Что значит открытые торги
Разновидности торгов по банкротству. Характеристики открытых, закрытых торгов и прямых продаж
Все имущество компании-должника должно быть продано на торгах, если в отношении юрлица ввели этап конкурсного производства, и компания официально получила статус банкрота. Вырученные на торгах средства направляются на покрытие финансовых обязательств должника.
Разновидности торгов
Торги по банкротству – это процесс по реализации имущества должника, который происходит в открытой и закрытой формах. К процессу торгов компания-должник переходит не сразу, а только при принятии решения арбитражным судом о введении в отношении него этапа конкурсного производства. Этот факт означает, что суд официально признал невозможность восстановления платежеспособности юрлица и полагает, что погасить требования кредиторов можно только за счет продажи всей собственности компании.
Конкурсное производство, на котором проходят торги по банкротству, является последним этапом процедуры банкротства, и по его результатам компания ликвидируется.
На этапе конкурсного производства все управленческие функции переходят к назначенному конкурсному управляющему. Именно он должен сформировать детальный перечень активов и имущества должника, оценить их и выставить на торги.
В перечне активов, которые подлежат реализации в ходе торгов, обычно представлена недвижимость, автотранспорт, участки земли, бытовая техника, производственное оборудование и пр.
За счет проданного имущества появляется возможность полностью или частично погасить требования кредиторов.
Все торговые процедуры, применяемые в деле о банкротстве, условно можно разделить на следующие разновидности:
При проведении каждой из указанных разновидностей торгов нужно учитывать некоторые особенности.
Открытые торги: аукцион и конкурс
Открытые торги при банкротстве предполагают, что сведения о них становятся доступными для всех торговых площадок, и участвовать в них вправе любое заинтересованное лицо.
Большинство тендеров проводится указанным способом. Наиболее распространенными формами открытых торгов являются аукцион и конкурс. Алгоритм участия в аукционе предельно прост:
Открытый конкурс – другая форма торгов, которая на практике применяется реже аукциона. Связано это с тем, что через конкурс реализуются особые типы объектов, и организовать такую форму торгов сложнее, а сами участники реже соглашаются на участие в конкурсе. Через конкурс продаются объекты следующего типа:
Для объектов социального значения должны выдвигаться дополнительные требования:
При продаже имущества в форме аукциона или конкурса предполагается прохождение одинаковых этапов:
Закрытые и их разновидности: аукцион, конкурс, публичное предложение
Существует три основные разновидности торгов в закрытой форме. Это аукцион, конкурс и публичное предложение.
Закрытые торги проводятся в том же порядке и по тем же правилам, что и открытые, но с одни важным нюансом: в них вправе принять участие ограниченный спектр участников. В числе участников могут быть только те физические или юридические лица, которых пригласил организатор.
Способ предложения цены может быть открытым и закрытым.
На электронных площадках при объявлении публичного предложения должен быть опубликован график управляющего с указанием на то, какой может быть минимальная стоимость. Обычно минимальная цена составляет вплоть до 50% от начальной цены.
Прямые продажи
Управляющий в деле о банкротстве наделен правом прямой купли-продажи имущества банкрота. При этом продажа происходит без объявления торгов и конкурентной борьбы. Данный способ законный и прописан в п. 5 ст. 139 127-ФЗ о банкротстве. Но для того чтобы у управляющего возникло законное право на заключение прямого договора купли-продажи, необходимо соблюдение двух условий, которые содержатся в ст. 139 127-ФЗ:
Порядок продажи имущества должника прямым способом, минуя торги, предполагает прохождение таких этапов:
Таким образом, для продажи имущества должника применяются открытые и закрытые формы торгов. В открытых закупках в формате аукциона или конкурса могут принять участие все заинтересованные лица, тогда как в закрытых торгах участвуют только приглашенные участники. Также после получения согласия кредиторов на собрании управляющий вправе реализовать имущество дешевле 100 тыс. р. во внеторговой форме.
Аукцион
Разновидность тендера, главным критерием которого выступает цена сделки.
Аукцион — это разновидность тендера, главным критерием которого выступает цена сделки.
Госорганы или частные компании размещают на специальных электронных площадках заказы с требованиями, а предприниматели и компании, которые хотят заключить договор, оставляют предложения с указанием цены. Побеждает тот, кто предложит самую низкую.
Виды аукционов
Аукционы делят на виды в зависимости от того, как их проводят и кто может принимать участие в торгах.
По степени доступности. Аукцион может быть открытым или закрытым. В открытом принимают участие все желающие, а закрытый аукцион организуют для узкого круга приглашенных.
По способу ставок. Здесь также применяют понятия открытого и закрытого аукциона. Участники открытого аукциона могут видеть цену конкурентов и изменять свою, а при закрытом у претендентов нет возможности оценить чужие предложения и изменить ставку.
По количеству этапов. Выделяют одноэтапные и двухэтапные аукционы. При одноэтапном победителем признают участника закупки, который предложил самую низкую цену. При двухэтапном заказчик сначала проверяет документы участника и решает, соответствует ли он требованиям закупки, а затем отсеивает неподходящие предложения и проводит торг.
Кто может стать участником аукциона
Есть три вида заказчиков. Первый — государственные или муниципальные, например суд или детский сад. Аукционы госзаказчиков финансируют из федерального или муниципального бюджета.
Госзаказчики предъявляют к участникам высокие требования и могут устанавливать ограничения — как правило, на заказы, связанные с государственной тайной. Например, оборонные заказы часто бывают закрытыми: принять в нем участие можно только по приглашению организатора.
Второй вид заказчиков — компании с долей государства более 50%, а третий — коммерческие предприятия. Они финансируют аукционы из собственных средств.
Коммерческие компании самые лояльные: обычно претендовать на их заказы могут любые исполнители, если нет дополнительных требований. Например, на поставку лицензированного товара рассматривают только кандидатов, у которых есть права на его продажу.
Как проходят аукционы
Торги проводят дистанционно на электронных торговых площадках — ЭТП. В России работают восемь федеральных электронных площадок, но есть и площадки для коммерческих закупок — в интернете их более двухсот.
Как проходит аукцион:
Если аукцион двухэтапный, перед торгом организатор проверяет заявки на соответствие требованиям. Аукцион не состоится, если заявок не будет или ни одно из предложений не подойдет.
Как участвовать в электронном аукционе
Чтобы участвовать в государственном аукционе, нужно получить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться в единой информационной системе и на сайте электронной торговой площадки.
Шаг 1. Получить электронную подпись. Электронная цифровая подпись нужна для заверки документов и регистрации на сайте закупок. Ее можно купить в любой аккредитованной организации.
Шаг 2. Зарегистрироваться в ЕИС. Для участия в аукционе, который организует госкомпания, участник должен зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере госзакупок. Это портал, где можно посмотреть все государственные тендеры.
Для регистрации понадобятся логин и пароль от портала госуслуг. Если в аукционе будет участвовать предприниматель или юрлицо, аккаунт физлица не подойдет, нужен профиль ИП или компании.
Шаг 3. Зарегистрироваться на торговой площадке. Электронная торговая площадка — ЭТП — это сайт, на котором можно изучить требования заказчика и подать заявку на участие в аукционе.
Аукционы для малого и среднего бизнеса проводят только на федеральных площадках. А значит, таким компаниям и ИП в любом случае нужно регистрироваться на сайте единой информационной системы.
Для участия в негосударственных аукционах меньше требований: нужны только электронная подпись и регистрация на электронной торговой площадке.
Что важно запомнить
Сейчас читают
Личный кабинет налогоплательщика юридического лица
Электронный сервис, с помощью которого компании могут обмениваться информацией с налоговой службой
ЕГРЮЛ
База данных налоговой службы, в которой содержится основная информация обо всех юрлицах
Договор купли-продажи
Устная или письменная договоренность между покупателем и продавцом
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Какие бывают тендеры и как повысить шансы на победу
Необходимый минимум для тех, кто никогда не участвовал
Мы начинаем серию статей о тендерах: пошагово разберем разные виды закупок.
Начнем с самых азов — если вы уже участвовали в тендерах и побеждали, то, скорее всего, всё это вы уже знаете.
Что такое тендеры и какие они бывают
Термин «тендер» часто употребляется в сфере закупок, но в российских законах до сих пор нет его официального определения. В общепринятом смысле тендер — это конкурсные торги.
Заказчик объявляет условия, по которым будет покупать товары, услуги или работы. А поставщики с учетом требований предлагают свои варианты. Заказчик заключает контракт с поставщиком, у которого условия лучше. Правда, в жизни все гораздо сложнее.
Например, школа хочет закупить стулья и парты. Это госучреждение — пойти в мебельный магазин школа не может. По закону она должна провести тендер и выбрать поставщика конкурсным путем. Поэтому школа формирует требования к закупке и критерии, по которым будет отбирать победителя. Размещает информацию о закупке на специальном сайте для тендеров. В назначенный день школа подводит итоги и выбирает поставщика.
Чтобы свободно ориентироваться в теме, сначала нужно узнать все термины. Это не самый интересный раздел статьи, но без него невозможно понять основное.
В зависимости от того, кто организует конкурс, тендеры делятся на государственные, для компаний с госучастием и коммерческие.
Тендеры для компаний с госучастием проводят компании, частично или полностью принадлежащие государству, компании с регулируемой деятельностью и естественные монополии. Например, нефтегазовые, энергетические и горнодобывающие компании.
При организации закупок они руководствуются 223-ФЗ и внутренними положениями компаний о закупках. Их можно найти в открытом доступе. Вот, например, положения о закупках РЖД и «Газпрома».
Коммерческие тендеры могут проводить любые негосударственные компании. Эти закупки регулируются гражданским кодексом, федеральным законом «О защите конкуренции» и внутренними положениями.
По составу участников тендеры бывают открытыми, закрытыми и с ограниченным участием. В открытых закупках может принять участие любая компания. В закрытых — только компании, которые пригласил организатор. Это как вечеринка по приглашениям. В тендерах с ограниченным участием — все, кто соответствует специальным условиям. Например, условием может быть наличие особенного оборудования или определенной квалификации.
По количеству этапов тендеры делятся на одноэтапные и двухэтапные.
В одноэтапных организатор тендера выбирает победителя только на основе полученных предложений — без дополнительных обсуждений и встреч с участниками.
В двухэтапных после первого этапа заказчик может отобрать пул интересных предложений, а на втором — выбрать из них победителя. Здесь заказчик в процессе тендера может уточнить требования к закупке, а участники — доработать заявку перед финальным отбором.
По способу закупок тоже несколько вариантов.
Аукцион. Здесь ключевой критерий — цена. Кто предложит ниже, тот и победил.
Конкурс. Побеждает участник, который предложил лучшие условия по тендеру. Например, если компания выбирает подрядчика для издания корпоративного календаря, она может оценивать предложенную концепцию и эскизы дизайнера.
Запрос котировок или цен. Как и в аукционе, победителем становится участник с самой низкой ценой. Разница в том, что сроки представления заявок в таком тендере сильно ограничены: обычно не больше недели.
Запрос предложений. Заказчик выбирает предложение с лучшими условиями. Но, в отличие от конкурса, сроки проведения такого тендера обычно не превышают 10 дней.
Закупка у единственного поставщика. В отличие от остальных видов, это неконкурентный способ закупки. Заказчик никого не выбирает, а отдает контракт определенному исполнителю. Это возможно, например, при закупке услуг у монополиста: железнодорожных перевозок у РЖД или отправки корреспонденции у Почты России.
У любого тендера несколько характеристик. Например, коммерческая компания может объявить открытый конкурс, а госучреждение — закрытый аукцион.
Кто может участвовать в тендерах
Главное — соответствовать требованиям, подать полный пакет документов и сделать лучшее предложение. Шансы на победу есть у всех.
Правда, нюансы для физлиц все равно есть. Они не смогут стать участниками закупок, где есть ограничения в условиях. Всего таких ограничений три:
Если компания сотрудничает с физлицом, то по закону она обязана платить НДФЛ и страховые взносы. Поэтому в таком случае исполнитель на руки получит сумму меньше, чем указана в контракте. Как участвовать в разных видах закупок — расскажем в отдельных статьях.
Как повысить шансы на победу в тендере
Победителем может стать любой участник, если он предложил лучшие условия и правильно подал документы.
Как молодой компании победить в тендере. Для победы в некоторых видах закупок, например в конкурсах, важны деловая репутация и опыт работы. При оценке заявок эти факторы принимаются во внимание наряду с ценой. Поэтому молодым компаниям в таких закупках победить сложно, особенно если конкурентов много. Но есть тендеры, в которых участники побеждают только потому, что оказались единственными, кто подал заявку по всем правилам.
Как победить, не снижая цену. Все зависит от тендера. Если это аукцион или запрос котировок, то низкая цена — ключевой фактор для определения победителя. Поэтому лучше сразу определить, до каких пределов вы готовы снижать цену.
Что такое тендерное сопровождение и нужно ли оно. Тендерное сопровождение — услуга, при которой специалисты помогают готовиться и побеждать в тендерах. Специалисты могут участвовать на всех этапах или только помочь найти подходящий тендер и собрать пакет документов.
Тендерное сопровождение — хороший выход, если еще никогда не участвовали в закупках.
Услуги предлагают как специализированные компании, так и частные специалисты по закупкам. Их можно найти, например, на «Авито», «Юду», « Профи-ру ».
Еще есть ресурс GZEX. Там все устроено как на любой бирже фрилансеров: заказчики оставляют задания, а исполнители предлагают свои услуги.
Проведение открытых торгов путем подачи публичного предложения
Понятие и регламентация
В ситуациях, когда юридическое или физическое лицо не имеет финансовых возможностей для дальнейших расчетов по обязательствам, описанное имущество выставляется на публичные торги. Это последняя стадия процедуры банкротства и возможность покрыть долги перед кредиторами. А для участников — хороший способ купить ликвидные материальные ценности по сниженной цене. Такие мероприятия регламентированы ч.1.ст. 449 ГК РФ.
Публичные торги — это реализация имущества или заключение договора подряда способом вызова всех желающих принять в них участие.
Продажа собственности должника методом публичного предложения инициируются в тех случаях, когда имущество остается нереализованным после проведения первичных и вторичных торгов.
Это значит, что если два аукциона признаны несостоявшимися, назначают процедуру, проводимую с помощью подачи публичного предложения.
Ее отличительной особенностью является постепенное понижение цены реализуемого объекта через систематические промежутки времени. Такой подход позволяет участникам процесса приобрести собственность должника по максимально низкой цене, иногда со скидкой 50% от начальной стоимости.
Существует два основных типа процедур реализации имущества:
Остановимся более подробно на первом варианте, который поддерживается законодательством.
Открытые торги посредством публичного предложения предполагают, что информация об их проведении доступна на всех площадках, а принять участие в них может любое лицо. После того, как заявка на участие принята, можно отслеживать ход торгов в личном кабинете — это позволит увеличить шансы на победу, своевременно увеличив ставку на шаг.
Победителем публичных торгов признается тот, кто предложил максимальную цену за лот.
Участники
Публичные торги открытым способом — наиболее открытая и прозрачная процедура. Принять участие в таком процессе реализации может любое лицо, которое соответствует условиям конкурса. Но есть одно важное условие — необходимо внести задаток и подтвердить этот факт платежным поручением.
В роли участников могут выступать сам залогодержатель, его родственники и близкие друзья.
Если открытые торги путем публичного предложения проводятся на ЭТП, стоит учесть информацию о необходимости заблаговременно получить электронную цифровую подпись. Без нее участие невозможно, поэтому потребуется обращение в один из Центров по выдаче ЭЦП.
Извещение
Извещение о проведении публичных торгов публикуется на официальном сайте Федеральной Службы Судебных Приставов (ФССП). Место проведения аукциона напрямую связано с территориальным местонахождением реализуемого имущества.
Извещение о публичных торгах должно быть опубликовано в течение 10 дней с момента начала их проведения и содержать следующую информацию о мероприятии:
После публикации о планируемом аукционе его участники должны внести фиксированную сумму задатка, которая обычно составляет 5-10 % от первоначальной стоимости реализуемого объекта.
Такие меры необходимы для обеспечения гарантии исполнения обязательств. ФССП страхует себя от напрасных трат на проведение открытых торгов путем публичного предложения. Но после объявления победителя всем остальным участникам задаток возвращается в полном объеме.
Порядок проведения
После того, как извещение размещено, начинается непосредственно процедура реализации арестованного или заложенного имущества. Для этого организатор должен предварительно заключить договор с организатором одной из ЭТП и предоставить заявку на участие в электронном виде, которая должна содержать следующую информацию:
Заявители на участие также должны направить заявку на участие и подтвердить оплату задатка.
Открытые торги проводятся путем повышения изначальной цены продажи на величину, кратную шагу аукциона. Победителем признается тот участник, который назначил максимальную цену. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.
По результатам проведенных открытых торгов путем публичного предложения составляется протокол, в котором фиксируется информация о мероприятии:
На основании протокола, с которым обязательно должен ознакомиться победитель, составляется договор купли-продажи. Оплата по нему должна быть произведена в пятидневный срок.
Признание несостоявшимися
Есть ряд условий, при наступлении которых процедура считается несостоявшейся. К ним относят следующие факторы:
После принятия соответствующего решения право собственности на предмет залога может остаться за залогодержателем, или же назначается повторная процедура, но не раньше, чем через месяц. В таком случае стоимость реализуемого залога должна быть снижена на 15 % от первоначальной.
Публичные торги могут быть отменены по причине заключения мирного соглашения между участниками спора. В такой ситуации должник возместит все издержки, которые понес организатор аукциона.
Участие в открытых торгах путем публичного предложения — процедура простая. Достаточно выполнить ряд условий по регистрации и перечислению задатка. Это даст возможность приобрести имущество по сниженной цене, в некоторых случаях — ниже рыночной.
Особенности проведения публичных торгов
Особенности публичных торгов
Правила проведения публичных торгов, в рамках которых реализуется недвижимое имущество должников, регламентированы ФЗ-102 (статья 59). О том, как проводятся такие мероприятия, а также о специфике участия в них мы поговорим далее в настоящей статье.
Местом организации публичных торгов является фактическое местоположение реализуемого объекта. Изменен срок, в течение которого в официальных источниках должна быть опубликована информация о сделке:
Если раньше дедлайн наступал через 30 календарных дней, то сейчас этот период сокращен ровно в 3 раза – организаторы должны вывесить указанную выше информацию не позднее 10 дней с даты окончания аукциона.
Информация о планируемых публичных торгах должна доводиться Федеральной Службой Судебных Приставов (ФССП) на официальном сайте ведомства посредством публикации извещения о проведении публичных торгов. Порядок проведения торгов посредством публичного предложения проводятся согласно положению (в том числе и на электронных площадках). Если физическое или юридическое лицо изъявляет решение об участии в предстоящих торгах, тогда оно должно внести задаток. Размер задатка зависит от конкретного конкурса, но в среднем его величина составляет около 5-10 процентов от цены лота. После объявления результатов конкурса участникам, которые не победили, задаток будет возвращен в 100% размере.
Задаток необходим для гарантии исполнения обязательств. Например, если лицо выигрывает конкурс, а затем, после объявления результатов, отказывается исполнять условия. В этом случае ведомство не вернет выигравшему лицу задаток. Таким образом, вносимой всеми участникам гарантией ФССП страхует себя от потерь и напрасных затрат на организацию торгов посредством публичного предложения.
Подтверждение торгов
Документом, который подтверждает победу лица в открытых торгах посредством публичного предложения, является договор. После завершения конкурса организатор обязан подготовить и подписать с победителем соглашение. В документе фиксируются все основные аспекты мероприятия:
Договор с организатором впоследствии станет документом, на основании которого можно будет зарегистрировать право собственности на недвижимость в Единой Государственной Регистрационной Палате (ЕГРП).
Кто может стать участником торгов посредством публичного предложения?
В качестве участника может выступать любое лицо, которое соответствует правилам конкурса и может внести задаток. На самих торгах имеют право присутствовать как сам залогодержатель, от которого отчуждается недвижимое имущество, так и его родственник, близкие и друзья. Важно, что все они (включая непосредственно залогодержателя) имеют право принимать участие в конкурсе на общих условиях. Если торги посредством публичного предложения проводятся на электронной торговой площадке, то участникам необходимо иметь электронную цифровую подпись. Получить ее вы можете в Центре ЭЦП. ЭЦП записываются на специальный носитель – рутокен. Носитель для электронной подписи должен быть сертифицирован ФСТЭК, в противном случае сертификат может быть признан недействительным.
Как оформить результаты публичных торгов?
Победителем конкурса считается лицо, которое предложит наиболее высокую стоимость объекта. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо. В результате мероприятия составляется протокол, в котором фиксируется информация о самой процедуре проведения конкурса, так и о ее результатах. Например, в протоколе обязательно должны быть отражены следующие сведения:
После конкурса победитель должен изучить и подписать протокол в знак согласия с информацией, которая в нем содержится. На основании протокола в дальнейшем организатор создаст договор купли-продажи.
Оплата оставшейся части по договору должна быть внесена победителем в срок до 5 дней. Деньги необходимо отправить на банковский счет организатора.
Когда публичные торги признаются несостоявшимися?
При невыполнении определенных требований открытые торги посредством публичного предложения могут быть признаны несостоявшимися. К факторам, которые могут привести к таким последствиям, следует отнести:
Если публичные долги признаются несостоявшимися, то залогодержателем может быть заключено соглашение с залогодателем о переходе недвижимого имущества в собственность кредитора. Если это по каким-то причинам не получится сделать, тогда необходимо будет проводить повторные открытые торги посредством публичного предложения. Однако, по закону они могут быть проведены не менее, чем через месяц после признания текущего конкурса несостоявшимся. В этом есть и преимущества – на повторных торгах закон обязывает организатора снизить цену на недвижимость не менее, чем на 15 %.
При подготовке к участию в торгах не стоит также забывать еще об одном важном нюансе: до проведения мероприятия должник может погасить свою задолженность перед кредитором, и тогда аукцион будет отменен.
Продажа арестованного имущества через публичные торги
Для того, чтобы реализовать соответствующее судебное решение, зачастую ФССП производит арест недвижимого имущества. Арест – это процессуальный акт, который накладывает ограничения не только на сам объект, но и на все, что расположено на его территории. Следовательно, если в квартире стоит телевизор, который принадлежит не должнику, а третьему лицу, то ТВ все равно будет внесен в опись и арестован.
Реализация арестованного имущества возможна не ранее, чем через 5 дней после соответствующего процессуального акта. Однако эти сроки могут быть изменены по решению судебного пристава. Например, все имущество или его часть может быть изъята сразу после описи. Особенно это касается объектов, которые являются скоропортящимися.
Операционно торги по продаже арестованного имущества выглядят также, как обычные публичные торги. А все вырученные от продаж деньги направляются на погашение долга.
Публичные торги по банкротству
Если лицо имеет непогашенную задолженность, но является неплатежеспособным, то в этом случае производится продажа его имущества через аукционы. Единственное условие при выборе имущества для последующей реализации – это возможность продолжения должником деятельности. Все, что не лишает должника возможности работать, может быть реализовано.
Операционной особенностью является предпочтение аукционам, потому что основная цель таких торгов – это восстановление платежеспособности и погашение задолженностей перед кредиторами. Следовательно, организаторам выгодно выбирать победителя только по одному параметру – по самой высокой цене.
Для того, чтобы оптимизировать процедуру участия в торгах, в том числе, публичных, рекомендуем вам воспользоваться сервисом СБИС Торги. Для работы в нем потребуется электронная подпись, которую можно купить в Центре ЭЦП на нашем сайте. Работа в программе СБИС позволит вам принимать участие в любых торгах на различных площадках, выбирать конкурсы и аукционы по конкретным параметрам, отслеживать новые предложения по всем площадкам в режиме реального времени. Протестируйте услугу бесплатно!
Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.