Что можно сказать об авторе слова о полку
Каким я представляю автора «Слова о полку Игореве»
Конечно, каждый человек по-своему представляет автора «Слова о полку Игореве» Кому-то он видится мудрым и седым старцем, который может ответить на любой вопрос и дать совет.
Может, кто-то представит его человеком средних лет, побывавшим во многих сражениях и знающим жизнь. Но каким бы он ни был, это несомненно умный и образованный человек, который мог передать свои впечатления и знаменательные события того времени. И вот о них узнали многие поколения людей.
Конечно же, автор «Слова о полку Игореве» — истинный патриот. Он сочувствует великим князьям и понимает, что и Игорь Святославович, и Святослав Киевский желали для Руси только хорошего, что они хотели избавить Родину от половцев. Но автор также говорит, что князья желали славы. За это они и были наказаны. Автор упрекает и осуждает их.
Я думаю, что человек, написавший «Слово…», был не из бедной семьи. Но он понимал нужды бедных людей, знал, что каждому человеку для счастья в жизни нужен мир. Никакой человек не хочет, чтобы его Родина была под гнетом чужеземцев. Любой хочет свободной и спокойной жизни. Поэтому автор часто обращается к другим князьям с призывом объединиться и выступить против половцев сплоченным, дружным войском. Он понимает что только объединившись, можно победить половецкие войска и прекратить их набеги на русскую землю.
Скорее всего, автор был военным человеком, так как не без понимания описывает военные действия. Он знает, что военная служба трудна и опасна. Поэтому в конце повествования воспевается храбрость и мужество старых князей, а также отвага и смелость князей молодых. Автор желает им счастья, здоровья, чтобы они с честью защищали свою землю. И как бы ни выглядел, каким бы ни был автор «Слова о полку Игореве», он останется в веках, как и этот замечательный литературный памятник гениального, образованнейшего и одаренного поэта.
Слово о полку Игореве. Образ автора
Во вступлении автор сообщал, что хочет «по былинам сего времени» рассказать о важных событиях в истории страны. В основной части повествуется о сборах Игоря в поход, о зловещих предзнаменованиях и продвижении войск к реке Каяле. Первый бой с половцами был успешным, а затем последовал полный разгром, гибель и пленение русских. Сражение с половцами, возглавляемое Игорем и его братом Всеволодом, закончилось поражением, гибелью многих воинов и пленом для князя Игоря.
Автор данного произведения был не только талантливым писателем, но и настоящим патриотом, достойным гражданином земли Русской. Его нельзя считать просто свидетелем событий, летописцем, пожелавшим запечатлеть исторические факты. Высказывая свою точку зрения, он отразил и общественное мнение, то есть «мысль народную» о необходимости единства Руси, единения князей и всего населения, чтобы сделать Русь сильным государством. Поэтому и о походе Игоря автор пишет как об ошибке: князь идёт на половцев с немногочисленным войском, не призвав других князей с их дружинами.
Сама по себе цель была бы благородной, если бы Игорь имел намерение только отогнать половцев. Однако князь ещё желал «добыть себе славы», доказать другим князьям, что и он «мужество избрал себе опорой». Автор отмечает, что он хотел бы воздать Игорю и почести, и славу, но князь навлёк беду на Русскую землю. Игорь – сын этой земли, поэтому природа и всё вокруг будто предупреждает об опасности и удерживает его от похода. И автор тоже переживает за последствия необдуманного решения князя. Он сочувствует ему, горюет о гибели воинов, сожалеет о разрозненности русских княжеств:
А князья дружин не собирают,
Не идут войной на супостата.
Малое великим называют
И куют крамолу друг на друга.
Рассказывая о вещем сне Святослава, его размышлениях, повествуя обращение киевского князя к другим князьям, автор отражает народную точку зрения по всем важным проблемам данного периода. Скорбь автора видна в описаниях человеческих переживаний, когда он с болью пишет о плаче по всей Руси (в том числе и о плаче Ярославны, жены Игоря). Позже мы узнаём, каким образом князь совершает побег из плена. При этом показано участие сил природы, которая способствовала успешному освобождению Игоря. Автор, как и другие русские люди, рад возвращению князя и приветствует всех, кто готов сражаться за родную землю.
Образ автора «Слова. » вырисовывается очень рельефно, как образ мудрого и смелого человека, готового сказать князьям, чего от них ждет народ. Поэтому в «Слове. » чётко поставлены проблемы того времени. Прежде всего, осуждаются распри между князьями из-за власти и территорий, что вело к раздробленности и ослаблению Руси, позволяло половцам совершать набеги. От этого страдало мирное население, простые селяне.
Автор размышляет о прошлом, настоящем и будущем Руси, прославляя героизм народа, умение отстоять свою землю. Говоря о мирных пахарях, их труде, о страданиях женщин, потерявших мужей, автор призывает к разумным действиям, чтобы благополучие и мир торжествовали на просторах родины.
Ставится также проблема воинской доблести и чести, преданности и долга по отношению к Отчизне. По мнению автора, главное для князей и их княжеств – быть едиными и сплочёнными ради интересов всего народа, всей Руси. Призыв к единению, прозвучавший в «Золотом слове» киевского князя Святослава, обращённый ко всем князьям, был очень важным в период раздробленности русского государства.
Автор создал также идеальный образ женщины с типичным национальным характером. Свою единственную героиню он показывает в небольшом эпизоде, приоткрывая её душевные переживания в плаче по мужу. Нежный образ любящей жены вызывает симпатию и сочувствие читателей, так как она не скрывает свои страдания и доверяет ветру перенести её слова, обращённые к любимому. Она называет себя «бедной», то есть соприкоснувшейся с бедой, и готова «птицей полететь» к мужу, чтобы залечить его раны, быть рядом, помогать, спасать от смерти. Не один раз приходила Ярославна на утренней заре к берегу реки, смотрела вдаль и просила могущественные силы природы помочь князю Игорю.
Автор «Слова. » вместе с народом готов простить Игорю его ошибки и петь ему славу, желать здоровья и благодарить за то, что князь не пожалел себя, когда пошёл бить врага. Создавая своё произведение, талантливый повествователь думал о будущем, поэтому предполагал, что поражение Игорева войска станет хорошим уроком всем князьям, и они сделают выводы о необходимости объединения княжеств в единое государство на благо народу и во имя мира.
Имя автора осталось неизвестным, но благодарные потомки видят в нём истинного патриота земли Русской.
Образ и характеристика автора в «Слове о полку Игореве», описание в цитатах для сочинения
Образ и характеристика автора в «Слове о полку Игореве»: описание в цитатах для сочинения
«. Ни в «Слове о полку Игореве», ни в каких-либо других исторических и литературных памятниках данных об авторе «Слова о полку Игореве» нет. « («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. поиски имени автора, основанные на данных самого «Слова», и тех источников, которыми мы сейчас располагаем, не могут завершиться успехом..» («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. Автор «Слова» был человеком широкой начитанности, он был хорошо знаком с исторической литературой своего времени, с памятниками книжной культуры своей эпохи. « («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. автор „Слова о полку Игореве“ не историк и не летописец, он не стремится хотя бы в какой-либо мере дать представление о русской истории в целом. Он предполагает знание русской истории в самом читателе. И вместе с тем его отношение к событиям современности в высшей степени исторично. « (Д. С. Лихачев «„Слово о полку Игореве“ и культура его времени»)
«. Одни исследователи считают, что автор «Слова» был участником похода Игоря Святославича и вместе с ним находился в плену; другие источник сведений видят в устных рассказах об этом очевидцев событий и самого Игоря. С уверенностью ответить на этот вопрос вряд ли удастся. » («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. основой гипотезы, считающей автора «Слова» черниговцем, членом дружины Игоря Святославича. Многие исследователи предполагают, что автор «Слова» был киевлянин, человек близкий к киевскому князю Святославу Всеволодовичу. Основой этого предположения служит прежде всего то, что А. С. осуждает поход Игоря и вместе с тем восхваляет киевского князя Святослава. » («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
Д. С. Лихачев считает, что автор «Слова» был приближенным Святослава Киевского или самого Игоря Святославича:
«. Есть только два князя, при которых певец мог именно так воспеть поход Игоря и произнести над ним осуждающие и, одновременно, похвальные слова, — это князь Святослав Киевский, „отец“ по своему положению в стольном городе, и Игорь Святославич. «
«. за гениальностью автора „Слова“ чувствуется наличие не дошедших до нас традиционных форм профессиональной поэзии. «
«. Общепризнанным следует считать и предположение о том, что автор принадлежал к высшему классу тогдашнего общества. Аргументами для такого заключения служат отличное знание им междукняжеских отношений, профессиональная осведомленность в военном деле, независимость авторской позиции. « («Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«. Подлинный смысл призыва автора „Слова“, может быть, заключался не в попытке организовать тот или иной поход. Задачей „Слова“ было не только военное, но и идейное сплочение русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли. » (Д. С. Лихачев «„Слово о полку Игореве“ и культура его времени»)
Каким я представляю автора «Слова о полку Игореве»
Кто был автор «Слова о полку Игореве» — неизвестно. В летописях также нет о нем никаких сведений. Вся его биография — в его песне о походе Игоря. Эта песнь свидетельствует, прежде всего, о том, что автор ее был христианин, мирянин, современник Игоря и, быть может, участник его похода на половцев. Его песнь служит отголоском дум и чувств лучших людей того времени, и самые привлекательные черты рисуют ее автора, певца Игоря.
Он был христианин; он верил в помощь Божию. В «Слове» он говорит о церковном звоне, о заутрене, о храме Богородицы Пирогощей в Киеве, куда Игорь по возвращении из плена прибыл принести благодарственное моление за свое спасение. Только на первый взгляд круг понятий автора может представлять смесь языческих верований и христианских воззрений. Языческое мировоззрение автора «Слова» являлось лишь поэтическим образом при изображении им лиц и событий, а не служило предметом его веры.
Он упоминает об языческих божествах, но эти имена встречаются у него в виде эпитетов или сравнений, как достояние поэтического языка. Поэт, приписывающий спасение Игоря из плена Божьей помощи, не мог, конечно, верить в происхождение русских от Даждьбога или Бояна от Велеса. Он был христианин, мирянин, а, судя по интересам и взглядам автора, следует признать, что он был человек светский. С достоверностью можно предположить, что сам автор был воин.
Автор знает всех современных ему русских князей, ясно понимает отношения к ним бояр и дружинников, правдиво передает современные исторические события. Он обнаруживает знакомство не только с государственным положением русских областей, но и с характером их природы. Он знает южно русскую степь, ее обитателей и их отношение к Русской земле. Ему хорошо известно, что происходило на Руси до Игоря. Только современник мог сказать так: «Почнем же, братие, повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря».
Все это побуждает видеть в нем дружинника, принимавшего участие в походе Игоря, в печальном событии, которое он изобразил с такими подробностями и необыкновенно живо, как бы по личным впечатлениям. А глубокое сочувствие к судьбе Игоря, проникающее все «Слово», позволяет предположить, что автор сам находился в дружине Игоря.
Автор «Слова» был одарен сильным поэтическим талантом; был образованный, просвещенный человек. На его «Слове» отразилось несомненное влияние тогдашней византийско-славянской литературы; в его песне встречаются образы и выражения книжного характера, как следы начитанности автора.
Будучи близко знаком с книжными светскими произведениями, он хорошо знал и народную поэзию и часто обращался к родным образам народного творчества. Однако он не похож на народного певца. Вместо детской простоты и наивности в его «Слове» мысли человека вполне развитого, представителя и поборника государственной идеи, которую сознавали лишь немногие в то время.
Он был певец-патриот. Все лирические места, отступления, выражающие основную мысль песни, характеризуют и освещают личность автора, его пламенную любовь к родной земле. Он горько плачет и скорбит о Русской земле. Он глубоко чувствовал все испытания, скорбь и страдания нашей великой Русской страны.
Причина скорби певца есть вместе с тем и причина бед родной страны — это княжеские усобицы и разорение разрозненной Руси врагами-иноплеменниками. Но у вещего поэта, несмотря на печальное настоящее, оставалась надежда на светлое будущее, на победу над врагом, на славу и величие Русской земли!
По всем перечисленным чертам пред нами встает благородный образ русского национального певца, автора «Слова о полку Игореве». Из глубины веков он, верный сын родины, завещал всему русскому народу горячо и беззаветно любить свою великую родину и неизменно хранить в своих сердцах идею единства Русской земли.
Имя автора «Слова о полку Игореве» осталось неизвестным, несмотря на все изыскания ученых. Однако, вдумываясь в содержание и в тон «Слова», можно составить довольно определенное понятие о том, кто был его певец. «Слово» — произведение в высшей степени субъективное, проникнутое глубоким лиризмом, и личность автора ясно отражается в нем.
Уже первый взгляд на тон и содержание «Слова» позволяет определить общественное положение неизвестного автора. Певец, безусловно, лицо светское. На это указывает отсутствие религиозного элемента в его произведении. Если б автор «Слова» был лицом духовным — священником или монахом — это, несомненно, отразилось бы и на языке его поэмы. Изложение поэмы было бы пересыпано цитатами из Священного Писания и из христианских молитв, и вообще во всем тоне слышалось бы религиозное настроение автора.
Даже идея «Слова» и взгляд автора на исторические события были бы другие, — можно полагать, такие же, как и в летописи Нестора, который волю Господа считает единственным двигателем истории, и во всяком историческом событии видит вмешательство Провидения в человеческую жизнь.
Во всяком случае, в поэме был бы немыслим тот языческий элемент, которым она проникнута от первой строки до последней. В богатстве языческих образов заключается вся поэтическая сила и вся оригинальность «Слова о полку Игореве», но именно эти образы и делают «Слово» произведением светским, и автором его могло быть тоже только светское лицо.
Само содержание «Слова» дает возможность еще ближе определить общественное положение его автора. Певец «Слова о полку Игореве», вероятно, был дружинник и близко стоял к княжеским сферам.
Он обнаруживает близкое знакомство с княжеской родословной и с княжескими отношениями. Он так живо рисует образы князей Игоря и Всеволода Святославичей и великого князя Святослава, что складывается впечатление, что певец, должно быть, знал их лично. Певец прекрасно понимал политическое положение современной ему Руси.
Поход Игоря и все его битвы изображены им так ярко, что можно с уверенностью сказать, что он сам принимал в них участие. Наконец, та любовь, с какой певец говорит о дружинной жизни, та нежность, с какой он рисует теплые отношения князя и дружины; та восторженность, с какой он говорит о храбрых курянах, например, — тоже свидетельствуют о том, что певец «Слова» был дружинник.
Но по содержанию можно составить не только понятие об общественном положении автора «Слова». По прекрасной поэме можно судить и о его умственном и нравственном развитии.
Певец «Слова» не мог не быть грамотным человеком. Идея поэмы и отношение автора к лицам и событиям обнаруживают в нем блестящее умственное развитие.
Эти идеи были еще новы в эпоху, когда жил поэт, и даже весьма немногие князья еще прониклись ими тогда. Если же певец так ясно проповедовал эти идеи, то само собою разумеется, что он был одним из самых развитых людей своего времени.
Вопрос о религии, к которой принадлежал автор «Слова» долгое время был спорным в литературе, хотя все данные говорят за то, что певец был христианин. Если еще Владимир Святой объявил, что будет считать своим личным врагом каждого русского, который не примет
христианства, то немыслимо было бы, чтобы дружинник и притом такой развитый человек, в XII веке был язычником.
В «Слове» даже встречается несколько выражений, которые могли выйти только из уст христианина. Певец на всем протяжении своего произведения называет половцев «погаными», а «поганый» — оскорбительный эпитет язычника. Наоборот, Богородицу Пирогощую певец называет святою. Наконец, заключительные строки поэмы ярко свидетельствуют о христианстве певца: «Здрави князи и дружина, поборая за христианы на поганые попки!» — восклицает певец, описывая возвращение Игоря из плена и радость, охватившую по этому поводу всю Русь.
То, что поэзия «Слова» проникнута как бы языческим духом, нисколько не может служить доказательством того, что автор был якобы язычником.
Языческий элемент, с одной стороны, отражение глубокого чувства красот природы, которым проникнута вдохновенная душа такого поэта; а с другой стороны — это одно из психологических средств, которыми певец воспользовался для усиления художественной стороны своего произведения. Народные суеверия и языческие образы вообще представляют благодарный материал для романтической поэзии, а «Слово о полку Игореве», по существу своему, произведение романтическое.
Из всего сказанного ясно, что это был человек в высшей степени выдающийся, на целое столетие, можно сказать, опередивший свою эпоху и бывший представителем лучших народных идей, только назревавших в то время.
Каким вам представляется автор «Слова о полку Игореве»?
Слово о полку Игореве манит к себе не только тем, что является историческим произведением и признанным памятником древней литературы, но и тем, что по настоящее время неизвестен его автор. Как ни пытались историки, лингвисты, литературоведы, но так и не смогли установить авторство Слова о полку Игореве. Их вывод был печальным: мы никогда не узнаем, кто был автором Слова… Однако попытки продолжаются и может быть автор Слова о полку Игореве будет установлен и мы узнаем его лицо. А пока мы можем лишь представить автора произведения, пытаясь с помощью его Слова и своей фантазии охарактеризовать его в своем сочинении.
Образ автора Слова о полку Игореве
Ученым так и не удалось установить автора Слова о полку Игореве, оказалась недостаточной доказательная база, и уж довольно все скрытно раньше писалось. Мы можем делать выводы и воссоздать образ автора лишь по тексту произведения. Здесь мы видим грамотного человека, может быть, приближенного к князю. Причем это может оказаться приближенный, как к Игорю, так и к Святославу. А может это был какой-то старец, или воин, но больно уж начитанный и образованный. Он имел независимую позицию, не выбирая ничью сторону. Одно можно сказать наверняка, автор Слова о полку Игореве был патриотом и очень переживал за Русь и судьбу государства, при этом зная, в чем спасение страны. Он понимает, насколько опасна раздробленность, междоусобицы, приводящие к слабости и уязвимости. Читая произведение, мы понимаем, это не просто писатель или историк. Это человек, который все видел, анализировал и старался изложить в своем произведении, сделав его примером для будущего поколения. Еще одной особенностью автора Слова о полку Игореве было то, что он владел многими жанрами, поэтому и сегодня это произведение считается сложным и многогранным. Вот таким мне видится образ неизвестного автора Слова о полку Игореве.
Почему Слово о полку Игореве относят к воинским повестям
Как мы уже сказали, Слово о полку Игореве, в котором неизвестный автор рассказывает о неудачном походе князя, призывая к воссоединению, сложно отнести к какому-то конкретному жанру. Так автор называет его песней, зовет словом, а иногда называет повестью. Исследователи же приписывают произведению разные жанры, называя его лироэпической песней, торжественным ораторским красноречием. А немногочисленные исследователи называют Слово воинской повестью и понятно почему. Согласно словарю, что издан под авторством Кускова, воинской повестью в древней литературе принято считать работу, где изображаются подвиги и битвы. Там чувствуется патриотизм и тревога за родные земли. Именно это и видно в произведении, поэтому его вполне можно назвать и воинской повестью. Хотя в действительности характеристика древнего памятника по своей функциональности намного больше, поэтому и возникают различные предположения, касающиеся жанровой принадлежности.