Что на дне волги
Что скрывает Волга: затонувшие суда интересуют экологов и «черных» археологов
Чьи артефакты?
Подводные охотники, бороздящие волжские глубины, отмечают, что с каждым годом погружения становятся все более опасными. Волга загрязняется все интенсивнее, а очистку дна от промышленного мусора никто не производит. Большая вода вымыла затопленные корабли и баржи ближе к поверхности, и большинство из них уже стали объектом внимания охотников за сокровищами.
Затопленное судно на дне Волги
Раньше дайверы Волгу обследовали со спортивного самолета, а теперь у них на службе квадрокоптер. Работа в воздухе и под водой показала: только в акватории Волгоградского водохранилища близ Ерзовки покоится около двадцати затонувших крупных объектов, большая часть из которых – времен войны. Именно так был обнаружен и бронекатер, который в ноябре достали со дна реки.
В ходе погружений была также найдена затонувшая баржа, ученым еще предстоит установить время ее гибели. Итогом следующих экспедиций могут стать более ценные находки. Не исключено, что среди них окажется и пассажирский пароход «Иосиф Сталин», расстрелянный в ночь с 26 на 27 августа 1942 года с берега немецкими частями, прорвавшимися к Волге.
– Однажды мы нашли военный корабль близ Светлого Яра. Но поскольку все находки по закону должны сдавать государству, поэтому ничего не тронули, – рассказывает дайвер со стажем Константин Редькин. – А пока узнавали, как можно легально извлечь корабль на поверхность, находки разворовали! Правда, часть экспонатов удалось передать в музей-панораму «Сталинградская битва», где потом была организована большая выставка. Через год снова нырнули к кораблю, но даже гильз от патронов не обнаружили. Я тогда сильно расстроился, ведь сюда можно было водить экскурсии для дайверов.
Кстати, ныряльщики приносят большую пользу. Например, сотрудники федерального центра «Лидер» не раз приезжали в Волгоград для экстренной ликвидации авиабомб, обнаруженных на дне. Так, в октябре 2008 года специалисты в акватории Тракторозаводского района уничтожили немецкую авиабомбу SD весом 1800 килограммов. Еще ранее там же минерами были уничтожены 100-килограммовая немецкая авиабомба и три минометных снаряда, которые находились на глубине всего семи метров.
Из своих находок дайверы мечтают создать музей
Немалую угрозу ныряльщикам на Волге несут обрывки сетей и снасти браконьеров – так называемые «порядки». Фрагмент каждого «порядка» представляет собой жуткое зрелище – мощная проволочная тетива, от которой отходят веревочные шнуры с заточенными крючками, за которые цепляются осетры и белуги. От Волгограда до Астрахани такие ловушки калечат дайверов, были и случаи гибели.
Паразиты на дне Волги
– Влияние на экологию реки есть, особенно если судно затонуло с остатками топлива и масел. Даже если там все закрыто герметично, металл гниет, содержимое начинает просачиваться, и в результате – нефтяное загрязнение, – отметил директор межрегионального экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов.
В ноябре затонувший во время войны бронекатер подняли из воды. Как это было, читайте здесь
По данным природоохранной прокуратуры, в числе затопленных есть паромы, поливочные платформы, остатки теплоходов и «нефтянки», а также брандвахты и «рыбницы». Официально обнаруженные затопленные объекты числятся в списках Нижне-Волжского бассейнового управления.
В последней строке таблицы пометка – собственник. В ней почти везде стоит прочерк. По словам замруководителя ведомства Александра Ракова, определить хозяина подводного металлолома очень сложно. А добровольно никто не признается, ведь именно собственник обязан поднимать затонувшие баржи, что не каждому по карману.
Экологи на федеральном уровне настаивают на установке специального порядка утилизации затонувших плавсредств. На сегодняшний день в России этот процесс не урегулирован: не определены ответственные исполнители и источники финансирования таких работ.
Впрочем, затопленные объекты, представляющие экологическую опасность, все же извлекаются на поверхность по требованию природоохранной прокуратуры. По закону это обязанность муниципальной власти. Так, по решению суда со дна были подняты теплоход, баржа «Румынка» и дебаркадер, которые находились в затоне у Краснослободска. Объекты отправили на утилизацию.
На дне Волги обнаружили колесный пароход с таинственными артефактами
Тайну затонувшего корабля пытаются разгадать участники экспедиции Российского военно-исторического общества и музея «Наследие». На дне Волги они тщательно исследуют судно, которое, предположительно, ушло под воду в годы Великой Отечественной войны. По одной из версий, это пароход «Ваня-коммунист», но чем больше он открывает своих секретов, тем запутанней становится его история.
Под толщей воды эхолот видит очертания судна. Если вглядываться, то можно рассмотреть два гребных колеса. Что это за пароход? Когда и как он затонул? Ответы на эти вопросы ищут на дне Волги участники экспедиции, которую организовали Российское военно-историческое общество и музей «Наследие».
Водолазы спустились на глубину около 20 метров. Именно там находится затонувшее судно. Если верить предположениям поисковиков, то это пароход «Ваня-коммунист». Он шел из Астрахани в Сталинград и подорвался на немецкой мине.
Очень плохая видимость и сильное течение. Луч фонарика выхватывает покрытое ракушками нагромождение металла. Что это такое, могут объяснить только опытные водолазы.
«Колесный пароход. Видел оба колеса. Корпус относительно целый, не считая того места, где огромная пробоина. Практически это две половины корпуса», – говорит водолаз Михаил Щеголевский.
«Здесь явно судно, которое было взорвано. Каким образом, пусть историки определяют. Но то, что это судно времен ВОВ, это бесспорно», – уверен специалист экспедиционного центра Министерства обороны РФ Анатолий Калемберг.
Версию о том, что на дне пароход, который погиб здесь в мае 1943-го, подтверждает и отметка на старой лоцманской карте. Тогда глубина была здесь значительно меньше – всего 5-6 метров, и затонувшее судно могло мешать судоходству. Кстати, само название «Ваня-коммунист» пароход получил еще во время Гражданской войны, в честь погибшей на Каме канонерской лодки. И под этим именем вписан в историю Сталинградской битвы.
«Вооруженный пароход «Ваня-коммунист» участвовал в доставке грузов в Сталинград, то есть он также водил баржи, имел на борту вооружение, которое установлено на палубе, для самообороны судна от самолетов», – рассказывает специалист по истории водного транспорта Виктор Коваль.
С борта затонувшего судна, действительно, удалось поднять гильзы.
«Наши специалисты утверждают, что это гильзы от автоматического зенитного пулемета. Соответственно, его год выпуска – 1940-й», – говорит руководитель Волгоградского отделения Российского военно-исторического общества Виктор Василевский.
Эта находка только добавила загадок. Ведь о том, что в этом районе реки лежит затонувший колесный пароход, стало известно еще несколько лет назад. Тогда на него случайно наткнулись дайверы. И они тоже нашли гильзы, но совсем другие – от пушки, которая стояла на вооружении дореволюционного флота.
«Мы предполагаем, что судно затонуло где-то в районе 1919 года. Потому что никаких дат на стрелянных гильзах позднее, чем 1917 год, мы не нашли», – рассказывает дайвер Константин Редькин.
Колесный пароход пока хранит свою тайну. И каждый новый артефакт, который поднимают со дна Волги, вызывает еще больше вопросов. Например, случайно ли там оказался детский башмачок? Известно, что в момент гибели «Вани-коммуниста» на борту было 16 членов экипажа. Среди них целая семья Тумановых – муж, жена, их взрослые дочь и сын.
«Возможно, были маленькие какие-то дети. Кто-то брал с собой. Тогда была разруха в Сталинграде, поэтому корабль являлся еще и домом», – сказал председатель Волгоградского отделения Российского военно-исторического общества Виктор Василевский.
Увы, ни тогда, ни сейчас так и не удалось найти ни одного фрагмента корабля, который подтвердил бы его настоящее имя. Нос судна, арка над гребным колесом или машинное отделение, где могла бы уцелеть надпись, или искорежены временем, или занесены тоннами песка. Невозможен, по мнению участников экспедиции, и подъем этого колесного парохода. Но сделанные на дне замеры позволят установить тип судна и сузить круг поиска теперь уже в архивах.
Река затонувших кораблей
Нанесли на карту
Поблизости от автодорожного моста между Саратовом и Энгельсом на дне Волги, в каких-нибудь двух десятках метров от берега, обросший слоем ракушечника лежит «Саратовский ледокол». Еще в конце 60-х годов прошлого столетия корабль, стоявший у причала, затонул при неясных до сих пор обстоятельствах.
. Несколько лет ученые-экологи Саратовского технического университета с помощью ветеранов-речников и энтузиастов-волонтеров вели сбор информации для атласа затопленных объектов в акватории Волги на территории региона. Идея задокументировать все, что находится на волжском дне, возникла неслучайно. По официальным данным, только на территории Саратовской области в Волге более 40 затонувших или наполовину затопленных плавсредств. Однако, по подсчетам исследователей-общественников, их число может доходить до семи десятков.
Много старых кораблей, барж отправилось на дно реки на рубеже веков владельцами, которые не хотели тратиться на их утилизацию. Причем зачастую суда уходили под воду вместе с остатками горючего, которое постепенно сквозь проржавевшие корпуса выливается в реку.
Кроме того, для атласа собиралась информация и о других подводных объектах, которые могут наносить экологический вред. Например, о затонувших во время лесосплава бревнах.
Как объясняет заведующая кафедрой экологии Саратовского технического университета имени Ю.А. Гагарина Елена Тихомирова, под водой древесина гниет и выделяет вредные вещества. В жару и при низком гидрологическом уровне в водохранилище волжская вода из-за таких «отложений» меняет цвет и приобретает неприятный запах.
По словам Александра Азовцева, скопления такой затонувшей древесины за длительный период образовались на дне в некоторых местах Волги, например, рядом со шлюзами гидроэлектростанций, где плоты разбирали и вновь собирали во время лесосплава.
В целом была собрана информация о примерно ста объектах под водой или на берегу, которые могут наносить ущерб окружающей среде.
Подводный музей
Учетом затонувших и брошенных кораблей уже несколько лет занимается и администрация Волжского бассейна внутренних водных путей. В одну базу официальных данных включается информация о судах и других плавучих объектах, в основном затонувших сравнительно недавно, собственники которых известны. Этот список не очень велик, на протяжении большей части Волги от Рыбинского водохранилища до устья насчитывается чуть больше десятка таких кораблей. Ведомство ведет работу с владельцами, в том числе обращаясь в прокуратуру и суды, чтобы они осуществили подъем своего имущества.
Во второй перечень попадают данные об останках судов, непригодных к буксировке, хозяев которых установить уже невозможно. Эти списки гораздо обширней. Только на территории Саратовского района водных путей (от Волжской ГЭС в Волгоградской области до Саратовской ГЭС) с 2015 года в этот перечень было включено 53 объекта. В большинстве своем это затонувшие в разные годы баржи, дебаркадеры. В целом же, если говорить о всей Волге, то имеются координаты сотен таких «утопленников».
На соседних островах Дубовая грива до недавнего времени можно было видеть останки двухпалубного парохода «И.А. Гончаров». Пароход построили в 1896 году на заводе в Сормово. Во время Великой Отечественной войны волжский пароход был превращен в госпитальное судно. Из Сталинграда под бомбежками и обстрелами корабль перевозил раненых в Саратов, прямо в пути врачи делали операции.
Дедушка всех ледоколов
«Дедушка»-ледокол занимался перевозкой платформ с вагонами через Волгу вплоть до строительства в Саратове железнодорожного моста в 1935 году. Однако и после этого служил еще более трех десятков лет, возил грузы по Волге.
В гражданскую войну большевики превратили ледокол в канонерскую лодку с пушками и пулеметами, судно участвовало в боях. Во время Сталинградской битвы ледокол вновь встал в строй, на нем были установлены зенитные орудия, и он работал на переправе под Сталинградом.
В середине 60-х годов «Саратовский ледокол» использовался при строительстве автодорожного моста через Волгу и даже успел вместе со звездами театра «Современник» сняться в кино. Корабль можно увидеть в художественном фильме Олега Ефремова «Строится мост».
Кстати
Несколько лет назад идею подъема «Саратовского ледокола» со дна Волги и организации на его борту музея волжского флота поддержало областное правительство. Тогда судно обследовали водолазы и даже начали расчищать корпус от ила. Однако впоследствии эти работы прекратились.
Между тем Александр Азовцев по-прежнему считает возможность подъема ледокола вполне реальной. Он напоминает, что судно обследовала питерская организация, специалисты которой пришли к выводу, что материал бортовой обшивки находится в удовлетворительном состоянии.
По словам Елены Тихомировой, работая над атласом, экологи пытались разобраться, какие подводные объекты наносят наиболее серьезный ущерб речной среде, с подъемом каких можно повременить, а какие вообще, может быть, и не стоит трогать, поскольку они встроились в экосистему (стали, например, местом обитания рыб и других водных животных).
Интересно при этом, что даже древесина, пролежавшая много лет под водой, может быть утилизирована, после просушки пущена на щепу или использована в виде топлива.
Пропавших влюбленных нашли на дне Волги
Исчезнувшую почти 11 лет назад при загадочных обстоятельствах молодую пару обнаружили в салоне затонувшего автомобиля на дне Волги в Чебоксарах. На легковушку в 35 метрах от берега наткнулся любитель подводной рыбалки. После того как пара пропала, было возбуждено уголовное дело об убийстве, но теперь появляются версии о том, что автомобиль вылетел в водоем из-за несчастного случая.
Таинственную находку обнаружил на дне Волги в 35 метрах от берега любитель подводной рыбалки из Чебоксар. Обследуя русло реки, мужчина наткнулся на покрытый песком и ракушками автомобиль с погребенными в нем водителем и пассажиром. Об этом «Газете.Ru» рассказали в СУ СК по Чувашской Республике. О случившемся подводный рыболов сообщил правоохранительным органам. Прибыв на место, сотрудники осмотрели машину и предположили, что найденный автомобиль ВАЗ-21099 может принадлежать пропавшему при загадочных обстоятельствах почти 11 лет назад местному жителю.
По данным полиции, легковушка с молодыми людьми — 25-летним Ильей Жирновым и его 22-летней подругой Кирой Черкасовой — бесследно исчезла 7 декабря 2006 года.
На поиски пропавших тогда были брошены все силы республиканского МВД и подключена общественность.
Фотографии молодых людей размещали в СМИ и расклеивали на улицах, водолазы неоднократно обследовали дно реки, так как, по одной из версий, автомобиль мог скатиться в водоем, однако отыскать пару не удалось. По факту произошедшего правоохранители возбудили уголовное дело по признакам ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство), которое долгие годы лежало на полках полицейских кабинетов без движения.
Осмотрев находку, водолазы установили, что номер легковушки действительно совпадает с регистрационным знаком пропавшей машины. Тогда к месту инцидента подогнали специальный плавучий кран, с помощью которого спасатели совместно с сотрудниками полиции достали со дна проржавевший автомобиль.
В связи с появлением новых сведений первый отдел по расследованию особо важных дел республиканского управления СК возобновил расследование. Теперь следователям предстоит выяснить, каким образом автомобиль оказался на дне реки и отчего погибли находившиеся в нем молодые люди.
«В ходе первичного осмотра автомобиля никаких механических повреждений на транспортном средстве обнаружено не было. В салоне также нет свидетельств того, что водитель и пассажир погибли насильственной смертью», — рассказали в ведомстве.
По словам представителя СК, выводы о случившемся делать пока рано, следователи отрабатывают различные версии. В рамках расследования дела будут назначены автотехнические и медицинские экспертизы, однако многие факты уже сейчас свидетельствуют о том, что инцидент мог произойти по нелепой случайности.
«В этом месте автомобиль мог скатиться в реку, есть такая возможность», — сказали в СК.
Кроме того, в ведомстве отметили, что медицинская экспертиза с малой долей вероятности ответит на вопросы о причине смерти молодых людей, поскольку после 11 лет под водой тела погибших претерпели серьезные изменения.
Схожую находку в январе 2016 года обнаружили спасатели на дне Енисея рядом с Красноярском во время штатных учений. В одной из проток реки на глубине 5–7 метров мужчины нашли старый седан Mitsubishi Galant. После извлечения автомобиля из воды в салоне были обнаружены тела женщины и мужчины, у которого не было головы. Чтобы извлечь их, спасателям пришлось срезать крышу, так как дверные замки в машине проржавели.
После обследования находки полицейские заявили, что признаки насильственной смерти у водителя и пассажира иномарки не обнаружены. Голова же, по предположениям спасателей, могла отделиться от тела в результате долгого нахождения в воде.
По данным правоохранительных органов, в автомобиле были найдены тела пропавших бесследно в середине девяностых годов жителей Кировского района Красноярска. В 1995 году родственники объявили их в розыск, а в 1996-м по заявлению жены пропавшего мужчины было заведено уголовное дело. Таким образом автомобиль пролежал на дне реки около 20 лет.
По официальной версии, в водоеме иномарка оказалась в результате несчастного случая — вероятно, она просто провалилась под лед.
«Течение в этом месте довольно сильное, но определить, мог ли автомобиль уйти под воду здесь или в другом месте, сложно, — рассказывали после обнаружения автомобиля в краевом МЧС. — Никаких мостов, с которых автомобиль мог бы сорваться в воду, поблизости нет. Но подъехать к воде можно по берегу — в этих местах много отдыхающих, которые в том числе приезжают на машинах».
Не сомневаюсь, что на пикабу найдутся нужные эксперты:
Как выглядит труп после стольких лет пребывания в воде?
Листаю ленту. Вижу картинку, не заметил, что достают машину. Подумал: «Как бурлаки на Волге». На Волге.
зато приятно провели время. земля им пухом. родителей жалко.
там спокойно съехать можно и сейчас
всё хорошо, что хорошо кончается
Эта сосулька здесь не гармонирует
Пост для поддержки тех, у кого нет сил продолжать худеть дальше
Не буду много говорить.
Романтик
Вы сможете
Инструкция: как выйти замуж счастливо
В СССР много чего не было
Почему
Инструкция для верующих по поведению в приличном обществе
Буфер-покер
Циан дискриминация
Сдам квартиру бледнолицым.
Равнодушие
Было это в марте. Пришел старший мастер с обходным листом. Увольняется. Спросил причину. Отвечает:
— Работаю 8 лет, работу знаю и люблю. Но по семейным обстоятельствам вынужден взять отпуск за свой счет, нужно ехать в другой город. За мамой ухаживать, я у неё один, больше некому. Но начальник цеха против, сказал чтобы увольнялся.
Не стал я ему подписывать заявление на увольнение. Позвонил в кадры, уточнил. У сотрудника есть 32 дня отпуска. Подписал ему отпуск, договорились, что после отпуска, если надо будет, возьмет отпуск без сохранения заработной платы.
Уже прощаясь с ним, заходит начальник конструкторского бюро, согласовать 2 вакансии. Вакансия на инженера- технолога, на удаленном доступе, вносить изменения в технологические карты. Обычно на эту должность идут молодые сотрудники, без опыта.
Спрашиваю старшего мастера:
— Там, куда Вы едете, работа будет?
— Это поселок, как таковой работы нет, только сезонная.
— Тех.карты будете править? Работа удаленно, зарплата не такая как здесь, но все лучше, чем ничего. 30-35 к на руки будет выходить.
Он с радостью согласился, поблагодарил. Ушел.
Вызвал к себе его руководителя, начальника цеха:
— У Вас сегодня старший мастер уволился, причину можете узнать?
— Да я не знаю, говорит, что по семейным обстоятельствам, просится на 3 месяца в отпуск.
— Вы за три месяца найдете специалиста его уровня?
— Вряд ли, сотрудник он грамотный, толковый. Такого так сразу не найдешь.
— Так почему Вы так легко подписываете заявление? Почему не подумали как найти компромисное решение?
— А что я могу? Он принес, я подписал.
Прошло 5 месяцев, сотрудник решил свои дела, с его слов, сестра приехала из Беларуси, стала с мамой жить, он вернулся на завод. Продолжил работать.
Сегодня увидел его, поздоровались.
Я подумал, как часто мы теряем ценных опытных сотрудников из за нашей занятости, торопливости, а зачастую и равнодушия. А потом тратим время, силы, нервы, чтобы подготовить нового специалиста. Но это очень длительный и трудный процесс, без гарантии положительного результата.