Что означают глаголы употребленные в переносном значении
Глагол употреблен в переносном значении
Прямое и переносное значение слов (15 примеров)
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Прямое значение слова — это основное лексическое значение. Переносное значение возникает как производное на базе прямого. Им обладают многозначные слова.
Узнаем, что такое прямое и переносное значение слова в русском языке.
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.
Примерыдочь, дом, трава, вежливый, огромный.ОпределениеПрямое значение слова — это его основное лексическое значение без дополнительных оттенков.
Возникновение переносного значения слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на базе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значения называют переносным. Оно появляется как оттенок основного значения на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции).
Переносное значение слова — это вторичное, производное значение, возникающее на основе сходства предметов, их признаков и функций.
К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
Примеры слов в переносном значении
Внимание!Знаете ещё примеры прямых и переносных значений слов в русском языке? Поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях!
На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы. Узнаем, как образуется метафора, метонимия, синекдоха.
Глаголы в переносном значение?
Черепаха ползёт прямое или переносное значение глагола?
Черепаха ползёт прямое или переносное значение глагола.
Что значит : найдите в тексте глаголы, употребленные в переносном значении?
Что значит : найдите в тексте глаголы, употребленные в переносном значении?
Составьте и запишите два предложения с глаголом ВЫКРАИВАТЬ в прямом и переносном значении?
Составьте и запишите два предложения с глаголом ВЫКРАИВАТЬ в прямом и переносном значении.
Запиши сочетания слов с переносным значением обозначь в них граматические признаки глагола?
Запиши сочетания слов с переносным значением обозначь в них граматические признаки глагола.
Глаголы в переносном значении что это?
Глаголы в переносном значении что это?
Что такое глагол в премом и переносном значении?
Что такое глагол в премом и переносном значении.
Надо придумать стихотворение, (хотя бы 4 строки)с глаголом переносного значения помогите?
Надо придумать стихотворение, (хотя бы 4 строки)с глаголом переносного значения помогите!
Запиши два предложения, используй глагол лопнул в прямом и переносном значениях ПОМОГИТЕЕЕ?
Запиши два предложения, используй глагол лопнул в прямом и переносном значениях ПОМОГИТЕЕЕ.
Составьте словосочетание с глаголами : шептать дремать употребляя глаголы в переносном значении?
Составьте словосочетание с глаголами : шептать дремать употребляя глаголы в переносном значении.
На этой странице находится вопрос Глаголы в переносном значение?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.
Если я пойду домой, то не вернусь. [если], [ ] Вследствие того что пошёл дождь, субботника не будет. [вследствии того что], [ ] Едва прикоснувшись к цветку, я ощутила прилив сил. [едва], [ ].
Неудобное пишется вот так.
Повадился — ед. Ч, прош. Вр. Выгонят — мн. Ч, будущ. Вр. Идёт — ед. Ч, наст. Вр Помахивает — ед. Ч, наст. Вр Потряхивает — ед. Ч, наст. Вр Засядут — мн. Ч, будущ. Вр Отправляется — ед. Ч, наст. Вр. Всё.
1. Из — за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго. 2. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал вверх и обвивал до полов..
2 слова 5 слонов 10 букв ( тебе так надо? ).
1)будто 2)это 3)к, через 4)этот 5)свои.
Ошибок нет. Всё вроде правильно.
Две ошибки в постановке знаков препинания. 1. (4) Ветер вдруг налетит(, ) – закружится пёстрый смерч. * * * Убрать запятую, поставить тире : быстрая смена событий ( = и). 2. (5) А если неуклюжий лось с лёту вломится в ветви(, ) – хлынет сверкающий..
Глаголы движения в переносном значении
Глаголы движения – это чрезвычайно обширная и сложная тема в русском языке. Помимо разнообразия форм и трудности спряжений, наличия глаголов движения с приставками и без, различий в их употреблении, существуют случаи, когда глаголы движения употребляются в переносном значении. Причем, зачастую в этих выражениях невозможно использовать синонимичные слова. Данные выражения в прямом смысле очень «устойчивые».
Нужно отметить, что в переносном значении обычно употребляется один глагол из видовой пары (идти-ходить) и они не заменяют друг друга. В переносном значении используются как глаголы движения с приставками, так и без. В данной статье мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся примеры выражений с глаголами без приставок.
Погодные условия, осадки
Весь день идет дождь.
Под вечер пошел снег.
По небу плывут белые облака.
Происходящее, процесс
Работа идет как по маслу (идиоматическое выражение, означает «хорошо»).
Разговор, беседа
Переговоры идут к завершению.
Разговор незаметно перешел на другую тему.
Время
Пришло время поужинать.
Время быстро пролетело.
На лекциях время ползет (идиоматическое выражение, означает «очень медленно движется»)
Часы сломались и больше не идут.
Одежда и то, как она сочетается с внешностью человека
Вам очень идет это платье.
Он носит деловые костюмы и рубашки с запонками.
Не все замужние люди носят обручальное кольцо.
Я ношу очки с пяти лет.
Успех
После того как он получил наследство, его дела пошли в гору. (идиоматическое выражение, означает «дела все лучше и лучше»).
Действие, процесс
Учитель провел свой первый урок.
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. Русский язык. 3 класс. Разработка урока
УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: развивать умение распознавать глаголы в прямом и переносном значении; правильно употреблять их в речи; развивать орфографическую зоркость.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Виды используемых ИКТ: презентация.
