Что значит слово причащение
Значение слова «причащение»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРИЧАЩЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. (церк.). Один из обрядов (т. наз. таинств) христианской церкви — питье верующими церковного вина с кусочками просфоры или облатками. || Действие по глаг. причастить в 1 знач. — причащать и причаститься в 1 знач. — причащаться. П. больного.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
причаще́ние
1. действие по значению гл. причастить
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова формулярный (прилагательное):
Ассоциации к слову «причащение»
Синонимы к слову «причащение»
Предложения со словом «причащение»
Цитаты из русской классики со словом «причащение»
Сочетаемость слова «причащение»
Каким бывает «причащение»
Понятия, связанные со словом «причащение»
Афоризмы русских писателей со словом «причащение»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «причащение»
Прошу и молю, и припадаю к священным стопам твоим – исправьтесь во всём этом, а особенно же относительно опресноков и указанного недостатка, так как то касается святого причащения, а это пагуба для чистой веры.
Новоприбывший должен был представить доказательства своего права на участие в обряде причащения.
Можно ли что-то почувствовать во время причащения? Не есть ли это самовнушение?
Значение слова причащение
Словарь Ушакова
Библейская энциклопедия арх. Никифора
есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого тела и крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Таинство это установлено было самим Иисусом Христом на последней тайной вечери. Благословив приготовленный хлеб, Он преломил его по числу учеников и, раздавая им, сказал: «приимите, ядите, cue есть тело Мое, которое за вас предается»; потом взяв чашу и воздав хвалу Богу, подал им, говоря: «пейте из нее все. Ибо cue есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставлении грехов». «Cue творите в Мое воспоминание» (Мф 26:26-29, Мк 14:22-25, Лк 22:19-21). Причащение необходимо каждому христианину для спасения. Об этом ясно говорит Иисус Христос: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53). Сущность этого таинства состоит в том, что во время совершения Божественной литургии хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное тело Христово и в истинную кровь Христову и служат для причащающихся духовною пищею и залогом вечного блаженства. Право совершать таинство св. причащения имеют только епископы и пресвитеры, как преемники апостолов. Приступать к этому таинству могут все верующие, получившие крещение и миропомазание. Следовательно, и младенцы не должны быть лишаемы участия в этом таинстве. Но возрастные, желающие приступить к таинству св. причащения, должны приготовиться к этому постом и молитвою и очистить свою совесть от грехов таинством покаяния. Ап. Павел о причащении говорит: «Да испытывает себя человек и таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» (1 Кор 11:28, 29). Те которые по возможности достойно причащаются тела и крови Христовой, могут получать себе от этого великую пользу, именно, могут чрез это теснейшим образом соединяться со Христом, укреплять свою духовную жизнь и надеяться на участие в вечном блаженстве. «Ядущий Мою плоть, и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и пребывает во Мне и Я в нем», — сказал Господь (Ин 6:54,56). Сознавая такую важность и пользу таинства св. причащения, древние христиане причащались в каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым приступить к столь великому таинству. Церковь матерним гласом завещает исповедываться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовы, ревнующим о благоговейном житии, четыре раза в год, в каждый из четырех постов, а всем непременно однажды в год.
Православие. Словарь-справочник
Таинство Православной Церкви. При Причащении человек под видом хлеба и вина принимает Плоть и Кровь Иисуса Христа, становится таким образом причастным ко Христу. Таинство Причащения совершается архиереем или священником во время литургии.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
причащ’ение ( 1Кор.10:17 ) — участие, приобщение (слово заимствовано от известного ритуала православной церкви).
Православный энциклопедический словарь
таинство, в котором верующие причащаются истинных Тела и Крови Христовых и таким образом соединяются со Христом.
