Что изучает наука этимология в биологии

Этимология

Что изучает наука этимология в биологии

Этимоло́гия (от др.-греч. ἔτυμος — истинный, правильный, верный + др.-греч. λόγος суждение) — раздел лингвистики (конкретнее сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних — учение об «истинном» («первоначальном») значении слова.

Порой так же называют само происхождение слова: например, «у слова тетрадь греческая этимология», «предложить новую этимологию», то есть версию происхождения.

Содержание

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Этимология» в других словарях:

ЭТИМОЛОГИЯ — (греч. etymos правильный, logos речь). Часть грамматики, занимающаяся словопроизведением. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭТИМОЛОГИЯ [гр. etymologia Словарь иностранных слов русского языка

ЭТИМОЛОГИЯ — ЭТИМОЛОГИЯ, этимологии, жен. (от греч. etymos истинный и logos учение) (линг.). 1. только ед. Отдел языкознания, изучающий происхождение слов. Этюды по русской этимологии. 2. Самое происхождение того или иного слова. У этого слова неясная… … Толковый словарь Ушакова

ЭТИМОЛОГИЯ — жен., греч. словопроизводство, корнесловие, ученье о образовании из одного слова другого. гический словарь, указывающий корни, происхожденье слов, словопроизводный. Этимолог, ученый по сей части. Этимология есть беседа с прошедшими, с мыслию… … Толковый словарь Даля

ЭТИМОЛОГИЯ — ЭТИМОЛОГИЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

этимология — сущ., кол во синонимов: 8 • корнесловие (1) • лексикология (8) • лингвистика (73) … Словарь синонимов

Этимология — (греч. etymon – истинное значение слова) 1) происхождение слова или морфемы; 2) раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения. Большой толковый словарь… … Энциклопедия культурологии

этимология — ЭТИМОЛОГИЯ 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов; 2. Гипотеза о происхождении слова, возведение слова к его первоначальной форме. Термин «Э.» впервые был использован ранними стоиками, которые весьма серьезно занимались… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Этимология — ЭТИМОЛОГИЯ. 1. Школьное название отдела грамматики, заключающего фонетику и морфологию к. н. языка; в этом значении Э. противополагается синтаксису; в науке в этом значении слово Э. не употребляется. 2. В науке Э. того или другого слова (во… … Словарь литературных терминов

Этимология — ■ Её легче всего установить с помощью латыни и немного подумав … Лексикон прописных истин

этимология — и, ж. étymologie f., гр. etymologia Называя водопад властелином влаги, я его лицетворю, забывая этимологию его, и говорю о том незримом moteur, побудителе водяной суматохи. 28. 8. 1825. П.А. Вяземский Пушкину. // РА 1874 1 170. Лекс. Уш. 1940:… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Источник

Статья «Этимология биологических терминов»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Изучение этимологии биологических терминов как способ повышения познавательной активности учащихся

(данный материал опубликован на сайте)

Термины, то есть слова (или словосочетания), служащие обозначением логически сформулированных понятий и тем самым несущие логическую информацию большого объема (Л.Г.Барлас), являются важнейшим компонентом лексики.

Роль терминологической лексики в общей лексической системе языка неуклонно повышается. Научно-техническая революция вызывает перестройку понятийного аппарата многих наук и возникновение новых отраслей, что порождает новые терминологические системы и вносит существенные изменения в уже существующие. В развитых языках около 90% лексики представлено научными и техническими терминами. Каждая отрасль науки и техники обладает определенным набором специальных терминов, смысл которых не всегда понятен непосвященному человеку.

Таким образом, одним из условий успешного изучения любой науки является освоение ее терминологии. Биологическая лексика содержит массу иноязычных слов, чаще – латинских или греческих. Поэтому целесообразно с первых уроков знакомства с биологией как наукой особое внимание уделять этимологии употребляемых терминов, обращая внимание учащихся на то, что многие общеупотребительные слова или специальные понятия других областей науки имеют общее с биологическими терминами происхождение, являются однокоренными. Осознание этого позволяет учащимся легче и прочнее запомнить толкование слов, и, соответственно, определения понятий. Не следует забывать о том, что многие термины образованы в результате слияния двух или даже трех слов, то есть являются сложными словами, в которых часто употребляются соединительные гласные О или Е.

С первых уроков биологии в 6 классе ведется словарная работа. Так, давая объяснение понятию «биология», сравниваем его со словом «биография». На доске записываем оба слова, выделяя в них общий корень, поясняя, что понятия эти имеют греческое происхождение:

БИОграфия graph – пишу

Подобным образом рассматриваем этимологию других терминов по мере того, как возникает необходимость в их использовании:

АВТОтрофы ↔ АВТОграф: autos (греч.) – сам, trofe (греч) – пища

ПОПУЛяция ↔ ПОПУЛярный: populus (лат.) – народ;

КРЕАЦионизм ↔ КРЕАтивность: creation (лат.) – созидание, сотворение.

ФИЛьные: phileo (греч.) – любовь ФОБные: phobos (греч.) – страх, боязнь

ФИЛология ФОБОС (спутник Марса)

Интересная цепочка слов, связывающих понятия биологии, литературы, истории, криминалистики была выстроена при толковании термина «амфибия»:

АМФИбия ↔ АМФИбрахий ↔ АМФИтеатр

брахиДАКТИЛия ↔ ДАКТИЛь ↔ ДАКТИЛоскопия

amphi (с греч.) – вокруг, с обеих сторон; двоякий

Работа над поиском родственных слов является увлекательным занятием; учащиеся с удовольствием работают со словарями, консультируются с учителями- словесниками. Как оказалось, подобного рода упражнения включают в олимпиадные задания по русскому языку. Благодаря изучению этимологии специальных слов обогащается словарный запас учащихся, развивается логическое мышление и возрастает познавательный интерес к предмету.

Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1978

Краткий этимолого-орфографический словарь/ Сост. З.С.Патралова, Т.А. Бочкарева, Н.В.Павлова. – Саратов:»Лицей», 2001

Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С.Зенович. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

Значение терминов, встречающихся в тексте

Автограф – 1) собственноручная надпись, подпись; 2) собственноручный авторский рукописный текст.

Автотрофы – организмы, источником питания которых служат неорганические вещества; способные из неорганических веществ создавать органические.

Амфибия – 1) земноводное растение или животное; 2) техническое средство, способное передвигаться как по суше, так и по воде.

Амфибрахий – стихотворный размер, образуемый трехсложными стопами * с ударением на втором слоге.

Амфитеатр – 1) античное сооружение для зрелищ – овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале или в аудитории, расположенные уступами.

Андрофобия – букв. боязнь мужчин, мужененавистничество.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о нормальных вариациях строения человеческого тела.

Биография – жизнеописание, история жизни.

Биология – наука о живой природе.

Гидрофильность – способность вещества (материала) смачиваться водой, растворяться в воде.

Дактилоскопия – раздел криминалистики, изучающий кожные узоры подушечек пальцев рук для идентификации личности.

Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства.

Креативность – творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Филантроп – человек, любящий людей; тот, кто помогает нуждающимся, занимается благотворительностью.

Филология – совокупность научных гуманитарных дисциплин, изучающих культуру народа, нации, общества и т.д., отраженную в языке и литературном творчестве.

Философия – 1) форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и место в нем человека; 2) методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки; 3) отвлеченные, не касающиеся дел рассуждения.

* стоп (англ. stop to stop останавливать, останавливаться) – как повтор в плане постановки ударения на часть строки.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛАТИНСКИХ И ГРЕЧЕСКИХ ПРЕФИКСОВ, СУФФИКСОВ И КОРНЕЙ (по А.И. Дееву, 1998)

(префиксы набраны курсивом, перед суффиксами стоит дефис )

Источник

Презентация по русскому языку и биологии «Этимология биологических терминов».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Интегрированный проект по русскому языку и биологии:

,,Этимология биологических терминов .

Работа ученицы 7 а класса МБОУ СОШ №6

II. Основная часть: «Этимология биологических терминов».

2. Этимология биологических терминов………………….………………………………………………………………6-9 стр.

IV . Приложение (этимологический словарик).

Интегрированный проект по русскому языку и биологии.

Биология – это наука о живой природе. Что изучает наука этимология в биологии

В своём докладе я более подробно хочу раскрыть тему появления терминов в биологии и смежных ей дисциплинах.

До XIX века зоология, ботаника, анатомия и физиология были частью «пакета знаний», называвшегося «натуральная философия» и соединявшего позитивные сведения о природных явлениях с фантазиями и ошибочными заключениями о причинах этих явлений. История биологии как самостоятельной науки оформляется в XIX веке с появлением эволюционной биологии и клеточной теории.

В XX веке жизнь стала активно изучаться не только на клеточном уровне (и всего организма), но также на молекулярном, на уровне популяций, сообществ и экосистем. Появились синтетическая теория эволюции, молекулярная биология и теория стресса. Но количество нерешённых проблем биологии по-прежнему велико, и это стимулирует деятельность биологов к дальнейшему развитию данной науки.

На уроках биологии мы встречаем всё больше и больше новых терминов, из которых немало слов иностранного происхождения. Постепенно узнаём, что такое фотосинтез, биоценозы, какие животные называются млекопитающими, а какие – травоядными? Но при этом возникает такой вопрос: почему они так названы? Во время урока всегда получаем ответ от нашего учителя. Но, выполняя задания дома, приходиться пользоваться дополнительной литературой, отвечать самостоятельно.

Меня это заинтересовало: а как появились эти названия? Откуда и когда пришли в русский язык? Какой признак был положен в основу названия того или иного термина? Ведь знание точного смысла каждого биологического термина и осмысленное его употребление – один из признаков глубокого и точного знания предмета.

Происхождением конкретного слова занимается этимология. Этимология – это наука о происхождении слов и его изначального смысла. Само слово «этимология» ( etymologia ) происходит от греческих корней: logos – смысл, значение; etymos – истинный, верный. Но этимология биологических терминов в школьных учебниках практически отсутствует, она разбросана в небольшом количестве относительно малодоступных книг. А ведь она вызывает интерес у нас, учащихся, расширяет кругозор, повышает общую культуру речи, позволяет глубже проникнуть в тайны биологического языка, лучше понять и запомнить определения слов.

И я решила провести исследовательскую работу этимологического характера.

Цель работы : создание словаря, содержащего этимологию важнейших, интересных и наиболее употребляемых терминов из основного курса биологии и их современное толкование.

Для достижения поставленной цели определен ряд задач:

Выяснить, почему в биологии много иностранных терминов, из какого они языка;

узнать этимологию важнейших, интересных и наиболее употребляемых биологических терминов;

выписать этимологию терминов для создания словарика;

проследить связи между учебными предметами в данном направлении своей работы.

При посещении отдела «Юность» городской библиотеки имени А. С. Пушкина я пользовалась разными видами словарей (энциклопедическими, этимологическими и специальными словарями по биологии) и справочной литературой.

Основная часть: «Этимология биологических терминов».

Итак, вначале выясним, почему в биологии много иностранных терминов, и из какого они языка.

Средневековая арабская медицина, наука и философия сделали важный вклад в развитие знания о жизни в VIII—XIII вв., в период так называемого золотого века ислама.

Прославленный врач Авиценна (980—1037 гг.) в своем труде «Канон врачебной науки», до XVII в. остававшемся настольной книгой европейских медиков, ввел понятие о клинических исследованиях и фармакологии. Следовательно, некоторая часть терминов имеет отношение и к арабскому языку.

Только эпоха Возрождения по-настоящему пробудила в Европе интерес к естественной истории и физиологии. В 1543 году с книги Везалия «De humani corporis fabrica» началось развитие современной анатомии. Он и его последователи постепенно заменили в медицине и физиологии средневековую схоластику эмпиризмом, полагаясь не столько на авторитет учебников и абстрактное мышление, но и на личный опыт. Через лечение травами медицина также подпитывала интерес к изучению растений.

Художники, такие как Альбрехт Дюрер и Леонардо да Винчи часто работали бок о бок с натуралистами и также интересовались строением тела человека и животных, давая детальные описания их анатомии.

Традиции алхимии, поддерживаемые такими учёными, как Парацельс, вносили свой вклад в исследование природы, вдохновляя исследователей на опыты, как с минеральными, так и с биологическими источниками фармакологических препаратов. Развитие фармакологии внесло свой вклад и в зарождение механицизма.

До 15-16 веков латынь оставалась единственным общепризнанным языком науки. Все научные сочинения писались только на латыни. Язык науки был непонятен непосвящённым, хотя многие латинские слова, претерпев ряд изменений, закрепились и в общей лексике. Особенно это сказалось в языках романской группы (в том числе французском, немецком, английском), возникших после распада Римской империи на основе местных диалектов латинского языка. С развитием национальных языков в обыденной жизни латынь уступила им место, но в науке латинская терминология осталась. Но так как латинским, а порой всё ещё и греческим языком владели не только учёные, но и те, кто получал среднее гимназическое, а тем более высшее образование, в основу и новых научных слов XIX- XX вв. были заложены эти классические языки, понятные всем образованным людям независимо от их родного языка.