Материалы и оборудование: учебник, ИКТ.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
– О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.
– Правильно, в этом стихотворении – загадке говорится о глаголе.
Вспомним все, что мы уже знаем, об этой части речи.
– Дайте определение глаголу.
– Чем чаще всего в предложении бывает глагол?
– Какие слова называют антонимами? Приведите примеры.
– Какие слова называют синонимами? Приведите примеры.
Выполните мои задания. (Ответы нужно записать на доске.)
– Подберите антоним глаголу строить. (разрушать)
– Синоним слову скакать.(прыгать)
– Антоним глаголу огорчаться.(радоваться)
– Назовите «лишнее» слово: чистый, резвиться, скромное, веселая.
На доске: разрушать, прыгать, радоваться, резвиться.
– Найдите в словах одинаковый звук. Какой буквой на письме обозначается этот звук? (В словах два таких звука.)
– Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой Р.
– Найдите закономерность и продолжите ряд.
Зимой река спит подо льдом.
Маленький Руслан крепко спит.
Назовите орфограммы в этих предложениях.
Спишите. Подчеркните главные члены предложения.
– Что заинтересовало в предложениях?
– В каком предложении глагол употреблен в прямом значении, а в каком в переносном? Как вы понимаете выражение «в переносном значении»?
Сегодня на уроке мы узнаем о том, что один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.
II. Работа по теме урока
А сейчас, посмотрите внимательно на доску.
Сравните значение слова идут в каждом предложении.
Сравниваем вывод, сделанный учениками с учебником. (смотрим стр. 75 учебника)
Какие глаголы в стихотворении имеют переносное значение?
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Объясните, чего не понимали дети. В каком значении употреблен подчеркнутый глагол. Составьте предложение, употребив глаголы в прямом и переносном значениях.
– Мама, крапива кусается?
В данных предложениях глаголы употреблены в переносном значении. Составьте предложение, чтобы эти глаголы были употреблены в прямом значении.
– На морозе у ребят щеки пламенем горят.
– Мороз прогнал ребят со двора.
– Объясните, какую ошибку совершили дети.
Мать приказала ребятам запереть за ней дверь на крючок и никого не пускать.
– «Так как, – пояснила она, – по городу ходит скарлатина».
В отсутствие матери кто-то долго стучался к ним в дверь.
– «Приходила скарлатина, но мы ее не пустили » – говорили дети.
III. Работа с учебником.
Употребление глаголов в разных значениях. Упражнение 540.
– Спишите только те предложения, в которых глагол употреблен в переносном смысле.
– Составьте два предложения, в которых глаголы имеют переносный смысл.
IV. Работа над развитием орфографической зоркости
На доске записано предложение.
На своих крыльях птицы приносят весну.
– Как вы понимаете смысл этого предложения?
– В каком значении употреблен глагол в этом предложении.
– Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните.
VI. Итог урока
– С какой целью употребляются в речи глаголы в прямом и переносном значениях?
Глаголы переносного смысла
Прямое и переносное значение глаголов.
Большинство широко употребительных слов многозначно. Многозначность – это способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексико-семантических вариантов слова.
Одно из значений слова – первичное, исходное, а другое – вторичное, появившееся в результате развития первичного значения. Например: глагол “резать” имеет значение “разделить на части острым инструментом” (резать хлеб, мясо) – первичное; другие значения вторичны, “веревка режет руки”, то есть действие веревки сходно острому инструменту.
На уроках русского языка в связи с изучением глагола учащиеся овладевают умением употреблять глаголы в речи в прямом и переносном значении. Практически знакомятся с многозначностью глаголов, выполняя следующие упражнения:
1. Объясните значение выделенных слов:
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте. (В. Орлов)
2. Заменить глагол “бежит” близким по смыслу: Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменить этот глагол в предложении “Лисица бежит по полю”?
Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут.
Злятся, злятся, травки мнут. (П. Потемкин)
Подчеркни глаголы, которые употреблены в переносном значении. Составь предложение, употребив глагол “злятся” в прямом значении.
4. Прочитать стихотворение, объяснить значение глагола:
И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе). (А. Шибаев)
Подчеркни глагол “играет” в том сочетании слов, где он обозначает действие неживого предмета.
Понимание многозначности способствует восприятию образов художественного произведения, пониманию его идейного содержания.
Глагол. Прямое и переносное значение глагола.
Описание презентации по отдельным слайдам:
РУССКИЙ ЯЗЫК Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.
Глагол Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета, Люди строят зданья, Цветут сады, И рожь в полях растёт.
Что такое глагол? Что такое глагол? Чем чаще всего является в предложении? Что ещё вы знаете о глаголе?
Что вы можете сказать о выражениях: Птица летит и время летит?
Интересное слово В русском языке нашёл Я такое слово: шёл. Шёл и дождик, Шёл и снег, Шёл и просто человек. Утром шёл десятый час. Шёл мультфильм, Он шёл для нас.
спит С данными именами существительными составьте предложения. Какое значение имеет глагол в полученных предложениях.
Определите значение глаголов в отрывке стихотворения. Определите значение глаголов в отрывке стихотворения.
Полюбуйся: весна наступает, Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят… И. С. Никитин
ИТОГ У одного глагола может быть несколько значений. Смысл слова уточняется в предложении, в тексте.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1190103
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.