Что на шпиле петропавловской крепости
История и легенды — всё самое интересное о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге
Петропавловский собор, расположенный на территории Петропавловской крепости, является ценным памятником архитектуры, ярким образцом петровского барокко, старейшим православным храмом, одним из символов Санкт-Петербурга. Он известен во всём мире благодаря своей красоте и как усыпальница русских императоров.
Как любой объект старины и культурного наследия страны, он обладает удивительной историей. А ангел на шпиле собора является стражем и защитником города на Неве. Ангел с крестом означает, что Петербург храним Богом!
Деревянная церковь
Пётр I понимал, что Петербургу нужна архитектура, способная выразить идеи времени, и он задумал сооружение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни в Москве.
Строительство деревянной церкви началось 10 июля 1703 года — в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 12 апреля 1704 года.
Церковь начали строить в день апостолов Петра и Павла, и имя ей дали в честь двух святых. В XXI веке этот праздник в православном мире отмечается ежегодно 12 июля.
Каменный Петропавловский собор
В 1712 году 10 июня заложили каменный Петропавловский собор. Его возводили так, чтобы действующий деревянный храм оказался внутри новой постройки. Строительством руководил швейцарский архитектор Доменико Трезини.
Строительство храма велось на продолжении 21 года. Весь собор был достроен только к 1733 году, уже после смерти императора Петра I. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос.
По приказу Петра I возведение каменного храма началось с колокольни. В 1722 году государь с гордостью показывал свой «парадиз» «господам иностранным министрам», заставив их подняться на верхний ярус колокольни.
Высотная доминанта
Петропавловский собор по высоте на 40 с лишним метров превзошёл храм-колокольню Ивана Великого (82 м), который находится в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. С 1733 до 2012 года Петропавловский собор высотой 122,5 метра был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, а до 1952 года — самым высоким в России.
С годами в городе на Неве появились другие доминанты: в 1953—1962 годах построили Телевизионную башню высотой 312,8 м. В 2012 году был возведён небоскрёб «Лидер-Тауэр» — 145,5 м. В 2019 году появился «Лахта центр» — 462 м. Собор — уже не самое высокое сооружение Петербурга, но является доминантой среди духовных храмов.
Усыпальница коронованных особ
В период правления Петра I место погребения царских особ не было окончательно определено. Их хоронили в Благовещенской усыпальнице. В 1715 году в ещё недостроенном Петропавловском соборе похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины — Наталью.
После смерти Петра I в 1725 году, гроб с его телом поместили внутри строившегося собора — во временной часовне. А само погребение прошло лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно.
Исключения составили умерший в Москве и похороненный в Архангельском соборе Пётр II и убитый в Шлиссельбурге в 1764 году Иван VI, кстати, место его захоронения до сих пор не известно.
Усыпальница близких родственников императоров
В 1831 году император Николай I повелел похоронить в Петропавловском соборе своего брата великого князя Константина Павловича. С этого времени в храме стали погребать и близких родственников монархов.
К концу XIX века в Петропавловском соборе насчитывалось 46 захоронений. Потребовалось строительство Великокняжеской усыпальницы — места захоронения некоронованных особ российского императорского дома.
28 сентября 2006 года в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну, которая скончалась в Дании в 1928 году.
Ангел на шпиле — символ и страж Санкт-Петербурга
Ангел на шпиле Петропавловского собора стал символом и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Петербуржцы считают ангела защитником, стражем и покровителем города на Неве.
Ангел-хранитель представляет собой собственно фигуру ангела (флюгер), венчающий шар (кугель) шпиля. Ангел появился на шпиле Петропавловского собора в 1720-х годах. В то время многоярусная колокольня храма стала самым высоким сооружением в России.
Автор ангела
А предложил установить ангела-хранителя на вершине архитектор, по проекту которого строился собор, — Доминико Андреа Трезини в мае 1722 года. Ангел или архангел должен был стать покровителем не только Санкт-Петербурга, но и России, провозглашённой к этому времени империей, и её первого императора Петра Первого.
Возведение золочёного шпиля, который заканчивался крестом и парящим над ним ангелом, завершилось в 1724 году. До настоящего времени сохранился рисунок Трезини. На нём летящий ангел держит в руках большой крест, внизу у креста — шар, который венчает шпиль, под ангелом надпись:
фигура длиною 7 футовъ английских (
Трезини предложил поставить ангела хранителя города, который служил бы одновременно и флюгером. Первоначальный ангел отличается от того, который мы видим сейчас и который растиражирован в книгах, альбомах и на коробках конфет. Нынешний облик фигура ангела приобрела в XIX веке.
Бури против ангела
В 1777 году шпиль собора повредила буря, его восстановил сын бывшего придворного мундкоха Пётр Юрьевич Патон — архитектор, который изучал архитектуру под руководством Пьетро Трезини, работая в качестве его помощника в течение двух лет. Пьетро Антонио Трезини приходился Доменико Андреа Трезини дальним родственником. П. А. Трезини жил и работал в Петербурге, также был главным архитектором столицы России.
Новую фигуру ангела с крестом выполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди. В 1829 году из-за сильного ветра ангел сильно накренился и чуть было не упал. Русский мастер Пётр Телушкин полтора месяца занимался его ремонтом. Самое интересное, он взбирался на шпиль лишь с помощью верёвок, без строительных лесов.
Легенда о мастере и «щелчке» под скулой
По легенде, за эту работу Пётр Телушкин получил грамоту, по которой ему выдавали выпивку в любом кабаке бесплатно. Вскоре он её потерял, и ему под правой скулой поставили клеймо. Когда мастер заходил в кабак и хотел выпить, он щёлкал пальцами по клейму под скулой и владелец питейного заведения наливал ему выпивку без слов. Считается, что оттуда пришёл к нам этот жест в виде «щелчка» под правой скулой, обозначающий алкоголь.
Ангел во время войны
Во время Великой Отечественной войны шпиль Петропавловского собора выкрасили маскировочной краской, а саму фигуру ангела накрыли мешковиной. Но всё равно он был несколько повреждён.
Освящение ангела и капсула с посланием
Освящение отреставрированной фигуры ангела состоялось 13 февраля 2003 года. Освящение ангела с крестом означало, что город храним Богом, и в нём присутствует духовная жизнь.
Ранее, 30 января того же года в позолоченную сферу на вершине 40‑метрового шпиля была заложена капсула с посланием к потомкам и икона Покрова Пресвятой Богородицы.
Как крестьянин Телушкин удивил весь Петербург, вернув к жизни ангела на шпиле Петропавловки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где родился и чем промышлял Пётр Телушкин
В 1829 году общественность Петербурга была обеспокоена аварийным состоянием шпиля самого высокого здания северной столицы – Петропавловского собора. Пронёсшийся шквал повредил его навершие – крест с флюгером в виде ангела, который считался покровителем города. Петербуржцам казалось, что ещё несколько порывов ветра – и город лишится Божьего благословения. Подрядчики, готовые взяться за ремонт, нашлись, но стоимость 122-метровых лесов была просто астрономической. К тому же, по предварительным расчётам, выполнение работ могло затянуться на годы. Время шло, решение всё не находилось, а ангел продолжал печально раскачиваться с оторванным ветром крылом. В этот момент провидение прислало в город на Неве уроженца Ярославского губернии, казённого крестьянина Петра Телушкина, прибывшего в Петербург с целью собрать денег на выкуп из крепостных любимой девушки.
Явившийся в канцелярию дворцового ведомства невысокий, чисто одетый молодой человек отрекомендовался кровельных дел мастером. О себе рассказал, что ему 23 года, сам он из деревни Мягра Мологского уезда, живёт ремонтом куполов церквей и колоколен и имеет большой опыт высотных работ. Ещё добавил, что холостой, непьющий, запросто может поднять вес в 13 пудов и берётся исправить повреждения на шпиле Петропавловского собора.
Ставка на жизнь, или как крестьянин собирался чинить ангела на шпиле Петропавловки
Первый вопрос, который задали Телушкину, был о том, сколько денег он потребует на возведение лесов. Ответ ошеломил – леса вообще не потребуются: Пётр неоднократно взбирался на церковные купола, страхуясь только верёвкой. А за работу он согласен взять любую предложенную сумму.
Некоторые подозревали, что кровельщик мошенничает, пытаясь выманить деньги. Нашлись и такие, которые засомневались в умственном здравии Петра и предложили упрятать его на год-другой подальше от людей. И всё же было решено допустить Телушкина до ремонтных работ. По тогдашним законам, получая заказ, подрядчики-строители должны были внести определённый залог. Пётр Телушкин таких денег не имел. Как выразилась газета «Санкт-Петербургские ведомости», залогом выполнения дела стала жизнь храбреца.
Риск – благородное дело, или сколько времени и усилий потребовалось Телушкину, чтобы отремонтировать шпиль Петропавловского собора
Восхождение Петра Телушкина к высотам славы длилось три дня. Рано утром он стал подниматься по стропилам внутри здания. Трудности начались, когда Пётр добрался до шпица – игловидного завершения башни. По мере того, как пространство сужалось, продвигаться вверх становилось всё труднее. Змеёй протискиваясь между перекладинами, кровельщик добрался до люка-окошка в обшивке шпица. Наблюдающая за действиями смельчака толпа ахнула, увидев, как он выбрался наружу и повис на смертельной высоте, удерживаясь только на пальцах рук.
Шпиц собора был облицован медными листами, соединёнными выступающими на 9 сантиметров от поверхности и отстоящими друг от друга на ширину размаха рук швами. Удерживаясь за эти выступы пальцами, опоясанный верёвкой Телушкин начал огибать строение по спирали. Путь его был отмечен кровью, сочившейся из-под ногтей. Наконец он обошёл весь шпиц, закрепил на нем верёвку и по ней вернулся к окошку.
Весь следующий день был посвящён улучшению условий подъёма и спуска. Накануне Пётр обнаружил точащие из обшивки металлические крючья. Изготовил длинные верёвочные петли и стал привязывать их к крюкам, чтобы использовать как своеобразные стремена для ступней. На третий день настал решающий момент – штурм венчающего шпиц собора шара, так называемого яблока. Выполнение этой задачи было сродни рискованному акробатическому трюку под куполом цирка. На высоте птичьего полёта необходимо было оторваться от шпиля, чтобы получить возможность размахнуться и забросить на основание креста верёвку. Для этого бесстрашный верхолаз обвязал себя верёвкой вокруг пояса и лодыжек, после чего откачнулся от шпица, повис в горизонтальном положении под «яблоком» и стал бросать наверх заранее приготовленный моток верёвки до тех пор, пока она не обвила ноги ангела. Измотанный до предела, обессилевший кровельщик усилием воли сделал последний рывок и обнял позолоченного ангела…
Полтора месяца день за днём Пётр поднимался наверх по привязанной к основанию флюгера верёвочной лестнице. За это время он укрепил покосившийся крест, отремонтировал фигуру ангела и закрепил оторванные листы обшивки.
Губительный подарок, или как сложилась дальнейшая судьба Петра Телушкина
Когда трудное и полное опасностей задание было выполнено, со смельчаком-верхолазом пожелал встретиться Николай I. Император тепло принял Телушкина и очень развеселился, когда на вопрос, как проверить работу мастера, получил от него предложение послать на верхотуру кого-нибудь из своих министров.
Государь наградил Петра пятью тысячами рублей и медалью «За усердие». Существует версия, что Телушкину была также пожалована грамота, по предъявлении которой владелец любого трактира должен был бесплатно налить ему спиртное. Пётр якобы этот документ потерял, после чего попросил поставить ему под скулой соответствующе клеймо, по которому лихо щелкал, требуя выпивку (отсюда и возник жест, означающий желание выпить).
Рассказ о подвиге Телушкина напечатал журнал «Сын Отечества», после чего деревенский парень получил прозвище «небесный кровельщик» и попал в число столичных знаменитостей, стал получать много заказов и хорошо жить. К сожалению, весть об этом дошла до хозяина возлюбленной Петра, и он заломил за выкуп девушки неподъёмную даже для разбогатевшего мастера сумму. С горя Телушкин стал злоупотреблять дарованной привилегией на бесплатную выпивку, и не прошло и года, как первый российский промышленный альпинист умер от безудержного пьянства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Шпиль и ангел Петропавловской крепости
Ответ: Вместе с Ангелом 46 м, без Ангела – 40 м.
Благодаря этому шпилю Петропавловский собор долгое время считался самым высоким храмом в России – целых 122,5 метров, настоящий небоскреб! Шпиль установили на куполе храма в 1723 году. Из-за этого Петропавловский собор приобрел ни на что не похожий вид. Он похож на пронзающую небо иглу. Но первый шпиль был деревянным.
На стометровой высоте находится так называемое «яблоко». А над ним установили крест с фигурой Ангела. Автором скульптуры был Р. Залеман. Этот символ Петербурга – удивительный флюгер, который вращается вокруг стержня в самой фигуре. Высота Ангела – 3,2 метра, а размах его крыльев – почти 4 м.
История шпиля
Из-за сильных ветров и бурь шпиль несколько раз страдал – в 1756, 1777 и 1829 годах. Особенно пострадала фигура Ангела. Пришлось возводить леса и даже делать нового Ангела с крестом. А после бури 19 века простой кровельщик Петр Телушкин отремонтировал шпиль и ангела осенью 1830 года, поднявшись туда просто на веревках! В награду император разрешил ему пить бесплатно в любом трактире России.
В 50-е годы 19 века соорудили уже металлический шпиль, который позолотили. Кстати, на покрытие его драгоценным металлом пошло 8 килограмм настоящего золота высокой пробы. Золочение фигуры Ангела проводилось химиками под руководством академика Г. Струве.
Башня
На башню, ведущую к шпилю, можно подняться во время экскурсии. Она тоже очень интересная. С высоты 16 м начинается шахта часового механизма, ведущая вверх на 30 м. Раньше в этой шахте поднимались и опускались гири, и часы таким образом заводились.
Карильон
Выше шахты находится уникальный карильон. О нем стоит рассказать отдельно. В Западной Европе, особенно на севере – Бельгия, Голландия, север Франции – есть очень интересная архитектурная штука, карильоны. Это колокольни со множеством небольших колоколов. Только они украшают не церкви, а светские здания, в основном, ратуши. Так мэры и городские советы подчеркивали свою значимость.
И чем больше было колоколов на карильоне, чем больше мелодий они могли играть, тем «круче» считался город. В свое время Петр I, который был в Голландии, увлекся этой модой. Он купил первый карильон за баснословные деньги и установил его в Петропавловском соборе.
Но однажды ночью, во время бури 1756 года, в него ударила молния и полностью сожгла. Через 20 лет там установили новый карильон, которому повезло больше. Но в середине 19 века его разобрали из-за ветхости. Только в 1991 году, бельгийцы сделали новый карильон и подарили его Петербургу. Этот карильон состоит из 51 колокола, и на нем можно сыграть любую мелодию – от классики до джаза.
Колокольня
Карильон представляет собой одну из достопримечательностей башни Петропавловского собора. Выше, на высоте 42 метров, находится русская звонница, которая звучит только перезвоном. Там находится 27 колоколов, но их можно слышать только во время службы. Они были отлиты в 1905 году, а самый большой из них весит 5 тонн. Его поднимали на шпиль с помощью сложной системы веревок. Поэтому сейчас в башне Петропавловского собора находится уникальное собрание из 130 колоколов, как старинных, так и современных.
Часы-куранты
Экскурсантов водят только до уровня колокольни. А выше можно попасть, только получив особый пропуск. Там находятся знаменитые часы-куранты собора. Они очень сложные, и их можно смело назвать компьютером 18 века. Детали для них сделал в Голландии мастер Оорт Красс в 1760 году, а собрали уже в Питере. Интересно, что часы тогда не имели стрелки, а время обозначалось при помощи разных мелодий, которая менялась каждые 15 минут. Мелодии же исполнялись благодаря карильону.
В 50-е годы 20 века часы отреставрировали в Москве, деревянные детали заменили металлическими, и тогда же появилась на циферблате часовая стрелка. На них также установили электрические моторы. Правда, теперь мелодий стало меньше. Колокола, играющие музыку, висят на верхней площадке шпиля, на высоте 62 метров. Правда, теперь они играют только две мелодии – ежечасно «Коль славен Господь наш в Сионе» и в 6 и 12 «Боже царя храни».
Шпиль
Кирпичная башня заканчивается на высоте 72 метров, в помещении с окнами интересной формы. Из-за него оно носит название Фонарик. Туда ведет винтовая лестница. Дальше уже высится металлический шпиль, весом в 86 тонн. Но стержни, которые его поддерживают, чтобы он не упал, начинаются уже от уровня часов.
Винтовая лестница продолжается и внутри металлического шпиля до высоты 92 метров. А еще 8 метров идет прямая лестница, потому что шпиль становится слишком узким. Выше ста метров находится площадка и люк, откуда можно выбраться к Ангелу. На такой высоте шпиль уже раскачивается, но он рассчитан на порывы очень сильного ветра, так что можно не переживать.
Музеи Петропавловской Крепости
Сама крепость – это часть огромного Музея истории Санкт-Петербурга. Но на ее территории можно посмотреть несколько совершенно уникальных и интересных музеев. Чтобы посмотреть их все, не хватит и целого дня, а то и нескольких.
Здесь, к примеру, есть выставка истории крепости. По чертежам, макетам и археологическим находками можно представить себе, как выглядела крепость раньше, и как ее строили.
Очень красивый Музей старого Петербурга, где выставлены фарфоровые сервизы императорского завода с видами Северной Пальмиры, как называли Питер.
Специальная выставка для детей называется «Улица времени». Она интерактивная, с макетом пристани и торговых кораблей, которые причаливали к ней в петровские времена. Можно даже подержать в руках некоторые товары.
А Комендантский дом с историей жизни дореволюционного Петербурга! Есть даже Музей пыток, хотя он на любителя. Одним словом, на все это нужно выделить время, чтобы погулять и осмотреть все обстоятельно, не «галопом по Европам». Но самые интересные, на мой взгляд, музеи – это истории денег, космонавтики и керамики.
Музей истории денег
Этот музей находится прямо за Петропавловским собором. Его можно посетить самостоятельно или с экскурсией. Последний вариант гораздо интереснее. Но имейте в виду – если вы хотите послушать экскурсию, то вместе с билетом вам выдадут наклейку, которая должна быть на видном месте. Иначе гид вас не допустит. Экскурсия длится приблизительно час.
В музее можно узнать историю денег как она есть – от первых монет до кредитных карт. Ведь мы часто держим деньги в руках, и даже не задумываемся, как они появились. Оформление музея – потрясающее. Он очень современный, непохожий на привычные экспозиции. Смотреть и слушать необычайно интересно. Сам музей состоит из двух зданий, так что не пропустите второе.
В экспозиции даже есть пятикилограммовые золотая и серебряная монеты, которые можно подержать в руках. После экскурсии туристов отпускают просто бродить по музею и разглядывать монеты. Если они слишком мелкие, то на стендах есть интерактивный экран, где их можно рассматривать в увеличенном виде.
На втором этаже проводятся разные викторины, к примеру, как отличить фальшивую банкноту от подлинной. Можно даже поучаствовать в мастер-классе монетного двора и напечатать собственные деньги. Ну, и посмотреть на интересные инсталляции, к примеру, башню из миллиона рублей монетами.
Музей космонавтики спб петропавловская крепость
Этот музей просто необычайный для такого старинного места. Правда, первые два зала могут разочаровать обычного посетителя – там, в основном демонстрируются документы. Но если пойти дальше, то увидите скафандры, ракетную технику и двигатели (от самых первых до современных), а также разделы, посвященные космонавтам.
Но главное отличие этого музея от подобных экспозиций, посвященных космонавтике, это внимание к обычному быту, в котором живут покорители космоса. Вы увидите столовую, еду для космонавтов и даже туалет! И в этом музее дают подержать в руках экспонаты. Это железный метеорит, очень тяжелый.
А если вы посмотрите в интерактивный экран, то увидите, как проходит повседневная жизнь в космосе. Здесь будет очень интересно детям, да и прочих посетителей он не оставит равнодушными. Ведь часто мы не имеем ни малейшего представления о том, как люди живут на космических станциях.
Музей керамики
Это один из новых музеев Петропавловской крепости. Называется он «Керамарх», потому что посвящен не простой керамике, а архитектурной. То есть, здесь выставлена резная декоративная плитка, художественная облицовка печей, старинные кирпичи, черепица, камины отличной сохранности, удивительной красоты изразцы и даже целые фрагменты фасадов зданий. Экспонаты собраны как из частных коллекций, так и из фондов крупных музеев.
