Что можно сказать о современных методах географии и перспективах развития географической науки
Перспективы географических исследований в XXI веке
Новые задачи, поставленные перед наукой, потребовали совершенствования принципов и методов получения и обработки информации о географических явлениях, способов теоретических обобщений и прогнозирования.
Наша наука в последние десятилетия стала целенаправленно применять такие методы исследования, как эксперимент и моделирование, т.е. активные способы исследования, позволяющие изучать поведение объектов в широком диапазоне воздействия внешних факторов.
Быстрый прогресс географии был бы невозможен без глубокого усвоения методологических основ научного познания.
Методологическое значение имеет системный подход, при котором объект исследования рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Методы системного анализа используются для исследования географической оболочки как целостной организованной системы.
Для наблюдения за состоянием географической оболочки и изучения происходящих в ней процессов используются методы космического землеведения. Космические методы исследования географической оболочки включают различные виды съемок: фотографическую, фотоэлектронную, спектральную, спектрозональную, геофизическую и другие. Благодаря им науки о Земле, в том числе и география, получают огромную и разностороннюю информацию.
Современный этап совпадает по времени с ландшафтным этапом в развитии физической географии. Ландшафтная теория и учение о географической оболочке достигли такого уровня, что стали оказывать определяющее воздействие на развитие отраслевых географических наук.
Весь разнообразный комплекс новых методов исследования географической оболочки значительно продвинул наши знания о процессах, протекающих в ней, способствовал развитию теории географической науки, познанию законов, управляющих структурой и динамикой оболочки. Это дало возможность географической науке подняться на новую, более высокую ступень развития. Она уже может ставить перед собой задачи прогнозирования географических явлений и рационального, вполне сознательного управления природными и общественными процессами.
Заключение
Для современного развития экономической географии характерно развитие исследований на стыках основного предмета экономической географии с другими науками; с экологическими аспектами производственной деятельности, расселения и потребления; с социологическими и демографическими сторонами процесса общественного воспроизводства (в их пространственном выражении); с условиями обитания населения; с оценкой ресурсных предпосылок хозяйственной деятельности и т.п.
Повышается значение программно-целевых подходов. Все это, раздвигая рамки экономико-географических исследований, усиливает как комплексность самой экономической географии, так и комплексирование ее с другими географическими и общественными науками.
Список использованной литературы
1. Большая советская энциклопедия. Т. 29. – М.: Советская энциклопедия, 1978. – 640 с.
2. Бутов В.И. Экономическая и социальная география зарубежного мира и Российской Федерации. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 192 с.
3. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Гардарики, Кафедра-М, 2006. – 752 с., ил.
4. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с.
5. Дронов В.П. и др. Экономическая и социальная география: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2004. – 208 с., ил.
6. Желтиков В.П. Экономическая география. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.
7. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. – М.: Московский Лицей, 2001. – 672 с.
8. Экономическая география России/Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2004. – 568 с.
Особенности развития географической науки в современном мире
Эра Великих географических открытий давно завершилась, и на мировой карте, казалось бы, не осталось ни одного «белого пятна». Однако это не значит, что ученые-географы остались без работы.
Во-первых, некоторые регионы Земли исследованы недостаточно детально, поэтому туда до сих пор отправляются научные экспедиции. Во-вторых, география – это не только описательная наука. Она также изучает механизмы ряда происходящих на Земле природных процессов и явлений, а ещё собирает информацию о прошлом нашей планеты. Каковы же особенности современной географии?
Исследование «белых пятен»
Конечно, уже никто не откроет на Земле новый материк или хотя бы море, однако до сих пор ученые находят маленькие острова, которые раньше не были нанесены на карту мира. Например, рассмотрим вопрос о том, какой участок суши на Земле является самым северным. Долгое время такой точкой считали мыс Моррис-Джепул (83°37′39″ с. ш.), находящийся в Гренландии. Однако в 1900 году Роберт Пири открыл остров Каффеклуббен (83°40′00″ с. ш), ставший новым рекордсменом. Но в 1996 году был найден совсем крохотный остров ATOW1996 (83°40′34″ с. ш.) длиной 10 метров, который на сегодняшний день и считается самым северным участком суши.
Есть ряд труднодоступных районов Земли, которые очень плохо исследованы. К ним можно отнести:
Хотя в общих чертах эти территории и нанесены на карту, в атласе мира не удастся найти их подробного изображения. Таким образом, усилия картографов сегодня нацелены на уточнение карт, а не на расширение их границ.
