Что можно сыграть на губной гармошке с 10 отверстиями
Как научиться играть на губной гармошке
Какой есть маленький и компактный музыкальный инструмент, который можно прихватить с собой в любое путешествие или на встречу с друзьями? Конечно, губная гармошка. Освоить игру на этом музыкальном инструменте и стать харпером, а именно так называют музыканта играющего на губной гармонике, может каждый. Надо проявить терпение, внимание и освободить немного времени для упражнений.
История создания губной гармошки
Изобретение этого компактного инструмента принадлежит Христиану Баушману. В 1821 году человек, далекий от музыки, — немецкий часовщик Х. Ф. Л. Баушман — изобретает музыкальный инструмент и дает ему название аура. Аура состояла из железной пластины с пятнадцатью отверстиями, которые закрывались стальными язычками. Свое изобретение мастер использует как камертон. Извлечь звук из ауры можно было только на выдохе, ноты располагались в хроматическом порядке. В дальнейшем ауру стали дорабатывать другие мастера, и появилась губная гармошка.
Основное конструкторское решение в изготовление инструмента внес некий мастер Рихтер. Он сделал гармонику с десятью отверстиями и двадцатью язычками для игры на вдохе и на выдохе. Именно в таком виде инструмент получил свое название mundgarmonika (духовой орган). Настройка гармоники производилась с использованием диатонического звукоряда.
Большой вклад в развитие гармоники внесла фирма «Хонер». Бизнесмен и предприниматель Матиас Хонер стал крупнейшим производителем губных гармошек в 1857 году. Именно в этой фирме появилась хроматическая губная гармоника, что позволило значительно расширить музыкальный репертуар.
Этот музыкальный инструмент относится к большой семье аэрофонов. В эту группу входит большое количество духовых инструментов, а также аккордеон и гармонь:
Видеоурок для начинающих.
Виды губных гармошек
Инструмент губная гармоника представляет собой две пластинки, оснащенные язычками. Первая пластинка работает на выдохе, вторая на вдохе. Пластинки помещены в корпус, который закрывается двумя накладками. На каждой пластине делают прорези разной длины, над ними крепятся язычки соответствующего размера. При вдохе или выдохе, воздух проходит над язычками и заставляет их вибрировать. Таким образом, из инструмента извлекается звук.
Губные гармошки бывают двух видов:
Как научиться играть на губной гармошке
Прежде всего, надо выбрать подходящий инструмент. Для начинающих подойдут гармоники с тональностью С-мажор, диатонического звукоряда с десятью отверстиями. Чаще всего для того чтобы научится играть, выбирают гармонику фирмы Honer Marine Band, но можно воспользоваться инструментами других фирм.
Чтобы оценить свою игру и видеть прогресс от занятий, нужно иметь какое-либо звукозаписывающее устройство, например, диктофон или видеокамеру.
Учится играть лучше перед зеркалом. Зеркало поможет оценить правильность исполнения, например, при игре надо двигать инструмент, а не голову.
Для достижения хороших результатов от занятий надо запастись терпением и временем. Лучше заниматься недолго, но регулярно, чтобы не терять приобретенный навык.
Первые шаги в игре
Для начала нужно правильно взять инструмент в руки. Для этого цифры, которые находятся над отверстиями, должны быть расположены к учащемуся. В этом случае низкие ноты будут справа, а высокие — слева. Если дунуть в любые три отверстия губной гармошки одновременно, то получится аккорд до мажор.
При игре на гармонике С-мажор в основном используется выдох, это называется игрой первой позиции или «прямой гармошкой». Такая игра подходит для простых мелодий и для исполнения музыки в стиле фолк. Таким образом, под любую мажорную мелодию можно импровизировать на гармонике, не выходя за средние отверстия, но обязательным условием будет правильная тональность инструмента.
Необходимо запомнить следующие:
Для того чтобы освоить игру по нотам, необходимо научиться правильной артикуляции губ. Проще всего начинать обучение с извлечения аккорда:
Освоив эти три аккорда по очереди, можно приступать к упражнениям:
После того как запомнятся аккорды, можно переходить к дальнейшему обучению.
Видео
Этот видеурок будет особенно полезен тем, кто только приступает к осваиванию инструмента.
Что можно сыграть на губной гармошке с 10 отверстиями
Табы для губной гармошки. ТОП5 самых популярных композиций
Мы проанализировали статистику посещений страниц нашего самоучителя и хотим поделиться с вами списком самых популярных табулатур для губной гармошки.
А перед этим расскажем несколько интересных фактов.
Факт 1: каждый месяц приблизительно 3000 человек в поисковых системах ищут не «табы для губной гармошки», а загадочное «табу губной гармошки» 🙂
Факт 2: Как вы думаете, сколько человек вписывает правильный запрос «табы для губной гармошки»? Вы не поверите, но их меньше — всего 2000 человек.
Напоминаем, что все табулатуры с детальными аудиопримерами на губной гармонике и минусами для репетиций находятся здесь. А в верхнем меню сайта вы можете выбирать, какие табы (табулатуры) вас интересуют: для начинающих, для продолжающих, или для продвинутых.
А вот и ТОП 5 табулатур (табов) для губной гармоники:
5 место: Summertime
Напоминаем, что в нашем самоучителе вы найдёте более 60-ти композиций с табулатурами.
К каждой композиции нами детально подготовлены:
1) аудиопримеры, сыгранные на губной гармошке,
2) табы (табулатуры) — это упрощенный способ записывания нот для губной гармошки, который понятен даже людям, не владеющими музыкальной грамотой.
3) А также минусы (аудиофонограммы) для того, чтобы каждую композицию, разучивая, вы могли играть под аккомпанемент.
А если вы хотите научиться играть без табулатур, создавать собственные композиции, импровизировать и уверенно играть под аккомпанемент, то приглашаем вас на наш Полный 5-шаговый онлайн курс по игре и импровизации на губной гармошке.
Табы для губной гармошки
Что же такое табы для губной гармошки и с чем их едят? Зачем они нужны? Как по ним играть? Чем табы для губной гармошки отличаются от табулатур для других музыкальных инструментов? С чего начинать, если вы новичок? На что обращать внимание? На эти вопросы мы ответим в данной статье.
Итак. Табы для губной гармошки — ещё их называют табулатуры — это упрощённый способ записывания нот, композиций, мелодий в виде указания вдохов и выдохов на заданных отверстиях губной гармошки.
Чем они удобны? Чтобы играть по табам на губной гармошке не нужно знать нот. Всё, что надо, это понимать, где на гармошке первое отверстие, а где десятое. Благо, на инструменте это обычно указано.
Какие бывают табы для губной гармошки и как они обозначаются?
Чаще всего встречается способ записывания с плюсом и минусом перед цифрой. Цифра в данном случае номер отверстия на губной гармошке. Плюс — это выдох на этом отверстии. Минус — вдох.
Например гамма До мажор в таком виде записывается так:
Второй частый вид табов на губной гармошке пишется с круглыми скобками вместо минуса. Плюс в нём не пишут.
Здесь 4 — это четвёртое отверстие на выдох,
а (4) — оно же на вдох.
Ещё часто можно встретить такой вариант:
Здесь 4 — это вдох, +4 — выдох.
Используют также способ, где вдоховая нота берётся в кружок:
Иногда табы для губной гармошки обозначаются в виде стрелок под цифрами. Цифры — всё те же отверстия. Стрелка вверх — это выдох. Стрелка вниз — вдох. Для большего понимания можно провести аналогию: при вдохе воздух идёт по груди вниз, при выдохе поднимается из лёгких вверх.
Более продвинутые музыканты добавляют к цифровым обозначениям ноты.
Чем табы для губной гармошки отличаются от, например, табулатур для гитары? В гитарных табах ноты обозначаются буквами, а аккорды набором этих букв. Например Am, Dm.
В случае губной гармошки вам надо знать только номера отверстий и не заучивать никаких обозначений. Аккорды на вдох пишутся в круглых скобках, на выдох — в квадратных:
(123) — одновременный вдох на отверстиях 1,2 и 3
[234] — одновременный выдох в отверстиях 2,3 и 4
(45) — одновременный вдох на отверстиях 4 и 5
(14) — октава на вдох на отверстиях 1 и 4
[56] — одновременный выдох в отверстиях 5 и 6
Часто в композициях на губной гармошке используются бенды. То есть понижение ноты на полтона, тон или полтора тона. Используются они на вдоховых нотах. С бендами табы на губной гармошке выглядят так:
Самый распространённый способ с апострофом над цифрой
Бывает и такое обозначение:
Как вы видите, интуитивно становится понятно, где полтона, где тон и т.д.
Повышение ноты на полтона называется овербендом и обозначается следующими способами:
+1о +4о — ноты на выдох
или с кружком над цифрой
Встречаются и другие табы для губной гармошки. Но они редки и в них тоже всё обычно понятно. Главное разобраться, где вдох, а где выдох.
Но если с написанием табов для губной гармошки всё ясно, то с тем, как по ним играть чуть сложнее. Дело в том, что в табулатуре для гармошки не указываются паузы и длительности нот. И для того, чтобы сыграть композицию, её нужно услышать в аудиопримере. Однако, сегодня в интернете полно этих записей, поэтому сложности сыграть знакомую или незнакомую мелодию на самом деле нет.
На нашем сайте есть раздел «Табы для губной гармошки», который в верхнем меню нашего самоучителя обозначен, как «Композиции. (Табы)». В нём вы найдёте не только множество табулатур известных композиций, которые мы постоянно пополняем. Но также вы найдёте аудиопримеры этих композиций в оригинальном исполнении и в исполнении на губной гармошке. Ещё мы подготовили для вас минусовые записи, чтобы вы могли с удовольствием и радостью репетировать под них. И записи в плюсе, для более удобного прослушивания сложных моментов. В них минус не мешает сосредоточиться на губной гармошке.
С каких табулатур лучше начинать играть?
Мы советуем начинать с простых композиций, без бендов. Лучше всего вообще не играть бенды как можно дольше. Пусть ваши губы привыкнут держать только одно отверстие, не задевая соседние. Пусть ваше дыхание станет свободней и расслабленней, а игра мягче и нежнее. Постепенно берите композиции посложнее, где будет больше нот. Скоро вы станете чувствовать себя по-настоящему уверенно в игре одиночными нотами. Теперь можете найти табы для губной гармошки, где есть бенды, и можете пробовать играть по ним.
Итак, допустим вы нашли табулатуру для губной гармошки. Выбрали несложную композицию без бендов. Взяли в руки свою губную гармошку и готовы начинать.
Как же играть по табам на губной гармошке?
Мы дадим алгоритм, которым можно смело пользоваться.
Надеемся, что эта статья была вам полезна и верим в ваш успех. Удачи!
Как научиться играть на губной гармошке самостоятельно с нуля
Гармоника – это небольшой духовой инструмент, который не только обладает глубоким и уникальным звучанием, но и хорошо сочетается с гитарой и клавишными. На ней играет большинство народов мира почти любой вид музыки. Этот компактный инструмент можно взять с собой в путешествие или на встречу с друзьями. Число желающих обучиться игре на гармонике постоянно растет. Существует множество методик, как научиться играть на губной гармошке. Изучив некоторые из них, может показаться, что играть на гармонике сложно, однако, на самом деле, это легко и весело. Освоить игру на данном музыкальном инструменте способен любой. Здесь важно быть терпеливым, внимательным и регулярно выполнять упражнения.
Общая информация о губной гармошке
Гармоника – музыкальный инструмент, относящийся к группе гармоник. Она представляет собой маленький брусок, сбоку которого имеются отверстия. Внутри гармошки расположены медные пластинки. Они начинают колебаться в потоке воздуха, который создает музыкант.
История происхождения
В 1821 г. часовщик из Германии изобретает музыкальный инструмент и называет его аура. Аура положила начало появлению современной губной гармошки. Она представляла собой железную пластину, в которой было пятнадцать отверстий. Отверстия закрывались язычками из стали. Звук из нее можно было извлечь только на выдохе.
Затем ауру стали совершенствовать другие мастера. Главное конструкторское изменение внес мастер Рихтер. Он сделал у гармошки 10 отверстий и 20 язычков для игры на выдохе и вдохе. Гармоника настраивалась с применением диатонического звукоряда.
Предприниматель Хонер, владеющей фирмой «Хонер», стал крупным производителем губных гармошек. Здесь стали выпускать хроматические губные гармошки.
Видовое разнообразие
Губная гармошка состоит из двух пластинок. Одна из них работает на вдохе, а другая – на выдохе. Различают следующие виды губных гармошек:
Большое разнообразие губных гармошек связано с тем, что для исполнения разных произведений необходим определенный строй гармошки, в котором удобно играть данное произведение.
Критерии выбора инструмента
Для тех, кто желает с нуля научиться играть на гармошке, очень важно правильно ее выбрать среди большого разнообразия.
Диатоническая гармоника имеет следующие преимущества:
Предпочтение необходимо отдавать металлическим видам, так как они более прочные и гигиеничные. Пластиковые и деревянные модели быстро изнашиваются.
Как научиться играть на губной гармошке:
основные принципы и правила
Чтобы начать играть на гармонике, стоит придерживаться следующих рекомендаций:
Начинающему музыканту важно запастись терпением. Лучше заниматься не долго, но каждый день, чтобы не потерять навык.
Правильное положение губной гармоники
Правильная постановка рук влияет на то, как звучит гармоника. Сначала требуется верно взять инструмент в руки. Цифры, которые написаны над отверстиями, должны быть расположены к музыканту. Тогда низкие ноты будут справа, а высокие — слева.
Саму гармонику держат в левой руке между большим и указательным пальцем в горизонтальном положении. Указательный палец лежит на верхней части, а снизу инструмент поддерживается большим пальцем. Левый край гармоники нужно расположить впритык к мышечному краю между пальцами.
Правой рукой исполнитель также может выполнять разные приемы. Правая рука при выполнении определенного приема может располагаться либо сбоку, либо с тыльной стороны, откуда выходит выдуваемый воздух, чтобы воздействовать на его интенсивность. С помощью движения, смыкания или размыкания пальцев можно добиться разных эффектов звучания.
Новичку, прежде всего, стоит научиться верно дуть в мундштук гармоники и попадать в ноты.
Постановка губ и дыхания
Гармошка – инструмент, в котором звукоизвлечение происходит не только на выдохе, но и на вдохе. На одном и том же отверстии на вдохе и выдохе звуки имеют разную высоту.
При игре на гармошке необходимо плотно обхватывать ее губами, а не просто прижимать ко рту. И очень важно для движения воздуха использовать диафрагму, а не щеки. Вам нужно именно дышать через гармонику, а не просто выдувать или всасывать воздух.
Табулатура
Табулатура – это чередование цифр, которые означают номера звуковых отверстий гармошки, в которые необходимо последовательно дуть, чтобы получить мелодию.
Рядом с цифрой ставится знак, который обозначает, как необходимо извлекать ноту – на вдохе или выдохе. Для обозначения вдоха и выдоха могут использоваться следующие обозначения:
Нет одного единственного правила по записи табов, так что можно встретить и другие вариации: цифры в кружке, черточки и т.д. Но, как правило, дополнительная отметка помечает именно вдох, а выдох отображается чистой цифрой. Ориентируйтесь на это, и сможете быстро прочитать любые табы.
Существует много видов гармоник по строю и числу отверстий, поэтому табулатура для разных моделей не совпадают. Стоит освоить нотную грамоту и создавать собственные простые мелодии.
Алгоритм обучения
Рассмотрим основные приемы игры на губной гармонике, которые необходимо знать начинающему музыканту.
Одиночные ноты и аккорды
В диатонической гармошке звуковой ряд образован так, что три отверстия, которые располагаются рядом, образуют созвучие. Аккорд на гармошке проще извлечь, чем отдельную ноту.
Для получения одиночной ноты нужно дуть в одно отверстие. Сделать это достаточно сложно, т.к. они расположены очень близко друг к другу. Новички могут действовать двумя путями:
Для начала получите нужный звук первым методом, чтобы услышать нужное звучание. После этого старайтесь добиться такого же звука без помощи рук.
Базовые техники и приемы игры
Освоив одиночные ноты и аккорды, можно переходить дальше и познакомиться с основными техниками. Сочетая их между собой, можно сыграть интересные мелодии и превратить обычную песню в яркое представление.
Трель
Чередуются ноты двух соседних отверстий инструмента. Голова покачивается горизонтально и энергично. Очень важно, чтобы сама гармошка оставалась неподвижной, а звук получался только за счет быстрого движения головой вправо-влево.
Глиссандо
Глиссандо – скольжение от одного звука к другому. Часто используется для окончания композиции.
Здесь необходимо выбрать ноту и на одном вдохе или выдохе резко провести гармошку на несколько отверстий влево или вправо. В результате должен получиться плавный непрерывный звук.
Часто используется дроп-офф – скольжение гармошки до самого конца.
Тремоло
Звук получается за счет смыкания и размыкания ладоней сзади гармоники. При сомкнутых ладонях получается глухой и тихий звук, а если они открыты – громкий и звонкий.
Этот прием позволяет повысить или понизить высоту ноты. Это получается за счет изменения силы и направления потока воздуха. Обычно воздух идет параллельно накладке, но стоит лишь немного изменить его угол, и нота станет выше или ниже.
Сразу стоит понимать – прием очень сложный, и вам придется потратить многие недели или месяцы, чтобы научиться правильно извлекать звук. Но результат того стоит.
Упражнения для совершенствования навыков
Чтобы научиться играть на гармонике по нотам, необходимо сначала выполнять упражнения:
Выучив метод извлечения аккордов, переходите к следующему упражнению. Здесь нужно поочередно проигрывать аккорды в определенной последовательности:
Распространенные ошибки и сложности
Основные ошибки начинающих:
Научитесь получать удовольствие от процесса, от постепенного изучения инструмента и его возможностей. Результат рано или поздно будет, вопрос лишь в том пути, который вас к нему приведет.
Простые табы для губной гармоники
Начинать обучение лучше всего с простых мелодий, с которыми справятся даже дети. Но даже эти песни можно сыграть так виртуозно, что публика будет в восторге. Ниже представлено видео с подобным выступлением.
Музыкант в видео играет на хроматической губной гармошке, с дополнительной кнопкой (S), так что на простой диатонической модели добиться подобного уровня исполнения не выйдет. Но вам и не стоит спешить. Для начала попробуйте просто исполнить данную композицию так, чтобы слушатели узнали ее.
Табы для губной гармошки
Губная гармоника славится тем, что на ней можно научиться играть, даже не зная нот. Опытные музыканты, разумеется, возразят, что это совсем не так. В помощь тем, кто хочет быстро научиться играть несколько любимых песен, чтобы удивить своих друзей, или просто в свое удовольствие поиграть, была создана табулатура. Использовать табы для губной гармошки – лучший вариант для начинающих познакомиться с инструментом в короткий срок.
Табулатура, либо табы – удобный и доступный способ записи музыкальных произведений, не использующий нотные обозначения, обозначения пауз и длительностей. Табулатуры существуют для многих инструментов, в их число входит гитара, бас-гитара, губная гармоника. Табы, используя интуитивно понятный язык символов, прямо указывают музыканту, что ему нужно делать с инструментом. В случае гитары – на каком ладу какую струну зажать, а в случае губной гармоники – как и в какое отверстие дуть.
Как читать табы для губной гармошки
Табулатура губной гармошки содержит информацию о том, в какое отверстие, и каким образом следует дуть. Однако, табы не говорят о длительностях нот, паузах и других музыкальных тонкостях, поэтому, для правильного прочтения табулатуры, необходимо хорошо помнить мелодию песни, либо включить её на фоне, непосредственно во время обучения.
В целом, табы представляют собой ряд символов и цифр, которые читаются слева направо. Цифры в табулатуре обозначают порядковый номер отверстия, символ «-» означает вдох, символ «+» означает выдох. Правда, иногда встречаются и другие обозначения одного и того же явления. Давайте подробнее разберемся во всех наиболее часто встречающихся обозначениях табулатуры для гармоники.
Условные обозначения табулатуры для губной гармоники:
«4» – порядковый номер отверстия, слева направо;
«b» или «’» (одинарная кавычка) = бенд на один полутон. Музыкант как бы вытягивает ноту;
«Bb» или «»» – бенд на два полутона;
«bbb» или «»’» – бенд на три полутона;
«(345)» – аккорд на вдох (соответствующие номера отверстий губной гармошки пишутся в скобках);
«[345]» – аккорд на выдох;
» – вибратто через четвертое отверстие на вдох;
«o» = оверблоу, или передувка (сильный выдох, повышающий тон на одну ноту). Пишется как 1 o, 2 o, 3 o и тд. Кроме того, символ оверблоу может располагаться над номером отверстия.
«В лесу родилась ёлочка» для губной гармошки
Для примера возьмем табы русских песен для губной гармошки, а именно – табулатура «В лесу родилась ёлочка», известная каждому:
В лесу родилась елочка,
(4) 2 2 4 4 ((3) (3)» (3)быстро) (2)
Зимой и летом стройная,
Как видно, в данной схеме вдох и выдох изображен при помощи скобок – число со скобками означает вдох, число без скобок – выдох. Бенды указаны кавычками. Давайте рассмотрим другой вариант табулатуры этой песни, с иным написанием:
В лесу родилась елочка,
Зимой и летом стройная,
В этот раз мелодия играется несколько иначе. Кроме того, изменилось и написание табулатуры. В сети вы встретите несколько различных вариантов написаний одной и той же мелодии. Со временем вы научитесь понимать их все, ведь их не так много.
Простые табы для губной гармошки
Мы решили прикрепить к статье популярные мелодии для губной гармошки, написанные в виде табулатуры. Используя наши условные обозначения, вы легко разучите понравившиеся композиции.
«Августин» на губной гармошке табы
O, du lieber Augustin, Augustin, Augustin,
Ах, мой милый Августин, Августин, Августин,
O, du lieber Augustin, alles ist hin.
Ах, мой милый Августин, Всё прошло, всё!
Geld ist weg, Mäd´l ist weg, Alles hin, Augustin.
Денег нет, счастья нет, Всё прошло, Августин!
O, du lieber Augustin, Alles ist hin.
Ах, мой милый Августин, Все прошло, все!
Табы для губной гармошки: «В траве сидел кузнечик»
В траве сидел кузнечик
Совсем как огуречик
В траве сидел кузнечик
Зелененький он был
Совсем как огуречик
Зелененький он был.
Твое достоянье на все времена.
Братских народов союз вековой.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
«Титаник» на губной гармошке табы
Every night in my dreams I see you I feel you.
That is how I know you go on. Far across the
distance and spaces be tween us you have come to
show you go on. Near, far, were ever you are I
believe that the heart does go on. Once more you
open the door and youre here in my heart and my
heart will go on and on. Love can touch us one
time and last for a lifetime and never let go
till we’re gone. Love was when I loved you one
true time I hold to. In my life we ll always go
on. Near, far, where ever you are I believe that
the heart does go on. Once more you open the door
and you’re here in my heart and my heart will go
on and on. You’re here, there’s nothing I fear,
and I know that my heart will go on. We ll stay
forever this way. You are safe in my heart and my