Что мы знаем о речевом общении 4 класс

1. Прочитайте текст К. Паустовского, записанный Ваней под диктовку. Есть ли в нем ошибки? Найдите их и объясните Ване, какие правила русского языка ему надо выучить.

В саду всё падали и падали листья березы. За одну ночь пожелтели до самых верхушек, листья сыпались с них частым печальным дождем.

Правила: знаки преписания в конце предложения при однородных членах.

Какие правила письменной речи нарушил Ваня? Легко ли понять смысл текста, записанного с подобными ошибками? Запишите текст, исправив ошибки Вани. Обозначьте известные вам орфограммы.

2. Расскажите Ване все, что вы знаете о речевом общении. Если затрудняетесь, используйте приведенные ниже слова и словосочетания для выбора.

Собеседники должны внимательно слушать друг друга, не перебивать высказывание товарища. Устная речь использует паузы там, где в письменной речи стоят знаки преписания.

Найдите в выделенных словах орфограммы. Объясните их.

— Вспомните, с помощью чего мы передаем устную речь на письме.

4. Рассмотрите рисунки. Придумайте имена детям. Составьте и запишите два-три предложения к каждому рисунку, используя словосочетания для выбора.

Что мы знаем о речевом общении 4 класс

1) Саша и Катя внимательно слушают друг друга, стараются объяснить собеседнику непонятные вещи в книге. Они разговаривают уважительно, доброжелательно, стремятся понять друг друга.

2) Саша и Катя не слушают друг друга. Они обиженно отвернулись в разные стороны. Перекричать друг друга не получилось, и они замолчали.

Расскажите о том, как вы общаетесь с друзьями, родителями, учителями.

— Я подружился со многим ребятами и очень хочу сохранить эту дружбу. Что мне для этого нужно сделать?

5. Закончите предложения.

6. Прочитайте стихи М. Танича к песне про дружбу. Определите главную мысль. Объясните орфограммы в выделенных словах.

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много!

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной!

Запишите один из куплетов по памяти.

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много!

Что мы знаем о речевом общении 4 класс

Составьтеи запишите по два-три предложения к каждому рисунку. Какие предложения по цели высказывания вы использовали: повествовательные, вопросительные, побудительные?

— А где же ваша рыба? Ведь вы с рыбалки идете.

— Природа дарит нам не только несметные богатства, кормит и одевает нас, но и радует глаз необыкновенной красотой, с которой не сравнится ни одно изобретение человека. Берегите природу!

Источник

Внеклассное мероприятие «Особенности говорения» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1.Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Дарья Валерьевна и сегодня риторику проведу у Вас я.

2.Сегодня мы поговорим об особенностях говорения. Многие из вас сейчас, наверное, думают: ну и что из того, что я сделаю несколько ошибок в речи – в беседе, при ответе на уроке, в письме – что от этого изменится в жизни. Конечно, ничего глобально не изменится, но мы должны помнить, что, помимо практической задачи обслуживать человека, у языка есть еще и более высокие задачи. В языке народ выражает себя, представить их друг без друга невозможно. Язык – собственность целого народа

3. Вы, наверное, знаете что средства устного общения бывают словесные и несловесные.

Словесные средства это те слова, при помощи которых мы с вами общаемся. Из слов составляют предложения.

А как вы думаете, что относится к несловесным средствам? (ответы детей)

(При затруднение ответа, подсказываю наводящими вопросами)

Например: не только словами можно общаться, но и жестами; можно говорить громко, а можно тихо. В этом нам что помогает? (голос);

Молодцы, а вот какие еще несловесные средства устного общения бывают. Внимание на доску.

Теперь мы с вами поговорим отдельно о каждом.

4. Го́лос — способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче.

Предлагаю вам поиграть в игру «Голос».

Молодцы, вы справились с этим заданием. я думаю, что голоса друг друга вы с легкостью узнаете.

5. Тон голоcа — эмоционально-экcпреccивная окрашенноcть голоcа, cпоcобcтвующая выражению в речи говорящего, его чувcтв и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, воcторженным, официальным, дружеcким и т.д

Попробуйте прочесть стихотворение «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто, будто…

• вы сильно замерзли;

• вам придавило ногу;

• у вас во рту горячая картошка;

• вы очень сильно хотите спать;

вам поставили двойку

6. Следующее у нас темп голоса. Что же такое темп, как вы думаете? (ответы детей)

На уроках литературы вы неоднократно с этим сталкивались. Подумайте хорошенько.

Темп речи — cкорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов).

Конкурс «Кто быстрее»

Я буду включать секукндомер и мы выявим победителя. Кто хочет быть первым?

Быстро читать вы умеете, а медленно?

Представьте, что у вас поцарапан диск, и он медленно воспроизводит текст.

Выберете пословицу и попробуйте озвучить ее как этот поцарапанный диск.

Молодцы, вы спавились.

7. Громкость- это сила голоса.

Ребята, а кто говорит громко?(пассажир, учитель, диспечер)

А в каких ситуациях вы говорите громко? Тихо? (громко, когда зову, тихо, когда спят)

8. Мимика—искусство выражать чувства и мысли движениями мускулов лица и соответствующими жестами.

Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Попробуйте при помощи мимики и жестов изобразить….

• который только что пообедал;

• у которого жмут ботинки;

• который неудачно пнул кирпич;

• у которого начался острый приступ радикулита;

• который оказался ночью в лесу.

Вот и поговорили с вами о несловесных средствах устного общения. Как вы считаете важны ли они? И для чего?

9. Теперь поговорим о словах. Вы знаете, что русский язык очень богат и разнообразен. Я предлагаю вам подобрать антонимы к следующим словам: Все ли помнят, что такое антонимы?

звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя, свЕкла, мусоропрОвод, щавЕль.

11. Продолжим наш разговор о слове.

Игра «Отгадай название сказки»

В этих словах пропущены буквы, отгадайте их:

Вы большие молодцы. Чего не хватает в этих словах? Можем ли общаться лишь таким набором букв? (ответы детей) Мы с вами и познакомились со средствами устного общения, давайте еще раз назовем их. Можно хором. Для чего же они нам нужны? Они помогают нам для того,чтобы наша речь была более красочна и эмоциональна .

Правильно, ребята. Мы должны беречь наш родной язык, ведь наш язык самый великий и могучий, но в то же время самый сложный. Ребята, каждый мечтает кем-то стать, добиться в жизни успеха, признания. Но вы уже, что без умения говорить красиво и грамотно трудно будет достичь поставленных целей. Сегодняшнее занятие показало вам, что это дело не одного часа, не одной недели или даже месяца. Всю жизнь вы должны работать над собой, своей речью. Подумайте, какие способы, методы помогут научиться говорить правильно? Что для этого нужно?

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс.

Тема: Речь и её виды.

Цель нашего урока – сформировать представление о речевом этикете

В течение дня мы бываем в разных речевых ситуациях: когда слушаем учителя на уроке, отвечаем сами, рассказываем друзьям, как прошли выходные, когда слушаем радио, например, когда пишем письмо или читаем книгу. Всё это общение.

Кажется, что нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. И незачем специально учиться этому. Однако это не так. В разных случаях люди говорят по-разному.

Вы постоянно оказываетесь в разных обстоятельствах: то вы пассажир автобуса, то покупатель в магазине, то зритель в театре, болельщик на стадионе, пациент в больнице, а то и просто прохожий. И в каждом случае надо знать, что и как сказать.

Сегодня мы потренируемся в правильном общении в разных жизненных ситуациях и определим правила общения.

Речь может многое сказать о человеке. Чтобы речь была вежливой, люди используют специальные слова, их еще иногда называют «волшебными».

Правила речевого общения называются речевым этикетом.

В основе правил речевого этикета доброжелательность и умение слушать:

Речь красна слушанием

Язык – один, уха – два, раз скажи – два послушай

Нажмите на слово, чтобы узнать его историю.

Спасибо. Раньше, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!». Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Не стоит забывать говорить спасибо. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»

Пожалуйста. Издавна слово «жаловать» означало «оказывать внимание, уважать, проявлять почтение». Отсюда и другое родственное слово – «пожаловать», т.е. откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове пожалуйста выражены и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.

Извините. Если кто-нибудь случайно причинил кому-то огорчение или неудобство, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!» т.е. «снимите с меня вину».

Здравствуйте. Фактическое значение слова – пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю» у военных, повелось с древних времён и считалось жестом уважения и приветствия.

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

Найдите другие высказывания о русском языке.

Для этого вы можете воспользоваться сайтом: http://gramota.ru/class/citations/

Начните искать и записывать дома интересные высказывания о языке.

Задание 1. Разделите слова на две группы:

Слова: Правильная, бедная, сбивчивая, разборчивая, свободная, безграмотная, приятная, понятная, обдуманная, неразборчивая, культурная, невнятная, торопливая, грамотная.

Речь образованного человека

Речь, которую надо исправить

Задание 2. Распределите вежливые слова по трем группам:

Слова: Здравствуйте! Привет! Добрый день! Спасибо! Благодарю! До свидания! До встречи! Прощай!

Задание 3. Какие слова извинения вы знаете? Напишите 2 слова.

Задание 4. Выделите орфограммы и поставьте ударение в слове

Задание 5. Вставьте пропущенные запятые:

Перезвоните пожалуйста через несколько минут

Передай мне пожалуйста соль

Пожалуйста оплатите проезд!

Задание 6. Соедините пары слов, одинаковые по значению, но использующиеся с разными собеседниками.

Здравствуйте! Привет! Пока! До свидания! Извини! Извините! Пожалуйста!

Задание 7 Разгадайте кроссворд

Когда услышит … день!

Источник

Урок на тему: Речь. Речевое общение

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок № ___ Класс___от______2016. Класс___от______2016. Класс___от______2016.

Тема: « Речь. Речевое общение»

Цель урока: углубление знаний о взаимосвязи речи и языка.

Задачи: предметные: получение представлений о речевом общении (речевой коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче; расширение знаний об основных особенностях устной и письменной речи; повторить основные виды речевой деятельности; метапредметные : формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике; личностные : создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям.

Тип урока: комбинированный.

Проверка наличия высказываний о русском языке. Выскажите своё отношения к языку.

Показывают работы, высказываются

Есть только одна подлинная ценность-это связь человека с человеком. Антуан де Сент-Экзюпери

Как вы понимаете высказывание А. Сент-Экзюпери?

Анализируют, делают выводы, высказываются

Актуализация опорных знаний

Настраиваются на работу

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявить тему урока. Записать в журнал.

Оформление тетради. Запись эпиграфа

В течение дня мы бываем в разных речевых ситуациях: когда слушаем учителя на уроке, отвечаем сами, рассказываем друзьям, как прошли выходные, как сходил на каток или на рыбалку, когда слушаем радио, например новости или интервью с известным музыкантом, когда пишем письмо или читаем книгу. Всё это общение.

По статистике: Что мы знаем о речевом общении 4 класс

70 % бодрствования человек проводит в речевом общении: из них

Таким образом, больше всего мы тратим времени на устную речь и слушание, это основные формы речевой деятельности.

Пассивная речевая деятельность (чтение, слушание)

Активная (говорение, письмо).

А как было написано первое письмо?

У Р. Киплинга есть сказка «Как было написано первое письмо».

Давным-давно, когда ещё не существовало письменности, жила-была девочка Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы наловить к обеду карпов, но им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи решила написать маме письмо и послать его с Незнакомцем. В письме она просила маму прислать с Незнакомцем другое копьё. Она нарисовала в письме такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое надо принести, незнакомца с копьём в руке, а также бобров, которые встретятся ему по дороге, чтобы не сбиться с пути. На последнем рисунке была изображена мама с копьём в руке. Таффи думала, что так будет всё понятно.

Написать письмо – это полдела, надо его ещё прочитать. Письменная речь – это речь без собеседника, он отсутствует в данный момент – как мама находилась далеко от Таффи, поэтому письменная речь должна быть развёрнутой, максимально понятной для того, кто читает.

а) общающиеся обмениваются определённой информацией и таким образом познают окружающий мир ( информативно-коммуникативная функция );

в) воздействуют на чувственно-эмоциональную сферу общающихся ( аффективно-коммуникативная функция ).

-У нас, как вы все заметили, появился новый термин « коммуникация ».

Одинаково ли содержание понятий «общение» и «коммуникация»? Обратимся к словарю:

1) путь сообщения; 2) форма связи; 3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Запись в тетрадь основных функций речи и определения «коммуникация»

Руки кверху подними,

А теперь их разверни,

И к себе скорей прижми,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вновь за парту ты садись,

С увлечением учись!

Коллективная разминка под чтение учителем стихотворения

Работа с учебником (§2)

Существует множество видов речевой деятельности. Речь может быть:

3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо).

Упражнение 1. Дайте характеристику речи

Иногда, даже не зная смысла слов, мы можем понять, о чем идет речь, из контекста или ориентируясь на грамматику.

Проверим наше знание языка и понимание его внутренних структурных связей, умение логически мыслить.

Упражнение 2. 30 слов, поочередно записать слово и антоним к нему. Слова и правильные ответы к ним:

2) Господин (слуга, раб)

3) Нерасторопность (проворство, ловкость, прыть)

4) Позор (почет, слава, честь)

5) Соперник (партнер, коллега, единомышленник)

8) Красивый (уродливый, безобразный, некрасивый)

9) Целина (пашня, пахотная земля, обработанная земля)

10) Гуманность (жестокость, мизантропия)

12) Атака (оборона, защита)

13) Буря (тишь, покой)

16) Вершина (основание, подошва)

18) Любить (ненавидеть)

20) Культура (невежество)

21) Женщина (мужчина)

24) Надежда (отчаяние)

25) Мороз (жара, зной)

26) Работа (отдых, безделье)

27) Гладкий (шершавый)

29) Похвала (брань, ругань, критика)

30) Адажио (аллегро, престо, скерцо).

Подсчитайте количество правильных ответов. Точно угаданный антоним — это 1 балл. Слова, приблизительно правильные (например, «позор — гордость» вместо «почет, слава»), — это полбалла. При хорошем или удовлетворительном знании языка и умении логически мыслить результат составит примерно 25-30 баллов.

Чтобы научиться формулировать тезисы, необходимо научиться мыслить ясно, выделять существенное в рассматриваемом объекте. Попробуйте проделать следующее упражнение.

1. Вспомните фильм, который смотрели недавно (или книгу, которую недавно прочли).

3. Изложите то же самое, но уже в трёх предложениях (объедините предложения, уберите что-то менее важное).

4. Изложите то же самое в двух предложениях.

5. Изложите в одном предложении.

6. Произнесите это предложение вслух несколько раз. Если оно кажется вам каким-то «неловким», то подкорректируйте его, чтобы оно звучало лучше.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс.

Тема: Виды речи. Речь и её назначение.

Цель нашего урока – систематизировать знания о языке и речи.

Язык нужен людям для:

Речь бывает устная и письменная.

Особенности устной речи:

Для устной речи важно:

Особенности письменной речи:

Больше времени для построения высказывания.

Правила письменной речи:

Давайте вспомним, что значит хорошая речь.

Важнейшее условие общения – знание правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.

Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник)

От чего зависит наша речь? (от речевой ситуации: зачем, с кем и где мы общаемся)

Русский язык – один из распространенных мировых языков. Русским языком владеет около 260 млн человек по всему миру. На нем говорят в Организации объединенных наций и на Международной космической станции.

Россия – многонациональное государство. И у каждой национальности есть свой язык. Но русский язык – общий, государственный язык Российской Федерации. На русском языке говорят все жители России, его изучают во всех школах, на нем издаются государственные документы и газеты, выходят программы по телевидению и радио.

Николай Васильевич Гоголь писал: «Перед вами громадина – русский язык! Наслаждение зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

Интересные факты о русском языке:

Слова «речь» и «язык» имеют несколько значений. Посмотрите значения этих слов в толковом словаре.

Задание 1. Какие языки, на которых говорят народы Российской Федерации вы знаете?

Подпиши к изображениям национальностей их родные языки.

Что мы знаем о речевом общении 4 класс_______________________________________

Что мы знаем о речевом общении 4 класс_______________________________________

Что мы знаем о речевом общении 4 класс_______________________________________

Что мы знаем о речевом общении 4 класс_______________________________________

Задание 2. Закрасьте зеленым вежливые слова, а красным невежливые:

Задание 3. Подчеркните правильные варианты образования форм глагола:

Задание 4. Выделите правильный вариант в каждой паре

Задание 5. Как правильно сказать?

Задание 6. Исправьте ошибки в фразеологизмах.

Задание 7. У слова «речь» несколько значений. В каком значении слово «речь» использовано в предложениях? Соотнесите предложения и значения.

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи.
2) Об этом не может быть и речи.
3) У этого мальчика затруднительная речь.
4) Звучит многоязычная речь.
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью.
6) О чем речь?

Задание 8. Слово “язык” многозначное. В каком значении слово «язык» использовано в диалоге из рассказа М. Горького?

– Ты таким языком (1) со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (2) (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

Задание 9. Напишите, как бы вы поздоровались с разными людьми:

Задание 10. Угадайте фразеологизм по картинке

Что мы знаем о речевом общении 4 класс_________________________________________

Что мы знаем о речевом общении 4 класс_________________________________________

Что мы знаем о речевом общении 4 класс_________________________________________

Задание 11. Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился текст:

Задания 12* Определите, какое слово задумано по характеристике звуков. Сделайте буквенную запись.

1-ый звук этого слова – согласный, непарный по твёрдости-мягкости в слове нарочно.

2-й звук этого слова – 2-й звук слова чьи.

3-й звук этого слова – ударный гласный слова поняли.

4-й звук этого слова – 1-й звук слова термос.

Задание 13* Прочитайте текст Константина Георгиевича Паустовского о русском языке.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Что в русском языке вызывает восхищение автора?

Напишите ответ на это вопрос.

1. Выберете слово, которое подойдёт для описания правильной речи:

2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.

В этом деле Андрей хорошо разбирался, можно сказать …

небу, низкие, по, тучи, ползли.

1. Выберете слово, которое подойдёт для описания неправильной речи:

2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.

Сегодня Марина успела сделать все свои дела, работала …

в, плавали, жёлтые, лужах, листья

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *