Что мы называем словом литература
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Литература» в других словарях:
Литература — Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия
ЛИТЕРАТУРА — это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… … Сводная энциклопедия афоризмов
ЛИТЕРАТУРА — (фр. litterature, от littera буква). Словесность, письменность, совокупность письменных и устных памятников слова, принадлежащих известному народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТЕРАТУРА вообще… … Словарь иностранных слов русского языка
ЛИТЕРАТУРА — (латинское lit(t)eratura, буквально написанное), произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературу… … Современная энциклопедия
ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, литературы, жен. (лат. litteratura). 1. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература. 2.… … Толковый словарь Ушакова
литература — ы, ж. littérature <лат. litteratura. 1. Письменность. 20 е гг. 18 в. Бирж. 161. Письменность. Даль. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Литература — словесность, письменность. Литераторъ писатель, словесникъ. Ср. Литература служитъ воплощеніемъ всѣхъ духовныхъ силъ страны, и ежели ея нѣтъ, то это значитъ, что духовныя силы находятся въ отсутствіи или лежатъ глубоко подъ спудомъ. Салтыковъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
литература — ЛИТЕРАТУРА, беллетристика, устар. словесность, разг., пренебр. чтиво ЛИТЕРАТУРНЫЙ, писательский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, ы, жен. 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л. 2. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза,… … Толковый словарь Ожегова
Значение слова литература
Словарь Ушакова
литерат у ра, литературы, жен. (лат. litteratura).
1. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература.
2. Совокупность художественных словесных произведений. Западноевропейская литература. Советская литература. Литература 20-го века.
3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-нибудь отрасли знания (книж.). Историческая литература.
| Сочинения, относящиеся к какому-нибудь отдельному изучаемому вопросу (книж.). Указать литературу предмета. Литература по русскому языку. О Пушкине существует обширная литература.
Этимологический Словарь Русского Языка
Латинское – litera (буква).
В русском языке слово появилось во второй половине XVIII в. В словарях встречается с 1804 г.
Первоисточником является латинское слово «буква». Затем было образовано латинское слово literature, что в переводе означает «рукопись», «сочинение».
В современном русском языке слово имеет следующее значение:
1. Письменность, совокупность письменных произведений;
2. Совокупность художественных произведений, получивших письменное отражение;
3. Совокупность печатных произведений, которые относятся к той или иной отрасли науки или искусства.
Культурология. Словарь-справочник
произведения письменности, имеющие общественное значение, эстетически выражающие общественное сознание и в свою очередь формирующие его; представляет собой развивающуюся на протяжении тысячелетий систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка.
Топонимический словарь Амурской области
1. Амурская область. Опыт энциклопедического словаря. – Благовещенск: Хабар. книж. изд-во Амурское отд., 1989. – 416 с.
3. Василевич Г. М. Русско-эвенкийский словарь. – М. : Изд-во иностранных и нацио-нальных словарей, 1948.
4. Василевич Г. М. Топонимика Восточной Сибири //Известия Всесоюзного географичес-кого общества, 1958, № 4.
5. Географический словарь Амурской области. Приамурье. – Благовещенск: Хаб. книж. изд-во, 1968. – 208 с.
6. Евдокимов В. С. Некоторые сведения по топонимике верховьев Зеи //Записки Амурского областного музея краеведения и общества краеведения, 1961, т. 5.
7. Иванищенко В. Гагамикан означает «лебедушка» //Старая мельница, 12. 03. 99, № 39; Хара-Мурень – Черная река //Старая мельница, 14. 05. 99, № 42.
8. Кириллов А. Географо-статистический словарь Амурской и Приморской областей, со включением отдельных пунктов сопредельных с ними стран. – Благовещенск, 1894.
12. Маак р. К. Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела императорского Русского географического общества в 1855 году Мааком. – СПб, т. 1. 1859.
14. Мельхеев М. Н. Географические имена. Топонимический словарь. – М., 1961.
15. Миддендорф А. Ф. Путешествия на север и восток Сибири. Часть 1, С-Пб, изд Акад. наук. 1860-62.
16. Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. – М. : Мысль, 1984. – 653 с.
17. Мурзаева Э. М., Мурзаев В. Г. Словарь местных географических терминов. – М., 1959.
18. Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. – М., 1966.
19. Описание рек Шилки, Амура, Зеи и Аргуни. – М. : МПС, 1905.
20. Павловский А. Поездка из Якутска на Учурскую ярмарку //Записки Сибирского отдела географического общества. – Иркутск, 1863. – кн. 6.
21. Поспелов Е. М. Топонимический словарь: Около 1500 единиц. – М. : ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002. – 229 с.
23. Мельхеев М. Н. Географические названия Восточной Сибири. Иркутская и Читинская области. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1969. – 120 с.
24. Василевич Г. М. Эвенкийско-русский словарь. Около 10000 слов. – М., 1940. – 220 с.
25. Мельников А. В., Афанасьев П. Ю., Коробушкин Н. Г. Топонимика географических названий Амурской области. – Благовещенск: АмурКНИИ ДВО РАН, 2003. – 130 с.
26. Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь: Ок. 5000 единиц. – М. : Астрель, АСТ, 2002. – 512 с.
27. Попов Г. В. Слова «неизвестного происхождения» якутского языка. – Якутск: Книж. изд-во, 1986. – 148 с.
28. Мазин А. И., Мазин И. А. Представления эвенков Приамурья об окружающем их мире. – Благовещенск: АмГУ, 2007. – 185 с.
Гаспаров. Записи и выписки
♦ Пятница так объяснял Робинзону, какая религия у его племени: надо взобраться на самую высокую гору и крикнуть: «О!»
Дефектология. Словарь-справочник
◘ Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. 3-е изд. М., 1986.
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
1) Вся совокупность научных, художественных, философских и т.п. произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества;
2) вид искусства, отличительной чертой которого является создание художественных образов при помощи слова, языка; произведения этого искусства;
3) совокупность печатных произведений какой-л. отрасли знания, по какому-л. специальному вопросу.
► лат. litteratura, lite-ratura «1) написанное, рукопись, сочинение; 2) языкознание, филология, грамматика; 3) образованность, учёность». Заимств. из фр. literature «литература, словесность» (Бирж., 161). Единичные употребления отмечаются с 20-х годов ХVIII в. С 70-х годов функционирует в значении «совокупность произведений письменности», вытесняя в этом значении слово словесность (Бирж.,161-162).
Впервые фиксируется в Сл.Яновск, (II, 577-579) в значении «сочинение по данному предмету или вопросу». В других значениях известно с конца XIX в. (Сл.Ушак., II, 71).
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Совокупность письменных произведений.
* Политическая литература. Литература по теме. *
2. Совокупность художественных произведений (поэзия, драма, проза).
* Русская литература. История литературы. *
Эстетика. Энциклопедический словарь
один из видов искусства, включающий произведения художественной письменности, которые отвечают эстетическим критериям и обладают социокультурной значимостью. Основанием, на почве которого образовалась литература как искусство слова, была устная народная словесность. Содержащая разнообразные элементы мифологического, религиозного, нравоучительного, познавательного характера, эта словесность постепенно трансформировалась в синкретичные памятники эпического («Илиада», «Одиссея») или сакрального (Ветхий Завет) характера, в которых отчетливо представлено художественно-эстетическое, поэтическое начало.
Своеобразие литературы как вида искусства состоит в том, что ее основным материалом является слово, материализованное в письменно оформленных буквах и образованных из них определенных сочетаниях, требующих понимания, т. е. привлечения интеллектуальных резервов рассудка и разума. Литературный язык позволяет воссоздавать разнообразные события естественной и общественной жизни, изображать поступки и характеры людей, их чувства, мотивы, мысли, сложные душевно-духовные состояния, в том числе многое из того, что невозможно передать средствами живописи, скульптуры, музыки, театрального искусства. Способность литературы проникать в глубинные сферы духовной жизни личности и воссоздавать сложнейшие оттенки индивидуального мироотношения ставит талантливого писателя или поэта в один ряд с одаренными философами и психологами и позволяет рассматривать его произведения одновременно и как образцы художественной словесности, и как характерные памятники гуманитарной мысли.
Литературно-художественное произведение, при всей глубине присутствующих в нем философских мыслей и при утонченности психологических наблюдений и проникновений, всегда остается произведением искусства, поскольку в нем писатель выступает демиургом, творящим свой собственный, неповторимый художественный микромир. Подобное присвоение художником себе, хотя бы в самой малой степени, функций Бога-Творца ставит его в особое положение, отличающееся от того, в котором пребывают философы, психологи, ученые. Ему, в отличие от них, дано право на вымысел, на обладание огромной мерой творческой свободы.
Издавна установившаяся традиция предписывает подходить к литературе дифференцированно и выделять внутри ее целостного мира следующие содержательноформальные компоненты:
Социальные, национальные, государственные границы предписывают свою модель типологизации внутри искусства слова. Так, вся совокупность литературно-художественных произведений, созданных одним народом, на одном языке и в пределах определенных национальных и (или) государственных границ, именуется национальной литературой. Из национальных литератур, взятых в динамике их развития в историческом времени мировой истории, складывается всемирная литература как общечеловеческое культурное достояние. Как национальные литературы, так и литература всемирная имеют характерные динамические особенности развития с непременными чередованиями периодов расцвета и упадка.
Литературоведение. Как теоретическая дисциплина, изучающая литературный процесс во всем многообразии его проявлений, литературоведение, имеет сложную внутреннюю структуру. Основные отрасли литературоведения:
2) история литературы изучает динамику ее развития как в пространственно-временных пределах локальных культур, так и в большом историческом времени мировой цивилизации;
3)литературная критика анализирует литературный процесс в его сегодняшнем состоянии и в его связях с актуальными социокультурными проблемами современной жизни.
Социология литературы. В XIX в. наиболее значительным явлением в истории искусствознания следует признать становление новых исследовательских отраслей, которые получили названия социологии искусства, социологии литературы, социологии литературной жизни. Их конституированию в качестве самостоятельных теоретических дисциплин предшествовало появление трудов крупных европейских литераторов, специалистов по различным отраслям художественной культуры Ш. Сент-Бева, братьев Э. и Ж. Гонкуров и др.
К числу «рекордсменов» совокупного рынка США принадлежат Библия, «Карманная книга об уходе за младенцем» Б. Спока, несколько кулинарных пособий, Вебсте- ровский словарь английского языка и » Книга рекордов Гиннеса» (1955). Среди книг для детей первенство прочно удерживает » Волшебник из страны Оз» Ф. Баума (1900). В США на протяжении минувших ста с лишним лет лидерство среди беллетристических бестселлеров неизменно принадлежало американскому роману. Переводы занимали весьма скромное место, и все же громкий успех выпал на романы » Камо грядеши» (1897) Г. Сенкевича, «Огонь» (1916) А. Барбюса, «На Западном фронте без перемен» и «Триумфальная арка» (1946) Э. М. Ремарка, «Маленький человек, что же дальше» (1933) Г. Фаллады, «Доктор Живаго» (1957) Б. Пастернака, «Леопард» (I960) Дж. ди Лампедуза, «Август Четырнадцатого» (1971) А. Солженицына, «Имя Розы» (1983) и «Маятник Фуко» (1989) У. Эко.
«Русская тема» в списках бестселлеров представлена довольно широко. Помимо романов Пастернака и Солженицына, необходимо упомя нуть » Большевизм» (1919) Дж. Спарго, «Путеводитель по новой России» (1931) М. Ильина, «Я выбрал свободу» (1946) В. Кравченко, роман «Парк Горького» (1980) М. К. Смита, документальные работы «Внутри России сегодня» (1958)Дж. Гантера, «русские» (1976)X. Смита, «Могила Ленина» (1993) Д. Ремника. По абсолютным цифрам продаж к середине 1970-х рубеж в 10 млн. экз. превзошли: «Крестный отец» (1969) М. Пьюзо, «Изгоняющий дьявола» (1971) У. Блэтти, «Убить пересмешника» (1960) X. Ли, «Пейтон Плейс» (1956) Т. Металлиос».
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ЛИТЕРАТУРА, ы, ж.
1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л.
2. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). Теория литературы.
3. Совокупность произведений какойн. отрасли знания, по какомун. специальному вопросу. Политическая л. Техническая л.
| прил. литературный, ая, ое (к 1 и 2 знач.). Литературные памятники. Л. труд. Литературное произведение. Литературные круги.
Значение слова литература
Литература в словаре кроссвордиста
литература
Литература Литерату́ра (, — «написанное», от «lit(t)era» — буква) — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.
1.Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. отт. Совокупность произведений такого вида искусства.
2.Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-либо отрасли знания, к какому-либо вопросу.
3.Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.
Большой современный толковый словарь русского языка
( лат. litteratura)
1) совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи или всего человечества;
2) художественная литература как вид искусства; произведения этого вида искусства;
3) сочинения по данному предмету или вопросу.
Новый словарь иностранных слов
ж.
1) Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.
2) а) Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. б) Совокупность произведений такого вида искусства.
3) Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-л. отрасли знания, к какому-л. вопросу.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
1. совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи или всего человечества;
2. художественная литература как вид искусства; произведения этого вида искусства;
3. сочинения по данному предмету или вопросу.
Словарь иностранных выражений
Словарь русского языка Лопатина
письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма) Теория литературы. Советская л. литература совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу Политическая л. Техническая л. литература произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л.
Словарь русского языка Ожегова
Современный толковый словарь, БСЭ
литература ж.
1) Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.
2) а) Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. б) Совокупность произведений такого вида искусства.
3) Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-л. отрасли знания, к какому-л. вопросу.
Толковый словарь Ефремовой
литературы, ж. (латин. litteratura).
1. Вся Совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература.
2. Совокупность художественных словесных произведений. Западноевропейская литература. Советская литература. Литература 20-го века.
3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-н. отрасли знания (книжн.). Историческая литература. || Сочинения, относящиеся к какому-н. отдельному изучаемому вопросу (книжн.). Указать литературу предмета. Литература по русскому языку. О Пушкине существует обширная литература.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Полный орфографический словарь русского языка
деятельность, связанная с сочинением текстов продукт такой деятельности, письменные или устные текстовые произведения совокупность публикаций по какой-либо специальной теме
ЛИТЕРАТУРА
литература
литерату́ра
Через нем. Literatur (с ХVI в.; см. Шульц–Баслер 2, 34) из лат. litteratūra.
Смотреть что такое ЛИТЕРАТУРА в других словарях:
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
[лат. lit(t)eratura, буквально — написанное, от lit(t)era — буква], один из основных видов искусства (См. Искусство) — искусство слова. Термино. смотреть
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
литература ж. 1) Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение. 2) а) Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. б) Совокупность произведений такого вида искусства. 3) Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-л. отрасли знания, к какому-л. вопросу.
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
Литература — см. Словесность.
ЛИТЕРАТУРА
Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от. смотреть
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
Средневековая Л.а в течение первых веков своего существования представляет собой явление гетерогенное и разнокачественное и унифицируется, и то. смотреть
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУ́РА [лат. lit(t)eratura, букв. написанное, от lit(t)era буква], один из основных видов искусства искусство слова. Термином «Л.» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают Л. техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле Л. называют произведения художественной письменности.
Термин «Л.» (или, как говорили раньше, «изящная Л.» В. Г. Белинский) возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в XVIII в. (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине XV в., сравнительно скоро сделало «литературную» (т. е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и, безусловно, господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Л. (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности (см. Народное поэтическое творчество) в глубокой древности в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально Л. не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках, таких, как Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет», элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифология, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями и т. п. Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т. к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. образует своего рода фундамент мировой Л.
Хотя история литературы насчитывает, т. о., нескольких тысячелетий, Л. в собственном смысле как письменная форма искусства слова формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» Л. вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным. Постепенно в эстетике (в XIX в., начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие Л., и она осознается прежде всего в ряду других (научных, философских, публицистических) видов письменности, а не других видов искусства. К середине XX в. утверждается, однако, синтетическое понимание Л. как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит к искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение Л. зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство». В марксистско-ленинском понимании Л., как и все другие виды искусства, есть специфическая, художественно-образная форма отражения, воспроизведения объективной действительности, род практически-духовного освоения мира.
В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), Л. создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Т. о., форма Л. включает в себя предметно-чувственную сторону определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются в той или иной мере и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи. Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь проникающая Л., позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности. «Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств» (Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, 1954, с. 78, 9).
Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к Л. примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил.
Качественное своеобразие предмета Л. было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей. Но лишь в XIX в., т. е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета Л. была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому, как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком. С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г., Эстетика, т. 3, 1971, с. 355).
Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции общения, созидания и познания равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении Л. на особое, а в XIXXX вв. даже на центральное место среди других искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию. Расцвет Л. находится в определённой связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для нового времени. Л. стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления Л. можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией и т. п.
Л. нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М. Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В Л. более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому Л. наиболее идееносное и идеологичное из всех искусств (см. Идейность). Л., образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но «выигрывает» с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме). Эта телесно-эмоциональную напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Л. в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть «явлено» только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. Образ художественный). Л. Н. Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает « иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе», 1955, с. 598). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции Л.: воспитание художника в самом читателе.
Словесная форма Л. (см. Речь художественная) не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов-«жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф. М. Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературное произведение ставит читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но и переживать, «жить» в ней.
Классики марксизма-ленинизма в суждениях об идеологическом и эстетическом характере искусства и Л. особо подчеркивали их познавательную и воспитательную функции. В. И. Ленин видел в творчестве Л. Н. Толстого «гениальное освещение» «великого народного моря, взволновавшегося до самых глубин » («О литературе и искусстве», 1969, с. 219, 227). Вместе с тем идеологи пролетариата ценили в искусстве «художническое», созидательное начало, эстетическое наслаждение, формотворческий процесс и акт духовно-эмоционального общения. Ленин настаивал на том, что искусство « должно объединять чувство, мысль и волю масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» (там же, с. 663). К. Маркс писал о «вечной прелести» и вечном «наслаждении», которое доставляет античное искусство (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 737).
Совокупность литературных произведений, созданных на определённом языке или в определённых государственных границах, составляет ту или иную национальную Л. (см., напр., Русская литература и статьи о других национальных литературах); общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о Л. данной эпохи (см., напр., Возрождение); взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная Л. любой эпохи обладает огромным многообразием. Прежде всего, Л. делится на два основных типа (формы) поэзию и прозу, а также на три рода эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определенны (см. Род литературный). В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении Л. так или иначе выступают образы людей характеры (или герои) в определенных обстоятельствах (см. Характер), хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием. Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией; в Л. социалистического реализма тенденция в широком смысле трактуется как партийность литературы, выступающая в диалектическом соотношении с такими критериями ценности произведений искусства, как народность и художественность.
Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя то или иное отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении.
Динамический характер словесного искусства, в отличие от статического характера изобразительного искусств, впервые осветил Г. Э. Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766). Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание действие и конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится и композиция.
Наконец, формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь чисто формальное явление; она всецело содержательна, т. к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея). Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. Форма и содержание).
В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (напр., эпические жанры: эпос, повесть, роман, рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени. Наконец, в Л. выделяют различные творческие методы и стили. Определённый метод и стиль характерны для Л. целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления (см. Метод художественный, Направление и течение, Стиль).
Л. изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной.
Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сб. ст.], т. 12, 3 изд., М., 1976;
Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сб. ст.], 6 изд., М., 1979;
Белинский В. Г., Общее значение слова литература, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954;
его же. Идея искусства, там же, т. 4, М., 1954;
Теория литературы. Осн. проблемы в историческом освещении, [кн. 13], М., 1962 1965;
Бахтин М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975.