Что на карте изображено и какими способами география 7 класс
Конспект урока в 7 классе «Географические карты»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
• познакомить с понятием «картографическая проекция» и некоторыми видами картографических проекций;
• познакомить со способами изображения информации на карте;
• обобщить знания о географической карте как особом источнике географической информации.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения.
Метапредметные: формирование умений устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно определять виды картографических проекций и способы картографического изображения, создавать обобщения.
Личностные: формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебником и атласом.
Основное содержание: картографические проекции: азимутальная, цилиндрическая, коническая; условные знаки: внемасштабные значки, линейные знаки, площадные знаки, изолинии, качественный фон, ареалы, знаки движения, картодиаграммы, картограммы.
Ценностный компонент урока: географическая карта как величайшая ценность, созданная человечеством.
Деятельность обучающихся: работать с текстом учебника и атласом; определять виды картографических проекций, в которых созданы карты учебника и атласа; определять способы изображения содержания карты; анализировать географические карты по плану.
Оборудование: физическая карта мира, тематические карты.
Тип урока: изучение нового материала.
I. Организационный момент.
Что изучает наука география?
Какие источники географических знаний вам известны?
Как изучали географию в давние времена?
Почему в наше время важно знание географии?
III. Проверка знаний
В начале урока учитель осуществляет проверку заданий тренажёра. При проверке задания 9 на с. 5 обучающиеся должны объяснить, почему для изучения они выбрали именно эту фотографию.
IV. Изучение нового материала
Каким же именно образом человечество накапливало и передавало географические знания? В географии наглядностью и информационным источником «номер один» является карта. Карта дополняет любой рассказ, расширяет любой текст, без неё вообще сложно представить себе географию.
Древние греки обозначали географические карты словосочетанием, которое дословно переводится так: «лист папируса для письма».
Учитель предлагает обучающимся вспомнить, что называется географической картой (географические карты – это уменьшенные обобщенные изображения земной поверхности на плоскости, на которых отражено размещение природных и общественных явлений и процессов: материков, океанов, стран, областей, городов, районов, каналов, гидротехнических сооружений и т.п.) и как можно классифицировать карты (ученики приводят примеры карт, различающихся по содержанию, масштабу и охвату территории, из учебника и атласа).
Специфика карт определяется тремя их особенностями.
Во-первых, это закон построения: он позволяет получить из карты правильные данные относительно положения, плановых размеров и форм изображаемых географических объектов.
Во-вторых, это использование условных обозначений, то есть схематических изображений определенных объектов и явлений.
В-третьих, это отбор и обобщение изображенных объектов и явлений, позволяющих при помощи условных обозначений подчеркнуть на карте общие и существенные признаки этих явлений и объектов.
Далее учитель обращает внимание школьников на новое понятие, с которым они познакомятся на уроке, — «картографические проекции». Он отмечает, что наиболее точно форму Земли передаёт глобус и если поверхность земного шара перенести с глобуса на плоскость, то произойдут разрывы — изобразить земную поверхность на плоскости без искажений нельзя. Поэтому, чтобы получить плоскую карту, используют специальные картографические проекции.
Учитель предлагает обучающимся:
1) найти определение понятия «картографические проекции» на с. 8 учебника;
2) проанализировать, как выглядит одна и та же территория на картах, выполненных различными математическими способами (в разных проекциях).
Работа в парах. Заполнение таблицы по материалу рис.2 стр.8
Затем обучающиеся знакомятся со способами изображения содержания карты, которое передаётся с помощью условных знаков. Они изучают рисунок 3 на с. 9 и составляют схему видов знаков и конкретные примеры (линейные –реки и т.п.). Выполняют задание 4 на с. 10 учебника. Итогом выполнения данного задания может стать таблица «Способы изображения содержания на разных картах», которую школьники заполняют самостоятельно.
Номер страницы атласа
Вид карты по содержанию
Вид карты по охвату территории
Способ картографического изображения
Обучающимся предлагается проанализировать 3—4 карты из учебника или из атласа по плану, помещённому в задании 5 на с. 10 учебника. Карты школьники могут выбрать сами.
В завершение урока учитель обобщает знания о географической карте как особом источнике географической информации.
2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—3 на с. 10 учебника;
3) выполнить задания 11 и 15 на с. 6 тренажёра;
4) написать эссе «Почему географическую карту часто называют «вторым языком географии»?»
§3. Географические карты
Вспомните
Что такое географическая карта?
Географическая карта — изображение земной поверхности, на котором показано размещение, состояние и взаимосвязь природы и общества, их изменение во времени, развитие и перемещения.
Как различаются географические карты по охвату территории, содержанию и масштабу?
По территориальному охвату различают карты мировые и полушарий; материков, океанов и их частей; государств и их частей.
По содержанию: общегеографические, тематические (посвященные отдельным природным явлениям), социально-экономические.
По масштабу: мелкомасштабные (мельче 1 : 1 000 000), среднемасштабные (от 1 : 2 000 000 до 1 : 1 000 000) и крупномасштабные (масштаб от 1 : 200 000 и крупнее).
Это я знаю
1. Какие существую географические проекции? В каких картографических проекциях созданы карты Приложения (см. с. 242-253)?
Существуют азимутальная, цилиндрическая, коническая картографические проекции. Карта мира – цилиндрическая проекция. Карта Мирового океана – цилиндрическая. Физическая карта Африки – цилиндрическая проекция. Австралия – коническая. Антарктида – азимутальная проекция. Северная Америка – коническая проекция. Южная Америка – цилиндрическая. Евразия – коническая проекция. Политическая карта мира – цилиндрическая проекция.
2. Перечислите способы картографического изображения?
Способы картографического изображения – внемасштабные значки, линейные знаки, площадные знаки, изолинии, качественный фон, ареалы, знаки движения.
3. Закончите предложения: «Чем крупнее масштаб, тем … показана изображаемая местность», «Чем больше охват территории, тем … должен быть масштаб карты, в котором она изображена».
Чем крупнее масштаб, тем детальнее показана изображаемая местность. Чем больше охват территории, тем мельче должен быть масштаб карты, в котором она изображена.
4. Какие способы картографического изображения применялись на картах Приложения (с. 242-253).
На физической карте Мира использованы площадные и линейные знаки, качественный фон.
На карте Мирового океана – площадные и линейные знаки, качественный фон, знаки движения.
Для физических карт материков использованы — площадные и линейные знаки, качественный фон, знаки движения.
Политическая карта мира содержит качественный фон и внемасштабные знаки.
Сравнение способов картографического изображения. Способы изображения объектов и явлений на картах
Содержание:
Картографические способы изображения — совокупность графических знаков, которые демонстрируют местонахождение, размер и форму, качественные и количественные параметры объектов на карте.
Знаковость карт помогает:
Благодаря информационным технологиям кроме статичных используют и динамичные обозначения.
Условные знаки разделяют на три типа:
Основные способы картографического изображения
Название способа
Описание
Способ применения
Способ значков
Внешний вид знаков характеризует качество, а размер — количество.
По форме значки бывают в виде геометрических фигур, букв, символов.
Для демонстрации объектов, которые не связаны с масштабом карты.
Линейный
Параметры объекта выражаются с помощью разных видов пунктиров и окраски.
Представление объектов, для которых важно передать протяженность: реки, дороги, границы.
Изолинии
Изолиния проходит по точкам с одинаковым количественным показателем какого-либо явления.
Для отображения непрерывных и плавно меняющихся явлений. Таких как амплитуда температур и давления, магнитной напряженности.
Точечный
Использование множества точек, где каждая точка обозначает некое число единиц данного явления.
Густота точек дает представление о территориальном расположении, а их количество определяет размер объекта.
Демонстрируют явления массового, но не сплошного распространения. Например, посевы, животноводство.
Картодиаграмма
Передает показатели по административно-территориальным единицам с помощью диаграмм.
Для абсолютных статистических показателей: потребление электроэнергии, объем промышленного производства.
Картограмма
Географические различия демонстрируют с помощью разной интенсивности закрашивания районов распространения явления.
Для изображения относительных количественных явлений: плотность населения, процент школ на 1000 человек. Широко применяют в экономических картах.
Способ ареалов
Представляет собой обозначение на карте площадей, с помощью контура, окраски, штриховки или рисунка. Ареалы показывают, где распространенно определенное явление.
Для тематических карт распространения флоры и фауны, бассейнов полезных ископаемых и т.п.
Способ качественного фона
Изображаемая на карте территория делится на части по признаку показываемого явления.
Для качественных явлений сплошного распространения. Например, карты типов климата, природных зон, тектоническая.
Способ количествен-ного фона
На карте выделяют однородные участки распространения нужного показателя, которые закрашивают или штрихуют.
Для районирования территорий по количественным показателям. Широко используют в составлении карт природы. Например, разная увлажненность территории.
Способ линии движения
Отображает скорость и направления движения явлений
Используют на синоптических, экономических картах. Например, течения, история исследования территории.
Урок по географии на тему » Географические карты» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока в 7 классе: Географические карты.
Цель: сформировать понятие «географическая карта», «картографическая проекция»
сформировать представления о многообразии географических карт; видах картографических проекций;
раскрыть значение географических карт в жизни человека;
сформировать представление о географических картах, как источниках получения географических знаний;
Предметные – должны знать понятие «карта», принципы ее построения, называть различи между видами географических карт;
Метапредметные – должны уметь пользоваться картами, находить и показывать на них географические объекты, сравнивать изображения на карте;
Личностные – осознавать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: физическая карта мира, атлас, учебник.
Назовите основные стороны горизонта.
Назовите промежуточные стороны горизонта.
Изучение новой темы
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с источниками географической информации.
Что мы должны узнать на уроке?
Что такое географическая карта?
Свойства географических карт.
Классификация географических карт.
Значение географических карт, как источника информации.
Что такое геоид? (шарообразная форма Земли, слегка сплюснутая у полюсов)
Какая пространственная модель в географии нам позволяет видеть шарообразную форму планеты? (глобус)
Считают, что первый земной глобус был создан ещё во II в. до н.э., но он не сохранился до наших дней.
Первый сохранившийся глобус был создан Мартином Бехаймом в 1492 году (год открытия Америки Колумбом). Глобус хранится в Нюрнберге (слайд).
Глобус – самая точная модель Земли, но на практике удобнее работать с географическими картами. Почему?
Как появились географические карты?
За много тысячелетий до нашей эры человек начал изображать окружавшую его местность. Эти первые картографические изображения служили для указания путей кочевки, мест удачной охоты, наиболее удобных переправ через реки.
В античном мире, когда начали развиваться торговля и мореплавание, искусство составления карт достигло большого развития. Одна из самых знаменитых карт Земли была составлена древнегреческим географом и астрономом Клавдием Птолемеем во II в. до н.э.
Сравните карту Птолемея с современной физической картой мира.
Какие географические объекты есть на обеих картах?
Какие географические знания можно получить, используя каждую из этих карт?
Древние римляне также широко использовали различные карты в практических целях. В начале средневековья, когда в Европе появляется компас, начинают составлять морские навигационные карты. Эти карты предназначались для мореплавателей. Поэтому на них очень точно изображалась береговая линия, а внутренняя часть материков оставалась пустой.
Только в эпоху великих географических открытий стали составлять карты, где были точно отражены различные части Земли. Первая русская карта под названием «Большой чертеж» была составлена в середине XVI века. К ней было сделано специальное приложение «Книга большому чертежу».
Так постепенно карты становились неотъемлемой частью человеческой деятельности и культуры.
Мы говорим о картах, а какое определение мы можем дать этому понятию? Что такое географическая карта?
Какую информацию можно получить из определения географической карты?
Какими свойствами обладает географическая карта?
Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю сравнить план местности и физическую карту полушарий.
Где местность изображается более подробна?
свойство – обобщение информации
свойство – более мелкий масштаб
Что обозначено зеленым цветом на плане местности? А что обозначают зеленым цветом на карте?
3- свойство – легенда карты
Вы, наверное, никогда не задумывались, что, если бы не было букв, мы бы никогда не смогли прочитать интересную книгу. Оказывается, также обстоит дело и с географической картой. На географических картах буквами являются условные знаки. Они помогают определять географические объекты и их характерные признаки. Условные знаки отличаются не только конфигурацией, но и цветом. Традиционные цвета для условных знаков – жёлтый, коричневый, синий и зелёный. Применяемая система условных знаков называется легендой карты.
Прежде чем рассматривать карту, сначала нужно изучить её легенду. Нужно понять, что обозначают на ней разные цвета, линии, кружки, символы и т.д. Таким образом, условные знаки – это символические обозначения для изображения объектов местности и их характеристик.
Разные объекты изображаются на картах разными способами. Поэтому есть очень много видов условных знаков. Давайте, рассмотрим основные условные знаки, которые применяются чаще всего на страницах школьного атласа.
Самый распространённый способ изображения на карте объектов и явлений – качественный фон. Если посмотреть на любую карту сразу в глаза бросается цветной фон. Качественный фон – это и есть цвет. Цветом на карте можно обозначить объекты или явления, занимающие значительную площадь. В пределах этой площади объект имеет сплошное распространение. Примером карты, выполненной с использованием качественного фона, может быть политическая карта мира. Каждый цвет на ней соответствует определённой стране, но сам по себе цвет ничего не обозначает, он используется для выделения территории определённой страны.
Другой пример физическая карта. На ней цветом показаны участки земной поверхности, имеющие разную абсолютную высоту над уровнем моря. Это и низменности, и возвышенности, плоскогорья и горы.
Чтобы отмечать на карте какие-либо важные объекты, имеющие небольшие размеры, используется способ изображения – значки. С помощью значков можно изображать: города, месторождения полезных ископаемых, заповедники, морские порты и т.д. Значки точно привязаны к поверхности Земли и имеют точно определённое местоположение.
Чтобы показать на географических картах географические явления используют знаки (или линии) движения. С помощью линий движения можно показать направление движения. Например, линии движения обозначают на карте направления морских течений и ветров.
Многие карты сопровождаются дополнительной разнообразной информацией. Эта информация помещается в отдельных рамках, которые называются врезками. На врезках могут быть представлены рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотографии.
ВЫВОД: легенда карты зависит от цели создания карты. Цель определяет содержание карты, то есть то, что на ней изображается.
Какие бывают географические карты? (работа с текстом учебника)
Г е о г р а ф и ч е с к и е к а р т ы
по масштабу по пространственному охвату по содержанию
Слово «атлас» введено Герардом Меркатором в XVI в.
4.Самостоятельное применение знаний: изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу (по вариантам)
5. Проверочная работа Укажите верные утверждения
6.Подводим итоги урока
Какую тему мы сегодня изучили?
Каково значение географических карт? Людям каких профессий особенно нужны карты? А нужны ли карты нам?
Можно ли считать карту источником географической информации?
Чему научились на уроке?
Кто доволен сегодня своей работой? (слайд)
ВЫВОД: Известный английский писатель Р. Л. Стивенсон писал: « Говорят, некоторые люди не интересуются картами — я с трудом этому верю». Старые ли карты, компьютерные ли их изображения — все они являются орудием познания и средством, позволяющим людям взаимодействовать друг с другом. Карта — выдающееся создание человеческой мысли.
Дом. задание: п.3, ответить на вопросы после параграфа; написать эссе «Почему географическую карту часто называют «вторым языком географии»?»
План местности, его отличие от карты. Способы составления планов. Урок 4
Изобразить поверхность можно несколькими способами: нарисовать красками или карандашами, сфотографировать с земли, с самолёта (аэрофотоснимок), с космического аппарата, начертить по строгим математическим правилам (план местности и карта). Для ориентирования на местности и определения площадей и расстояний лучше использовать два последних варианта — географическую карту и план местности. Сегодня на уроке мы поговорим об одном из них подробно.
План местности — это чертёж небольшого участка Земли (а может и Луны или Марса?) в крупном масштабе при помощи условных знаков в ортогональной проекции без учёта кривизны земной поверхности. К элементам плана относят условные знаки, масштаб, определение направлений. Все крупные предметы на плане изображаются сверху. По плану в отличие от снимка из космоса можно узнать направление течений рек, названия объектов, глубины и многое другое.
Условные знаки — это символы, которыми обозначают на плане или карте предметы местности. Для удобства опознавания и использования их обычно делают похожими на сами объекты. Условные знаки плана местности делят на 4 категории:
План местности и карта: отличия
Географическая карта — это уменьшенное, обобщённое изображение поверхности Земли на плоскости, построенное в той или иной картографической проекции и масштабе (по математическому закону).
Отличия плана от карты следующие.
Особенности рельефа местности на плане и карте отображают, указывая относительную и абсолютную высоты объекта. Относительная высота — разность высот двух точек земной поверхности.
Абсолютная высота — расстояние в метрах по вертикали от заданной точки до уровня моря. В России абсолютная высота исчисляется от нуля футштока в Кронштадте (порт в Ленинградской области на о. Котлин, Балтийское море). Она бывает положительной (местность лежит выше уровня океана) и отрицательной (местность расположена ниже уровня океана). Положительную абсолютную высоту имеет большая часть суши. Примеры отрицательной абсолютной высоты встречаются на суше реже: впадина Каттара в Африке (-133 м), Долина Смерти в Северной Америке (-85 м).
Неровности земной поверхности, т.е. рельеф и воды на картах отображают двумя способами: с помощью горизонталей [изогипсы (от греч. hýpsos — высота)] — показывают линии с одинаковой абсолютной высотой и изобат (от греч. bathos — глубина) — показывают линии одинаковой глубины.
Для определения абсолютных высот и глубин на физических картах помещают шкалу высот и глубин. Следует отметить, что при повышении высот от 0 м и более, цвет поверхности на физической карте меняет оттенок со светло-зеленого (равнины) до темно-коричневого (высокие горы). При увеличении глубины цвет поверхности также меняется с голубоватого (0 м) до темно-синего (глубочайшие впадины и желоба). Следовательно, высоту или глубину на физической карте определяют по оттенку цвета, находящемуся в спектре.
Изображение рельефа на плане местности
Отличие планов местности от топографических карт
План местности | Топографическая карта | |
Рамки и масштаб | Масштаб от 1:5000 и крупнее, рамки любые, чаще используют 40Х40 или 50Х50 | Масштаб от 1: 200 000 до 1: 10 000 (5000). Рамки должны соответствовать требованиям номенклатуры топографических карт. |
Координаты (градусная сеть) | Градусная сеть отсутствует, он не привязан к географическим координатам. Направление на север указывается стрелкой вверх или без стрелки верхний край листа на плане всегда северный. Может быть привязан к плановым координатам, есть километровая сетка. | Имеется и километровая и градусная сеть, для любой точки можно узнать точные координаты. Ими пользуются военные для точной стрельбы. |
Степень подробности | Указывается большая часть местных ориентиров, даже отдельно стоящие деревья. | Наносят на карту только те ориентиры, которые можно считать долговечными (например, здания). |
Степень засекреченности | Схемы инженерных коммуникаций, военных объектов, земельных участков доступны только для служебного пользования. Большая часть планов местности из-за непривязанности к координатам, не является секретными. | До недавнего времени все топографические карты были секретными. Теперь рассекречиваются но наиболее крупные открывают по частям. |
Отличие плана местности от топографической карты
Какие бывают планы местности?
При помощи плана можно научиться простейшим умениям делать топографическую съёмку, двигаться по азимуту, ориентироваться на местности. Составить план местности (иначе говоря, произвести съёмку местности) — это значит изобразить эту территорию на чертеже в выбранном масштабе при помощи условных знаков. Для составления нам понадобится планшет с закреплённым на нём листом бумаги, компас, линейка, мерная лента, полевой циркуль или рулетка (не обязательно), карандаш, ластик.
План можно составить при помощи горизонтальной или топографической съёмки местности. В зависимости от этого планы подразделяют на:
Для составления контурного плана применяют следующие способы горизонтальной съёмки местности:
Все способы основаны на правилах геометрии и дают результаты для определения взаимного расположения точек на земной поверхности.
Как составить план местности на основе полярной съёмки?
Этот способ съёмки используется для планировки открытых пространств, ограниченных кривыми контурами.
Чтобы не перепутать, где подписаны азимуты, а где расстояния, азимуты можно обозначать знаком градусов, а расстояния в шагах или метрах.
Съёмка способом перпендикуляров
При помощи способа перпендикуляров можно наносить объекты, расположенные близко к дороге или к условной параллельной линии. Так можно нанести на карту участок реки. Наиболее выдающиеся участки реки фиксируют при помощи перпендикулярных линий. Съёмка происходит в процессе прохождения участка с остановками в выбранных точках и визирования и измерения участков местности в них.
Из выбранной точки 1, на предварительно сориентированном на планшете на бумаге проводят перпендикуляры к близлежащим объектам и откладывают расстояние на линиях. Отмеряют расстояние до точки 2 и там проводят те же работы. Этот способ отличается от маршрутной съёмки только тем, что отмечаются только объекты, расположенные под прямым углом к точке сбора информации.
Маршрутная (контурная) съёмка
Проводится вдоль линии дороги, реки, кромки леса, по берегу озера и других более или менее прямоугольных участков. Путь делят на точки, между которыми измеряют расстояния, а из каждой точки производят определение азимутов и расчет расстояний до опорных объектов. При этом съёмка производится смешанным способом. Порядок:
Вам будет интересно
Подумайте! Когда нужно начинать ориентироваться – до похода или тогда, когда уже заблудился? Какие способы…
При селекционной и экспериментальной работе часто бывает нужно определить генотип особи с доминантными признаками. При…
Картографические проекции сегодня – это математические способы изображения всего земного эллипсоида или его части на…
Чтобы измерить расстояние по плану, карте или глобусу, нужно знать, что такое масштаб и уметь…
Вспомните! Как доказать, что Земля шарообразна? Как развивались знания о форме Земли в процессе её…
2 комментария
Спасибо за публикацию урока! Очень помогло при составлении реферата)