Что можно установить в парке
Летние кафе и торговля в парках: как город поддерживает сезонный бизнес
Лето — особая пора для владельцев ресторанов, кафе и небольших торговых точек. В теплый сезон люди проводят больше времени на улице, отдыхают в парках. Поэтому рестораторы и владельцы торговых точек расширяют свой бизнес: открывают летние кафе и веранды, организуют торговлю в тех местах, где горожане и гости столицы любят гулять и отдыхать.
Москва помогает развивать сезонный бизнес. Предприниматели могут рассчитывать на субсидии, а также на бесплатное обучение.
Как открыть летние кафе и веранду
Летние веранды и кафе — это быстровозводимые сооружения, которые открывают при ресторанах. В этом году в городскую схему размещения включено более 3,1 тысячи подобных сезонных заведений. Получить землю под летнее кафе можно бесплатно и без оформления земельно-правовых отношений. Предпринимателям достаточно подать заявку, а также соблюдать все требования при монтаже конструкций. Более того, город помогает рестораторам, предоставляя субсидии.
«Ресторанный бизнес играет важную роль в жизни города, поэтому столица уделяет особое внимание поддержке этой сферы. Рестораторы могут рассчитывать на субсидии, которые позволяют компенсировать часть расходов, например на покупку оборудования в кредит или в лизинг, уплату процентов по кредитам, коммунальных платежей или взносов франчайзеру. Также город предоставляет бесплатную образовательную поддержку», — рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин.
Типовые стандарты для летних кафе позволяют не нарушать архитектурный облик города. Так, если в здании уже есть летние веранды, ресторатор обязан соблюдать единый архитектурно-художественный стиль — вплоть до использования одинаковых материалов и подходящих цветовых решений.
В Москве за размещением летних кафе следят специалисты Госинспекции по недвижимости. Большое внимание уделяется и требованиям безопасности, техническим регламентам, строительным нормам и правилам. Летние кафе нельзя устанавливать в арках зданий, на цветниках, автостоянках, крышах жилых домов и их пристройках. Еще одно важное правило: площадь летней веранды не должна быть больше площади заведения, при котором она размещается.
Веранды должны располагаться на расстоянии не более пяти метров от входа в стационарное предприятие, не менее 25 метров от входа в метро, пяти метров от подземного перехода и 10 метров от остановок. В случае размещения летнего кафе на земле или газоне оно должно быть установлено только на технологическом настиле. Кроме того, веранды не должны мешать проходу пешеходов по тротуару.
Чтобы открыть летнее кафе, компании или индивидуальному предпринимателю нужно подать заявку и пакет документов в префектуру соответствующего округа Москвы. Сделать это можно лично или через представителя по доверенности. Затем будущее летнее кафе вносится в городскую схему размещения. Эта услуга оказывается бесплатно, срок рассмотрения обращения — до 30 рабочих дней. Проекты размещения летних кафе бесплатно разрабатывает Москомархитектура.
Инструкция: как получить разрешение на размещение летнего кафе
Как город помогает рестораторам
Город поддерживает рестораторов, в том числе финансово — это самый востребованный вид помощи. В 2019 году появилась субсидия для франчайзи, которая позволяет предпринимателям компенсировать до одного миллиона рублей.
Владелец столичной кофейни Антон Кравченко рассказал, как смог воспользоваться субсидией. О финансовой поддержке он узнал из новостей, после чего обратился в Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
«Со сбором документов особых трудностей не было, были некоторые затруднения с предоставлением документов от франчайзера, но они все решались в рабочем порядке. По факту субсидия помогла сохранить работающий бизнес», — поделился предприниматель.
Еще один вид помощи — компенсация затрат на оплату комиссии при использовании сервисов доставки еды. Размер субсидии составляет до 700 тысяч рублей. Заявки принимаются онлайн. Узнать больше об этой и других компенсациях можно на сайте cashback.moscow.business.
Город не только помогает предпринимателям деньгами, но и проводит обучающие мероприятия. Так, ГБУ «Малый бизнес Москвы» организует бесплатные бизнес-акселераторы. Благодаря одному из них ресторатор Роман Гарцев в прошлом году смог реализовать новые проекты и увеличить выручку.
«Наша команда ставила амбициозные цели по увеличению выручки за счет наполняемости заведения и повышения среднего чека. Все задачи и показатели были достигнуты после прохождения акселератора по ресторанному бизнесу. Мы увеличили выручку в два раза и открыли бар для проведения квизов. Кроме того, мы организуем доставку бизнес-ланчей в офисы, а также планируем привлечь новых посетителей за счет проведения интеллектуальных игр как нового формата досуга», — рассказал бизнесмен.
В этом году ГБУ «Малый бизнес Москвы» проведет акселератор для представителей ресторанного бизнеса. Записаться на этот и другие курсы можно на сайте mbm.mos.ru.
Как торговать в парках
Хорошую прибыль летом приносят не только летние кафе, но и торговые точки в парках и местах, где любят гулять горожане и туристы. Одни их самых популярных — Парк Горького, ВДНХ, парк «Сокольники», музеи-заповедники «Царицыно», «Кузьминки-Люблино» и «Коломенское».
Город предлагает предпринимателям арендовать нестационарные торговые объекты: киоски, ларьки, передвижные павильоны и вендинговые автоматы. В них можно торговать едой и напитками, в том числе мороженым, сэндвичами, сладостями и выпечкой, горячей кукурузой. К нестационарным торговым объектам относятся и станции проката спортивного инвентаря.
Прежде чем заняться подобной торговлей, нужно выбрать товар и расположение точки, чтобы понимать, где можно получить максимальный доход. Например, воду и соки лучше продавать около велодорожек и главных сцен парка.
Нестационарные торговые объекты предоставляются в аренду на пять лет, но период размещения может быть разным. Точки с мороженым и прохладительными напитками могут работать с 1 мая по 1 октября, а бахчевые развалы — с 1 августа по 1 октября.
Как обустроить парк?
Каким должно быть место, в которое горожане захотят возвращаться снова и снова?
Природоохранные территории в черте города требуют особого внимания. Конечно, в приоритете здесь защита флоры и фауны, но и человеку в парке должно быть комфортно — в последние годы горожане всё чаще проводят выходные на свежем воздухе. Чтобы не нарушить хрупкое равновесие, необходимо учитывать несколько факторов.
Безопасность
Хороший парк должен использоваться постоянно — круглогодично и круглосуточно. Если в парке темно и безлюдно, едва ли туда пойдёт в сумерках мама с коляской — она не будет чувствовать себя в безопасности. Поэтому парк должен хорошо освещаться, а точки притяжения людей стоит рассредоточить в разных местах, чтобы посетители распределялись равномерно (в условиях пандемии это важно также с эпидемиологической точки зрения). Кроме того, в парке должна быть охрана и камеры наблюдения.
Парк Горького. Источник: фото автора
Один из самых безопасных парков мира — Даань в Тайбэе. Он работает и днём, и ночью. В парке можно заниматься спортом, рассматривать скульптуры, но любимое занятие посетителей — фотоохота на черепах и многочисленных птиц.
Комфорт для всех
В современном мире высок запрос на инклюзивность — каждый должен иметь возможность прийти в парк и с интересом провести в нём время. Поэтому при благоустройстве важно учитывать потребности всех социальных групп. Если ребёнок приходит на прогулку с бабушкой, то в парке должно быть комфортно обоим. Детские площадки, удобные дорожки для прогулок и для велосипедов, лавочки, возможно, зоны для настольных игр, чистые туалеты — всё необходимо учесть. При этом, конечно, среда должна быть безбарьерной. Например, в парке Горького лестницы оборудованы пандусами для съезда колясок. В парке «Сокольники» для людей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены отдельные парковочные места, кресла и скутеры с электроприводом, туалетные комнаты, оснащение для спуска и поднятия по лестницам.
Гайд-парк в Лондоне. Источник: expedia.com
Однако важно помнить, что интересы одних посетителей могут противоречить интересам других. Собачники и велосипедисты, к примеру, могут взаимно не любить друг друга, родители с маленькими детьми могут с подозрением смотреть на шумных спортсменов О том, что каждый хочет использовать общественное пространство по-своему и не всегда готов проявлять толерантность к другим, рассказывал, в частности, директор лондонского Гайд-парка Марк Кэмли. Но и эту проблему можно решить с помощью зонирования.
Зонирование
В парке должны быть созданы рекреационные зоны для людей с разными возможностями, при этом не должно возникать конфликта интересов. Например, в Центральном парке Нью-Йорка есть и площадка для пляжного волейбола, и теннисный корт, и бассейн, зимой превращающийся в каток; кроме того, в парке расположены Метрополитен-музей и театр под открытым небом. Но все эти зоны рассредоточены по парку, поэтому никто никому не мешает. При этом велосипедисты, роллеры и бегуны чаще пользуются дорогой, окружающей парк, и не вторгаются в личное пространство отдыхающих.
Театр в Центральном парке Нью-Йорка. Источник: Twitter
Так, в парке Горького есть всё, что нужно для разнообразного отдыха: излюбленное место для романтических свиданий Нескучный сад, парк искусств «Музеон», летний кинотеатр, музей современного искусства «Гараж», каток, спортивный центр, прокат велосипедов, роликов, лодок и катамаранов, игры-путешествия для взрослых и детей — квесты, экскурсии, рестораны, кафе и павильоны со стрит-фудом, места для прогулок и созерцания.
А в парке технических видов спорта в Печатниках любители экстрима могут покататься на кроссовой технике в пяти зонах, оборудованных современными трассами. Так, в парке есть отдельная замкнутая трасса мотокросса с естественными препятствиями протяжённостью почти в два километра, шоссейно-кольцевая трасса для автоспорта с множеством поворотов, зона для картинга, скейт-парк и специальная двухсотметровая велотрасса с контруклонами. В парке работают пункты проката спортоборудования, выставочный павильон, медпункт и площадка с вертикальным игровым лабиринтом для детей. Также для посетителей парка вдоль Москвы-реки есть прогулочная набережная с лестничными спусками к воде и зоны с беседками и мангалами для пикников.
При зонировании природоохранной территории важно организовать пространство так, чтобы все зоны отдыха непосредственно прилегали к дорожкам. Так у посетителей не будет необходимости уходить в глубь леса, и это защитит природу от вреда, который может нанести человек, сам того не желая.
Красота и качество
Едва ли что-то может быть красивее самой природы. Поэтому при благоустройстве зелёных зон важно не навредить. Гармоничнее всего смотрятся натуральные материалы, приглушённые цвета. Лавочки, дорожки, фонари и др. должны быть неброскими и функциональными, а не отвлекать внимание на себя.
Смотровая башня в датском парке. Источник: uncrate.com
Например, в датском заповедном лесу неподалеку от Копенгагена проложили почти километровую тропу на сваях, приводящую посетителей к 45-метровой спиралевидной башне. Высота тропы меняется: посетители проходят и у самой поверхности земли, и у верхушек деревьев. По задумке создателей парка, так люди смогут рассмотреть все уровни леса. Camp Adventure Park привлекает туристов со всего мира, при этом дикая природа от такого количества гостей совершенно не страдает. В парке «Сокольники», например, удалось сохранить «краснокнижных» представителей флоры и фауны. Здесь также встречаются лоси, лисы и бобры.
Защита природы
Качественное благоустройство не вредит природе, а, напротив, защищает её. Дорожки направляют потоки людей, оберегая «краснокнижные» растения от вытаптывания, информационные доски объясняют, в чём ценность заповедных мест. Также важно, что чем чаще горожане отдыхают на природе, тем больше они узнают о растительном и животном мире и бережнее относятся к нему.
Большой Тиргартен в Берлине. Источник: Wikimedia Commons
Показательна история Большого Тиргартена в Берлине. После Второй мировой войны значительную часть парка вырубили — угля не хватало, потребовались дрова. Прошло несколько месяцев, и из 200 тыс. деревьев уцелели лишь 700. В 1960-е гг. государство взяло парк под охрану, в Тиргартене началось благоустройство. Сейчас былое количество деревьев постепенно восстанавливается, при этом в парке отдыхают и развлекаются тысячи человек.
А вот жителям Москвы повезло больше. Здесь вырубить лесопарки не успели. Правда, долгое время почти не заботились о комфорте гостей. И постепенно «лёгкие Москвы» превращались в тёмные и безлюдные островки внутри мегаполиса: то ли борщевиком обожжёшься, то ли маньяка встретишь!
Начиная с 2010 года парки стали приводить в порядок. Так, отдыхающие могут заново познакомиться с парками «Фили», «Сокольники», «Царицыно» и другими. Сегодня в Москве не осталось запущенных парков — можете проверить сами! Здесь создали тихие места для любителей уединиться, отдельные зоны для отдыха с детьми, катки, кафе и спортивные площадки. При этом территория прекрасно освещена. Гулять приятно в любое время года!
Одним из главных элементов в обустройстве парков является функциональное зонирование участков парка. Для этого определяют состав зоны, её расположение, размеры..
Состав и площадь парковых зон определяется в соответствии с теми функциями, которые они выполняют, а также в зависимости от территорий, которые непосредственно прилегают к парку.
Среди зон парка можно выделить:
Расположение и размеры функциональных зон парка зависят от следующих факторов:
Между входами в парк должно быть не более 300 метров.
Зоны культурно-массовых мероприятий, аттракционов должны располагаться рядом с основными входами в парк, на расстоянии не дальше 150 метров от них. В этих зонах размещают:
По границам зоны аттракционов располагают полосу древесно-кустарниковых насаждений, которые обеспечивают защиту от шума.
Спортивно-оздоровительная зона располагается на открытых ровных участках, желательно недалеко от водоемов. В этой зоне сооружают спортивные площадки, беговые дорожки, катания на роликовых коньках. Эти зоны обычно располагают на территории парка, примыкающей к школьной или жилой территории, чтобы обеспечить постоянный приток посетителей и сократить расстояние до спортивных площадок.
Детские зоны содержат игровые площадки для детей разных возрастов, расположенные изолированно, вблизи от входов в парк, напротив жилых домов, детских садов и школ. Детские площадки должны быть разграничены по возрасту.
Зоны тихого отдыха и прогулок должны обустраиваться различными элементами озеленения (деревья, кустарники, клумбы), а также защитными сооружениями от непогоды и палящего солнца. Эта зона обычно располагается в удалении от основных тропинок и дорожек парка, в местах, где меньше всего шума.
Хозяйственная зона располагается на границе парка, где есть транспортный заезд с прилегающей улицы. В этой зоне строятся здание администрации, мастерские для обслуживания парковых объектов, хранится оборудование и различный инвентарь, располагаются площадки (крытые или открытые) для снегоуборочных машин, газонокосилок. Размеры хозяйственной зоны зависят от посещаемости парка, и обычно рассчитывается исходя из 0,2 метра квадратных на 1 посетителя парка. Если площадь территории парка больше 100 гектаров, то возможно создание цветочно-оранжерейного хозяйства.
По периметру парка необходимо размещать защитную противопылевую и шумную полосу дерево-кустарниковых насаждений шириной не меньше десяти метров. В этой полосе можно расположить стоянки для автотранспорта, которые проектируются из расчета – 5-7 парковочных мест на сто единовременных гостей парка, при этом выделяя на одну машину не более 25 квадратных метров (2,5х5,5 метров). Такие парковки должны изолироваться от остальной части парка с помощью зеленых насаждений.
В парках методически используется пространственное зонирование участков, заключающееся в распределении расположения и соотношения площадей закрытых, полуоткрытых и открытых озелененных пространств парка, которое зависит от функционального зонирования и того смысла, которое создатели вкладывают территориальное деление парка. Рекомендуется соотношение между ними – 1:1:2.
Для защиты парковых территорий от шума, загазованности, ветра и пыли используются закрытые пространства, которые создаются с помощью зеленых посадок. Они высаживаются по всему периметру парка, а также вдоль его границ.
Для организации зон отдыха и прогулок используются полуоткрытые пространства, которые образуются за счет не столь густых древесно-кустарниковых насаждений.
К открытым пространствам относят различные полянки, спортивные площадки, которые позволяют широко взглянуть на разные парковые композиции, предоставляют хороший обзор на окружающие территории.
Сегодня парки выполняют множество различных функций и воплощают в себе самые разнообразные приемы организации пространства. Основные критерии, которые предъявляют к паркам:
Дорожно-тропиночная сеть должна быть устроена таким образом, чтобы быть удобной для прогулок людей с ограниченными возможностями, для детских колясок.
Перед входом в парк можно разместить пригласительную площадку, размер которой позволяют изучить её посетителям, не создавая пробку на входе.
Еще одним из основных элементов обустройства парка является создание парковых композиций, которое достигается благодаря использованию рельефа, водных источников, зеленых насаждений, соотношения света и тени.
При создании парковых композиции необходимо обеспечить отличный вид наиболее ценных пейзажей парка с главных трасс и обзорных мест парка. Эти пейзажи должны быть разнообразны, чего можно достичь, используя следующие приемы:
При создании парковых пейзажей принимаются во внимание:
Оборудование и элементы благоустройства парка
Парковое оборудование зависит от функций парка. Рассмотрим основное парковое оборудование.
Площадки для отдыха – на них устанавливаются беседки, цветочные клумбы, теневые навесы, перголы и трельяжи. Чаще всего они располагаются рядом с парковыми аллеями и дорожками, около водных источников (пруды, фонтаны), на детских игровых площадках. Они разделяются на площадки для активного и тихого отдыха. Для тихого отдыха площадки планируются обычно около 50-100 квадратных метров.
Беседки не только позволяют посетителям отдыхать, созерцая красоту природы, но и являются украшением парка. Очень важно правильно их разместить, обеспечить их красивый внешний вид.
Парковое оборудование включает в себя фиксированные и мобильные скамейки, столы и кресла, урны и т.д. Для посетителей удобны скамейки со спинками, и часть из них должна располагаться в тени.
Детские игровые площадки могут включать как стандартное игровое оборудование, так и уникальное тематическое. К нему относится горки, качели, карусели, лазы и бумы, детские игровые комплексы, качалки на пружине и качалки-балансиры.
В парке также проектируются спортивные площадки со стандартными размерами. Состав этих площадок зависит от интересов посетителей парка. Это могут быть площадки для активных игр: футбола, волейбола, тенниса, а также воркаут площадки и спортивные площадки для детей разного возраста.
Очень важным элементом для парков является наличие водных объектов:
Большие водоемы используются для отдыха и спортивных занятий, малые – как декоративные.
Для обеспечения функции отдыха у водоемов организуют пляжи и места для купания, стояночных мест для катамаранов и лодок, и других объектов.
Элементы благоустройства парка делятся на функциональные и декоративные.
К функциональным относятся:
К декоративным элементам относят:
Каким бизнесом можно заняться в летнее время
Специфика сезонного бизнеса в том, что времени на раскачку нет – к лету нужно подготовиться заранее и отнестись к делу как к полноценному проекту. В курортных городах лето – золотая пора, когда численность отдыхающих превышает количество коренных жителей.
Но и в других населенных пунктах народ летом оживляется, особенно в выходные дни, парки наполняются отдыхающими, многие приходят целыми семьями и готовы потратить некоторую сумму на приятные мелочи. Грех не воспользоваться случаем и не создать согражданам условия для полноценного и разнообразного городского отдыха.
Традиционные виды сезонного паркового бизнеса (аттракционы, торговля мороженным и прохладительными напитками, фотографирование) не нуждаются в рекламе. Если вам удастся придумать нечто новое, позаботьтесь о рекламе, которая должна быть броской, с узнаваемыми образами и привлекательными условиями.
Характерные черты летнего бизнеса
Успеха в сезонном бизнесе достигают те, кто умеет гибко мыслить и оперативно изменяться. Время для исправления ошибок наступит только через год, поэтому спешите использовать возможности здесь и сейчас.
Идеи сезонного бизнеса
Торговля (мороженое, прохладительные напитки)
Это беспроигрышный бизнес в местах массового отдыха. Вряд ли кто-нибудь, проведя несколько часов в парке, не купит порцию мороженого, стакан прохладного лимонада или кваса, пирожок и т. п.
Организовать торговлю можно в летнем кафе под зонтиками, в ларьке, на лотке или просто из сумки-холодильника, прикрепленной к велосипеду или скутеру. К открытию ларька или кафе придется готовиться с осени, так как нужны разрешения, документы и согласования с муниципальными органами. Лоток или переносной холодильник организовать намного проще.
Окупить вложения в бизнес на продаже мороженого и прохладительных напитков можно буквально за несколько дней, так как в жару товар разлетается, а наценка по сравнению с оптовой ценой достигает иногда 200%.
Для сезонного использования вполне подойдет взятый на прокат или бывший в употреблении холодильник, цена которого не превышает 15 000-16 000 руб. Вы можете заключить договор с производителями или оптовыми продавцами мороженого, тогда холодильник вы получите бесплатно, но сможете продавать только определенные сорта товара. По отзывам, в сезон передвижная точка с мороженым и напитками может приносить до 60 000 рублей чистого дохода. Если вы установите в парках сеть из 20 или более точек, к концу сезона можете стать богаче на пару миллионов рублей.
Мороженое на развес и мягкое мороженое продавать выгоднее, но организация такой точки намного сложнее, в основном, из-за жестких требований санэпидемстанции.
Летнее кафе
При правильном выборе места летнее кафе в парке гарантированно принесет прибыль. Для открытия кафе нужно собрать внушительный пакет документов и получить разрешение муниципальных властей. В список необходимых документов обязательно войдут:
Как правило, в городах объявляется конкурс заявок на сооружение летних кафе, победить в которых бизнесмены с «запятнанной репутацией» и жалобами посетителей шансов не имеют.
Кроме разрешения местных властей, вам потребуется навес, павильон или шатер. Есть смысл сотрудничать с одной из пивоваренных компаний – вы получите фирменную посуду и бесплатный шатер, но сможете торговать пивом только одного производителя.
Покупка шатра обойдется примерно в 40-45 тысяч рублей, понадобятся также мебель (барная стойка, столы, стулья) и посуда. Общие затраты – в пределах 80-100 тыс. руб., но они окупятся в течение сезона, так как средняя рентабельность этих заведений достигает 35%.
Аттракционы для детей
Еще один верный путь развития сезонного бизнеса. Место для парка аттракционов нужно согласовать с городскими властями или с администрацией парка, а также с местным управлением культуры. У вас должны быть сертификаты безопасности и качества, документы о соответствии стандартам и нормам, без которых аттракционы не могут быть разрешены. Приготовьте пакет документов и фотографии всех аттракционов. Рекламировать парк аттракционов необязательно – яркие краски, радостная музыка и красивая форма работников привлекут посетителей без дополнительных приглашений. Чем больше средств вы вложите в аттракционы, тем большей будет отдача. В среднем, парк окупается за полтора-два месяца.
Летний кинотеатр
При правильном подходе этот бизнес может принести неплохую прибыль. Конечно, цены на билет не могут быть такими же, как в 3D-кинозалах, но на вечерний сеанс под открытым небом обязательно соберутся зрители. Кино под звездами – это романтика, свежий воздух и необычные впечатления.
Специально в тир ходят немногие, но родители, гуляя с детьми по парку, не отказывают себе в удовольствии проверить зоркость глаз и твердость рук. Деньги, вложенные в оборудование летней конструкции тира и покупку пневматики, окупятся через месяц-полтора.
Лицензия на покупку пневматики с энергией до 7,5 Дж не требуется, а павильон вы можете оборудовать сами, взять напрокат или купить трансформер – цена в диапазоне от 20 000 до 180 000 руб.
Постарайтесь привлечь посетителей не пустыми жестяными банками и мишенями, распечатанными на принтере, а чем-нибудь более интересным, например, механическими игрушками и призами.
Сладкая вата
Сахарную вату покупают охотно – уговаривать никого не приходится. Рентабельность этого бизнеса невероятная – одна порция сладкой ваты продается по цене килограмма сахара, при этом для ее производства нужна одна столовая ложка сахара-песка (9 грамм). Цена оборудования зависит от производительности и фирмы – есть аппараты за 3 000 руб. и за 150 000 руб. Если в вашем городе есть парки, еще не облюбованные конкурентами, срочно занимайте территорию и дарите людям радость.
Попкорн
Попкорн можно продавать где угодно – его будут раскупать в кинотеатрах, на улице, в торговом центре и, конечно, в парке. Почему бы не похрустеть кукурузой, сидя на лавочке в тени? Для начала бизнеса нужен аппарат для попкорна, специально подготовленные кукурузные зерна и одноразовые стаканы. Чтобы сделать попкорн еще вкуснее, можно разнообразить его вкус добавками. Попкорн стоит в десять раз дороже кукурузы, спрос на него всегда высокий, а оборудование стоит недорого.
Сувениры
Если вы живете в городе с большим потоком туристов, есть смысл заняться торговлей сувенирами. Все оборудование ограничивается столом или стеллажом для раскладки товара, а закупать сувениры можно у оптовиков, крупных производителей и частных лиц, занимающихся хенд-мейдом. Еще лучше, если вы сами можете производить нечто интересное и оригинальное – в этом случае летом вы сможете продавать работы, сделанные зимой дома. Поделки, магниты, вязаные изделия, расписная посуда – все это по-прежнему пользуется спросом у гостей города.
Солнцезащитные очки, головные уборы
В местах отдыха недорогие атрибуты летнего отдыха будут востребованы. Закупочная цена таких вещей на 50-80% ниже продажной, а из оборудования нужен только стол для раскладки товара.
Настольный теннис
Вам нужно установить теннисный стол в легкой палатке или под навесом, и брать плату за время игры. По возможности, оснастите площадку электроосвещением, тогда время работы вашего сервиса продлится до позднего вечера.
Прокат велосипедов, самокатов, детских машинок
Найдите безопасное место, где дети смогут кататься на свободной площадке или дорожках, и родители с удовольствием будут радовать свое чадо. Закупка велосипедов и машинок потребует финансовых вложений, но вы их вернете в течение первого же сезона. Этот бизнес актуален с первых теплых дней весны до поздней осени.
Фотографии на память
Еще лет 10-15 назад фотографы в парках неплохо зарабатывали, но сейчас у каждого есть мобильный телефон или фотоаппарат, позволяющий запечатлевать каждую минуту жизни. Ваш шанс привлечь внимание публики – интересный антураж. Запаситесь театральными костюмами, каретой, троном, экзотическими растениями и всем, что подскажет вам фантазия. Вряд ли вы вернете вложения в первый сезон, но через несколько лет инвестиции окупятся обязательно.