Что мы называем знаками письма
Укажи что мы называем знаками письма?
Укажи что мы называем знаками письма.
Мы называем знаками письма буквы.
Укажите ошибочное суждение?
Укажите ошибочное суждение.
1)В слове СЧАСТЬЕ все согласные звуки глухие.
2)В слове ВПРЯМЬ первый звук – [ф].
3)В слове УЧИТЕЛЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4)В слове ДЕТСТВА звуков меньше, чем букв.
В слове вздох первый звук (в) в слове ешьте мягкого согласного (ш’) на письме обозначена буквой ь (мягким знаком) * 8 класс *.
Укажите ошибочное суждение?
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ буква Т обозначает непроизносимый звук.
2) В слове ВХОДЯ первый звук – [ф].
3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена
буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.
Укажите ошибочное суждение :
1) в слове берите все согласные звуки мягкие /
3)В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь ( мягкий знак )
Укажите верное суждение В слове ПРЕВОЗМОЧЬ мягкость согласного [ч`] обозначена буквой Ь( мягкий знак) В слове БЛИЗКИХ звук [з] передаётся на письме буквой з?
Укажите верное суждение В слове ПРЕВОЗМОЧЬ мягкость согласного [ч`] обозначена буквой Ь( мягкий знак) В слове БЛИЗКИХ звук [з] передаётся на письме буквой з.
В слове ЖИВЁТЕ все согласные звуки мягкие.
В слове СЕРДЦЕ 5 звуков.
Укажите ошибочное суждение?
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СЧАСТЬЕ все согласные звуки глухие.
3) В слове УЧИТЕЛЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой
4) В слове ДЕТСТВА звуков меньше, чем букв.
22. Укажите ошибочное суждение 1) В слове ЗАМЕРЛИ все звуки звонкие?
22. Укажите ошибочное суждение 1) В слове ЗАМЕРЛИ все звуки звонкие.
2) В слове ЯПОНСКОЙ количество звуков и букв совпадает.
3) В слове ВСЛУШИВАЛСЯ первый звук [ф].
4) В слове ГОРЬКО мягкость согласного [р`] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
Что называется знаками письма : звуки, буквы, книги, слова?
Что называется знаками письма : звуки, буквы, книги, слова.
Укажите ошибочное суждение?
Укажите ошибочное суждение.
В слове НЕИЗВЕСТНЫХ согласный звук [т] является непроизносимым.
В слове ВХОДЯ первый звук – [ф].
В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.
Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение?
Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
1)В слове НИЗКО происходит оглушение согласного звука 2)В слове БЕШЕНЫЙ все согласные звуки твердые 3)В слове СТРЕМИТЕЛЬНО мягкость согласного звука [л»] на письме обозначена Буквой Ь (мягкий знак) 4)В слове РАЗЪЕДАЛ количество звуков и букв совпадает.
В предложении названо 2 предмета : на земле и большая лягушка.
2 предмета в этом предложении. Слово лягушка и слово земле.
Пишите ни льдинки это частица.
Тестовые задания. Примеры разноуровневых занятий для 2 класса.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Примеры разноуровневых занятий для 2 класса.
Тест по теме: звуки и буквы, русский алфавит или азбука
А1. Укажи, что мы называем знаками письма.
А2. Укажи слова, которые записаны в алфавитном порядке.
Альбом, йогурт, отвёртка, телефон
Бумага, часовщик, коробка, сумка
Ремень, салфетка, баклажан, принтер
Банан, магазин, снегопад, монета
А3. Укажи, в каком случае все буквы в слове щука названы верно.
Первая буква «ща», вторая буква «у», третья буква «ке», четвёртая буква «а»
Первая буква «ще», вторая буква «у», третья буква «ка», четвёртая буква «а»
Первая буква «ща», вторая буква «у», третья буква «ка», четвёртая буква «а»
Первая буква «ка», вторая буква «у», третья буква «ща», четвёртая буква «а»
А4. Укажи, где звуковые обозначения слов не соответствуют записям слов буквами.
[ й ’ агодка ] – ягодка
В1. Укажи слова, в которых пропущена буква е.
Т..традный (лист), д…журный, за…ц
П…тушок, в…т…рок, р…бята
Уч…ница, л…сица, в…село
М…двежонок, б…рёзка, п…нал
В2. Найди предложения, в которых записаны все слова расположены в алфавитном порядке.
Вдали виднелись верхушки тополей.
Отец подарил сыну шахматы, шашки.
Учитель рассказывал ученикам про горы, моря, равнины.
Рыболовы ночевали на берегу озера.
С1. Догадайся, о каких словах идёт речь в стихотворении.
Со звуком С я невкусна,
Но в пищу каждому нужна.
С М берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
А1. Укажи, как называются буквы русского языка, расположенные в определённом порядке, где каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.
А2. Укажи слова, которые записаны в алфавитном порядке.
Мармелад, переход, грабли, таблетки
Месяц, конверт, спортсмен, тетрадка
Пенал, театр, яблоко, рюкзак
Кастрюля, конфета, мальчик, провод
А3. Укажи, в каком случае все буквы в слове шарф названы верно.
Первая буква «ша», вторая буква «а», третья буква «эр», четвёртая буква «эф»
Первая буква «ше», вторая буква «а», третья буква «ре», четвёртая буква «фе»
Первая буква «ша», вторая буква «а», третья буква «ре», четвёртая буква «фе»
Первая буква «ше», вторая буква «а», третья буква «эр», четвёртая буква «эф»
А4. Укажи, где звуковые обозначения слов не соответствуют записям слов буквами.
[ школ ’ н ’ ик ] – школьник
В1. Укажи слова, в которых пропущена буква о.
Л…патка, яг…дка, в…р…обей
П…судный (отдел), м…лочный, р…дина
Сах…рный, к…пуста, г…ра
К…рандашик, р…бочий, в…рона
В2. Найди предложения, в которых записаны все слова расположены в алфавитном порядке.
1)На лесной поляне живёт старый лесник.
Школьники посадили плодовые деревья.
Владимир и Леонид мечтают путешествовать.
Ели, ёлки засыпаны лёгким пушистым снежком.
С1. Догадайся, о каких словах идёт речь в стихотворении.
Я с В – ночная птица,
И растворяюсь я в воде.
Тест по теме: глагол.
А2. Укажи глагол во множественном числе.
А4. Укажи вариант, в котором глагол употреблён в переносном значении.
Быстро мчится время.
По горам мчится поток воды.
Машина мчится по магистрали.
Собака мчится за преступником.
В1. Укажи предложения, в которых отсутствует глагол.
Семья въехала в новую квартиру.
Мы около музея восковых скульптур.
Миша и Витя купаются в реке.
В2. Укажи, в каких случаях глагол образован от имени существительного.
С1. Подумай, в какой последовательности можно вписать глаголы в стихотворение М.Грозовского.
станет, поставим, лепим, не тает
лепим, не тает, поставим, станет
не тает, лепим, поставим, станет
поставим, станет, лепим, не тает
А2. Укажи глагол в единственном числе.
А4. Укажи вариант, в котором глагол употреблён в переносном значении.
Высоко в небе ярко сияет звезда.
У Лизы от счастья сияют глаза.
В морозную ночь сияет северное сияние.
На макушке ели сияет красная звезда.
В1. Укажи предложения, в которых отсутствует глагол.
Сергей попытался переплыть реку.
Вот книжный магазин.
В2. Укажи, в каких случаях глагол образован от имени существительного.
С1. Подумай, в какой последовательности можно вписать глаголы в стихотворение Е Липатовой.
служу, сторожу, лаю, охраняю
сторожу, служу, лаю, охраняю
служу, охраняю, сторожу, лаю
лаю, охраняю, служу, сторожу
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме: звуки и буквы, русский алфавит или азбука
Вариант 1
А1. Укажи, что мы называем знаками письма.
А2. Укажи слова, которые записаны в алфавитном порядке.
1) Альбом, йогурт, отвёртка, телефон
2) Бумага, часовщик, коробка, сумка
3) Ремень, салфетка, баклажан, принтер
4) Банан, магазин, снегопад, монета
А3. Укажи, в каком случае все буквы в слове щука названы верно.
1) Первая буква «ща», вторая буква «у», третья буква «ке», четвёртая буква «а»
2) Первая буква «ще», вторая буква «у», третья буква «ка», четвёртая буква «а»
3) Первая буква «ща», вторая буква «у», третья буква «ка», четвёртая буква «а»
4) Первая буква «ка», вторая буква «у», третья буква «ща», четвёртая буква «а»
А4. Укажи, где звуковые обозначения слов не соответствуют записям слов буквами.
4) [ й ’ агодка ] – ягодка
В1. Укажи слова, в которых пропущена буква е.
1) Т..традный (лист), д…журный, за…ц
2) П…тушок, в…т…рок, р…бята
3) Уч…ница, л…сица, в…село
4) М…двежонок, б…рёзка, п…нал
В2. Найди предложения, в которых записаны все слова расположены в алфавитном порядке.
1) Вдали виднелись верхушки тополей.
2) Отец подарил сыну шахматы, шашки.
3) Учитель рассказывал ученикам про горы, моря, равнины.
4) Рыболовы ночевали на берегу озера.
С1. Догадайся, о каких словах идёт речь в стихотворении.
Со звуком С я невкусна,
Но в пищу каждому нужна.
С М берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
Номер материала: 117917
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 1.4. Представление информации
Информатика. 7 класса. Босова Л.Л. Оглавление
1.4.1. Знаки и знаковые системы
Информация, полученная человеком из опыта, наблюдений или путём размышлений, должна быть некоторым образом зафиксирована в материальной форме для сохранения и сообщения (передачи) другому человеку.
Всю свою историю для сохранения и передачи информации человечество пользуется разнообразными знаками.
Знак представляет собой заменитель объекта — предмета, явления, действия, свойства или отношения. Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.
Знак — это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла. Соглашение явное, если форма знака позволяет догадаться о его смысле; знаки в этом случае называют пиктограммами (рис. 1.6). Если связь между формой и значением знака устанавливается по договорённости (неявное соглашение), то такие знаки называют символами (рис. 1.7).
Если соглашения о связи формы и значения знаков неизвестны, то невозможно выяснить смысл сообщений, представленных такими знаками. До сих пор не разгаданы письмена острова Пасхи, надписи на Фестском диске и других археологических находках. Но некоторые древние письмена учёные всё же смогли расшифровать. О том, как им это удалось, можно узнать из электронного образовательного ресурса «Клинопись и иероглифы» (191729), размещённого на сайте http://sc.edu.ru/.
Люди используют отдельные знаки и знаковые системы.
Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.
Примером знаковой системы является язык, которым человек пользуется для выражения своих мыслей, в общении с другими людьми.
1.4.2. Язык как знаковая система
Общение между людьми может проходить в устной или письменной форме с использованием соответствующих звуковых или зрительных знаков.
Из курса истории вы знаете, что сначала у человека появилась речь. Значительно позже появилась письменность — знаковая система фиксации мыслей и речи, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять информацию во времени и передавать на расстояние.
Звуковые знаки, из которых складывается наша устная речь, называются фонемами. Из фонем складываются слоги, из слогов — слова, из слов — фразы. На письме каждую фонему мы обозначаем отдельной буквой или сочетанием букв. Такая письменность называется буквенно-звуковой. Кроме неё существует слоговое и идеографическое письмо. Слоговое письмо принято в Японии, где отдельным значком обозначается каждый слог. В Китае отдельные значки (иероглифы) используются для обозначения слов; такой способ письма называется идеографическим.
На сайте http://sc.edu.ru/ размещён информационный источник «История письменности» (191647). Это полнотекстовая электронная версия брошюры В. А. Висковатова «Как люди научились писать», опубликованной в 1886 году. Её оригинал хранится в Государственной публичной исторической библиотеке России. Благодаря современным техническим возможностям, вы можете, сидя за своим компьютером, познакомиться с этой книгой и узнать из неё много интересного.
1.4.3. Естественные и формальные языки
Языки, используемые для общения людей, называются естественными языками. Их насчитывается несколько тысяч. Самым массовым естественным языком считается китайский язык, являющийся родным более чем для миллиарда человек. К числу наиболее распространённых в мире относится английский язык, используемый более чем в ста странах. Естественные языки характеризуются:
Развитие науки и техники повлекло создание формальных языков, применяемых специалистами в профессиональной деятельности. При этом многие формальные языки имеют международное употребление.
Формальный язык — это такой язык, в котором одинаковые сочетания знаков всегда имеют одинаковый смысл. К формальным языкам относятся системы математических, химических символов, нотная грамота, азбука Морзе и многие другие. Формальным языком является используемая повсеместно десятичная система счисления, позволяющая именовать и записывать числа, а также выполнять над ними арифметические операции. К формальным языкам относятся языки программирования, с которыми вы будете знакомиться на уроках информатики.
Особенностью формальных языков является то, что все правила в них задаются в явной форме; это обеспечивает однозначность записи и восприятия сообщений на этих языках.
1.4.4. Формы представления информации
Одна и та же информация может быть выражена разными способами. Человек может представить информацию в знаковой или образной форме (рис. 1.8).
Представление информации в той или иной форме иначе называют кодированием.
Представление информации с помощью некоторой знаковой системы дискретно (составлено из отдельных значений). Образное представление информации непрерывно.
Самое главное.
Человек для сохранения и передачи информации другому человеку фиксирует её с помощью знаков. Знак (набор знаков) — заменитель объекта, позволяющий передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.
Язык — знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей, общения с другими людьми. Различают естественные и формальные языки.
Человек может представить информацию на естественных языках, на формальных языках, в различных образных формах.
Представление информации на каком-либо языке или в образной форме называют кодированием.
Вопросы и задания
1.Ознакомьтесь с материалом презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
Знаки письма
Письмо— знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.
Система письмахарактеризуется постоянным составом знаков, причем каждый знак передает либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук речи. Система письма тесно связана с письменностью.
Письменность— совокупность письменных средств фиксирования и передачи информации, включающих понятие графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма или одним алфавитом. В этом смысле можно говорить об украинской, английской, арабской и др. письменности.
г ша з. Методы и способы документирования
Первоначально для передачи информации использовали простые знаки письма: рисуночное, пиктографическое письмо, биржи, зарубки, вампумы, кипуи т. п.
Вампумы(индийское луатршп, сокр. от ^атршпреай — нити с нанизанными на них раковинами) — разновидность т. н. предметного письма у североамериканских индейцев (ирокезов, гуранов и др.). Представляет собой пояс, сплетенный из нитей, унизанных раковинами. Количество, цвет и взаиморасположение раковин имеют символическое значение. Иногда на вампумы наносились рисунки, уточняющие содержание, часто они выполняли функцию денег.
Кипу— комбинации узлов и сплетений шнуров.
Первоначальной формой письма было рисуночное письмо,которым пользовался доисторический человек. Рисуночное письмо передавало более или менее схематичными рисунками конкретные предметы.
Из рисуночного кода примерно в середине IV тыс. до н. э. развилось пиктографическое письмо.
Рис. 3. Пиктографическое письмо
Пиктография(лат. ркйив — рисованный, живописный, греч. §гарпо — пишу) — древнейший вид письма, письмо руками. Условными рисунками изображали не только предметы, но и действия, события, т. е. целое сообщение. Для пиктографии не нужен алфавит, т. е. набор определенных знаков, необходимо только изображать предметы и ситуации (например, человека, лодку, охоту и т. д.).
«Читающий» пиктограмму не связан какими-либо правилами чтения (как, например, в буквенном письме), он должен лишь узнать, правильно опознать изображения. Так, приведенная здесь эскимосская пиктограмма читается следующим образом: «Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя,
Раздел I. Теоретические основы документоведения
3. Методы и способы документирования
затем другую, охотился на моржа, поехал на лодке с другими охотниками, заночевал».
Некоторые виды пиктографии используются и в наши дни. Например, на вывесках: изображены ботинки — значит, здесь чинят обувь, нарисованы часы — мастерская по ремонту часов и т. д. Иногда пиктограммы рассчитаны на людей, не знающих языка: например, в гостинницах для иностранцев у кнопок звонков в номере — изображение уборщицы, официанта и т. п. Пиктографическое письмо встречается у народов, не имеющих собственной письменности.
Поскольку посредством пиктографического письма нельзя выразить абстрактные понятия и мысли, на более высоком уровне развития общества возникла потребность в новом типе письма — идеографическом.
В идеографическом письме знак-рисунок постепенно превращается в «знак-идею» (идеограмму).В этом случае он означает уже не сам изображаемый конкретный предмет, а ассоциируемое с ним обобщенное понятие. Например, круг с расходящимися лучами означает уже не «солнце», а «жару», «тепло», «горячий» или «теплый». Старец, опирающийся на палку, означает старость и т. п.
Разновидностью идеографического является иероглифическоеписьмо, используемое с конца IV тыс. до н. э. Иероглиф— условный изобразительно-образный графический знак идеографического письма, обозначающий слова (понятие), слоги и звуки. Термин «иероглифический» применяется и по отношению к знакам других систем письма. Так, иероглифами называют знаки древнейшего (II тыс. до н. э.) и современного китайского и японского письма, знаки не клинописной, а изобразительной разновидности хеттского письма (II—I тыс. до н. э.) и др.
Знак в идеографическом письме превращается в образ-символ. Он становится более обобщенным, схематичным. Образ-символ— это переходная ступень от безусловного изображения к условному знаку. Однако знаки идеографического письма — идеограммы, иероглифы— не могли служить для графического изображения звуков речи.
Способ обозначения звуков речи с помощью графических
знаков впервые был изобретен уже в III тыс. до н. э. шумерами, создавшими в Двуречье (область, расположенная между реками Тигр и Евфрат) самую древнюю из земных цивилизаций. Хотя шумерское письмо, как и древнеегипетское, находилось на переходной стадии от словесного к слоговому, первый шаг к графическому изображению речи был уже сделан.
Рис. 4. Египетские иероглифы
Египтяне и шумеры пользовались тремя разновидностями знаков: логограммами, фонограммамии детерминативами.При этом один и тот же значок мог в разное время выступать во всех трех качествах. Логограммасимволизировала отдельное слово, имела рисуночный характер и обозначала конкретные объекты, такие, как рука, птица, дом. Абстрактные понятия (душа, жизнь, гнев) передавались по-
Раздел I. Теоретические основы документоведения
3. Методы и способы документирования
средством ребусов, основанных на сходстве в звучании разных слов. С помощью этого приема можно изобразить, например, непередаваемое картинкой понятие «якшаться» изображением животного яка. Примерно таким путем люди впервые подошли к пониманию сущности слога и фонетического строения многосложных слов.
Во избежание путаницы при чтении текстов, насыщенных ребусами, стали использовать детерминативы.Эти знаки обозначали общие классы понятий и ставились рядом с теми словами, в отношении которых существовала опасность разночтений. Так, если продолжить условный пример со словами «як» и «якшаться», то около первого должен стоять детерминатив «животные», а подле второго — детерминатив «общение людей». Использование тех же трех знаков — логограмм(иероглифов), фонетических значкови детерминативов(или ключей) сохраняется и в современном китайском письме, развивавшемся совершенно независимо от азиатских и египетской письменностей.
Прошло несколько столетий, прежде чем античные греки, отталкиваясь от открытого шумерами и развитого семитами слогового письма, научились разлагать слова на фонемы,записывать звучащую речь с помощью букв, объединенных в систему алфавита.
Следующим важным шагом явилось фонетическое письмо,в котором язык нашел для себя адекватное графическое выражение. Фонетическое письмо можно считать самым точным изображением речи.
Развитие фонетического письма делится на два этапа. Первый — это буквенно-слоговое письмо — клинописное,возникшее на рубеже IV—IIIтыс. до н. э. Второй — алфавитное письмо (IIтыс. до н. э.), в котором каждой графеме (букве) соответствует или первоначально соответствовала фонема (звук). Буква — графический знак или литера. Совокупность букв, принятых в данной письменности и расположенных в определенном порядке, называют азбукой(по первым славянским буквам — аз и буки).
Возникшее на базе греческого, латинское письмо послужило основой для большинства современных систем пись-
ма. В XII—XIII вв. славяне также заимствовали греческое письмо. С конца IX в. существовало два письма — глаголицаи кириллица,отличающиеся формой букв. Затем в X— XI вв. в Киевской Руси кириллица вытесняет глаголицу. В XVIII в. появляется скоропись,а в XIX — начале XX в. — гражданское письмо,или гражданский шрифт,т. е. современное письмо.
Шрифт— гражданская форма знаков определенной системы письма. В зависимости от техники исполнения различают рукописный, рисованный, гравированный, наборный шрифт (последний представляет собой комплект литер для ручного набора текста), наборные шрифты называют типографскими.
Алфавитное письмо часто называют словеснымили вербальным.
Письменное документированиеявляется высшей формой развития коммуникационной системы «язык». Именно письменный документ стал основой для формирования такого сложного и многогранного документа как книга.
3.5. Документ как знаковая система
Документ представляет собой знаковую систему, т. е. материальный посредник, служащий обмену семантической информацией между двумя другими материальными системами. Например, между автором и реально существующим миром или автором (коммуникантом) и читателем (реципиентом) используется совокупность визуально (а также на слух, путем осязания) воспринимаемых шрифтовых, графических или иных знаков, воспроизведенных на листовом (карточном или ином) материале рукописным, полиграфическим, электронным или другим способом.
К свойствам документа как знаковой системы отнесены: 1) особенности формы знаков, в которых воплощается информация; 2) способы нанесения (фиксирования) знаков; 3) способы восприятия знаков.
Знаковая система обладает определенными свойствами: 1) знаки связаны в ней между собой определенными прави-
Раздел I. Теоретические основы документоведения
Глава 3. Методы и способы документирования
хма^шлптеие ппу«1т#&ет!Бп*мя|1
Рис. 5. Глаголица и кириллица
лами грамматики; 2) новые знаки вводятся в систему не произвольно, а на основе правил; 3) значение знака в системе зависит не только от него самого, а от его места в системе; 4) система состоит из конечного (хотя и не всегда постоянного) числа элементов (знаков), из которых может быть составлен словарь; 5) осуществим перевод (замена) одной знаковой системы на другую; 6) знаки фиксируются одним или несколькими способами.
В частности, нотная запись (которая не тождественна музыке) имеет свои особенности. В каждой системе нотной записи (в скрипичном, басовом ключе, ключах «до», цифровой системе, крюковом письме) существуют свои правила. Нотные знаки могут вводиться только на основе существующих правил (как в нотной записи — ноты на добавочных местах). Значение ноты определяется в зависимости от места в системе (в скрипичном ключе на первой линейке означает «ми» первой октавы, в басовом — «соль» большой октавы). Число нотных знаков ограничено, возможно составление «словаря» (этим занимается нотная грамота). Можно перевести знаменное (крюковое) письмо в нотную запись, а нотную запись — в цифровую; написанное в басовом ключе обозначить в скрипичном и наоборот. Нотная запись может быть осуществлена от руки, машинописным, полиграфическим или другим способом.
Знаковостью обладает не только информационная, но и материальная составляющая документа, его вещественная основа и конструктивная форма. Взятый в перспективе семиотики, документ — это не просто «упаковка» для той или иной идеи, а значащий предмет. Пока книга лежит на складе, она безгласна, но стоит взять ее в руки или посмотреть на нее на библиотечной полке, как она начинает посылать сигналы, знаки, информацию, сообщает, кто ее создал, каков ее внешний вид. Информативность (знаковость) документа во многом определяется его дизайном, структурой и содержанием научно-справочного аппарата, иллюстрированным сопровождением или иллюстративной интерпретацией текста. Общий стиль издания, его дизайн: формат, бумага, композиция элементов, выразительные средства набора, умело подобранная шрифтовая гарнитура — прямо или косвенно расширяют его информативность, действуя на подсознание, формируют определенный образ времени, в который вписывается текст произведения, в определенном ключе режиссируют его восприятие. Информационная роль всех этих как будто бы внешних элементов, формирующих издание, особенно увеличивается, когда приходится иметь дело с изданиями прошлых веков и даже десятилетий.
86 Раздел I. Теоретические основы документоведениз
Главной семиотической знаковой подсистемой документа является текст. Именно от формы и способа записи текста зависит уровень информативности документа, отнесение ктому или иному виду, типу, разновидности. Его расположение, шрифтовое оформление, связь с дополнительными текстами, научно-справочным аппаратом — также формируют образ документа.
Иллюстрации — тоже знаковая подсистема, важнейшее средство расширения информативности издания. В рукописных книгах они служили изобразительным комментарием, ибо иллюстратор был читателем и давал свою трактовку прочитанного. Иллюстративная интерпретация текста может иметь различную информационную окраску: историко-бы-товую, социальную, стилевую, философскую, психологическую, но она в любом случае информативно и активно участвует в создании образа книги.
Информативность определенного экземпляра документа во многом зависит от истории его бытования и формируется «следами», которые оставили на нем время и владельцы. Владельческие переплеты, экслибрисы, ярлыки книжных магазинов и аукционов, штампы библиотек, в которых хранился экземпляр; дарственные и владельческие надписи, автографы, маргинальные записи, заметки на внешних листах и в колофоне иногда создают уникальную ауру не только экземпляра, но и владельца, эпохи, культуры, обладающую огромной информационной ценностью.
Информационная ценность экземпляра может значительно возрастать и приобретать иную окраску в специально подобранной коллекции, библиотечном или справочно-информа-ционном фонде, в фонде редких книг, переводов и т. п.
3.6. Способы и средства записи информации
Запись информации— это способ фиксирования информации на материальном носителе.
В настоящее^ремя используют системы записи информации(ручную, механическую, магнитную, оптическую, фотографическую и электростатическую), а также системы вос-
Глава 3. Методы и способы документирования
произведения информации(ручную, полиграфическую, механическую, магнитную, оптическую, электростатическую), и, наконец, системы стирания информации(ручную, магнитную, оптическую и тепловую).
В зависимости от способа фиксирования информации различают рукописный, механический, магнитный, оптический, фотографический, электростатический документы.
Первым способом фиксирования информации является ручной способ — нанесение знаков от руки. Такие документы называются рукописями или рукописными книгами. Рукопись— документ, написанный от руки. Рукописная книганаписана от руки с нарисованными вручную иллюстрациями. С изобретением пишущей машинки и началом ее промышленного производства (1867 г.) появилась машинописькак способ текстового фиксирования. Она вытеснила ручной способ и используется для создания и копирования документов. Документ, отпечатанный на пишущей машинке, считается рукописью, или машинописной рукописью. В настоящее время большинство архивных, деловых, неопубликованных документов выполнены машинописным способом на пишущих машинках или ЭВМ.
Потребность в более широком распространении информации нашла свое выражение в механизированном размножении фиксированных сообщений. Новый технологический прием фиксации и размножения письменного документа осуществлялся посредством печатного станка, а затем и других средств полиграфии.
С появлением в 40-х годах XV в. типографий началась эпоха книгопечатания— печати с наборной формы, инструмента для стандартной отливки литер, типографского сплава и краски, печатного пресса. Связанный с именем немецкого изобретателя Иоганна Гутенберга,переход к тиражному размножению книг был качественным скачком в истории книжного дела и всей мировой культуры.
Благодаря появлению полиграфии— отрасли техники, специализированной на множественном воспроизведении текста и изображений, возникла печатная продукция. Печатный документизготовлен при помощи полиграфических
88 Раздел I. Теоретические основы документоведения
или других средств массового размножения документов. Произведения печати — изделия полиграфического производства, полученные печатаниемили тиснением.На печатном документе запись информации производится преимущественно путем нанесения красочного слоя на его поверхность, а также тиснением и выдавливанием знаков шрифта Брайля.
Вторая разновидность печатных документов — это те, которые получены с помощью копировально-множительной техники. К процессам оперативного размножения документов относятся офсетная, трафаретная, гектографическая печать. Текст на оттисках получается путем переноса краски с печатной формы на материал оттиска (бумагу, картон).
Благодаря полиграфии появились такие виды печатной продукции, как книги, брошюры, журналы, газеты, плакаты и малые печатные формы — листовки, программы, билеты, открытки, этикетки, бланки, буклеты и др.
В 1740 г. впервые была применена механическая записьинформации для составления перфокарт, а с 1888 г. — для фиксации звука на грампластинках.
Механическая записьпроизводится с помощью изменения физического состояния поверхности или структуры носителя. Различают термопластическую— осуществляемую путем нагревания носителя записи; поперечную— при которой направление колебаний резца параллельно к поверхности носителя записи; глубокую— при которой направление колебаний резца перпендикулярно к поверхности носителя записи (грампластинка, фонограмма, перфокарта).
Потребность в оперативной передаче информации и надежном ее хранении привела к возникновению фотографии, звукозаписи и т. д., а также к использованию телеграфа, фототелеграфа, факса и т. п. Так появились новые, более совершенные формы фиксирования и передачи информации.
Открытие фотографической записи датируется 1839 г., когда получил известность фотографический процесс, названный дагерротипией. Родоначальницей современной фотографии является Франция.
Фотографическая запись— оптическая, осуществляемая
Глава 3. Методы и способы документирования
при помощи фотографического процесса изменением оптической плотности носителя записи соответственно сигналам записываемой информации. Разновидностью фотографической записи является электронно-фотографическая запись, осуществляемая электронным пучком.
Фотоизображениеполучается на фотографическом слое пленки, пластинки, фотобумаги посредством фотографической съемки и печатания с последующей их химико-фотографической обработкой (фотографии, диапозитивы). В нем различают негативи позитив. Негатив— фотографическое изображение, на котором относительное распределение почернений, количественно оцениваемых оптической плотностью, соответствует обратному распределению яркостей на объекте съемки. В позитиве,наоборот, потемнения соответствуют распределению яркостей или цветов объекта съемки.
В 1870 г. на практике проверяется возможность многократного уменьшения и воспроизведения текстов. Это послужило толчком к развитию микрофильмированияна базе фотографии.
В начале 1920-х годов получают развитие бессеребряные светокопировальные способы, в конце 1940-х годов ставится на индустриальную основу порошковая бессеребряная фотография.
К фотографическим носителям информации относятся: фотографии, диафильмы, диапозитивы, кино-, микрофильмы, апертурные карты. В 1960-е годы темпами, небывалыми для всех других видов репрографии,бурное развитие получает телефаксовая связь. Наряду с рулонным микрофильмом появляются его разновидности: в отрезке, апертурная карта и дискета. Применение голографии и растровой фотографии привело к возникновению голограмм.
В 1895 г. изобретен кинематограф (Франция). На кинодокументесодержание передано фотографическим способом в виде последовательно расположенных на кинопленке изображений.
В начале XX в. появилась магнитная запись.Она осуществляется под влиянием магнитного поля путем изменения состояния носителя записи или его отдельных частей при
Раздел I. Теоретические основы документоведения
воздействии сигналов записываемой информации. Различают запись с продольными поперечным намагничиванием,а также термомеханическую запись.
Существует также электромагнитнаяи магнитооптическая запись.Первыми появились фонодокументы с электрической записью звука. Технология их производства была разработана в 1927 г. Пфлеймером(Германия).
В 1935 г. на радиовыставке в Берлине впервые демонстрировалась магнитная лента типов Ь и С. С середины 1940-х годов начато ее промышленное производство. Первая отечественная магнитная лента (тип 1) была выпущена в 1954 г. В основе магнитной звукозаписи лежит необратимое изменение магнитного состояния ферромагнетиков в результате воздействия внешнего магнитного поля, т. е. явление гистерезиса.
Сейчас выпускается большое количество магнитных лент для звукозаписи (магнитные фонограммы), для вычислительной техники (используют цифровую импульсную запись информации), лент для видеозаписи, магнитных карт, жестких и гибких дисков, дискет, флоппи-дисков, применяемых в виде блока ЗУ ЭВМ, микро-, видеодисков и т. п.
Одним из основных способов фиксирования информации является звукозапись — это запись звука на носителе. Документы, содержащие звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи, называют фонодокументами.Первые попытки записи звука относятся к 1807 г. Однако первые фонодокументы, воспроизводящие звук, были созданы в 1877 г. Массовое производство пластинок было начато в конце 90-х годов XIX в.
Различают три вида фонодокументов: с механической (электромеханической), оптической и электромагнитной записью звука. Группу фонодокументов с механической записью звука составляют фонографические валики, грампластинки, (обычные, долгоиграющие и стереофонические) грам-оригиналы, ленты шоринофона.
Фонодокументом являются также фонограмма звуковой информации, фильма и другие аудиальные документы.
С начала XX в. зазвучали оптическая фонограмма и магнитная лента. Фонодокументом с оптической записью звука
Глава 3. Методы и способы документирования
является тонфильм — запись звука выступления, музыкального произведения на кинопленке оптическим способом. Наибольшее распространение звукозапись на кинопленке имела в 1930 годы. В настоящее время тонфильмы не изготовляют. Распространены сейчас магнитные ленты и магнитные диски.
В 70-е годы XX в. возникла оптическая записьинформации сфокусированным пучком электромагнитного поля оптического или близкого к нему диапазона излучения, который, воздействуя на рабочий слой носителя записи, изменяет его состояние под воздействием сигнала записываемой информации.
Запись и считывание информации могут выполняться и посредством лазерного луча(оптический диск, диски типа СБ-КОМ, компакт-диск, голограмма).
При магнитооптической записиодновременное действие оптического пучка и магнитного поля на носитель вызывает изменение магнитного состояния носителя в соответствии с записываемой информацией. Причем передатчиком информации носителю является магнитное поле, а оптический пучок оказывает дополнительное воздействие на носитель записи. Магнитооптической является также запись данных с помощью лазерного луча и магнитного поля (магнитооптический диск). Местом размещения информации являются концентрические дорожки.
Документы, содержание которых полностью или частично выражено перфорациями, матричной магнитной записью,матричным расположением стилизованных знаков и т. п., приспособленные для автоматического считывания, принято называть машиночитаемыми документами.Они содержат информацию на специальных матричных полях, матрицах. Для чтения информации используют специальные машины. Появление машинного документирования не отменяет предшествующих способов фиксирования информации, а лишь
Постоянное расширение способов записи (фиксирования) информации приводит к возникновению все более сложных нетрадиционных видов документов, которые сочетаются с традиционными документами, рукописными и печатными.
Контрольные вопросы
1.Каковы методы и способы документирования?
2. Как классифицируются знаки искусственного языка?
3. Каковы знаки естественного языка?
4. Что характеризует документ как знаковую систему?
5. Каковы основные способы фиксирования информации?
6. Как взаимосвязаны между собой методы, способы, средства и инструменты записи и воспроизведения информации?