Что мы можем сделать для того чтобы сохранить культурное наследие

Как сохранить архитектурное наследие?

9 сентября вышел новый выпуск youtube-шоу «Больше всех надо», посвященный сохранению архитектурного наследия. Его героями стали основатель фестиваля сохранения исторической среды «Том Сойер Фест» Андрей Кочетков и координатор общественного движения «Архнадзор» Андрей Новичков. Вместе с ведущими шоу они обсудили, что такое архитектурное наследие и как общество влияет на его сохранение.

«Такие дела» публикуют небольшую памятку о том, что каждый человек может сделать для своего города, системно участвуя в градосохраняющей деятельности.

Что такое культурное наследие и как его сохраняют?

Культурное наследие — это памятники истории культуры: картины, гравюры, скульптуры и целые здания. Таким объектам на законодательном уровне с помощью экспертиз присваивают статус памятника или охранный статус, он может быть регионального или федерального значения. В Москве за это отвечает департамент культурного наследия.

Во всей России около 140 тысяч зданий признаны объектами культурного наследия. Из них только 15% находятся в удовлетворительном состоянии, большая часть расположена в Москве и Санкт-Петербурге.

Архитектурное наследие сохраняют несколькими методами:

Сохранение культурного наследия исключает развитие города?

Нет, город может развиваться и менять свой облик, но при этом сохранять важные исторические здания. Одно из современных и прогрессивных решений этой задачи — «переосмысление». То есть старые здания получают новую функциональность. Один из ярких примеров — центр современного искусства «Винзавод». Такой подход к историческим объектам называют термином «редевелопмент».

Почему важно, чтобы общество помогало сохранять культурное наследие?

Для сохранения объектов культурного наследия важно регулярно проводить их мониторинг. Это невозможно делать силами инспекторов, которые работают в профильных департаментах, из-за недостатка кадров. Поэтому очень важно, что в этот процесс включаются активисты и общественные организации. Например, такие как «Архнадзор». С движением сотрудничает около 300 человек. Они могут ежедневно проверять состояние объектов культурной памяти, расположенных в районах их проживания.

Что нужно делать для сохранения архитектурного наследия?

Андрей Новичков

рекомендует посмотреть

Андрей Кочетков

рекомендует почитать

рекомендует посмотреть

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Новости

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных

Источник

Как сохранять и развивать объекты культурного наследия

Что мы можем сделать для того чтобы сохранить культурное наследие

Какие факторы сдерживают капитализацию объектов культурного наследия? Почему при огромном потенциале они остаются непривлекательными для инвесторов? Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения круглого стола под названием «Инструменты сохранения и развития объектов культурного наследия», который прошел 25 июня в Калининграде и собрал экспертов, чиновников и предпринимателей. Организатором мероприятия выступил факультет городского и регионального развития ВШЭ (ФГРР).

Руководитель проектной группы ФГРР Виктория Мальцева представила на круглом столе доклад на тему «Меры государственной поддержки частного сектора в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия: анализ текущей ситуации». Она рассказала, почему инвесторы считают данный сегмент недвижимости высокорисковым и низкомаржинальным. Они рассматривают объекты культурного наследия как слишком сложные и трудные для работы из-за множества технических ограничений, недостатка квалифицированных специалистов, а также высоких административных барьеров.

«Главный тезис в том, что объекты культурного наследия будут работать только в случае сохранения баланса между мерами, стимулирующими инвесторов (льготные кредиты, субсидии, гранты, налоговые льготы), и ограничениями (регулирование, различные паспорта и т.д.)», — объяснила Виктория Мальцева.

Чтобы предложить государству комплексную программу работы с объектами культурного наследия, которая позволили бы делать проекты экономически жизнеспособными и сохранять исторические центры городов, проектная группа Виктории в 2018 году начала большое исследование. Об одной из частей этого исследования — мерах господдержки — спикер рассказала на круглом столе. Исследователи проанализировали все меры государственной поддержки в России и попытались понять, можно ли оценить их эффективность и сопоставить их с зарубежной практикой. Всего было проанализировано 11 стран и 85 регионов.

Виктория Мальцева, руководитель проектной группы факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Что мы можем сделать для того чтобы сохранить культурное наследие

Основной вывод, который мы сделали, — за рубежом все три уровня власти — федеральная, региональная, муниципалитет — работают вместе. Помимо этого, у них для каждого города существуют индивидуально разработанные программы. Когда же мы принялись анализировать не количественно, а качественно наши российские документы, которые регламентируют меры поддержки, мы пришли к выводу, что они просто скопированы друг у друга. Когда-то Москва приняла первую пилотную программу, и во многих регионах она, как под копирку, выглядит точно так же. А мы должны понимать, что уровень экономической активности в Москве и регионах разный, и сами города разные, но адаптация нормативно-правовых актов не происходит.

После выступления Виктории Елена Кукушкина, председатель комитета по охране культурного наследия Вологодской области, отметила, что большинство проблем в области сохранения и развития объектов культурного наследия лежат в законодательном поле. Тем не менее, в России встречаются и удачные кейсы работы с такой недвижимостью, например, в Вологодской области.

«В последние годы у нас произошел всплеск предпринимательской активности благодаря совместной деятельности регионального органа власти и муниципалитета, — поделилась Елена Кукушкина. — В частности, в первую очередь, он случился в крупных городах на территории области. Например, муниципалитет города Вологда 5 лет назад начал с нашей подачи заниматься вопросом реставрации объектов деревянного зодчества, которые долгое время пустовали и находились в неудовлетворительном состоянии. Мы предложили им заняться вопросом предоставления льгот только не аренды, а продажи за один рубль имущества, находящегося в неудовлетворительном состоянии, с предложением эскизного проекта».

По словам Елены, это помогло реализовать практически все объекты деревянного зодчества: у всех сегодня имеются инвесторы. При этом несколько иная ситуация складывается на территории муниципальных образований области, где расположены небольшие города. «Это связано с отсутствием там предпринимателей, у которых вообще есть свободные средства, — объяснила спикер. — Но эта проблема лежит в области каких-то экономических проблем, и это нужно решать на другом уровне. Еще большую проблему составляет вопрос, связанный с земельным участком.

Наше законодательство позволяет приобрести в аренду «за рубль» объект в неудовлетворительном состоянии, но не позволяет предоставлять на тех же условиях земельный участок

О том, как обстоят дела в Калининградской области, ставшей хозяйкой фестиваля «Архитектурное наследие», на круглом столе рассказал Кирилл Лило, руководитель Центра «Мой бизнес».

«По инициативе губернатора в конце прошлого года у нас была разработана программа по вовлечению объектов культурного наследия в экономический оборот Калининградской области, и со второго квартала этого года мы начали ее успешно реализовывать», — отметил Кирилл Лило.

По его словам, цель региональной программы — не восстановление и сохранение объектов культурного значения, а, в первую очередь, создание на их базе бизнеса, точек притяжения туристических потоков и точек притяжения для сопутствующих проектов, таких как мелкая торговля, общепит, гостиничный бизнес. Кирилл Лило детально описал программу: сумму финансирования и срок кредитования инвесторов, требования к ним, условия и т.д.

Кроме того, на круглом столе выступили заместитель директора департамента, начальник отдела проектов и программ развития территорий АНО АИР Московской области Андрей Татарников, который поделился, как инвестиционные паспорта становятся инструментом вовлечения объектов культурного наследия в экономический оборот, а также Даниил Баранов, руководитель направления «Реставрация» ООО «Седрус». Он объяснил, какова роль бизнеса в сохранении объектов, имеющих историко-культурную ценность.

Татьяна Гудзь, ведущий научный сотрудник, доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Что мы можем сделать для того чтобы сохранить культурное наследие

Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» — это всегда интересное событие с насыщенной программой широкого спектра вопросов охраны, сохранения и популяризации, использования памятников архитектуры, исторического ландшафта и градостроительной среды, поэтому мы решили тоже «высказаться» и организовали круглый стол по одной из тем, которые сегодня разрабатываются на факультете. ФГРР помимо темы, связанной с развитием объектов культурного наследия, приспособления их к современному использованию и вовлечения их в экономику города, также сосредоточен на вопросах гармонизации градостроительного законодательства и законодательства об охране объектов культурного наследия и преодоления рассогласованности региональных и городских документов, определяющих режим использования объектов в границах зон охраны и застройки и не являющихся ОКН. Следующая тема, в которой мы работаем, — это регулирование застройки с учетом требований по охране объектов культурного наследия с разработкой релевантного инструментария для правил землепользования и застройки. Экспертиза и в этой теме является перспективной. Это подтверждается интересом к нашим специальным курсам в рамках магистерской программы и программы дополнительного профессионального образования по правовому зонированию, где целый блок посвящен наследию и регулированию застройки. В следующем году мы планируем расширить свое присутствие на фестивале в городской повестке — по развитию ОКН, по вопросам регулирования исторической застройки в городах, в федеральной повестке — по теме совершенствования законодательства об охране объектов культурного наследия.

Источник

Почему важно сохранять культурное наследие

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «культурное наследие»

Под термином культурное наследие понимается совокупность культурных достижений общества, культурно-исторический опыт, имеющий какое-либо значение для общества и сохраняющийся в социальной памяти. Культурное наследие – это непреходящая совокупность ценностей, которые сохраняют свою актуальность вне времени и пространства. Культурное наследие переходит от поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Материальные и духовные ценности, созданные предыдущими поколениями, несут в себе важность не только для сохранения культурно-исторической памяти, но и культурного и природного генофонда страны. Так, для каждой культуры чрезвычайно важны народные традиции и преемственность, без которых не будет культурного многообразия мира.

Каждая культура характеризуется традиционностью и новаторством. Традиции сохраняют уникальное лицо культуры, а новации позволяют культуре развиваться.

Понятие культурного наследия включает в себя также и выработку традиций, направленных на сохранение культурной памяти.

Классификация памятников культурного наследия

Сегодня благодаря научной разработке проблемы культурного наследия выведена классификация памятников культурного наследия. Среди памятников культурного наследия выделяются:

К материальным памятникам относятся объекты архитектуры, истории, градостроительства, археологии, монументального искусства, природы и так далее, которые несут в себе культурно-историческую ценность.

К духовным памятникам относятся верования, обычаи и обряды, формы народного художественного искусства, народные ремесла, различные формы хозяйственной деятельности, традиции, технологии и другое.

Культурное наследие как проблема государственного уровня

Термин «культурное наследие» появился относительно недавно. Данный термин активно употребляется в документах российского и международного законодательства. Но его распространение отмечается не только в специализированной сфере, но и в повседневном общении. Этот факт свидетельствует о том, что сегодня общество осознало всю важность проблемы сохранения культурного наследия. Сегодня формируется системный подход к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках проблемы культурного наследия поднимаются многочисленные дискуссии, имеющие в своей основе несколько идейно-теоретических направлений. Одно из таких идейно-теоретических течений предполагает «классикасистое» отношение к наследию, что воплощается в постоянном поддержании и освоении культурного опыта прошлых поколений. Любые научные исследования, профессиональные изучения культуры прошлого, обстоятельные описания прошлых достижений достойны признания в научном мире и на международной арене, посредством чего и обретается смысл достигнутого. Всевозможные премии и награды, грамоты и дипломы исследователей культурного наследия служат зримым подтверждением непрекращающегося процесса усвоения прошлого.

Охрана и освоение культурного наследия – это задача входит в число приоритетных задач государственной политики всех культурно развитых стран. На государственном уровне создаются и поддерживаются музеи, библиотеки, архивы, финансируются частные проекты, направленные на сохранение и транслирование культурного наследия. Также государством организовываются всевозможные зоны охраны культурного наследия, культурные мероприятия, народные праздники, выставки и прочее посредством деятельности различных общественных организаций. Самой известной и значительной такой организаций является ЮНЕСКО.

Таким образом, ценности и смыслы прошлого и все то, что оставлено нам прошлыми поколениями, органически включено в новую культуру. И уже в новой культуре путем переосмысления, трансформирования рождается что-то новое, значимое, но сугубо национальное и уникальное. Самое важное и ценное из этого в дальнейшем также обретет бессмертность и будет передаваться от эпохи к эпохе, и, возможно, выйдет за рамки национального достояния, что будет забыто.

Значение сохранения культурного наследия

Ценности и смыслы прошлого должны сохраняться и постоянно транслироваться, чтобы каждое новое поколение могло жить и культурно развиваться.

Сегодня необходимо не только сохранять культурное наследие, но и восстанавливать. Это касается тех форм традиционного народного творчества, которые либо полностью утрачены, либо полузабыты. Такая проблема наблюдается в странах (Россия не является исключением), где социокультурная политика ориентирована на новаторство и нововведения. Ярким примером тому может служить западная культура, где каждая культурная эпоха строилась на сломе и забвении культурных достижений прошлого. Россия в этом смысле не является исключением. Для нашей страны это характерно в меньшей степени, но резкая смена политических режимов также способствовала нарушению культурной преемственности. Менее подвержены этому страны с восточным типом культуры, так как на Востоке особое внимание уделяется традициям.

Культурные традиции – это фундамент, на котором может существовать и развиваться общество. Культурное наследие, которое непрерывно переходит из поколения в поколение и сохраняется в течении длительного времени составляет основу культуры нации, ее самобытность и уникальность.

Но культурное наследие – это не только определенное национальное достояние. Значение культурного наследия намного шире и мыслится как общечеловеческая память, хранилище накопленного поколениями и упорядоченного опыта.

В заключении следует сказать, что культурное наследие это не только национальный культурный опыт. Это главный способ существования культуры. Каждый человек за всю свою жизнь может освоить и перевести в свой внутренний мир лишь малую долю от всего объема культурного достояния планеты. После него культурное наследие остается для других поколений, откуда они также черпают смыслы, идеи, ценности, необходимые им для полноценной жизни. Поэтому культурное наследие – это достояние всех людей, всего человеческого рода, которое необходимо сохранить. Сохранение культурного наследия – это естественно и необходимо, как сохранение природы.

Источник

Что необходимо сделать, чтобы сохранить наше культурное наследие? Комментарий В.Кущева, А.Гурова, Е.Никифорова

Что мы можем сделать для того чтобы сохранить культурное наследие

На прошлой неделе стали известны предварительные результаты двухлетней музейной ревизии. На данный момент проверка завершена уже в 80% российских музеев. 50 тысяч экспонатов

Причину столь плачевного положения вещей министр культуры РФ Александр Авдеев видит в том, что «нет единой системы регистрации, системы маркировки. Фонды хранилища плохие. Многие музеи делились на филиалы, которые были в другом конце страны. Поэтому есть не только нехватки, но и тысячи предметов, которые оказались незарегистрированными. Большая неразбериха, но хорошо, что мы и неразбериху выявили». То, что подобные факты не замалчиваются, уже внушает оптимизм. Появляется надежда, что в дальнейшем удастся избежать утраты своего культурного наследия. В данной ситуации возникает лишь один вопрос: как это сделать?

Что необходимо сделать, чтобы сохранить наше культурное наследие?

На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили:

Вячеслав Кущев, член Комитета ГД по культуре:

— В данной ситуации нельзя ни приуменьшать, ни преувеличивать масштабы этой драмы. Чтобы пролить свет на текущее положение вещей, на заседании Государственной Думы выступил министр культуры Авдеев. На этом заседании он говорил о том, что еще предстоит выяснить, какие из утраченных экспонатов были украдены. Очень многие экспонаты, по его словам, были переданы в другие музеи без надлежащего учета. Потому, возможно, не стоит нагнетать ситуацию, пока не будут проведены детальные проверки. Но в том, что значительная часть экспонатов была утрачена, я даже не сомневаюсь. Причину этого я вижу в системной проблеме отрасли, которую необходимо преодолевать.

Александр Гуров, член Комитета ГД по безопасности:

— Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы вспомнить о том, что в 1976 году я работал в отделе уголовного розыска, занимающегося раскрытием преступлений против культурных ценностей. Тогда я уже пришел к выводу, что в нашем менталитете заложено варварское отношение к своему культурному наследию. Еще в 1976 году расследуя дело о хищении, я побывал в одном из санкт-петербургских музеев, в подвале, где хранились экспонаты. Не было никакого учета, все было свалено в одну кучу. Я тогда пришел в ужас от увиденного. Уже тогда положение было плачевным.

В основной же массе населению «до лампочки» то, что творится с российским культурным наследием. Со стороны власти в последнее время так же мало внимания уделено тому, что изменилось в отношении сохранности достояния культуры. Музейные экспонаты по сей день на зарубежные выставки вывозятся без должного учета. И за этим никто не следит. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо провести детальную ревизию всех культурных ценностей, которые сегодня находятся у нас в стране. Во-вторых, необходимо проследить работу ведомств, которые занимаются этой проблематикой, посмотреть на их количественный состав.

На мой взгляд, стоит оценить совершенство законодательства в этой области. Возможно, стоит повысить ответственность за сохранность культурных ценностей. И, наконец, надо начать гордиться своим культурным наследием. Говоря о величии России, надо иметь в виду не природные ископаемые, а ставить во главу угла духовность и культуру. Необходимо изменить подход средств массовой информации к освещению данной проблематики, необходимо изменить отношение чиновничьего люда. Чтобы у человека сжималось сердце, когда на его глазах уничтожают культурное наследие. Надо, чтобы русские знали, что мы теряем безвозвратно. Потому-то нам нужна серьезная пропаганда, которая влияла бы на умы нашего населения. Когда русские будут относиться к своему культурному наследию так же, как французы и итальянцы, ситуация изменится.

Евгений Никифоров, председатель духовно-просветительского общества «Радонеж»:

Источник

Почему нужно беречь культурное наследие?

Что мы можем сделать для того чтобы сохранить культурное наследие

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно, сперва, выяснить, что мы понимаем под термином «культурное наследие». Как оказывается, это совокупность всех культурных достижений отдельно взятого народа, живущего в рамках какого-то государственного образования, достигнутых за определенный период времени. Это понятие отождествляется с различными сферами деятельности человека, и может иметь отношение: к науке и технике, архитектуре, истории, этнографии, эстетике. Понятно, что в это понятие входят: памятники культуры, которые были созданы людьми на протяжении многих веков, поэзия, проза, короче все то, что можно объединить в одном термине – культурные ценности. Это и есть культурное наследие того, или иного народа, которое он обязан ценить, беречь и уважать. При этом, совершенно неважно, что в нем могут быть как светлые, так темные моменты. Все это история, о которой нельзя забывать. Для народа — это и его гордость, и его боль одновременно.

За всю историю своего существования человек смог построить огромное количество сооружений, которые, вне всяких сомнений, можно считать историческими памятниками. Некоторые из них были причислены к числу семи чудес света. Это и есть культурное наследие.

Так, например, изучая египетские пирамиды, мы можем судить о культуре древних египтян. Эти величественные сооружения по сей день пугают ученых своей таинственностью и неизвестностью. Хотя, если честно, то современное общество к своему культурному наследию относится весьма пренебрежительно. Оно сносит исторические памятники, пытается переписывать историю, отказывается от своих героев и т д. Причины такого поведения совершенно разные: занятость, презрение, желание что-то изменить в своей жизни, попытки получить все и сразу за счет других, этнические разногласия, которые возникают в рамках многоконфессионального государства.

Вместе с тем культурное наследие в жизни людей играет огромную роль, и к нему люди неравнодушны. Свои традиции и культурные ценности каждый народ свято хранит в тех же музеях. Именно они могут рассказать об истории его эволюционного развития, что очень важно для формирования того или иного этноса.

Культурное наследие оказывает огромную роль на подрастающее поколение, хотя, и не всегда однозначное. У одних оно вызывает чувство гордости, в то время как у других, отвращение и ненависть. Тут все зависит от той среды, в которой воспитывался человек. Он может гордиться тем, что создали его предки на протяжении веков, а может испытывать чувство стыда, за те деяния, которые они совершали. За примерами далеко ходить не нужно. Достаточно вспомнить историю фашисткой Германии.

Так, или иначе, но на основании тех знаний, которые заключены в культурном наследии, человек создает для себя определенные жизненные принципы, которыми руководствуется в настоящем, и разрабатывает приоритеты будущего. В этом отношении культурное наследие можно сравнить с учебником, который формирует в человеке жизненные принципы, увлечения, пристрастия, отношения к различным жизненным аспектам. Хотя, то же понятие культура, всеми людьми воспринимается по-разному, в отличие от культурного наследия, которое является незыблемой ценностью, и не подлежит какой-либо трансформации. Оно должно охраняться, и бережно передаваться из поколения в поколение. Да иначе и быть не может. Ведь оказывая огромное влияние на воспитание человека, культурное наследие формирует его духовность, взгляды, увлечения, идеи. Если говорить проще, то под его влиянием человек формируется как личность. В итоге мы имеем дело с общностью людей, обладающими своими взглядами, мнениями, культурными традициями и духовными ценностями. Вот по этой причине нужно беречь культурное наследие, ведь для потомков оно необычайно важно. В нем заключено все, то ценное, что смог создать человек за всю историю своего существования.

Парадокс заключается в том, что познать будущее, не изучая прошлого, невозможно. Это касается любого народа и государства. Человек должен строить свою жизнь, опираясь на опыт прошлых поколений. Только зная свою историю, можно успешно развиваться. Тогда не будут сноситься памятники, не станут появляться сомнительные герои, не будут приниматься античеловеческие законы, и только тогда, человек будет испытывать гордость за ту страну, в которой живет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *