Что можно сравнить в биологии
Что можно сравнить в биологии
«Биология отрицает законы математики: при делении происходит умножение» Валерий Красовский
Методы биологии
Метод исследования — это способ научного познания действительности
Общенаучные методы
Наблюдение
Визуально или с помощью приборов следят за
различными объектами для достижения
поставленной цели
Изучают
сезонные изменения в природе, в жизни
растений и животных, поведение
животных
Описание
Устная или письменная характеристика
объекта по результатам наблюдений, получение и накопление информации об
объектах, процессах
Палеонтолог описывает кости скелета вымершего животного
Измерение
Определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств
Измерение температуры тела человека, линейкой замеряют рост растения за определенный период времени
Сравнение
Сопоставление и нахождение
сходств и различий между
объектами (организмами,
процессами и др.)
Если сравнивать шерсть бурого и белого медведя, то можно прийти к выводу, что по своим свойствам они много в чем схожи друг с другом (густота, длина, ощущения при прикосновении к ней и т. д.), однако различаются в окраске.
Используется в систематике для распределения
организмов по группам, для
установления родства и общего
происхождения
Классификация
Распределение объектов по соподчинённым группам в соответствии с определёнными признаками
Кошка на основе строения, физиологии, происхождения относится к классу Млекопитающие
Мониторинг
Проведение регулярных измерений
каких-то величин объектов (процессов
организмов, популяций, экосистем,
биосферы). Позволяет выявлять изменения каких-
либо параметров, показателей во
времени
Благодаря мониторингу
своевременно можно выявить и принять
меры по предупреждению негативных
изменений в природе, в популяциях
Анализ
Изучение объекта (процесса) по отдельным
составляющим компонентам. Мысленное разделение изучаемого объекта, выяснение, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки
С помощью анализа можно исследовать органеллы внутри клетки, клетку внутри организма, организм внутри биоценоза
Синтез
Процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
Обобщая знания о строении млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и рыб, можно сделать обобщенный вывод о строении позвоночных. Благодаря синтезу можно изучить целостные характеристики биологических систем (клетки, организма, биоценоза).
Эксперимент
В специальных условиях (управляемых и
контролируемых) проводится опыт.
Обязательно есть опытная группа,
есть контрольная группа. Используется для получения новых научных знаний,
закономерностей, для подтверждения
или опровержения выдвигаемой
гипотезы
Эксперимент, доказывающий образование крахмала при фотосинтезе. Выращивание клеток при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост максимально быстрый
Моделирование
Создаются копии прототипа (объектов, процессов) для их изучения. Изучение объектов на моделях позволяет визуализировать невидимые объекты, изучать и прогнозировать изменения, позволяет отрабатывать умения и навыки, оно менее затратное.
Карта – модель ландшафта
Статистический
Проводится сбор и анализ числовых показателей для дальнейшей обработки. Позволяет получать информацию о динамике изменения показателей, позволяет прогнозировать изменения и своевременно принимать определенные меры.
Выявление частоты встречаемости определенных генов в популяции
Обобщение
Метод, с помощью которого ученые выявляют из частного общее, формулируют теории, законы.
Формулировка правил, законов на основе сравнения результатов экспериментов
Абстрагирование
Позволяет не учитывать ряд существенных для конкретного исследования свойств и признаков биологических объектов, однако помогает выделить те свойства и признаки, которые важны
В исследованиях основных направлений эволюционного процесса главное внимание уделяется усложнению строения органов и систем органов, которое обеспечивает приспособление организмов к условиям существования
Метод микроскопия (микроскопирование)
Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа
Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.
Сравнение как способ познания
Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.
На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.
Понятие и категории метода сравнительного анализа
Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др. Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития.
Методы сравнительного подхода приводят к тому, что могут быть пересмотрены уже сложившиеся взгляды на те или иные явления и факты. При сравнении также могут быть открыты особенности, которые специфичны для конкретного объекта или явления, однако ранее не были известны исследователям. Таким образом, сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.
Механизм сравнительного анализа
Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:
Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.
Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.