Слово «биология» время от времени появлялось в работах естествоиспытателей и до XIX века, однако смысл его был в то время совершенно иным. Карл Линней, например, называл «биологами» авторов, составлявших жизнеописания ботаников. На рубеже XVIII и XIX веков сразу три автора (Бурдах, Тревиранус, Ламарк) использовали слово «биология» в современном смысле для обозначения науки о общих особенностях живых тел.

Этимология биологических терминов.

А теперь займёмся этимологией терминов.

В первую очередь рассмотрим сам термин «биология». Биоло́гия (греч. βιολογία ; от др.-греч. βίος — жизнь + λόγος — учение, наука) — система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.

Аналогично позже появились термины : зоология, микология, экология и многие другие.

Зооло́гия (от др.-греч. ζῷον — животное + λόγος — учение) — биологическая наука, изучающая представителей царства животных.

Миколо́гия (от др.-греч. μύκης — гриб) — раздел биологии, наука о грибах.

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году.

Занимаясь этимологическими исследованиями, меня заинтересовали следующие термины:

Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная экосистема Земли.

От первого слова впоследствии появился более «молодой» термин.

Биоценоз (от греч. βίος — «жизнь» и κοινός — «общий») — это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории), и связанных между собой окружающей их средой.

Анализируя развитие современных наук и их взаимное влияние, связи между предметами школьного курса, я нашла термин, имеющий отношение не только к биологии, но и к географии, и к агрономии.

Ковыль Общеслав. Объясняется по-разному. Предпочтительнее всего толкование как суф. Производного от той же основы, что и ковать в значении «бить, рубить» ( Heu «сено», и heuen «косить». Ковыль, буквально в таком случае — «то, что трава, которую рубят, косят». Менее убедительны сближение с ковылять и трактовка в качестве заимств. из тюрк. яз. (ср. турецк. kovalik «тростник», буквально — «безлистый»).

В зависимости от направления исследовательских работ, опытов, анализов каждая лаборатория оснащается специальным оборудованием. Например: для школьных опытов по биологии предусмотрены как специальный набор лабораторной посуды и принадлежностей, так и комплект микроскопов с покровными и предметными стёклами.

Моль — единица измерения количества вещества,

Моль — представитель молей (под названием «моли» объединяют в не таксономическую группу мелких насекомых из отряда чешуекрылых).

Микроско́п (греч. μικρός — маленький и σκοπέω — смотрю) — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом. Совокупность технологий и методов практического использования микроскопов называют микроскопией.

Значение микроскопа для биологов, занимающихся исследованиями и опытами, трудно оценить. Техническое оснащение и возможности зависят от его модели. Микроскоп состоит: окуляр, тубус, револьвер, объектив, предметный столик, штатив, зеркало, винты настройки, подошва.

У многозначного слова выделяется прямое и переносное значение. Прямое значение непосредственно указывает на явления окружающего нас мира и не мотивировано другими значениями этого слова. Переносное значение по смыслу связано с прямым и мотивировано им. Так, слово земля имеет значения: 1. Родина – место рождения и проживания человека; 2. Третья планета Солнечной системы; 3. Территория страны; 4. Почва; 5. Часть суши с точки зрения географии; 6. 9-ая буква в славянском алфавите.

Меня заинтересовали значения таких слов:

— часть верхней (или передней) конечности.

— инструмент в графических редакторах.

— один из декоративных аксессуаров знамени, крепится на конце шнура и элемент декора.

Музыкальный ключ — знак, определяющий абсолютную высоту нот на нотном стане.

Гаечный ключ — инструмент для соединения (разъединения) резьбового соединения.

Ключ (иероглифика) — часть иероглифа, обладающая отдельным смыслом.

Ключ (в скалолазании и альпинизме) — самый сложный участок трассы.

Замковый ключ — инструмент для открывания замка.

Корень (в ботанике) — вегетативный осевой подземный орган растения, обладающий способностью к неограниченному росту в длину и положительным геотропизмом.

Корень (в лингвистике) — основная часть слова.

Лисички – 1. Уменьшительно ласкательная форма (суф.) от слова лиса; 2. Вид лесных грибов.

Ножка – 1. Ножка стула (опора); 2. Ножка гриба (элемент строения объекта микологии).

Шляпка – 1. Уменьшительно ласкательная форма (суф.) от слова шляпа, элемент гардероба женщины. 2. Шляпка гриба (элемент строения объекта микологии ).

Приставочный способ образования слов – биологических терминов.

В русском языке есть приставочный способ образования слов, который ярко проявляется в таких терминах:

л.: антибиотики, антитела, антивирусы

крайний, предельный: ультразвук, ультрафиолет.

Как известно, человек занимает наивысшую ступень развития, но его жизнедеятельность оказывает разностороннее влияние на планету, окружающую среду; в последнее время в средствах массовой информации стало появляться слово « мегахищник », которое имеет отношение к нам.

В связи с ограниченностью во времени, я не могу рассказать об этимологии всех исследованных мной биологических терминах, поэтому вашему вниманию предлагается только часть заинтересовавших меня терминов.

В ходе работы я обнаружила, что:

большинство научных терминов звучит по-русски почти так же, как и по-английски, по-латыни, по-гречески. И это очень важно: искусственные барьеры между учёными разных стран неминуемо замедлили бы развитие наук, и если бы учёные каждой страны имели свой собственный научный словарь, то вместе с тем языковой барьер усугубился бы ещё и научным;

наша средняя школа в настоящее время не имеет единого настольного пособия, содержащего не только толкование, но и этимологию важнейших и наиболее употребляемых терминов из основного курса биологии.

Я создала пока ещё небольшой словарь с этимологией биологических терминов. При его создании обработала много специальной литературы, а также различных словарей, выписывая встречающиеся термины. Не обошлось, конечно, и без повторений, поэтому из повторяющихся слов я выбрала наиболее яркие, на мой взгляд, толкования и их наиболее точную этимологию. Потом я набрала текст будущего словаря на компьютере, в результате чего получился краткий словарик иностранных терминов по биологии. Проводя своё исследование, я работала с материалами словарных статей, текстами учебников, обращая внимание на важнейшие и интересные термины, на историю их возникновения, что меня очень заинтересовало.

Практическое применение : мой маленький словарь-справочник для всех, кто интересуется биологией и смежными дисциплинами, кому интересна, как и мне, этимология терминов. Он обращён к школе: как к учителю, так и к учащимся. Если после моей работы у кого-то появились вопросы о происхождении других терминов не только из биологии, но и из других учебных дисциплин школьного курса, значит мои цели и задача достигнуты, двигайтесь вперёд, получайте знания, развивайтесь!

Спасибо за внимание!

V . Список используемой литературы.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку». Москва: «Просвещение», 1999 г.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». Москва: «Азъ», 1994 г.

Реймерс Н.М. «Популярный биологический словарь». Москва: «Наука», 1991 г.

Спиркин А.Г., Акчурин И.А., Карпинский Р.С. «Словарь иностранных слов». Москва: «Русский язык», 1979 г.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. «Школьный этимологический словарь русского языка». Москва: «Дрофа», 2004 г.

Источник

Что такое этимология

Что изучает наука этимология в биологии

Термин этимология образован от греческих слов etymon ʻистинное значение словаʼ и logos ʻучение, словоʼ. Этимология – область языкознания, занимающаяся установлением происхождения слов, их первоначальной структуры и первоначальных генетических связей с другими словами.

Кроме того, этимологией иногда называют научно-исследовательский процесс, процедуру, направленную на выяснение происхождения слова. В этом случае термин имеет синонимы: этимологизирование, этимологизация, этимологический анализ.

Результат этимологического анализа, то есть сформулированную в ходе исследования версию происхождения слова, тоже называют этимологией. Вот, например, этимология слова грамота в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской:

Грамота. Др.-русск. заимствование из греч. яз. В памятниках отмечается с XI в. Греч. grammata— «чтение и письмо» является формой мн. ч. от gramma — «буква, запись».

Необходимо сделать оговорку. Все слова меняются с течением времени. Этому подвержены и фонетическая оболочка, и лексическое значение. За века может накопиться столько изменений, что первоначальный облик и смысл слова окажется «затемненным». Это создает значительные трудности для анализа. И установление происхождения слова в этимологии не означает, что будет восстановлена непременно самая ранняя, первоначальная форма. Увы, на данном этапе развития науки это зачастую невозможно, и не факт, что будет возможно в дальнейшем. Этимологический анализ предполагает лишь раскрытие истории слова до какого-либо определенного периода в прошлом. Например, этимология многих современных русских слов возводится к их «предкам» в праславянском или праиндоевропейском языках. Что было с исследуемыми словами еще раньше, пока нет возможности выяснить, а имеющиеся предположения обычно слишком зыбки.

Ввиду описанных выше трудностей, связанных с изменениями слов и «затемнением» их первоначальной формы, часто случается, что происхождение того или иного слова нельзя установить абсолютно точно. В связи с этим этимологии слов делятся на истинные (абсолютно надежные, бесспорные) и гипотетические (предположительные, проблемные). Истинная этимология у слова только одна, тогда как гипотетических может быть несколько. В словаре гипотетические толкования сопровождаются пометами и оговорками: вероятно, вероятнее всего, по-видимому и т.д. На нынешнем этапе развития науки слов с гипотетической этимологией гораздо больше, чем с бесспорной. И есть слова, которые пока вообще не подвергались этимологическому анализу.

И истинная, и гипотетическая этимология должны быть научно обоснованными.

Языковед В.И. Абаев сформулировал основные задачи научного этимологического анализа:

Из сказанного видно, что этимология тесно связана с такими областями лингвистики, как лексикология (в ее рамках исследуется семантика, т.е. значение, слова) и словообразование (изучение структуры, составных частей слова). Но для успешной работы ученый-этимолог должен обладать всесторонними глубокими знаниями практически во всех областях лингвистики. Ему потребуется сравнивать данные множества разных языков, как современных, так и древних, т.е. владеть методами сравнительно-исторического языкознания. Он должен хорошо разбираться в диалектологии, исторической грамматике, знать фонетические процессы в языках на разных этапах их развития, иметь развитое языковое чутье. Понадобится в работе и знание других наук, в первую очередь, истории, литературы, этнографии, географии.

В последнее время стали модными любительские изыскания в области происхождения слов. Те, кто этим увлекается, часто не имеют необходимых знаний (а многие, что самое печальное, даже не собираются их накапливать, считая, что официальная наука «всё лжет»). В результате слова трактуются такими «исследователями» как придется – в основном по созвучиям. А это очень ненадежный путь, поскольку созвучия чаще бывают результатом простого совпадения, нежели признаком родства. Структуру слова эти этимологи-любители в расчет почти не принимают, в своих умозаключениях с легкостью игнорируют звуки, наличие которых в слове не могут объяснить. Об истории языка и действовавших в нем законах имеют весьма смутное представление.

Если бы такие изыскания оставались в рамках простого развлечения, проблемы бы не было. Но в настоящее время подобные трактовки преподносятся их авторами как альтернативные научные гипотезы, а то и единственно верные, истинные версии происхождения слов. И эти измышления вызывают доверие у многих людей.

Одна из главных причин такого положения вещей – недостаточное просвещение в области научной этимологии. Даже в учебниках для студентов филологических факультетов этот раздел языкознания представлен в меньшем объеме, чем надо бы. О школьном преподавании и говорить не приходится: выпускники общеобразовательных учреждений в лучшем случае смогут объяснить, что означает сам термин «этимология», но о принципах этой науки и об особенностях исторического развития языка обычно ничего не знают. Неосведомленность – благодатная почва для распространения антинаучных идей, которые могут на первый взгляд казаться логичными и привлекательными, но в реальности уводят интересующихся ими очень далеко от настоящей истории родного языка.

Современная этимология – увлекательная и сложная наука, в ней пока гораздо больше вопросов, чем ответов. И все же, если вы хотите больше узнать о происхождении слов русского языка, вам помогут именно работы по научной этимологии – статьи, научно-популярные книги, учебники, словари.

Подробнее о других явлениях, именующихся словом этимология, см. здесь.

Примеры слов с истинной этимологией можно найти в отдельной статье.

Введенская Л.А., Колесников Н.П. Этимология: Учебное пособие. – СПб, 2004.

Абаев В.И. О принципах этимологического словаря // Вопросы языкознания. – 1952. — № 5. – С. 56-69.

Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – СПб, 2005.

Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1971.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *