Что мы можем узнать прочитав летописи былины жития 4 класс

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщение по литературному чтению по теме «Летописи, былины, жития»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщение по литературному чтению по теме «Летописи, былины, жития»

обобщить знание учащихся по разделу; учить прислушиваться в мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.

Познакомить учащихся с жанром жития и особенностями главного героя жития;

Наблюдать в процессе чтения и анализа отрывка характерные черты образа житийного героя в характере Сергия Радонежского;

Воспитывать на примере образа Сергия такие черты характера как терпение, смирение, трудолюбие, кротость, исполнение сыновьего долга;

Способствовать патриотическому воспитанию школьников;

Активизировать знания ребят из области истории и расширять их кругозор, формировать правильную речь.

Ход урока.

1. Организационный момент

Доброе утро (руки в стороны)

Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)

А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Будьте все здоровы! (руки в стороны)

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

— Долгожданный дан звонок,

Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа со скороговоркой:

На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.

— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим!

• Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

— Какое произведение вы читали дома?

— В чём особенность этого произведения?

— Обратите внимание на доску.

Житие- жанр религиозной, христианской литературы.

— Чем отличается житие от других видов религиозной литературы?

Такая биография писалась ближайшими друзьями святого вскоре после его смерти по свежим следам воспоминаний о нём, но обычно не ранее того момента, когда герой такой биографии официально причислялся к лику святых церковью.

Писалась такая биография с целью рассказать о жизни и подвигах святого, прославить его память, сохранить для потомков воспоминания о необыкновенном человеке.

— О каком необыкновенном человеке рассказало нам житие, которое вы читали дома?

— Да, вы читали отрывок из детства Сергия, который помещён в учебнике. А вот как выглядит это Житие целиком. Житие Сергия написано Епифанием Премудрым в начале 15 века, через двадцать лет после смерти преподобного Сергия. Преподобного потому, что путь его к святости прошёл через монашеское услужение, во многом был подобен пути Иисуса Христа.

2.Постановка проблемного вопроса.

— Сегодня мы снова перечитаем отрывок из учебника, я расскажу вам интересные факты биографии Сергия, зачитаю отрывки из «Житие». Мы постараемся осмыслить характер и поступки этого человека, понять, в чём его необыкновенность и почему он был причислен к лику святых.

3.Чтение и анализ отрывка.

— Не кажется ли вам странным, что Житие названо именем Сергия Радонежского, а в отрывке речь идёт об отроке Варфоломее?

— Вспомните из истории, когда он получил имя Сергии?/Когда он покинул мир, стал жить в уединении. Спустя некоторое время, он постригся, стал иноком, и Варфоломею было дано имя Сергий./

— Итак, начинается рассказ с маленького мальчика, отрока Варфоломея. В какой семье родился мальчик?

— Чем отличалось поведение родителей? Какие это были люди? Зачитайте.

— Что значит праведные?

— И какой обет дала мать перед рождением Варфоломея? Зачитайте.

— Не случайно Мария дала обет принести ребёнка в церковь. Дело в том, что когда мать его, Мария, будучи беременной, в один из воскресных дней пошла в церковь к Божественной литургии, среди всеобщей тишины и благоговейного молчания, внезапно младенец стал кричать в утробе матери так, что многие от этого крика ужаснулись, как от чуда.

Через несколько минут младенец снова прокричал, и снова люди обратили на это внимание.

Когда же он крикнул в третий раз, смущённая мать чуть не упала от страха.

Тут её окружили женщины, и, может быть, желая ей помочь успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «Где же у тебя младенец? От чего он так громко кричит?»

Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: «Нет у меня на руках младенца», что носит она его под сердцем.

Тогда женщины оставили её в покое, не переставая, впрочем, удивляться этому необыкновенному случаю.

Т.е., мы видим, что чудеса начали происходить с Варфоломеем ещё до его рождения и с самого появления на свет он был завещан Богу.

— Напомните, сколько детей было у Марии и Кирилла?

— Как они их воспитывали?

— Но отрок Варфоломей как – то отличался от своих братьев, он был особенный. Вспомните, какие необыкновенные вещи происходили с ним в раннем детстве?

— Не зная ещё законов церкви, он уже их соблюдал.

— А давалась ли ему грамота?

— Хотел ли он быть грамотным?

— Какие черты характера проявились у мальчика? /трудолюбие, терпение/

— Всё это предшествовало встрече с Монахом. Прочитайте, как произошла эта встреча.

Учитель обращает внимание детей на репродукцию картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Внимание на светлый круг, свечение над головой старца.

— Это НИМБ – символ святости, чистоты.

— Какое чудо происходит после этой встречи? Прочитайте.

— Вот и ещё один эпизод мы прочитали, который говорит нам о необыкновенности этого человека.

-Вы сказали, что у Кирилла и Марии было три сына. Какова судьба двух других?

— А что было с Варфоломеем?

— О чём просили его родители? Зачитайте.

— Выполнил ли он сыновий долг? Докажите словами из текста.

— Мы прочитали только отрывок из жития о Сергии Радонежском, о том, что было необыкновенного в его детстве, что предопределило его судьбу. Это и родители, и обстановка в семье, и учёба.

— А знаете ли вы, как дальше сложилась судьба отрока Варфоломея?

· Ребята, все вы знаете, как правильно пользоваться книгами. Сейчас мы разделимся на команды. Каждая команда получит лист бумаги, на котором надо за 3 минуты написать как можно больше правил для первоклассников, которые еще не знают, как обращаться с книгами. Пользуясь вашими правилами, мы сделаем плакат для малышей на уроке труда. Выиграет та команда, которая вспомнит больше правил.

Подведение итогов и награждение победителей эстафеты.

Руки у груди поставим.

Три рывка назад локтями.

Руки в замочек за спинкой сожми,

Вверх поднимай, сильно спинку прогни.

Лень и усталость скорей прогони.

· Рассмотрите свои учебники. Возникли ли у вас какие-то вопросы ко мне, к авторам учебника, к самому учебнику? Задайте эти вопросы.

· Какие авторы вам уже знакомы? Вспомните, какие произведения этих авторов вы читали.

· Просмотрите содержание учебника повнимательнее. Какие разделы или названия произведений вас заинтересовали? Почему? (Свободные высказывания детей помогут учителю сориентироваться в читательских интересах и предпочтениях детей. Это важно для подбора книг для внеклассного чтения, для индивидуальных рекомендаций.)

· Первый раздел учебника называется «Летописи, былины, жития». Рассмотрите иллюстрации на стр.4-5.

· Что на них изображено?

· Как вы думаете, почему? (обо всем этом можно прочитать в летописях, т.к. это события прошлого)

· Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в тихой келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

. Я угадать хотел, о чем он пишет?

О темном ли владычестве татар?

О казнях ли свирепых Иоанна?

О бурном ли новогородском вече?

О славе ли отечества? напрасно.

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум;

Все тот же вид смиренный, величавый.

. Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушно,

Не ведая ни жалости, ни гнева.

(А. С. Пушкин «Борис Годунов».)

· Таким представлял себе монаха-летописца А. С. Пушкин.

· Как вы думаете, зачем Нестор писал такой труд?

· А зачем нам его читать? (Свободные высказывания детей)

· Давайте прочитаем вступительную статью к разделу на стр. 6 и сравним наше мнение с мнением авторов учебника. Совпадают ли наши мнения?

· Что нового вы узнали?

· Каким своим мыслям нашли подтверждение?

· Зачем же нужны летописи современному человеку?

· С какими науками, с какими школьными предметами вы видите связь летописей? (Литература, история, география и т.д. Дети должны объяснить в чем связь.)

· Знаете ли вы, чем отличается счет лет (как вели счет годам) в древней Руси от принятого сейчас? (На Руси счет лет вели «от сотворения мира», а с 10 века – «от Рождества Христова». Чтобы получить дату по современному календарю, надо от года, обозначенного в летописи, отнять 5507 или 5508. Зависит это от того, в какое время года начинался год (он мог начинаться весной или осенью) и когда происходит событие.)

· Попробуйте определить, о каком веке и каком годе пойдет речь, если запись в летописи такая: «В лето 6415» (907, Х век), «В лето 6420» (912, Х век).

· Вы уже знаете, что названия городов иногда изменяются. Был город Петербург, затем его переименовали в Петроград, затем в Ленинград, а сейчас он снова Санкт-Петербург. В отрывке Летописи, который мы будем читать, речь идет о городе Царьграде.

· В какой стране находился Царьград? (В древности эта страна называлась Византия. Город имел еще одно название – Константинополь. Теперь это Стамбул – крупный город в Турции).

· Я буду читать, а вы следите по тексту и отмечайте непонятные слова.

Чтение учителем первого отрывка.

Тема проекта: Подготовка сообщения о важном историческом событии.

Куликовская битва 1380 г.

· Какие важные события описаны в первом фрагменте летописи?

· Что получил Олег в результате победы над греками?

· Как вы думаете, что еще (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков?

· Какие города уже существовали на Руси?

Найти и выписать в тетрадь толкование следующих слов: летописец, летописи, береста, берестяные грамоты, свиток, тетрадь, пергамент, яства, гривна.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

понедельник, 2 августа 2021 г.

Ответы на вопросы рабочей тетради к разделу «Летописи. Былины. Жития» для 4 класса

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 19-22.

Раздел «Летописи. Былины. Жития». Проверим себя и оценим свои достижения.

Смотри также ответы к отдельным темам:

1. Запиши своими словами, что такое летопись, былина, житие.

2. Составь рассказ об одном из героев. Заполни таблицу. Впиши имена, которые соответствуют описанию.

Первое описание о Сергии Радонежском. Он в детстве носил имя Варфоломей.

Второе описание о князе Олеге, который взял Царьград.

Третье описание об Илье Муромце, который был богатырём.

Пример рассказа про Сергия Радонежского можно прочитать, перейдя по ссылке.

Пример рассказа про князя Олега можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Составь и запиши рассказ об Илье Муромце по следующему плану: Характер героя, какие поступки он совершил, как автор повествования относится к герою, моё мнение о герое.

Рассказ об Илье Муромце по плану в рабочей тетради для 4 класса

Илья Муромец был самым смелым и мужественным богатырём. Он отличался скромностью и бескорыстием. Выше всего он ставил дело служение Родине и простому народу.

За свою жизнь Илья Муромец совершил множество славных подвигов. Он защищал границы Руси, поверг Соловья Разбойника, уничтожал других разбойников и освобождал пленников. Всё добытое золото он раздавал простому народу или строил храмы.

Автор былины «Три поездки Ильи Муромца» относится к своему герою с огромной симпатией и любовью. Он называет его стариком, но могучим и красивым. Он с восторгом описывает подвиги Ильи и его превосходство над врагами.

Я тоже отношусь к этому герою с огромной симпатией. Мне кажется, что именно Илья является самым великим богатырём, который меньше прочих думал о себе.

4. Прочитай фрагмент былины о богатыре Святогоре. Подчеркни слова, которые помогают представить героя.

Подчёркиваем слова: добрый молодец, могучий, плечи да во косу сажень, потешается, подхватывает одной рукой.

5. Какими чертами характера, по твоему мнению, обладали богатыри?

Богатыри были очень сильными и мужественными, но при этом добрыми и отзывчивыми. Они были суровы к врагам, но сострадательны к народу. Они были бескорыстными и честными.

6. Отметь особенности, которые характеризуют былину.

7. Как ты представляешь себе современного богатыря? Составь рассказ и запиши.

Рассказ о современном богатыре для 4 класса.

Былинные богатыри жили в далёком прошлом. Но я знаю, что и сейчас богатыри существуют. Они живут рядом с нами, а мы даже не подозреваем об этом.

Ведь богатырь не тот, кто ездит на могучем коне и разит врагов палицей или копьём.

Современный богатырь обычный человек, но он живёт по тем же принципам, по которым жили богатыри Древней Руси.

Он служит Отечеству и народу, заступается за слабых, восстанавливает справедливость. Он честный и принципиальный борец за права человека. Он защитник нашей Родины и патриот. Он готов отдать жизнь за счастье и безопасность других людей.

Таких людей я называю современными богатырями. Их много среди военных, полицейских, врачей, спасателей. Но они же скрываются и среди самых обычных людей, наших соседей и родственников.

8. Какие вопросы учебника показались тебе трудными?

Мне показались трудными вопросы:

О внешности Ильи Муромца в былине, потому что в тексте мало об этом говорилось.

Рассказ о Куликовской битве, потому что об этом событии очень много информации и сложно выбрать нужную.

Источник

Урок литературного чтения 4 класс на тему «Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс на тему «Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»»

ФИО учителя класса:

ФИО методиста: Подпись _________________

Тема урока: Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Личностные: обучающиеся проявляют бережное отношение к художественной книге, демонстрируют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности в форме осознания истории.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;), познавательные УУД (анализировать текст, выделять в нем основную мысль; использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;), коммуникативные УУД (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве)

Предметные: обучающиеся демонстрируют овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознание значимости чтения для личного развития; использование разных видов чтения (изучающее (выборочное, поисковое); демонстрируют умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; демонстрируют знания определения к слову летопись.

Цель: формирование осознанного отношения к чтению, в том числе к изучению истории посредством игровой формы.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся бережное отношение к художественной книге, формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности в форме осознания истории.

Образовательная: формировать овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознание значимости чтения для личного развития; использование разных видов чтения (изучающее (выборочное, поисковое); развивать умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; познакомить с определением к слову летопись.

Принципы обучения и воспитания

Создание положительного эмоционального фона

Источник

Урок по литературному чтению в 4 классе Тема: « Обобщение. Летописи, былины, жития

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок по литературному чтению в 4 классе

Тема : « Обобщение. Летописи, былины, жития»

Цели и задачи урока:

— обобщить знания учащихся по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения;

— воспитывать чувство гордости за прошлое нашей страны, любовь к русской словесности, интерес к литературному творчеству, коллективизм;

Машина времени 10 20 30 40 50

Богатыри 10 20 30 40 50

Живая картинка 10 20 ☺ 40 50

Колесо истории 10 20 30 40 50

Памятники культуры 10 20 30 40 50

10 – В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях ( в XI веке)

20 – Одним из первых русских летописцев был ( Монах Нестор)

30 – В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро- монгол на свои земли ( в 1224 году)

Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать- богатому быть!

Все судьбой сие предписано!

Откуда эти строки? ( из былины «Ильины три поездочки»)

20 – картина «Богатыри». Кто автор и кто на ней изображен ( В.М.Васнецов. «Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец» – герои былин)

10 – Прочитай выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

10 – Объясните, что такое былина ( Вид устного народного творчества. В них рассказывается о богатырях, их подвигах)

30 – Ту дороженьку расчистил я

Вырыл клад, да без клада назад,

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

И судьбина для меня- за коня.

50 – Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был багрец окрашен Дон

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живет.

Как прозвали князя? ( Донским)

Физкультминутка для глаз.

10 – Первая напечатанная книга ( Библия)

20 – Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге ( Буквица)

40 – он основал монастырь, посвященный Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь ( Сергий Радонежский, Свято- Троицкая Сергиева лавра)

50 – Назовите автора иконы «Троица» ( ученик Сергия Радонежского иконописец Андрей Рублев)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Летописи. Былины. Жития

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Летописи. Былины. Жития

Воспитание нравственных качеств и патриотических чувств на основе изучения былин Киевского цикла. ( На примере героического образа Ильи Муромца.)

Ход урока.

1. Организационный момент

Доброе утро (руки в стороны)

Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)

А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Будьте все здоровы! (руки в стороны)

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

— Долгожданный дан звонок,

Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа со скороговоркой:

На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.

— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим!

• Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

1. О чём повествуется в прочитанных былинах? Помогут ли ответить на этот вопрос названия?

В былинах повествуется о поездках Ильи Муромца. Название «Три поездки Ильи Муромца» помогает ответить на вопрос, но не рассказывает, какие испытания ждут Илью Муромца.

2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?

Илья Муромец хотел узнать свою судьбу, но был готов и «с судьбиной на бой».

Он сделал на камне новые надписи: «Богатырь Илья Муромец там был, да убит не бывал», «Прямо ездил — женатым не бывал», «Влево ездил богат не бывал».

3. Перечитай последние строчки былины в пересказе И. Карнауховой. Как они помогают понять характер героя?

«Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.»

Эти строки говорят о том, что Илья Муромец ответственный, трудолюбивый, бесстрашный богатырь, добрый и благородный, за это он заслужил славу и честь.

10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI веке.)

20 Одним из первых русских летописцев был. (монах Киево- Печерского монастыря Нестор, одаренный человек).

30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-мон­гол на свои земли? (В 1224 г.)

40 Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике. Назовите её. (В лето 6415(907).)

50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)

10 Прямо ехать — убитому быть!

Влево ехать — женатому быть!

Все судьбой сие предписано!

— Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки».)

20 «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец — герои русских былин.)

30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)

— Как называется такой прием в литературе? (Аллегорией, или иносказанием.)

40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 г. большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так воз­никло Древнерусское государство.)

50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они различаются?

10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из лю­бого прочитанного произведения.

20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца-монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонежский.)

40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные нов­городцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал. Что он сказал? («Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и сто­ять будет земля Русская!»)

50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом. Кто это был? И что он князю сказал? (Это был Сергий Радонежский. Он благословил на этот подвиг и отправил с князем двух монахов-богатырей — Пересвета и Ослябю.)

10 Объясните, что такое былина. (Былина — один из видов уст­ного народного творчества, где рассказывается о подвигах богаты­рей — бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, богатырской удивительной силе, мужестве и доброте.)

20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

30 Ту дороженьку расчистил я,

Вырыл клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

И судьбина для меня — за коня!

— Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец сделал новую надпись на камне.)

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живет.

— Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)

Тема «Памятники культуры»

10 Первая отпечатанная книга. (Библия.)

20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)

30 Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке стены храма. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Стены храма покрывались фресками.)

40 Он основал монастырь во славу Святой Троицы. Кто этот человек? Назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свя­то-Троицкую Сергиеву лавру.)

50 Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)

(На табло остается пустая ячейка. Это подарок участникам игры. Можно включить аудиозапись «Богатырской симфонии» А.П. Бородина или вручить заранее приготовленные призы. Под­считывают количество очков, команду-победительницу награ­ждают.)

III. Оценка достижений

А1. Когда в летописях стали записывать сведения о важных событиях?

Л) многие тысячи лет назад

2) когда появилось устное народное творчество

3) с появлением письменности

4) когда стали печатать первые книги

А2. Почему Олег не принял вина от греков?

1) оно было отравлено

2) оно было разбавлено

3) оно прокисло на солнце

4) Олег не любил вино

A3. Что означает слово «паволоки»?

1) драгоценности, наряды

2) шелковые ткани, покрывала

3) деньги в Древней Руси

А4. Как долго Олег не видел своего коня?

1) четыре года 3) пять лет

2) шесть лет 4) три года

В1. Что такое былина?

1) сказка о богатырях

2) летопись о богатырях

В2. Вставьте пропущенные слова.

Выгружал те сокровища Илья,

Раздавал без остатка все,

1) отцов, гроша 3) сирот, всего

2) сирот, гроша 4) отцов, всего

В3. Каким именем был назван в святом крещении Сергий Радонежский?

2) Стефан 4) Варфоломей

1) из-за частых хождений с князем в Орду

2) из-за частых набегов татар на Русь

3) из-за многих даней тяжких и сборов ордынских

4) из-за переезда с родной земли

С2. Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?

1) превратить в своего друга

2) в свою веру склонить

А1. От какого слова произошло название «летопись»?

1) от слова «запись» 3) от слова «лето»

2) от слова «год» 4) от слова «летать»

А2. Сколько кораблей составляло войско Олега?

2) две тысячи кораблей

3) три тысячи кораблей

4) четыре тысячи кораблей

A3. Что означает слово «узорочье»?

1) драгоценности, наряды

2) шелковые ткани, покрывала

3) старинные монеты

А4. Сколько княжил Олег?

1) тридцать три года

3) двадцать три года

4) тридцать два года

В1. Кто такой богатырь?

4) воин, защитник своей Родины, наделенный чувством совет венного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью

В2. Вставьте пропущенные слова.

Богатырь Илья Муромец,

. клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

4) расчистил, отыскал

ВЗ. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого, удивил неизвестного, благообразного и подобного ангелу?

1) гулял по лесу 3) искал скот (лошадь)

2) пастушил 4) играл с детьми

С1. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?

1) хотели, чтобы сын поухаживал за ними и похоронил

3) сыновья Стефан и Петр женились и думали, как угодить женам, а не родителям

4) родители боялись жить одни

С2. Зачем нам нужны летописи?

1) чтобы мы могли лучше понять окружающий мир

2) летописи могут многое объяснять из происходящего в мире при помощи исторической памяти

3) читая их, интересно проводить время

Подведение итогов урока

(Учитель объявляет отметки.)

Выполнить задание 9 на с. 34 учебника.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *