Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Как правильно прогнозировать будущее и видеть тренды с помощью форсайта

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Учитывая вариативность грядущего, можно составить наиболее предпочтительные сценарии и следовать им. А помогут в этом профессиональная методика форсайта и несколько простых техник для каждого.

Форсайт — это систематическая, обоснованная оценка перспектив развития технологий, науки, экономики и общества. В рамках форсайта рассматриваются глобальные тренды и внутренние возможности, а также вовлекаются все стейкхолдеры (заинтересованные стороны), формирующие это будущее.

Форсайт может быть полезен достаточно широкому кругу лиц: политикам и руководителям компаний, ученым и даже простым гражданам. Рассказываем, как можно провести профессиональный форсайт.

Шаг 1. Ответить на вопрос «Зачем?»

Определяем цели и задачи будущего исследования. Какие ключевые результаты планируется получить и для чего их дальше использовать?

Время на реализацию: 1-2 недели.

Примеры. С помощью форсайта можно:

Ошибки. Слишком общие цели, сильно превышающие сложность объекта (например, для корпоративного или отраслевого форсайта — попытка охватить все национальные и мировые рынки). Слишком большое внимание к деталям («давайте все пропишем заранее»).

Рекомендация гуру. Сохраняйте разумный баланс между временем, потраченным на этот шаг, и уровнем детализации. Все равно по мере разработки форсайта подробности будут уточняться.

Шаг 2. Ответить на вопрос «Для кого?»

Определяем стейкхолдеров форсайта, какие у них могут быть интересы и как установить с ними коммуникацию.

Время на реализацию: 2,5–4 недели.

Примеры. Для определения перспектив инновационного развития крупного города (например, Москвы) нужно будет вовлечь в проект представителей:

Ошибки. Слишком «узкое» определение стейкхолдера: даже когда заказчик исследования — одна компания, в ней зачастую может быть три-пять внутренних групп влияния, и со всеми надо найти контакт.

Рекомендация гуру. «Мы все равно не сможем на них повлиять — зачем звать?» — это неверная постановка вопроса. Задача — не столько воздействовать, сколько вовлечь, проинформировать, дать возможность самим влиять на результаты проекта. Если определить, какие цели и задачи преследует стейкхолдер, в чем его «функция полезности», и понять, как стать ее частью, вопрос мотивации и вовлеченности будет решен.

Шаг 3. Ответить на вопрос «Как?»

Один из самых непростых вопросов форсайта. В него входит:

Время на реализацию: 2-3 недели.

Примеры. Для форсайта перспектив применения информационных технологий в постковидном обществе можно использовать метод Дельфи, пригласив к участию не менее 200–300 представителей науки, вузов, бизнеса. На его полноценное проведение лучше заложить два-три месяца, включая разработку и пилотирование анкеты, формирование выборки и проведение самого опроса.

Для форсайта агропромышленного комплекса на период до 2040 года команда должна состоять из нескольких уровней:

Ошибки. Ставка только на математическую модель или опрос экспертов.

Рекомендация гуру. Нужно комбинировать как минимум три группы инструментов: доказательные, экспертные и креативные.

Эксперты должны проходить жесткий отбор по четким и понятным критериям (например, для ученых это индекс цитирования в международных базах данных Web of Science и Scopus).

Можно сделать «дорожную карту» с двумя сценариями: базовым, который позволит достичь поставленных результатов, и расширенным, если будет хватать времени и бюджета. Слишком амбициозные цели могут на практике обернуться неудачей.

Одна из важных составляющих успеха — наличие в команде эксперта-синтетика, специалиста в исследуемой области с широким кругозором, способного взглянуть на область исследования «cверху».

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Шаг 4. Реализация и ответ на вопрос «Что?»

Это один из самых трудоемких и долгих этапов форсайта. Он предполагает выполнение шагов «дорожной карты».

Время на реализацию: от 2-3 месяцев до 3 лет.

Примеры. Прогноз научно-технологического развития России до 2030 года, реализуемый по заказу Минобрнауки, опирался на десять научных методов, привлек более 2 тыс. экспертов и длился три года.

Форсайт перспективных рынков зерновых, проведенный по инициативе Россельхозбанка, собрал более 50 экспертов в АПК и смежных областях, использовал результаты iFORA (системы интеллектуального анализа больших данных) и был реализован менее чем за пять месяцев.

Перечень глобальных трендов развития рынка недвижимости используется как «точка отсчета» для обсуждения экспертами в рамках форсайт-сессии.

Футурологи формируют радар «джокеров» — маловероятных событий с большим потенциальным эффектом.

Ошибки. Слабая методическая подготовка. Слишком быстрый ответ на предыдущие вопросы или их игнорирование. Как следствие — девальвирование результатов, некорректный учет ресурсов (временных, финансовых, человеческих).

Рекомендация гуру. Все этапы намеченной «дорожной карты» нужно пройти до конца. Иногда команда или заказчик останавливают работы, удовлетворившись или разочаровавшись в отдельном шаге, но сила форсайта — в комбинации методов. Нужно помнить, что форсайт — это не только и не столько игра «угадай будущее» (хотя методы геймификации тоже активно применяются), сколько кропотливая и ответственная научная работа, нацеленная на прикладной результат.

При этом команда — один из главных ресурсов форсайта. Ей нужен особый подход, тайм-менеджмент и наставник.

Шаг 5. Проверка и ответ на вопрос «Что дальше?»

Речь идет об интеграции результатов форсайта в систему принятия решений заказчика и бенефициаров.

Время на реализацию: от одного месяца до нескольких лет.

Примеры. Для разработки успешной стратегии развития банка или компании результаты форсайта должны учитывать организационную структуру, быть одобрены наблюдательным советом и переведены в формат «дорожной карты» для всех бизнес-направлений, участие которых желательно с самого начала проекта.

Если вы сделали свою «дорожную карту» личностного развития, не ждите понедельника, начните ее реализовывать уже сегодня! Введите в привычку проверять каждую неделю, чего вы достигли, какие ошибки допустили.

Ошибки. Попытки навязать результаты «сверху» так же неэффективны, как и «пустить все на самотек».

Рекомендация гуру. Это один из наиболее важных шагов форсайта, иначе он так и останется интересным исследованием «без ног». Важно вовлечь лиц, принимающих решения, с самого начала и сразу разрабатывать результаты, которые они «увидят» и воспримут как свои.

Как смотреть в будущее более осознанно?

Сразу организовывать целое форсайт-исследование иногда сложно и дорого. Для начала можно попробовать скорректировать существующий подход к планированию будущего и ввести в практику новые привычки. Рассказываем, какие техники может применить каждый для того, чтобы ставить адекватные долгосрочные цели и задачи.

1. Четыре сценария

Модель «Четыре сценария будущего» создал американский профессор Джим Датор в 1979 году. Любой из сценариев будет опираться на одну из четырех базовых «историй».

Каждый из подходов-«историй» помогает формулировать отдельный блок вопросов для прогнозирования. К примеру, опираясь на сценарий роста, мы можем продумывать ключевые точки, через которые пройдет проект с учетом уже принятых решений. Сценарий коллапса помогает спрогнозировать возможные факторы катастрофы и избежать ее. Дисциплинирующий сценарий предлагает возможности для предотвращения коллапса, а сценарий трансформации предлагает возможности переформатирования имеющихся систем.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

2. Шесть столпов

Он советует перед исследованием сформулировать ответы на шесть вопросов:

Дальше Инайятулла предлагает следовать «шести столпам» прогнозирования.

3. «Бриллиант» Поппера

Эту методику создал Рафаэль Поппер (США) в 2008 году. В основу он положил систему из 24 инструментов, размеченную в форме ромба, который образовывали углы:

Инструмент располагается внутри в зависимости от того, в какую сторону он больше направлен. К примеру, мозговой штурм и ролевая игра хороши для разработки стратегий командной работы, но для коллективного решения конкретной цели больше нужен структурный анализ. В зависимости от типа задач выбираются разные типы инструментов. Сам же процесс Поппер разделил на пять этапов.

4. Против потопа

Нам свойственно мыслить абстракциями: даже собственные планы могут восприниматься как порученные другому «я», что уж говорить о неких «людях будущего», которых мы, скорее всего, вообще не застанем. Консультант по инновациям Ари Валлах (США) призывает отказаться от «мышления на короткие дистанции». По его мнению, в таком планировании кроется причина техногенных катастроф: в целях максимизации прибыли в небольшой перспективе компании игнорируют дорогостоящее оборудование, обеспечивающее безопасность нефтяных платформ или инфраструктуры.

Поэтому Валлах предложил три принципа мышления будущего, которые хоть и звучат гораздо проще, чем другие идеи из подборки, но могут быть условием для пользования этими методиками.

Валлах приводит простой жизненный пример: когда обедаешь в кафе с семьей, можно дать детям поиграть на смартфоне, а можно порисовать с ними вместе или пообщаться. Первый подход займет детей на какое-то время, но второй принесет им больше пользы в долгосрочной перспективе.

Наша точка зрения действительно меняется, стоит только представить себя «человеком будущего». В 2015 году японские ученые Тацуёси Сайдзё и Кейсиро Хара провели ролевую игру, по условиям которой участники разделились на две группы: современники и поколение, живущее в 2060-м. Им предложили ответить на ряд вопросов, связанных с городским управлением. В результате представители «будущего поколения» настояли на увеличении тарифов для последующего обновления гидротехнических сооружений. По итогам игры власти небольшого городка Яхаба приняли решение все же повысить тарифы.

Ускоряющийся разрыв в доходах между богатыми и бедными, глобальное потепление и войны не исчезнут сами по себе: эти проблемы придется так или иначе решать при помощи альтернативных моделей будущего.

Планирование ради самого планирования (как и, допустим, максимизация прибыли ради самой прибыли) приведет к новым просчетам и проблемам.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Карта личностного развития

Российский прогнозист, специалист по классическому форсайту Александр Чулок применил подход, используемый для компаний, к человеку. Он будет полезен тем, кто хочет изменить свою жизнь, но не знает, с чего начать. Заполните все пункты из «дорожной карты» ниже и попробуйте начать воплощать их в жизнь. Для упрощения задачи составьте отдельно свой список из глобальных трендов, указав в них пять возможностей и пять угроз, а также события-«джокеры».

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Суммируя все эти концепции, обратим внимание на важное правило любого осознанного прогнозирования будущего: всегда стоит учитывать худший вариант развития событий, нельзя рассчитывать на то, что проблемы решатся автоматически. Учет сразу всех возможных проблем и путей их преодоления обеспечит более широкий горизонт развития и снизит вероятность того, что по дороге вам встретится «черный лебедь».

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник

Как научиться работать с будущим — 10 советов футуролога Анны-Лиз Кьер

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Бизнесу важно создавать востребованные продукты, выходить на новые рынки и опережать конкурентов, а сотрудникам — знать, например, какие навыки и профессии будут востребованы в будущем. Анализ трендов помогает компаниям и отдельным людям отслеживать главное, оценивать риски и принимать лучшие для них решения. Перечисленные техники и принципы позволяют отсечь тенденции, не имеющие ценности, и связать между собой важные тренды.

1. Подходы к прогнозированию будущего

По словам автора книги, существуют четыре подхода, которые лежат в основе моделей прогнозирования.

В своей работе, советует Кьер, лучше совмещать все подходы, чтобы видеть более широкую картину и реагировать на вызовы в разных областях.

Анна-Лиз Кьер — РБК: «Эта структура отвечает на вопрос: как создать подходящую основу, которая уравновешивает реальные научные и социальные данные и при этом учитывает влияние более неосязаемых, эмоциональных и ценностных изменений в нашем обществе?»

2. 4Р-модель для бизнеса

Инновационная модель 4P состоит из следующих компонентов:

Важно расположить ценности компании именно в этом порядке, считает Анна-Лиз Кьер. Она советует фокусироваться не на выручке, а на потребностях клиентов, заботе об окружающей среде и формулировании глобальной цели компании, превращая стратегию в действие. Как бы ни менялись тренды, люди всегда будут стремиться к «хорошей жизни», поэтому создание качественных продуктов и забота о потребителе будут всегда актуальны. Кроме того, когда компания оказывает положительное влияние на людей и планету, она «подпитывает» окружающую среду, а не истощает ее, и таким образом гарантирует себе место в будущем.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Анна-Лиз Кьер — РБК: «Истории успеха будущего будут формироваться теми, кто сможет адаптировать и сбалансировать все 4P, чтобы они приносили устойчивую, социальную, эмоциональную и экономическую ценность одновременно. Оказание положительного воздействия на людей и планету с соответствующим нравственным обликом обеспечит актуальность для всех заинтересованных сторон: потребителей, сотрудников и граждан».

3. Три параметра трендов для моделирования будущего

В моделях, разрабатываемых Анной-Лиз и ее командой, анализируются три важных аспекта: структурные драйверы, макро- и микротренды.

Структурные драйверы — это фундаментальный базис каждого общества: от политики и экономики до коммуникаций и образа жизни. Они меняются под воздействием макро- и микротрендов.

Макротренды проявляются в широком масштабе, в то время как микротенденции обычно видны в более узком контексте времени, географии или сферы, на которую влияют. Макроизменения всегда состоят из множества более мелких сдвигов. В процессе трендвотчинга обычно наблюдают за микроуровнем, чтобы спрогнозировать, как с течением времени может развиваться макроуровень.

4. Атлас трендов

Атлас трендов объединяет структурные драйверы, упомянутые выше, и актуальные макротренды. На верхнем уровне атлас состоит из четырех измерений.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

При этом каждый структурный драйвер меняется под воздействием макротрендов.

Анна-Лиз Кьер — РБК: «Компании все чаще осознают, что принятие строго линейного подхода к набору нелинейных проблем мешает применять творческое видение, улавливать возможности и находить решения».

5. Исследование трендов

Каждый человек может составить собственный атлас трендов. Все начинается с анализа и сбора информации. Для этого используются разные источники:

Каждая макротенденция, как правило, находится под влиянием или подкрепляется рядом микротрендов, что подтверждается идеями, фактами, цифрами и тематическими исследованиями. Сначала тенденции могут показаться неосязаемыми, но когда вы начнете их объединять, то увидите слабые сигналы, которые в конечном итоге проявятся в виде четких закономерностей.

Тренды можно визуализировать в виде точек, расставленных хаотично, а затем соединить линиями схожие по тематике микроизменения и объединить в макротренд. Например, тотальную прозрачность информации и репутационный менеджмент можно объединить в тренд, который Анна-Лиз назвала «Радикальная открытость».

6. Анализ трендов

Следующий шаг — анализ. Нужно сформулировать названия тенденций, разбить их на группы в соответствии со структурными драйверами и правильно расположить на атласе. Составляющие блоки в нем можно менять, добавлять, изменять или удалять в зависимости от стоящих перед вами задач.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

7. Шорт-лист тенденций

После составления собственного атласа нужно сформировать короткий список тенденций, наиболее важных для вас или организации, в которой вы работаете. Обычно этот этап проходит в формате мозгового штурма с использованием техник дизайн-мышления. В течение нескольких часов участники обсуждают идеи, а затем приходят к общему решению.

Анна-Лиз Кьер приводит несколько советов по проведению таких мероприятий.

8. Индекс трендов

Отобранные тенденции наносят на индекс трендов. Это полезный инструмент для оценки стратегии и принятия обоснованных решений. Он объединяет макро- и микротренды в рамках вышеупомянутой 4P-системы.

Каждому макротренду назначается несколько поддерживающих микротрендов. Вы можете выбрать, например, от двух до четырех микротрендов для каждого макротренда. Каждый из микротрендов помещается в сектор или квадрант, соответствующий одному из 4P (люди, планета, цель или прибыль), для создания сбалансированной перспективы будущего в выбранном секторе или отрасли. Также в индексе есть две оси. У горизонтальной на разных полюсах — рациональные (поддающиеся более точной оценке) и эмоциональные (касающиеся ценностей, духовной стороны жизни и т.д.) тренды, у вертикальной — коллективные и индивидуальные.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

9. Барометр/компас трендов

Это вариация индекса. На нем при желании можно также указать значения по шкале от 0 до 100% или от 1 до 10 баллов по каждому из трендов. Конкретные показатели Анна-Лиз предлагает собрать с помощью качественных или количественных опросов среди заинтересованных сторон. Каждый участник должен оценить, в какой мере тот или иной тренд учитывается компанией.

Низкие баллы могут указывать на потенциальные проблемы и возможные риски для бизнеса. Более высокие баллы указывают на то, что эта тенденция более распространена и, возможно, уже учитывается организацией. Тем не менее все тенденции и вызовы представляют собой возможность для роста или улучшения работы, если принять их во внимание на ранней стадии. При этом игнорирование тренда может стать угрозой.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Анна-Лиз Кьер — РБК: «Очевидно, что, как футурологи, мы выступаем за то, чтобы взять на себя роль активных лиц, вносящих изменения, или инфлюенсеров. Чтобы быть успешной организацией или человеком в XXI веке, нужно научиться подходить к изменениям и управлять ими с уверенностью, признавая, что текущие и будущие перемены также представляют собой величайшие возможности для свежих идей, роста и успеха».

10. Разработка сценариев

Не существует идеального способа написания сценариев будущего. Самое важное, что нужно помнить, — это то, что существует не один, а несколько вариантов будущего, разыгрываемых одновременно. Анна-Лиз рекомендует добавлять контекст, описывая сценарии через условных архетипических персонажей с разным потребительским поведением. Она называет это «рассказывать истории».

Например, «новые горожане» в понимании автора книги — это люди, ориентированные на семейные и социальные связи, которые при этом ценят плюсы жизни в «умных» городах. Они активно участвуют в общественных делах, создают клубы по интересам.

Для каждого такого типа потребителя нужно сформировать ценностное предложение. Так, есть несколько способов привлечения «новых горожан»:

При этом важно понимать, что будущее не высечено в камне, всегда случаются неожиданные события. Однако все перечисленные методологии и техники помогают представить возможные и даже предпочитаемые сценарии будущего и занять позицию инициатора изменений, а не просто стороннего наблюдателя.

Анна-Лиз Кьер — РБК: «Система управления трендами Kjaer Global сочетает в себе широкий спектр движущих сил общества, макро- и микротенденций вместе с практическими примерами, чтобы создавать мощные вдохновляющие идеи будущего. Мы рассматриваем тенденции как строительные блоки для написания убедительных историй и сценариев мира завтрашнего дня».

Благодарим директора центра научно-технологического прогнозирования Александра Чулока и заведующую отделом научных коммуникаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Елену Гутарук за помощь в подготовке материала.

Источник

Прогнозировать нельзя угадать: как меняется практика анализа будущего

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Об эксперте: Александр Чулок, кандидат экономических наук, директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

С 9 по 13 ноября 2020 года пройдет X ежегодная Международная научная конференция «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика» с участием специалистов из более чем 20 стран, которая признана ОЭСР одним из крупнейших мировых научных мероприятий в этой области. Организатором выступает Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

— Что нового появилось в сфере исследований будущего?

— Сейчас мы наблюдаем их фундаментальную трансформацию, которая связана с несколькими трендами. Во-первых, сильно развился научно-методический инструментарий: в середине прошлого века исследования проводились, в основном, двумя классическими методами — математическими моделями и опросами экспертов. В первом случае нужно уметь разглядеть за цифрами перспективы будущего, во втором — выведать у экспертов то некодифицированное знание, которым обладают только они.

У этих методов есть свои серьезные ограничения. Так, математические методы не могут учесть всего разнообразия реальности и вынуждены идти к будущему сквозь большое число базовых предпосылок, а эксперты не могут знать всего. Более того, знание о будущем все больше приобретает междисциплинарный характер — происходит пересечение многих дисциплин (биология, ИТ, космос, новые материалы и так далее). При этом эксперты, в большинстве своем, узконаправленные: чем выше уровень профессионализма, тем жестче ощущается специализация, и найти человека, который глубоко разбирается во всем, очень сложно.

Сегодня эти классические методы дополняются гибридными исследовательскими инструментами, происходит рост мощности самих методов, что обеспечивает новый виток в исследовании будущего: big data, технологии искусственного интеллекта, нейросети, математический анализ и пр. На нашей конференции этой теме будет посвящено несколько специальных докладов от топовых международных специалистов из ОЭСР, Евросоюза, стран БРИКС и наших собственных.

— Какую роль здесь играет Россия?

— Надо сказать, что Россия, и это очень приятно, является одним из трендмейкеров в сфере исследования будущего. У нас есть собственные существенные разработки в сфере стратегической аналитики и форсайта. Российская система iFORA (Intelligent Foresight Analytics), которая включает уже более 400 млн документов, вышла на серьезный международный уровень, войдя в топ-5 аналогичных международных систем. Одновременно с этим, работа с экспертами переводится в более сложные форматы, учитывающие возможности ИТ-приложений и их особенности.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Я бы сказал, что с точки зрения инструментария, мы сейчас находимся на пороге новой технологической революции, именно в сфере работы с будущим. Здесь открывается много возможностей для всех: от лиц, принимающих решения в сфере научно-технологической и инновационной политики, и компаний, заинтересованных в разработке верных стратегий, до общества, то есть, всех нас.

Этому будет посвящена часть секций предстоящей конференции, например, в рамках панели «Форсайт 3.0», а наши коллеги из ОЭСР расскажут про систему сценариев Metaverse.

— Что еще обуславливает трансформацию знаний о будущем?

— Второй важный тренд — это рост спроса со стороны населения, бизнеса и государства. От достаточно линейного, характерного для начала 2010-х годов, спроса на качество и научную обоснованность данных мы переходим к более требовательному и сложному запросу. Сейчас формулировка «по экспертным оценкам» не проходит — нужно всегда показать, откуда взяты те или иные результаты, насколько они валидированы, какие инструментарии применялись, какие факторы учтены и так далее.

Кроме того, «наши клиенты» становятся все более образованными, среди них все чаще оказываются люди, принимающие решения. Например, руководители компаний все больше погружаются в тему исследований будущего, то же касается и чиновников, особенно их «молодого пласта».

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

Мы все чаще видим, как заказчики форсайтов сами принимают участие во всех сессиях, вникают в семантические карты, построенные на базе анализа больших данных, ищут ответ на вопрос «что если» в рамках прогнозных сценариев и даже хотят видеть тысячи и миллионы метаданных, которые обработала iFORA — чтобы потом собственные специалисты могли строить различные дэшборды.

На стыке этого спроса и предложения мы подошли в 2020 году к новой фундаментальной волне в сфере исследований будущего — повышению его неопределенности, которое требует применения специальных методов, таких как форсайт, который, между прочим, в этом году празднует свое 70-летие (первые серьезные форсайт-исследования начала проводить американская корпорация RAND еще в 1950-е годы).

Таким образом, третья группа важных трендов, которые мы наблюдаем в исследованиях будущего, связана с разнонаправленностью объекта исследования — само будущее становится более вариантным.

Если раньше, в середине прошлого века, нефтяной кризис стал хрестоматийным шоком, который вошел в многочисленные учебники и бизнес-кейсы, то история нескольких месяцев 2020 года уже побила его в рейтинге неопределенности в том, что касается и природных катаклизмов, и политических шоков.

— Что это значит с точки зрения работы с будущим?

— Это означает, что нужно лучше описывать сценарные развилки. Нужно не предполагать какой-то один базовый сценарий, а двумя другими (как правило, консервативным и оптимистическим) лишь обосновывать правомерность выбора, но рассматривать различные альтернативы: институциональные, технологические, связанные с развитием цепочек добавленной стоимости и так далее.

Будущее становится более неопределенным, и для того, чтобы с ним лучше работать, нужны специальные инструменты, чтобы эту неопределенность структурировать, разбить на блоки. Например, сейчас очень помогают методы идентификации так называемых слабых сигналов и «джокеров». Об этих методах, о так называемых подрывных инновациях и будущих трендах мы тоже будем говорить на конференции, собрав футурологов с мировыми именами и ведущих форсайтеров из Австрии, Венгрии, Финляндии, США.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

«Джокер» — событие с низкой вероятностью, но масштабными эффектами.

Подрывные инновации — те, которые радикальным образом меняют либо технико-экономические характеристики, либо потребительские свойства, и, тем самым, могут быстро разрушить существующие бизнес-модели (термин впервые использовал Йозеф Шумпетер)

— Ситуацию с COVID-19 можно отнести к «джокерам»?

— Хотя некоторые специалисты по будущему и говорят, что «мы предупреждали», я считаю, что да, отнести можно. Вместе с COVID-19 мы входим в эпоху «джокеров», когда все будет неопределенно. Его последствия в полной мере еще только предстоит осознать: так называемую экономику низкого уровня контактов, трансформацию цепочек создания добавленной стоимости, вопросы безопасности, где COVID-19 выступил как триггер: не только эпидемиологической, но и продовольственной, и кибербезопасности.

Но нельзя забывать о том, что есть много и других «джокеров», которые пока не входят в зону активного дискурса. Например, события, связанные с изменением климата. Их мы до сих пор еще не осознали, но они для России могут обернуться сильным изменением агроклиматической карты, тогда как сельское хозяйство является одним из опорных секторов и драйверов роста страны.

Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее

При этом «джокеры» необязательно несут только негатив. Так, по данным недавнего опроса Ассоциации менеджеров, для порядка 20% компаний (более 200 респондентов) период COVID-19 характеризовался ростом. Таким образом, «джокер» может носить и позитивный характер, но их нужно уметь идентифицировать, и быть к ним готовым.

— Какие еще важные темы затронет конференция?

— Это «зеленая» тематика — она сейчас уже проникает в систему принятия решений: от политиков Еврокомиссии, взявших «зеленую» тему как знамя восстановления экономики, до финансовых институтов, уделяющих все больше внимания «зеленым» инструментам и трендам ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance).

Очень важно, что мы выносим экологическую повестку, потому что в этой тематике существует большое разделение школ, иногда даже противоборствующих. Несмотря на проработанность и растущую популярность этой темы, какого-то единого мнения не существует. Это хорошо, когда есть разные точки зрения и школы, но им нужна площадка для дискуссии.

Поэтому четвертая горизонтальная тема конференции, связанная с человеком, природой и экологией, подключает Россию к мировому процессу. Обсуждая «зеленую» тематику на таком высоком уровне и с такой репрезентативностью стран, докладов и мнений, мы, что называется, остаемся в тренде.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *