Что изучает наука зоология 7 класс
Зоология как наука. Этапы развития зоологии, ее разделы и главные задачи
Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.
Что изучает зоология и ее главные задачи
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.
Главные задачи зоологии:
История развития зоологии
Развитие зоологии началось еще да нашей эры, еще тогда люди исследовали животный мир, изучали их строение и поведение. Основоположник зоологии как науки известный древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель. Он написал трактат из 10 книг «История животных», где были представлены основы физиологии и анатомии животных.
Таблица основных этапов развития зоологии
История отечественной зоологии берет начало с XVII ст., когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.
XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.
Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.
В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.
Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач
Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.
Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.
Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.
Цитология — исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.
Экология животных — взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.
Этология — изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.
Зоогеография — изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.
Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.
Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения
Современная зоология
Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.
В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.
Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась. Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день. Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.
В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.
Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Введение в зоологию.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЖИВОТНЫЕ — ЧАСТЬ ЕСТЕСТВЕННОГО ЗАКОНА, ОНИ ИМЕЮТ СВОИ ПРАВА, ПОТОМУ ЧТО ОНИ РАЗУМНЫ. ЖАН-ЖАК РУССО А у вас есть домашние животные? А за какие качества они вам нравятся? Какое домашнее животное вы хотели бы завести? Почему?
С незапамятных времён животные и человек неразрывно связаны друг с другом. Животные повсюду сопровождают человека, помогают ему, некоторые служат пищей. Те животные, которых наши предки приручили ещё задолго до нашего рождения, служат нам верой и правдой уже не одно столетие.
Начало накопления человеком сведений о животном мире относится к каменному веку (палеолит). Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках животных на которых охотились.
КАК НАУКА ЗООЛОГИЯ ЗАРОДИЛАСЬ В ДР. ГРЕЦИИ И СВЯЗАННО ЭТО С ИМЕНЕМ АРИСТОТЕЛЯ. Основоположник науки зоологии. Сделал первую попытку классификации животных. Подробно описал строение, образ жизни и распространение более 400 видов животных в своих сочинениях: «История животных», «Возникновение животных», «О частях животных». Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Началом познания мира микроскопических организмов и открытием возможности для его изучения послужило открытие, сделанное Антони ван Левенгуком в XVII веке. Левенгуком был изготовлен микроскоп.
Антони ван Левенгук (1632—1723) Наблюдаемые объекты Левенгук зарисовывал, а свои наблюдения описывал в письмах (общим количеством около 300) Левенгук первым открыл эритроциты, описал бактерии (1683), дрожжи, простейших, волокна хрусталика, чешуйки (ссохшиеся клеточки) эпидермиса кожи, зарисовал сперматозоиды (1677), строение глаз насекомых и мышечных волокон. Нашёл и описал ряд коловраток, почкование гидр и т. п. Открыл инфузории и описал многие их формы.
Карл Линней (1707-1778) В 1693 английский биолог Дж. Рей ввёл основное понятие систематики — вид, а в 1735 шведский натуралист К. Линней широко использовал это понятие для классификации животных и растений. Линней улучшил систему животных введением соподчинённых таксономических категорий (вид, род, отряд, класс). Карлом Линнеем было описано около 4 тысяч видов животных.
Современная зоология — система наук о животных. Основные дисциплины зоологии, выделяемые по задачам исследования: Систематика животных. Морфология животных. Эмбриология животных. Физиология животных. Этология животных. Экология животных. Зоогеография.
Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.
Предмет зоологии: Предметом зоологии служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру. Ввиду отсутствия резкой границы между растениями и животными, область зоологии соприкасается с областью ботаники и до известной степени смешивается с нею в учении о низших представителях обеих групп. Зоология изучает различные группы животных, в том числе насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; особый мир животных представляют простейшие.
ДЛЯ ЖИВОТНЫХ, КАК И ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ДРУГИХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ, ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ: Клеточное строение. Способность к питанию, дыханию, Выделению. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Размножение, рост, развитие. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.
Животные отличаются от растений по следующим признакам: Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться. Большинство сами добывают себе пищу, преследуют добычу.
Многообразие животного мира
А много ли животных вы знаете ребята? Какие из этих животных обитают в России в дикой природе? Где обитают животные? А где в городе можно встретить диких животных? Какую роль играет человек в жизни диких животных?
По данным Всемирного (Международного) союза охраны природы (ВСОП), на Земле существует более 1,2 млн видов животных. Больше всего насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) — около 1 млн видов. Известно около 70 тыс. видов моллюсков (улиток, двустворок, кальмаров) свыше 29 тыс. видов рыб. Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного — около 9000 видов, еще меньше млекопитающих — около 5000 видов.
Многообразие многоклеточных животных
Многообразие одноклеточных животных:
Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие — за счет плавников. Большинство наземных животных при движении опираются на парные конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м. а масса их тела — около 5 т. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле — синий кит длиной до 33 м. и массой до 150 т.
Сравнительные размеры животных (простейшие дани в поле оптического микроскопа)
Значение животных в природных сообществах: Животные — опылители растений(бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др).
Значение животных в природных сообществах: Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния.
Значение животных в природных сообществах: Важна регулирующая роль животных в природных сообществах, важны они и для человека. Так. хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей лесных и культурных растений.
отрицательная роль животных в природных сообществах: Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги. Стаи азиатской перелетной саранчи полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человека
Значение животных для человека: Для человека важное значение имеют дикие животные как объекты охоты. Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов. оленей, водоплавающих и лесных птиц. Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу.
Значение животных для человека: Животноводство — содержание и разведение крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец, коз, кур, уток — стало важнейшей отраслью сельского хозяйства. От его успехов зависит обеспеченность людей необходимыми продуктами. Одомашнивание животных продолжается до сих пор. В последние десятилетия успению одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы но одомашниванию лося, глухаря, страусов. Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет разведение лабораторных животных — мышей, крыс, морских свинок. Давно разводят декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.
Значение животных для человека: Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных – это млекопитающие и птицы. Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке.
Памятники собаке: Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару, спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах.
Памятники собаке: На Аляске поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям.
Памятники собаке: Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен своим хозяевам после их смерти.
Памятники собаке: В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он был сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте написаны его слова: «Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства».
Вывод: Современная зоология – это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение:Зоология, морфология, анатомия, цитология,физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогеография, этология.
Вопросы: Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки входящие в её состав. Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных. Какие признаки характерны для животных? В чём их отличие от растений? Как вы думаете, скажется ли исчезновении насекомых-вредителей на биоценоз в котором они обитают? Каким образом? Одинаково ли полезны все животные?
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Представлена в 37 слайдах! Включен опрос учеников! не только обучает, но и воспитывает детей! Направленна на обучение учеников со средним уровнем обучения, а также, для классов с углубленным изучением биологии!
Содержит как научную информацию, так и дополнительный материал, способный развивать познавательный интерес и мышление! Презентация материал не содержащийся в учебнике,а так же опирается на программы учебников Константинова и Латюшина.
В докладе описываются сходства и отличие животных от растений, распространение животных и цепи питания. Способствует развитию личности детей! Формирует правильное,бережное отношение детей к животным.
Номер материала: 12987092708
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
1. Зоология – наука о животных
1. Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.
Зоология – это комплексная наука, изучающая животных, их многообразие, строение, жизнедеятельность, среду обитания, историческое развитие, роль в природе и значение для человека.
В состав зоологии входят такие специальные науки, как морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология.
2. Рассмотрите рисунки 1 (с. 5) и 7 (с. 11) и назовите внешние признаки животных, обитающих в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организмах других животных.
Для каждой группы животных характерны специфические внешние признаки, обусловленные средой обитания. Для животных, обитающих в воде, это жабры, плавники, обтекаемая форма тела; для животных в воздушной среде обитания – крылья, перьевой покров, острое зрение; для сухопутных животных – крепкие лапы, шерсть или кожа, зубы, когти; для животных, живущих в почве – маленькие конечности или их отсутствие, острый слух; для паразитических животных – аппарат для присасывания к организму хозяина.
3. Используя рисунок 1, составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.
1) Рассказать о том, что на планете существует огромное количество животных.
2) Все они разные, различаются по внешнему виду, среде обитания, каждое животное имеет специфические черты, связанные с его образом жизни. Привести примеры.
4. Какие признаки характерны для животных? В чем их отличие от растений?
Животные обладают признаками, которые отличают их от растений:
1) питание готовыми органическими веществами;
2) активное передвижение;
3) самостоятельная добыча пищи;
4) способность воспринимать раздражение и реагировать на него;
5) клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки;
6) в отличие от растений, которые растут на протяжении всей жизни, животные растут только в период «молодости».
5. Вспомните и назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных растений и известные вам способы борьбы с ними.
Саранча наносит огромный вред сельскохозяйственным культурам. Собираясь в колонии, эти насекомые могут уничтожать целые поля растительности. Основные методы борьбы с саранчой – перепахивание и обработка земли перед посевом, обработка полей химическими препаратами.
Зоология-наука о животных. Классификация животного мира
Урок 2. Беспозвоночные животные [биология 7 класс]
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Зоология-наука о животных. Классификация животного мира»
Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились.
Известны рисунки, прекрасно передающие внешний облик и характер движения мамонта, оленя, носорога, лося, медведя и других животных. Знания наших предков накапливались и передавались из поколения в поколение.
Первую попытку обобщить и систематизировать накопленные знания предпринял греческий учёный Аристотель в 4в. до н.э. В своём труде «История животных» Аристотель приводит сведения о строении тела животных, половых различиях между ними, способах размножения. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, питание, линьку животных. Аристотель составил первую систематическую сводку животных, так называемую «Лестницу существ».
Разнообразие животных всегда привлекало исследователей природы. Учёные описывали животных в течение многих столетий, давали им названия. Знания о животных разных стран накапливались, поэтому возникла необходимость упорядочить эти сведения, систематизировать их. Так возникла наука систематика. Систематика не только описывает животных, но и даёт представление о родственных связях различных групп, что позволило расположить всех животных в определённой системе – классифицировать их. Наиболее научно обоснованную классификацию живых организмов предложил шведский натуралист Карл Линней в 1735г.
Карл Линней описал более 4 тыс. видов животных. Вы уже знаете, что основной единицей классификации Карл Линней выбрал вид. Каждому виду живых организмов он предложил давать двойное название, включающее название рода (первое слово) и видовой эпитет (второе слово). Например, карась золотой, слон азиатский. Для обозначения научных названий животных используется латинский язык. Например, золотой карась по-латыни Carassius carassius, а слон азиатский – Elephas maximus. Такой принцип названия видов живых организмов получил название бинарной, или двойной, номенклатуры.
Рассмотрим схему классификации животных. Сходные виды объединились в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды. Более высокими систематическими группами были определены классы и типы. Наивысшей единицей классификации является царство.
Таким образом, каждое животное принадлежит к ряду последовательно подчинённых групп.
Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и жизни человека, называется зоологией (от греческих слов зоон — «животное», логос— «учение»). Зоология подразделяется на несколько научных дисциплин: морфология и анатомия животных, физиология, экология, палеозоология, этология, зоогеография.
Морфология и анатомия изучают внешнее и внутреннее строение организмов. Физиология исследует жизненные процессы, протекающие в них. Экология изучает взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеозоология рассматривает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. Этология изучает поведение животных. Систематика животных занимается классификацией организмов. Зоогеография исследует закономерности распространения животных по земному шару. Энтомология – наука о насекомых. Ихтиология – о рыбах. Орнитология – о птицах.
Всех животных делят на две большие группы — беспозвоночные и позвоночные. У беспозвоночных животных (моллюсков, червей, насекомых) позвоночника нет. Поэтому их и называют беспозвоночными. К позвоночным животным относят млекопитающих, птиц, рептилий, земноводных и рыб. Внутри их тела имеется костный или хрящевой скелет, который образует прочную основу тела. Один из отделов скелета называется позвоночником. Отсюда название этой группы животных — позвоночные.
Животные делятся также на холоднокровных и теплокровных. Холоднокровные животные не имеют постоянной температуры тела (все беспозвоночные, а также рыбы, земноводные и пресмыкающиеся). Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Для теплокровных животных характерна постоянная температура тела. Она не зависит от температуры окружающей среды. Теплокровными животными являются птицы и млекопитающие.
Все животные делятся на одноклеточных, тело которых состоит из одной клетки, и многоклеточных, тело которых состоит из множества клеток. К одноклеточным, или простейшим, относятся инфузории, споровики, жгутиковые, саркодовые. Многоклеточными являются кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и хордовые животные (такие как рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие). Сейчас кратко рассмотрим некоторые из данных групп.
Кишечнополостные — это беспозвоночные животные, имеющие мягкое тело с кишечной полостью внутри и щупальца вокруг рта. К ним относятся медузы, актинии, коралловые полипы. Кишечнополостные — жители водоёмов. Особенно много их в теплых морях и океанах.
Кольчатые черви имеют мягкое тело, разделенное на множество колец, или сегментов. Черви передвигаются, сокращая и расслабляя мышцы тела. Представителем кольчатых червей, с которым вы хорошо знакомы, является дождевой червь. Обитают на суше, в почве и в воде (например, пиявки).
Моллюски — это беспозвоночные животные с мягким телом, заключённым в раковину. Тело подразделяется на голову, туловище и ногу. Обитают преимущественно в воде (беззубки, мидии, устрицы). Некоторые живут на суше (виноградные улитки, слизни).
Членистоногие имеют твёрдый хитиновый покров, который выполняет функцию внешнего скелета. Их тело обычно разделено на 3 отдела: голову, грудь и брюшко. Они имеют членистые конечности (отсюда и их название). Членистоногие включают 3 группы животных: ракообразных, паукообразных и насекомых.
К ракообразным относятся речные раки, морские крабы, креветки, омары, лангусты.
Паукообразные — это пауки, скорпионы и клещи. Некоторые из паукообразных выделяют паутину и изготавливают ловчую сеть.
Насекомые — наиболее многочисленная группа членистоногих. К этой группе относится около 70 % всех известных к настоящему времени животных. Это жуки, клопы, бабочки, стрекозы, кузнечики, мухи, пчёлы, осы, муравьи. Большинство из них имеют крылья и способны летать.
Рыбы — это холоднокровные позвоночные животные. Обитатели пресных водоёмов, морей и океанов. Рыбы имеют плавники, которые позволяют им быстро передвигаться. Тело рыб покрыто чешуей.
Земноводные, или амфибии, могут жить как в воде, так и на суше. Это — холоднокровные позвоночные животные. К ним относятся лягушки, жабы и тритоны. Взрослые животные живут в основном на суше, а их личинки (головастики) развиваются в воде.
Пресмыкающиеся, или рептилии, в отличие от рыб и земноводных, живут и развиваются на суше. Исключение составляют крокодилы и черепахи. Они живут в воде, но размножаются на суше, откладывая яйца в почву. К пресмыкающимся относятся змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы. Конечности у них короткие или вообще отсутствуют. Поэтому при передвижении их тело соприкасается с землёй (отсюда и название — пресмыкающиеся). Пресмыкающиеся — холоднокровные животные, поэтому живут в основном в тёплых регионах.
Птицы — позвоночные животные, тело которых покрыто перьями. Это — теплокровные животные. Передние конечности у птиц превратились в крылья, с помощью которых они летают.
Млекопитающие, или звери, как и птицы, теплокровные позвоночные животные. Их тело покрыто волосами, или шерстью. Они рождают детёнышей и вскармливают их молоком (отсюда название). Млекопитающие очень широко распространены на Земле. Некоторые из них хорошо летают (летучие мыши), живут в воде и на суше (бобры, ондатры) или только в воде (киты, дельфины).