Что изучает наука археология 5 класс кратко
Археология является одной из исторических дисциплин. Она занимается исследованием и изучением истории человеческой цивилизации на основе материальной базы: ископаемых остатков жизнедеятельности цивилизаций живших ранее.
Сам термин «археология» образовали два греческих слова: «археос» и «логос», означающие понятие «учение о древности».
Но, материальные остатки жизнедеятельности человека тем и отличаются от письменных свидетельств, что не дают прямой информации о событиях прошлых лет. Однако, они являются поводом для определенных выводов о событиях прошлого. И эти самые выводы принято называть исторической реконструкцией.
В свою очередь, особенностью материальной базы с которой работают археологи, является то, что эти артефакты являются результатом проведения раскопок и позволяют реконструировать события которые имели место в прошлом человеческой цивилизации.
Предмет изучения археологии
Но и для исследования прочих эпох, историю которых помогают реконструировать уже письменные источники, значение археологии не из менее важно. Ведь она способна дать учёным новую информацию, дополнив уже известный фактаж.
Потом, уже в XVIII в., термин «археология» обозначал историю древнего искусства.
И только с XIX столетия, когда исследователей стало интересовать любые ископаемые относящиеся к прошлым векам, археологию стали относить к истории. Как ее составляющую, археологию первыми стали трактовать русские.
Американцы же считали археологию составляющей антропологии (науки, изучающей человека).
В свою очередь европейцы считали археологию автономной наукой, сочетающей в себе наработки естественных и гуманитарных наук.
Первым археологом можно считать вавилонского царя Набонида, правившего в VI в. До н. э. Он раскапывал древние городские строения с целью отыскать надписи давних правителей. Этот первый археолог также был первым документалистом, фиксируя в письменном виде все свои достижения и промахи.
Древнеримский Лукреций в І в. до н.э. стал автором периодизации эволюции материальных культурных памяток. Он установил смену эпохи камня бронзой, а бронзы – железом.
В средних веках археологией интересовались меньше. Чего не скажешь об эпохе Возрождения. Тогда, в XV-XVI в., итальянцы активно искали античные скульптуры.
А XVIII век ознаменовался страстью к коллекционированию. Тогда-то и возникли целые археологические сообщества. Они провели первые раскопки ради научных исследований. И это, в конце XVIII в., дало старт развитию именно археологии, как науки.
В этом плане важным шагом стали раскопки около Неаполя Гераклунума и Помпей погибших в результате извержения вулкана в 79 г. н.э. Они продолжались и во время прихода на эти земли французских войск в конце XVIII в. А вообще французов времён Великой французской революции и Первой империи очень интересовала античность. Это позволило раскопать Помпеи и доказать ценность для науки ископаемых артефактов, что стимулировало интерес археологов другими эпохами. Бонапарт снарядивший Египетскую экспедицию в 1799-1801 годах дал старт исследованиям древнеегипетской цивилизации.
А археологические исследования I пол. XIX в., позволили открыть древнюю цивилизацию на территории Месопотамии.
Правда, на тот момент древние артефакты не идентифицировались, и не датировались. А с хронологизацией находок помогло деление на каменный, бронзовый и железный века. Такая догма была популярна среди историков XVIII в. А на археологию ее впервые проецировал в 1836 г., датчанин Томсен. А его последователем стал земляк и коллега Ворсо.
В свою очередь француз Ларте в 1837 г., занялся исследованием пещер на юго-западе страны, датировав их отложения и доказав, что древние люди жившие здесь делали орудия из камня и охотились на мамонтов.
Популярность теории Дарвина принесла признание гипотезы Ларте и дала стимул поискам доказательств жизнедеятельности первобытных людей.
А его коллега и земляк Мортилье в период с 1869 по 1883 создал хронологическую классификацию первобытных ископаемых взяв за основу теорию Дарвина. А ещё он классифицировал эпоху камня на периоды щель, ашель и мустье.
А в 1865 г., британец Леббок разделил эпоху камня на палеолит (древний период) и неолит (новая эпоха). Правда связь между ними найти не удавалось до XIX века. Именно тогда француз Пьет сделал открытие эпохи среднего каменного века (мезолита).
Кон. XIX – нач. ХХ в. ознаменовалось классификацией шведом Монтелиусом археологических артефактов. Он создал ряды эволюции и типизировал их следя за эволюцией форм. А ещё этот ученый датировал бронзовую и раннюю железную эпохи.
В начале XX в., дело Пьета продолжил француз Дешелет написав комплексную работу о западноевропейской археологии и в частности по французской. Он рассмотрел палеолит и эпоху раннего железа.
В I пол. ХХ в., возник термин «археологическая культура» (АК). Картография и сравнительный анализ культурных элементов синхронно существовавших цивилизаций в разных частях планеты позволили археологам отнести ряд древних народностей к определенным АК. А миграции АК стали изучать применяя археологическую картографию. В свою очередь археология стала создавать хронологические схемы и переводить относительную хронологию в абсолютную.
XIX-XX века ознаменовались чередой археологических открытий на территории Греции. Так, Шлиман занимался раскопками древнегреческих Микен и Трои, что привлекло внимание к археологии в целом. Кроме того, были раскопаны комплексы древнегреческих Афин, Спарты, а также храмы в Олимпии и в Дельфах.
На территории Италии были раскопаны Остия и Рим. А в 60-х гг. XIX ст., в уже объединенной Италии Фиорелли занимался раскопками Помеев. Именно ему приписывают создание методики реконструкции археологических находок на основе сохранившихся частей. Результаты работы Фиорелли стали хрестоматией для археологов разных стран.
Примерно в это же время работали археологии и на территории Малой Азии, раскапывая сирийские Пальмиру и Гелиополь, эллинистические Пергам и Пирену, а также малоазиатские Эфес и Милен.
Огромный вклад в археологию сделал на заре ХХ в., британец Эванс открывший в греческом архипелаге Эгейского моря АК бронзового века, относящуюся ко ІІ тыс. до н.э., и раскопавший Кнос на Крите. Ему также принадлежит заслуга установления связей между древностями первобытного и античного миров. Эванс раскопал на Крите новую бронзовую АК имевшую связи с Азией и Египтом. Это позволило датировать критские находки и стимулировало развитие европейской хронологизации археологических находок.
А открытие таких АК как латенская, лужицкая и гальштатская дало толчок для исследований цивилизации населявшей центральноевропейский регион в эпоху железа.
В ХХ в., значительный вклад в исследование славянских памяток внёс чех Нидерле. А британец Чайлд в это же время впервые классифицировал древние азиатские и европейские АК.
В то же время Винклер открыл в Малой Азии хеттскую АК (столица Богазкее) неподалеку современного города Анкара.
А древнеперсидскую культуру помогли изучить раскопки Суз и Персеполя. Тогда как на территории Месопотамии были раскопаны Вавилон, Ниневия, Ашшур, Дур-Шаррукин и т.д. А также открыли самой древней на земле шумерской цивилизации Лагаш и Ур. Позже велись раскопки и в других регионах, в том числе на территории Центральной Америки, Индии и Китая.
Таким образом, зародившись ещё во времена Платона, археология к концу ХХ столетия стала самостоятельной наукой с мощной базой накопленных знаний.
Археология
Археология — это наука, которая изучает жизнь людей в древности по сохранившимся вещественным памятникам. Греческое слово «архайос» означает «древний».
Единственный способ узнать, как жили люди в прошлом, — это изучать оставленные ими после себя предметы. Специалистов, которые обнаруживают в земле и изучают остатки жизнедеятельности человека, называют археологами. Время от времени открывается что-то новое, поэтому наши представления о прошлом постоянно меняются.
Рис. 1. Археологические раскопки. Кумранское поселение, существовавшее около 130 г. до н. э. — 134 г. н. э.
Что изучает археология
Как работают археологи
Археология — самостоятельная наука. Главное занятие археологов — раскопки, позволяющие извлечь из земли вещественные памятники жизни людей в древности.
Без научных открытий археологов невозможно представить жизнь людей в далёком прошлом. Найденные предметы переходят в собственность музеев и становятся доступными для людей.
Раскопки
Раскопки — очень тяжёлая работа. Археологи буквально по крупицам перебирают большие массы земли в поисках памятников прошлого. Иногда для обследования местности используют авиацию. Археологам приходится вести работы в самых разных условиях. Раскапывать могильник, обследовать обжитую в древности пещеру, работать в местах, где ведётся строительство, спускаться на морское дно в затонувший город или корабль — и это далеко не всё, что их может ожидать.
Археологи не выбирают места раскопок наугад. Они знают, какие территории могли использовать люди для своих поселений в древности. Подсказки можно найти и в трудах древних писателей. В них могут быть сведения о том, где проходили сражения, строились крепости, располагались не существующие теперь города. Это помогает археологам определить, где проводить раскопки.
Раскопками с целью добычи древностей нередко занимаются люди недобросовестные: коллекционеры, желающие пополнить личную коллекцию, грабители, продающие найденные предметы для собственного обогащения. В таких случаях бесценные свидетельства прошлого бесследно исчезают для науки. По российским законам это считается преступлением.
Изучение находок
Поиск остатков прошлого — только начало работы, затем археологи приступают к изучению находок. Важнейшая задача — определить, к какому времени относятся те или иные археологические находки. При исследовании учёные обращают внимание на всё: форму, цвет, возраст предмета, материал, из которого он изготовлен, и другие характеристики. Анализ предметов и почвы, в которой они находились, проводят в лаборатории. Там же принимают меры к сохранению находок.
Важные сведения можно получить, сравнивая предметы, найденные в одном месте, с подобными им. Необходимо сделать всё, чтобы находки стали такими историческими источниками, которые помогают раскрывать тайны прошлого. Например, найденные археологами каменные наконечники стрел позволяют судить и об орудиях охоты, и о местах расселения древних охотников.
Примеры археологических раскопок
При раскопках Кумранского поселения (рис. 1), расположенного на западном побережье Мёртвого моря в Израиле, археологами были найдены рукописи, большая часть которых написана на древнееврейском языке (иврите). Эти находки имеют огромную ценность для исторической науки. Самые древние рукописи датированы II в. до н. э.
В Южной Италии в древности существовал город Помпеи (рис. 2). Он располагался у подножия вулкана Везувий. В 79 г. при извержении вулкана город был засыпан слоем пепла по самые крыши. Несколько столетий спустя уже ничто не напоминало о когда-то находившемся здесь городе. В 1748 г. начались его раскопки, обнаружились храмы, рынки, жилые дома и многое другое.
Раскопки Карфагена (рис. 3) позволили заглянуть в глубь времён. Карфаген — древний город в Северной Африке, в районе современного г. Туниса. Основан финикийцами в 825 г. до н. э. Когда-то это было могущественное государство на Средиземном море, покорившее Северную Африку и даже земли в Европе.
Глиняные сосуды — амфоры, найденные археологами при раскопках Карфагена (рис. 4) имеют узкое горло, заострённое или закруглённое дно и две ручки. В них перевозили и хранили вино, оливковое масло, зерно. Древние греки и римляне широко использовали их в хозяйстве. Обычно на таких сосудах ставилось клеймо — знак, указывающий имя гончара и место, где они были изготовлены. Такие амфоры археологи находят, как правило, на затонувших кораблях, в поселениях и погребениях. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
В Великом Новгороде археологи обнаружили мостовые, относящиеся к 938 г. (рис. 5) Вдоль всей улицы жители укладывали брёвна, а сверху на них настилали деревянные плахи Срубы домов, обнаруженные при раскопках в Великом Новгороде (рис. 6), помогают узнать, как жили наши предки в X в., какой утварью и орудиями труда пользовались и о многом другом
Найденные археологами во время раскопок серпы (рис. 7) позволили учёным прийти к выводу, что в Древней Руси при изготовлении серпов применяли такую же технику, как и в XIX-XX вв.
Петра (рис. 8) — город, существовавший с конца 2-го тысячелетия до н. э. по XV в. н. э. в Южной Иордании. Здесь археологи обнаружили под слоем земли остатки храмов, театров и даже жилища в пещерах.
Горгиппия (рис. 9) — древний город в Боспорском государстве на восточном берегу Чёрного моря (современная Анапа). Здесь были раскопаны городские кварталы, обнаружены бытовые предметы, погребения. Время, к которому археологи относят найденные предметы, — приблизительно IV-III вв. до н. э. На месте этого древнегреческого города сегодня создан Анапский археологический музей-заповедник.
Конспект классного часа «Немного об археологии» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект внеклассного мероприятия
Тема: «Немного об археологии» (1 ч).
Актуальность выбранной темы: Археология – это комплексная историческая наука, изучающая прошлое людей по вещественным материалам. Изучение археологии считается сферой высшего образования. Это объясняется сложностью изучаемого материала. Несмотря на это в нашей стране существуют давние традиции использования археологии в образовании и воспитании школьников. Сегодня школьное археологическое движение вновь возрождается как часть туристическо-краеведческого направления дополнительного образования. Педагогический потенциал археологической науки был осознан давно и применялся в течение длительного времени. Опыт использования педагогического потенциала археологии нашёл свое отражение в термине «педагогическая археология». Данный термин применим только для системы дополнительного образования. Необходимо использовать педагогический потенциал археологической науки в учебном процессе общеобразовательной школы. Под «педагогическим потенциалом» понимается способность предмета (в данном случае – археологии) воздействовать на сознание и эмоции учащихся, стимулируя интерес детей к изучаемому материалу и формируя у школьников нравственные и познавательные, позитивные личностные качества. Археология как никакая другая наука способна привлечь к себе внимание и развить интерес к общечеловеческим ценностям. Во многом этому способствует ореол романтики, окружающей людей этой профессии. Взяв в руки археологическую находку, ребёнок прикасается к своему прошлому и как бы мысленно переносит себя в давно минувшие века. Важно, чтобы чувство восхищения переросло в интерес, который, в свою очередь, станет основным мотивом познания прошлого. Давно известно, что обучение, построенное на интересе, а не на принуждении, более целенаправленно и продуктивно. Использование археологических материалов в образовательном процессе может не только украсить занятие, сделать его более интересным, но и поможет учителю достичь желаемой педагогической цели, которая включает в себя обучающий, развивающий и воспитательный компоненты.
Целью классного часа является знакомство с археологической наукой.
Чтобы достигнуть поставленной цели, были поставлены следующие задачи :
Обучающие: познакомить учащихся с деятельностью археологов как в полевых, так и в лабораторных условиях, с историей первобытного человека путём их рассмотрения фрагментов керамических изделий, которые имеют важное значение как исторический источник;
Развивающие: расширение кругозора обучающихся, развитие у обучающихся психических процессов (памяти и мышления, в том числе логического мышления), коммуникативных умений, информативных компетенций, умения работать с различными источниками информации (устная речь ведущего – учителя, фрагменты керамических изделий, фотоматериал), умения высказывать суждения о значении и месте культурно-исторического наследия.
Воспитывающие: формирование интереса к учебной дисциплине «история», к истории и археологии как наукам, уважения к мировому и региональному историческому наследию, готовности применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края и мира, ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, духовно-нравственного воспитания и уважения к другим людям.
Форма проведения: тематический классный час с элементами экскурсии и практической работы.
Материально-техническое обеспечение: презентационный материал, фрагменты керамических изделий прошлого, раздаточный материал, клей, бумага.
Авдусин Д.А. Основы археологии : Учеб. для вузов по спец. «История». – М. : Высш. шк., 1989.
Шорин А.Ф. Энеолитические культуры Урала и сопредельных территорий : Учеб. пособие к спецкурсу. – Екатеринбург: Банк культ. информ., 1999.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Очень приятно сегодня вас всех видеть! Итак, сегодня я проведу у вас классный час. Он будет посвящён вашему знакомству с археологией. Теперь давайте начнём! Кто мне скажет, что такое археология? Кто знает, чем занимаются археологи? Что вы вообще знаете об археологии? (на экран выведен слайд 1)
Ученик: Археология – это наука, которая изучает Древний мир.
Учитель: Только ли Древний мир?
Ученик: Наверное, не только Древний мир, так как под Великим Новгородом археологи находили бересту с надписями, а она относилась к периоду Средневековья.
Учитель: Молодец! Совершенно верно! Археология изучает разные периоды прошлого. А кто-то знает, сколько лет должно пройти с момента события до наших дней, чтобы процесс раскопок считался археологическим?
Ученик: Может быть, 50 лет.
Ученик: Наверное, 100 лет.
Учитель: Умница! Должен пройти, как минимум, 1 век с момента события, чтобы раскопки считались археологическим процессом. Хорошо. Давайте всё-таки вернёмся к нашему изначальному вопросу: что вам известно об археологии?
Ученик: Археология изучает древние артефакты.
Учитель: А что такое артефакт?
Ученик: Артефакт – это находка археолога.
Учитель: Всякая ли находка археолога является артефактом, как вы думаете?
Ученик: Наверное, все находки – это артефакты.
Ученик: А я думаю по-другому. Мне кажется, что артефактами не всё найденное является.
Учитель: Что тогда является артефактом?
Ученик: Что-то сделанное человеком, возможно.
Учитель: Да, верно, молодец! Артефакт – это продукт человеческой деятельности. Хорошо, что вам ещё известно об археологии?
Ученик: Археология – это наука, которая изучает предметы, найденные под землёй.
Ученик: Помогает определить, настоящая ли находка, специальный компьютер.
Ученик: Археология – это наука, которая изучает полезные ископаемые.
Учитель: Их ли изучает археология? Полезные ископаемые изучает геология. Археология же изучает вещественные памятники древности. Хорошо. Кто-то ещё хочет высказать своё мнение?
Ученик: Археологи занимаются раскопками, в земле они ищут предметы древности.
Ученик: Сначала археологи предполагают место раскопок. Потом они находят какие-то артефакты, очищая их кисточкой или щёткой.
Ученик: Археологи находят какие-либо останки. Может быть, животного или человека.
Учитель: Хорошо. У некоторых из вас были даже правильные мысли по поводу археологической деятельности. На самом деле, археология – это историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Теперь немного поближе познакомимся с археологией. Для этого я вам предлагаю взглянуть на экран. (на экране слайд 2)
На уроках истории мы с вами изучали Древнюю Грецию. Так вот, относительно недавно, в 2006 г. на территории современной Греции в г. Солоники началось строительство метрополитена. Однако оно затянулось из-за большого количества археологических работ. (на экран выводится слайд 3) Во время строительства метро удалось в Салониках удалось извлечь сотни тысяч археологических находок и обнаружить целый древний город (!), всего за время раскопок было обнаружено около 300 тысяч артефактов, а последней стала статуя Афродиты.
(дети восторженно смотрят на экран и слушают учителя)
Хорошо. Теперь я вам предлагаю послушать рассказ о моём археологическом опыте.
Ученик: А вы тоже археолог?
Учитель: В какой-то степени меня можно считать таковым. Но обо всём по порядку! Археологическая экспедиция, в которую я ездил, происходила на территории Южного Урала, в Челябинской области. Если знаете, там есть Ильменский заповедник, так вот на его территории и происходили раскопки. Ездил я в экспедицию уже несколько раз, в принципе, копаю каждый год.
Ученик: Каждый год? Ничего себе!
Учитель: Как, собственно, проходит экспедиция? Мы приезжаем на территорию заповедника с множеством вещей и аппаратуры. В чём заключается процесс заброски? Нам необходимо разбить будущий лагерь, то есть поставить палатки для участников экспедиции, различные хозяйственные палатки, ангар (это своеобразная столовая), мобильную баню. Мобильная баня представляет собой палатку с переносной печкой. Именно в такой палатке мы и мылись. Когда лагерь уже разбит, приезжает основная группа. В основном это студенты-практиканты. Как вы думаете, что начинается после этого?
Ученик: Раскопки!
Учитель: Совершенно верно! (включается слайд 4) В экспедиции на самом деле приходится очень много работать. Причём не только на раскопе, но и по хозяйству. Однако, могу с уверенностью сказать, что в конце рабочего дня чувствуется приятная усталость, так как был правильно продуман режим дня: работа всегда сопровождалась отдыхом, да и в целом, работать в режиме достаточно удобно. В экспедиции мы копали могильники бронзового и железного веков. Вообще, на раскопе, на мой взгляд, работать всё-таки интереснее, чем в лагере. Как, собственно, разбивается раскоп? Мы приходим к месту, где в последствии будут проводиться раскопки и снимаем слой дёрна, то есть слой травы. (включается слайд 5) После этого мы погружаемся слой за слоем. Потихоньку целенаправленно мы опускаемся всё ниже и ниже, примерно снимая сантиметров по 10 на каждом слое. Находим в земле артефакты или кости. Находки простреливаем. (включается слайд 6) В чём, собственно, состоит процесс прострелки? У каждой находки нужно определить глубину и координаты. Так вот, один человек стоит на нивелире (это такой специальный аппарат для измерения глубины), второй же человек стоит на раскопе и ставит рейку с делениями в место, где была найдена находка. И так, ориентируясь, на деления, человек с нивелира измеряет глубину находки. Чем еще занимаются на раскопе? (включается слайд 7) После погружения ниже на один слой происходит процесс зачистки: поверхность земли необходимо сделать гладкой и красивой, чтобы запечатлеть слой на фото для отчётности. И так с каждым слоем. (включается слайд 8) Также, когда раскопки подходят к концу, необходимо сделать профили раскопа. Это своеобразные «канавки» вдоль стенок раскопа. Это необходимо также, чтобы запечатлеть это на фото для отчётности. (включается слайд 9) Ну и наконец, после того, как раскоп закончен, его необходимо законсервировать! То есть обратно перекидать землю в раскоп, зарыть его. Есть такая интересная традиция – писать записки с посланиями, помещая их в какую-либо тару, чтобы затем зарыть при консервации. На раскопках у нас была возможность прикоснуться к далёкому прошлому. Волей-неволей чувствовалась связь с первобытным человеком, с его образом жизни. (включается слайд 10) Связь эта была через различные находки: отщепы (это преднамеренно сколотые первобытным человеком осколки камня), погребальные горшки, наконечники стрел и изделия на кости. Особенно приятно мне было найти сосуд бронзового века, вы видите его на экране. Глядя на орнамент этого горшка, можно ощутить то, как в древности человек прикладывал огромное терпение при его изготовлении. Меня очень поразило, как искусно был сделан этот сосуд. Кстати, кто-нибудь знает, почему горшок является погребальным?
Ученик: Возможно, потому что он находился в погребении, там, где захоронен человек.
Учитель: Молодец! Всё верно: данный сосуд был найден рядом с погребением человека. (включается слайд 11) А кто-то может предположить, зачем первобытные люди клали рядом с трупом сосуд?
Ученик: Потому что этот сосуд принадлежал этому человеку.
Учитель: Несовсем!
Ученик: Люди так делали, возможно, чтобы почтить память умершего человека.
Учитель: Да, верно! Итак, сейчас на экране вы можете видеть скелет человека, который мы смогли обнаружить в ходе раскопок. Только сосуд, показанный на предыдущем слайде, не относился к этому погребению, поскольку это погребение относится к железному веку, а не бронзовому, как тот сосуд. (включается слайд 12) Что же касается сосудов, то не всегда удаётся найти их целыми. Вот, например, сейчас на слайде вы видите развал сосуда бронзового века. То есть имеется большое количество фрагментов керамики. Однако, если их собрать воедино, получится сосуд. (включается слайд 13) Занимаются этим археологи уже в лабораторных условиях: осколки керамики склеиваются друг с другом, только так со временем получается целый сосуд. Но давайте вернемся к экспедиции. Когда раскопки окончены, основная группа уезжает, остается небольшая группа для выброски. В чём состоит выброска, как вы думаете?
Учитель: Молодец! Верно! Мы остаемся для того, чтобы свернуть лагерь, собрать все палатки и всё оборудование. А после мы приезжаем в Екатеринбург в Институт истории и археологии УрО РАН и всё выгружаем на складе. А теперь у меня возник такой вопрос: хотите ли вы посмотреть на настоящие фрагменты керамики?
Ученики: Да, конечно! Покажите!
(далее учитель проходит мимо каждой парты и показывает учащимся несколько фрагментов керамических изделий древности – два кусочка с орнаментом и один без орнаментирования (последний изначально состоял из двух, они были склеены друг с другом) – с параллельным устным описанием этих фрагментов керамики)
Учитель: Теперь я вам расскажу немного поподробнее о керамике. История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Керамика, как известно, применялась и применяется до сих пор во многих сферах жизнедеятельности человека. Это украшения, художественные, ритуальные, обрядовые, бытовые изделия, посуда для различных хозяйственных и ремесленных целей, а, следовательно, это целый блок информации по духовной и материальной культуре населения. Разнообразные жизненные потребности общества позволили создать обширный ассортимент керамических изделий. Многие параметры создаваемых керамических изделий определялись их назначением. По способу выделки, орнаментации, технологии изготовления глиняных изделий можно судить об уровне развития техники, специфике хозяйства, этнической принадлежности, демографической и социальной структуре населения.
Археологу, для того, чтобы извлечь эту информацию из керамических источников и восстановить древнюю гончарную систему или ее элементы, необходимо иметь знания в самых различных областях человеческой деятельности: технологической (свойства глин, примеси, формовка, обжиг, инструменты и их особенности), искусствоведческой (основы композиции, способы нанесения узоров), социально-экономической (функции посуды, нормы использования, зависимость типов посуды от типов хозяйства), археологической (утилизация керамики, механизмы ее залегания в культурном слое, изменение с течением времени, факторы разрушения).
Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, различной формы, поэтому они выглядят такими разными.
Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили очевидно для еды. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах, позднее появились специальные обжигательные печи.
Проживание племен на одной территории, которые оставили совокупность материальных вещей, имеющие сходства между собой, археологами принято называть «археологической культурой». Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определённом образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений, обряду погребения или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры. Но, именно посуда в большинстве случаев, становится своеобразным маркером разделения археологических культур на сегодняшний день.
Орнамент наносился специальным инструментом, который оставлял после себя ряд пунктирных линий после себя. Этот способ орнаментации называют гребенчатый штамп. Он преобладал практически на всех сосудах.
Также посуду, как уже было сказано ранее, использовали как погребальный инвентарь. С помощью нее можно было с точностью определить какого периода и какой культуры погребения. И с помощью этого можно было узнать, какой погребальный обряд был характерен для населения.
Узнав столько нового, вы теперь согласитесь, что керамика, если правильно все интерпретировать, может дать много информации о жизни первобытных людей: о том где проживали, чем занимались, что ели, и даже с помощью сосудов можно узнать о верованиях этого населения.
Ученики : Да! Теперь мы знаем, что древняя посуда несёт много интересных фактов.
Учитель : А теперь самое интересное! Перейдём к практической работе. Кто хочет почувствовать себя археологом?
Ученики (тянут руки и кричат) : Я! Я! Я! Можно мне! Мне!
Учитель (ставит перед детьми коробку) : Как вы думаете, что в этой коробке?
Ученики: Керамика! Скелетик! Кости! Какие-то артефакты!
Учитель: Сейчас вы почувствуете себя археологами! Подходите по очереди. (учитель открывает коробку – в ней огромное количество соли) Итак, в коробке – соль. Представьте, что это раскоп. Вам необходимо по очереди каждому что-то найти в этой «земле»!
Ученики: А там на всех хватит?
Учитель: Не беспокойтесь, находок должно хватить на всех!
(дети по очереди подходят к коробке с солью и руками пытаются что-то отыскать; каждому удаётся отыскать по конфете)
Ученики: Ого! Это конфеты!
Учитель: Отлично! Вы большие молодцы! Однако, на этом ваша практическая работа не завершена. Сейчас я вам раздам кое-что. (учитель кладёт на каждую парту раздаточный материал) Итак, давайте представим, что вы в данный момент находитесь уже не на раскопе, а в археологической лаборатории. Сейчас перед вами на партах лежит «керамика». Вы будете работать в парах так, как вы сидите. Вам необходимо из этих кусочков собрать два «сосуда». Как только вы соберёте их, сообщите мне. Теперь приступайте к работе! Желаю вам успехов!
(ученики, работая в парах, собирают пазл – из кусочков «керамики» у них получаются «сосуды»)
Ученики: Мы сделали!
Учитель: Отлично! Молодцы! Теперь вам нужно склеить эту «керамику». Для этого возьмите клей и бумагу, которые вы принесли на занятие. До этого вы работали в парах, однако сейчас вы будете работать по одному. У вас на партах лежат по два развала «сосудов». Не торопясь, потихоньку приклейте кусочки «керамики» к бумаге, чтобы у вас у каждого получился цельный красивый «сосуд»!
Ученики: Теперь мы будем, как археологи в лаборатории, собирать сосуды, склеивая керамику друг с другом!
Учитель: Да, верно! Не будем терять времени, приступайте к работе!
(ученики составляют аппликации полученных «сосудов»)