Что можно считать активом
6 типов инвестиционных активов: на чем зарабатывают инвесторы
Инвестиционные активы — это все ресурсы, из которых инвесторы извлекают выгоду. Оптимальное сочетание зависит от стратегии инвестора: для разных целей нужны разные активы и в разных долях.
Рассмотрим, какие виды инвестиционных активов вообще существуют и как их можно купить.
Наличные
Это самый ликвидный актив. Если рынки обваливаются, наличные ценны вдвойне: на ту же сумму можно купить больше дешевых активов, чем вчера.
Валюты развитых государств устойчивее валют развивающихся, поэтому часто становятся активом-убежищем в преддверии кризиса: перед кризисом инвесторы продают рубли и покупают доллары
Минусы: со временем наличные подъедает инфляция
Как купить: на Мосбирже без посредников и с минимальной переплатой
Вклады и облигации
Это инструменты с фиксированной доходностью: со вклада в банке инвесторы получают проценты, с облигаций — купонные выплаты.
Вклады и государственные облигации — это низкорисковые инструменты: вклады застрахованы на сумму до 1,4 млн рублей, а в случае с ОФЗ должником выступает государство.
Еще есть муниципальные и корпоративные облигации: они более рискованные, но приносят больше прибыли
Минусы: вклады и ОФЗ не принесут большой прибыли, а при дефляции их доходность может снизиться до нулевой или даже отрицательной
Как купить: через брокера можно купить отдельные облигации или фонды облигаций, например SBGB
Акции
Наиболее доходный актив, позволяющий инвестировать в тысячи компании из разных секторов.
При покупке акций инвестор фактически покупает часть компании. Но ему не нужно тратить время на управление: он лишь разделяет успехи и неудачи компании пропорционально своей доле
Минусы: рынок акций связан с высокими рисками
Как купить: через брокера можно купить отдельные акции или фонды акций, например FXUS на американские компании или TMOS на российские
Недвижимость
Это материальное имущество, которым владеет инвестор: земля, коммерческие и жилые помещения. Этот актив защищен от инфляции: стоимость жилья и арендная плата растут вместе с общим уровнем цен.
Еще можно вложиться в акции REIT — инвестиционных фондов недвижимости — и получать стабильный дивидендный доход
Минусы: в случае с физической недвижимостью нужно вкладывать много денег в покупку и обслуживание. Ликвидность при этом низкая
Как купить: напрямую через риелторов или отдельные акции REIT
Коммодити
Это повсеместно используемые товары: нефть, серебро, золото, пшено, свинина, бумага и кофе. Эти материальные активы защищают капитал от инфляции
Минусы: спрос на коммодити может сократиться из-за нестабильной обстановки в геополитике и экономике. Кроме того, актив не приносит дивидендов, если это не акции отдельных компаний
Как купить: на срочном рынке можно купить фьючерсы; на фондовом — акции отдельных компаний или ETF. На Мосбирже торгуются ETF на золото, например FinEx Gold
Нематериальные активы
Это все нематериальное, что можно монетизировать: патенты, интеллектуальная собственность, бренд, авторские права, владение языками — даже знакомства и связи.
Эти активы формируют пассивный доход и способствуют более эффективному использованию других ресурсов инвестора
Минусы: нужно потратить время и силы, что получить нематериальные активы. И их сложно конвертировать в деньги
Как купить: вкладывать время, энергию и талант
Как понять, какие активы нужны вам
Почитайте наши статьи об инвестициях и активах:
Активы и пассивы
В продолжении статьи Секрет богатства поговорим об ещё одной фундаментальной и очень важной теме – активы и пассивы. Если вы читали Роберта Кийосаки, то отлично меня поймёте – есть возможность освежить свои знания, вспомнить то, что когда-то читали, задуматься и начать действовать (если ещё не начали).
Определения актива и пассива
Согласно определению Кийосаки:
Отсюда вытекает важное правило: нужно приобретать активы и избавляться от пассивов. Утверждение настолько простое и даже банальное, что можно даже не уделить особого внимания такому “пустяку”. Однако сегодня мы рассмотрим это подробнее, ибо в этой простой фразе заложено очень много. Богатый папа говорил юному Кийосаки, что это – всё, что нужно знать, чтобы стать богатым.
Но, как известно, дьявол скрывается в мелочах.
Нужно чётко знать, что представляет из себя актив, а что – пассив. Очень часто люди путают эти понятия, принимая одно за другое.
Актив – то, что приносит деньги в ваш карман, то есть генерирует денежный поток (cashflow – кэшфлоу). Либо это то, что у вас есть и что в будущем вы планируете продать и выручить за это больше денег, чем затратили.
Что может быть активом?
1. Недвижимость, сданная в аренду – она генерирует денежный поток своему владельцу.
2. Акции, которые вы купили на длительный срок (стратегия buy&hold – купи и держи) – помимо того, что периодически выплачиваются дивиденды по акциям, на длительных промежутках времени портфель акций успешных компаний растёт в цене, а значит, через год-5-10 лет акции можно будет продать и выручить немалую прибыль.
3. Любые другие вещи, сданные в аренду и приносящие деньги своим владельцам (например, автомобиль, оборудование).
4. Паи паевых инвестиционных фондов (ПИФов)
5. Депозит в банке
Однако, дом (квартира), в котором вы живёте, НЕ является активом, как ошибочно считают многие, ибо это жильё не приносит вам прибыль. Наоборот, это вы оплачиваете квартплату, покупаете мебель. Поэтому в данном случае – это пассив.
Также и ваш личный автомобиль не является активом, поскольку не только не приносит денег, но и требует содержания (бензин, ремонт, штрафы и т.д.) – это пассив. Однако, если вы даёте своё авто в аренду и получаете за это деньги, или скажем, работаете в такси и зарабатываете деньги с помощью автомобиля – тогда это можно считать активом.
Пассивы – то, что отнимает у нас деньги. Например, мы платим за квартиру, в которой живём. Мы тратим деньги на бензин и техобслуживание на машины, на которых ездим. Мы платим проценты по банковским кредитам. Всё это – пассивы!
Баланс активов и пассивов
Однако полностью избавиться от пассивов не получится. Либо придётся сильно понизить свой уровень жизни (как вы себе представляете жить без жилья?) Вся хитрость в том, что нужно соблюдать разумный баланс между активами и пассивами. То есть не нужно стремиться всеми силами обзавестись всевозможными предметами роскоши (пассивами), которые будут тянуть с вас деньги. Если оглянуться вокруг, то можно заметить множество людей, которые так и делают – живут не по средствам. Наоборот, нужно знать меру и сильно не ввязываться в финансовую кабалу кредитов.
Финансово разумный человек будет стремиться не увеличивать свои пассивы (как это делает большинство), а наоборот, сокращать их и приобретать активы, потому что он уверен, что активы сделают его богатым. Посмотрите на миллиардеров – все они владельцы акций, недвижимости, предприятий, заводов, нефтяных вышек – всё это активы, правда уже в другом масштабе. Активы позволяют достичь финансовой независимости, когда уже не человек работает на деньги, а деньги работают на него. Приобретая активы, мы приближаемся к тому, чтобы больше не работать всю жизнь на деньги – придёт время, и уже наши активы будут на нас работать и обеспечивать нам безбедное существование.
Конечно, богатые люди могут позволить себе держать пассивы в виде загородного особняка, престижного авто, но это благодаря тому, что доходы от активов позволяют безущербно это делать. Купить матрас от производителя в Челябинске. «Матрасыч» — это не только интернет-магазин матрасов в Челябинске, но и компания-производитель. Мы разрабатываем и изготавливаем комфортные матрасы для взрослых и детей. детские матрасы В продаже имеются различные виды изделий, различающихся по жесткости,в том числе детские матрасы, а также классические ватные модели. Наш интернет-магазин предлагает клиентам выгодные условия сотрудничества: индивидуальный подход и помощь в выборе продукции; приемлемые цены; безопасные материалы, не содержащие аллергенов
Если же из активов у вас есть только работа по найму, а из пассивов – взятые кредиты – стоит задуматься, куда, в какую сторону вы идёте, к богатству или же по замкнутому кругу бедности «заработал – потратил».
Активы приносят доходы, пассивы приносят расходы.
Что такое активы компании
Инвестпривет, друзья! Активы компании – это по сути ее имущество, с помощью которого она извлекает прибыль. Для активного инвестора анализ активов фирмы – важная задача. Рассмотрим далее, что входит в число активов компании, какие типы активов бывают и чем они отличаются от пассивов.
Активы и пассивы
Итак, активы – это всё имущество фирмы, которым она обладает на отчетную дату. Например, станки, автотранспорт, скважины, шахты, заводы, пароходы, недвижимость, а также патенты, разрешения, лицензии и непосредственно денежные средства (кэш).
Активы отображаются на первой странице отчета по МСФО вместе с пассивами.
Пассивы – это источники приобретения активов. Например, компания выпустила облигации и купила на полученные деньги новый завод. Сумма долга по облигациям будет записана в пассивы, а стоимость завода – в активы. Акции, кстати, тоже считают пассивом, поскольку используются для привлечения денег, которые потом преобразуются в активы.
Пассивы делятся на две большие категории:
Главное правило бухгалтерского баланса: активы = пассивы, т.е. активы всегда равны сумме обязательств и капитала компании, так как формируются именно ими.
Сведения о структуре активов фиксируются в финансовом отчете. Существуют специальные правила, по которым ведется учет активов (об этом поговорим позднее).
Активы и пассивы компании (предприятия) следует отличать от активов и пассивов «по Кийосаки». М-р Кийосаки называет активами всё, что приносит доход (например, свой бизнес или инвестиции), а пассивами – всё, что его отнимает (кредиты, долги, ипотеки и т.д.). И вообще, его типология активов и пассивов относится к человеку (физлицу, если угодно). Мы же дальше будем говорить об активах и пассивах предприятия – «это другое» (с). Не путайте эти понятия между собой.
Виды активов
Классифицировать активы можно по-разному. По типу использования в хозяйственной деятельности активы делятся на оборотные и внеоборотные (эта классификация принята в отчете МСФО). Это мы подробно разберем далее. Но начала: другие типы классификации.
По характеру владения:
По характеру использования:
По ликвидности (т.е. оборачиваемости в деньги):
Далее я рассмотрю подробно классификацию активов, предусмотренную в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).
Оборотные активы
Обычно отчет МСФО начинается как раз с перечисления активов и пассивов – это раздел отчетности так и называется: «Активы и пассивы» (но некоторые компании начинают с «Отчета о прибылях и убытках», поэтому просто найдите соответствующую часть отчета).
Оборотные активы в этой классификации – это те активы, которые используются непосредственно для осуществления текущей деятельности (т.е. участвуют в обороте): сырье, товары, материалы, а также денежные средства. Эти активы должны быть израсходованы в течение ближайшего года, обратившись в деньги или же в дебиторскую задолженность (т.е. задолженность клиентов).
В отчетности активы указываются по степени ликвидности сверху вниз (т.е. чем проще обратить актив в деньги, тем выше он будет находиться в списке активов).
К оборотным активам относятся:
1. Денежные средства и их эквиваленты. По факту, это запас средств на счетах или вкладах, которые могут быть куда-нибудь потрачены прямо сейчас. Это самые ликвидные активы. В перспективе хорошо, если запасы кэша растут: значит, у компании будут резервы на случай черного дня или удачную инвестицию.
2. Краткосрочные финансовые активы. Как правило, это вложения в короткие облигации или фонды. Их ликвидность ниже, чем у кэша, но тоже довольно высока. Тут нужно смотреть на качество вложений. Если госбумаги – то всё норм, если ВДО – это повод задуматься.
3. Дебиторская задолженность. Это деньги, которые должны заплатить компании контрагенты. Например, компания отгрузила 100 тонн нефти, но еще не получила оплату. Чтобы не допускать в бухгалтерии «кассового разрыва» (ведь товар продан, а не списан), эта будущая оплата записывается в дебиторку.
Нужно смотреть, чтобы с годами дебиторка не сильно росла – ведь клиенты могут и не заплатить. Кроме того, нужно смотреть на качество дебиторской задолженности – если компания работает с потенциальными банкротами, то она сама без пяти минут банкрот. Некоторые компании учитывают в дебиторке возможные убытки, т.е. показывают дебиторскую задолженность меньше, чем она есть в реальности.
4. Запасы (товарно-материальные активы). Это товары, материалы и сырье, которым обладает компания. У торговых, добывающих и промышленно-производственных компаний это будет самая крупная категория активов. У IT, биофармы, компаний из сферы услуг, естественно, таких активов будет гораздо меньше.
Инвестору нужно следить, чтобы количество запасов не росло слишком сильными темпами, иначе происходит затоваривание складов. Это не только это свидетельствует об отсутствии спроса на товар, но и влечет за собой рост расходов на обслуживание складов. При излишнем затоваривании компании вынуждены занижать цены или вовсе списывать излишки.
5. Налог к возмещению. Чаще всего здесь «скрывается» возмещенный НДС – это такой аналог налогового вычета для компаний. Но могут быть и другие налоговые поблажки, например, сниженный НДПИ.
6. Прочие оборотные активы. Сюда включаются, например, производные финансовые инструменты, краткосрочные депозиты, предоплата и т.д.
7. Резервы. Некоторые компании указывают в составе активов отложенные резервы.
В примечаниях к отчетности компании указывают конкретный состав активов. Если вы хотите погрузиться в изучение деятельности организации, обязательно их читайте.
Вот так выглядят оборотные активы на примере отчетности Лукойла за 2020 год.
Внеоборотные активы
К внеоборотным активам относится всё то, что будет использоваться компанией не один год. Например, это могут быть патенты, разработки, техника, земля, оборудование (допустим, станки). Условно говоря – это то, с помощью чего осуществляется деятельность.
Например, чтобы завод выпустил готовую продукцию, он должен купить землю, возвести цех, поставить станки – всё это внеоборотные активы. Затем завод привозит железо и уголь и делает из них стальные детали, которые потом продает. И вот это (железо, уголь, детали) и будут оборотные активы.
Для каждого предприятия определяются свои оборотные и внеоборотные активы. Например, если у нас не завод, а фирма по продаже станков, то станки будут оборотными активами. Если у нас завод по производству станков, то используемые в производстве станки будут внеоборотными активами, а новые сделанные станки – оборотными.
К внеоборотным активам относятся:
1. Основные средства. Они делятся на две большие категории: материальные и нематериальные. Материальные – это как раз те самые земли, станки, заводы и пароходы, словом: основное имущество фирмы. Нематериальные – патенты, лицензии, разрешения, ноу-хау и прочее. Кроме того, у финансовых компаний выделяют еще одну категорию: финансовые активы. Например, у банков это – выданные кредиты, а у инвестиционных компаний – вложения в другие фирмы.
У промышленных и производственных компаний типа Газпрома, Лукойла или Exxon Mobile основных материальных средств будет гораздо больше, чем, скажем, у банков, IT или компаний из сферы услуг (у условного Яндекса из оборудования – только компьютер и стол для программиста, а у условного Лукойла – километры труб, хабы, сети, качалки, заправки и т.д.). Поэтому компании с большим объемом материальных активов называют капиталоемкими – чтобы запустить новую нефтяную компанию, потребуется гораздо больше капитала, чем открыть IT-фирму.
Важно: когда инвесторы говорят, что компания растет, то обычно под ростом подразумевается как раз-таки увеличение основных средств. Если объем основных средств растет, то всё нормально.
Но нужно смотреть, чтобы в активах не надувался пузырь. Компания может решить, что сегодня ее земля стоит 1 млрд рублей, а завтра – 2 млрд рублей. Такие бухгалтерские упражнения называются переоценкой имущества и некоторыми компаниями осуществляются регулярно. Одновременно завышается размер капитала (мы же помним, что активы = пассивам?). Получается, мы имеем завышенную оценку компании и более низкие мультипликаторы.
Ну, и переоценка работает в другую сторону. Компания может решить, что ее ГРЭС стоит не 15 млрд, а 12 – активы уменьшаются, а мультипликаторы улучшаются (становится лучше рентабельность активов и т.д.).
2. Долгосрочные финансовые активы. Обычно это долгосрочные депозиты (сроком более 1 года), ценные бумаги с погашением через год (например, облигации и векселя) и т.п. Компании в примечаниях раскрывают конкретный состав активов. Если компания – финансовая, то смотреть эти примечания прям обязательно надо.
3. Инвестиции в ассоциированные и дочерние предприятия. Здесь имеются в виду займы, выданные совместным, ассоциированным и дочерним предприятиям в рамках одного холдинга. Поступления от этих займов учитываются в доходах в виде финансовых доходов.
4. Долгосрочная дебиторская задолженность. Что такое дебиторка – вы уже знаете, поэтому едем дальше.
5. Активы в форме пользования. Это активы, сданные в аренду. Например, техника, переданная в лизинг, или зафрахтованные судна.
6. Гудвилл. Это «добавочная стоимость» холдинга, так как в целом холдинг стоит больше, чем его отдельные части. Изначально идея гудвилла появилась при оценке ликвидационной стоимости компании, чтобы оценить (в деньгах) эту самую «добавочную стоимость».
Например, при построении вертикально-интегрированного холдинга (полный цикл – от добычи сырья до продажи готовых изделий) транспортных издержек будет меньше, так как не надо платить поставщику за сырье и сторонней компании за доставку. Чем больше в холдинге взаимодействующих частей, позволяющих сокращать операционные издержки и наращивать прибыль, тем дороже будет стоить гудвилл.
Кроме того, если компания обладает уникальными технологиями или супер-менеджментом, это тоже будет отражаться в гудвилле.
На самом деле гудвилл – это «бумажный» актив, т.е. он не имеет материальной стоимости. Правил, которые определяют его стоимость, строго говоря не существует. Доходит до смешного, когда в некоторых компаниях с «одаренным» менеджментом гудвилл составляет чуть ли не 90% всех активов.
Я обычно смотрю на динамику гудвилла (если он растет – это хорошо, а если бухгалтеры периодически его списывают – значит, не очень хорошо) и на соотношение гудвилла и остальных активов. Если гудвилла больше 10% – значит, это повод хорошенько покопаться в отчетности.
7. Прочие внеоборотные активы. Здесь всё, что не поместилось в предыдущих пунктах. Расшифровку, как обычно, нужно искать в примечаниях.
Внеоборотные активы на примере Газпрома.
Чистые активы предприятия
Итак, мы разобрались, что активы компании – это совокупность внеоборотных и оборотных активов. Активы всегда равны пассивам. Пассивы, в свою очередь, образуются из капитала и обязательств.
Поэтому формула расчета активов будет такой:
Активы = обязательства + капитал
Но сам по себе размер активов мало что говорит. У одной компании активы 100 млрд долларов, а у другой – 150 млрд. Какая лучше? Можно подумать, что вторая, раз у нее больше активов.
Но потом окажется, что у первой компании почти нет обязательств и активы сформированы в основном капиталом, а у второй всё наоборот, и все активы взяты в долг.
Бенджамин Грэм в книге «Разумный инвестор» вводит такое понятие, как «чистые активы». Чистые активы (ЧА, Net Assets) – это разница между активами и обязательствами компании. Проще говоря, это сумма, которая останется инвесторам, если компания продаст все свои активы (обратит их в деньги), а потом погасит свои долги.
То есть самая простая формула ЧА будет такой:
Затем Грэм предлагал на стоимость ЧА разделить количество акций компании – так он определял справедливую стоимость акции.
Вариант этой же формулы, но скорректированный на долги учредителей и доходность будущих периодов:
ЧА = активы – обязательства + задолженность учредителей по взносам в уставный капитал + доходность будущих периодов
Другой подход: из стоимости активов вычесть не все обязательства, а только их часть (текущие обязательства). То есть формула будет такой:
ЧА = активы – текущие обязательства
Например, у девелоперов значительная часть долгосрочных обязательств формируется в виду специфики их бизнеса. Так, деньги пайщиков (покупателей недвижимости) помещаются на эскроу-счета в банке, и под эти деньги застройщику выдается кредит, который учитывается как раз в долгосрочных обязательствах. Когда дом сдан, кредит в банке погашается, а застройщик получает деньги с эскроу-счета.
Если считать стоимость ЧА по классической формуле, у нас будет занижение показателя. Поэтому целесообразнее вычесть из активов не все обязательства, а только краткосрочные и часть долгосрочных.
Чистые материальные активы
Для компаний, у которых большая доля материальных активов, обычно считают не стоимость чистых активов, а стоимость чистых материальных активов (Net Tangible Assets, NTA). Это нужно, чтобы понять, сколько реально стоит физическое имущество фирмы.
NTA = активы – обязательства – гудвилл – нематериальные активы
Таким образом, мы «очищаем» активы от всех долгов, бумажных и нематериальных активов.
Отмечу, что считать NTA для IT, биомедицинских, рекламных компаний, фирм из сферы услуг не совсем правильно, потому что большую часть их активов формируют как раз-таки нематериальные активы и гудвилл, и произойдет существенное занижение оценки.
Рентабельность активов
Ну ок, мы рассчитали размер активов, стоимость чистых или материальных активов – но что нам это дает?
Чтобы понять, насколько эффективно компания использует активы, применяют формулу ROA (Return of Assets, т.е. рентабельность активов). Формула выглядит так:
ROA = чистая прибыль / активы * 100%
Чем выше показатель ROA, тем лучше.
Например, у двух фирм одинаковая стоимость активов – 50 млрд долларов. Но компания А имеет чистую прибыль в размере 5 млрд долларов, а компания Б – 15 млрд. Посчитаем ROA:
По показателю ROA мы можем сравнить компании в одной сфере деятельности и понять, кто из них более эффективно использует свои активы. Может оказаться так, что небольшая закусочная «У Ашота» является намного более рентабельней глобальной транснациональной нефтяной компании.
Долг / активы
Коэффициент долг / активы (отношение долга к активам, или Total debt ratio) показывает, какая часть активов была профинансирована внешними заимствованиями. Проще говоря, показывает долю обязательств в активах.
Total debt ratio = обязательства / активы
Посмотрим значение коэффициента у Газпрома. Активы на конец 2020 года составляли 23,352 трлн рублей, а обязательства – 8,547. Значит, Total debt ratio равен 8,547 / 23,352 = 0,366.
Это значит, 36,6% активов профинансированы обязательствами, а остальную часть активов (63,4%) формирует капитал.
Значение Total debt ratio ниже 0,4 говорит о низкой долговой нагрузке, выше 0,6 – о высокой.
Иногда бывает так, что у компании – отрицательный капитал из-за большой доли долгов и накопленного дефицита. В таком случае обязательства могут оказаться в несколько раз больше активов. Например, у Мечела капитал оставляет –230,67 млрд рублей, а обязательства 424,51 млрд. Активы при этом равны 193,84 млрд рублей (т.е. обязательства + капитал, в данном случае 424,51 – 230,67).
Следовательно, коэффициент Total debt ratio будет равен: 424,51 / 193,84 = 2,19.
В целом, если TDR оказывается выше 1, это значит, что долгов у компании больше, чем активов. И это не очень-то хорошо, особенно в долгосрочной перспективе.
Коэффициент иммобилизации
Еще один коэффициент, связанный с активами – это так называемый коэффициент иммобилизации. Он показывает степень ликвидности активов. Инвесторы смотрят на него, чтобы понять, насколько быстро компания сможет обратить свои активы в деньги.
КИ = постоянные активы / текущие активы
Какие именно активы относить к постоянным и текущим, определяется спецификой бизнеса. Чем ниже значение коэффициента, тем больше доля ликвидных активов фирмы.
На самом деле на практике этот коэффициент используется довольно редко, но знать о нем лишним не будет.
Коэффициент текущей ликвидности
А вот этот мультипликатор используют гораздо чаще, главным образом – для определения платежеспособности предприятия.
Формула коэффициента текущей ликвидности такова:
КТЛ = оборотные активы / краткосрочные обязательства
Мультипликатор показывает, может ли компания погасить текущие обязательства за счет исключительно оборотных активов. Если завтра в фирму придет кредитор и потребует отдать все долги до копейки – сможет ли фирма сделать это?
Соответственно, чем выше значение коэффициента, тем лучше. Если оно выше 1, то это просто замечательно: это– значит, у компании достаточно средств прямо сейчас, чтобы отвечать по своим коротким обязательствам.
Итак, активы – это имущество компании, которое формируется за счет собственных средств компании (капитала) и заемных (обязательств). Активы всегда равны пассивам – это главное правило бухгалтерского равенства. Разделить активы можно по-разному, самое распространенное деление – на оборотные (со сроком обращения менее 1 года) и внеоборотные (со сроком использования более 1 года). Активы отображаются в отчетах по МСФО. На основе значения активов рассчитывают разные мультипликаторы, самый важный из которых ROA – он показывает рентабельность активов, и чем он выше – тем лучше. На этом всё. Удачи, и да пребудут с вами деньги!
[Общее число голосов: 4 Средняя оценка: 5 ]