Хотя уже есть несколько десятков альпинистов, сумевших покорить все 14 восьмитысячников планеты, на вершины некоторых гор до сих пор не вступала нога человека. Высочайшей из них является Канкар-Пунсум (7570 метров). Его исследование осложняется не только суровыми природными условиями, но и пограничными спорами между Бутаном и Китаем.
Нельзя забывать, что на Земле есть целый материк, покрытый ледовым щитом, чья толщина доходит до 4,8 км. Одно из крупнейших открытий современной географии (1994 год) – подледное антарктическое озеро Восток. Лишь в 2013 году удалось пробурить лед и начать исследование водоема. Всего же в Антарктиде найдено более 140 подледных озер, и наверняка на этом континенте еще будут совершены географические открытия.
Недостаточно исследованы и многочисленные полости Земли. Например, вторая по протяженности (346 км) пещера мира была найдена в Мексике только в 1987 году. Составление ее плана продолжается до сих пор.
Дно Мирового океана
Многие ученые утверждают, что человечество изучило поверхность Луны лучше, чем глубины Мирового океана. Составленная на сегодня карта его дна имеет разрешение в 5 км. Считается, что не исследовано порядка 95% Мирового океана.
Относительно недавно географы нашли такой феномен, как ложное дно океана. В некоторых районах дно то опускается, то поднимается, причем иногда есть несколько таких колеблющихся слоев. Выяснилось, что на самом деле это не дно, а огромные стаи кальмаров, которые в дневное время прячутся от солнечного света. Также в океане есть такие явления, как подводные реки и подводные водопады, «молочные моря».
Поиск природных ресурсов
Основой современной экономики являются углеводороды – нефть и природный газ. Однако их старые месторождения истощаются, поэтому географы постоянно ищут новые. Сегодня активно осваивается арктический шельф, а также новые методики добычи так называемых сланцевых нефти и газа.
Различают поисковый и разведочный этап «охоты» на углеводороды. На первом из них с помощью спутников и сейсмических приборов ищут «ловушки для нефти» – районы в земной коре, в которых может находиться «черное золото». На стадии разведке начинают буровые работы в районе ловушки, в ходе которых проверяют наличие в них нефти.
Но углеводороды – не единственные ресурсы, необходимые человеку. Золото, серебро, железо, марганец, никель, уран, редкоземельные элементы – все это можно найти в земной коре. Географы неустанно трудятся над поиском новых месторождений.
Объяснение и предсказание географических явлений
До сих пор ученые не понимают полностью механизмов возникновения землетрясений, а потому не могут их предсказывать. Единственное исключение заключается в том, что, когда начинаются первые толчки, автоматические приборы могут успеть сообщить об этом жителям тех районов, до которых колебания ещё не добрались. Например, во время землетрясения в Японии в 2011 году токийцы были предупреждены о нем по телевидению за 90 секунд до первых толчков. Однако этого недостаточно для подготовки к стихийному бедствию.
Куда лучше обстоит дело с предсказаниями капризов погоды. Климатологи могут сообщить об урагане за несколько дней до его появления. И всё же на сегодняшний день очень многие географические явления не имеют достаточно полного теоретического объяснения.
Палеогеография
Ученым интересна история нашей планеты. Как она выглядела миллионы лет назад, какой климат был на ней? Ответы на эти вопросы дает палеогеография. Благодаря ей мы знаем, что ранее, около 175-335 миллионов лет назад, вся современная суша образовывала единый материк, Пангею. Однако до сих пор многое об истории на Земле нам неизвестно.
Для получения информации о климате нашей планеты в прошлом используют льды Антарктиды. Дело в том, что анализ слоев льда позволяет понять, какой ранее был состав у атмосферы Земли. Также изучается взаимное расположение горных пород, окаменелости. Для определения возраста останков животных используют радиоуглеродный анализ и радиометрическое датирование. Большое значение для определения контуров континентов в прошлом играет исследование сегодняшнего рельефа. Сходство береговой линий Африки и Южной Америки – это одно из доказательств, что ранее они составляли единый материк.
Вопросы будущего планеты
Во многом прошлое Земли исследуется для того, чтобы можно было предсказывать ее будущее. Сегодня у географов есть карты, на которых показано расположение материков через миллионы лет. Огромной практической важностью обладает вопрос о процессе изменения климата.
Ученые фиксируют, что сегодня происходит резкий рост средней температуры планеты – глобальное потепление. Каковы его причины, и к каким последствиям оно может привести? Ответить на эти вопросы очень сложно. Имитационные модели, с помощью которых можно построить прогноз изменения климата, содержат тысячи переменных, между которыми есть неоднозначные связи.
Например, с одной стороны, рост концентрации углекислого газа вызывает рост температуры из-за парникового эффекта, что ведет к таянию льдов, уменьшению отражающей способности ледовых шапок Земли и ещё большему росту температуры. С другой стороны, чем больше углекислого газа в атмосфере, тем быстрее растут растения, которые поглощают его при фотосинтезе. Учесть все эти взаимосвязи в рамках одной теории очень тяжело, для этого нужны расчеты на суперкомпьютерах, а также масштабный сбор климатической статистики по всему миру.
Экономические и социальные исследования
Деятельность человека стала одним из самых важных факторов изменения нашей планеты, поэтому географы изучают ее. Оказывается, есть свои законы развития городов и государств. Например, при индустриализации государства происходит процесс урбанизации – переселения людей в крупные города. Однако при дальнейшем развитии возможен обратный процесс рурализации, при котором обеспеченные люди предпочитают переезжать из городских квартир в собственные дома, удаленные от места работы. С другой стороны, переезд в городскую местность связан с демографией: городское население ориентировано на относительное малое количество детей, а поэтому снижение рождаемости в мире является следствием урбанизации.
Существует премия Вотрена Лорда, которую неофициально называют Нобелевской премией по географии. Интересно, что почти все последние лауреаты специализировались именно на изучении социальной географии, динамики городов и влиянии человека на окружающую природу.
Презентация «География в современном мире и перспективы её развития»
Описание презентации по отдельным слайдам:
География — единственная фундаментальная наука, которая занимается комплексным изучением проблем взаимодействия общества и природы. Она активно сотрудничает практически со всеми группами наук: общественными, естественными, техническими и др. Взаимно обогащаясь знаниями с этими науками, география способствует широкой географизации всей системы научного знания.
В начале XXI в. усиливается значение главных функций географии — познавательной и конструктивной. Суть познавательной функции географической науки в том, что она является неотъемлемой частью человеческой культуры и служит основой для познания закономерностей взаимодействия общества и природы.
Конечным результатом изучения Земли человеком является географическая картина мира, которая даёт целостное географическое представление о Земле и пространственно-временных особенностях её развития.
«Географ не просто смотрит и наблюдает — он автоматически стремится понять увиденное, жизнь других людей и более объективно оценить собственную жизнь. » — в этих словах выдающегося французского географа, первой женщины, ставшей профессором всемирно известного университета Сорбонны, Жаклин Боже-Гарнье отражаются особенности географического восприятия мира.
Конструктивная роль географии в жизни человечества выражается в развитии прикладных географических исследований. Они базируются на использовании новейших методов, компьютерных и дистанционно-космических геоинформационных технологий.
Со второй половины XX в. география играет главную роль в исследованиях и решениях природно-ресурсных проблем, проблем природопользования и охраны окружающей человека среды, в экологических экспертизах хозяйственных проектов, мониторинге среды обитания человека и т. д.
Выполняя мировоззренческие функции, география расширяет общий кругозор человека, помогает ему разобраться в глобальных проблемах, воспитывает людей в духе гуманизма и патриотизма. География способствует пониманию значения реальной действительности, окружающего мира для человека, формирует отношения человека к миру, среде его обитания.
Многообразны культурно-просветительские функции географии. Не может считаться культурным человек, не знающий основ географии. Географическая культура — это часть культуры любого народа, которая включает такие элементы, как культура взаимоотношений народа с окружающей природной средой, культура межнациональных отношений, региональная культура труда.
С географической культурой связаны воспитательные функции географии, проявляющиеся в формировании и развитии высоких нравственных и моральных качеств человека, любви к Родине и природе, доброжелательного отношения к людям, другим народам и странам, настойчивости и смелости в поисках и достижении цели.
Одной из важнейших функций географии является информационная. Особое место здесь занимает учебная география, обеспечивающая людей географическими знаниями и готовящая их к грамотному восприятию информации об окружающей среде, взаимодействии человека и природы
Перспективы развития географической науки в первые десятилетия XXI в. связаны с возрастанием её конструктивной, преобразовательной роли. Новая роль географии состоит в дальнейшем познании окружающего нас мира и целенаправленном его преобразовании в интересах всего человечества.
Необходимо развивать интеграционные процессы в географии. Требуется усилить её отрасли и направления, которые будут объединять исследования природных и социально-экономических явлений, так как их в реальной действительности соединяет жизнь.
Система географических наук станет более гибкой, отдельные её части будут «накладываться», взаимодействовать между собой. Возникнут совершенно новые «поля интеграции», области сочетания географических и смежных с ними наук.
Получит развитие информационная география. Возможности быстрого массового сбора самой различной информации реализуются в форме серии электронных атласов. Они будут отображать в реальном времени размещение показателей загрязнения атмосферы, воды в реках, озёрах и морях, вырубки и восстановления лесов, уровня преступности, политической напряжённости, курсов валют, рыночных цен и другой информации.
Будет актуальной география текущих рисков природного, техногенного, человеческого, космического происхождения, рисков для людей, сельского хозяйства, транспорта, денежных вложений. География станет географией быстротекущих процессов, одним из инструментов управления процессами взаимодействия человека и природы, развития общества.
Функции и сферы деятельности географов разнообразны и постоянно расширяются. И вместе с этим возрастают возможности воздействия географической науки на развитие человечества.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1620297
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Работы у географов по-прежнему много: чем занимается сейчас одна из древнейших наук о Земле
По инициативе Русского географического общества с 2020 года в нашей стране отмечают День географа. История географической науки восходит к древним египтянам и античным грекам. За пять с лишним тысяч лет человечество успело детально изучить свой общий дом, и некоторым нынешним «недорослям» сложно понять, для чего нужна география, если давно существуют не только извозчики, но и сервисы «Яндекса». О современном состоянии и задачах одной из самых «заслуженных» сфер познания Земли рассказал в беседе с РГО доктор географических наук, член-корреспондент РАН, декан географического факультета МГУ имени Ломоносова Сергей Добролюбов.
— Сергей Анатольевич, чем занимаются географы в наш век, когда многим кажется, что всё на Земле давно открыто, описано и нанесено на карты?
— То, что мы называли географическими открытиями, почти закончилось. Но наука, и география в частности, не просто перечисление фактов: здесь есть остров, сюда впадает река. Это — закономерности, почему так получилось. География как раз исследует закономерности пространственной организации природных, природно-социальных, социально-общественных систем.
dobrolubov2.jpg
Конечно, очень сильно изменились методы географии и возникли новые тенденции, которых раньше не было, даже в XX веке. Это некая интеграция тех наук, которые мы называем географическими. Пошла «экологизация», человек гораздо больше стал задумываться о том, почему изменяется климат, изменяются компоненты природной среды, происходит её загрязнение, какие факторы, в том числе природные, приводят к ухудшению здоровья населения. Всё это — ответ на влияние человеческой деятельности на природную среду.
Чтобы говорить об оценках воздействия на природную среду, нам нужно много междисциплинарных характеристик. Раньше оценки делали в рамках отдельных наук — в географии есть гидрология суши, ландшафтоведение, география почв, океанография как часть океанологии, климатология и другие дисциплины. Междисциплинарный характер воздействий человека на природную среду требует комплексных подходов. Это экологические экспертизы проектов, влияния различных природных и антропогенных явлений на природу, социум и экономику.
na_severnom_sklone_hr._daneduk_v_rayone_veduchi.j_avtor_foto_kolbovskiy_e.yu_._.jpg
Кроме того, произошли серьёзные технологические изменения. Наука начинается тогда, когда есть цифры, есть количественные критерии. Раньше география страдала от того, что их было мало, было трудно достать информацию. Сейчас процесс получения информации вышел на новый уровень. В первую очередь это дистанционное зондирование при помощи спутников, а теперь ещё и беспилотных летательных аппаратов. Абсолютно новый уровень оценки информации о природной среде, температуре, содержании того или иного элемента с помощью всевозможных зондов, сенсоров. Новый уровень возможностей и точности приборов, которые дают нам, к примеру, значения концентрации природных элементов, загрязнений. Данные сейчас могут поступать в режиме онлайн, непрерывно. И компьютерная обработка, моделирование, которое всегда было в гидрометеорологии, но в другие географические науки проникало с трудом. Сейчас моделирование вышло на более широкий уровень. Это так называемое моделирование Земной системы: биохимические циклы внутри географической оболочки, потоки аэрозолей, течения в океане. Поскольку компьютерные модели развиваются уже на более высоком уровне, мы выходим на прогноз. Причём не на одну или две недели, а прогноз на десятилетия.
Долгосрочными прогнозами занимается, к примеру, Межправительственная группа экспертов по изменению климата. Неделю назад вышел новый обзор, над которым работало большое количество людей, связанных с географическими науками. И это как раз описание воздействия на природную среду в ближайшие десятилетия на основе ансамбля прогностических моделей.
— Получается, что у географов работы по-прежнему много?
— Много. Мы не забываем, что география состоит из множества наук. Это мы ещё про общественную географию не начали говорить. А ведь был не так давно доклад Всемирного банка, в котором дали прогноз, что могущество стран будет определяться в том числе и географическими факторами. Это тоже очень важный аргумент. Поэтому всё, что связано с общественной географией, тоже очень важно.
Это всевозможные вопросы, связанные с прогнозированием изменений в размещении экономики, какие-то большие инновационные инфраструктурные проекты, к примеру арктические. Их влияние и на природную среду, и на экономическую ситуацию.
Очень активно в последние десятилетия развивается рекреационная география. Проектирование рекреационных территорий, так называемая туристская дестинация — куда повезти людей на отдых. Это тоже задача географии. И она, кстати, сейчас активно решается в Арктике. В том числе за счёт отдыха на судах. Мы понимаем, что гостиницы строить дорого, а судно можно пришвартовать, на нём возить в очень интересные места и размещать туристов.
n.l._frolova_gornaya_praktika_gidrologov_v_shvecii.jpg
— Можно ли назвать географию структурной наукой, которая пронизывает все сферы деятельности человека?
— Безусловно! Особенно хорошо мы понимаем это сейчас, когда у каждого в руках мобильный телефон с глобальным позиционированием. У нас очень много вещей завязано именно на пространственное расположение того или иного объекта. Начиная с простой навигации для пешехода или для машины и кончая информацией, которая нужна каждому из нас. О загрязнении воздуха, например. Человек болеет астмой, ему идёт личный прогноз для конкретного квартала родного города: ситуация со скоростью ветра, замутнённостью атмосферы. Вся спутниковая информация, полученная при помощи моделей, приходит к нему и говорит: «Пожалуйста, сегодня останьтесь дома! Дым от пожаров в Якутии достиг вашего города, если вы страдаете таким-то набором болезней, лучше сегодня вам не выходить».
— А сколько существует географических наук внутри самой географии?
— Оценить очень трудно. Принадлежат ли они географии или как-то с географией соприкасаются, тоже сказать трудно. Есть система естественных наук, наук о Земле. Она довольно большая: науки об атмосфере, науки об океане и так далее. Это мы говорим только о физической части географии. Вообще говоря, в отличие от всего мира, в России география преимущественно физическая. В других странах она в основном общественно-политическая и экономическая. Так сложилось у нас с советских времён. Были большие планы, связанные с освоением далёких территорий, поиском и использованием полезных ископаемых, надо было строить новые дороги, смотреть, как эти месторождения влияют на окружающую среду.
А экономическая география в России развита в меньшей степени, хотя есть прекрасные учёные. Вопросы, связанные с размещением производительных сил, с влиянием и стоимостной оценкой того или иного нового проекта, должны решаться.
ekspediciya_nso_na_valday_.jpg
— Когда я был студентом, на кафедру экономической географии зарубежных капиталистических стран был огромный конкурс. Попасть туда было очень сложно. Сейчас на геофаке МГУ 15 кафедр. Какая из них самая популярная?
— Этот год ещё не показательный, на географическом факультете ведь распределение по кафедрам после первого курса. А на первый курс набирают уже на направления. Я могу назвать несколько кафедр, куда конкурс почти всегда большой, когда на втором курсе начнут распределять. Это у нас как отдельное направление, картография и геоинформатика. Очень популярно и высокий конкурс. Последние годы очень хорошо идут в геохимию ландшафтов и географию почв — очень сильная кафедра, возглавляемая Николаем Сергеевичем Касимовым. Хорошо идут на экономическую географию не только зарубежных стран, но и России. Люди понимают, что у них будет работа, которая принесёт стабильный доход и позволит сделать карьеру. Очень хорошо идут в гидрологи суши. Они всегда при работе, большие договоры. Если человек хочет заниматься фундаментальной наукой на хорошем уровне с моделированием, с удовольствием идут на метеорологию и климатологию. Сильные ребята пошли, победители международных конкурсов. На мою кафедру океанологии тоже хорошо идут. Именно последние несколько лет очень нужны океанологи в прикладных работах. Определённые участки наших северных морей требуют постоянной работы и моделирования тоже. Но и ряд других кафедр тоже, в общем, очень востребованные. Если человек хорошо учится, он может устроиться на работу, и у нас более 70% выпускников работают по специальности.
Кроме того, практически треть студентов остаётся в аспирантуре. Московский университет отличается от академических институтов тем, что у нас очень большой приём в аспирантуру. И это хорошо! Это позволяет повысить свой уровень, защитить диссертацию и уже точно знать, что ты хочешь в этой жизни. При этом необязательно оставаться в фундаментальной науке. При выпуске порядка 130 человек 45 у нас набираются в аспирантуру. Это в разы больше, чем в любой академический институт. Там — меньше десяти.
den_pervokursnika2020_1.jpeg
— Как сейчас молодёжь относится к профессии географа? Считается она романтической?
— Понимаете, сейчас народ очень приземлённый, хотя есть, конечно, и романтики. Кто-то и на романтику клюёт, но в основном люди начинают спрашивать о том, сколько будут получать после окончания, где смогут работать, смогут ли ездить по зарубежным конференциям или устроиться в зарубежные лаборатории, чему научат и какие навыки пригодятся для последующей работы. Конечно, с советскими временами трудно сравнивать.
Но не будем забывать, что у нас теперь ещё есть и конкуренты — Высшая школа экономики открыла приём 30 человек в год и 15 человек берёт МГИМО, по-моему. Но большая часть победителей олимпиад первого уровня захотела учиться на географическом факультете МГУ, в том числе все победители международной олимпиады этого года, окончившие 11-й класс.
natalya_frolova_satino.jpg
— Геофак МГУ остаётся главной кузницей географических кадров?
— Да! Несравнимо по размерам. И потом мы понимаем, что на пустом месте труднее что-либо создать. Здесь есть кадры, есть лаборатории. В новое надо вложиться, найти место для практик, ведь треть учебного процесса в географии — практики. Сначала — общая учебная, потом — учебная кафедральная, потом — производственная практика, когда ты работаешь в какой-то конкретной организации.
Несмотря на то что у нас ковид, в этом году мы провели полноценную общую практику первого курса — два месяца на полигоне в Сатино в Калужской области. Ни одного случая заболевания, мы брали только привитых или уже переболевших. Те, у кого были отрицательные медицинские показания, примерно 7–8% студентов, остались в Москве и проходили альтернативную практику.
— Какие базы есть у географического факультета МГУ сейчас? Раньше были, например, в Карпатах и Крыму.
— В Карпаты, как вы понимаете, уже давно никто не ездит. У факультета есть пять баз. Это база Азау на Эльбрусе в Терсколе, это база в Хибинах в Кировске, это база в Красновидово на Можайском водохранилище, база в Сатино в Калужской области под Боровском, и ещё есть небольшая база на юге Архангельской области. Плюс к тому мы используем для практик и другие организации. На Беломорскую биологическую станцию очень активно ездит несколько кафедр. Кто-то, как океанологи, ездит в Геленджик в Южное отделение Института океанологии, кто-то базируется в общежитиях филиала МГУ в Севастополе.
Потом есть маршрутные практики, когда берётся автобус и в течение месяца люди едут по меридиану или куда-нибудь на Урал. Например, экономгеография России. Туристы и ряд других кафедр ездят за границу. Но в этом году это было страшно трудно. Максимум, что удалось, — поездка в Грузию и Белоруссию.
varvara_mironova.jpg
— Недавно в России отмечали День Каспийского моря. На Каспии МГУ не собирается восстанавливать базу?
— У нас была база в Туралях под Каспийском. В 90-е годы она была заброшена. Там не очень понятно, что будет. Летом можно кого-то привезти, а что будет остальные 11 месяцев? Инфраструктурно это сейчас очень тяжело поддерживать.
Какие-то наши экспедиции ездят и в Баку, и в Астрахань. Зимние экспедиции в Дагестане прекрасно проводятся. Я сам когда-то начинал свою деятельность на втором курсе, на кафедре океанологии с зимней экспедиции по Каспию в течение двух недель. Мне очень нравилось это. Тогда это было из Баку, сейчас тяжелее — это другое государство.