Что изучает наука пунктуация
Что такое пунктуация: определение, принципы, знаки препинания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Писать грамотно – это значит не только владеть орфографией, но и уметь правильно расставлять знаки препинания.
В некоторых случаях это легко, но иногда даже лингвисты затрудняются с ответом. Помочь в этом вопросе призван особый раздел науки о языке – пунктуация.
Сегодня поговорим о том, что это, об основных направлениях (которые отразились в так называемых принципах), о знаках препинания, а также их классификации с точки зрения выполняемых функций – обо всем, что изучает пунктуация.
Пунктуация — это.
Чтобы понять, что такое пунктуация, следует обратиться к толкованию определения и его истории. Само слово восходит к лексеме punctuatio из поздней латыни. В свою очередь данный термин был производным от латинского punctum, что буквально переводится на русский язык как «точка».
В современной русскоязычной лингвистике определение имеет три дефиниции, поданные в статье профессора Д.Э.Розенталя для Энциклопедии «Русский язык». Все они очевидно взаимосвязаны:
Как видим, Дитмар Эльяшевич нарочито указывает на три направления исследований уже в толковании понятия. Упрощая и «сворачивая» это объяснение можем предложить такое определение:
Пунктуация – это система знаков препинания какого-либо языка, их размещение в тексте и правила, согласно которым происходит постановка. Также это имя носит соответствующий раздел грамматики.
До введения понятия «пунктуация» пользовались другим термином – «интерпункция». Это отражено даже в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, выпущенном в начале прошлого века.
Термин синонимичен нашему, то есть интерпункция изучала то же, что изучает пунктуация. Данная лексема (interpunctio) также пришла из латыни, но была создана уже во времена процветания Рима.
Основные направления исследований и принципы пунктуации
В науке о знаках препинания выделилось три основных вектора:
Согласно этим направлениям и названы основные принципы русской пунктуации:
Логический
Представители логического (смыслового) направления считают, что знаки препинания имеют две ключевые функции:
То есть логики настаивают на том, что правила пунктуации должны быть выстроены таким образом, чтобы автор текста мог доступно изложить свою мысль на бумаге, логически расчленив отрезки мысли на письме.
Синтаксический
Он же структурный. Самый распространенный подход, в особенности на практике – в ходе преподавания языка в школе. Говорит о неразрывных отношениях синтаксиса и пунктуации.
Знаки препинания вводятся для того, чтобы – в первую очередь – демонстрировать на письме синтаксический строй языка.
Выбор того или иного знака, по словам Я.К.Грота, указывает на более или менее тесную связь между частями предложений или сложных синтаксических конструкций. Та же функция актуальна и для наглядного указания на отношения между главными и второстепенными членами предложения.
Интонационный
Последователи данной теории утверждают, что пунктуация призвана передать на письме фразовую интонацию. Также она называется ритмо-мелодикой. Согласно этой теории, расстановка знаков отражает декламационно-психологическое членение речи, а не грамматику.
Представители всех трёх векторов при этом придерживаются мнения, что для пунктуации важная коммуникативная функция. То есть знаки препинания – это отражение смыслового членения предложения.
Знаки препинания как объект изучения пунктуации
Письменность обладает элементами, которые на письме помогают выделить (или разделить) семантико-синтаксические единицы, указать на логико-грамматическую связь между ними, обозначить эмоциональную окраску, полноту предложения. Все эти функции выполняют знаки препинания.
В русском языке их десять:
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Расположение знаков в тексте и выполняемые ими функции различаются. Так, они играют на письме следующие роли:
Где и какие знаки препинания нужно употребить – это то, что изучается в пунктуации. Сегодня мы рассмотрели этот раздел языкознания, его основные принципы и направления.
Подробнее о правилах, которые нужно знать каждому грамотному русскоговорящему человеку, можно узнать из этого обучающе-практического видео:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Я считаю, что в русском языке переизбыток знаков препинания, потому, если и должна быть реформа русского языка, то касаться она должна именно этой темы.
Я считаю, что запятые нужны только там, где от них впрямую зависит смысл написанного, в остальных же местах запятые не нужны.
Здесь пример нужно брать с английского языка, вот уж где знаков препинания кот наплакал и ничего, английский — самый популярный язык в международных отношениях и науке.
Пунктуация, или скорее ее нехватка, это одна из самых насущных проблем современных переписок. Некоторые ленятся расставить знаки препинания даже на уровне логики.
Лингвисты и те сомневаются, в отличии от учителей русского языка, эти всё знают, но детям нормально объяснить не могут.
Что изучает наука пунктуация
Пунктуа́ция — это система знаков препинания и правил их употребления.
Что изучает пунктуация
Пунктуацией в языкознании называется его раздел, изучающий, во-первых, знаки препинания, а во-вторых, их расстановку на письме.
Без знаков препинания письменная речь сольется в единый поток речи, в котором будет непросто разобраться. А в некоторых случаях без знаков препинания в тексте возникнет двусмысленность. Помните, пресловутую фразу «казнить нельзя помиловать»?
Пунктуация призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.
Слово «пунктуация», как и множество слов, заканчивающихся на -ция, является заимствованным из латинского языка. Латинское слово punctum переведем как «точка».
Принципы пунктуации
Интонационный принцип — основа пунктуации русского языка.
Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский считали, что знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи. С другой стороны, русская пунктуация отражает отчасти интонацию: на месте точки как завершающего знака препинания голос понижается, на месте тире делается более длительная пауза, чем на месте постановки запятой и т. д.
Ученый Я. К. Грот указывал синтаксический принцип пунктуации. Он считал, что знаки препинания делают более наглядным синтаксический строй письменной речи, выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений.
Логический принцип пунктуации обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания. Смысловой принцип особенно заметен при особоблении второстепенных членов предложения, а также в присоединительных и уточняющих конструкциях.
Очевидно, что все указанные принципы пунктуации совмещаются в единой системе пунктуации русского языка.
Знаки препинания
В русском языке основных десять знаков препинания. Перечислим их:
Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте смысловых границ, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания делят текст на части — предложения, а внутри сложных предложений отделяют, например, простые предложения друг от друга или главное предложение от подчиненного и т.д.
Разделы русской пунктуации и основные группы правил
Видеоурок «Что такое синтаксис и пунктуация»
Пунктуация – что это такое понятным языком, что она изучает и как быстро освоить тонкости пунктуации в русском языке
Наука о знаках препинания.
Пунктуация – это один из разделов языкознания. Она изучает знаки препинания: их функции, правила постановки, историю возникновения, возможности замены одного знака другим и так далее. Особенность пунктуации в русском языке – ее четкая нормированность. То есть у нас каждый знак можно объяснить, на каждую запятую есть четкое правило. Бывают, конечно, случаи вариативной постановки знаков, но их мало.
Давайте знакомиться с этим разделом лингвистики ближе.
Знаки препинания в пунктуации
Знаков препинания в русском языке десять. Ниже я перечислю и кратко поясню их основные функции. Функций в разных контекстах может быть больше, я буду называть основные.
Чтобы вы легко запомнили все знаки препинания, я поделю их на группы. Первая – знаки, которые «завершают» предложение и всегда ставятся в конце предложения.
Точка. Точки нужны, чтобы «сигналить» читателю, что предложение завершилось. Когда мы глазами видим точку, мы понимаем, что надо понизить интонацию и показать, что мысль завершена. После точки начнется другая мысль. Еще точки могут выполнять функции градации – это когда автор намеренно разбивает одно предложение на несколько, чтобы «поостанавливать» читателя, заставить его делать паузы и задумываться: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» (Из Мандельштама).
Вопросительный знак. Обозначает, что закончилось предложение, в котором содержался какой-то вопрос. При этом в предложении могут быть вопросительные слова, а могут и не быть: «Сколько вам лет? Восемнадцать есть?»
Иногда вопросительные знаки нужны для того, чтобы задать риторический вопрос – такой, который человек задает сам себе, не ожидая на него ответа: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» (из песни Витаса).
Восклицательный знак обозначает конец предложения, которое содержало в себе восклицание. Восклицание может помогать выразить восторг: «Ах, какие розы!», приказ: «Рот закрой» или даже оскорбление: «Болван!»
Восклицательный и вопросительный знаки могут ставиться вместе. Например, чтобы показать и возмущение человека, и его сомнения в чем-то. Когда в одном из мультиков про Астерикса и Обеликса викинги похитили племянника вождя и Астерикс с Обеликсом ему [вождю] сообщили об этом, он воскликнул: «ВИКИНГИ?!»
Следующие знаки находятся только внутри предложения и никогда его не завершают.
Запятая. Она нужна для двух целей. Чтобы разделять что-то и чтобы выделять. Разделять она может:
Еще запятая может выделять:
Как понять «разделяет и выделяет»
Разделять можно одинаковые вещи, то есть однородные члены или простые предложения в составе сложного. Смотрите: «Андрей, Миша, Витя, Коля пришли ко мне в гости» – мы «разделяем» эти подлежащие, потому что они «одинаковые», однородные. И нам важно, чтобы они не «склеились» в одно.
А вот «выделяем» мы то, что как раз «не одинаковое». То есть что-то, что отличается от всех остальных слов. Мы выделяем обращения, потому что они «особенные», они не являются членами предложения: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром». Мы выделяем причастные и деепричастные обороты, потому что они тоже отличаются от остальных слов, это часто подчеркивается даже интонацией.
Но в предложении «Я отдыхал, играя на скрипке, слушая дождь и посматривая в окно» первая запятая будет выделять обособленные деепричастные обороты от всего остального предложения, а вторая – разделять два ОДИНАКОВЫХ деепричастных оборота.
Некоторые учителя говорят, что если запятая «разделяет» – она одна: «Маша, Вика». А если «выделяет» – то запятых две: «Эй, мальчик, подойди-ка сюда». По идее, да. Но школьники могут путаться, потому что выделяемое слово может быть в начале или конце предложения и тогда вторая запятая «пропадет». Сравните: «Подойди-ка сюда, мальчик», «Мальчик, подойди-ка сюда».
Скобки. Тоже выделяют что-либо, поэтому скобок всегда две: «Андрей Николаевич (учитель физкультуры) поставил мне 5». Скобками мы часто выделяем вставные конструкции. Я напишу про них в отдельной статье.
Точка с запятой. Скажу про этот знак так. Он используется, когда в предложении «много всего» и «черт ногу сломит». Автор столько всего понаписал, что запятые уже «не справляются» с разделением и приходится использовать точки с запятыми. Типичный тому пример – русская классика в лице Чехова:
Три точки с запятой. Три! Не судьба была точки поставить.
Тире. Очень сложный знак. Он может выделять, как скобки и запятые: «Андрей Николаевич – учитель физкультуры – поставил мне 5».
Но в этой функции чаще используются именно скобки или запятые, но не тире.
Тире может выполнять разделительную функцию и ставиться между частями сложного предложения: «Начался дождь – мы сидим дома». Может употребляться на месте пропущенных слов: «Курить – здоровью вредить». Тире тут на месте пропущенного слова «значит».
Об этом знаке мы поговорим в отдельной статье. Заодно и ставить его научимся правильно.
Двоеточие. С ним такая же сложная ситуация. Самые частые функции двоеточия – отделять однородные члены от обобщающего слова и разделять простые предложения в сложном. Пример с обобщающим словом: «Мне всё надоело: крики, ругань, злоба и ненависть». Однородные члены «крики», «ругань» и пр. относятся к обобщающему слову «всё». Пример с разделением простых предложений: «Мы сидим дома: начался дождь».
Тире – это как «стрелочка», которая обозначает следствие. «Начался дождь – мы сидим дома» = «Начался дождь, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, мы сидим дома».
А двоеточие – это как бы «обратная стрелка», то есть сначала следствие, а потом причина: «Мы сидим дома: начался дождь» = «Мы сидим дома ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО начался дождь».
Кавычки. Только выделительный знак. Поэтому он всегда двойной. Кавычки могут выделять:
Третья группа – знак, который может быть и в середине предложения, и в конце.
Он только один – многоточие. Многоточие нужно для того, чтобы показать незавершенность мысли. То есть автор «думал-думал» и «недодумал»: «Хотя… может, она и права», «Был ли я прав? Хороший вопрос…»
Не надо ставить многоточие после каждого слова. Все люди прекрасно понимают, что вы таким способом не «задумываетесь», а просто не знаете правил русского и боитесь выглядеть неграмотным.
Что такое пунктограмма
Это знак, который надо проверить правилом. Например: «Весной(,) когда в саду распускались цветы(,) и рассветы были(,) как пламя над крышами(,) хотелось просто выйти на улицу и бродить(,) бродить(,) бродить по городу».
В этом предложении шесть пунктограмм. Где-то знак нужен, где-то нет.
Как проверить пунктограмму? Надо применить правило. Например:
Результат: «Весной, когда в саду распускались цветы и рассветы были как пламя над крышами, хотелось просто выйти на улицу и бродить, бродить, бродить по городу».
Иногда пунктуация проверяется интонацией: «Ученики учатся, потому что хотят быть умными» – «Ученики учатся потому, что хотят быть умными».
Проверка интонацией встречается очень редко. Не надо ставить запятые там, где вы голосом делаете паузу или что-то еще в этом роде. Учите правила и применяйте их.
Как научиться правильно ставить знаки препинания
Надо повторить вот эти темы:
Вам надо понять, какие слова выделяются знаками (как раз обособленные определения и дополнения, обращения и пр) и как «видеть» границы сложных предложений. Если освоите этот материал – в 90 % случаев будете ставить знаки правильно.
Чтобы это сделать – рекомендую вам вот этот учебник русского В. В. Бабайцевой. В нем собрана вся теория с 5 по 9 класс, учебник написан понятным языком. Купите и прочитайте.
Еще есть справочник Розенталя – тоже хорошая вещь, но более углубленная. Вам может быть сложновато его читать. Детям в школе – тем более.
Полезные материалы по теме статьи
Советую вам посмотреть мои подборки курсов по русскому языку. На данный момент у нас вышли вот эти три подборки:
Подпишитесь на обновления нашего сайта. Я планирую выписать статьи по всем темам русского языка – по мере их появления вам на почту будут приходить письма с ссылками.
Напишите, как вам статья
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, была ли эта статья для вас полезной. Сумел ли я объяснить вам, что такое пунктуация и какие знаки препинания она изучает. Если статья вам кажется поверхностной или, наоборот, слишком углубленной и сложной – скажите мне об этом.
Я хочу, чтобы все статьи в рубрике Образование читались легко и приносили пользу ученикам и их родителям.
Пунктуация
Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.
Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение написанного.
Содержание
История
С. К. Булич в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1907) употребляет термин интерпу́нкция (от лат. interpūnctio ; синоним пунктуации) и описывает происхождение системы так:
Система русской пунктуации
Система современной русской пунктуации складывалась с XVIII века на основе достижений в разработке теоретических вопросов грамматики, в частности теории синтаксиса. Система пунктуации обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями.
В истории русской пунктуации по вопросу о её основах и назначении выделились три основных направления: логическое, синтаксическое и интонационное.
Логическое направление теории пунктуации
Теоретиком логического, или смыслового направления был Ф. И. Буслаев, который считал, что «… знаки препинания имеют двоякое значение: способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой, и выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму — знаки: восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (…) и тире (—)».
В современности смысловое понимание основ русской пунктуации (к ней близка немецкая пунктуация, но расходится с нею французская и английская пунктуация) нашло свое выражение в работах С. И. Абакумова и А. Б. Шапиро. Первый из них отмечает, что «основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме». Хотя, как указывает дальше С. И. Абакумов, «употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу грамматическими (синтаксическими) правилами», он, однако, считает, что «в основе правил все же лежит смысл высказывания».
А. Б. Шапиро находит, что «основная роль пунктуации — обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами».
Интонационное направление
Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат для обозначения ритмики и мелодики фразы (Л. В. Щерба), что в большинстве случаев отражают не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи (А. М. Пешковский).
Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое членение речи. Так, точка обозначает законченность предложения в понимании пишущего; постановка запятых между однородными членами предложения показывает синтаксическое равноправие элементов предложения, выражающих равноправные понятия, и т. д.
пунктуация
Полезное
Смотреть что такое «пунктуация» в других словарях:
Пунктуация — апостроф ( … Википедия
Пунктуация — правила употребления дополнительных письменных знаков (знаков препинания), служащих для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации (см.). При этом надо отметить, что паузы (см.), которые мы считаем основным средством… … Литературная энциклопедия
ПУНКТУАЦИЯ — (лат.). Расстановка знаков препинания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПУНКТУАЦИЯ расстановка знаков препинания. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М.,… … Словарь иностранных слов русского языка
ПУНКТУАЦИЯ — ПУНКТУАЦИЯ, и, жен. 1. Правила расстановки знаков препинания. 2. Сама такая расстановка. Ошибки в пунктуации. | прил. пунктуационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
пунктуация — интерпункция, расстановка Словарь русских синонимов. пунктуация сущ., кол во синонимов: 3 • интерпункция (1) • … Словарь синонимов
ПУНКТУАЦИЯ — (от лат. punctum – точка). 1. Собрание правил постановки знаков препинания. 2. Расстановка знаков препинания в тексте, одно из составных умений техники письма. Обучение П. в школах РФ начинается с 1 го класса. Учащиеся получают представление о… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПУНКТУАЦИЯ — (позднелатинское punctuatio, от латинского punctum точка), система знаков препинания в письменности какого либо языка, правила их употребления, их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией основной компонент письменной речи … Современная энциклопедия
ПУНКТУАЦИЯ — (ср. век. лат. punctuatio от лат. punctum точка), система знаков препинания в письменности какого либо языка, правила их употребления, их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией основной компонент письменной речи … Большой Энциклопедический словарь
ПУНКТУАЦИЯ — ПУНКТУАЦИЯ, пунктуации, жен. (от лат. punctum точка) (грам.). Расстановка знаков препинания; система их расстановки. Правила пунктуации. Знать пунктуацию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Пунктуация — ПУНКТУАЦИЯ. Расстановка знаков препинания (см.) … Словарь литературных терминов
Пунктуация — (позднелатинское punctuatio, от латинского punctum точка), система знаков препинания в письменности какого либо языка, правила их употребления, их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией основной компонент письменной речи. … Иллюстрированный энциклопедический словарь