для верхней одежды. Если это действительно так, то ты счастливчик! На частные же заказы ты приходишь как гость. Ты приносишь театр с собой. Обычно гость не может решать, где ему раздеться и снимает одежду там, куда укажет хозяин. Ну а вдруг в коридоре ремонт?
К сожалению, мы не можем иногда повлиять на многие вещи, даже на то, что оказались в нижнем белье, пока переодевались, и в носках стоим на бумажном полотенце, постеленном на полу (когда оно имеется, ведь многие владельцы общепита считают, что выгоднее сушилки для рук) какой-нибудь не совсем чистой уборной. А она одна, и снаружи уже ждут недовольные посетители. Прости меня за выразительность мыслей.
Кто в этом случае первый встречает тебя перед выступлением? Всё зависит от простора твоих мыслей, никак иначе. О чем будешь думать, так и выступишь… Чистая правда (в нечистой уборной). Ты, конечно же, желанный гость! Пришёл забавлять, веселить и так далее, но у официантов и бармена своя работа и искать место для переодевания долгожданного события дня, в виде тебя, не входит в их обязанности. Это обязанность руководителя организации, в стенах которой ты выступаешь. Если он заинтересован в результате и качестве предоставляемых услуг, то ты переоденешься, не замарачиваясь о бумажном полотенце и раковине, (умыться после выступления, к примеру). А знаешь, гостеприимству в нашей стране ещё учиться и учиться, поэтому будь скромнее. Ох, понесло меня.
Я всего лишь хотел сказать, чтобы ты сосредоточивался на результате. Пришёл сиять? Сияй несмотря ни на что, даже в самых темных, неосвещенных уголках души своего зрителя. В следующей статье поговорим и об этом.
Gagauz-TEATR
«Театр начинается с вешалки»: почему так говорят?
Говорят, что театр начинается с вешалки. Собственно, кто и когда так решил? Почему именно с этого, а не какого-либо другого предмета? Давайте разберемся, по какой причине появилось данное выражение.
Почему театр стал начинаться с вешалки?
Авторство этой фразы приписывается знаменитому театральному режиссеру Константину Станиславскому.
Правда, ни в документах, ни в воспоминаниях очевидцев она не фигурирует. Но возможно, речь идет об одном из мест в письме Константина Сергеевича к цеху гардеробщиков МХАТ от 23 января 1933 года. В нем говорится:
«Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей. ».
Скорее всего, мнение о том, что театр начинается с вешалки, сложилось на основании этого отрывка из письма: эта фраза стала лаконичным и запоминающимся тезисом.
Кстати, сами вешалки (то есть гардероб) появились в театре в конце 19 века. До этого момента зрители не раздевались.
Более того, во время спектакля можно было есть и не заботиться о соблюдении тишины!
Фраза о театре и вешалке стала расхожей в нашей стране. К примеру, ее нередко использовали писатели и журналисты, чтобы выразить оригинальную мысль.
Вот несколько отрывков из советских изданий:
«Перефразировав известные слова о том, что театр начинается с вешалки, можно сказать: магазин начинается с витрины» («Это касается каждого», «Веч. Москва», 26 января 1961 г.).
«Говорят, что театр начинается с вешалки. Книга, наверно, начинается с ее внешнего вида: переплета, заставок и прочего» (В. Соловьев, К нам через столетия… — «Звезда», 1963, № 4, с. 213).
«Я очень радуюсь, что моя давняя мысль о том, что слова Станиславского — «театр начинается с вешалки» должны быть поняты расширенно, современно, находит свое отражение в практике многих театров… в частности, в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир» фойе оживает еще до начала спектакля…
Театр должен всеми средствами развивать и укреплять эту свою магическую волшебную возможность, устанавливая живые взаимосвязи со зрителями» (Ю. Завадский, Живой театр, «Известия», 28 июля 1965 г.).
Как можно трактовать это выражение?
Возможно, Константин Станиславский просто хотел поблагодарить гардеробщиков за их работу и не вкладывал никаких сакральных значений в своем письме. Мы об этом можем только догадываться.
Зато доподлинно известно, что фраза о роли вешалки в театре обросла множеством трактовок. Одна из них говорит о том, что в «храме искусства» все должно быть идеальным – от вешалки до представления.
Кроме того, само заведение диктует зрителям свои условия, которым необходимо подчиняться: театр предполагает другое поведение по сравнению с прочими местами.
Также считается, что именно гардеробщики задают тон и настроение посетителям: от них зависит, в каком состоянии духа мы проведем время в театре.
Более того, принимать одежду могут сами артисты (такое нередко практикуется), поэтому действо может начаться прямо у вешалки.
Выражение может подчеркивать важность работников гардероба – они являются людьми, преданными театру, горячими поклонниками своего дела.
В холодное время года без вешалки заказан путь в зрительный зал: одежду необходимо сдать, чтобы чувствовать себя комфортно и не мешать соседям.
Наконец, эта фраза может относиться к артистам: с какими бы проблемами они не пришли в театр, они должны «оставить их на вешалке», надеть костюм и выйти к зрителям.
Театр начинается с вешалки
Театр начинается с вешалки
Приписывается одному из основателей Московского Художественного театра Константину Сергеевичу Станиславскому (1863—1938). Но нигде в его сочинениях это выражение не встречается, как и в воспоминаниях современников о нем. Вероятно, оно сложилось на основе следующего места из письма К. С. Станиславского к иеху гардеробщиков МХАТ (23 января 1933 г.), которое он написал, отвечая на их приветственный адрес к его семидесятилетию: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей. » (Станиславский К. С. Собр. соч. Т. 8. М., 1961).
Полезное
Смотреть что такое «Театр начинается с вешалки» в других словарях:
Театр начинается с вешалки — ВЕШАЛКА, и, род. мн. лок, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Театр начинается с вешалки — крыл. сл. Афоризм одного из основателей Московского Художественного театра К. С. Станиславского (1863 1938). В его сочинениях такого афоризма нет, но устная традиция приписывает его ему. Близкая по мысли к этому афоризму фраза имеется в письме К … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
театр начинается с вешалки — слова Станиславского из письма к цеху гардеробщиков МХАТа от 23 янв. 1933 г.: “ Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих… … Справочник по фразеологии
Театр — Кажется, с прошлого века театр как зрелищное учреждение ничем не изменился. Даже театральные помещения полуторавековой давности используются, как прежде. Да, сцена (если не считать вертящийся круг), зрительный зал, фойе остались… … Энциклопедия русского быта XIX века
театр — I. ТЕАТР а, м. théâtre, нем. Theater, лат. theatrum <гр. theatron место для зрелищ, зрелище. 1. Помост, театральные подмостки, сцена. Порожжее место между феатром <сценой> и чуланчиками <ложами> называется партер, и там то весь… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Всемирный день театра — «Всемирный день театра» Большой театр … Википедия
СТАНИСЛАВСКИЙ К.С. — Русский актер и режиссер, теоретик сценического искусства. Настоящая фамилия Алексеев. Константин Сергеевич Алексеев родился в 1863 г. в Москве* в семье, принадлежавшей к кругу крупных русских промышленников. В 1881 г. окончил Лазаревский… … Лингвострановедческий словарь
Средняя школа № 1931 (Москва) — ГОУ средняя общеобразовательная школа № 1931 Административный корпус ш … Википедия
Высшая лига КВН 2010 — Высшая лига 2010 Сезон 24 й Место проведения Центральный академический театр Российской армии, Концертный зал «Академический» (полуфиналы[1] и финал[2]), Москва Название сезона Сезон мечты … Википедия
Театр начинается с вешалки
Константин Сергеевич Станиславский сказал, что «театр начинается с вешалки». На самом деле Станиславский 23 января 1933 года в письме к цеху гардеробщиков МХАТа благодарил их за поздравления с 70-летием, а афоризм вырос из слов: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей».
Ксения Раппопорт стала лауреатом премии им. Станиславского в номинации «Лучшая женская роль»
Хорошие декорации – спасение для любителей
Актер должен знать о своем персонаже все
Станилавский и правда часто требовал от артистов, чтобы они рассказали ему о своих героях то, о чем в пьесе не сказано ни слова.
Вдохновение является лишь по праздникам
Многие считают, что свою систему Станиславский придумал, прежде всего, потому, что это было нужно ему самому, то есть придумал для себя. Это правда.
Я в предлагаемых обстоятельствах
Константин Сергеевич учил актеров, ну, в данном случае, наверное, актрис: так надо войти в жизнь образа, чтобы не было Анны Карениной, как исполняемой роли, а чтобы была такая-то женщина-актриса, живущая мыслями и понятиями Анны Карениной.
Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплеванном полу
Эти слова Станиславского, как и некоторые другие его афоризмы, отталкиваются от слов почитаемого им Щепкина, великого русского актера.
Константин Сергеевич Станиславский не раз повторял своим ученикам про доброго, в котором надо найти что-то злое и доброту, которое необходимо отыскать в законченном злодее.
Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры
Это слова великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина, которые широко известны стали как раз благодаря Станиславскому, любимшему их повторять.
Любите искусство в себе, а не себя в искусстве
Станиславский так сказал, и не раз повторил, что первым условием для создания «предрабочего состояния» является выполнение девиза: «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве».
Не верю!
Многие артисты больше всего боялись услышать от Станиславского это его «Не верю!»
«Театр начинается с вешалки» – что это значит?
Театр начинается с вешалки — этот афоризм давно бытует в народе, а связывают его со словами из письма К. Станиславского о ценности работы гардеробщиков как тех людей, которые первыми встречают зрителей в театре. Но прелесть этого афоризма в том, что он означает нечто большее: театр — это мини-государство, живущее особенной жизнью, со своими устоями и правилами, которые должен соблюдать каждый посетитель с того самого момента, как он делает первый шаг в театральное фойе, и даже чуть раньше. Какие именно правила? Разберемся поподробнее.
Выбор одежды
Итак, вы решили организовать себе театральный досуг, определились со спектаклем, купили билеты — и вот настал день икс. Тут-то театр и начинается с пресловутой вешалки — с вешалки в вашем доме — ведь он диктует свои правила даже насчет внешнего вида. Что же надеть в театр?
Издавна, собираясь в театр, посетители облачались в лучшие наряды, а обыденная одежда считалась моветоном. Еще не так давно вас не пустили бы на порог театра даже в джинсах, хотя сейчас на такое закрывают глаза, и покупать вечерний наряд вместе с билетом в театр не придется.
Мужчинам советуется надевать костюм классического покроя, либо брюки и рубашку. Женщины надевают вечернее платье, но перебарщивать тоже не стоит — не нужно ничего сверхоригинального и помпезного. Украшения не должны быть слишком вычурными.
При отсутствии выходного наряда выбирайте одежду неброских, темных цветов. У вас на работе установлен соответствующий сдержанный дресс-код — тогда наденьте в театр то же самое.
Стоит также оценивать масштаб спектакля и театр, в который вы собираетесь идти. Для больших театров и именитых постановок уместна нарядная одежда, а в театры помельче, на просмотр будничной постановки, современного перформанса можно надеть что-то простое, иначе, увы, рискуете выглядеть белой вороной в вечернем платье.
Имеет значение и ваше посадочное место — на балкон в крайнем случае не страшно и в джинсах прийти, а вот в партер и ложи так и просится вечерний костюм.
Совершенно непозволительно надевать пляжную либо спортивную одежду, шорты и слишком откровенные наряды.
Правило, которое также должно быть неукоснительно соблюдено — одежда должна быть чистой и опрятной.
В наши дни брать с собой сменную обувь считают необходимым только настоящие театралы и некоторые девушки с нарядными платьями в пол. Выбор в любом случае остается за вами, но следите за тем, чтобы ваша обувь выглядела аккуратно.
Собираясь в театр, грамотно организуйте свой график: приходить в театр лучше за 20-30 минут до того, как начинается спектакль, чтобы осталось время снять верхнюю одежду, привести себя в порядок, купить программку и найти свои места.
Гардероб в театре
Прибыв к месту назначения, вы заходите в фойе и сразу же обращаете внимание на те самые вешалки, о которых говорил Станиславский — театральный гардероб. Тут-то вы и сбрасываете с себя ненужный в зрительном зале балласт: сдаете верхнюю одежду и головные уборы, пересменку, большие сумки и пакеты. Мужчины, как правило, все необходимое умещают в карманы, женщины будут уместно выглядеть с клатчем или небольшой сумочкой.
Номерок от гардероба сразу следует положить в карман, не вертите его в руках, особенно в зрительном зале, иначе рискуете его уронить и потерять.
Когда погода на улице грязная, а обувь вы не меняете, позаботьтесь хотя бы о том, чтобы она стала чистой — делать это, конечно же, нужно в дамской комнате. Там же поправляйте наряд и макияж — в гардеробной такое недопустимо.
Для случая, когда вы боитесь чего-то не рассмотреть на сцене, возьмите в гардеробной специальный бинокль.
Если до начала постановки остается немного времени, а билетов для вас изначально не хватило, то вам нужна касса театра: можете попытать счастья и узнать там насчет невыкупленных мест — возможно, вы получите билеты по скидке.
В зрительном зале
Когда вы в театре в первый раз и не можете найти свое место, не усложняйте себе жизнь и сразу обратитесь за подсказкой к капельдинеру — человеку, который проверяет билеты.
Проходить вдоль ряда к своему месту надо, повернувшись к сидящим людям лицом, при этом стоит извиниться за причиненное беспокойство.
Сидя в кресле, не занимайте сразу оба подлокотника — один ваш сосед имеет на него точно такое же право.
Не опаздывайте: после третьего звонка спектакль начинается и в зал обычно уже не пускают. Допустим, вам все-таки удалось войти: не пытайтесь самостоятельно искать места в темноте — поищете их по завершении первого акта, а пока займите любое свободное место.
Во время спектакля
Самое главное — соблюдайте тишину. Обсудить постановку, поделиться восторгами либо замечаниями вы сможете в антракте — не мешайте окружающим наслаждаться происходящим на сцене.
Отключите звук вашего мобильного телефона и уж тем более не разговаривайте по нему в течение спектакля. Фотографировать и снимать видео обычно тоже запрещается.
Хлопать в ладоши, пока идет действие на сцене, неуместно; аплодисменты хороши после окончания акта или в конце всего спектакля. Но есть исключения: аплодировать позволяется в конце особенно удачно сыгранной сцены, а также после появления широко известного и талантливого актера.
Если вы пришли вместе со своей второй половинкой, не стоит сидеть на местах, склонившись друг к другу — подумайте о зрителях, сидящих позади вас, ведь им будет не очень хорошо видно сцену. Публично проявлять свои чувства друг к другу тоже не следует — окружающие пришли посмотреть на действие на сцене, а не на действие в зале.
Предположим, спектакль вам не понравился — проявите терпение. Дождитесь антракта и с легким сердцем уходите, но выбираться из зала посреди действия — дурной тон.
Во время антракта
Начался антракт, а значит настало время немного отдохнуть от постоянного смотрения на сцену, перекусить, выпить чашечку чая или чего покрепче. Да-да, в буфете можно купить спиртное, но знайте меру и не налегайте на алкоголь — в конце концов, вы здесь не для этого.
Не пытайтесь улизнуть из зала до конца первого акта, дабы избежать очереди в буфет — будет не очень вежливо по отношению к актерам.
Антракт обычно длится от пятнадцати минут до получаса, поэтому не заказывайте слишком много еды — вдруг не успеете ее съесть. Недопустимо приносить в зрительный зал еду и напитки ни из буфета, ни откуда-либо еще.
Если вам нужно покурить, не вздумайте делать это в буфете или в туалете — только в специально отведенном месте с соответствующей табличкой.
Когда спектакль окончен
По-прежнему считается невежливым стремглав лететь к выходу, не дожидаясь выхода актеров на поклон под занавес.
Хотите подарить актерам цветы — не бросайте их на сцену, а встаньте с ней рядом, либо заранее договоритесь с работниками театра о том, каким способом можно передать букет.
Театр начинается с вешалки и ею же заканчивается — не забудьте отдать номерок в гардероб и забрать все свои вещи.
Теперь вы знаете все основные правила и тонкости поведения в театре, чтобы со всей ответственностью подойти к посещению театра, не испортить времяпровождение ни себе, ни другим, и в полной мере насладиться неповторимой театральной атмосферой.