Что можно снимать на полтинник
Объективы 50 мм на кропнутых матрицах
Множество соблазнов окружает человека, который недавно взял в руки зеркальный фотоаппарат. Мощные зумы манят универсальностью, телевики возможностью сфотографировать птичку на дереве и сделать хороший портрет. Широкоугольные объективы привлекают пейзажистов и любителей сюжетной фотографии. Но среди этих искушений стоит особняком объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм, который часто называют «полтинником».
FUJINON XF50 мм/F2 R WR
Почему именно объектив 50 мм
Для камер с размером матрицы APS-C с кроп-фактором от 1.44 до 1.74 объектив 50 мм будет эквивалентом короткому телевику с фокусным расстоянием от 72 мм (1.44х50) до 87 мм (1,74х50).
Самым большим недостатком «полтинника» можно назвать сложность его применения в ограниченном пространстве. Снять ростовой портрет в небольшой комнате им невозможно. Зато список достоинств будет обширным:
Сюжеты для объектива 50 мм
Каждый из сюжетов имеет свои требования. Начинающий фотограф должен четко понимать, что универсального объектива не существует, как нет универсального автомобиля. Поэтому большинство автолюбителей ездит на легковых автомобилях класса «В». В фотографии таким относительно универсальным автомобилем и является «полтинник». Его можно применять в большинстве жанров.
Репортаж
Высокая скорость фокусировки позволит снимать динамичные сцены, а благодаря высокой светосиле уменьшается время выдержки.
Портретная съемка
Объектив прекрасно размоет фон, сосредоточив акценты на объекте съемки. Однако надо помнить, что могут присутствовать геометрические искажения. Присутствие небольшой бочкообразной дисторсии исказит картинку. Она правится в Adobe Photoshop Lightroom нажатием одной кнопки, так что серьезных проблем искажения не вызовут.
Съемка пейзажей
В этом случае сложно рекомендовать применение объектива с фокусным расстоянием более 24 мм, слишком маленькая область изображения помещается на экран. Хотя для некоторых пейзажных сюжетов его применение оправдано, но новичку, который пользуется камерой с кроп-матрицей, предпочтительнее использовать стандартный китовый объектив.
При этом качество картинки не сильно отличатся, так как при значениях диафрагмы от 5,6 до 11 теряется преимущества фиксов в светосиле и возрастает резкость. А открывать диафрагму сильнее не имеет смысла, так как начинают расплываться объекты, находящиеся на различном расстоянии.
Предметная съемка
В этом случае «полтинник» покажет себя во всей красе именно на APS-C матрицах. За счет кропа увеличивается область резкости. Получится фотографировать при плохой освещенности, делая резкими большие области кадра. Это же касается и макросъемки. Хотя для макро есть специальные макро-объективы, но 50-й хорошо подойдет для «псевдомакро», съемки крупным планом небольших объектов.
Тревел-фото
В путешествии фотограф обязательно должен попробовать возможности объектива с фокусным расстоянием 50 мм. Здесь очень поможет быстрый автофокус и низкий расход энергии, способность снимать при плохом свете и маленький вес.
Заключение
Еще во времена СССР все фотоаппараты комплектовались линзами с расстоянием от 40 до 58 мм, самым популярным расстоянием. Закон оптики сделали его не только наиболее распространенным, но и наиболее дешевым.
Объектив 50 мм оптически приближен к нормальному углу зрения человека, а значит, не требуется использования дополнительных линз для приближения или удаления объекта. Это и позволило снизить цену.
Решив приобрести «полтинник», новичок глубоко погружается в мир фотографии. Узнает, что такое размытый фон и как использовать ГРИП, изучает технические приемы и правильно пользует боке. Все это возможно только с качественной аппаратурой.
Однако для тех, кто продолжает фотографировать в автоматическом режиме и не видит смысла в изучении тонкостей фотоискусства, покупка фиксов будет пустой тратой денег. Режим «А» нивелирует разницу между объективами.
Преимущества фикса 50мм
Не можете понять, почему ваши снимки недостаточно резкие? Как-то слышали, что люди говорят о «фиксах», но не понимаете, что в них вообще такого? Эта статья поможет вам узнать все об объективах с фиксированным фокусным расстоянием, и о том, как они соотносятся с зум-объективами. Также, вы ознакомитесь с несколькими техниками для получения удивительно резких, четких фотографий.
1. Zoom, Zoom, Zoom
Когда мое увлечение фотографией только начиналось, я был приверженцем зума-зума-зума. У каждого был такой объектив, и считалось, что это то, что должно быть у любого фотографа. Я изучал кинопроизводство, и все, что я слышал о получении изображения лучшего вида – отдалите и приблизьте. Я посещал занятия по фотографии на протяжении долгих лет и думал, что знаю уже все, что можно знать по этой теме.
Когда я впервые открыл для себя понятие объектива с фиксированным фокусным расстоянием 50мм, мой мир перевернулся с ног на голову. Я не понимал, как я сдерживал себя и какие упускал возможности. Я лазил в интернете, проводя исследования и ища вдохновение, и удивлялся, почему у всех остальных фотографии выглядят более резкими.
2. Знакомство с фиксом 50 мм
Я был настроен довольно скептически, когда впервые это услышал, но решил испытать его сам. На следующий день я позвонил ей и сказал: «Я хочу занять твой «полтинник» и посмотреть, стоит ли он твоих похвал». Я накрутил его на камеру и следующие несколько часов просто искал, что бы еще можно было бы сфотографировать в моей комнате. Это было потрясающе. Я мог снимать самые необычные штуки, а картинка все равно выглядела милой и резкой. Мои глаза были открыты любым возможностям.
А насколько больше света проходило в камеру на диафрагме f1.8. Мой сосед по комнате спал, так что я не мог включить какое бы то ни было освещение, но обнаружил, что даже со слабым светом, просачивающимся в окно, изображения получаются выдающимися.
3. Фикс vs. Zoom
Большинство людей сегодня боятся слова «фикс», означающего, что объектив произведен с определенным фокусным расстоянием, которое нельзя изменить и использовать зум. Мы слишком привыкли к работе с зум-объективом.
Да, зум-объектив более универсален, когда вы пытаетесь поймать репортажный кадр. Его можно быстро настраивать на разные значения фокусного расстояния в целях быстрой съемки нескольких композиций, но у этого есть и минусы. Некоторые недостатки использования зум-объектива:
4. Расценки на быстрые объективы
Для съемки в помещении и поздно вечером вам нужен будет «быстрый объектив». Понятие «быстроты» в данном случае относится к максимальному раскрытию диафрагмы, на которое способен ваш объектив (чем шире диафрагма, тем больше света пропускает объектив). Быстрые объективы дают вам огромное преимущество в ситуации, когда вам нужно снимать на короткой выдержке в условиях слабого освещения. За высококачественный зум-объектив с хорошей апертурой вы заплатите около 2 тысяч долларов (за Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor Wide Angle Zoom Lens), или же чуть больше 24 сотен долларов (за Nikon 70-200mm f/2.8G ED VR II AF-S NIKKOR Lens).
Эти зум-объективы будут немного более полезны в условиях слабого освещения, чем ваш стандартный зум, который обычно открывается только до 3.5-5.6, потому что у них максимальное значение диафрагмы 2.8.
Сравните цены на быстрый зум-объектив и быстрый фикс. Фикс Nikon 50mm f/1.4G SIC SW Prime Nikkor Lens можно найти чуть больше, чем за 500 долларов, или же вы можете приобрести Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor Lens практически за 100 долларов!
Разница в цене потрясает. Хотя благодаря новым технологиям в последнее десятилетие выпускаются великолепные зум-объективы, было бы стыдно не иметь под рукой фикс, когда вам это нужно. Особенно если вы можете приобрести его за гораздо меньшие деньги, чем быстрый зум-объектив.
5. Лучшая резкость и глубина резкости
Вы действительно не поймете, что такое по-настоящему резкое изображение, пока не снимете кадр фиксом. То, как сделаны зум-объективы (больше подвижных частей) приводит к тому, что они имеют больше колебаний или возможностей для колебаний.
Фиксы, с другой стороны, настроены на определенное фокусное расстояние (нет движущихся частей, помимо фокусировочного кольца) и могут позволить себе такую роскошь, как широкая диафрагма. Имея большую диафрагму, вы получаете двойную выгоду. Во-первых, вы сможете зафиксировать больше света без ущерба выдержке, а во-вторых, более широкая диафрагма подразумевает меньшую глубину резкости, что позволит вам изолировать ваш объект, отделяя его от фона.
6. ISO и резкость
Понятие ISO относится к чувствительности пленки или сенсора к свету. Многие люди могут не подозревать, что ISO играет большую роль в вопросе резкости изображения.
На низких ISO (медленная пленка) мы получаем приятную ясную и четкую картинку, но для этого требуется больше света. С другой стороны, высокие ISO (быстрая пленка) более чувствительны к свету. Им не нужно так много света, но вы расплачиваетесь за это «зернистыми» фотографиями.
Сегодня цифровые зеркальные камеры сделали огромный шаг вперед в отношении шума на кадре, хотя оспаривать преимущества съемки на низких ISO по-прежнему трудно. Ниже представлены два кадра, снятые на разных ISO. Первый – на 200 ISO с диафрагмой 1.8, а второй – на 3200 ISO с диафрагмой 1.8.
Как вы можете судить по этим снимкам, заметны серьезные потери в качестве при съемке на высоких ISO. С фиксами необходимость ими пользоваться возникает реже, и, опять же, это способствует получению более резких и высококачественных кадров.
7. Что работает против вас
Люди иногда забывают, что наличие хорошего оборудования еще не гарантирует получение хороших снимков. Конечно, чем лучше техника, тем обычно проще сделать достойные кадры – но иногда дело не в этом. Понимание того, почему ваше оборудование работает так, а не иначе, гораздо важнее. Вот несколько советов для получения фотографий с резким хорошим фокусом:
8. Заключение
В общем случае фиксы более резкие, чем зумы, у них лучше боке (то, как объектив размывает зоны вне фокуса), и они позволяют работать на более широких диафрагмах. Я также ценю то, что точно знаю, как себя поведет объектив, так что могу в зависимости от этого что-то планировать.
Хотя зум-объективы более универсальны, я предпочитаю объективы с фиксированным фокусным расстоянием, которые заставляют меня внимательнее относиться к каждому кадру.
Естественно, каждый объектив в вашем арсенале предназначен для своей цели. Поймите, что вам нужно и какой тип объектива подойдет для вашей работы, и приобретите экземпляр самого лучшего качества из тех, что можете себе позволить. Мне так нравится мой фикс 50мм, что я не снимал его с тех пор, как накрутил на камеру.
Я беседовал со многими фотографами, и они пришли к тем же выводам; фикс должен быть в сумке у фотографа. Они недорогие, позволяют получать чистые, резкие фотографии и прекрасно работают в условиях низкого освещения, без необходимости прибегать к высоким ISO.
Светосильный «полтинник»: чем так хорош объектив 50mm и как им пользоваться
Как вы думаете, какой объектив самый универсальный: профессиональный зум с f/2.8 или более компактный, но темный тревел-зум? А вот и нет! «Полтинник» сможет заменить целую россыпь «стекол» в вашем рюкзаке (если, конечно, вы не собрались фотографировать птиц где-нибудь на Мадагаскаре). В этой статье мы поговорим о том, как можно использовать светосильный 50-мм объектив и почему это практически идеальный следующий шаг после китового.
О каких «полтинниках» пойдет речь
Вы только что приобрели свой первый «полтинник» или просто раздумываете над тем, какой объектив докупить в фотоарсенал? Не сомневайтесь в правильности решения: именно это семейство объективов может сразу же улучшить качество ваших снимков, если знать, как правильно пользоваться этими «стеклами».
В этой статье под 50-мм объективом будут пониматься 50mm f/1.8 или f/1.4 на полнокадровых камерах и 35mm f/1.8 или f/1.4 на APS-C, то есть любое светосильное «стекло» с эквивалентным фокусным расстоянием 50 мм. Такие модели есть у всех популярных брендов: у Canon (f/1.8, f/1.4) и Nikon (f/1.8, f/1.4), Sony (f/1.8, f/1.4) и Fujifilm (f/1.8, f/1.4). В целом этот материал будет полезен и тем, кто работает с чуть более широкоугольными светосильными объективам с ЭФР, равным 35 мм.
Почему именно фикс
Фикс — это объектив с фиксированным фокусным расстоянием. То есть, в отличие от зума, вы не сможете приближать и удалять картинку, просто покрутив колесико: чтобы приблизить объект придется топать ножками. Но у этого «неудобства» есть и положительные стороны.
Хороший объектив с фиксированным фокусным расстоянием может помочь стать более вдумчивым фотографом: вы будете осознанно выбирать позицию, положение тела и камеры, чтобы получать ту композицию и картинку, которую вы хотите.
Есть и объективные преимущества: при прочих равных фиксы (особенно светосильные!) выдают более красивое изображение, чем зумы. К тому же объективы с фиксированным фокусным расстоянием часто компактнее и легче «зумовой братии».
3 ингредиента для боке
Многим нравятся фотографии с мягким размытым фоном. Возможно, вы уже давно хотите делать такие кадры, но ваш китовый объектив (особенно 18–55-мм) на такое просто не способен. Так вот, светосильный «полтинник» — настоящая боке-машина!
Поскольку у него достаточно широкая максимальная диафрагма, у вас уже есть первый из трех ингредиентов для прекрасного боке:
Как максимизировать резкость
Если вы хотя бы пару минут почитаете в интернете про объективы, то наверняка заметите, что резкость — самая обсуждаемая их характеристика.
Многие начинающие фотографы, «выросшие» из китового объектива, поглядывают в сторону больших профессиональных зумов с f/2.8. Но, прежде чем потратить свои накопления, просто взгляните на маленький «полтинник» — он делает кадры не менее, а то и более «резкие», чем профессиональные монстры-зумы с шестизначным ценником.
«Сладкое пятно» — так фотографы называют значение диафрагмы (или их диапазон), при котором объектив достигает максимальной резкости. На китовом объективе обычно это что-то около f/8 или f/11. На светосильном фиксе «сладкое пятно» может находиться примерно на f/2.8, f/4 или f/5.6. Но (что еще лучше) ваш «полтинник», скорее всего, показывает потрясающую резкость в центре кадра, когда диафрагма широко открыта или прикрыта на один стоп от максимального значения.
Попробуйте снимать на широко открытой диафрагме — f/1.8 или f/2 (для объектива с максимальной диафрагмой f/1.8), чтобы оценить, насколько четкая картинка будет в центре. А если вам нужна резкость по всему кадру от края до края, установите значение f/4 или f/5.6.
Темнота не проблема — съемка при слабом освещении
С узкой максимальной диафрагмой самое большое ограничение китового зум-объектива — это его показатели резкости в условиях низкой освещенности.
В солнечный день в этом плане у вас будут примерно одинаковые результаты. Но, когда вы решите поснимать поздним вечером или в помещении, светосильный фикс будет впереди на две головы.
Чем шире открыта диафрагма, тем больше света попадет на пленку или матрицу. Вы сможете снять вторую половинку при свечах в ресторане, сфотографировать своего ребенка, играющего в детской в сумерках, или сделать красивый уличный снимок при свете фонаря.
Также не забывайте, что, фотографируя ночью с помощью штатива, вам не нужно открывать диафрагму на всю катушку (если только вы не хотите получить малую глубину резкости). Со штативом можно снимать в «сладком пятне» на f/4 или на f/5.6, чтобы максимизировать резкость при плохом освещении.
Снимаем налегке
Чтобы сделать отличную фотографию, необязательно постоянно брать с собой несколько килограммов объективов (или один объектив весом в несколько килограммов): не нужно пытаться охватить сразу все доступные фокусные расстояния от сверхширокоугольного до супертелефото.
Возьмите «полтинник» и попробуйте выйти только с ним — вы почувствуете насколько освобождающим может быть такой опыт.
Теперь ваша сумка для фототехники не будет создавать неудобств в транспорте или на прогулке, а еще вам не нужно постоянно думать, какой объектив лучше именно для этого кадра.
Светосильный 50-мм объектив при правильном использовании может создавать поистине волшебные снимки. Этот «полтинник» прекрасно подходит для портретной съемки (благодаря выраженному боке) и для работы при слабом освещении — вечером и ночью на улице или в помещении. Да, в нем нет зума и стабилизации, но это один из самых «резких» объективов, который у вас когда-либо будет. Он легкий, компактный, и возможно, с его помощью вы получите ваши самые лучшие снимки!
Точка отсчета в линейке объективов
или О выдающихся характеристиках дискретного штатника
Вспоминая
В объективе важен угол поля зрения, а не количество миллиметров в фокусном расстоянии
Стандартный объектив
«Полтинник» обеспечивает наиболее естественную («натуральную») перспективу
С приходом дешевых китовых зумов произошла подмена понятий. Люди покупают камеры (зеркалки и беззеркалки) со сменной оптикой, фотографируют и удивляются, почему нет значительного превосходства, по сравнению со смартфонами. Причина в том, что по характеристикам камера со штатным зумом мало чем отличается от смартфона. Конечно, если не вдаваться в детали. Отсюда и странное мнение, что смартфон снимает не хуже, чем полноценная камера.
Раньше чаще покупали камеру без объектива, который докупался отдельно. Сейчас бюджетная оптика, как правило, идет в комплекте, отказаться от нее сложно. А когда результат не устраивает, наступает разочарование. Как этого избежать? Очень просто. Снимайте с камеры штатный зум и устанавливайте «полтинник». У него масса преимуществ, его оптическая схема оттачивалась поколениями конструкторов, но главное, что он способен реабилитировать фотографию в глазах молодых поколений, оснащенных мобильной техникой.
Заставляют
«Полтинник» заставляет думать о кадре. Хотя бы потому, что фотограф вынужден ходить ногами, а не стоять на месте, играя кольцом зумирования. На начальном уровне зум вообще вреден. Многие считают, что он только приближает-удаляет. Однако, что важнее, он одновременно изменяет перспективу. А перспективой новички не владеют.
Как правило, в «полтинниках» используется простая оптическая схема, отработанная не годами, но десятилетиями. Например, в моем объективе Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA (SEL55F18Z) имеется 5 элементов в 7 группах (угол обзора 43°). В отличие от зумов, где элементы передвигаются, здесь они стоят прочно. В результате обеспечивается резкое изображение, большая светосила и приятное бокэ (у меня 9-лепестковая круговая диафрагма).
«Полтинник» заставляет думать о кадре. Хотя бы потому, что фотограф вынужден «зумировать» ногами
Кроме того, объектив получается легким. Я беру Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA, когда надо сэкономить вес, когда нужно (можно) взять всего один объектив, или когда я не знаю, что буду снимать. Масса моего штатника всего 280 г. «Полтинники» вообще можно рекомендовать в качестве объектива для путешествий.
Как правило, все «нормальные» объективы недорогие. Не будем подробно останавливаться на стоимости, то тот, кто начнет изучать рынок, сразу поймет, что высокие оптические характеристики предлагаются за очень разумную цену.
Светосильный полнокадровый объектив Sonnar T* FE 55mm F1.8 ZA (SEL55F18Z, байонет FE). Оптическая схема: 7 элементов в 5 группах, включая 3 асферических. Многослойное просветляющее покрытие Carl Zeiss T* сокращает количество засветов и бликов, играет значительную роль для повышения точности цветопередачи и контрастности изображения. Круговая 9-лепестковая диафрагма. Минимальная дистанция фокусировки 0,5 м. Минимальная диафрагма f/22. Используется внутренняя фокусировка. Габариты 64х71 мм, масса 281 г. Диаметр под фильтр 49 мм. Металлическая пыле/влагозащищенная конструкция.
Пользователи очень высоко отзываются об объективе: «Резкий, замечательный контраст и отличная цветопередача, хорошая устойчивость к контровому свету, фокусировка достаточно быстрая, компактный, легкий, хороший конструктив».
Светосила
Одна из ключевых характеристик «полтинников» — светосила. Все они имеют максимальную диафрагму не менее f/2.8, что обеспечивает результат значительно лучше, чем у бюджетных зумов f/3.5-5.6. Как правило, выигрыш оказывается в несколько ступеней диафрагмы, или в 6-8 раз больше поступающего света.
В то же время со светосилой нужно не переборщить. При больших значениях диафрагмы уменьшается глубина резко изображаемого пространства. На f/1.2 это значение (при съемке с близкой дистанции) будет всего. 1-2 сантиметра. Конечно, можно прикрыть диафрагму, однако это не аргумент, поскольку подобные объективы приобретают именно из-за высокой светосилы. Тем не менее выбирая, например, между 50/1.0 и 50/1.4, не стоит гнаться за уникальными характеристиками первой модели (кстати, дорогой).
В «полтинниках» используется простая оптическая схема, отработанная не годами, но десятилетиями
Объектив Sonnar T* FE 55mm F1.8 ZA демонстрирует потрясающую детализацию (ILCE-7R, 1/160 c, f/9, ISO 100, съемка в студии). Смотреть оригинал здесь.
Вообще «полтинники» можно встретить со следующими значениями диафрагмы: f/2.8, f/2.5, f/2.0, f/1.8, f/1.7, f/1.4, f/1.2, f/1.0, f/0.85, f/0.95, f/0.75 и даже f/0.7! В 1960-х годах компания Carl Zeiss разработала для NASA десять сверхсветосильных объективов Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, чтобы фотографировать обратную (темную) сторону Луны (1966). Шесть поступили в NASA, один оставила себе сама компания Carl Zeiss, а три были проданы режиссеру Стэнли Кубрику. Например, он использовал такой объектив во время съемки фильма «Барри Линдон» (1975), что позволило Кубрику снять сцены с единственным источником света в виде обычных свечей. К слову, каждый объектив для астронавтов обошелся в один млн. долларов. Кубрик попросил сделать ему бюджетные варианты.
Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA
1/400 c, f/2.5, ISO 400
Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA
1/160 c, f/10, ISO 100
Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA
Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA
1/30 c, f/2.5, ISO 1600
Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA
Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA
1/160 c, f/2.2, ISO 1250
Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA
Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA
1/1000 c, f/2.8, ISO 1250
Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA
Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA
Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA
1/200 c, f/2.2, ISO 320
Подведем итог
Многие фотографы самого различного уровня настолько влюбляются в 50-мм объектив, что готовы использовать только его. Конечно, это крайность. Однако всем любителям я настоятельно рекомендую «полтинник». Иными словами, при покупке камеры уберите подальше китовый зум и приобретите 50-мм объектив. Автофокусный или мануальный — не имеет значения, хотя последний вам обойдется, естественно, дешевле. Кроме того, ручной фокус для начинающих фотографов только благо. В первое время вам будет непросто, появится много брака, окружающие станут задавать неудобные вопросы, что еще больше усугубит ситуация. Но вы не сдавайтесь! Нужно стойко преодолеть этот этап. Спустя время у вас начнет получаться. Фотографии будут резкие, с красивым бокэ, композиционно грамотные. И вы сами удивитесь, как этот небольшой и легкий объектив позволяет получать вам такие замечательные результаты.
И самое сложное, что перед вами встанет вопрос, а какую оптику покупать дальше? И нужна ли она вам? Но не будем забегать вперед. Оставим эту тему для следующего материала.
Снимайте с камеры штатный зум и устанавливайте «полтинник»!
Alpha-советы
1. Обязательно приобретите «полтинник», и желательно неавтофокусный
7 причин, по которым вам нужен «полтинник»
«Полтинниками» называют объективы с постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием 50 мм. Чем они примечательны? Почему их можно найти в фотосумке и у профи, и у фотолюбителя? Давайте узнаем!
1. Высокая светосила. Съёмка при слабом освещении
Современные 50-мм объективы имеют светосилу от F1.8 до F1.2. Высокая светосила позволяет пройти сквозь объектив большему количеству света. При съёмке на такую оптику в условиях недостаточной освещённости (например, в сумерках или в помещении) не нужно высоко поднимать светочувствительность, следовательно, на фотографии будет гораздо меньше шума.
2. Высокое качество изображения
Объективы с постоянным фокусным расстоянием дают чёткую, детализированную картинку, хорошо корректируют хроматические аберрации (цветные контуры вокруг предметов).
Однако при съёмке на открытой диафрагме мы получаем небольшую глубину резкости, и промахнуться с фокусировкой проще простого. Часто начинающие фотографы не могут точно сфокусироваться, результат — смазанные снимки. Важно разобраться, как работает система автофокуса в камере, научиться выбирать точки фокусировки. А чтобы застраховать себя от ошибок, можно прикрывать диафрагму, скажем, до F2.8.
3. Универсал на полном кадре, портретник на кропе
50-мм объектив имеет «нормальный», универсальный угол обзора при использовании на полнокадровых фотоаппаратах (≈45°). Это позволяет включить в кадр все необходимые объекты и избежать перспективных искажений, свойственных широкоугольной оптике.
На камере с матрицей формата APS-C (DX у Nikon) угол обзора 50-мм объектива сужается, с учётом кроп-фактора его фокусное расстояние становится эквивалентным 75 мм. Таким образом, на кропе «полтинник» уже не универсальный объектив, а почти телевик. С ним неудобно работать, например, в помещении, но благодаря кроп-фактору он превратится в отличный портретный объектив, с которым можно снимать красивые портреты с эффектно размытым фоном.
Угол обзора «полтинника» на кропе будут давать объективы с фокусным расстоянием 35 мм. Поэтому, если у вас кроп-камера и вы хотите иметь в своём арсенале не портретник, а универсальный светосильный объектив, стоит присмотреться к 35-мм фиксам. Кстати, для кропа выпускаются специальные модели (например, Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor).
Портретная панорама, собранная из трёх вертикальных кадров
Как увеличить угол обзора при съёмке фикс-объективом? Можно собрать панорамное изображение, ведь «полтинники» практически не дают дисторсий и прочих геометрических искажений. На Prophotos.ru панорамной съёмке посвящён отдельный цикл статей. Этот приём подойдёт для съёмки статичных сюжетов (например, пейзажей). Можно попробовать снять и постановочный портрет, попросив модель не двигаться несколько секунд.
4. Лёгкость и компактность
Почти все объективы с фокусным расстоянием 50 мм легки и компактны. Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor весит всего 185 грамм. Зум-объективы значительно увесистее. Я часто кладу «полтинник» в карман куртки — так он всегда под рукой.
Nikon Df с Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor
5. Красивое боке
Благодаря высокой светосиле и подходящему фокусному расстоянию, «полтинники» позволяют сильно и красиво размывать фон. С помощью размытия можно подчеркнуть основной объект, выделив его резкостью, и спрятать отвлекающие детали на фоне. Оценка красоты боке всегда субъективна. Моими фаворитами по боке среди «полтинников» являются Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor и Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor. Они дают очень эффектное, но ненавязчивое размытие фона.
6. «Полтинник» заставляет думать над построением кадра
Чтобы скомпоновать кадр с зум-объективом, достаточно покрутить кольцо, отрегулировав угол обзора. Это упрощает работу фотографа, но в то же время мы перестаём задумываться над компоновкой. Фикс-объективы дисциплинируют, ведь композиция кадра выстраивается в момент съёмки: нужно выделить главное и отсечь лишнее.
Приближать и отдалять изображение с фиксом можно лишь изменяя дистанцию между вами и объектом съёмки.
7. Доступность
У «полтинников» относительно простая оптическая схема. Это делает их не только компактными, но и недорогими. Вдвойне выгодными такие объективы становятся с учётом их возможностей и безукоризненного качества изображения.
Nikon D610 — доступная и хорошо сбалансированная полнокадровая зеркалка. Вместе с Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor она составляет один из самых недорогих полнокадровых комплектов на рынке.
Какой «полтинник» выбрать для зеркалок Nikon?
Система Nikon очень богата на «полтинники», в них легко запутаться неподготовленному фотографу. Поэтому мы составили краткий список актуальных моделей.
Nikon MF 50mm f/1.2 Nikkor — сверхсветосильный объектив без автоматической фокусировки. Эту модель оценят опытные фотографы, предпочитающие неспешный стиль съёмки и умеющие работать с ручной фокусировкой. Он отлично показал себя при видеосъёмке, где красивое размытие фона и высокая светосила важнее автофокуса. Среди особенностей объектива — оригинальное боке. На полностью открытой диафрагме оно мягкое и приятное, а если немного прикрыть диафрагму, в зоне нерезкости вместо привычных кружков появляются многоугольники.
Nikon MF 50mm f/1.2 Nikkor
Nikon AF-S 58mm f/1.4G Nikkor — это современное переосмысление легендарного Noct-NIKKOR. От этого же объектива пришло не совсем стандартное фокусное расстояние 58 мм. На кропе Nikon AF-S 58mm f/1.4G Nikkor даёт эквивалентное фокусное расстояние 87 мм, то есть превращается в классический портретник. Объектив обеспечивает бескомпромиссное качество изображения: изумительная резкость уже на открытой диафрагме, отсутствие хроматических аберраций и великолепное боке. Это оптика премиум-класса.
Nikon AF-S 58mm f/1.4G Nikkor
Перейдём к объективам, которые будут интересны широкой аудитории.
Начнём с Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor и Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor, объективов старой школы, выпускающихся с некоторыми модификациями с восьмидесятых годов. Среди достоинств — быстрая фокусировка и доступная цена.
Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor
Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor
В этих объективах нет привода автоматической фокусировки, поэтому их практически невозможно эффективно использовать с камерами серий D3ххх и D5ххх (подробнее о совместимости объективов — здесь).
Модели постепенно теряют свою актуальность, уступая место версиям со встроенным мотором фокусировки.
Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor и Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor — «полтинники» нового поколения со встроенным приводом фокусировки. Они заметно резче предшественников. Эти объективы можно рекомендовать и начинающим фотографам, и профессионалам. По моему мнению, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor — лучший «полтинник» на рынке. У него отличное качество изображения и невысокая цена. Кроме того, он компактен, чего не скажешь об объективах конкурентов (в этом же ценовом диапазоне).
Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
Если бюджет на покупку ограничен, обратите внимание на Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor. В его оптической схеме есть асферический элемент, который эффективно корректирует хроматические аберрации: цветные контуры вокруг контрастных объектов не будут появляться даже на открытой диафрагме. Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor — версия с более классическим дизайном. Она была разработана для камер Nikon Df, но ничто не мешает использовать эту модель с другими фотоаппаратами Nikon.
Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor
Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor
Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor — это «полтинник» для кропа. На фотоаппаратах с матрицей формата APS-C он даёт такой же угол обзора, как «полтинник» на полном кадре. Если у вас кроп-камера (Nikon D3300, D3400, D5300, D5500, D5600, D7200 или D500), но вы хотите иметь универсальный светосильный объектив, а не портретник, обратите внимание на эту модель. Кроме великолепной резкости и красивого боке, она порадует вас очень доступной ценой.
Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor
Заключение
«Полтинник» часто советуют в качестве первого дополнительного объектива к универсальному зуму. Такой объектив пригодится в творческой работе, портретной съёмке, а также при съёмке в условиях недостаточного освещения. У фиксов выше качество изображения, а со всеми ограничениями можно справиться.
Будем ждать ваших кадров, сделанных на «полтинники», в комментариях к статье! Творческих успехов, дорогие читатели!