Что значит рейтинг учебного заведения определение
Как определяют рейтинги университетов и на что они влияют?
Для чего вообще нужны рейтинги вузов? Для каждого университета — государственного или частного — большую роль играет репутация, которая, в свою очередь, влияет на его привлекательность в глазах абитуриентов, работодателей и инвесторов. Считается, что высокая позиция национальных вузов в рейтинге повышает имидж страны в целом и привлекает иностранных студентов. Для участия в рейтинге учебные заведения в своей работе должны становиться более прозрачными, а также вводить принятые в мире стандарты научных исследований и подготовки специалистов.
Многие государства запускают специальные программы для продвижения своих вузов в международных рейтингах. В России в 2012 году был создан «Проект 5-100», призванный повысить конкурентоспособность наших ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров. По результатам «Проекта» не менее 5 университетов России к 2020 году должны войти в топ-100 ведущих мировых рейтингов.
Какие существуют рейтинги вузов?
Можно выделить глобальные, региональные и национальные рейтинги. Первые анализируют и сравнивают вузы из всех государств, вторые — только те, которые относятся к конкретному региону мира, а последние обращают внимание на университеты конкретной страны.
Основные международные рейтинги вузов:
Основные российские рейтинги вузов:
Какие вузы фигурируют в рейтингах чаще всего?
Что влияет на место университета в рейтинге?
Все рейтинги используют разные методологии. Некоторые сравнивают университеты разных стран, независимо от их профиля, другие, как THE, публикуют только рейтинги по предметным направлениям, третьи выпускают как отраслевые, так и предметные рейтинги (ARWU, QS). Отдельно можно выделить специальные рейтинги, сделанные под конкретный запрос. К таким относятся, к примеру, рейтинги по трудоустройству выпускников, репутационный рейтинг THE.
Конкретное место каждого вуза в рейтинге определяется индексом, который высчитывается на основе значений нескольких характеристик университета. В критериях чаще всего фигурирует академическая репутация, научная репутация, цитируемость научных публикаций, соотношение студентов и преподавателей, число преподавателей-иностранцев и зарубежных студентов, уровень распространения знаний и инноваций. В Шанхайском рейтинге также учитывается количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди выпускников и профессоров.
Стоит ли обращать внимание на рейтинги вузов при поступлении?
Место того или иного вуза в рейтинге говорит, прежде всего, о его престиже. Но прямой связи между местом вуза в глобальном рейтинге и уровнем образования в нем, а также объективными шансами на последующее трудоустройство, нет. Главный критерий, который говорит о результативности образования, — «удельный вес» выпускников, которые трудоустроились по специальности в первый год после выпуска. Однако нельзя целиком полагаться на него, не учитывая уровень безработицы в конкретном регионе. В любом случае, всегда лучше задействовать здравый смысл и оценивать любые рейтинги с точки зрения именно выбранной специальности и профиля ВУЗа.
Образовательные рейтинги: как это работает и чем может помочь
Если вы задумались о том, чтобы получить высшее образование за рубежом, выбор университета в этом случае – ключевое решение, и подойти к нему нужно со всей серьёзностью.
Количество высших учебных заведений за рубежом впечатляет. Только в США их насчитывается более 2000, также существуют тысячи вузов в Великобритании, Франции, Германии, Чехии и т. д.
Конечно, упорядочить информацию в голове, выбрать лучшие университеты помогут образовательные списки. Однако прежде чем безоговорочно им доверять и рассылать заявки в вузы мировой двадцатки, будет полезно разобраться в некоторых вопросах.
Кто и как составляет рейтинги
Представим список из 5 основных авторитетных рейтингов:
Информация о вузах, как правило, обновляется ежегодно.
Место вуза в рейтинге определяется индексом, который формируется на основе оценок нескольких факторов. Они могут незначительно различаться от рейтинга к рейтингу, однако чаще всего это
Некоторые рассматривают также репутацию вуза с точки зрения работодателей, а Шанхайский рейтинг подсчитывает количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди преподавателей и выпускников.
Первые строчки большинства рейтингов – здесь без сюрпризов – занимают всемирно известные университеты: американские Массачусетский технологический институт (MIT), Стэнфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический институт (Caltech) и британские Кембридж и Оксфорд.
Что показывают рейтинги
Следует понимать, что ни один из рейтингов не может быть полностью объективен. Сами рейтинги различаются масштабом, географией, специализацией и т. д. Критерии оценивания хоть и похожи, но имеют разный вес при формировании итогового индекса: для одного рейтинга важна академическая репутация, для другого в приоритете соотношение преподавателей и студентов, некоторые подсчитывают процент трудоустройства. Обычно университеты участвуют сразу в нескольких образовательных «гонках», соревнуясь по разным критериям.
Итак, образовательный рейтинг – это отражение состояния университета в конкретный промежуток времени. Практика показала, что в верхних строчках задерживаются те вузы, которые умеют быстро подстраиваться под требования современного мира, будь то введение новой академической программы, онлайн-обучения или постройка кампуса.
Как читать рейтинги российскому абитуриенту
Молодёжь стремится попасть в лучшие вузы, в этом нет ничего удивительного. Однако какую информацию российский абитуриент может взять из зарубежного рейтинга?
Как ни парадоксально, чаще всего рейтинги более полезны для местных абитуриентов, так как составляются на основе образовательный системы и вступительных требований вуза той страны, в которой он находится. На место в рейтинге влияет комбинация таких показателей, как соотношение количества студентов и количества преподавателей, процент отличников, уровень трудоустройства выпускников-граждан страны в первые полгода после получения диплома и т. д. Но это не те факторы, которые должен учитывать иностранный абитуриент, выбирая университет.
Это не значит, что надо отказаться от изучения рейтингов при выборе зарубежного учебного заведения. Выход есть: найти важные и нужные именно вам критерии обучения и составить личный образовательный рейтинг.
Что необходимо учесть при выборе вуза
Приступая к выбору учебного заведения в первую очередь нужно понять свои приоритеты и пожелания, и выбрать идеальный вуз на основе нужных вам показателей.
Если ваша цель не просто учиться за рубежом, а стать специалистом в определённой области, то стоит посмотреть рейтинг университетов по специальности. Результаты могут удивить.
Так, программа нефтяной инженерии в Texas A&M University – лучшая в США, при том, что в мировом рейтинге этот вуз занимает 189 место на 2020 год.
Конкурентную программу по журналистике и массовым коммуникациям c зарубежными стажировками предлагает британский City, University of London, при том что в мировом рейтинге вуз находится на 349 месте.
Ещё одна задача для абитуриента, которая может оказаться сложнее, чем предполагалось: здраво оценить свои возможности. Сюда можно отнести уровень владения языком, оценки в аттестате, индивидуальные достижения. Существует вероятность, что вузы первой тридцатки или даже сотки придётся пропустить.
Но это не беда! Престижным считается тот университет, который входит в топ-500 лучших вузов мира.
Составить личный рейтинг с Allterra Education
Потратить месяцы на сбор информации, вычитку рейтингов и подготовку – вполне стандартный сценарий при самостоятельном подборе учебного заведения. Кроме поиска идеальных академических программ, нужно учесть:
Но это ещё не все трудности. Некоторые современные популярные специальности, вроде Interior Design, Game Development и пр., не участвуют в рейтингах из-за малой выборки. При выборе образования по таким специальностям придётся учитывать множество других факторов.
Обратитесь за консультацией к специалистам Allterra Education. Мы предложим варианты учебных заведений с учётом вашего уровня английского языка, поставленных целей, пожеланий по уровню жизни.
Запишитесь на бесплатную консультацию по выбору зарубежного вуза с помощью формы обратной связи или по телефону
Образовательные рейтинги университетов: что это, что они измеряют и кто их проводит
В образовании рейтинги применяются для сравнения школ и вузов на основании разных факторов. Чаще всего используются цитируемость научных публикаций, уровень внутренних исследований, число зарубежных студентов и преподавателей, академическая репутация. Эти критерии могут меняться и учитываться по-разному, поэтому позиции учебных заведений в разных рейтингах не совпадают. Существуют глобальные мировые рейтинги, региональные и национальные рейтинги.
История университетских рейтингов началась в США, когда в 1893 году журнал US News and World Report опубликовал список «Best Colleges Rankings» («Лучшие колледжи Америки»). А первый международный рейтинг ARWU — Academic Ranking of World Universities (Академический рейтинг университетов) появился в 2003 году. На сегодняшний день существует более 10 общепризнанных глобальных рейтингов.
