Что изучает вулканология 5 класс

Вулканология

Литература : Заварицкий A. H., Hачало русской вулканологии, в кн.: Юбилейный сборник, посвящённый тридцатилетию Bеликой Oктябрьской социалистической революции, ч. 2, M.-Л., 1947; Горшков Г. C., Hабоко C. И., Pазвитие русской вулканологии, «Геология и геофизика», 1967, No 10; Всесоюзные вулканологические совещания и их роль в развитии отечественной вулканологии, «Вулканология и сейсмология», 1980, No 4; Mакдоналд Г., Вулканы, (пер. c англ.), M., 1975; Macdonald G. А., Volcanology, «Science», 1961, n. 133, No 3454.

B. И. Bлодавец, C. A. Федотов.

Полезное

Смотреть что такое «Вулканология» в других словарях:

вулканология — вулканология … Орфографический словарь-справочник

ВУЛКАНОЛОГИЯ — наука о причинах образования вулканов, их развитии, строении, составе продуктов извержений и закономерностях размещения на поверхности Земли. Первые сведения о вулканах относятся к сер. 1 го тыс. до н. э. См. также Палеовулканология … Большой Энциклопедический словарь

ВУЛКАНОЛОГИЯ — ВУЛКАНОЛОГИЯ, и, жен. Наука о вулканах. | прил. вулканологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

вулканология — сущ., кол во синонимов: 1 • геологиня (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

вулканология — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN volcanology The branch of geology that deals with volcanism. (Source: MGH) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики охрана окружающей среды EN… … Справочник технического переводчика

вулканология — Наука, изучающая вулканическую деятельность, строение и размещение вулканов, структуру и состав продуктов извержений … Словарь по географии

Вулканология — Запрос «Вулканолог» перенаправляется сюда; О судне «Вулканолог» см. Вулканолог (судно). Вулканист берет пробы лав … Википедия

вулканология — и; ж. Комплексная научная дисциплина, изучающая причины образования вулканов, продукты извержения, их строение и т.п. ◁ Вулканологический, ая, ое. В ие исследования. * * * вулканология наука о причинах образования вулканов, их развитии, строении … Энциклопедический словарь

Источник

Открытый урок географии по теме «ВУЛКАНЫ» 5 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.

Сформировать у учащихся представления о типах вулканов, опасностях и

пользе вулканических извержений.

Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозное явление природы.

Познакомить учащихся с профессией вулканологов

Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.

Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников.

Физическая карта полушарий, компьютер, проектор, экран, презентация, табличка с терминами, таблица « Строение вулкана»,видеофильм « Извержение вулкана»,

этикетки с надписями « Вулкан хорошего настроения», вулкан

« Новых знаний», вулкан» труда и терпения»,

для проведения физкультминутки: вырезанные круги и квадраты из бумаги, фигурки деревьев, клей, музыка « Чему учат в школе».

Основные понятия и термины :

конус вулкана, кратер вулкана,

жерло вулкана, лава,

вулканология, потухшие вулканы, уснувшие вулканы,

действующие вулканы, очаг вулкана, вулкан.

1. Организационный момент.

Начинается урок точно вовремя и в срок.

Все готовы отвечать и пятерки получать?

Сели правильно, красиво.

Чтоб на урок хватило силы

Работаем старательно, слушаем внимательно.

2. Проверка домашнего задания.

Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте настроимся на поиск и творчество и начнем урок с географической минутки: отвечаем все вместе дружно « Да» « Нет»:

— Атмосфера это водная оболочка- нет

— На земле 4 океана- да

-Экватор разделяет Землю пополам- да

— Меридианы, это линии проходящие с севера на юг- нет

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге.

редлагаю повторить географические термины, а для этого мы проведем словарную работу. У вас на партах лежать этикетки с терминами. Я буду называть определения, а вы, у кого на парте данная этикетка- ответ, должны выйти и прикрепить ее на доске. Все эти понятия мы изучали на предыдущих уроках.

Так называется твердая оболочка Земли? ( Литосфера)

Внутренняя оболочка земли, которая в переводе означает « покрывало, плащ»( Мантия)

Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами

Эта земная кора имеет толщину от 35-75 км. ( Материковая)

Неровности земной поверхности ( Рельеф)

Отдельные жесткие, устойчивые и малоподвижные блоки из которых состоит литосфера. (литосферные плиты)

Линии на планах и картах, соединяющие точки с разной высотой

Выпуклые формы поверхности Земли ( Горы)

Учитель: Итак, багаж собран. Можно отправляться в путь!

Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное “нутро” и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли.

Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас отгадать. Послушайте четверостишие, а в конце вместе дружно дайте ответ.

Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.

Да, действительно это вулкан. Так с каким природным явлением, происходящем в земной коре нам сегодня предстоит познакомиться.

Ребята, а вы раньше слышали слово вулкан? Что вы слышали, что знаете? А что хотели бы узнать о вулканах? ( ответы детей)

Конечно, вам наверное интересно узнать, а что же такое вулкан? Какое строение он имеет, как происходит извержение вулкана. Вот на все эти вопросы мы и должны сегодня на уроке найти ответы.

Для начала давайте выясним, что же такое вулкан?

Название слова «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице всегда было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывал двери в свое царство и оттуда вырывался огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов. В переводе с латинского языка вулкан означает « бог огня».

После прослушанного рассказа, кто же сможет самостоятельно дать определение что же такое вулкан? ( ответы детей).

А теперь давайте посмотрим в учебник, как там дается определение.

( читают, записывают его в тетрадь ).

Вулканы образно называют “огнедышащими горами”.

Вулкан – это геологическое образование над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.

2. Как же образуются вулканы ?

Учитель: Вулканы образуются на границах литосферных плит. Вулканы возникают там, где материковые плиты раздвигаются, сталкиваются или трутся друг о друга. На глубине очень высокое давление. Магма под воздействием высокого давления устремляется по трещинам в земной коре наверх. Магма, которая излилась на поверхность называется лавой.

Лава течет по склонам вулкана в виде реки и затвердевает, образуя горные породы. Она может иметь температуру более 1000 градусов.

Вулкан выбрасывает наружу – газы, водяной пар, сероводород, углекислый газ, пепел, вулканические бомбы, частицы горных пород- это продукты вулканических извержений.

Извержение вулкана сопровождается взрывами, грохотом.

А теперь давайте посмотрим как извергается вулкан.

Учитель: Ребята, как вы думаете, где будет больше вулканов на суше или на дне океанов? ( ответы детей)

Правильно на дне океанов больше, чем на суше, так как океаническая кора тоньше, и она легче прожигается под действием давления магмы. Если конус вулкана уже высокий, то он может возвышаться над водой, образуя острова. ( например Гавайские острова).

3. Какое же строение имеет вулкан.

кратер вулкана- это отверстие на вершине вулкана, диаметр его от

нескольких десятков метров до 2 километров.

Физкультминутка: Мы вулканы изучали и немножечко устали, вот поэтому нам тут нужно просто отдохнуть.

Присели. (вулкан спит)

Тихонечко поднимаемся (вулкан просыпается)

Выпрямились и потрясли руками над головой (вулкан проснулся)

Какие виды вулканов бывают?

Вулканы

Что изучает вулканология 5 классЧто изучает вулканология 5 классЧто изучает вулканология 5 класс

Действующие Потухшие Уснувшие

Действующие , вулканы которые извергались на памяти человечества.

Потухшими- вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества.

Уснувшие – это вулканы о извержениях которых в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась – нет).

Как вы думаете опасны ли вулканы?

Извержение вулканов – ещё одно грозное, опасное для людей природное явление.

Самым известным извержением в Европе остаётся извержение вулкана Везувий, в результате которого был уничтожен город Помпеи и еще 2 других города в течение 2 суток ( Геркуланум, Стабия ), погибло 2000 человек, сожжённые лавой.

Извержение вулкана Везувий произошло 24 октября 79 г. н.э. для многочисленного населения городов на побережье Неаполитанского залива оказался последним днем жизни.

Это катастрофическое событие показал в своей картине Карл Брюллов « Последний день Помпеи» ( слайд картины « Последний день Помпеи).

Это громадное полотно длинной 6 м. и высотой 4 м. и сейчас производит сильное впечатление. Посмотрите внимательно на картину и скажите:

— О чём говорит выражение лиц людей, изображённых на картине?

( Ужас, страх, неизбежность гибели).

— Как люди пытаются спастись? Как они ведут себя?( Почти каждый, не думая о себе, старается помочь другому. Как вы думаете хорошая это черта человека- прийти на помощь другому, погибая самому).

На земле остаётся около 800 действующих вулканов, которые в любой момент могут прийти в ярость. Посмотрите на табличку, в которой показаны самые крупнейшие извержения в результате которых погибло очень много людей.

Источник

Вулканология

Что изучает вулканология 5 класс

Что изучает вулканология 5 класс

Вулканоло́гия (из лат. Vulcanus «Вулкан, бог огня у древних римлян» + др.-греч. λόγος’ «слово, учение») — наука, изучающая процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и состав продуктов извержения, изменение характера их деятельности, а также закономерности размещения вулканов на поверхности Земли.

Практическая цель вулканологии — разработка методов предсказания извержений и использование вулканического тепла горячих вод и пара для нужд народного хозяйства.

Содержание

История

Уже Гераклит (VI век до н.э) и Аристотель (IV век до н.э), начали изучать вулканы. Их дело продолжили Страбон, описавший извержение вулкана Каймени Санторин — I век н.э и Плиний Младший, описавший извержение Везувия. — I век н. э.

Началом всестороннего изучения вулканов считается открытие в 1842 году специального научного учреждения — вулканологической обсерватории, расположенной на склоне вулкана Везувий. Затем в 1911 году была создана еще одна обсерватория на вулкане Килауэа на Гавайских островах. Затем появилась обсерватории в других сейсмически опасных районах: в Индонезии и в Японии.

Литература

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Вулканология» в других словарях:

вулканология — вулканология … Орфографический словарь-справочник

Вулканология — наука о вулканах, их морфологии, деятельности, происхождения, закономерностях размещения на земной поверхности и о продуктах извержения. Ее практической задачей является изыскание способов предсказания извержений, а также использование вулк.… … Геологическая энциклопедия

ВУЛКАНОЛОГИЯ — наука о причинах образования вулканов, их развитии, строении, составе продуктов извержений и закономерностях размещения на поверхности Земли. Первые сведения о вулканах относятся к сер. 1 го тыс. до н. э. См. также Палеовулканология … Большой Энциклопедический словарь

ВУЛКАНОЛОГИЯ — ВУЛКАНОЛОГИЯ, и, жен. Наука о вулканах. | прил. вулканологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

вулканология — сущ., кол во синонимов: 1 • геологиня (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

вулканология — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN volcanology The branch of geology that deals with volcanism. (Source: MGH) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики охрана окружающей среды EN… … Справочник технического переводчика

вулканология — Наука, изучающая вулканическую деятельность, строение и размещение вулканов, структуру и состав продуктов извержений … Словарь по географии

вулканология — и; ж. Комплексная научная дисциплина, изучающая причины образования вулканов, продукты извержения, их строение и т.п. ◁ Вулканологический, ая, ое. В ие исследования. * * * вулканология наука о причинах образования вулканов, их развитии, строении … Энциклопедический словарь

Источник

Что изучает вулканология 5 класс

Актуальность

В последние годы на нашей планете участились вулканические извержения. Так, только в конце 2017 начале 2018 года по всей Земле почти одновременно проснулись вулканы, спящие годами и столетиями. (Приложение № 1; 2; 3)

Важность изучения вулканологии обусловлена не только экономической составляющей, так как продукты извержения вулканов активно используются в народном хозяйстве, но и несет в себе цель обезопасить не только жителей вулканических мест проживаний, но и туристов.

К такому выводу я пришел, проанализировав карту расположения вулканов, сопоставив ее с картой популярных направлений туристического отдыха. В связи с развитием туристической деятельности все большую популярность приобретают направления с наиболее высокой вулканической активностью.

Так, например, одно из популярных направлений туристического отдыха с детьми, является остров Бали, омывающий Индийским и Тихим океанами – это зона высокой вулканической активности. (Приложение № 4).

27 декабря 2017 года в разгар туристического сезона начал извергаться вулкан Агун на о. Бали.

Также, в 2018 году в январе, проявили активность вулканы на Филиппинских островах и на Камчатке (Приложение № 5).

19-20 февраля 2018 года в Индонезии на острове Суматра произошло мощное извержение вулкана Синабунг – столб пепла поднялся на высоту пять тысяч километров.

Вулканы – это грозное явление природы, часто приносят огромные бедствия людям и народному хозяйству. Только в ХХ веке на нашей планете от извержения вулканов погибло 80 000 человек.

Вулканологи отслеживают опасные регионы и в случае аномальной активности могут предупредить весь мир. Всем людям необходимо знать, какие страны, материки подвержены вулканической деятельности, и суметь сохранить свою жизнь и здоровье.

Изучая научно-популярную литературу, я сделал для себя открытие, что извержение вулкана не только смертоносно и разрушительно, но и открывает тайны недр Земли.

Поэтому я считаю, что тема моей исследовательской работы актуальна для нашего времени не только для меня, но и для всего мира.

Для своего исследования в области вулканологии я использовал научные работы известных ученых вулканологов: Апродова В.А., Мархинина Е.К., Влодавца В.И., Маракушева А.А., Сывороткина В.Л и других, также информационные ресурсы Интернета и энциклопедий.

Гипотеза

Предположим, что вулкан – не только грозное разрушающее явление природы, но и богатый природно-ресурсный потенциал для народного хозяйства.

Цели исследования

— выяснить только ли опасность таит в себе извержение вулкана и есть ли польза от этого явления природы;

— привлечь внимание одноклассников и учеников школы к моей научно-исследовательской работе, показать актуальность изучения вулканизма на нашей планете;

— показать на опыте извержение вулкана.

Задачи исследования

— получить знания о вулканах, строении, классификации и географическом распространении;

— изучить научно – популярную и энциклопедическую литературу, интернет ресурсы о вулканах;

— сделать анализ деятельности вулканов (вреда и пользы);

— показать различие вулканов: на примере двух крупнейших действующих вулканов ЭЙЯФЬЯДЛАЙЕКЮДЛЬ (ИСЛАНДИЯ) и КЛЮЧЕВСКАЯ СОПКА (Россия) по разным признакам (на таблице);

— пронаблюдать извержение вулкана на опыте;

— провести опрос одноклассников об их познании в вулканологии;

— составить таблицу результатов анкетирования школьников;

— выступить с сообщением о вулканах и их деятельности;

— разработать памятку: «Что делать при извержении вулкана?»;

— отметить на географической карте распределение вулканов на Земном шаре;

— собрать коллекцию вулканических пород (применение в народном хозяйстве).

Объект исследования

Предмет исследования

— Вулканы. Работа с фотоматериалами, научной литературой и интернет – источниками;

— а также с продуктами вулканической деятельности.

Методы исследования:

— изучение литературы и интернет ресурсов;

— изучение физической карты движения литосферных плит, карты вулканов;

— проведение опытов, как происходит извержение вулкана;

— проведение опроса одноклассников в их познании деятельности вулканов;

— сравнение и обобщение информационного материала (в таблицах);

— показ слайдов действующих вулканов и их извержений;

— составление схем и таблиц;

— изучение коллекции вулканических пород, применение их в народном хозяйстве.

Теоретические аспекты изучения вулканов

Понятие о вулкане и вулканизме

Наука, изучающая вулканы – вулканология, геоморфология.

Всем известно, что вулканы – это большие горы, извергающие фонтаны огненной магмы из своих вершин. Из научной литературы я узнал, что вулканы – это отверстие или трещина в земной коре, через которую могут выходить магма и горячие газы.

Вулканы – это грозное, неуправляемое природное явление.

Вулканизм – это явление, благодаря которому в течение геологической истории сформировалась внешняя оболочка Земли – кора, гидросфера и атмосфера, то есть среда обитания живых организмов.

В настоящее время на Земле насчитывается несколько тысяч потухших и действующих вулканов.

По данным В.И. Влодавца, общее количество действующих вулканов (с 1500 г. до н.э.) составляет 811, в число которых входят вулканы сольфатарной стадии.[6]

В географическом распределении вулканов есть определенная закономерность, связанная с развитием земной коры. А чтобы понять вулканы, нам нужно понять состав Земли и тектонику плит.

Изучая глубже эту науку, я понял, что тектоника плит объясняет возникновение землетрясений, вулканов и горообразование. Тектонические плиты движутся в стороны, расходятся и сходятся, сталкиваясь, образуют горы и вулканы. Когда давление магмы под вулканом возрастает, вулкан начинает извергаться: происходят взрывы, выбросы газов и горячих потоков лавы.

Рассматривая физическую карту движения литосферных плит, мы обнаруживаем вулканы, по которым определяем их границы.

Также существуют определенные места, которые не являются тектоническими границами. Это регионы, в которых находятся горячие точки Земли. В них поднимающаяся магма оказывается концентрированной и плавит кору Земли. На дне океана вырастает вулканическая гора. Со временем вулкан растет. Если плита проходит над горячей точкой, она может образовывать цепочку островов вроде Гавайев.

География распространения вулканов

Вулканы расположены на Земле поясами. Эти закономерности расположения вулканов связаны со строением литосферы.[2]

На материках вулканы располагаются, главным образом, в их краевых частях, на побережьях океанов и морей в пределах тектонически – подвижных горных сооружений.

В океанах вулканы приурочены к срединно-океаническим подводным хребтам. Расположение вулканов в этих зонах, связано с глубокими разломами земной коры.

За последние годы на дне Тихого океана обнаружены подводные хребты и большое число глубоких разломов, с которыми связаны многочисленные вулканы, то выступающие в виде островов, то находящиеся ниже уровня океана.

Преобладающая часть островов Тихого океана обязана своим возникновением вулканам. Среди них наиболее изучены вулканы Гавайских островов. [14]

На карте я отметил местонахождение вулканов. Вулканы находятся не только на Земле, но и на других планетах.

Самой большой горой Солнечной системы, является – Марсианский вулкан, под названием – Гора Олимп (высота 26 км).

Вулкан – наиболее удаленная точка от центра Земли.

Для путешественников на карте я отметил зоны риска: Камчатка, Курильские острова (Россия), Аляска, Япония, Индонезия, Филиппины и Италия.

Факторы, влияющие на извержение

Изучая глубже процессы образования извержения вулкана в горячей точке, я узнал из научной работы Сывороткина В.Л., доктора минералогических наук, почетного научного сотрудника кафедры петрологии МГУ им. М.В. Ломоносова, что порождает этот процесс—выделение из внешнего жидкого ядра Земли газов, главным образом водорода.[16]

Выделяясь на глубине 3 000 км, этот газ проходит сквозь толщу твердой каменной оболочки планеты – мантии.

В верхних слоях мантии водород взаимодействует с кислородом, входящий в состав мантийных минералов и окисляется с выделением большого количества тепловой энергии и образованием воды. Так в верхней мантии появляются магматические очаги, из которых по выводящим каналам магма поднимается вверх и извергается на поверхность земли (или на дно океана).

Методы прогноза извержений

К признакам предстоящего извержения вулкана принято относить:

— усиление сейсмической активности (от дрожания почвы до землетрясения);

— «Ворчание», доносящееся из-под земли;

— запах серы, исходящий из рек и ручьев, протекающих рядом с вулканом;

— выпадение кислотных дождей;

— пемзовая пыль в воздухе;

— вырывающиеся время от времени из кратера газы и пепел.

Сейсмические наблюдения. Специальные чувствительные приборы – сейсмографы, фиксируют дрожание почвы, которое вызвано продвижением магмы в недрах земли.

Геохимическое исследование изучает состав вулканических газов и вод. Об усилении вулканической активности показывает запах серы и хлора в воздухе и в воде.

Космические методы прогноза. На исследовательские спутники Земли поступают данные со всех датчиков, установленных на опасных вулканах.

Астрономические методы прогноза. На периодичность извержения вулкана влияет изменения в системе ЗЕМЛЯ – ЛУНА – СОЛНЦЕ.

Геологические исследования. Для этого крайне важно изучение вулканической постройки и ее истории. Стратиграфия вулкана.

Петрологические методы исследования. На основе тщательных геологических исследований делается вывод о стадии развития вулкана и близости наступления опасных фаз.

В 1975 году П.И. Токарев дал точный прогноз места и времени Большого трещинного Толбачинского извержения.

Это извержение оказалось крупнейшим за исторический период в области Камчатско – Курильского региона, Россия [17].

При затухании вулканической деятельности длительное время наблюдается ряд характерных явлений, указывающих на активные процессы, продолжающиеся в глубине.

К их числу относятся:

— выделение газов (фумаролы), гейзеры, грязевые вулканы, термы.

Самые смертоносные вулканы

«Везувий», в 79 году нашей эры, его извержение похоронило города Помпеи и Геркуланум, убив 16 000 человек.[2]

В 1815 – 1816 г.г. извержение вулкана Тамбора на о. Сум-бава Зондского архипелага унесло 92 000 человеческих жизней.

В 1883 году вулкан Кракатау унес жизни более 36 000 человек, а в 1927 году его новое извержение образовало вулканический остров под названием Анак-Кракатау («Ребенок Кракатау»).

В 1902 году вулкан «Гора Мон – Пеле» на острове Мартиника уничтожил город Сен – Пьер с 30 000 человек.

Извержение вулкана Мауна-Лоа на Гавайских островах.

В 1919 году извержение вулкана «Келуд» на острове Ява, Индонезия – стерло с лица земли сотни деревень, погибли более пяти тысяч человек.

Самые загадочные вулканы

Вулкан Десепшен – один из самых загадочных вулканов мира, происхождение которого до сих пор не установлено. Последними были извержения в 1960; 1967 и в 1969 годах.

Вулкан Десепшен является идеальным местом для изучения разломов земной коры и наблюдения за изменением климата.

Ученые считают, что вулкан Десепшен может стать ключиком к загадке образования нефти и где ее можно найти.

Также одним из загадочных вулканов мира по праву считают вулкан Даллол, который последний раз извергался в 1926 году и находится в Эфиопии.

Этот вулкан местные жители называют воротами в ад.

Это место считается одним из самых экстремальных в мире. Добраться до вулкана не так уж легко, сама природа охраняет тайну вулкана.

Некоторые ученые сравнивают рельеф этой местности с рельефом поверхности спутника Юпитера Ио.

Зеленоватые и алые оттенки, образованные вымытыми поверхность железом, марганцем и калийными солями делают этот пейзаж фантастическим.

В кратере вулкана встречаются базальтовые столбы самых причудливых форм.

Ученые утверждают, что это красочная и экзотическая поверхность иллюстрирует эволюцию земной коры, происходившую на протяжении миллионов лет.

Вулканы классифицируются по форме:

щитовой, стратовулкан, лавовый купол, кальдера, сложный вулкан, шлаковый конус и другие.

По местонахождению: наземные, подводные, подледниковые.

По типу извержения: гавайский, стромболианский, вулканский, пелейский, плинианский.

По активности: потухшие, спящие и действующие.

Потухшими называют вулканы, которые не извергались минимум 50 000 лет.

Например: вулкан Килиманджаро в Африке, В России – вулканы Окинского плато (Забайкалье), в Красноярском крае, Хакассии, Крыму.

Спящими называют вулканы, которые извергались более 1500 лет назад.

Например: вулкан Эльбрус на Кавказе, Россия.

Активными или действующими вулканами называют вулканы – извергающие горную породу в исторический период времени.

Изучив научно-популярную литературу и работы ученых, я провел сравнительный анализ вреда и пользы от вулканов:

— порода и села превращаются в груды пепла;

— происходит загрязнение водоемов и рек;

— люди болеют из-за загрязненного воздуха (газом);

— похолодание климата (солнечные лучи не полностью проходят к земле – пепел в атмосфере);

— большинство извержений вулканов сопровождаются землетрясениями.

— продукты извержения (ценный строительный материал: пемза, базальт, обсидиан, перлит и др.);

— вблизи вулканов образуются месторождения полезных ископаемых: серы, золота, алмазов, меди, слюды и др.;

— получение тепловой и электрической энергии;

— лечебные минеральные воды, термальные источники.

Противодействие извержению вулкана

На протяжении всего исторического времени люди пытались противодействовать извержению вулканов. Из исторических источников до нас дошли сообщения о том, как жители городов пытались подействовать на извержение вулкана. Так, во время извержения Этны, на о. Сицилия в 1669 году, жители города Катаньи пытались соорудить баррикады на пути движущейся лавы. Но это не принесло удачи – город был разрушен.

В 1935 году, на Гавайских островах, в г. Хило, для изменения направления движения лавы вулкана Мауна – Лоа, была произведена бомбардировка его боковой части. Город был спасен. Все успешные противостояния вулканическому извержению относятся к базальтовым лавовым потокам.

Извержениям взрывного типа и «палящим тучам» человек противостоять не может. Выход один – своевременный прогноз и эвакуация.

Применение в народном хозяйстве продуктов вулканической деятельности

Люди с давних времен научились применять продукты извержения вулканов. Так, например, вулканический пепел, причиняющий в раскаленном виде много вреда, впоследствии оказывается полезным удобрением.

Также из пепла и жидкой лавы, формируются после извержения, вулканические туфы.

Лава у разных вулканов различна по своему составу, цвету, примесям, поэтому вулканические породы бывают различной окраски.

Туфы и пемза обладают высокой пористостью, низкой тепло и звукопроводимостью, мягкостью, благодаря которой туф легко поддается механической обработке. Простота добычи.

Благодаря этим качествам, вулканические туфы широко используются в строительном деле, в архитектурных целях и для художественных поделок.

Обсидианы и перлиты – применяются для изготовления всевозможной облицовки, для изготовления оптического стекла, лабораторной и сортовой посуды, стекловолокна, перлитостеклопласт – заменяет дерево.

В горячих водах вулканических регионов содержатся повышенные концентрации: меди, цинка, свинца, никеля, кобальта, марганца, железа, золота, молибдена, серы, а также радиоактивных элементов.

Большая часть соединений этих элементов осаждается под землей, образуя гидротермальные жилы. В них концентрация полезных ископаемых достигает промышленных масштабов.

Также широкое применение нашли термальные воды.

В нашей стране больше 40 лет используются минеральные источники, обладающие лечебными свойствами.

Практиктическое исследование извержения вулкана

А. Для проведения опыта извержения вулкана мной был изготовлен муляж вулкана из пластика и пластилина.

Берем: гидрокарбонат натрия и кислоту. В кислоту добавляю красный краситель несколько капель. Всыпаю соду в кратер. Через трубочку соединяю шприц с кислотой и впрыскиваю в соду, смесь как бы закипает и лава извергается из вулкана.

Б. Для проведения еще одного опыта

Берем: гидрокарбонат натрия, помещаем в пробирку, добавляем кислоту, как только закипит (происходит бурная реакция нейтрализации с выделением углекислого газа) – закрываем пробкой.

Увеличенное количество газа создает повышенное давление в пробирке, которое и выталкивает пробку. Тоже происходит и под вулканом, при извержении вулкана – клубы пепла и газа выбрасываются в атмосферу на высоту нескольких километров.

В. Демонстрация физических свойств вулканических пород на примере пемзы: Пемза – это охлажденная лава.

В стакан с водой я помещаю кусочек пемзы – он не тонет.

Лава выбрасывается в воздух в форме пенистой массы содержащей пузырьки газа, который остается в холодной породе в форме пузырьков.

Поэтому пемза легкая и не тонет.

Г. Я собрал коллекцию вулканических пород и ознакомил с ней учеников.

Меры защиты от извержений вулкана

Также я разработал «Памятку» «Меры безопасности при извержении вулкана», чтобы ребята во время путешествий смогли без паники покинуть опасные места и защитить себя от негативного воздействия извержения вулкана.

Изучив различные информационные источники разных авторов, которые являются учеными вулканологами, я составил таблицу:

«Сравнительная характеристика двух действующих вулканов по разным признакам».

В классе я провел анкетирование одноклассников – знают ли они о науке вулканологии, что такое вулкан.

По результатам анкетирования я составил схемы в процентном изображении.

Подведя итоги результатов анкетирования одноклассников, я пришел к выводу, что 75 % одноклассников не имеют представления о вулканах и науке вулканологии.

Выводы

Изучение современной вулканической деятельности имеет важное теоретическое значение, так как помогает понять процессы и явления, происходившие на Земле в давние времена. Вулканам отводится главная роль в зарождении жизни на Земле.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы в том, что я проанализировал деятельность извержений вулканов, вреда и пользы от них.

1. Показал, что результаты вулканической деятельности можно рассматривать, как выгодный природно-ресурсный потенциал.

2. Обозначил на географической карте опасные для путешествий регионы, (Места активно действующих вулканов).

3. Из научно-популярной литературы собрал сведения о развитии науки – вулканологии.

4. Из информационных источников узнал, что большинство вулканов на нашей планете Земля не изучены. Другие, мало изучены геологическими и петрологическими исследованиями, поэтому долгосрочный прогноз невозможен. А значит, существует реальная угроза жизни жителям данной местности, а также народному хозяйству.

5. Также, я считаю, что недостаточно полно используется в народном хозяйстве природно-ресурсный потенциал вулканической деятельности.

6. Думаю, что нашему Министерству Народного хозяйства, нужно очень серьезно обратить внимание на развитие этой отрасли.

Практическая значимость проекта состоит в том, что я расширил свои познания в этой науке и думаю, что мои приобретенные знания пригодятся мне при выборе профессии.

1. Изучая научно – популярную литературу, я понял, что вулканизм до конца еще не изучен, перед человечеством еще много неразгаданных загадок и их надо разгадывать нашему поколению.

2. Составил таблицу «сравнительной характеристики двух действующих вулканов».

3. Изучив результаты научных экспедиций вулканологов по книгам, я пришел к выводу, что главным источником знаний должна быть экспедиция и исследования, а не только научно – популярная литература!

4. Провел анкетирование одноклассников. Подведя итоги результатов анкетирования, я пришел к выводу, что 75 % одноклассников не имеют представления о вулканах и науке вулканологии.

5. Составил схему результатов анкетирования в процентном изображении.

6. Собрал коллекцию вулканических пород.

7. Показал ребятам на опыте извержение вулкана и физические свойства вулканических пород (на примере пемзы).

8. Для расширения кругозора ребят я выступил перед классом с моей исследовательской работой, а в школе и в лицее № 25 принял участие в научно – исследовательской конференции школьников.

9. Разработал памятку «О мерах безопасности при извержении вулкана».

10. Я думаю, что результаты моей работы можно использовать при выборе туристического маршрута, чтобы не попасть в зону опасности, а в случае опасности – воспользоваться моей «памяткой».

11. А в Министерстве Народного Хозяйства – при составлении плана развития отраслей, где применяются продукты извержения вулканов.

Что изучает вулканология 5 классЧто изучает вулканология 5 класс

Вулкан Пуйеуэ. Чили

Что изучает вулканология 5 класс

Вулкан Кальбуко. Южная Америка

Что изучает вулканология 5 класс

Что изучает вулканология 5 класс

Вулкан Агунг. Остров Балли. Декабрь 2017 год

Что изучает вулканология 5 класс

Вулкан Синабунг. Остров Суматра. Февраль 2018 года

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *