Что изучает наука этнография 5 класс
Что изучает этнография?
С давних времен ученые собирали песни, пословицы, сказания, занимались изучением обычаев и обрядов различных народов. Большой интерес для них представляли также предметы быта, костюмы, утварь, орудия труда, украшения. Всё это — памятники народного творчества. Именно их изучением и занимается этнография.
Этнография это самостоятельная наука, которая отвечает на вопросы: какие народы живут на планете Земля? Как они произошли и как расселяются? Какие жилища строят? На каким языках говорят? И на многие подобные другие.
Кто такой этнограф?
Этнография как и любая наука обладает определенными методами исследования.
Во время полевых этнографических исследований обычно используют следующие методы:
Формы этнографии
Существуют разные формы этнографии: конфессиональная этнография; история жизни; феминистская этнография и др.
Остановимся подробнее на следующих формах:
Цифровая этнография рассматривается как виртуальная этнография. Цифровая этнография дает гораздо больше возможностей взглянуть на разные культуры и общества. Традиционная этнография может использовать видео или изображения, но цифровая этнография идет глубже. Например, цифровые этнографы будут использовать социальные медиа‑платформы, чтобы можно было изучать взаимодействие и поведение людей.
Реляционная этнография формулирует изучение полей, а не мест или процессов. Это означает, что реляционная этнография не берет ни ограниченной группы, ни объекта, которая определяется ее общими социальными особенностями, ни определенного местоположения, ограниченного границами определенной области. Она берет скорее процессы, которые включают конфигурации отношений между различными учреждениями или агентами.
Помните, в современном мире крайне важно понимать тех, кто тебя окружает, обладать определенным опытом, навыками и практикой межнационального общения, чтобы избежать недопонимания или конфликтных ситуаций.
История России
§ 6. Наука о народах и наука о прошлом
1. Что изучает этнография
Узнать прошлое историкам помогает не только археология. Издавна учёные собирали песни, сказания, пословицы, поговорки, изучали обряды, обычаи, верования различных народов. Большой интерес для них представляли также предметы быта, костюмы, утварь*, орудия труда, украшения. Всё это, как вы уже знаете, памятники народного творчества. Их изучением занимается этнография — наука о народах, исследующая их происхождение, расселение, быт и культуру. Греческое слово «этнос» означает «народ», «графо» — «пишу».
Этнография, как и археология, — наука самостоятельная. Она отвечает на вопросы: какие народы живут на Земле? Каково их происхождение и расселение? На каких языках они говорят? Какие жилища строят? В чём своеобразие их культуры? И на многие другие. Интересные сведения о жизни разных народов можно найти на этнографических картах.
Собранные этнографами материалы оказывают историкам большую помощь в изучении прошлого человечества. Они хранятся в этнографических музеях; этнографические коллекции можно увидеть и в других музеях.
Архитектурно-этнографический музей «Витославлицы». Россия, г. Великий Новгород
Государственный краеведческий музей. Россия, г. Новосибирск
Музей деревянного зодчества «Малые Карелы». Россия, г. Архангельск
Этнографический музей в Пирогово (близ Киева). Украина
Этнографический музей. Венгрия, Будапешт
В Рижском этнографическом музее. Латвия
До сих пор на Земле живут народы, использующие точно такие же предметы, какими пользовались люди в глубокой древности. Например, некоторые племена Азии, Африки, Латинской Америки и сейчас охотятся с помощью лука и стрел.
Жизнь этих народов мало изменилась с древнейших времён. Исследования их быта, традиций, обычаев, трудовых навыков, орудий труда и охоты, проведённые этнографами, помогают историкам лучше представить жизнь людей, живших тысячи лет назад.
Жизнь некоторых народов Азии, Африки, Латинской Америки мало изменилась с древнейших времён
Жилища разных народов России: 1 — яранга чукчей, коряков, эвенов, юкагиров; 2 — чум ненцев, кетов, якутов, эвенков; 3 — юрта кочевых народов степей и полустепей; 4 — изба жителей Центральной России; 5 — изба жителей Русского Севера; 6 — курень казаков на Кубани и Верхнем Дону
Какие типы жилищ распространены в вашем крае, области?
Если какой-то старый район вашего города предназначен под снос, зарисуйте или сфотографируйте дома и улицы этого места. Пройдёт время, и эти рисунки или фотографии станут важными историческими документами.
Традиционные жилища народов мира: 1 — вигвам индейцев Северной Америки; 2 — соломенная хижина, распространённая в джунглях Бразилии; 3 — иглу жителей Гренландии; 4 — стуве — жилище норвежцев; 5— пальясо испанцев; 6 — мачия — японский дом
Определите, какие из изображённых жилищ строятся в северных краях с холодными зимами, а какие в южных. Как можно объяснить такое устройство жилищ, выбор материалов для их постройки? Свой ответ аргументируйте.
Гребень. Начало XVI в. Франция
Комод. Лак с инкрустацией перламутром. Корея
Персидский ковёр. XIX в.
Корзина американских индейцев. Калифорния
Окно. XVIII в. Дерево. Северная Индия
Серебряный сервиз. XX в. Дагестан (Россия), село Кубани
Костюмы народов России
Головной убор. XIX в. Тибет
Женская головная накидка. XIX в. Франция
Кокошник. Конец XVIII в. Костромская губерния
Мужская одежда. Конец XVII в. Китай
Женская одежда. Середина XIX в. Португалия
Старинные орнаменты, бережно сохранённые этнографами, также являются важными источниками, помогающими в изучении прошлого.
«Орнамент» в переводе с латыни — «украшение». Он представляет собой равномерное чередование линий, красок, фигур, теней. Орнамент может изображать животных, растения, причудливые фигурки и многое другое.
Во всём мире орнамент используется для украшения предметов, зданий, одежды, тканей. Но у каждого народа он свой, неповторимый. Зная особенности орнамента, можно определить происхождение предмета: где, кем и даже когда он был создан.
Сохранились ли у вас дома старинные полотенца, скатерти, одежда с орнаментом? Попытайтесь перерисовать его в тетрадь. Узнайте, кто его вышивал. Обратите внимание, каким орнаментом принято украшать жилища вашего края, района. Отправляясь в путешествие с родителями, вы можете с помощью фотоаппарата собрать коллекцию орнаментов местности, в которой вам придётся останавливаться.
У каждого народа, населяющего землю, есть свои особенности. Они проявляются в устройстве жилища, способах приготовления пищи, религиозных верованиях, в одежде.
Этнографы собирают сведения о том, какую одежду носили народы в разные времена. В этнографических музеях хранятся мужские и женские костюмы, головные уборы, образцы обуви. Зная, как одевались люди в прошлом, исследователь может установить, к какому времени относится написанный художником портрет. Знакомясь с различными деталями одежды, учёные приходят к выводу, что народы, живущие рядом, постоянно общались и многое заимствовали у соседей. Во все времена, создавая одежду, люди стремились к тому, чтобы она была одновременно удобной и красивой.
Познакомьтесь в краеведческом музее с одеждой народов, населяющих ваш край. Узнайте, как назывались различные детали национальных костюмов.
При исследовании культуры народов мира этнографы не ограничиваются сбором предметов, они знакомятся с произведениями устного народного творчества и изучают их. Из глубины веков до нашего времени дошли сказания. Они представляют собой народный исторический рассказ о подвигах героев, о славных событиях, свидетелями которых были наши предки.
Сказания передавались из поколения в поколение. Нередко наряду с правдивым описанием событий в них появлялся вымысел. Чтобы восстановить события прошлого, историку приходится отделять правду от вымысла.
В.М. Васнецов. Гусляры. 1899 г.
Древние сказания о героях, богах, явлениях природы, возникшие в первобытном обществе, у некоторых народов называются мифами. Слово это с греческого так и переводится — «предания», «сказания». Люди не могли дать объяснение многим явлениям природы. Поэтому с помощью фантазии они пытались объяснить происхождение мира, звёзд, луны, солнца, возникновение человека, животных, появление огня, зарождение земледелия и ремёсел. Герои мифов наделялись сверхъестественной силой, а могущественные боги походили на людей. Поскольку мифы полны вымысла, то это слово приобрело другое значение — «недостоверный рассказ», «выдумка».
Однако возникает вопрос: может ли миф-выдумка стать источником знаний о прошлом? Оказывается, для историков — это ценнейший материал. Наряду с вымыслом в мифах содержатся сведения об орудиях труда, о занятиях, вооружении, ремёслах, сельскохозяйственных культурах и о многом другом.
Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе. V в. до н. э.
Аполлон и Артемида. Рисунок на древнегреческой вазе. V в. до н. э.
Ж.-Ф. Детруа. Похищение золотого руна. 1746 г.
Повествования и поэтические сказания о непобедимых героях, возникшие в древние времена, передавались из уст в уста, от родителей детям. Долгое время их никто не записывал. Но их хорошо знали и любили в народе. Они вдохновляли поэтов, архитекторов, скульпторов на создание произведений искусства. Даже простой ремесленник мог украсить свою вазу рисунками на тему любимого мифа.
Во все времена огромный интерес к мифам проявляли и художники. Они создавали прекрасные полотна, в основе которых лежали мифологические сюжеты. Но чтобы понять такую картину, оценить замысел художника, необходимо знать содержание мифа, и тогда она перестанет быть тайной для вас.
Используя интернет-ресурсы и дополнительную литературу, выясните, какой миф лежит в основе картины французского художника Детруа. Кто главный герой этого мифа?
В.М. Васнецов. Песнь о вещем Олеге. 1899 г.
Много столетий подряд народ передавал увлекательное сказание о древнерусском князе Олеге, которому была предсказана гибель от собственного коня. Об этом можно было прочесть и в древней летописи. Художник В.М. Васнецов и поэт А.С. Пушкин посвятили знаменитому князю свои произведения. И картина Васнецова, и поэма Пушкина имеют одно название — «Песнь о вещем Олеге». Поэты, художники, композиторы находили в исторических источниках немало сюжетов для своего творчества. Возможно, и вы, изучая историю, создадите иллюстрацию к какому-нибудь историческому событию или посвятите ему стихотворение.
Назовите имена известных вам писателей, художников, композиторов, создавших произведения на исторические темы.
Созданные нашими предками произведения устного народного творчества не исчезают бесследно, а продолжают жить в последующие времена, воплощаясь в книгах, кинофильмах, музыкальных произведениях, живописных полотнах. Поэтому о прошлом вы будете говорить на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, краеведения. Вы узнаете, чем гордились наши предки, каких героев воспевали, какие качества ценили в людях.
Какие кинофильмы на тему мифов, сказаний, легенд вы видели?
История отражается и в песне. В песнях народов мира поётся о праздниках и бедствиях, победах и поражениях. В песнях, сочинённых в разные времена, историк находит упоминания об исторических событиях и выдающихся деятелях, об отношении к ним современников.
Музыканты. Средневековая гравюра
Адриан ван Остаде. Деревенские музыканты. 1655 г.
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1873 г.
Илья Ефимович Репин в 1873 г. стал свидетелем сцен тяжёлого, изнурительного труда бурлаков*. Художник изобразил на картине рабочую артель, тянущую против течения грузовое судно — баржу. Мы видим разных по характеру людей. Одни из них — сильные и выносливые, другие тянут лямку с большим трудом. Без песни в таком деле не обойтись: песня сплачивает людей, помогает им выдержать этот безрадостный путь. В одной из самых известных песен волжских бурлаков были такие слова: «Эх, дубинушка, ухнем!» Скорее всего, эту песню и пели герои картины И.Е. Репина в моменты особого напряжения сил.
1. Что изучает наука этнография?
2. Какую помощь в изучении прошлого оказывают этнографы историкам?
4. Какие сведения могут получить историки о жизни людей в прошлом из народных песен, мифов и сказаний?
Этнография
Этнография — наука о народах, исследующая их происхождение, расселение, быт и культуру. Греческое слово «этнос» означает «народ», «графо» — «пишу».
Архитектурно-этнографический музей «Витославлицы». Россия, г. Великий Новгород
Что изучает этнография
Издавна учёные собирали песни, сказания, пословицы, поговорки, изучали обряды, обычаи, верования различных народов. Большой интерес для них представляли также предметы быта, костюмы, утварь, орудия труда, украшения. Всё это — памятники народного творчества. Их изучением и занимается этнография.
Этнография — наука самостоятельная. Она отвечает на вопросы: какие народы живут на Земле? Каково их происхождение и расселение? На каких языках они говорят? Какие жилища строят? В чём своеобразие их культуры? И на многие другие. Интересные сведения о жизни разных народов можно найти на этнографических картах.
Предметы изучения этнографии
Собранные этнографами материалы оказывают историкам большую помощь в изучении прошлого человечества. Они хранятся в этнографических музеях; этнографические коллекции можно увидеть и в других музеях.
Орнаменты
Старинные орнаменты, бережно сохранённые этнографами являются важными источниками, помогающими в изучении прошлого. «Орнамент» в переводе с латыни — «украшение». Он представляет собой равномерное чередование линий, красок, фигур, теней. Орнамент может изображать животных, растения, причудливые фигурки и многое другое. Во всём мире орнамент используется для украшения предметов, зданий, одежды, тканей. Но у каждого народа он свой, неповторимый. Зная особенности орнамента, можно определить происхождение предмета: где, кем и даже когда он был создан.
Народы
До сих пор на Земле живут народы, использующие точно такие же предметы, какими пользовались люди в глубокой древности. Например, некоторые племена Азии, Африки, Латинской Америки и сейчас охотятся с помощью лука и стрел.
Жизнь этих народов мало изменилась с древнейших времён. Исследования их быта, традиций, обычаев, трудовых навыков, орудий труда и охоты, проведённые этнографами, помогают историкам лучше представить жизнь людей, живших тысячи лет назад.
У каждого народа, населяющего землю, есть свои особенности. Они проявляются в устройстве жилища, способах приготовления пищи, религиозных верованиях, в одежде.
Одежда
Этнографы собирают сведения о том, какую одежду носили народы в разные времена. В этнографических музеях хранятся мужские и женские костюмы, головные уборы, образцы обуви. Зная, как одевались люди в прошлом, исследователь может установить, к какому времени относится написанный художником портрет. Знакомясь с различными деталями одежды, учёные приходят к выводу, что народы, живущие рядом, постоянно общались и многое заимствовали у соседей. Во все времена, создавая одежду, люди стремились к тому, чтобы она была одновременно удобной и красивой.
Сказания
При исследовании культуры народов мира этнографы не ограничиваются сбором предметов, они знакомятся с произведениями устного народного творчества и изучают их. Из глубины веков до нашего времени дошли сказания. Они представляют собой народный исторический рассказ о подвигах героев, о славных событиях, свидетелями которых были наши предки.
Сказания передавались из поколения в поколение. Нередко наряду с правдивым описанием событий в них появлялся вымысел. Чтобы восстановить события прошлого, историку приходится отделять правду от вымысла.
Много столетий подряд народ передавал увлекательное сказание о древнерусском князе Олеге, которому была предсказана гибель от собственного коня. Об этом можно было прочесть и в древней летописи. Художник В.М. Васнецов и поэт А.С. Пушкин посвятили знаменитому князю свои произведения. И картина Васнецова, и поэма Пушкина имеют одно название — «Песнь о вещем Олеге». Поэты, художники, композиторы находили в исторических источниках немало сюжетов для своего творчества.
Древние сказания о героях, богах, явлениях природы, возникшие в первобытном обществе, у некоторых народов называются мифами. Слово это с греческого так и переводится — «предания», «сказания». Люди не могли дать объяснение многим явлениям природы. Поэтому с помощью фантазии они пытались объяснить происхождение мира, звёзд, луны, солнца, возникновение человека, животных, появление огня, зарождение земледелия и ремёсел. Герои мифов наделялись сверхъестественной силой, а могущественные боги походили на людей. Поскольку мифы полны вымысла, то это слово приобрело другое значение — «недостоверный рассказ», «выдумка».
Однако возникает вопрос: может ли миф-выдумка стать источником знаний о прошлом? Оказывается, для историков — это ценнейший материал. Наряду с вымыслом в мифах содержатся сведения об орудиях труда, о занятиях, вооружении, ремёслах, сельскохозяйственных культурах и о многом другом.
Повествования и поэтические сказания о непобедимых героях, возникшие в древние времена, передавались из уст в уста, от родителей детям. Долгое время их никто не записывал. Но их хорошо знали и любили в народе. Они вдохновляли поэтов, архитекторов, скульпторов на создание произведений искусства. Даже простой ремесленник мог украсить свою вазу рисунками на тему любимого мифа.
Во все времена огромный интерес к мифам проявляли и художники. Они создавали прекрасные полотна, в основе которых лежали мифологические сюжеты. Но чтобы понять такую картину, оценить замысел художника, необходимо знать содержание мифа, и тогда она перестанет быть тайной для вас. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Созданные нашими предками произведения устного народного творчества не исчезают бесследно, а продолжают жить в последующие времена, воплощаясь в книгах, кинофильмах, музыкальных произведениях, живописных полотнах.
Песни
История отражается и в песне. В песнях народов мира поётся о праздниках и бедствиях, победах и поражениях. В песнях, сочинённых в разные времена, историк находит упоминания об исторических событиях и выдающихся деятелях, об отношении к ним современников.
Илья Ефимович Репин в 1873 г. стал свидетелем сцен тяжёлого, изнурительного труда бурлаков. Художник изобразил на картине рабочую артель, тянущую против течения грузовое судно — баржу. Мы видим разных по характеру людей. Одни из них — сильные и выносливые, другие тянут лямку с большим трудом. Без песни в таком деле не обойтись: песня сплачивает людей, помогает им выдержать этот безрадостный путь. В одной из самых известных песен волжских бурлаков были такие слова: «Эх, дубинушка, ухнем!» Скорее всего, эту песню и пели герои картины И. Е. Репина в моменты особого напряжения сил.
5.6 Этнография – наука о народах
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Разработка занятия №5.6
ФИО преподавателя: Даниэль Яна Николаевна.
Тип занятия: изучение нового материала.
Тема занятия: Этнография – наука о народах. (1 час).
Цель занятия: познакомить с этнографией как наукой и показать особенности работы этнографов.
развивающие: развить умение анализировать сказания, мифы, песни с исторической точки зрения.
воспитательные: сформировать бережное отношение к национальной культуре различных народов.
термины: этнография, миф, сказание.
1. Создание рабочей атмосферы.
2. Проверка посещаемости.
Мотивация, актуализация знаний
Работа с видеоматериалом.
Отрывок из фильма Роберта Флаэрти «Нанук с севера», посвященный строительству иглу.(20 минут)
Ученики смотрят фильм.
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
О науке, которая занимается изучение жизни различных народов – этнографии.
Запись в тетрадь темы занятия:
Этнография – наука о народах.
Изучение нового материала
1. Как вы думаете, быт какого народа описан в фильме?
2. О каких элементах быта вы узнали?
Режиссером этого фильма является Роберт Флаэрти, который прожил с семьей Нанука – главы эскимосского семейства – 16 месяцев, и запечатлевал на свою камеру самые интересные и важные черты эскимосской жизни.
3. Как вы думаете, важно ли нам сохранять знания о культуре народов? И почему?
Этнография – наука, о народах, изучающая их происхождение, расселение, быт и культуру.
*Произведения устного народного творчества
*Фотографирование и запись на видео необходимых материалов
Этнографы также собирают и изучают устное творчество народов. Произведения устного творчества помогают, как пазл, собрать воедино картину мира этого народа.
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания.
Можно ли, используя мифы, узнать, чем занимались люди в древности?
Что мы можем узнать о жизни древних греков?
2. Жилище, предметы быта, одежда.
3. Очень важно сохранять знания о культуре, так как культура любого народа – это часть исторической памяти всего человечества. Знание культур других народов помогает глубже постичь свою, и делает наше представление о мире глубже и богаче.
Ученики записывают определение в тетрадь.
Ученики переписывают понятия в тетрадь.
Ученики переписывают пункты в тетрадь.
Ученики переписывают определения в тетрадь.
1. Мы узнаем, как самые первые греки начали добывать огонь.
2. Греки знали о существовании Кавказа и Колхиды. Возможно, Колхида была не самым дружественным государством по отношению к Греции.
Что изучает наука этнография?
Этнография изучает многообразие жизни того или иного народа
Итоги занятия, рефлексия
Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:
Что особенного в этнографии в отличие от археологии и истории?
Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.
Домашнее задание: выбрать историческую или народную песню и рассказать, о каких чертах жизни и быта она повествует.
Этнография – наука о народах
Этнография – наука, о народах, изучающая их происхождение, расселение, быт и культуру.
*Произведения устного народного творчества
*Фотографирование и запись на видео необходимых материалов
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1454082
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.