1. Мировой университетский рейтинг QS
Существует с 2004 года, публикуется ежегодно. В нем сравниваются более 2500 университетов, из которых выбирают 1000 лучших. Это самый популярный вузовский рейтинг в мире.
Показатели: активность вузов и качество научно-исследовательской деятельности, мнение работодателей о выпускниках и их карьерный потенциал, преподавание и интернационализация, мобильность студентов и преподавательского состава.
Исследование проводит британская консалтинговая компания Quacquarelli Symonds (QS), основанная в 1990 году.
2. Рейтинг THE WUR (Times Higher Education World University Rankings)
Рейтинг лучших университетов по версии британского издания Times Higher Education. Существует с 2010 года, публикуется ежегодно. Из оцениваемых 1400 высших учебных заведений из 92 стран формируется топ-200. THE WUR считается самым большим и разнообразным рейтингом университетов на сегодняшний день.
Показатели: рейтинг учитывает 13 критериев, разделенных на 5 блоков: учебная среда, исследования, цитируемость научных работ, международное сотрудничество и доход от индустрии.
32,5% — цитируемость научных публикаций;
19,5% — научная репутация университета в определённых областях, определяемая согласно опросу научного сообщества;
15% — академическая репутация университета;
6% — количество защищенных диссертаций к общему числу преподавательского состава;
5,5% — объем финансирования исследований сторонними компаниями;
5,25% — объём финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава;
4,5% — число опубликованных научных статей к общему числу преподавательского состава;
4,5% — соотношение числа преподавателей и обучающихся;
3% — доля иностранных преподавателей вуза по отношению к общей численности преподавательского состава;
2,25% — число защищенных диссертаций обучающихся, претендующих на звание магистров;
2,25% — средний размер вознаграждения преподавательского состава;
2% — доля иностранных студентов по отношению к общей численности обучающихся в вузе;
0,75% — отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета.
3. Академический (Шанхайский) рейтинг лучших вузов мира (ARWU)
С 2003 года составляется в шанхайском университете Цзяо Тун. Изначально рейтинг был создан для определения места китайских университетов среди международных лидеров, но впоследствии его стали использовать для оценки результатов деятельности 2000 университетов. По итогам исследований публикуется ARWU-500.
Показатели: для участия в исследовании, в университете должны быть выпускники и сотрудники-лауреаты Нобелевской или Филдсовской премий.
Учитывается качество обучения и качество преподавательского состава, также достижения в сфере научных исследований (то есть число опубликованных работ и цитируемость) и показатель деятельности на одного члена преподавательского состава.
4. Рейтинг лучших университетов мира U.S. News
Американский новостной и аналитический журнал U.S. News & World Report издается в Вашингтоне. В 2014 году был опубликован первый рейтинг высших учебных заведений, но исследованием американских университетов на мировом и национальном уровнях компания занимается более 30 лет. В 2019 году U.S. News Best Global Universities — это 1500 вузов из 81 страны.
Показатели: исследование основывается на 13 критериях, которые включают количество цитирований, активность публикации научных статей, мировую и региональную исследовательскую репутацию. Издание использует инструмент InCites, который позволяет отслеживать эффективность исследований и сравнивать научную производительность с другими организациями, в том числе из других стран. За основу берутся данные базы Web of Science (база с данными публикаций в научных журналах; учитывает цитирование).
12,5% — глобальная научно-исследовательская репутация;
12,5% — региональная научно-исследовательская репутация;
12,5% — число публикаций, входящих в 10-процентную группу наиболее цитируемых;
10% — число публикаций за 5 лет;
10% — нормированный уровень цитирования;
10% — доля публикаций, входящих в 10-процентную группу наиболее цитируемых в общем числе публикаций университета;
7,5% — общее количество цитирований;
5% — число статей в международном соавторстве;
5% — число часто цитируемых публикаций за 10 лет, вошедших в 1-процентную группу наиболее цитируемых в своей научной области;
5% — соотношение числа часто цитируемых публикаций за 10 лет, вошедших в 1-процентную группу наиболее цитируемых в своей научной области, к общему числу публикаций университета;
5% — число публикаций с иностранными соавторами в общем числе публикаций университета;
2,5% — число книг, изданных за 5 лет;
2,5% — конференции и публикации по итогам.
5. Webometrics Ranking of World Universities
Это рейтинг сайтов вузов. Исследовательская лаборатория Cybermetrics Lab и исследовательская группа Центра информации и документации Национального исследовательского совета (National Research Council, CSIC) Испании дважды в год публикует рейтинг университетов, оценивая их сайты и положение в глобальном интернет-пространстве по 4 параметрам. Исследование проводится с 2004 года. Среди 27.000 сайтов вузов было выбрано 12 000 лучших.
6. RUR World University Rankings
Рейтинги университетов Round University Ranking (RUR) российская компания «Рейтинговое агентство RUR» составляет с 2010 года. В RUR-2020 сравниваются 829 университетов из 71 страны мира. Данные для анализа предоставляет Clarivate Analytics — независимая американская компания, управляющая базами данных, информационными системами и коллекциями по интеллектуальной собственности. «Рейтинговое Агентство RUR» также публикует 30 рейтингов по 6 предметным областям: гуманитарные науки, науки о жизни, медицинские, естественные, социальные и технические науки.
Показатели: университеты оцениваются по 20 показателям, сгруппированным по 4 ключевым направлениям деятельности университета: преподавание, исследования, международное разнообразие и финансовая устойчивость.
Финансовая устойчивость (10%)
7. Университетский рейтинг академической успеваемости (URAP)
Это рейтинг научной производительности университетов (University Ranking by Academic Performance), базирующийся исключительно на их научно-исследовательской деятельности. Ближневосточный технический университет Анкары (the Middle East Technical University in Ankara) формирует его с 2010 года. Учитывается 6 показателей эффективности и публикуется топ-2000 университетов из 2500 участвующих.
8. Московский международный рейтинг «Три миссии университета» (MosIUR «The Three University Missions»)
Ассоциация составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности (АСР) совместно с рейтинговым агентством RAEX впервые опубликовала рейтинг в 2017 году. Это первый российский рейтинг, признанный международным сообществом. Учредитель — Российский союз ректоров. В 2019 году рейтинг включал 1200 университетов из 79 стран.
Показатели: это рейтинг, оценивающий 3 сферы: образование, научные исследования и взаимосвязь университета и местных сообществ. Он отличается объективностью, так как исключает данные репетиционных опросов и учитывает только количественные показатели.
Университет и общество (30%)
9. Мировой профессиональный рейтинг университетов RankPro
Этот рейтинг ежегодно выпускается Международным советом ученых в рамках программы Global World Communicator (GWC), Education and Science. Он учитывает 3 основных направления и в 2020 году выделил 700 лучших университетов мира.
50% — академические ранжирование (численность и состав студентов и научно-педагогических работников вуза);
25% — ранжирование по ВС-индексу (доступность информации на англоязычной версии домашней страницы сайта вуза);
25% — репутационное ранжирование (учитывает позиции вузов в глобальных и национальных рейтингах и результаты экспертного опроса членов Международного совета ученых из более чем 40 стран).
10. Международный рейтинг университетов CWUR (The Center for World University Rankings)
Center for World Universities Rankings — ведущая консалтинговая организация, предоставляющая политические рекомендации, стратегические идеи и консультационные услуги правительствам и университетам для улучшения образовательных и исследовательских результатов. Ранжирование началось как проект в Джидде (Саудовская Аравия), целью которого было сравнение лучших 100 университетов мира. В 2019 году рейтинг расширился, чтобы перечислить 2000 лучших из 20 000 университетов 99 стран мира, что сделало его крупнейшим академическим рейтингом мировых университетов.
С 2016 года штаб-квартира Центра мирового рейтинга университетов находится в Объединенных Арабских Эмиратах.
Показатели: С 2012 года CWUR публикует академический рейтинг мировых университетов, который оценивает качество образования, занятость выпускников, результаты исследований и цитаты, не полагаясь на опросы и представления университетских данных.
Другие рейтинги
Многомерный рейтинг, который позволяет оценивать университеты с аналогичными институциональными профилями. Он предлагает не общую таблицу, а возможность сравнения высших учебных заведений по разным показателям. Веб-инструмент U-Multirank позволяет проводить сравнения на уровне университета в целом и на уровне конкретных учебных программ.
Система нового многомерного рейтинга (U-Multirank) была принята в конце января 2013 года в Дублине Европейским союзом.
При составлении рейтинга используются статистические данные, предоставленные вузами, данные, находящиеся на ресурсах общего доступа, а также мнения студентов.
Система оценивания: университеты оцениваются по 5 направлениям (образование, научно-исследовательская деятельность, передача знаний (партнерство), интернационализация и вклад в региональное развитие. В результате исследования каждый вуз получает буквенную оценку: А — отлично, B — хорошо, C — удовлетворительно, D — ниже среднего и E — слабо.
В рейтинге 2019 года сравниваются 1711 высших учебных заведений из 96 стран. Деятельность университетов была оценена по 24 предметным областям, были проанализированы 12 500 образовательных программ, реализуемых в рамках 5153 факультетов.
Лейденский рейтинг научно-исследовательской деятельности ведущих университетов мира составляется Центром научно-технологических исследований (Centre for Science and Technology Studies) Лейденского университета (Нидерланды).
Впервые он был опубликован в 2007 году и основан только на болометрических показателях. С 2010 года это многомерный рейтинг, который сравнивает вузы по различным показателям, не объединяя их в единый список. Получается, что рейтинг CWTS — это 9 разных ранжированных списков. Первоначально университеты в рейтинге упорядочены по количеству публикаций.
3. International Student Barometer (ISB)
Международный студенческий опрос (ISB), который отслеживает и сравнивает принятие решений, ожидания, восприятие и намерения наших иностранных студентов от поступления до выпуска.
Рейтинговое агентство RAEX публикует рейтинг ежегодно с 2012 года к старту приемной кампании. В 2019 году в опросе приняли участие более 50 000 студентов из 158 университетов страны.
Зачем нужны рейтинги образовательных организаций?
Как выбрать правильный ВУЗ, колледж, лицей или кружок из всего этого многообразия предложений? Прежде всего, обратить внимание на позицию образовательной организации в соответствующем рейтинге. Сегодня мы постараемся найти правильный «рецепт» выбора и рассмотрим более подробно те критерии, на основе которых составляются рейтинги образовательных учреждений.
В нашем советском прошлом вопрос выбора образовательных организаций перед обучающимися и их родителями не стоял. Во-первых, выбор школы ограничивался районом проживания (то есть, выбора фактически не было), а во-вторых, все школы, техникумы, училища и ВУЗы были государственными и «работали» по единым обучающим программам, что практически полностью исключало разделение образовательных учреждений на лучшие и худшие.
Сегодня ситуация заметно изменилась. Мало того, что появилось большое количество частных образовательных организаций, которые предлагают огромнейшее разнообразие программ обучения, так еще и каждая из них стремиться предстать в глазах абитуриентов только с самой лучшей стороны. В результате, современные образовательные организации, помимо обязательных обучающих программ, предлагают различные дополнительные услуги (например, факультативные занятия по этикету или усиленная подготовка по химии, стажировка за границей или гарантированное трудоустройство и т.д.), призванные сделать учебное заведение в глазах потенциальных учеников и их родителей максимально привлекательным.
Как же из всего этого многообразия предложений выбрать правильный ВУЗ, колледж, лицей или кружок? Прежде всего, обратить внимание на позицию образовательной организации в соответствующем рейтинге. Сегодня мы постараемся найти правильный «рецепт» выбора и рассмотрим более подробно те критерии, на основе которых составляются рейтинги образовательных учреждений.
Как создают рейтинги и зачем они нужны?
Анализ рейтинга образовательного учреждения это один из самых надежных способов оценить его престижность, эффективность обучения и перспективы карьерного роста после учебы. Поэтому свои рейтинги сегодня составляют не только специальные государственные организации, но и авторитетные профессиональные издания, онлайн порталы и научные центры образовательной сферы. При этом, для удобства потребителей, рейтинги делятся на разные категории: сельских и городских школ, детских садов, ВУЗов, колледжей, образовательных организаций, развивающих творчество учеников и т.д.
В последние годы активное участие в создании ТОПов самых популярных учебных учреждений России разного уровня берут такие организации как рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА», Московский центр непрерывного математического образования, Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, Федеральное агентство по образованию, Высшая школа экономики, независимое рейтинговое агентство в сфере образования «Рейтор» и Национальный исследовательский университет.
Стоит отметить, что часто создание рейтингов образовательных организаций происходит при поддержке периодики, например, активно участвуют в этом процессе «Россия сегодня», «Учительская газета», «Социальный навигатор», «Директор школы», РИА Новости и «Коммерсантъ».
Как формируется рейтинг образовательного учреждения?
Критерии создания рейтинга зависят от вида учебного учреждения и цели создания перечня. Например, рейтинг ВУЗов нацелен на анализ его престижности, эффективности обучения, перспектив карьерного роста. А ТОПы кружков и развивающих центров помогают родителям оценить качество преподавания, организации творческого процесса и их соответствие оплате. Каждый рейтинг создается по специально разработанной методике, с учетом специфики учебного заведения. Мы предлагаем вам ознакомиться с методикой создания и целями рейтингов самых популярных видов образовательных учреждений.
Детские сады
Главной целью создания рейтингов детских садов является решение проблемы их информационной доступности для родителей, стимулирование развития учреждения, создание новых образовательных методик и повышение уровня преподавания. Таким образом, рейтинги не только дают родителям необходимые данные, но и подталкивают руководителей дошкольных учреждений к усовершенствованию. Кроме того, рейтинги дают специалистам образовательной сферы объективную информацию о работе детсадов. Как правило, в качестве основных критериев формирования перечня лучших дошкольных учреждений выступают такие показатели, как:
Кроме экспертов и руководства детсада, которое предоставляет все данные о работе организации, в создании рейтинга обязательно берут участие родители, дети (как те, кто еще посещают детский садик, так и те, кто уже пошли в школу). Родители практически каждого российского города могут найти региональный рейтинг детских садов в периодических изданиях и на образовательных порталах.
Кстати, согласно итоговому Рейтингу муниципальных детских садов России по итогам 2014 года, оценку «отлично» не получил ни один детсад из 21 региона РФ. Наибольшее количество дошкольных учреждений (39 шт.), получивших оценку «хорошо» находятся в Самарской обл. 666 детских садов Новосибирской области стали лидерами в позиции «удовлетворительно».
Средне-образовательные школы
Рейтинги школ направлены на то, чтобы помочь родителям детей школьного возраста определиться с местом учебы своего ребенка, путем рассмотрения всех преимуществ и недостатков образовательной организации, исходя из индивидуальных особенностей школьника. Здесь главным критерием должен быть не факт географического месторасположения школы, а качество ее работы и престиж заведения.
Информацию, на основании которой создаются рейтинги, предоставляют региональные органы управления образованием, образовательные организации, выпускники и ученики школ. Заведение оценивают с точки зрения доступности и качества образования, возможностей для индивидуального развития, состояния материально-технической базы, результатов обучения (в частности по результатам сдачи ЭГЕ и участия в олимпиадах).
Согласно рейтингу департамента образования Москвы лучшими школами в 2014 году стали: лицей №1535, СУНЦ МГУ, школа № 179 МИОО, «Пятьдесят седьмая школа», лицей «Вторая школа».
Абитуриентам и их родителям часто непросто сделать правильный выбор среди огромного разнообразия образовательных организаций. И именно рейтинги ВУЗов помогают сделать окончательный выбор, и понять, какой ВУЗ подойдет вам больше всего.
Рейтинги высших учебных учреждений создаются на базе особых критерий в силу специфики обучения. Решающими факторами считаются:
Вместо заключения
Рейтинги образовательных учреждений, в основе которых лежат оценки работы и условий для обучения, отзывы выпускников и анализ результатов обучения, без всякого сомнения, помогут вам оценить работу образовательной организации по приоритетным критериям и сделать правильный выбор. Однако не стоит рассматривать их как «истину в последней инстанции», поскольку каждый из ТОПов помимо объективной информации содержит и субъективные факторы (все-таки их составляют люди, которые могут подвергнуться влиянию извне).
Поэтому, изучая рейтинги учебных учреждений и стремясь найти «свою» школу, колледж или ВУЗ, руководствуйтесь не только разумом, но и интуитивными ощущениями. И тогда вы обязательно выберете «правильную» образовательную организацию, которая откроет перед вами дорогу в светлое будущее.