Что можно считать бизнесом
Малый, средний и крупный бизнес: что это такое, определения, отличия
На рынке можно встретить множество самых разных форм предпринимательства. Одни из них отличаются большим объемом, другие – обслуживают небольшое количество клиентов. А главное, некоторые виды коммерции сами по себе предполагают развитие до определенных размеров. Малый, средний и крупный бизнес – что это такое, в чем особенности и отличия каждого из них расскажем здесь.
Определение понятий
Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.
Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим – предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.
Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.
Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.
Основные характеристики предпринимательства
Каждая из представленных выше форм имеет свои уникальные черты и особенности. Но некоторые из них объединяют коммерцию в целом:
Любое предприятие становится участником рыночных взаимоотношений.
Компании в своей работе всегда сталкиваются с двумя основными аспектами: экономической и правовой. Вести деятельность без учета организационных и юридических норм запрещается.
Главная функция любой фирмы – участвовать в экономике страны, на территории которой она находится, и вносить требующиеся нововведения, чтобы постоянно развивать ее. Речь здесь идет об использовании новых технологий, поиске альтернативных источников энергии, сырья и прочего.
Организации всегда зависят от изменений на рынке своих услуг и продаж, они должны подстраиваться под них, чтобы рабочий цикл не прекращался.
Все это важно для предприятия, независимо от его размера, количества клиентов, годового оборота.
Понятие «Бизнеса» — что это, 5 основных видов
Бизнес является конкретным направлением предпринимательской деятельности. Это деловые отношения, сферы влияния и определённый круг социума. Основная цель бизнеса – получение прибыли и обретение финансовой независимости. Для достижения цели, предприниматель может заняться:
1. Что такое бизнес простыми словами
В России это понятие получило широкое применение после того, как в 1986 году в силу вступил закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». Но, считается, что слово предприниматель получило популярность намного раньше. До этого момента, его использовали крайне редко и практически всегда только в деловых кругах.
Бизнесом не называют только конкретный род деятельности. Например, взаимоотношения государства с компаниями и организаций между собой, также являются частью бизнеса. Он является главной составляющей в условиях рыночной экономики, а также источником социального и экономического развития.
По объёму производства, численности нанятых рабочих и условиям деятельности, бизнес делят на:
Через специальные программы государственной поддержки чиновники стараются помогать гражданам открывать собственное дело. Таким образом, можно активно бороться с безработицей, создавая новые рабочие места. Также это положительно сказывается на экономической ситуации внутри страны, но только в том случае, если бизнес является легальным, а предприниматель исправно платит налоги и официально трудоустраивает своих сотрудников.
2. Признаки предпринимательской деятельности
К основным признакам предпринимательской деятельности относится следующее:
Бизнес-рисками называют возможность наступления ряда событий, которые провоцируют негативные последствия для ведения бизнеса. Сюда относятся как экономические, так и имущественные убытки. Кроме этого, не стоит забывать о потраченном времени, силах и деловой репутации, которая обязательно пострадает.
3. Виды бизнеса — 5 основных категорий
Прежде чем заняться построением бизнес-плана, необходимо определиться с разновидностью предпринимательской деятельности. Она может быть разной в зависимости от специфики деятельности и способа получения дохода:
Ещё так же выделяют франшизу. Несмотря на то, что это готовое решение, но он также является одним из популярных видов бизнеса.
4. Ресурсы для предпринимательской деятельности
Если бизнесмен использует определенные ресурсы, значит, он понесёт издержки. Поскольку основной целью предпринимателя является получение прибыли, каждый стремится оптимизировать или сократить издержки.
Предприниматель должен уметь управлять издержками, используя при этом минимум ресурсов и по возможности, самые дешёвые из них.
1 Рабочая сила – это основной ресурс, который использует работодатель для производства продукции или оказания услуг своим клиентам. Если речь идёт о простой работе, которая вряд ли повлечет за собой убытки даже при невыполнении, на неё можно нанять неквалифицированных работников. Они пройдут обучение, уже находясь на своей должности.
Касательно более значимых должностей, здесь лучше отдать предпочтение опытным профессионалам, так как от того, насколько правильные шаги они будут предпринимать, зависит успех и прибыль компании.
Говоря об обучении и повышении квалификации рабочих, расходы в данном случае ложатся на самих работников и бизнес. Для предпринимательства, один из важных показателей, это производительность труда. Это следует понимать, как определенное количество услуг или продукции, которую один работник способен произвести в течение определенного времени. Бизнесмен должен работать над повышением производительности, так как это поможет увеличить прибыль и снизить издержки.
Рабочую силу считают человеческим ресурсом но, современные бизнесмены чаще называют её активом, так как именно работники занимаются преобразованием конкретных ресурсов в товар для конечного потребителя, а также услуги.
2 Еще один основополагающий ресурс – это капитал. Простым языком, это деньги, которые бизнесмен может в любой момент использовать на нужды своего бизнеса. Например, это может быть покупка оборудования или оплата процентов за полученные кредиты. Предприниматель должен уметь измерять всё в денежном эквиваленте. Имеются в виду запасы сырья, здания, оборудование и все разновидности ресурсов.
3 Земля – это ещё один ресурс, который используется предпринимателями. Сюда относится всё, что на ней построено, выращивается или добывается. Земельной ресурс, это определенный участок, на котором развернута одна из разновидностей предпринимательской деятельности. Но, имея в своем активе все ресурсы, организовать успешный бизнес очень сложно. Для этого человек должен обладать продуманной до мелочей бизнес-идеей. Также бизнесмен должен предпринять ряд административных и организационных мер, активирующих необходимые бизнес-процессы.
5. Как определиться с идеей для бизнеса
Многие люди, которые ранее не занимались бизнесом испытывают большие проблемы ещё на начальном этапе, когда нужно определиться с идеей. Если будущий предприниматель не имеет в своём активе средств на развитие бизнеса, рассматривать стоит те варианты, которые требует меньше всего вложений. Например, посредническое предпринимательство.
Также стоит опереться на следующие факторы, которые помогут сделать правильный выбор:
Опытные бизнесмены советуют составить список из нескольких идей. В конечном итоге, необходимо выбрать только одну из них, а про существование остальных на время забыть. По каждому варианту у будущего предпринимателя должны быть корректные сведения об особенностях такого бизнеса. Например, если человек собирается открыть свой ресторан, через своих знакомых следует постараться найти владельца данного бизнеса и пообщаться с ним, чтобы узнать всё до мельчайших нюансов, особенно тех, которые связаны с рисками финансовых потерь.
6. Реализация идеи
Реализация бизнес идеи происходит в несколько этапов, а именно:
Начинать бизнес стоит только в том случае, если на каждый из вышеуказанных пунктов у человека есть положительное решение. В противном случае идея требует доработки. Для этого можно задействовать профессионалов в конкретной сфере, а также опытных юристов.
7. Правовое регулирование бизнеса
Каждое из современных государств существует благодаря бюджету. Он пополняется из ряда источников. Один из основных – это налоги юридических и физических лиц, которые в процессе своей деятельности получают доход. Поэтому, бизнес следует зарегистрировать. Если предприниматель будет вести его незаконно, это грозит следующими мерами наказания:
У граждан РФ есть три варианта для того, чтобы стать предпринимателем. Это регистрация ИП, юридического лица или самозанятого лица. Если речь идет о регистрации юридического лица или ИП, государственные органы не отслеживают денежные потоки, на которые будет вестись бизнес. Это значит, что бизнесмен может воспользоваться заёмными средствами или накопленными самостоятельно.
Смотрите также видео «Как начать свой первый бизнес? Что такое бизнес?»:
Что такое бизнес: разговор по понятиям
Известное вовсе не есть познанное
Гегель
Лично я впервые слово «бизнес» услышал еще в ранней юности. Я отношусь к поколению, которое росло одновременно со становлением рыночной экономики в нашей стране. И слова «бизнес», «бизнесмен» уже тогда использовались повсеместно.
Сам я при выборе профессии также уже понимал, что на самом деле хочу быть «бизнесменом». Хочу иметь свое дело и работать на себя. А потому мой интерес ко всему, связанному с бизнесом, возник уже в самом начале 2000-х.
И первое, с чем я столкнулся, это отсутствие четкого понимания того, что означает слово «бизнес». Я искал определения в книгах, позже – в Интернете. Но даже сейчас четкое, простое и однозначное определение найти крайне сложно. Мы пользуемся этими словами, мы привыкли к ним. И не замечаем, что зачастую применяем их не совсем правильно.
При изучении западной профессиональной литературы также возникают некоторые сложности в понимании слов и их значений. При чтении по-английски, везде пишут «бизнес». «бизнесмен», «бизнес-анализ», «бизнес-процессы». До недавнего времени в переводе это звучало как «дело», «деловой человек» и какие-то совсем непонятные «деловые процессы».
Еще несколько лет назад этим словом пользовались с некоторой осторожностью, во многих случаях даже избегали его, заменяя синонимами. Сейчас все ударились в другую крайность. Теперь слово «бизнес» используют везде, где можно и нельзя. Особенно явно это видно в сфере продаж, где к любому продукту могут добавить слово «бизнес» в целях повышения продаж. В результате возникает путаница. Ориентируясь на название с приставкой «бизнес» большинство людей вообще не поймут, о чем идет речь. А все, кто смогут ответить, дадут очень противоречивые определения. Причем, если тех же людей опросить через несколько дней, они могут уже говорить совсем другое.
Причина проста – люди не понимают, что на самом деле означает слово «бизнес». Его используют привычно, и каждый вкладывает в него какой-то свой смысл. А если вы не знаете точного значение термина, то использовать его грамотно и с максимальной выгодой для себя, невозможно.
История слова «бизнес»
В западных странах, откуда к нам и пришло слово бизнес (англ. Business) уже не первый век жизнь очень сильно подчинена предпринимательству и предпринимательской деятельности. А потому и слово «бизнес» получило очень широкое применение.
Заключают сделки люди или компании между собой – это бизнес. Взаимоотношения компании и государства – также бизнес и так далее. Практически все открытия, изобретения также производились в предпринимательской среде в интересах бизнеса.
В России понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности появились с 19 ноября 1986 года, когда вступил в силу Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». Следом за словом «предприниматель» в обиход вошло и слово «бизнес». До того оно не было востребованным и практически не применялось за ненадобностью. А потому можно считать, что слово «бизнес» в нашей стране появилось сравнительно недавно.
Исходя из этого, слово «бизнес» в нашей стране пока что не имеет устойчивого характера. Его применяют, когда речь идет о предпринимательстве и обо всем, что с ним связано. Причем, чаще всего слово «бизнес» применяют для того, чтобы повысить ценность и значимость какого-то понятия, товара или организации.
Лично я особо заинтересовался точным значением слова “бизнес”, когда начал писать статьи о бизнес-процессах. Перевод с английского этого словосочетания оказался крайне сложен и всегда не совсем точен. А для понимания сути термина, очень важно понимать значение словосочетания и каждого слова в нем.
Например, бизнесменов я видел много воочию. Как, думаю, и большинство людей. Но что такое “бизнес-процесс”? Его невозможно увидеть наглядно и “пощупать” руками. А потому здесь точность термина — особенно важна.
Труд и трудовая деятельность
Итак, в нашей стране до конца 80-х годов прошлого века слово «бизнес» практически не употреблялось, так как в нашем государстве, в отличие от стран Запада, предпринимательство было не просто не распространено, оно было под запретом. Мы жили в социалистическом государстве – СССР. И вместо предпринимательства или бизнесе в ходу было более обширное понятие – «труд» или «трудовая деятельность».
Труд — целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Карл Маркс
Как видно из определения, труд появился намного раньше бизнеса или предпринимательства. При этом труд совершенно не обязательно должен приносить прибыль. Трудиться можно как в целях общественного блага, так и в целях личного, как своего, так и чужого.
Понятие «бизнес» в современной России
Смысл, который в современной России вкладывают в слово «бизнес», исходит к сочетанию привычного многим поколениям, родившихся еще при СССР людей, термина «трудовая деятельность» и понимания, что «бизнес» должен сопровождаться получением прибыли. В отличие от труда как такового.
Сейчас существует несколько значений для слова «бизнес»:
Бизнес в отношении к субъекту (человеку)
По отношению к людям слово «бизнес» используют следующим образом:
При этом бизнесмен может заниматься трудом, одно другое не исключает. Но его труд также должен быть направлен на получение прибыли. Иначе это уже не бизнес.
Кстати, именно по этой причине словосочетания типа «социальный бизнес» или «социально ориентированный бизнес» не имеют смысла. Слова «бизнес» и «социальный» практически противоположны по значению. В первом случае речь идет о прибыли. Во втором – о выплатах и помощи людям. Такие словосочетания – не более, чем маркетинговые ходы, основанные на безграмотности людей.
Аналогично и определяются и профессии, связанные с бизнесом. Если аналитик изучает бизнес (предпринимательскую деятельность), а консультант консультирует бизнесмена, они могут называть себя «бизнес-аналитиком» или «бизнес-консультантом». Во всех других случаях приставка «бизнес» неуместна.
Кстати, яркий пример такого неправомерного использования – это большая часть «бизнес-тренеров», т.к. на самом деле они работают не с бизнесменами или бизнесом. Они работают с обычными людьми, которых в редких случаях можно назвать будущими бизнесменами. Корректнее было бы называть такого специалиста преподавателем или тренером по специальности «Бизнес». Но, снова-таки, маркетинг, основанный на безграмотности людей, дает свои результата. А потому и применяется.
Бизнес в отношении к объекту
Когда используется приставка “бизнес” к какому-то объекту, т.е. неодушевленному предмету или явлению, также очень важно понимать, о чем идет речь.
Для физических объектов на самом деле приставка “бизнес” не несет практически никакой ценности и является маркетинговым ходом. Например, понятие “бизнес-центр” означает здание, где адаптированное под предпринимательскую деятельность. На самом деле, в нем могут арендовать площади и любые другие организации, никак не связанные с понятием “бизнес” как предпринимательство и получение прибыли. А потому точнее было бы сказать, что это центр для разных видов трудовой деятельности.
Аналогично происходит с другими физическими объектами. Когда речь заходит о любых видах коммерческой недвижимости (нежилой фонд), очень часто говорят “помещение под бизнес”. Да, в большинстве случаев эти объекты используются именно бизнесменами для коммерческой деятельности. Но с тем же успехом там могут располагаться (и располагаются) офисы политиков, общественные организации, благотворительные фонды, государственные учреждения и т.д. Т.е. в данном случае все объекты предназначены для ведения трудовой деятельности. Не только для предпринимательства, т.е. бизнеса как его понимают в современном русском языке.
Объектами в бизнесе можно также называть самые разные не физические явления и понятия. Например, «бизнес-анализ», «бизнес-план», «бизнес-система» — все это также объекты. В большинстве случаев они связаны с управлением деятельностью компании и оптимизацией различных видов работ. Я много пишу об этих объектах в своих статьях. Например, вы можете почитать об этом в одной из моих последних публикаций «Разбираемся с понятием BPM. Что такое управление бизнес процессами», где я рассматриваю бизнес-моделирование с точки зрения их необходимости и сфер применения.
При изучении большинства бизнес-объектов становится понятно, что на самом деле, точнее будет сказать, что это объекты могут описывать любую трудовую деятельность, как “бизнес”, так и труд, не направленный на прямое получение прибыли (например, государственные учреждения).
Бизнес-процессы: суть понятия
О том, что такое бизнес-процессы и процессное моделирование бизнеса я решил сказать отдельно. Эти понятия очень важны для настоящего понимания того, что такое BPM, BPMS, BPMN, где и каким образом можно использовать эти решения на практике, и зачем они вообще нужны.
В статье “Что такое бизнес-процесс и описание бизнес процесса” я уже давал определение бизнес-процесса, процитирую его еще раз:
Бизнес-процесс – это логическая последовательность действий человека (или нескольких человек) в коллективе. Цель описания бизнес-процесса – анализ и регламентация тех или иных действий в коллективе.
Обратите внимание — кроме самого термина, в определении нигде не упоминается слово бизнес. Вместо него я выбрал слово “коллектив”. Причина заключается в том, что на самом деле, бизнес-процессы описывают эффективность труда и трудовой деятельности. А будет ли поставленная цель относиться к бизнесу, творчеству или эффективному управлению каким-то государственным органом — совершенно не важно.
Причина приставки “бизнес” в данном случае заключается в том, что термин, как и сам процессный подход, пришел к нам с Запада. А там, как я выше уже писал, исторически сложилось так, что слово “бизнес” имеет крайне широкое применение. И, самое главное, они не выделяют отдельно “бизнес” и “труд”. Так как развитие западных стран шло по капиталистической модели веками, они не строили социализм, не отказывались от предпринимательства ради других моделей развития, то у них “труд” и “бизнес” не разделяются. Это фактически — синонимы.
А когда слово “бизнес” пришло в русский язык, оно стало синонимом предпринимательства, а понятие “труд” в нашем языке намного обширнее.
Т.е. на самом деле “бизнес-процесс” правильнее было бы переводить как “трудовой процесс”. А потому и процессный подход может эффективно применяться в любой сфере человеческой деятельности, в том числе, в такой, где результат (цель работы) никак не связан с прибылью.
Процессный подход к организации работы показал свою эффективность и в госучреждениях, и в благотворительных организациях. Т.е. большинство этих понятий связаны не столько с бизнесом, как с делом, которое обязательно приносит прибыль, а скорее – с организацией труда. Это словосочетание намного понятнее нашим соотечественникам, чем таинственные «бизнес-процессы». Но терминология уже сложилась. А потому приходится пользоваться тем, что есть. Но приходится постоянно пояснять эти понятия.
Резюме
Подводя итоги. мне хотелось бы повторить еще раз, что термин “бизнес” в русском языке не несет в себе какой-то собственной ценности. И применение его чаще всего является либо маркетинговым ходом, либо — бездумным заимствованием английской терминологии.
А потому имеет смысл каждый раз, когда вы сталкиваетесь с объектом (продуктом, системой, явлением), которое начинается со приставки “бизнес” имеет смысл разобраться, о чем именно идет речь. В большинстве случаев окажется, что этот объект может быть использован как для бизнеса, так и для многих других целей. И его ценность определяется именно сутью.
Во многих случаях глубже понять, о чем идет речь, получается, если слово “бизнес” заменить нашим отечественным понятием “труд”. И всегда нужно помнить, что эта приставка к объекту не несет не только ценности, но и ограничений. И большинство инструментов, физических объектов или явлений вполне подойдут, в том числе, для любой некоммерческой деятельности.
Что можно считать бизнесом?
Если человек имеет деньги, то это еще вовсе не делает его бизнесменом, он просто имеет деньги. Даже если он при том купит отель/магазин/спортзал/франшизу, то до бизнесв там еще может быть очень далеко. Работа из дома или «свободная занятость» – тоже еще не бизнес.
Официальная регистрация тоже не превращает продавца «чего-то кому-то» в бизнесмена. Если есть офис и в нем есть наемные работники, то это еще тоже не обязательно бизнес. Неочевидно, но руководители иногда нанимают работников, только для того, чтобы самоутверждаться и самовыражаться, или например жаловаться на жизнь (поэтому в большинстве несистематизированных компаний несмотря на постоянные жалобы на недостаток «свободных рук» работников обычно много, а не мало).
В этой статье мы разберем что же можно считать настоящим бизнесом.
Кто такой бизнесмен?
Даже если компания 10-50-100 лет на рынке, то это еще тоже может ничего не означать. Если компании есть чем торговать, то это может означать, что кто «вложился» в товар, но совсем не обязательно это признак бизнеса. Даже, если у кого-то «идут обороты», это еще не обязательно бизнес. И, конечно, когда кто-то рассказывает о себе как бизнесмене – это еще тоже ничего не значит. С другой стороны, есть немало бизнесов, которые являются бизнесами по сути, но не по форме.
Мы слишком часто используем понятие «бизнес» или «предпринимательство», но при этом не давая четкого разграничения, что считать бизнесом, а что нет.
Поэтому сначала следует определиться, кто и когда начинает заниматься бизнесом, потому как оказывается в этих вопросах слишком много путаницы. Итак, если человек имеет какое-то свое дело, но параллельно «работает на работе» – ему не стоит пока называть себя бизнесменом, потому что ему не хватает полной 100% ответственности за результат, ведь есть «запасной парашют» – работа.
Если человек уже работает «на себя», то есть у него нет других источников дохода, но он еще не имеет других работников «на ставке», то есть тех, за кого он берет ответственность независимо от выполненной ими работы – такого человека еще тоже не стоит называть бизнесменом, это лишь самозанятый начинающий (и в этом нет ничего плохого, все с чего-то начинают, главное называть вещи своими именами). И наконец, даже если уже есть «штат работников», но в деятельности компании прибыли не системные, трудно вычислить рентабельность, нет планирования и все, что «заработала/потеряла» компания получает в распоряжение собственник как месячный доход/убыток, то это еще тоже только самозанятость.
Большинство так называемых бизнесменов и бизнесов, которые мы видим вокруг это на самом деле, СА-МО-ЗА-НЯ-МОСТЬ, хотя может так не выглядеть. (Аналогия: общий вес всех людей на Земле, примерно равен массе всех муравьев, но муравьев мы не видим так часто и поэтому в это трудно поверить. Так же мы не видим внутренних систем компаний, а лишь внешние: вывески, офисы, кассовые аппараты, работников и делаем ложный вывод о «успешности бизнеса» на основе внешних факторов – того, что видно, а не того, на что действительно следует обращать внимание). И еще раз, в этом нет ничего плохого, это обычная стадия любого бизнеса. Главное чтобы не слишком долго «зависнуть» в ней. К сожалению, часто приходится видеть компании, которые имеют в своем штате даже по 20-30 сотрудников, которые по 10 лет на рынке и руководители которых все еще находятся в стадии самозанятости. Это ночной кошмар для руководителя такой компании, потому что фактически такому человеку приходится «ходить на работу», несмотря на то, что якобы выглядит, что человек «работает на себя». Хуже всего в этом всем это «иллюзия наличия бизнеса» – времени всегда мало, хоть его вроде можно использовать по-своему; свободных денег «на себя» немного, даже если обороты большие, вроде и есть люди кому можно делегировать задачи, но иногда с ними больше мороки, чем конечных результатов.
Системных бизнесов на самом деле не так и много, серийных бизнесменов (те, что на самом деле умеют бизнес открыть в любой нише) еще меньше. И именно понимание бизнес-архитектуры и прописывание своей бизнес-модели, а также ежедневная! систематизация процессов (минимум по 3-4 часа в день), примерно в течение двух-трех лет, позволит перепрыгнуть пропасть между самозанятостью и эффективным рентабельным бизнесом. Однако горе тому, кто разуверится или кому не хватит сил «в полете», на половине пути – пятидесяти процентного успеха здесь не существует: либо у вас постоянно одни и те же проблемы характерны для типичного самозанятого, который считает себя предпринимателем, или у вас системный, прибыльный бизнес.
Почему надо закрыть бизнес?
Это большая смелость закрыть свой «бизнес», и поэтому стоит искренне уважать тех людей, которые решились это сделать – прекратить свою деятельность, понимая, что она не имеет смысла в том виде в котором есть. Иногда для успешного результата нужно несколько больше попыток – три-четыре. (Правда, если человек хвастается тем, что за время своей предпринимательской деятельности семь-восемь раз был банкротом, то,это означает лишь то, что он просто не научился делать верных выводов.)
Но разве есть только стартап, самозанятость и, собственно, «бизнес»? Нет, есть еще два других типа деятельности, которые можно спутать с «бизнесом», особенно учитывая, что они обычно генерируют доходы, чем прекрасно маскируются под системные бизнесы.
Первую деятельность такого типа следует назвать «схемой». Фактически свою, вроде бы успешную рыночную деятельность, компания выстраивает за счет рыночного фактора, то есть имея, например, монопольный доступ. Например, знакомство с нужным чиновником; информацию о том, что прописывать, чтобы выиграть тендер; доступ к сырью по сниженным ценам; право аренды/покупки/продажи/использования чего-то, что дает преимущество, например помещения, оборудования, электроэнергии; доступ к информации раньше чем ее будут другие участники рынка или даже «дыры в законодательстве». То есть, если убрать этот «краеугольный камень» бизнеса, который дает наибольшее предпочтение, то окажется что «король голый». Даже в самых рыночных экономиках мира есть бизнес-схемы. Они порождаются самой природой рынка, на котором господствует постоянная асимметрия и который не может своей «невидимой рукой», а скорее «глазом» видеть все монополизированы ниши. Владельцам такого бизнеса обычно очень трудно объяснять такие понятия, как «миссия и ценности», «управление качеством», «управление изменениями», «автоматизация бизнес-процессов», «интеграция, внутренняя коммуникация и обучение сотрудников», «прописывание чек-листов». Для них это «какая-то фигня»: обходились без этого раньше и сейчас обойдемся. Они в постоянном поиске гандикапа: нерыночной преимущества, позитивного Черного лебедя, которого, однажды схватив за хвост, можно будет эксплуатировать, пока он не откинет лапы.
Другим «типа бизнесом», но уже действительно наближенішого к «подлинно бизнеса» и причем достаточно часто распространенным является бизнес одной удачи. Скажем, кому-то в свое время повезло первыми занять определенную нишу или выйти на рынок; за бесценок скупить какой-то актив типа помещения/оборудования/сырья; купить или продать валюту за день до ее стремительного роста или в соответствии обвала; воспользоваться наработками родителей и/или получить в наследство что-то стоящее для ведения бизнеса. Фактически не то, чтобы учредитель имел какие-то особые связи, таланты или секретную информацию – а просто оказался в подходящее время в подходящем месте.
Обычно захватив определенную нишу на везении и так получив «дойную корову», владелец пытается посадить ей на хребет другие направления и проекты. И со временем под грузом неэффективных процессов, неумелой интеграции коллектива, отсутствия системности и прописаности, отсутствия внятной бизнес и экономико-математической модели, такая «корова» медленно слабеет, а владелец не понимая, что это было просто везение, обвиняет работников, государство, рынок, конкурентов, технологии, вместо того, чтобы поблагодарить прошлой удачи и начать строить по-настоящему системный бизнес. Очень трудно работать с такими бизнесами с вполне человеческим причинам: мы подпадаем под влияние эгоцентричного предубеждения – то есть мы готовы брать ответственность за успех и не готовы брать ответственность за неудачу, или по-другому: привыкли приписывать себе больше вклада в конечный результат чем на самом деле его там было. В итоге просто неудобно признавать, что то что ты имеешь – результат везения, а не собственных усилий и что на твоем месте мог/могла бы быть кто-то другой/а. Для нашего мозга это контринтуитивно. Однако это не единственная возможность начать таки выстраивать систему бизнеса. И владельцы ею обычно пользуются, особенно, когда раньше такая здоровая «дойная корова» начинает на глазах обессиливаться.
*Иногда процесс может длиться десятилетиями.
Если собственник неэффективный – компания тоже будет неэффективна.