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
Словарь церковных терминов
таинство православной церкви. Иначе причащение называется таинством евхаристии. При причащении человек под видом хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа (см. Ин. 6, 5358 ), становится т.о. причастным ко Христу. Таинство причащения совершается архиереем или священником во время литургии. В некоторых случаях причастие совершается запасными дарами. В православной церкви причастие совершается хлебом и вином. Для удобства раздробленный хлеб полагают в потир вместе с вином. В практике православной церкви к причастию принято приступать натощак и после исповеди.
Православная энциклопедия
одно из таинств Православной церкви. В момент причащения человек в виде вина и хлеба принимает кровь и плоть Самого Иисуса Христа и становится «сопричастным» Спасителю. Таинство причащения совершает священник или архиерей во время Божественной литургии. В тех случаях, когда людей нужно причастить на дому (больных или умирающих), причастие совершают запасными дарами. Обычно же причастие приготавливают в потире, смешивая частицы просфор с разбавленным вином. К таинству причащения мирянам следует приступать натощак и только после исповеди. Исключение составляют только младенцы. Кроме того, детям до шести лет исповедоваться необязательно.
Энциклопедический словарь
(евхаристия), в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся верующие приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, символизирующие его тело и кровь.
Словарь Ожегова
ПРИЧАЩЕНИЕ, я, ср. Христианское таинство принятия причастия (во 2 знач.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— главнейшее из христианских таинств, установленное самим И. Христом (Иоан., VI, 31; Матф., XXVI, 26—28; Марк., XIV, 22—24; Луки, XXII, 19—20 и 1 Кор., XI, 23—26). О значении его см. Евхаристия и Пресуществление. К П. допускаются в церкви православной все ее члены, после должного приготовления постом и покаянием. Православная церковь преподает таинство и младенцам (причащая их одной кровью И. Христа), чего не делает церковь католическая, которая, кроме того, не удостоивает мирян чаши. П., по учению церкви, делает причастников «стелесниками» И. Христа, скровными ему, христоносцами, участниками божеского естества; оно споспешествует укреплению и преуспеянию христианина в нравственной жизни, оживляет душу, освящает, соделывает твердыми в подвигах добра. Православная церковь учит, что тело и кровь Христовы, вкушаемые верными, — в то же время умилостивительная жертва, приносимая Богу за живых и умерших. Эта жертва совершенно тождественна с жертвой крестной, отличаясь от нее лишь по образу и обстоятельствам жертвоприношения. Относительно совершения таинства П. существует обширное законодательство древней церкви и новое (полный обзор его см. в «Правосл. собеседнике» 1859 г.). В каждой церкви должны постоянно иметься запасные св. дары для П. больных (см. Дары Святые). Во весь апостольский век литургия совершалась ежедневно, и все присутствовавшие обязательно причащались за каждой литургией (см. Постановления апостольские и правило 2 Антиохийского собора 841 г.). Ныне христиане не считают себя достойными приступать к П. часто, а особенно — ежедневно. Поэтому церковью установлено в случае нежелания или невозможности причащаться чаще приступать к таинству не менее одного раза в год. По 50-му правилу Карфагенского собора П. должно быть до принятия пищи. В древности причащались отдельно тела Христова, которое священник давал причащающемуся на руки, сложенные крестообразно, и св. крови, которую давали вкушать из общей чаши диаконы. Неизвестно с точностью, с какого времени стали причащать лжицей вместо тела и крови Христовых. Во времена Трулльского собора было еще раздельное П. За П. брать плату запрещено 23 прав. VI вселенского собора. В древнейшие времена причащению предшествовало преломление евхаристийного хлеба по примеру преломления хлеба, данному И. Христом на тайной вечере. В одних церквах преломление следовало непосредственно за освящением даров (у греков), в других — совершалось непосредственно перед раздаянием их причащающимся. У латинян каждый хлеб делили на три части, у греков — на четыре. В других местах на Востоке дважды преломлялся хлеб: сразу после освящения даров — на три части и перед причащением — каждая из трех частей разделялась на мельчайшие части. У мозарабов хлеб делили на девять частей, из которых каждая знаменовала одно из событий жизни И. Христа. После «святая святым» подходили к П. епископ, за ним — пресвитеры, остальной клир, аскеты, женщины — диаконисы, девы, вдовы — дети, наконец, все прочие присутствовавшие. Из «Постановлений апостольских» видно, что раздавал П. сам епископ, но, по словам Иустина, в его время епископ совершал лишь освящение даров, а раздаяние даров было делом диаконов. В последующее время епископ и пресвитеры раздавали св. хлеб, а чашу с вином подавали причащающимся диаконы (Киприан, «De lapsis»). С разрешения епископа диаконы преподавали иногда и то, и другое мирянам, под надзором пресвитера. Что касается части храма, в которой происходило П., то в этом отношении порядок в древних церквах был неодинаковый. В Испании к алтарю допускались только священники и диаконы; прочие клирики приобщались на клиросе, миряне — на амвоне (собор Толедский IV). У греков в алтаре причащались священники и диаконы; это право их было утверждено собором Трулльским. В Галлии мирянам дозволено было причащаться на клиросе, куда после слов «святая святых» впускались даже женщины. Причащались миряне стоя или коленопреклоненные, пресвитеры — стоя, но перед самым П. простираясь ниц перед алтарем (Златоуст). От второго или третьего века в 1837 г. найдена надпись: Έσδίε, πίνε λαβών, ίχδυν έκων παλαμαϊς, т. е. яждь, пей, держа руками рыбу (символ, представлявший начальные буквы слов: Ιησούς Χριστός υιος Θεοΰ). Женщины принимали тело Христово в особый белый плат, названный от своего употребления dominicale, после чего уже клали его себе в рот. Этот обычай продолжался (на Западе) до VII в. Брать голой рукой тело Христово женщине запрещено было собором Оксерским (прав. XXXVI). Св. кровь всасывали из чаши посредством особого рода трубки, золотой или серебряной (colamus, syphon). Обстоятельства происхождения этой трубки неизвестны. Думают, что сначала причащающиеся вкушали кровь Христову прямо из подаваемой диаконом большой чаши, приставляя уста к ее краям. Секки думает, что большая часть чаш, найденных в катакомбах, — евхаристийные чаши, в которых диаконы подавали причащавшимся кровь Христову. В века гонений верные, совершавшие таинства в катакомбах и других потаенных местах, после П. уносили с собой в дома оставшиеся освященные частицы св. хлеба, которыми причащались дома сами, когда имели нужду в подкреплении своей веры или когда готовились к мученичеству. Об этом свидетельствуют Иустин, Тертуллиан, Киприан, св. Василий Великий. Последний категорически говорит, что в его время «в Александрии и в Египте вообще всякий даже мирянин имеет сосуд (κοινονία) специально для домашнего П. и причащается когда хочет». Домашнее П. жены-христианки совершалось иногда тайно от мужа-язычника, П. мужа-христианина — от жены-язычницы, о чем говорит Тертуллиан. В случае болезни или других обстоятельств, мешавших причащаться в храме, св. причастие к больному приносили на дом или диакон, или низший клирик, как это видно из примера аколуфа Тарсиция, замученного язычниками за то, что не хотел выдать им тело Христово, которое нес. Иногда это поручалось и мирянину. Верные, по свидетельству Григория Великого, могли брать П. с собой в путешествие. Клирики и миряне, когда несли св. дары, имели их в чистом полотенце, которое св. Амвросий называет oraria, или в сумке, повешенной через шею на ленте, иногда — в чаше золотой, серебряной или глиняной. Вероятно также, что для этой цели употреблялись енколпии (см.). Сосуды, в которых держалось причастие в домах (arca), иногда были очень изящны. Такова, например, arca, имеющая вид маленькой башни с голубем наверху и с изображением молящегося сбоку, на одном саркофаге в усыпальнице ватиканской. Собор Карфагенский 397 г. (прав. 43) постановил, чтобы П. совершалось до принятия пищи, собор Маконский (прав. VI) в 585 г. определил подвергать отлучению тех пресвитеров, которые нарушили бы это правило.
Н. Б—в.
Причащение больных — особый вид преподания таинства евхаристии людям, по причине тяжкой болезни не могущим быть в храме при совершении таинства на полной литургии и участвовать в принятии его. В таких случаях уже древняя церковь посылала болящим св. дары на дом. Так же поступает церковь и теперь. По обычаю православной церкви, св. дары для больных приготавливаются в великий четверток, но могут быть приготовлены и во всякое другое время. Для этой цели приготавливается второй агнец, а в тех храмах, где литургия совершается ежедневно, отлагается только часть литургийного же агнца. Целый агнец или часть агнца приготавливается для преподания больным так же, как и для литургии преждеосвященных даров. См. П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); П. Нечаев, «Практическое руководство для священнослужителей» (СПб., 1892); П. Забелин, «Права и обязанности пресвитеров» (Киев, 1888).
Таинство причащения.
Часть 1. Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии
Значение таинства причащения в жизни православного христианина
Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.
Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.
Установление таинства причащения
Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.
Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.
Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).
Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это таинство.
Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.
Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).
Необходимость причащения для православных христиан
Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.
Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.
Евхаристия и жертва Христова
Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.
Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха – главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира – основа нашей веры.
Чудо святого причащения
Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).
Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.
Да, таинство причащения – евхаристия – это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).
Таинство причащения с древности получило также именование литургия, что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».
Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба – евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).
Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I–II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.
Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии – литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.
Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.
Литургия святителя Иоанна Златоуста
Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.
Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».
Литургия святителя Василия Великого
По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».
Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.
Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)
Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост – время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.
В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.
причащение
Полезное
Смотреть что такое «причащение» в других словарях:
ПРИЧАЩЕНИЕ — ПРИЧАЩЕНИЕ, причащения, мн. нет, ср. (церк.). Один из обрядов (т.н. таинств) христианской церкви питье верующими церковного вина с кусочками просфоры или облатками. || Действие по гл. причастить в 1 знач. причащать и причаститься в 1 знач.… … Толковый словарь Ушакова
ПРИЧАЩЕНИЕ — (евхаристия), в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, в которых мистически претворяются его тело и кровь … Современная энциклопедия
ПРИЧАЩЕНИЕ — (евхаристия) в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся верующие приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, символизирующие его тело и кровь … Большой Энциклопедический словарь
ПРИЧАЩЕНИЕ — ПРИЧАЩЕНИЕ, я, ср. Христианское таинство принятия причастия 2 (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
причащение — сущ., кол во синонимов: 4 • евхаристия (7) • приобщение (14) • причастие (6) • … Словарь синонимов
Причащение — главнейшее из христианских таинств, установленное самимИ. Хр. (Иоан. VI, 31; Матф. XXVI, 26 28; Map. XlV, 22 24; Луки XXII,19 20 и 1 Кор. XI, 23 25). К П. допускаются в церкви православнойвсе ее члены, после должного приготовления постом и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Причащение — больных особый вид преподания таинства евхаристии людям,по причине тяжкой болезни не могущим быть в храме при совершениитаинства на полной литургии и участвовать в принятии его. В такихслучаях уже древняя церковь посылала болящим св. дары на дом … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Причащение — (евхаристия), в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, в которых мистически претворяются его тело и кровь. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
причащение — я, с., церк. В христианстве: обряд вкушения причастия, состоящего из хлеба (просвиры) и вина. Принять причащение. Синонимы: евхари/стия (церк.), прича/стие (церк.) Этимология: Происхождение связано с часть, которое развилось из общеславянского *… … Популярный словарь русского языка
Причащение — Евхаристия (Сандро Боттичелли, 1495 год) Евхаристия (греч. ευχαριστία благодарение), Святое Причастие главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран Таинство, при котором верующие… … Википедия