Что изучает военная психология

военная психология

Полезное

Смотреть что такое «военная психология» в других словарях:

Военная психология — Военная психология раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны. Как особая дисциплина военная психология появилась в начале XX века в связи с массовыми… … Википедия

Военная психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны. Как особая дисциплина сложилась в начале 20 в. в связи с массовыми исследованиями личного состава армий в целях его… … Большая советская энциклопедия

Военная психология — ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГІЯ. См. Психологія военная1. [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия

Военная психология — отрасль психологии, занимающаяся изучением индивидуальных и групповых психических явлений в условиях воинской службы, военных действий … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Отрасль психологии, применяющая психологические принципы в специальных условиях, которые неизменно сопровождают военную жизнь. Это довольно энергично исследуемая область прикладной психологии, она представлена специальным отделением в… … Толковый словарь по психологии

Военная психология — отрасль психологии, предметом которой являются особенности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Военная психология (military psychology) — В. п. занимается приложением психол. принципов и методов к решению военных задач. Она включает такие традиционные области психол. специализации, как работа с персоналом (отбор, классиф., расстановка кадров), обучение (тренинг), эксперим. исслед.… … Психологическая энциклопедия

Военная наука — Военная наука область науки, представляющая собой систему знаний о подготовке и ведении военных действий (войны) государствами, коалициями государств или классами для достижения политических целей, составная часть военного дела. В других… … Википедия

Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

Источник

Военная психология

Военная психология — раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны.

Как особая дисциплина военная психология появилась в начале XX века в связи с массовыми исследованиями личного состава вооружённых сил для его отбора, обучения и расстановки.

Содержание

Задачи

Перечень проблем, исследуемых военной психологией, включает:

Мотивация военнослужащих

Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация военнослужащих к ведению боевых действий. М. И. Дьяченко выделил три вида такой мотивации:

Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный или пассивный, самоотверженный или самосохраняющий) во многом зависит от отношения к войне и её целям. Образ войны в сознании военнослужащих приобретает ту или иную эмоциональную окраску в зависимости от того, насколько успешно, на чьей территории ведутся боевые действия и какая часть населения своей страны физически и психологически принимает в них участие. Опыт войн убедительно показывает, что чаще побеждают те вооружённые силы, воины которых видят в противнике лютого и ненавистного врага.

От того, какой образ потенциального или реального конфликта сложился в общественном сознании, в значительной степени зависит возможность привлечения широких социальных мотивов для побуждения военнослужащих к активным боевым действиям. При отсутствии общественной поддержки военной акции, проявлении антивоенных настроений это становится проблематичным.

По оценкам американских экспертов, около 90 % военнослужащих испытывают в бою страх в явно выраженной форме. При этом у 25 % из них страх сопровождается тошнотой, рвотой, у 20 % — неспособностью контролировать функции мочеиспускания и кишечника. Рядом исследований установлено, что примерно 30 % солдат испытывают наибольший страх перед боем, 35 % — в бою и 16 % — после боя.

Немецкий исследователь Е. Динтер выявил, что процесс адаптации к боевым действиям длится примерно 15-25 суток, после чего военнослужащий достигает пика морально-психологических возможностей. После 30-40 суток непрерывного пребывания в непосредственном соприкосновении с противником наступает истощение духовных и физических сил. Р. А. Габриэль считает, что если после 45 суток непрерывного пребывания на поле боя военнослужащие не будут отправлены в тыл, то они по своим психофизиологическим возможностям окажутся небоеспособными. Аналогичной точки зрения придерживаются американские психиатры Р. Свонк и У. Маршан. По их мнению, у 98 % военнослужащих, непрерывно участвующих в боевых действиях в течение 35 суток, возникают те или иные психические расстройства.

Неблагоприятное влияние на психологическое состояние личного состава оказывает также нарушение ритмов жизнедеятельности (привычного чередования активной деятельности, сна, отдыха, приема пищи), непривычная местность, частая смена климатических условий, плохие погодные условия.

Во время Второй мировой войны в американской армии по причине психических расстройств были выведены из строя 504 тыс. военнослужащих, а около 1 млн. 400тыс. имели различные психические нарушения, на некоторое время исключавшие участие в боевых действиях. Во время Корейской войны и войны во Вьетнаме психогенные потери в армии США составляли 24—28 % от численности личного состава, непосредственно участвовавшего в боевых действиях. [2]

Немаловажное значение для психологического состояния военнослужащих имеют вера, суеверия, символы-ценности, способы регуляции психических состояний (ритуалы, обряды и т. д.).

Многие из военных усваивают себе, часто совершенно искренно и по убеждению в необходимости этого, особенную физиономию, привычки, речь. Эта манера, так сказать напускная, исчезает в бою неодолимо и заменяется другой, соответствующей врожденным инстинктам человека. Там люди хорошего закала и действительно храбрые проявляют это качество блистательно; другие, в обыкновенное время бойкие на словах, когда дело идет о войне, впадают в мрачное, убитое молчание; храбрые на словах, всегда, повидимому, готовые на бой и поэтому приобретшие теоретическую репутацию неустрашимости, являются глубоко смущенными; некоторые даже постыдно исчезают во время дела, не способные обуздать свое волнение и оценить его последствия. Третьи, хотя и подвержены мучительной тревоге, сдерживают ее усилием воли; но они ничего не видят, не слышат, не могут собрать своих мыслей и одинаково неспособны предводить или быть предводимыми. Люди хладнокровные, кроткие, считаемые зачастую робкими в мирное время, обнаруживают увлекающую храбрость и дают наилучший пример; сумасброды, у которых, повидимому, голова не совсем в порядке, являют спокойствие, здравость суждения, распорядительность в неожиданных размерах. Во всем бой есть безошибочный оселок, дающий меру способностей и мужества каждого, помимо его и независимо от него. После сражения большая часть оставшихся в живых мало-помалу принимают свою обычную манеру и физиономию, повидимому и не помня даже о своем преображении во время боя; и представляется тогда наблюдению другое, новое зрелище; каждый в мере, допускаемой его положением, усиливается утвердить за собою славу успеха, отклонить ответственность за неудачу. Самолюбие, гордость, честолюбие заставляют пускаться в проделки, которые часто бывают не искренни и даже предосудительны. Бой, во время которого служили общему делу с лицом, поневоле открытым, уже забыт; начинается другой бой — личных интересов. Не один ловкач является перед общим мнением в маске и требует его благосклонности, с местом в бюллетене и в наградном списке. И от этого сколько сомнительных подвигов, удостоившихся чести опубликования! Сколько подвигов действительной храбрости и самоотвержения проходят безвестно, или узнаются слишком поздно благодаря тому, что виновники этих подвигов не трубили об них, или же поплатились за них жизнью, что часто бывает; или же, наконец, тяжело изувеченные, не находятся налицо. Часто мне приходилось видеть все это и каждый раз становилось тяжело; это эксплуатация войны, в которой убитые, раненые, без вести пропавшие и скромные проигрывают; оставшиеся в живых, находящиеся налицо и нахальные — выигрывают. [3]

Долгосрочные психологические последствия

Психика людей, перестроенная под потребности войны, оказывается неприспособленной к мирной обстановке, к стандартным ценностям общества, к оценке мирными гражданами пережитого участником военных действий. У ветеранов войны часто проявляются навязчивые воспоминания, ночные кошмары, агрессивность, ненависть к бывшему противнику, что указывает на посттравматическое стрессовое расстройство. Мощными факторами психической травматизации являются ранения, особенно вызвавшие инвалидность.

По данным на ноябрь 1989 г., 3700 советских ветеранов Афганской войны находились в заключении, количество разводов и острых семейных конфликтов составляло в семьях «афганцев» 75%; более двух третей ветеранов не были удовлетворены работой и часто меняли ее из-за возникающих конфликтов, 90 % студентов-«афганцев» имели академическую задолженность или плохую успеваемость, 60 % страдали от алкоголизма и наркомании. [2]

Психологической реабилитации ветеранов боевых действий способствуют:

Источник

Военная психология как отрасль психологической науки

Что изучает военная психология Что изучает военная психология Что изучает военная психология Что изучает военная психология

Что изучает военная психология

Что изучает военная психология

ОГЛАВЛЕНИЕ

«Общие основы военной психологии».

Что изучает военная психология

Военная психология как отрасль психологической науки.

Военная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности проявления психики человека и психологии воинского коллектива при выполнении профессиональных обязанностей и задач, обусловленных спецификой военной службы.

Основными задачами и направлениями исследований военной психологии являются:

1) разработка методов комплектования частей и подразделений Вооружённых сил на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих;

2) определение путей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих при организации и осуществлении военно-профессиональной подготовки;

4) разработка психологических методов сплочения воинских коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью повышения эффективности деятельности частей и подразделений;

5) разработка методов психологического обеспечения боевого дежурства, караульной и гарнизонной службы и др.

Перечисленные задачи по своей сути являются интегральными, т.е. обобщают в себе целый ряд других практических задач.

Так, например, разработка методов повышения эффективности и качества комплектования частей и подразделений Вооружённых сил на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих на практике предполагает решение следующих задач:

Ø разработка профессиограмм и психограмм воинских специальностей;

Ø разработка методов психодиагностики профессионально важных качеств военнослужащего;

Ø разработка критериев соответствия уровня развития профессионально важных качеств военнослужащего требованиям воинской специальности;

Ø разработка организационных основ мероприятий по профессиональному психологическому отбору военнослужащих;

Ø психологическое обеспечение мероприятий профориентационной работы.

Повышение эффективности профессиональной подготовки на основе учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих предполагает решение следующих задач:

Ø разработка организационных и методологических основ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

Ø разработка методов психодиагностики состояния военнослужащих с целью выявления лиц, испытывающих сложности в военно-профессиональной адаптации;

Ø разработка методов коррекции функционального состояния организма военнослужащих и оказания психологической помощи с целью повышения эффективности адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности и предупреждения психических и психосоматических нарушений;

Ø разработка психологических основ организации учебного процесса и методов педагогического воздействия на военнослужащих с учётом их индивидуально-психологических и личностных особенностей и др.

Ø поиск эффективных путей и методов психологической реабилитации военнослужащих после выполнения профессиональных обязанностей в экстремальных условиях деятельности с целью профилактики посттравматического стрессового синдрома и восстановления профессиональной работоспособности;

Ø обоснование психологических методик, направленных на формирование психической готовности военнослужащих к деятельности в боевых условиях, в том числе развитие у них эмоционально-волевой и стрессовой устойчивости, а также разработка и апробация методов саморегуляции психического состояния.

Разработка психологических методов сплочения воинских коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью повышения эффективности деятельности частей и подразделений предполагает решение следующих практических задач:

Ø исследование психологических механизмов и закономерностей становления и развития воинских коллективов, а также формирование климата в воинском коллективе;

Ø поиск путей и разработка психологических методов укрепления воинской дисциплины и профилактики правонарушений;

разработка методов управления воинским коллективом на основе учёта его психологических особенностей и закономерностей развития

Методы исследования в военной психологии.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки её успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные методы, а также методы моделирования.

Субъективные
Моделирование
Наблюдение Самонаблюдение Внешнее Свободное Стандартное Включенное
Опрос Устный Письменный Свободный Стандартный Беседа
Тесты Тест-опросник Тест-задание
Тесты Объективные Проективные
Эксперимент Стандартный Свободный
Техническое Математическое Кибернетическое Логическое
Объективные

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчётах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.

Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование, поскольку наблюдение направлено не только на описание внешних действий человека, но и на их психологическое содержание,

которое необходимо раскрыть исходя из внешних факторов.

Следует иметь в виду, что метод наблюдения может иметь разнообразные варианты использования. Например, достаточно широко применяется метод включенного наблюдения. Данный метод используется в тех случаях, когда наблюдатель (офицер или психолог) сам является непосредственным участником событий. Но при этом необходимо учитывать тот факт, что под влиянием личного участия исследователя в происходящих событиях его восприятие и понимание всего происходящего, в том числе и восприятие поступков других людей, может быть искажено. Поэтому, оценивая те или иные события, целесообразно учитывать мнение и тех, кто наблюдал за всем происходящим со стороны. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу – самонаблюдению.

Самонаблюдение, т.е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии.

Самонаблюдение, особенно в форме самоанализа своего состояния или поведения, очень важно не только для психолога, но и для офицера, являющегося командиром подразделения. Очень часто, сталкиваясь с необычными или незнакомыми явлениями, а также с поведением других людей, офицер стремится понять психологическое содержание происходящего. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу собственных переживаний. Поэтому для того, чтобы успешно работать как с отдельными военнослужащими, так и с воинскими коллективами, офицер должен овладеть таким методом, как самоанализ, научиться объективно оценивать своё состояние и свои переживания.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путём вопросов и ответов. Существует несколько вариантов проведения опроса. Каждый их них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением обследуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, так как вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций обследуемого.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространённая форма данного опроса – анкета.

Свободный опрос – разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Опрос данного типа позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить весьма разнообразную информацию об обследуемом.

Помимо вышеизложенных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа, которая может рассматриваться в качестве одного из вариантов опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринуждённой обстановке, а содержание вопросов меняется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Весьма доступным для офицера является метод изучения документов или анализ деятельности человека. Знакомясь с документами, которые характеризуют военнослужащего, командир подразделения может получить большой объём объективной информации. Но следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Тестирование. Популярность данного метода обусловлена возможностью получения достаточно точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тест отличается тем, что имеет чёткую процедуру сбора и обработки данных, а также чёткую процедуру психологической интерпретации полученных результатов.

Принято выделять несколько вариантов тестов: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

Тест-опросник основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надёжную информацию о наличии или выраженности определённой психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней.

Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения им определённых заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определённый перечень заданий. Количество выполненных заданий служит основанием для определения того, имеется ли у индивида определённое качество и насколько оно развито. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

Проективные тесты. Данная категория тестов основывается на свободной интерпретации выполняемых ими заданий. Например, на основе предпочтений испытуемого при выборе цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемого вводят в воображаемую и сюжетно неопределённую ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации: например, испытуемый должен рассказать историю на основе картинки, которую ему показывают, после чего путём анализа его интерпретации делается вывод об особенностях психики испытуемого.

С другими методами психологических исследований, представленными на рисунке, офицер в своей практической деятельности сталкивается существенно реже. Как правило, это происходит лишь тогда, когда он в процессе прохождения военной службы получил специальность военного психолога и приступил к выполнению соответствующих функциональных обязанностей.

Источник

Энциклопедия

Отрасль психологической науки, изучающая закономерности функционирования психики и поведения людей в условиях военной службы. Она базируется на достижениях психологической науки, использует её теории и методы исследования, развивает и уточняет понятийный аппарат, исходя из специфики и двойственности своего объекта познания, которыми являются отдельный военнослужащий и воинский коллектив.

Общетеоретическую основу В.п. составляют положения общей психологии, естественно-научные знания о высшей нервной деятельности, о безусловных и условных рефлексах, о природе сознательного и бессознательного в психике человека, учение о сознании как активном отражении действительности.

Методологическую основу В.п. составляет учение о психике и мире психических явлений человека, о принципах психологии, о наиболее общих подходах к познанию воина и воинского коллектива в целях их обучения, воспитания, развития и подготовки к выполнению служебных, учебно-боевых и боевых задач, как в мирное, так и в военное время.

Военно-теоретическую основу В.п. составляют основные положения военной науки и военной доктрины, связанные с ролью человека и морально-психологического фактора в современной войне.

Основополагающими принципами В.п. выступают: принцип детерминизма, предполагающий закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов; принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий формирование, развитие и проявление сущности личности в процессе воинской деятельности; принцип развития; принцип активности; принцип взаимодействия внешних воздействий и внутренних условий, принцип психической целостности и другие.

Практическая направленность исследований В.п. позволяет выявить особенности функционирования психики военнослужащего, как субъекта деятельности, и воинских подразделений, реализующих свой коллективный потенциал в процессе воинского труда: при несении боевого дежурства, в боевых походах, полетах, несении гарнизонной и караульной службы, в решении иных задач повседневной жизнедеятельности военнослужащих.

Для решения стоящих задач В.п. использует знания психологии труда, возрастной психологии, педагогической психологии, семейной психологии, психофизиологии, психологии управления, организационной психологии и других отраслей психологической науки.

Для решения многоаспектных задач и проблем психологической работы и подготовки личного состава в РВСН создана стройная система психологического обеспечения повседневной деятельности войск. Субъектами психологической работы в РВСН являются: органы военного управления и должностные лица (командиры и начальники, штабы, службы, органы воспитательной работы, кадровые органы, специалисты психологической работы); подразделе¬ния психологической работы (штатные и нештатные центры (пункты) психологической помощи и реабилитации); учебные и научные подразделения. Основная нагрузка по решению этих задач возложена на военных психологов частей и организуется, координируется и контролируется офицерами ор¬ганов воспитательной работы.

В военно-учебных заведениях РВСН различные аспекты теории и практики В.п., изучаются в рамках учебных дисциплин «Психология и педагогика», «Социологические и психолого-педагогические аспекты военного управления» и других. Полученные в ходе занятий по военной психологии, знания и навыки являются важным элементов психолого-педагогической культуры военных руководителей, помогают офицерам-ракетчикам глубже изучать своих подчинённых, точнее прогнозировать и своевременно предотвращать различные сложные психолого-педагогические ситуации, учитывать влияние различных социально-психологических условий и факторов на эффективность руководства субъектами воинского труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *