Что можно украсть в школе
Современное образование
Последние статьи на сайте:
Если ребенок ворует в школе, инструкция по воспитанию
Кто виноват?
Основанием для кражи могут служить разные мотивы, исходя из которых, можно выделить следующие типы воровства:
1. Клептомания
Клептомания (с гр. ОС»О»ОВВПР‚П„ОВВµО№ОР. вР‚» воровать, и ОСВОВВ±ОР. ОР‡ОВВ± вР‚» безумие, страсть) – болезненная страсть человека к воровству. У клептомана желание украсть приходит импульсивно, как приступ. Для такого человека не важно, что брать, его привлекает сам акт кражи, который снимает эмоциональное напряжение и внутренний дискомфорт, причем удовлетворение, которое он испытывает при этом, сродни наркотическому кайфу. Вещи, которые берет клептоман, его абсолютно не привлекают, он их складирует, иногда попросту забывая о них. Лечится это заболевание психиатром и встречается довольно редко. Однако если поступки вашего ребенка подходят под данное описание, то выход один – обратиться к специалисту.
2. «Своровать однажды»
В данном случае мы имеем дело со «спонтанной» кражей. Поддавшись искушению, ребенок берет чужую вещь и, будучи разоблаченным, испытывает мощнейший стресс. Как правило, у таких детей сформированы нормы социального поведения, они знают, что такое хорошо и плохо, умеют контролировать свои импульсные порывы. Акт воровства происходит не преднамеренно, и ребенок, впоследствии, искренне раскаивается.
Еще одной причиной спонтанной кражи может стать желание ребенка самоутвердиться и почувствовать свою значимость, завоевать авторитет в группе, и если иных способов реализоваться он не находит, то решается на столь неблаговидный поступок.
Привлечь внимание родителей – следующая причина, по которой ребенок может пойти на воровство. Чаще всего это происходит с детьми младшего школьного возраста. Родители слишком заняты, чтобы уделять ребенку достаточное количество времени. «Как дела в школе? Хорошо. Молодец! Плохо, получил двойку? А, ну, давай рассказывай, что произошло». Постепенно ребенок начинает понимать, что негативные поступки привлекают больше внимания близких людей. И тогда чадо совершает кражу, дабы его «заметили». Ему не нужны эти деньги (вещи), ребенку необходимо общение с родителями, пусть даже это будет и негативный контакт, но направлен он будет на Него.
3. Систематические кражи
Это – наиболее волнующий родителей тип воровства. Ребенок ворует часто и в разных ситуациях. При этом он понимает, что брать чужое – это нехорошо, однако отказаться от порыва «стащить» что-либо не может. Для таких детей характерны проблемы во всех видах деятельности связанных с волевым усилием: вовремя сесть за уроки, держать личные вещи в порядке, почистить зубы. Ему сложно соблюдать правила в коллективных играх, подчиняться ограничениям во времени и пространстве. Именно не зрелость функции самоконтроля, недоразвитие волевой сферы, приводит к тому, что ребенок начинает брать без разрешения вещи, которые ему понравились либо воровать деньги, чтобы приобрести желаемое. Часто сами того не понимая, родители делают «медвежью услугу», пытаясь подменить самоконтроль ребенка собственными контролирующими действиями, привлекая к этому и педагогов: «Он такой неорганизованный, Вы уж за ним проследите». А в результате вырастает человек, у которого отсутствует самодисциплина и волевые качества.
Что делать?
Так, если в семье дружеская атмосфера и родители достаточно адекватны, то начать нужно с того, что уделять больше внимания и любви ребенку. Общение не должно ограничиваться разговором о том, как прошел день в школе. Быть внимательнее – значит проводить свободное время вместе: читать книги, играть в совместные игры, беседовать на различные «житейские» темы. Делитесь с ребенком своими мыслями, рассказывайте о собственном детстве, и переживаниях юности. Со временем вам откроется внутренний мир вашего чада, вы узнаете: о чем он мечтает, с кем дружит, какова сфера его интересов.
Очень полезно проводить совместные выходные дни, желательно с выездом на природу. При этом не плохо прихватить и парочку друзей вашего отпрыска – дело хлопотное, но оно того стоит. В совместной деятельности да еще рядом с товарищами, ребенок не только проникнется доверием и уважением к вам, но и будет преисполнен гордости за таких родителей.
Чтение на ночь – еще один способ наладить контакт с ребенком. Обсуждая прочитанные книги, обмениваясь впечатлениями, вы раскрываете свой внутренний мир ребенку, тем самым сближаясь с ним. Важно чтобы ребенок проникся доверием к родителям, ощутил искренность их намерений. И тогда в атмосфере любви и взаимопонимания проблема воровства уйдет сама собой.
И наконец, несколько общих правил, о которых должны знать все родители:
И помните слова американской писательницы Эрмы Бомбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».
Что можно украсть в школе, в классе?
я уже крал много ручек и т. д. ну всякая мелочь))) а вот можно учебники красть и продавать? оч деньги нужны ((((вы мне пишите всякие идеи планы и прочее! а я еще подумал что если украду телефон, то чо с ним делать!? продать? и где!?
мне кажется с такими вопросами лучше даже и не появляться на ответах.
Будь мужиком-укради школу!
А собрать металлом слабо?
Укради как можно больше ЗНАНИЙ. И денег у тебя в последствии будет куча. А так срок, нары и петушок вместо подруги
лифчики у однокласниц. дверные ручки. мел. лампочки. стулья. парты.
Все что есть в классе и что оставили, можно украсть. кабельные провода, если медные, срывай и на металлолом сдать, удачи братан в зоне встретимся.
обалдел совсем? тебе лечиться нужно
Ты шутишь? Туда наоборот все нести надо, от мела до ручек.
Своим вопросом ты уже засветился у нас. Ты дурак! Троль!
на физре воруй неприметные вещи, потом продавай
желательно воруй не один. ато сразу догадаются
и телефоны лучше дорогие сильно не воруй
мало ли imei есть
да и за них посадить могут
«У меня украли карандаши»: почему дети воруют и как справиться с этим в классе
Иногда дети берут чужое, не понимая, что это воровство. В таких случаях лучше не ругать ребёнка, а спокойно решить проблему и объяснить, почему так делать нельзя. Благотворительный фонд «Шалаш» в своём блоге рассказал, как стоит решать проблему воровства в детских коллективах.
Вы когда-нибудь брали чужое? Откуда вы знали, что «чужое», а что «моё»? В мире нет ничего самоочевидного. Собственность — сложное абстрактное понятие, особенно для детей с опытом жизни в детском доме, где всё кругом как будто общее и при этом ничьё. Если я что-то забрала, то оно моё, а если завтра ты у меня забрал — значит, уже твоё. Пока ещё кто-то не забрал.
Когда люди берут себе чужое — это называется воровство. «Воровство» очень большое слово, в нём сразу много значений и особенно много страха взрослых.
Почему дети так делают?
Поэтому в нашей работе со случаями воровства есть три важные задачи:
Однажды на нашем занятии у одного из участников пропал телефон. Он лежал на столе во время чаепития, а после исчез.
Вот какую инструкцию мы составили на основе наших действий:
1. Вместе с группой ищем вещь. Нет ни одной причины полагать, что она была украдена. К счастью, в половине случаев «украденное» обнаруживается в кармане хозяина.
2. Очень важно во время поисков поддерживать жертву и не давать группе придумывать, кто мог забрать вещь. Чаще всего под подозрения попадают те, кто ушёл раньше, а они могут не иметь к этому никакого отношения.
3. Если в результате поисков не получилось найти вещь, важно, чтобы взрослые связались с родителями жертвы, предупредили о произошедшем и пообещали, что обязательно будут разбираться со случившимся. Это важно сделать для того, чтобы взрослые не ругались на ребёнка, который и так только что пережил стресс.
5 надёжных способов воспитать ребёнка, помешанного на деньгах
Представьте, что вы на работе вышли на кухню, а за это время с вашего стола пропал телефон. Вы искали его, но не нашли. Никто ничего не видел, но все включились в поиски. И вот вы приходите домой, а ваш партнёр вместо поддержки и утешения начинает вас ругать.
4. После этого можно сообщать всем родителям группы. Мы просим их выяснить у ребёнка в спокойной обстановке без допросов и обвинений, вдруг он или она что-то видели.
5. Следующую встречу группы мы обязательно начинаем с разговора, что люди иногда по разным причинам берут чужое, но по-настоящему важно другое: могут ли они чужое вернуть — и что нам делать, чтобы такое больше не повторилось.
6. Наша задача — дать ребёнку возможность вернуть вещь анонимно для всех, даже для взрослых. Для этого мы готовим ящик и ставим его на несколько дней в место, куда каждый может зайти в одиночестве.
7. С группой придумываем правила, которые позволят избежать повторения ситуации в будущем: например, можно закрывать личные вещи в начале занятия в шкафу и забирать только в самом конце, можно не приносить с собой ценные вещи вовсе.
8. Важно не допустить детективного расследования! Это разрушит групповую динамику, создаст атмосферу подозрения и недоверия.
Мы сформировали этот план после первого случая воровства в одной из групп. Когда мы всё это проделали, телефон вернулся к хозяину через две недели. Это суперклассный результат и ценный урок для всех участников: группа снова стала безопасной, у виновников был шанс исправиться, а жертва вернула свою вещь.
Фото: @lartwoods Влада Артамонова
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
О воровстве и отношении к нему в России — на примерах и в историях, как я воровал в школе
Вчера тема о «потерянном» телефоне вызвала очень бурные дебаты, в которых выяснилось, что многих не учили в детстве, что брать чужое плохо. Например, кто-то говорил о том, что готов украсть, если будет знать, что ему точно за это ничего не будет. Кто-то упоминал, что важен размер украденного. Кто-то уверенно говорил, что не грешно украсть у вора. На удивление многие говорили о карме, о том, что воровать нельзя, так как вы сами будете знать об этом. Я попытаюсь рассказать о своем отношении к воровству, а вы сможете высказаться в комментариях. Начнем.
С воровством, я впервые столкнулся в 5 лет, мы отдыхали с мамой на море, читали книгу про Урфина Джюса. В те времена в Советском Союзе книги были жутким дефицитом, а хорошие книги было просто не достать. У нас был «Волшебник Изумрудного города», а вот следующих книг не было, мама взяла одну книгу у подруги, на время отпуска. Вечером или в обед эта книга читалась вслух, по кусочкам. У меня был приятель, с которым мы бегали по берегу, сооружали деревянных солдатов, как в книге. Он уезжал за день до нас, отдыхал он также с мамой. За пару дней до отъезда он попросил книгу, чтобы почитать. Моя мама дала ему книжку, наши матери общались и это было нормально. В день отъезда, я прибежал прощаться и забрать книгу. В открытом чемодане книга лежала поверх вещей. Когда я спросил, можно ли ее взять, мама моего приятеля, имя которого за давностью лет, я забыл, сказала, что отдаст ее чуть позже. Через тридцать минут их уже не было, они уехали. Любопытно, что моя мама не попыталась объяснить, что у нас украли чужую книгу. Из ложного чувства защиты, она промолчала. Мне это объяснил отец. Книгу вернули без особых боев, хотя мама моего приятеля отнекивалась и говорила, что они ничего не брали. История настолько врезалась мне в память, что я обсуждал ее со своим отцом несколько раз, по мере взросления. Мне было непонятно, как и почему, люди воруют, если очевидно, что это они.
Вторая сильная эмоция связанная с воровством, это пятый класс школы. Мы играли на перемене во вкладыши, это были обертки от жвачки с разными рисунками. Надо было хлопать ладошкой, чтобы они перевернулись картинкой вниз, белой стороной вверх. Кто удачно переворачивал вкладыши, забирал их себе, это была своего рода школьная валюта у мальчишек. Наша классная не поощряла эту игру и застукав нас вчетвером отняла все наши вкладыши. Она спрятала их в свой стол на наших глазах. На следующей перемене, мой одноклассник с нашей помощью пролез в окно и изъял нашу собственность. Понятно, что педагогический урок нам был преподнесен во всей красе — нас распекали за то, что мы украли из стола свои вкладыши. Помню, как краснели уши от того, что меня называют вором, как и моих товарищей. Было в этом слове что-то постыдное и неправильное, хотя я себя вором не чувствовал ни капли. Урок вынесенный мной тогда — чужие столы, сумки и так далее, это также чужая территория (до этого было такое понимание, но этот случай его подкрепил примером). Никогда не залезаю без разрешения, за чем-то. Доходит до смешного, даже дома спрашиваю разрешение залезть в сумку своих близких, чтобы что-то достать.
Уже в сознательной жизни никогда не брал ничего чужого, так как не испытывал потребности в этом. Спасибо родителям, наверное моему деду, который очень правильно все объяснил. Украденная вещь все равно остается не твоей. Это как чужой успех. Ты можешь украсть чужую работу и славу, но всегда будешь знать, что сам не способен добиться этого, ты слаб и поэтому крадешь. Мне всегда импонировало добиваться того, что я хочу, самостоятельно. Так интереснее, и чувство, когда ты добиваешься своего, сложно описать в одном предложении — это глубокое моральное удовлетворение.
Знаете, какая самая распространенная беда в российской рознице? Продавцы очень часто воруют товар. Мера борьбы с этим в сотовой рознице очень простая — убыток делится на всех сотрудников. Армейский принцип — нашкодил один, отвечают все. На мой взгляд, очень правильный подход. В начале 2000-х меня интересовало, что движет людьми, которые осознанно воруют там, где их поймают. Я встречался со службами безопасности крупнейших ритейлеров, говорил с продавцами, которых поймали на воровстве. Крайне редко это были осмысленные разговоры — в большей мере, люди украли потому-что в моменте им так захотелось. То есть они не думали о последствиях, они точно знали, что их поймают.
Удивительная штука, но именно так и происходит большинство историй с бытовыми кражами или таковыми на работе. Кому-то в моменте кажется хорошей идеей украсть чужую вещь. Потому-что она лежит вот тут, она доступна и никто тебя не увидит. И именно этот момент и дает импульс. Особенно меня забавляет, как воруют таким образом телефоны. У меня недавно в офисе одной крупной компании, украли аппараты. Телефоны вернулись. А вот человек живет теперь в постоянном страхе, на грани нервного срыва. Стоило это того? На мой взгляд, точно нет.
К сожалению, большинство краж совершаются обычными людьми, а не закоренелыми преступниками. И большинство из них совершаются под влиянием эмоций, момента, но не путем долгих размышлений. Например, однажды в Евросети на Тверской, я стоял в очереди на оплату телефона. У меня молодой парень попросил ручку для заполнения квитанции. Я дал ему недорогой Parker, он бочком, заполняя квитанцию, отошел в сторону и побежал со второго этажа, перепрыгивая через ступеньки. Я пожал плечами, оплатил телефон и зашел в соседний магазин, где купил ручку получше. Когда я протягивал ручку, я подозревал, что он попытается ее украсть и был готов к этому. Мне было интересно посмотреть, что и как он будет делать.
Эта история имела очень интересный поворот. В 2010 году, когда я летел в Ташкент, этот человек, регистрировался на мой рейс. Я не постеснялся спросить, пригодилась ли ему моя ручка. Он покраснел! Потом перешел на крик, что я его обвиняю во всяких непотребствах, а он ни сном ни духом. Хотя я задал ему только один вопрос. Достаточно любопытная ситуация.
Тех, кто сделал воровство своим образом жизни, не так много. Но идеология в нашей стране такова, что украсть не считается зазорным и это даже одобряется. Если в бытовой среде кража у другого человека, все-так табуирована, то украсть у государства или чиновника, а также богатого человека (он вор по определению), считается не зазорным. На мой взгляд, кража вне зависимости от того, у кого украдена вещь, деньги или что-то иное, остается кражей. Я говорю сейчас исключительно о материальном, когда воруют что-то руками.
К сожалению, большая часть населения, поддерживает воровство. Обратите внимание, какую радость вызывает у обычных старушек, работяг и так далее, что у такого-то известного человека обокрали квартиру (он вор и хапуга, так ему и надо). Я не пытаюсь сказать, что все люди так думают, но у многих именно такое восприятие мира. Поделом тому, кого обокрали. То есть наш человек ориентирован на то, чтобы приуменьшить богатство другого, пусть и так, но никак не увеличить свое. Не верите, что это так?
В славном городе Н., у меня в номере пропала золотая цепь. Году этак в 1999-ом. Большая, массивная цепь. Давно ее не носил, а тут что-то решил поехать и взял ее с собой. Буквально, за пару минут до моего возвращения, из номера вышла горничная, взрослая 50-летняя тетка. Я видел ее от лифта, а зайдя в номер не обнаружил цепочку на тумбочке (она лежала на виду). Выйдя из номера, я догнал горничную и спросил ее про цепь. Она уверенно сказала, что ничего не видела и попыталась уйти по своим делам. Но я попросил вызвать охрану, после чего были долгие препирательства, вызов милиции, которая и обнаружила цепочку у нее в кармане.
Знаете, что произошло с этой теткой? Она продолжила работать в гостинице, а меня обвинили в том, что я подбросил цепочку старому человеку, у которого трое детей и их надо кормить. Сочувствие было не на стороне «зажравшегося москвича», а на стороне своей и близкой тетки, которая была понятна, а жизнь ее была как на ладони. Больше я в этой гостинице никогда не останавливался. В течение часа в тот день, я находился словно в доме умалишенных, где черное неожиданно превратилось в белое и наоборот. Меня убеждали, что она хороший человек и имела полное право взять мою вещь, а для меня эта такая мелочь, что из-за нее портить жизнь человеку не стоит.
С годами я очень часто слышал такое объяснение — для вас это малость, а человеку вы портите жизнь. К сожалению, человек сам выбирает, что делать и испортить жизнь себе, он может только сам. Банально, но в жизни дела обстоят именно так.
Другая история еще забавнее. У меня была домработница, отличная женщина, в возрасте, москвичка. Стала воровать телефоны из ящиков стола. Обнаружил это совершенно случайно, так как делал экспертизу для суда и пропала старая модель, которая никому не была нужна. Откровенный разговор, просмотр видео и все улики на лицо. от дома отказано, все что можно было вернуть, вернулось. Зла ей, я не желал ни в каком виде. Но побоявшись последствий, она обратилась в милицию, где чистосердечно написала на себя признания. В милиции ее раскрутили на какие-то дикие суммы, она просила меня помочь, но я ей в этом отказал. Тоже кузнец своего счастья. Сама.
Человек, который одобряет воровство, мной не воспринимается как адекватный. Какими бы словами это воровство не прикрывалось. Нужно иметь уважение к себе, чтобы так не поступать. Мне в память врезалась история, в 2008-м году, я колесил по Сицилии, в поездку взял пару телефонов, один достаточно дорогой Vertu. В небольшой деревеньке, мы отлично поели в местной харчевне. Телефон забыл на столе. Уже спустя 6 часов, я вспомнил про него, меня прошиб холодный пот, но вернулся я туда только на следующий день. Хозяин попросил меня позвонить на телефон, у него за стойкой раздался звонок. Он просто протянул мне аппарат и пожелал хорошего пути. По английски он не говорил, а наше общение происходило на языке жестов. Этот человек понимал стоимость вещи, но он был правильно воспитан. Иногда, я начинаю думать, что жизнь в городах и правда прививает очень неправильные ценности (хотя все равно тут все зависит от семьи).
Среди моих друзей нет ни одного человека, кто бы не сталкивался с воровством (маленьким или большим, не важно). Говоря откровенно, каждый из нас когда-то пробовал что-то украсть или стащить. Я благодарен тому, что попробовал это сделать в детстве — 3 рубля из кошелька отца. Неделю я не мог сидеть, а дедушка с бабушкой, которые меня всегда защищали, узнав, что я сделал, просто еще добавили. Урок был запоминающимся и его хватило на всю жизнь. Наверное, многим людям просто не хватает такого урока в детстве.
Но сегодня меня беспокоит, как впрочем и вчера, что общество публично не порицает воровство и это не является таким страшным грехом, как должно быть. Наше общество болеет, я надеюсь, что болезнь излечима. Надо только задуматься о ее причинах.
Ребенок ворует: что делать?
Так получилось, что мне несколько раз пришлось столкнуться с проблемой воровства у младших школьников и подростков. Признаюсь честно, первый раз выслушав жалобы родителей, я испугалась и стала думать, кому бы из коллег «подкинуть» этих проблемных клиентов. Но профессиональное любопытство взяло верх над чувством собственной некомпетентности, и я начала собирать необходимые материалы.
Собирать информацию пришлось буквально по крупицам. Проблема детского воровства мало изучена психологами, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Особенно мало информации о такого рода сложностях в поведении благополучных детей. О малолетних правонарушителях, поставленных на учет в милиции, или клиентах психиатров (которые, кстати, обладают большим количеством клинического материала) кое-что раздобыть можно.
Поскольку эта тема довольно актуальна, я хочу предложить обобщенный и дополненный психологический опыт работы с такими запросами.
Свидетельство аморальности?
Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь.
Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» — часто слышишь от потрясенных родных. Мало того что такой ребенок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным. Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.
Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как «кража».
Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что поступают плохо.)
Можно ли, например, считать воришкой пятилетнего мальчика, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения? Мальчик считал, что эти украшения так же принадлежат ему, как и его маме.
Три причины
Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.
Если у ребенка не все благополучно дома (например, его родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, они отвергают его), то ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж — как повезет, какая компания попадется. Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию.
Я условно выделяю три основные причины детского воровства:
— Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
— Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
— Недостаток развития нравственных представлений и воли.
Хочется – перехочется
В начале учебного года во втором классе случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья. При этом Паша нарушил правило: все найденное в классе надо отдавать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина.
На самом деле мальчик все прекрасно знал. Он также знал, что Васю бесполезно просить поделиться. Родители давали Паше деньги только на обеды и не поощряли самостоятельные покупки шоколадок, конфет и жвачек, а Паше так хотелось попробовать такую шоколадку. Он утешал себя мыслью, что Вася купит себе новую и вообще он и так ест их каждый день.
Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Сколько же человек не смогли устоять перед искушением и совершили кражу — мы никогда не узнаем. О таких проступках редко рассказывают даже самым близким людям.
Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются. Их отличают некоторые особенности.
Во-первых, возраст воришки может быть различным, подобную кражу способен совершить как дошкольник, так и подросток.
Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять.
В‑третьих, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.
Такое поведение напоминает поведение человека, забравшегося в чужой сад, чтобы съесть немного фруктов: «Съем несколько яблочек, от хозяина не убудет, а мне уж очень хочется». При этом человек не считает, что совершает нечто предосудительное. Ему, конечно, было бы очень неловко, если бы его застали «на месте преступления». И, скорее всего, ему неприятна мысль, что кто-то вот так же может покуситься на его собственность.
Реакция на травму
Наиболее серьезный повод для беспокойства дает ребенок, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве.
Обычно в процессе разговора с родителями выясняется, что в раннем детстве ребенок уже совершал кражу, но тогда с ним «разобрались» домашними средствами (к сожалению, часто очень унизительными для ребенка). И только в подростковом возрасте, когда воровство начинает выходить за пределы семьи, родители понимают, что ситуация выходит из-под контроля, и обращаются за помощью к психологу.
Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.
Мой собственный опыт подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.
Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то прежде всего обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе (естественно, о кражах в наших разговорах речь не заходила).
Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало. Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл — покайся, проси прощения, и тогда мы будем пытаться наладить отношения. В результате между ним и близкими вырастает стена, ребенок представляется им монстром, не способным к раскаянию.
Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю». Одного мы не можем понять: кража — крик о помощи, попытка достучаться до нас.
Способ самоутверждения
Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).
Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.
Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.
Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.
Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего младшего брата. Она совершала это потому, что в семье явно предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе. Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная крыса, которой она поверяла все свои горести и радости. Причинами ее воровства были родительская холодность по отношению к ней и, как следствие этого, ревность и желание отомстить родительскому любимчику — младшему брату.
Тяжелый случай
Хочу рассказать о двух случаях из своей практики, в которых мне так и не удалось почти ничего сделать.
Восьмилетний мальчик крал у одноклассников «плохо лежавшие» игрушки и деньги. Но он не пользовался ими, а прятал в укромном месте, которое потом было обнаружено учителем. Такое его поведение было похоже на месть, как если бы он хотел наказать окружающих его людей.
В процессе психологической работы с ним и его семьей выяснилось, что дома у мальчика не все благополучно. Отношения в семье были холодные, отчужденные, практиковались физические наказания. Мальчик не мог рассчитывать на поддержку в трудной ситуации, даже его успехам радовались формально: соответствует стандартам — и хорошо. Все поощрения сводились к материальным, давались деньги или покупалась какая-либо вещь.
Отношения между родителями были напряженными, видимо с частыми конфликтами, взаимными обвинениями. Старшую сестру (кстати, очень одаренную) ни папа, ни мама не любили, считая ее причиной своей неудачной семейной и профессиональной жизни.
Это дала понять мне мама, сказавшая во время одной из бесед: «Если бы не она, я бы не стала жить с этим человеком, а занялась бы интересным делом».
Мальчик был очень способный, начитанный, наблюдательный, но непопулярный. В классе у него был один приятель, по отношению к которому мальчик занимал доминирующую позицию: придумывал, во что им играть, чем заниматься, в играх был главным.
Вообще, было похоже, что ребенок не умеет общаться на равных. Ему не удавалось завести дружбу со сверстниками, не было ни доверия, ни любви в отношениях с учителями.
Чувствовалось, что он тянется к людям, ему одиноко, но он не умеет строить теплые, доверительные отношения. Все строилось на основе страха, подчинения. Даже с сестрой они были союзниками в противостоянии родительской холодности, а не любящими родственниками.
Кражи дома он совершал, чтобы досадить родителям, а в классе, чтобы сделать плохо окружающим, чтобы не одному ему было плохо…
О другом случае мне рассказала учительница.
Во втором классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы, учебники) и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников.
Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Учительница не знала, что и подумать.
Однажды, когда все ребята были на физкультуре, она, заглянув в пустой класс, увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику.
Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса начала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию, что «учеба не самое главное», и считали, что учителя излишне придираются к их дочке.
Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грозила плохая оценка.
О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, поскольку правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен и в учебе, и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих.
Для меня эти случаи оказались наиболее сложными, потому что родители были готовы менять что-то в ребенке, но не желали признавать необходимость изменить свои отношения и меняться самим.
Все, что смогли сделать для этих детей учителя и психологи, это, отчаявшись достучаться до родителей, постараться обеспечить доброжелательное отношение к ним со своей стороны и помочь им избегать конфликтов с одноклассниками, повысить их статус.
Пробелы в воспитании
Хочу отметить, что все дети, о которых я рассказываю, производили впечатление несамостоятельных, инфантильных, во всем контролируемых родителями.
Возможно, всех воришек отличает недостаточное развитие воли. Но если описанные категории детей понимали, что совершают нечто предосудительное, то некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь ни о том, как это выглядит в глазах окружающих, ни о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая «кражи», дети не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим «обидчикам».
Подобное поведение детей является следствием серьезного пробела в их нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.
Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Например, моя практика показывает, что на детей 6–7 лет сильное впечатление производит рассказ Н. Носова «Огурцы». Напомню содержание этого рассказа.
Мальчик-дошкольник своровал с колхозного поля огурцы за компанию со своим старшим приятелем. Приятель, однако, огурцы домой не понес, так как опасался наказания, а отдал их все мальчику. Мама мальчика очень рассердилась на сына и велела отнести огурцы обратно, что тот после долгих колебаний и сделал. Когда мальчик отдал огурцы сторожу и узнал, что нет ничего страшного в том, что один огурец он съел, ему стало очень хорошо и легко на душе.
Именно на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы, следует обращать особое внимание ребенка.
Кстати, в этом же рассказе поднимается еще одна проблема. Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. На что мама говорит, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын — вор.
На мой взгляд, такая «шоковая терапия» не всегда столь эффективна и довольно опасна в случае с эмоционально возбудимыми детьми. Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвав вместо раскаяния и желания исправиться отчаяние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже.
«Не пойман — не вор»
Одноклассницы Маша, Катя и Алена из параллельного класса рассматривали магниты для доски на столе учителя. Потом они пошли играть. Через некоторое время воспитательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола их учительницы.
Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница настаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.
Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выручила ее классная руководительница, доброжелательным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке. Свою настойчивость воспитательница объяснила нелегким характером Алены, которая вечно нарушает дисциплину, со всеми ссорится, очень упряма.
На мой взгляд, и родители, и учителя, и воспитатели должны всегда исходить из правила: никогда не обвиняйте ребенка в краже, даже если кроме него это сделать было больше некому (исключение — когда вы застали ребенка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения).
Иногда даже одного разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.
Однажды я работала с тринадцатилетней девочкой. Ее близкие были уверены, что она ворует деньги у отчима. Оказалось, что все кражи совершал брат отчима, старавшийся свалить вину на девочку (он даже инсценировал пропажу денег из своего кармана). И родные верили, что виновата девочка, потому что в пятилетнем возрасте она украла у мамы деньги и накупила на них угощений своим друзьям.
Но однажды истинный вор все-таки просчитался, все раскрылось. Девочка была «реабилитирована» в глазах родных. Однако в отношении детской души закон «лучше поздно, чем никогда» не работает. И никто не может сказать, какой невосполнимый ущерб был нанесен личности подростка несправедливыми обвинениями, ситуацией, когда все, кроме мамы (что, правда, уже немало), были настроены против ребенка, не верили ему.
На пути осуждения и наказания
И не только возможность несправедливого обвинения должна удерживать взрослых от «называния вещей своими именами». Вспомните мальчика из рассказа «Огурцы», о котором мы уже говорили. Наверное, самым страшным для него был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружьем, а сознание, что он совершил нечто такое, из-за чего мама его больше не любит.
Хорошо хоть мама оставила ему возможность искупить свою вину, иначе воздействие отчаяния и безысходности было бы губительным для детской души. Это разрушило бы его уверенность в себе, создало у ребенка чувство собственной порочности.
Работать с таким ребенком крайне сложно, и подобная рана может никогда не затянуться. Кстати, сами дети в процессе обсуждения рассказа высказывали мнение, что мама поступила правильно, на ее месте они поступили бы так же. Подобная категоричность свидетельствует о том, что, попав в похожую ситуацию, они будут искренне думать, что более не заслуживают родительской любви.
Идя по пути осуждения и наказания, родители тем самым закрепляют за ребенком репутацию вора. Даже если проступок был единственным, родные уже видят на ребенке печать порочности, в каждой его шалости и неудаче им мерещится зловещий отблеск прошлого. Они ожидают, что дальше будет еще хуже, и стоит ребенку оступиться, как они почти с облегчением восклицают: «Вот оно, пожалуйста! Мы знали, что так все и будет, чего еще можно от него ожидать?!»
Создается впечатление, что ребенка как бы подталкивают к противоправному поведению. Маленький человек, попавший в ситуацию непонимания и неприятия, может озлобиться, его кражи могут уже иметь совсем иной — криминальный смысл.
Сначала это будет попытка отомстить обидчикам, почувствовать свое превосходство над ними, а затем уже может стать и способом удовлетворения материальных потребностей.
Советы психолога
Как удержаться от кражи?
Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В‑третьих, эмоционально благополучные дети.
Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.
Я предложила учащимся первых и вторых классов послушать рассказ о мальчике Вите, которого другой мальчик, Темка, звал воровать яблоки у соседа (для которого продажа этих яблок была основным средством прокормить семью).
На глазах у Вити Темку жестоко наказывают, но он снова лезет в сад и опять зовет Витю с собой. Витя очень хочет попробовать яблок, но не решается пойти с Темкой.
Затем я спрашивала у ребят: почему Витя не идет воровать яблоки? 27% опрошенных сказали, что Витя побоялся наказания, 39% — что сочувствовал тому, кого собирались обворовать, 34% указали на моральные соображения (Вите стыдно, он знает, что воровать нехорошо, и т.д.).
Результаты этого небольшого опроса (всего ответили 40 учащихся) показывают, что страх возмездия не является единственной и значимой причиной, удерживающей от совершения кражи даже 7–8‑летних детей.
В любимой мною в детстве сказке «Айболит» попугай Карудо выкрал у Бармалея ключ от темницы, чтобы спасти своих друзей. На мой детский взгляд — поступок, сопряженный с риском и вызывающий восхищение. Став взрослее, мы можем понять и оправдать того, кто совершает кражу от безысходности, ради спасения своих близких (например, от голода).
Но ни обследование чужих сумок и карманов, ни попытки нажиться за чужой счет оправданы нами быть не могут. Все это надо быть готовым объяснить своим детям.
Но самое важное — какой пример мы подаем своим поведением. Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких. Об этом всегда надо помнить.
От этого не скрыться
Напоследок мне хотелось бы затронуть еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства.
Воровство — это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо стащат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают — и ничего?»
Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло).
Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.
Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде. (Для меня лично было шоком, когда меня обворовали в Библиотеке им. Ленина, потом мне сказали, что там это обычное явление).
Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к этому, научите детей оберегать свое имущество.
Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.
Советы родителям
Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?
Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.
Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.
Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.
Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.
Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить…
Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.
Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».
Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. Психолог Ле Шан советует: обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».
Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».
В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.
В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.
Кроме того, совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей.
Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.
Самое главное — ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция — словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
Несколько слов о профилактике
Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.
Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.
Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью.
Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. А из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст.
Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи — это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста — это черта характера.
Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.