Что мы знаем о типах речи 7 класс разумовская конспект
Урок русского языка в 7 классе по теме:
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
урока русского языка в 7 «А» классе
учителя МБОУ СОШ № 7 Гуртовой Натальи Ивановны
(программа под редакцией М.М.Разумовской; авторы учебника: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.)
Тема урока: Стили и типы речи.
Тип – урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) развитие эстетического восприятия природы, способности видеть и чувствовать её красоту;
2) закрепление навыков смыслового, типологического и стилистического анализа;
3) расширение и углубление представления о ключевых словах.
умение строить логическую цепь рассуждения;
2) коммуникативные УУД:
владение различными видами речевой деятельности;
умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
умение слушать одноклассников и вести диалог;
расширение словарного запаса учащихся;
способность к самооценке;
развитие моральных качеств личности.
умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её.
5.Межпредметные связи: литература, ИКТ-технологии.
6.Ресурсы: доска, текст-отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь», мультимедийный проектор, С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», «Словарь синонимов».
(умение планировать свою деятельность)
-На уроке мы будем работать с текстом, он у каждого из вас на столе.
-Что даёт нам работа с текстом?
-Какие формы текстоведческого анализа мы используем на уроках?
Как вы считаете, ребята, полезна ли на уроках русского языка работа с текстом?
Отвечают на вопросы учителя, предлагают свою последовательность частичного текстоведческого анализа.
Беседа по вопросам.
-Стиль речи. Тип текста.
-Работа над лексическим значением слов. Объяснение орфограмм ит.д.
Целеполагание и мотивация.
Личностные (развитие и совершенствование речи, формирование высоких нравственных качеств)
Мы познакомимся с отрывком из рассказа А.П.Чехова «Степь». Это рассказ о наших родных местах. Как вы думаете, почему именно его я выбрала для работы на уроке?
Ответы на вопросы учителя:
— текст расширит наше представление о красоте Донской земли;
— научит нас более бережно относиться к природе родного края, любить свою малую родину.
Актуализация знаний обучающихся.
Подготовка к работе на основном этапе.
( умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства)
(умение точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме)
Учитель предлагает прочитать текст вслух. Определить тему текста, идею, стиль речи, тип текста.
Текст читает подготовленный ученик.
Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь»
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается.
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы.
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку. неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять.
Учащиеся читают текст, строят логическую цепочку рассуждения.
Идея – показать, как прекрасна наша земля, сколько красок и звуков переполняет её.
Стиль речи – художественный, отрывок из рассказа, произведения художественной литературы.
Тип речи – повествование с элементами описания.
События описываются в определённой последовательности, на что указывают глаголы: расстилалась, сливаются, выглянуло, принялось, поползла, засветилась, сбросила, улыбнулась и др.
Наряду с этим мы видим и элементы описания: широкая, бесконечная равнина, мельница, похожая на маленького человечка.
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Регулятивные (умение при необходимости изменять последовательность действий)
Какие трудности возникли? Что нужно знать каждому ученику, чтобы уметь работать с текстом?
Повторение основных лингвистических терминов : тема, идея произведения, стили речи, типы текста.
Подготовка к построению проекта частичного текстоведческого анализа.
Познавательные (провести параллель между кадрами современной жизни и тем, что описано в тексте)
Ознакомление учащихся с автором текста, просмотр слайдов с изображением различных уголков.
Появилось ли желание подробнее поработать с текстом?
Учащиеся смотрят слайды, узнают знакомые места.
Построение проекта частичного текстоведческого анализа текста.
Работа над пониманием содержания текста.
Регулятивные (умение планировать свою деятельность)
Коммуникативные (умение логично отвечать, слушать одноклассников, вести диалог)
Личностные (пополнение словарного запаса)
Задания по группам:
1 группа – докажите, что текст художественного стиля.
2 группа – составить план.
3 группа – работа с «Толковым словарём» С.И.Ожегова.
Объяснить лексическое значение слов: курганчиков, полутень, монотонную, ветряная.
4 группа – подобрать синонимы к словам: бесконечная, засветилась, перекликались.
(можно пользоваться «Словарём синонимов».
5 группа – найдите в тексте и понаблюдайте, наречий какого разряда в тексте больше, почему?
Учащиеся выполняют задания:
На доске ученик записывает план :
1.Равнина, перехваченная цепью холмов.
2.Возвышенность без конца и без края.
3.Солнце принялось за работу.
5.Тихое пение женщины.
Частичный лингвистический анализ текста (реализация построенного проекта)
(умение рассуждать логически, приводить доказательства, подбирать примеры)
(умение оценить свои знания, устранить пробелы, вспомнить правила).
(умение логично, точно строить свой ответ)
Работая с текстом, мы не должны забывать о правилах орфографии, пунктуации, о других разделах языкознания. Поэтому я хочу предложить вам ещё несколько заданий.
Учитель предлагает прочитать на доске слова, объяснить их орфограммы, подобрать примеры слов с аналогичными орфограммами.
Дополнительные задания по тексту:
— начертите схему первого предложения третьего абзаца.
Учащиеся списывают слова. Объясняют орфограммы. Приводят примеры.
Ра.кинулся (в)далеке, (ни)как не разб.рёшь, утре(нн,н)яя (полу)тень, (ярко)жёлтая полоса, (где)то далеко, (не)ожиданно послышалось, скр.пучую музыку, и.чезает в лиловой дали, ветря(нн,н)ая мельница.
Этап обобщения и систематизации знаний.
(умение выделять, сравнивать, сопоставлять)
(формирование высоких нравственных качеств)
С какими трудностями сегодня на уроке столкнулись?
Какое впечатление произвёл на вас предложенный текст?
Чему он вас научил?
Ответы на вопросы связным текстом.
Исправление недочётов в речи.
Этот текст очень понравился. Он учит нас любить родной край, бережно относиться к птицам.
(способность объективно оценить свою работу и работу одноклассников)
Кто не доволен собой сегодня на уроке?
Кому из одноклассников вы посоветуете скорректировать свою работу на уроках русского языка?
Учащиеся отвечают на вопросы, ставят отметки в дневник.
Учащиеся открыты к осмыслению своих действий и самооценке.
Этап информации о домашнем задании.
Регулятивные (умение выбрать задание по интересу)
Домашнее задание: создайте свой текст, посвящённый нашему посёлку как частичке донской земли (стиль моете выбрать самостоятельно).
Конспект урока развития речи в 7 классе на тему:» Типы речи.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
7 кл. Урок ____ дата:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТИПЫ РЕЧИ
1. Повторение и обобщение изученного о типах речи.
2. Формирование умения «читать» схемы и строить по ним лингвистический рассказ.
3. Закрепление умений определять стиль и тип речи, выделять опорные слова текста.
I. Лингвистическая разминка.
Задание: перечислить стили речи (можно опросить несколько человек); определить стилевую принадлежность жанров: рассказ, статья, разговор приятелей, расписка, репортаж, монография, повесть, объявление, указ, приветствие, басня, рецензия.
II. Проверка домашнего задания.
1. Словарный диктант
III. Актуализация знаний.
1. Анализ схемы-таблицы. Работа с презентацией.
2. Анализ типовых фрагментов.
1. Упр. 17 по заданию, типовое значение указать на полях. Время строго ограничить.
2. Групповая работа по анализу текста.
Упр. 19: группа, используя вопросы (кроме 5-го), создает рассказ о первом тексте. Отчитывается один. Ответы комментируются учителем после ответов всех групп.
3. Выполнение упр 19(5)
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание: упр. 20 (2-4)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-206366
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Стили и типы речи», конспект урока
Работа представляет собой итоговое повторение изученного о стилях и типах речи
Просмотр содержимого документа
«»Стили и типы речи», конспект урока»
Тема урока: «Стили речи».
Тип урока: комбинированный, урок закрепления знаний.
Технологии: личностно-ориентированная, групповая.
1) тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;
2) проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данной темы;
3) формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;
4) нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
«Речь — удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами закрепим умение определять стиль речи текста, повторим изученное.
3. Словарная разминка “Узнай слово”.
Задание: по лексическому значению определить задуманное слово. (Фронтальный опрос).
Разговор двух или более лиц (диалог).
Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( рассуждение).
Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).
Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).
На прошлых занятиях мы знакомились с понятием текста и типами речи. Давайте вспомним изученное.
Каковы признаки текста?
Какие виды связи предложений в тексте знаете? Приведите примеры?
Какие типы речи вам знакомы? В чем их особенность?
Творческая работа – создание текста
1 ряд – описание внешности преподавателя. 2 ряд создает текст повествование «Мое утро», 3 ряд – рассуждение «Зачем нужно знать родной язык?»
Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете. Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении
Проверка ДЗ (записка родителям)
1 ЗАДАНИЕ НА ЛИСТЕ
Задание 1. Найдите верное соответствие из правого столбика, характеризующее верно стиль речи, находящийся в левом. Все характеристики перемешаны.
А. Сфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. Языковые средства: много междометий, частиц, ограниченное употребление книжной лексики, много просторечной лексики. Богатство интонации. Необходимо видеть и слышать собеседника.
Б. Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально-нравственное воздействие на читателя. Отличается образностью, богатством языковых средств.
В. Сфера употребления – стиль радио, телевидения, газетных и журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя.
Г.Сфера употребления – официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Цель – сообщение, информирование.
Д. Основные признаки – точность, логичность, отвлеченность и обобщенность, отсутствие художественного вымысла, объективность, наличие только достоверных фактов. Цель – сообщение научной информации.
Стиль логичный, объективный, в нём – прямое слов значенье.
Применяем эффективно в описании явленья.
Образности в стиле нет, тропы – не в участии.
В центре не один предмет, а общее понятие.
Можем мы всегда узнать стиль сухой, немного скучный.
Амнезия – потеря памяти
Инсульт – кровоизлияние, удар
Гипертония – повышение давления
Кардиалгия – боль в сердце
Отит – воспаление уха
Сепсис – заражение крови
2. Определите верно стиль речи у данных отрывков.
НАУЧНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
Береза
Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)
Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.
(Большой энциклопедический словарь.)
2.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
С. Есенин.
Продрогшая а…ея смотрит серо,
Др…жат. Все пот…ряло веру В тепло.
Глаза домов пусты. С. Кобозева
Найдите языковые средства, которые создают художественный образ непогоды.
Как передана стремительность дождя, динамика движения?
Стр. 188 упр. 255 (устно) тропы
ЗАДАНИЕ 3 Определите тип и стиль речи следующего текста.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)
Жанры стиля? Реклама белого халата.
Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.
Какие клише вы услышали в тексте стихотворения?
от Иванова Николая
Обращаюсь к вам в надежде на то, что вы будете снисходительны ко мне и позволите мне чуть-чуть пораньше (чем мои одногруппники) сдать сессию. Очень мне нужно вылечить одно пренеприятное заболевание, которое не даёт мне покоя вот уже целый месяц.
Заранее благодарю вас. Николай
«Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо‑Юмбо» составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:
2. Xo‑xo! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)
4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)
6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)
7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)
8. Не учите меня жить.
9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка», — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка», — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)
11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)
12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)
13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)
14. У вас вся спина белая. (Шутка.)
16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)
17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть. радость, презрение и удовлетворенность.)»
Из какого произведения отрывок?
О чем говорит словарный запас героини?
Показателем чего является словарный запас?
Что можно сказать о словах, используемых в речи героини? (междометия)
Произнесите слова «»ОГО» и «ХО-ХО» с указанными в тексте различными чувствами.
Составьте диалог «Встреча двух друзей после зачисления в медколледж».
Тест (10 вопросов по 0,5 балла за ответ)
Текст 1. Казаков Дмитрий, ученик 9класса, учится в школе №154 с 1 класса.
Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень классный попутчик.
Текст 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово «родной» –волшебное слово. Оно дает тепло и любовь.
Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. Берегите землю!
Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями.
Текст 6. Довожу до Вашего сведения, что студентами групп СД16 был проведен субботник
Текст 7. Говорить я могу хоть до завтра, а примись писать, бог знает что выходит.
Текст 8. Глицерин – это органическое соединение, трехатомный спирт алимфатического ряда.
Текст 9. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
Текст 10. Твердое тело, состоящее из монокристаллов, называют поликристаллическим.
Ответы: 1-5. 2-4, 3-3, 4-3, 5-1, 6-5, 7-4, 8-2, 9-1, 10-2.
Презентация к уроку-практикуму «Типы речи». 7 класс
Презентация к разработке урока «Типы речи». 7 класс (думаю, что можно использовать и презентацию, и технологическую карту урока не только в 7 классе).
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку-практикуму «Типы речи». 7 класс»
Занятие по русскому языку
Рассмотрим 3 текста
1.На дворе стояло серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина.
2. Дождь начался внезапно. Сначала на горизонте появилась небольшая тучка, которая быстро пробежала по небу и закрыла солнце. За ней двинулись тёмные, тяжёлые тучи и быстро заполонили полнеба. Подул ветер, что-то грохнуло вдали, и с неба полились потоки, как будто внезапно опрокинули бочку воды.
3. Кто-то не любит дождь, а я очень люблю. Особенно мелкий, моросящий. Сквозь сетку дождя всё вокруг выглядит немного нечётко, размыто, и в этом есть своя неповторимая прелесть. Капельки нежно касаются лица, будто целуют. Становится свежо.
Я очень люблю гулять во время такого дождя.
Подумаем над вопросами
Повторение типов речи
Создание собственного текста
Время работы в паре 3-4 минуты.
Устные ответы по результатам работы
4 варианта заданий
Описание одновременные признаки
тезис – аргументы –вывод
Итоги повторения типов речи
Повествование последовательные действия