В «Керамархе» можно посмотреть, как развивался интерьер российских зданий, в том числе домов знатных и богатых людей, а также церквей и мечетей, начиная с 18 века. Музей небольшой, но интерактивный. Некоторые печи и камины можно открывать, а изразцы трогать руками. Он нравится детям. А взрослые ценят грамотные и понятные тексты, которые на пальцах объяснят, чем одна архитектурная деталь отличается от другой. Материал в музее подан превосходно.
Экспозиция музея помогает обычным людям постичь секреты керамического декора и учит отличать керамические архитектурные детали от гипсовых или металлических, хотя они бывают очень похожи. Музей устраивает мастер-классы для детей, где их обучают обминать глину, делать плитки со сказочными птицами, львиные маски и многое другое.
Бастионы Петропавловской Крепости
Известно, что Петропавловская крепость, была построена по плану, который создавал лично Петр I, для войны со шведами. Она обнесена толстыми крепостными стенами или куртинами, построенными как можно ближе к берегу, чтобы десант врага не смог высадиться. Кроме того, по всем правилам военного искусства, в крепости построили шесть выдвинутых бастионов.
Там стояли пушки, а расположение бастионов увеличивало зону обстрела артиллерии таким образом, чтобы противник не мог приблизиться. Бастионы были пятиугольной формы, высотой 12 метров, а их стены с узкими амбразурами – толщиной до 6 метров. На то время они считались практически неприступными. Вначале их строили из земли и дерева, но после 1709 года они все были уже из камня.
Всего в Петропавловской крепости построили шесть бастионов. Пять из них курировали сподвижники императора, а шестой – сам Петр. Поэтому они названы в честь тех государственных деятелей, которые отвечали за их строительство – Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Меньшиков. А бастион, возведением которого руководил Петр, соответственно, назывался Государев.
Самым известным бастионом стал Трубецкой, но вовсе не из-за особой конструкции или участия в военных действиях, а потому что в нем стала располагаться тюрьма для заключенных Тайной канцелярии.
Тюрьма Трубецкого бастиона
Все бастионы строились таким образом, что были соединены между собой подземными ходами. Кроме того, там находились казематы, где должны были жить солдаты. Но казематы Трубецкого бастиона уже при жизни Петра использовались как застенки. Здесь держали сына императора, Алексея Петровича, и убили его там же.
Но именно как тюрьма для политзаключенных, «русская Бастилия», Трубецкой бастион стал использоваться после восстания декабристов. Тогда казематы были переоборудованы в одиночные камеры, а за декабристами пришел черед и других узников.
В 70-е годы 19 века Трубецкой бастион был перестроен в настоящую тюрьму. Это была главная следственная тюрьма России. Она состояла из двух этажей и повторяла пятиугольную форму бастиона. Заключенные здесь сидели только в одиночных камерах в условиях полной изоляции. Им не разрешалось иметь книг, устраивать свидания с родными переписываться, и так далее. Поэтому некоторые заключенные сходили с ума или совершали самоубийство.
В тюрьме Трубецкого бастиона сидели и народовольцы, и эсеры, и брат Ленина, и писатель Максим Горький, и Троцкий. После революции и до 1924 года она продолжала быть застенками, только уже для противников новой власти. Чекисты бросали сюда членов династии Романовых, работников Временного правительства, юнкеров, защищавших Зимний дворец. А во время «красного террора» заключенных выводили к Головкиному бастиону и расстреливали.
Нарышкин бастион
Этот бастион, названный в честь одного из сподвижников Петра, находится в центре крепости со стороны Невы. Поэтому там стоит пушка, которая стреляет во время различных городских праздников, еще с 18 века. Отсюда открывается потрясающий вид на дворцы Петербурга.
Недаром императрица Анна Иоанновна любила любоваться панорамой Петербурга именно с этого бастиона. Поэтому для удобства государыни здесь построили специальную Флагшточную башню. Это был смотровой павильон с панорамными окнами. Внутри него находилась комната, где императрица пила кофе и любовалась своей столицей.
Теперь по Нарышкиному бастиону проходит пешеходный маршрут «Невская панорама». А видами, восхищавшими императрицу, могут любоваться обычные туристы со всего мира.