Что можно сделать чтобы предотвратить техногенных чс
Что можно сделать чтобы предотвратить техногенных чс
Исследовательские работы и проекты
Меры предотвращения техногенных катастроф
Способы предотвращения техногенных катастроф
Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таких мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.
Итак, мы увидели, что техногенные катастрофы детерминированы человеческим фактором, поэтому должна проводиться работа по их профилактике: вестись тестирование техники (механизмов, инженерных сетей) на вопрос её износа, проверяться дисциплина и профессионализм обслуживающего персонала.
Поскольку полностью предотвратить возможность техногенной катастрофы нельзя, то необходимо предусмотреть мероприятия по своевременному оповещению о её возможном начале, планы её локализации, эвакуации населения из пострадавшего района и организация помощи пострадавшим и выжившим в зоне катастрофы.
Возможные техногенные катастрофы в городе Магнитогорск Челябинской области
Еще в 2002 году Постановлением Главы города Магнитогорска был утверждён «Перечень техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, характерных для г. Магнитогорска» [16], с указанием места возможного возникновения, зоны возможного поражения и сил, привлекаемых для устранения катастрофы:
Перечень довольно большой. И большая часть этих объектов представляет не только экономическую и социальную значимость, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни людей. Несмотря на относительно благополучную статистику последних лет, существует реальная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города.
Город Магнитогорск, благодаря особенностям своего географического положения и розы ветров, может быть подвержен следующим техногенным катастрофам в результате чрезвычайных происшествий на промышленных предприятиях города и других хозяйственных объектах:
Таким образом, в создавшихся условиях угроза возникновения техногенной катастрофы на территории города Магнитогорска довольна значительна. Каждому типу катастрофы присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь.
Знание причин возникновения катастроф техногенного характера позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь. Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Чрезвычайные ситуации и аварии техногенного характера
Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут привлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.
Усложнение производственных процессов, более широкое внедрение в различные сферы современных материалов и технологий, применение новых источников энергии – все это неизбежно приводит к тому, что число аварий техногенного характера ежегодно возрастает.
Возникающие в связи с этим чрезвычайные ситуации отражаются не только на состоянии экономики, социальной сферы, но и большой вред наносится экологии. Учитывая, что современное производство зачастую связано с внедрением химических веществ или атомных разработок последствия подобных аварий становятся все масштабнее и сокрушительнее.
Какие же практикуются мероприятия по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций, насколько их применение эффективно и что может спровоцировать подобное катастрофическое событие, рассмотрим в этой статье.
Особенности ЧС
Любая обстановка на производственном или техническом объекте при которой имеющийся источник опасности приводит к ситуации, нарушающей оптимальные условия жизнедеятельности человека, а также угрожающей сельскому хозяйству, экологии и наносящий имущественный ущерб принято называть техногенной чрезвычайной ситуацией.
Одним из основных признаков также служит реально существующая угроза для жизни и здоровья людей и животных, находящихся в ближайшей зоне поражения. Часто протекают с выбросом загрязняющих веществ в окружающую среду.
Аварийные ситуации на техногенных объектах развиваются согласно следующим стадиям:
Существующие виды и типы ЧС техногенного характера имеют довольно большую классификацию. Сюда относят: все транспортные аварии; возникающие на объектах взрывы, пожары; аварийные ситуации с выбросом любых опасных веществ (химических, радиоактивных, биологических); внештатные ситуации на коммунальных системах жизнеобеспечения и на гидродинамических сооружениях. Подробнее о гидродинамических авариях Вы можете прочитать в нашей статье.
Виды ЧС
Подробнее про каждый вид и ваши действия вы сможете почитать в соответствующих статьях на портале:
Виды чрезвычайных ситуаций
Причины техногенных катастроф
Значительная опасность последствий влекут за собой внезапные крупные пожары, сопровождающиеся взрывом. Такое развитие событий может возникать на любом техногенном объекте, но из-за большого количества жертв и пострадавших наибольшую опасность представляют ЧС на трубопроводах, а также авиа – и железнодорожные катастрофы.
Поражающими факторами в ситуации разрушения емкостей с хранением легковоспламеняющихся жидкостей или при получении повреждений тары при их транспортировке являются:
Аварии техногенного характера
Про данные аварии читайте в соответствующих материалах:
Причины возникновения ЧС техногенного характера заключаются зачастую в человеческом факторе. Это просчеты, ошибки, использование некачественных материалов, недостаточный уровень безопасности некоторых объектов, недисциплинированность, халатность и недостаточная квалификация персонала.
По независящим от человека причинам подобного рода аварии могут возникать и в случае природных катаклизмов: цунами, шквалистые ветры и ливни, оползни, землетрясения, удары молний.
Меры по предупреждению
Любую катастрофу гораздо проще предотвратить, нежели ликвидировать ее последствия. Профилактические меры включают в себя целый комплекс технических и организационных действий, целью которых является выявления возможных причин ЧС и заблаговременное их устранение.
Проводятся мероприятия, направленные на максимальное снижение негативных последствий и потерь в случае возникновения аварийной ситуации. Активной является и работа по созданию оптимальных условий для проведения спасательных и срочных аварийно – восстановительных работ.
Содержание мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера должно соответствовать требованиям всех законодательных актов, регулирующих деятельность того или иного объекта. Для получения наибольшей эффективности таких мер необходимо соблюдать принцип своевременности и заблаговременности их применения.
На промышленных или транспортных объектах должны создаваться безопасные условия труда, отвечающие нормативам, разрабатываться планы действий в случае возникновения внештатной ситуации, создаваться аварийные источники управления сооружениями. Кроме того, оснащение предприятий современными средствами защиты значительно уменьшит число человеческих жертв.
Внедрение в производство автоматики не только положительно влияет на производительность, но и сокращает влияние человеческого фактора. Вопрос о безопасности сооружения должен возникать еще на стадии проектирования. Необходимо в большей степени отдавать предпочтение такому пожароустойчивому материалу, как стекловолокно, пенобетон.
Создавая проект новых систем водоснабжения, следует включить в него резервные источники воды, которые можно будет использовать в случае аварийной ситуации. Вычислить примерные потери воды и сколько ее будет необходимо, учитывая средние показатели потребления.
К мероприятиям по предупреждению ЧС техногенного характера также следует отнести все действия по обеспечению бесперебойной и надежной работы объекта. От этого зависит успешность по реализации задач, направленных на защиту рабочих и оборудования при различных производственных авариях или природных катастрофах.
К подобным мерам относятся:
Целью мер по предупреждению техногенных ЧС является не только предотвращение возможной катастрофы, но в большей степени акцент делается на уменьшение количества пострадавших и быструю ликвидацию разрушающих последствий.
Это нужно помнить! Общие правила поведения при ЧС
Общие правила поведения при ЧС
1. Не паникуйте и не поддавайтесь панике. Призывайте окружающих к спокойствию. Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям, затрудняет действия спасателей, пожарных, медработников и других специалистов.
2. По возможности немедленно звоните по телефону «01» (телефон спасателей и пожарных) или «112» (единый номер вызова экстренных служб). При своем сообщении сохраняйте спокойствие, выдержку. Старайтесь говорить коротко и понятно. В сообщении необходимо сказать: что случилось; место, где это произошло (адрес, ориентиры); если Вы оказались очевидцем и Вам ничего не угрожает, постарайтесь оставаться на месте до приезда спасателей, пожарных, сотрудников полиции.
3. Если Вы пострадали или получили травмы, оказались вблизи пострадавшего, окажите первую медицинскую помощь. Своевременное оказание первой медицинской помощи позволит предотвратить или снизить тяжелые последствия.
4. Включите радио, телевизор, прослушайте информацию, передаваемую через уличные громкоговорители и громкоговорящие устройства. В речевом сообщении до Вас доведут, что произошло, основные рекомендации и правила поведения.
5. Выполняйте рекомендации специалистов (спасателей и пожарных, сотрудников полиции, медицинских работников). Это поможет своевременно оказать помощь пострадавшим, снизить или предотвратить последствия (воздействие опасных факторов).
6. Не создавайте условий, препятствующих и затрудняющих действия спасателей, пожарных, медицинских работников, сотрудников полиции, сотрудников общественного транспорта. Пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными сигналами и специальной раскраской.
7. Не заходите за ограждение, обозначающее опасную зону. Оповещение при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации. Помните! Сирены и прерывистые гудки предприятий или транспортных средств означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радио или телевизор, прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и Ваших действиях. Информация о случившемся будет многократно повторяться и по мере развития событий уточняться. Население, проживающее вблизи потенциально опасных предприятий, будет оповещаться дежурным персоналом предприятий по локальным сетям оповещения этих предприятий.
Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения
Общий порядок действий. Учитывая многообразие видов ЧС, каждая из них имеет свои характерные особенности. Это, естественно, определяет вполне конкретный перечень мероприятий, который необходимо выполнить в целях обеспечения безопасности населения. Определен общий порядок действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения ЧС. Он включает мероприятия, проводимые как заблаговременно, так и непосредственно при возникновении ЧС.
Предварительно, до возникновения ЧС, проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории, а также оценка масштабов их проявления;
мероприятия, направленные на снижение потерь от возникновения ЧС;
планирование действий, которые будут осуществляться при возникновении ЧС;
подготовка сил и средств для реагирования на ЧС; создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС; обучение населения, а также личного состава ВС правилам поведения в ЧС.
При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются следующие мероприятия:
срочное оповещение органов управления ГО ЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении ЧС, информирование населения о мерах защиты;
уточнение сложившейся обстановки с целью корректировки существующего плана действий;
перевод органов управления на адекватный сложившейся обстановке режим работы;
приведение в состояние готовности имеющихся сил и их последующее выдвижение в район ЧС;
проведение комплекса работ по ликвидации ЧС и их последствий.
ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
При обнаружении подозрительных предметов или вызывающих малейшее сомнение объектов, все они должны в обязательном порядке рассматриваться, как взрывоопасные! В целях личной безопасности. Безопасности других людей при обнаружении подозрительных, вызывающих сомнение предметов необходимо немедленно сообщить о находке в отделение полиции. При этом сообщить: время, место, обстоятельства обнаружения предмета, его внешние признаки, наличие и количество людей на месте его обнаружения. Способствовать оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта, эвакуацию людей из помещения. По прибытии на место обнаружения предмета сотрудников полиции действовать в соответствии с указаниями ответственного руководителя.
При обнаружении подозрительных предметов категорически запрещается:
1. Трогать или перемещать подозрительный предмет и другие предметы, находящиеся с ним в контакте.
2. Заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать тканными или другими материалами обнаруженный предмет.
3. Пользоваться электроаппаратурой, переговорными устройствами вблизи обнаруженного предмета.
4. Оказывать температурное, звуковое, световое, механическое и электронное воздействие на обнаруженный предмет.
Термины МЧС России
превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций весьма многочисленны и многоплановы и осуществляются по ряду направлений: строительство и использование защитных сооружений различного назначения; мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах; создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления, которое позволяет принять своевременные необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери. К организационным мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены: охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарно-противоэпизоотические мероприятия, заблаговременное отселение или эвакуация населения из неблагоприятных и потенциально опасных зон, обучение населения, поддержание в готовности органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Планирование предупредительных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях РСЧС. В эти планы включаются мероприятия инженерно-технического, технологического характера, организационные и экономические меры. Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Конкретные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций. Эта подготовка осуществляется путём проведения названных ранее отдельных мероприятий, реализации упомянутых планов и целевых программ, целенаправленной работы объектов и отраслей экономики в соответствующих режимах функционирования РСЧС.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС)
Предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС) – это деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и структур РСЧС, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций (ЧС), уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения, основу которой составляют превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера. Большая часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от ЧС на всех уровнях РСЧС.
Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются, как правило, в рамках региональных целевых программ по предупреждению ЧС и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях. Организация работы по предупреждению ЧС в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года» (постановление Правительства РФ от 6 января 2006 года № 1).
Предупреждение ЧС проводится по следующим направлениям:
Решение вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению ЧС, осуществляется путем планирования, которое проводится в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываемых на всех уровнях РСЧС. В планы включаются не только мероприятия инженерно-технического и технологического характера, касающиеся конкретных природных опасностей и опасных производств, но предусматриваются организационные и экономические меры. Наибольшую возможность практического осуществления получают плановые задания, включенные в перспективные и годовые прогнозы (планы) социально-экономического развития или решаемые в рамках федеральных или региональных целевых программ по предупреждению ЧС. Информационной базой выбора и обоснования планируемых мероприятий по предупреждению ЧС являются результаты оценки состояния безопасности населения и территорий.
Для организации деятельности всех ведомств в масштабах страны по предупреждению ЧС природного и техногенного характера отдельные результаты мониторинга и прогнозирования, сводится в единую базу данных, которая используется централизованно, на ее основе построены аналитические комплексные прогнозы ЧС, их результаты доводятся до всех подсистем и звеньев РСЧС, органов государственной власти и местного самоуправления, а также населения.
В интересах предупреждения ЧС проводятся превентивные меры, предпринимаемые заблаговременно по прогнозу времени и места возникновения опасных природных, техногенных и социальных явлений. Научно-методической основой принятия решений по уровню П.ЧС является анализ рисков техногенных аварий и катастроф. Превентивные меры защиты от ЧС подразделяются по целям, уровням принимаемых решений на их осуществление, факторам риска и другим признакам. Так, профилактика возникновения ЧС техногенного характера основана на проведении диагностики оборудования, планово-предупредительных ремонтов, повышении качества технического обслуживания. Мониторинг состояния техногенных объектов (техногенный мониторинг) решает задачи производственной безопасности и заключается в ведении наблюдения и контроля за состоянием производственной базы объектов экономики и технологическими процессами на них с целью прогнозирования аварийности и принятие соответствующих мер по её предотвращению и смягчению последствий.
Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза ЧС на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей. Главным результатом мониторинга и прогнозирования ЧС является оценка риска возникновения ЧС. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территории, деклараций безопасности промышленных объектов.
В деле по предупреждению ЧС важную роль играют общегосударственные, ведомственные и территориальные меры организационно-экономического характера. Они позволяют поднять экономическую ответственность владельцев и руководителей организаций, особенно имеющих в своем составе потенциально опасные объекты, стимулировать работу по снижению риска ЧС и управлению им. Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС проводится руководителями организаций, во владении или подчинении которых находятся данные объекты, под контролем соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов управления МЧС России.
Деятельность по предупреждению ЧС имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих ЧС и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация. Предупредительные меры особенно эффективны при наличии достоверных прогнозов, целесообразном определении фронта, состава и объема профилактических работ.
Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь в случае их возникновения.
Конкретные мероприятия по предупреждению возникновения ЧС реализуются также в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС. В ходе выполнения планов и целевых программ, при целенаправленной работе объектов и отраслей экономики по подготовке к функционированию в условиях ЧС.
При ЧС природного и техногенного характера размеры потерь во многом зависят от степени информированности населения в области ЧС. Поэтому информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территориях проживания непосредственно влияет на эффективность работы по уменьшению масштабов ЧС.
Вся информация о защите населения и территорий от ЧС, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» является гласной и открытой. Ограничение этой информации допускается лишь в законодательном порядке.
Информация, доводимая до населения в связи с ЧС, представляет сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, а также сведения о состоянии радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической обстановки на соответствующих территориях.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрации организаций, а также органы управления РСЧС обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по другим каналам о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания, приемах и способах защиты населения от них, состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых вариантах развития возможных ЧС, а также о возникших ЧС, необходимых действиях населения и принимаемых мерах.
Предупреждение ЧС основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.
Профилактическая работа по предупреждению ЧС зависит от социально-экономического и политического положения в стране, состояния общества, природных условий и других факторов. Эти факторы глубинны и трудно поддаются влиянию, в результате чего возможности государства и РСЧС по обеспечению результативности предупредительных мер бывают ограниченными.
Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. – М., 1999; Предупреждение и ликвидация ЧС. – М., 2002.