Этапы сравнительного анализа и прогнозирования
Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:
При правильном выполнении указанных этапов исследователь может формулировать обоснований прогноз. Самым простым способом прогнозирования является непосредственное сопоставление информации об объекте или явлении на разных уровнях, например в разных регионах, странах и т. д. Второй способ прогнозирования предвидит выдвигание конкретных гипотез, подкрепленных реальными фактами.
Правила осуществления сравнительного анализа
Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:
Все данные, полученные в процессе исследования, долны быть четкими, однозначными и доказуемыми.
Виды сравнительных исследований
Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:
Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. В первом случае речь идет о параллельном и одновременном сравнении, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.
Плюсы и минусы сравнительного метода
Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:
Метод имеет и свои недостатки:
Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.
Примеры использования метода сравнительного анализа
Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:
Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 3 Методы исследования в биологии
Стр. 25. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что такое наука?
Наука – это целая система знаний, получаемых человеком в результате познавательной деятельности, которые непрерывно возрастают и пополняются. Это область человеческой деятельности, которая направлена на выработку и систематизацию полученных объективных знаний о происходящем в окружающем мире.
№ 2. Какие методы исследования вы знаете?
Методами исследования называют способы и приемы, которые используются для изучения объекта. Я знаю несколько методов исследования:
Анализ (выделение отдельных частей явления и их изучение);
Классификация (группировка явлений по каким-то определенным признакам);
Сравнение (сопоставление двух или более объектов исследования по каким-то определенным признакам);
Наблюдение (отслеживание изменений в состоянии объекта, его реакции на происходящее в окружающей среде);
Измерение (определение численных параметров).
№ 3. Какие приборы, используемые в биологических исследованиях, вам известны?
В биологических исследованиях используют такие приборы, как: электронные и оптические томографы, микроскопы, хроматографы; колбы, мерные цилиндры и пробирки; щипцы, скальпель, препаровальная игла; пипетка; бинокль; весы; секундомер.
Стр. 29. Вопросы после параграфа
№ 1. Какова основная цель науки?
Основная цель науки заключается в том, чтобы максимально изучить окружающий мир, познать все его объекты и их взаимодействие между собой и с окружающей средой.
№ 2. Что такое научный метод? В чём его основной принцип?
Научный метод – это совокупность определенных действий и приемов, которые используются для достижения объективного познания действительности в рамках научно-познавательной деятельности. Основным принципом научного метода является его объективность, которая исключает любое произвольное толкование полученных результатов исследования. Важно, что для максимальной точности нельзя верить «на слово». Любые исследования обязательно проверяются, сравниваются и подтверждаются другими видами исследования.
№ 3. Какие методы исследования в биологии вам известны?
Мне известны такие методы исследования в биологии, как:
Описательный (в основе лежит наблюдение);
Моделирование (основан на построении и изучении моделей).
№ 4. Какой факт можно считать научным?
Научным можно считать только тот факт, который прошел проверку на истинность несколькими методами исследования.
№ 5. Что такое научное наблюдение?
Научное наблюдение – это процесс преднамеренного получения специфической информации об объекте или явлении при помощи органов чувств. В процессе наблюдения только фиксируются результаты, а влияние на процесс исключается.
№ 6. Что изучает фенология?
Фенология – это наука, которая занимается изучением влияния сезонных явлений на поведение и жизнедеятельность растений и животных.
Стр. 29. Подумайте
В средствах массовой информации неоднократно сообщалось о так называемом снежном человеке, приводились рассказы очевидцев о встречах с ним, зарисовки и фотографии якобы его следов и даже самого снежного человека. Было организовано несколько экспедиций для поиска снежного человека. Но до сих пор никто не смог представить ни живого снежного человека, ни его останков, ни каких-то других неопровержимых доказательств его существования.
Почему, несмотря на многочисленные свидетельства очевидцев, существование снежного человека не может быть признано научным фактом?
Потому что при изучении объектов живой природы обязательно применяются разные методы научных исследований, начиная от наблюдения, и заканчивая описательным, сравнительным и т.д. Чтобы факт существования снежного человека был признан научным фактом, он должен пройти проверку на истинность несколькими методам исследования. А так как на сегодняшний день никаких данных, предметов или останков снежного человека учеными не было изучено, то и его существование остается под вопросом.
Стр. 29. Задание
Выучите и строго выполняйте правила поведения в кабинете биологии.
К правилам поведения в кабинете биологии относятся:
Запрещено начинать работу без разрешения учителя.
Точно выполнять указания учителя при выполнении практических и лабораторных работ.
Остерегаться падения и опрокидывания приборов и оборудования с рабочего стола.
Использовать специальные приспособления (держатели) при нагревании жидкостей в пробирках.
Соблюдать осторожность при использовании острых предметов и лабораторного оборудования.
Защищать глаза, не вдыхать пары испаряемых веществ.
Следить за чистотой стола и приводить его в порядок после завершения всех работ.
Стр. 30. Задание для любознательных
Проведите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений осенью
1. Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений (рис.14).
2. Выясните, у каких растений листья остаются зелёными до заморозков.
До заморозков остаются зелеными листья у вяза, акации, сирени, черемухи, жимолости. У ольхи они остаются зелеными и начинают чернеть только после заморозков. Интересно, что у осины листья начинают опадать еще с зеленой окраской. Поэтому не редко можно видеть, как начинают желтеть листья только тогда, когда часть дерева уже обнажена.
3. Определите, как долго длится листопад у разных растений.
Согласно моим наблюдениям, продолжительность листопада у разных растений отличается. Например, у тополя этот период занимает 3 недели, а у липы всего 2 недели. У березы период опадения листьев занимает около 2 месяцев, у дуба и клёна – приблизительно 3 – 4 недели.
4. Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений.
5. Сравните результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их. Сделайте выводы.
Результаты моих наблюдений, конечно же, отличаются от результатов наблюдений, которые проводили мои одноклассники. Например, длительность листопада у тополя, за которым наблюдение вел я, составляла 3 недели. А вот длительность листопада у тополя, за которым наблюдал мой одноклассник, составила всего 2,5 недели.
Вывод:
Сравнивая результаты, можно увидеть, что время наступления листопада, а также его длительность у одних и тех же видов растений отличается. Это зависит не только от сорта растений, но и от погодных условий. Значимыми являются также состояние самого растения, степень освещенности территории, на которой оно растет.
Сравнение растений и животных
Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Тема совсем не заслуживала бы специального рассмотрения на этом блоге репетитора по биологии (всё же очень просто, отличительные признаки контрастные и легко запоминаются). Но и в раскрытии этой темы случаются некоторые казусы.
Что значит относиться к автотрофным или гетеротрофным живым организмам не только по способам питания, но и по способам получения энергии, мы рассматривали ранее.
Из представленных в таблице признаков хочу обратить ваше внимание на следующие: нервная деятельность и ткани.
Считается, что нервная система у растений отсутствует. Но как же тогда у них осуществляется регуляция их роста, гармонизация их развития в целом?
У растений в отличие от животных существует только одна система регуляции — гормональная. Всего три основных типа гормонов: ауксины, гибберелины, цитокинины — ответственные за рост побегов, корней и цветение, соответственно.
А у животных, как мы помним, и нервная и гормональная. Причем гормональная система подчиняется нервной регуляции.
Теперь, что касается видов тканей у животных и растений. Обычно на вопрос, у кого больше разных тканей у растений или животных? Большинство отвечает, что, конечно, у животных — они ведь более сложно организованные живые существа. Но, как сами видите, все наоборот.
Понимаю, что человек так устроен, что хочет вырваться и вырвется насовсем за пределы Земли. А по мне, так лучше бы пускай все силы человечества направлялись на благоустройство, на сохранение жизни, а не разорение нашей планеты!
Да просто староват я уже, наверное, лететь на Марс?
По «просьбе трудящихся» помещаю эту таблицу, где описаны все возможные способы размножения организмов всех царств живой природы.
Уважаемые посетители блога, у кого возникнут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, пишите в комментариях.
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Сравните, пожалуйста, разможение растений с размножением животных.
Камила, ответ довольно емкий, сейчас совсем нет времени отвечать, но внимательно изучив мою статью на блоге «Чередование поколений«, Вы найдете ответ на свой вопрос. А к этой статье я сейчас добавлю огромную таблицу, где отражены все возможные способы бесполого и полового размножения у организмов всех царств живой природы. Вы сами выбирайте, какие способы относятся к животным и растениям.
Здравствуйте. Не могли бы вы написать сравнительную характеристику животных и растений по способу питания (царства)?
Данил, в первой же строке таблицы, которая перед Вами, сравниваются растения и животные по способу питания!? А вот в этой статье дается полная сравнительная характеристика всех царств живой природы (и не только по способу питания, но и по типу клеточной организации и экологической роли в экосистемах).
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, в чем сходство и отличия клеток покровных тканей у животных и растений?
Здравствуйте, Наталья! Сходство клеток покровных тканей у растений и животных: живые клетки покровных тканей, быстро делятся (то есть имеют высокую скорость размножения), обладают прямоугольной формой, плотно прилегают друг к другу, то есть почти без межклеточных промежутков. Термин «эпидермис» используют и для обозначения живых клеток покровной ткани растений, и кожи животных. Отличия клеток покровных тканей у растений и животных: у кустарниковых и древесных форм растений покровная ткань включает (кроме живых делящихся эпидермальных клеток) толстый слой пробки и коры; у животных кроме наружных покровных тканей выделяют и внутренние покровные эпителиальные ткани, выстилающие пищеварительную, дыхательную, выделительную, кровеносную системы изнутри.
А чего между ними общего? Благодарю за ответ заранее. С уважением, Анна.
Царство растения и царство животные относятся к одному надцарству эукариот. То есть клетки растений и животных имеют эукариотическое строение: наличие двухмембранного ядра с хроматиновыми нитями ДНК и других двухмембранных и одномембранных компонентов. И растениям, и животным свойственны все общие характеристики живого: сходный химический состав, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обеспечивающая адекватную реакцию на изменения окружающей среды, гомеостаз, эволюционирование.
сравнительная характеристика эпителиальной и покровной ткани
Лиля, Вы спрашиваете почему отличаются названия «эпителиальная ткань» у животных и «покровная ткань» растений?
Клетки эпидермиса растений, покрывающие растение снаружи, образуют покровную (защитную) ткань. У животных наружные эпителиальные клетки кожи можно тоже назвать «покровной» тканью, но у них есть и эпителиальные клетки, выстилающие внутренние органы. Поэтому термин эпителиальная ткань у животных имеет более широкое толкование, чем только покровная ткань.
Вопрос: У растений в таблице названа репродуктивная система (цветок, плод, семя). А как же не Цветковые растения? Либо у них нет СИСТЕМЫ, либо просто не названы их репродуктивные органы — гаметангии? Объясните, пожалуйста. Я вообще не очень понимаю, по каким принципам системы растений классифицируют. Ведь есть побеги генеративные. Есть проводящая система? она и в корневой и побеговой имеется.
Данная табличка в самых общих чертах характеризует отличия растительных организмов от животных (даже далеко не все признаки рассматриваются), а ряд наиболее существенных.
Конечно, всех систем органов у высших растений далеко не две. Но здесь в строке “Системы органов” сравниваются растительные организмы с животными по двум основным системам: 1) не связанной с репродукцией и 2) связанной с репродукцией.
Согласен, что репродуктивная система растений (цветок, семя, плод) относится только к самым высшим из высших растений – покрытосеменным.
Иногда упростить общее сложнее,чем разжевать частное.
В самую точку, Слава.
Методическая часть этого блога направлена не на изучение биологии в целом (учебников толстых, хороших предостаточно), а на помощь в сдаче ЕГЭ. Возможно, что само ЕГЭ – это медвежья услуга Министерства образования школьникам в познании биологии. Но ЕГЭ – это уже свершившийся факт. В вопросах ЕГЭ, например, не требуется помнить отдельные названия ногочелюстей у ракообразных, но необходимо знать “классификацию” типа членистоногих на уровне количества пар ходильных ног у трех классов (ракообразных – 5 пар; паукообразных – 4 пары; насекомых – 3 пары). Да хотя бы помнить сами названия классов членистоногих – на этом уже можно заработать целый балл (а больше и не дают) при ответе заданий части А.
Мне, как репетитору ЕГЭ по биологии, приходится, наоборот, много останавливаться на тех ключевых моментах познания сущности живого, которые в учебниках излагаются очень подробно, а в результате – эффект противоположный. Остается непонятой сама суть объясняемого: почему, например, существует два основных способа деления клетки и чему они служат; почему синтез белка обязательно включает два различных этапа; где в клетке “записана” информация о синтезе необходимых ей углеводов, липидов, нуклеиновых кислот; почему клетки одного многоклеточного организма, имея совершенно одинаковую генетическую информацию, такие разные и по форме, и по выполняемым функциям; как запомнить, что понятия генетического кода и генетической информации организма – это совершенно разные понятия; в чем сама суть фотосинтеза как энергетического и пластического обмена одновременно; почему митохондрии называются и энергетической станцией, и дыхательным центром клетки и т.д. и т.п.
Это опять я. Моя знакомая недотрога мелкоцветковая и не думает СЖИМАТЬ листья. А вот когда дотрагиваешься до ее созревших плодов — они «выстреливают», как будто пружина разжимается!
Интересные у Вас «знакомые» — может быть Вы описываете что-то незнакомое науке?
Ну что ж, пришлось проверить, известно ли кому-нибудь кроме меня. Скопировала:
Царство: Растения
Отдел: Покрытосеменные
Класс: Двудольные
Порядок: Верескоцветные
Семейство: Бальзаминовые
Род: Недотрога
Вид: Недотрога мелкоцветковая (Impatiens parviflora).
Лучшего названия для этого растения и не придумаешь. Когда созревают его плоды, стоит только прикоснуться к ним или задеть, они с силой разворачиваются (стреляют), далеко разбрасывая семена.
Борис Фагимович! Я вот столкнулась с такими вопросами заданий.
Первое задание:
а) укажите основные причины того, что большинство животных могут передвигаться в пространстве, а высшие растения нет.
б) однако, у растений возможны движения отдельных органов. Опишите механизм и основные способы таких движений.
Второе задание:
поступление в клетку, местонахождение и преобразование, свойства и функции воды; роль в клетке соединений азота, фосфора, калия и кальция.
Надеюсь на вашу помощь. Заранее спасибо.
Виктория, по первому Вашему вопросу:
а) основная причина одна: различный образ жизни организмов этих царств живой природы, связанный с их способом питания (см. табличку в статье на блоге за март “Экология и царства живого на Земле”;
б) движения отдельных органов растения (стеблей и листьев) называются НАСТИИ. Эти движения в основном связаны с “желанием” растения как можно эффективнее использовать энергию солнечного излучения: медленные искривления стеблей и черешков листьев растений обеспечивают перпендикулярность направления солнечных лучей их листовым пластинкам.
У некоторых растений: недотрога, мимоза в ответ на прикосновение листья довольно быстро могут “сжаться” – это тоже своеобразные настии.
Возможности таких “движений” растений связаны с наличие в цитоплазме их клеток особых микротрубочек из белков АКТИНА и МИОЗИНА.
Собственно этими же белками обеспечиваются сокращения клеток мышечных тканей животных (как видите, всё в природе очень рационально, она не очень то разбрасывалась в своих изобретениях. Что оказалось полезным для одной, более древней формы жизни – у растений, было унаследовано и в более поздней форме жизни – у животных).
По второму вашему вопросу:
только по одной ВОДЕ следует прочитать, а значит и написать не менее 4-5 страниц текста. В любом учебнике воде уделяется много места, так как с ней связано буквально ВСЁ в жизни клетки и организма в целом. Поэтому у неё множество функций, связанных со множествами её свойств.
А по значению неорганических веществ перечисленных вами соединений можно написать целый отдельный учебник. Советую все это почитать, основное законспектировать – это и будут ваши ответы.
Виктория, мне интересно отвечать на вопросы, которые или довольно редко где освещаются, или трактуются по разному в разных руководствах, когда я могу высказать какую-то свою точку зрения.
Я же пишу в конце каждой своей заметки “У кого будут вопросы по СТАТЬЕ к репетитору по биологии, замечания, пожелания – прошу в комментарии или связаться по емэйл”.
Ваш же второй вопрос мною на блоге пока не разбирался в силу его традиционности и он относится уже совсем к другой области моей деятельности: преподаванию биологии своим ученикам за оплату (другой работы не имею).
Настии (медленные) осуществляются не за счет разной скорости роста под действием фитогормонов?