Что значит слово образование
Значение слова «образование»
2. То, что образовалось, создалось в результате какого-л. процесса. Горные образования. Жировые образования.
1. Процесс усвоения знаний; обучение, просвещение. Право на образование. Народное образование. □ Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Ленин, Задачи союзов молодежи.
2. обычно с определением. Совокупность знаний, полученных в результате обучения. Среднее образование. Специальное образование. Дать детям образование. Получить техническое образование. □ [Воронцов] был среди русских высших чиновников человек редкого в то время европейского образования. Л. Толстой, Хаджи-Мурат.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями]». В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социального культурного наследия, позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объёмы познания и длительность жизни взаимосвязаны.
В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким, как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах, колледжах и др. ССУЗах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.
Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.
ОБРАЗОВА’НИЕ, я, ср. 1. только ед. Действие по глаг. образовать-образовывать и образоваться-образовываться. О. общего революционного фронта против эксплоататоров. О. государства. О. горных пород. О. литературного вкуса. 2. То, что создалось, образовалось в
результате какого-н. процесса (книжн.).
Горные образования. Жировые образования под кожей. 3. Процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. Ум развивается образованием, и знания даются тоже образованием. Чрншвскй. Граждане СССР имеют право на образование. Конституция СССР. 4. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. Общее о. (см. общий). Специальное о. Пополнить свое о. Получить о. Среднее о. Высшее о. Техническое о. Политическое о.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
образова́ние
1. действие по значению гл. образовывать, образовать ◆ Принимая во внимание, что образование данных сульфидов в родингитах Баженовского месторождения предшествует минерализации полостей и является более поздней по отношению к формированию диопсид-гроссуляр-везувиановых ассоциаций, можно сделать вывод о понижении температуры в процессе эволюции родингитовых пород. А. А. Антонов, «Минералогия родингитов Баженовского гипербазитового массива», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
2. результат такого действия; то, что в результате образовалось ◆ Шаровая молния — это образование, вызванное созданием при ударе обычной молнии газообразных химически активных веществ, которые горят в присутствии катализаторов, например, частичек дыма или пыли (известный советский физик-теоретик Яков Ильич Френкель). В. П. Карцев, «Приключения великих уравнений», 1970 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В последнее время интенсивно изучаются аналогичные образования из концентрически-зональных базит-гипербазитовых массивов и из вулканогенной ассоциации горных пород щелочно-ультраосновной формации. А. А. Антонов, «Минералогия родингитов Баженовского гипербазитового массива», 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Образование трёхмерных мембран в однородном пространстве-вакууме напоминает выкристаллизовывание прожилок золота в толще горной породы. Владилен Барашенков, «Верен ли закон Ньютона?» // «Знание — сила», 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Таким образом, определив наиболее критичные муниципальные образования по конкретному макроэкономическому показателю, руководитель может выбрать как форму представления, так и период его контроля. О. В. Логиновский, Ю. А. Даренских, «Создание автоматизированной информационной системы губернатора и правительства Челябинской области» // «Вопросы статистики», 2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И поправка: для моноязычных образований, таких, как средние и северные США и неокраинная Россия «вторая лига» не имеет никакого значения. // «Запись LiveJournal с комментариями», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
3. структура знаний, умений и навыков человека, полученных в результате обучения и практической деятельности ◆ Я к этому времени уже получил биологическое образование и начитался Даррелла. О. Г. Баринов, «Зоологический сад» // «Первое сентября», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
4. область народного хозяйства, занимающаяся обучением людей, обеспечением их образования [3] ◆ Сторонники реформы образования полагают, что все деньги, вложенные в образование и сейчас расходуемые неэффективно, на самом деле являются не чем иным, как резервом развития данной сферы. Ирина Мельникова, «Школа выживания» // «Итоги», 11 февраля 2003 г. (цитата из НКРЯ)
Образование
Из Википедии — свободной энциклопедии
В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением и воспитанием учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, например таким, как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данным предметам. Специализация образования увеличивается по мере взросления обучающихся. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.
Образование должно отвечать на 7 базовых ключевых вопросов:
Значение слова « Образование »
В словаре Ефремовой
В словаре Д.Н. Ушакова
ОБРАЗОВА́НИЕ, образования, ср.
1. только ед. Действие по гл. слова образовать в словаре Ушакова’>образовать-образовывать» title=’что такое образовывать, значение слова образовывать в словаре Ушакова’>образовывать и образоваться» title=’что такое образоваться, значение слова образоваться в словаре Ушакова’>образоваться-образовываться» title=’что такое образовываться, значение слова образовываться в словаре Ушакова’>образовываться. Образование общего революционного фронта против эксплуататоров. Образование государства. Образование горных пород. Образование литературного вкуса.
2. То, что создалось, образовалось в результате какого-нибудь процесса (·книж. ). Горные образования. Жировые образования под кожей.
3. Процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. «Ум развивается образованием, и знания даются тоже образованием.» Чернышевский. «Граждане ·СССР имеют право на образование.» Конституция ·СССР.
4. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. Общее образование. ( см. общий» title=’что такое общий, значение слова общий в словаре Ушакова’>общий). Специальное образование. Пополнить свое образование. Получить образование. Среднее образование. Высшее образование. Техническое образование. Политическое образование.
В словаре Синонимов
воспитание, обучение, просвещение, учение, культура, цивилизация, прогресс, образованность; генерация, получение, создание, основание, организация, учреждение, выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование, формировка, устройство; строительство, становление, конкреция, появление, начитанность, кумулит, намывка, гетеротопия, просвещенность, возникновение, составление, стяжение, рождение, налаживание, намывание, намыв
В словаре Энциклопедии
В словаре Синонимов 2
сущсоздание, основание, организация, формирование, учреждение
В словаре Синонимов 3
Воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство.
См. воспитание.
В словаре Синонимы 4
бизнес-образование, возникновение, гетеротопия, глинообразование, желвак, камнеобразование, конкреция, кумулит, медиаобразование, налаживание, намыв, намывание, намывка, новообразование, образованность, обучение, оврагообразование, организация, основание, палингенез, пелета, плюска, появление, просвещение, профобразование, профтехобразование, пылеобразование, рождение, смесеобразование, создание, сортообразование, составление, сталагмит, сталагнат, сталактит, становление, строительство, стяжение, торфообразование, углеобразование, устройство, учреждение, формирование, шлир
Значение слова образование
Словарь Ушакова
образов а ние, образования, ср.
1. только ед. Действие по гл. образовать-образовывать и образоваться-образовываться. Образование общего революционного фронта против эксплуататоров. Образование государства. Образование горных пород. Образование литературного вкуса.
2. То, что создалось, образовалось в результате какого-нибудь процесса (книж.). Горные образования. Жировые образования под кожей.
4. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. Общее образование. (см. общий). Специальное образование. Пополнить свое образование. Получить образование. Среднее образование. Высшее образование. Техническое образование. Политическое образование.
Современный экономический словарь. 1999
отрасль экономики, хозяйства страны, объединяющая организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров.
Культурология. Словарь-справочник
процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Осуществляется через систему образовательных учреждений, а также путем самообразования.
☼ одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства сооб-ва и повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития. Осн. социокультурные функции О. связаны с решением задачи социализации и инкультурации (см. Социализация, Инкультурация) личности обучаемого посредством трансляции ему фрагментов общего и специализир. социального опыта, накопленного человечеством в целом и собственным сооб-вом в частности, введением человека в нормы и правила социальной и культурной адекватности об-ву его проживания и обучением его специализир. знаниям, умениям и навыкам продуктивной деятельности в рамках осваиваемой им социально-функциональной роли (специальности) в обществ. разделении труда. Именно процессы инкультурации личности, усвоения ею норм и ценностей, регулирующих коллективную жизнедеятельность членов сооб-ва и поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированности людей, ведут к непосредственному социальному воспроизводству сооб-ва как культурной системной целостности, а процессы социализации человека, усвоения им норм и технологий исполнения опр. социально-функциональной роли преследуют цель подготовки квалифицированных кадров для поддержания и повышения уровня адаптивных возможностей сооб-ва в постоянно меняющихся истор. условиях его существования посредством выполнения и развития необходимых видов деятельности, познания, технологий, инструментария и т.п.
О. традиционно делится на общее и специализированное (профессиональное), причем на более низких уровнях О. доминирует решение задач общего О. (просвещения), а по мере повышения уровня начинают преобладать функции специализир. обучения.
Общее О. преследует цели преимущественно инкультурации личности обучаемого, и потому оно так тесно связано с задачами воспитания. По существу различие между этими двумя видами формирования личности заключаются в том, что в процессе воспитания человек усваивает нормы, правила и ценности обыденного поведения, сознания и взаимодействия с другими людьми на примерах ситуаций актуального для него повседневного образа жизни (быта), в процессе же общего О. он усваивает в принципе то же самое, но на более обширном и универсальном материале истор. опыта жизнедеятельности человечества (или собственного сооб-ва), преподносимого гражд. историей, философией, религией, лит-рой, историей искусства, политологией, правоведением и т.п. Разумеется, помимо норм и ценностей социального общежития значимое место в программах общего О. занимает изучение учащимися основ общенаучных знаний об окружающем мире (математика, физика, химия, биология, география, социология и др.), а также осн. средства общесоциальной коммуникации (родного и иностр. языков, основ информатики и пр.), норм и правил осуществления этой коммуникации. В принципе инкультурация индивида в процессе воспитания и общего О. формирует его в качестве «продукта» культуры данного сооб-ва, закладывает в его сознание и память оценочные и поведенч. стереотипы и навыки, культурные образцы в уже готовом к «употреблению» виде, а также воспитывает в нем «потребителя» культуры, обученного получать, использовать и интерпретировать эти культурные образцы в русле норм, правил, традиций культуры сооб-ва, т.е. по существу формирует личность, социально адекватную актуальным потребностям этого сооб-ва.
Совершенно иные социокультурные цели преследует специализир. О. Здесь речь идет о подготовке уже не «продукта» и «потребителя» культуры, а ее «исполнителя» (профильного воспроизводителя-интерпретатора актуальных культурных форм) и «творца» (разработчика новых форм). Такого рода обучение осуществляется преимущественно в специализир. областях социальной практики, квалифицированными представителями узкопрофилированных профессий, специальностей и специализаций. Освоение этих ролевых функций обучающимся связано с процессом его социализации — введением в действующую систему разделения труда, усвоением им спец. знаний, практич. умений и навыков продуктивной деятельности (и в том числе творч., инновативной) в избранной сфере. Именно этому и посвящено проф. О. — среднее специальное, высшее профессиональное, послевузовское повышение квалификации. При этом представляется очень важным, чтобы обучающийся усвоил не только фундаментальные и прикладные знания и умения по предмету, функциям и технологиям его будущей деятельности, но и принципы соответствующей проф. культуры — критерии социальной приемлемости форм осуществления данной деятельности (по их социальной цене и последствиям), этику отношения к труду и проф. взаимодействия, реалистичные статусные притязания, традиции, атрибутику престижности и иные ролевые признаки специалиста в этой области, т.е. полноценно интегрировался не только в производство, но и в социально-функциональную страту (профессионально культурную общность) производителей. Только в этом случае задачи специализир. О. по социализации личности могут считаться полноценно выполненными.
Лит.: Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980; Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Обществ. потребности, система образования, молодежь. М., 1988; Саймон Б. Об-во и образование. М., 1989; Флиер А.Я. Культурология в системе образования // Высшее образование в России. 1996. № 4.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Педагогический терминологический словарь
В культуре материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества. Искусство, ремесло, мастерство, необходимые для человеческой деятельности по созданию вещей и обслуживанию людских потребностей, перенимаются людьми друг от друга. Методы производства продукции основаны на знании или представлениях о закономерностях вовлечённых в него процессов. Так же, как и операции, навыки, приёмы, умения производственного процесса, они усваиваются в ходе О. Социальный и личностный прогресс обусловливает технологический прогресс и, наоборот, только при функционировании успешных систем образования.
В образовательном процессе участвуют ученики и воспитанники, преподаватели и воспитатели, образовательные программы, содержание образования, методы и средства обучения, группа (класс), школа, окружающая среда в целом и, прежде всего, культурная среда.
О. возможно потому, что люди обладают способностью обучаться (см. Обучаемость) и воспитываться. Обучаемость включает в себя способности к научению, запоминанию, ассоциации и упражнению. Эти способности развиваются поэтапно. В начале душевного развития ребёнка лежит сенсомоторная координация, затем начинается символизация опыта, происходит усвоение знаковых систем и осуществляется игровая деятельность (см. Игра).
Передача культуры осуществляется с помощью, прежде всего, языка. Качество и уровень О. поэтому напрямую зависят от степени языкового развития преподавателей и обучающихся (см. Культура речи).
Самым действенным фактором О. были и остаются отношения и действия учителя, который определяет собой ту или иную степень успешности О.
Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию учителя соответствует та или иная деятельность учеников. Педагоги специально организуют познавательную работу учащихся в соответствии со своими действиями. Так, перед изучением нового материала учитель даёт логическое задание классу найти в его сообщении материал для решения определённой задачи. Деятельность учителя по организации творческой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена к.-л. другим процессом.
Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Устойчивый интерес учеников побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений лучше и с большей пользой, чем мотивы экзаменационного успеха и (или) внешних поощрений.
Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов. Объективная оценочная реакция учителя в процессе обучения, оценка сочинений и творческих заданий, экзамены создают предпосылку для дальнейшего хода успешного О.
В процессе О. постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Всё содержание О. наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Их структура изменяется под влиянием О. Во-первых, учащиеся усваивают критерии и пути выбора эмоционально приемлемых для себя ситуаций и проблем. Во-вторых, в диапазон этого выбора включаются всё более отдалённые от конкретных и сугубо личных для учеников ситуации и проблемы. В-третьих, по мере развития учащихся их эмоции становятся всё менее связанными с физической активностью, менее непосредственными и экспрессивными.
Предвидение целей и мотивов учеников лежит в фундаменте образовательного процесса. Он не может начаться до осознания учителем характера и уровня способностей и имеющихся достижений детей, их сильных и слабых сторон, среды их общения и семейной обстановки, интересов и вкусов. Именно с этими характеристиками учеников сообразуются ближайшие и отдалённые цели образовательного акта и всего учебного курса. Диагностика возможностей и способностей учащихся предшествует образовательному процессу и осуществляется на всём его протяжении.
О. предполагает искусство учителя (чаще всего как лидера группы) предоставлять ученикам содержание О. в наиболее доступной для них форме и наиболее действенными методами. Содержание О. отвечает целям (потребностям) учащихся, а также социально детерминированным целям. Обе группы целей должны иметь гармонизирующую их общую часть.
Однако чтобы стать личностью, одних знаний недостаточно. Необходимо использовать знания при решении задач, которые ставит перед личностью жизнь. В применении знаний на практике приходится постоянно тренироваться. Упражнение суть основа и содержание тренировки суждения и оценок. Оно предполагает понимание того, что любая проблема имеет некоторое множество ответов. Учащийся благодаря хорошему упражнению оттачивает способность находить оптимальное их объяснение и разработку.
Среди методов обучения на авансцену выходят изучение типичных и нетипичных ситуаций; моделирование, исследование ситуаций, действий, поступков, деловые игры, тренировка в рефлексии и интерпретации, тренинг психологический, выработка личностных ценностей и отношений к своему труду и к себе.
Организационная система О. призвана обеспечить доступ к О. всем, кто способен его усвоить. Дифференцированность О. может базироваться только на способностях личности.
В современной России утверждается личностно-ориентированная модель О., возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Дошкольное, основное школьное, среднее и высшее О. всё более нацеливаются на обеспечение новых поколений широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать различными специальностями (см. Непрерывное образование, Дифференциация обучения). Развитие системы О. планируется с учётом возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями (см. Информатизация образования) и техническими средствами обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 172-173)
обладающая стратегическим значением и приоритетно развиваемая сфера деятельности, лежащая в основе гармоничного развития граждан, общества и государства;
целенаправленный процесс (и результат) воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть поэтому синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяемо как творение образа Человека в индивиде. Термин «образование» часто употребляется в качестве синонима понятия «система образования».
См. также Дифференциация обучения, Игра, Информатизация образования, Культура речи, Народное образование, Непрерывное образование, Обучаемость, Основное общее образование, Просвещение
Словарь антонимов русского языка
Административное право. Словарь-справочник
Словарь экономических терминов
отрасль экономики, хозяйства страны, объединяющая организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Возникновение, появление чего-н.
2. То, что возникло, появилось в результате какого-н. процесса.
1. Усвоение знаний; обучение, просвещение.
2. Знания, полученные в результате обучения.
* Иметь среднее образование. Дать образование детям. *
Москва. Энциклопедический справочник
Первыми очагами просвещения в Москве были православные монастыри. В Андрониковом (с XIV в.), Симоновом (с XV в.) и других монастырях переписывались и переводились на церковнославянский язык богослужебные книги, богословские сочинения; появились первые образцы московского летописания. Здесь же готовились писцы. Для исправления христианских книг приглашались иностранные учёные — продолжатели греко-византийских традиций образованности. Монастырские библиотеки хранили и распространяли по Руси многие памятники средневековой литературы, в том числе учительной, риторической, медицинской и др. В 1506 в Чудовом монастыре было открыто патриаршее училище, готовившее богословов, священников и др. В 1650 в Андреевском монастыре основана школа Ртищевского братства, где наставником был Епифаний Славинецкий. В XV—XVI вв. возникли и частные школы письма и чтения; практиковалось домашнее обучение детей князей, бояр, знатных горожан. С распространением книгопечатания регулярно стали издаваться азбуки, часословы, Псалтырь и др.
В XVII в. появились государственные школы: подьяческая в Спасском монастыре (1665; руководитель Симеон Полоцкий и с 1682 — Сильвестр Медведев); через неё в Москве стали известны традиции западнорусской учёности, труды Львовской и Киевской братских школ. Школа, созданная в Богоявленском монастыре и сразу после открытия (1685) переведённая в Спасский монастырь, руководимая учёными-греками братьями Лихудами, положила начало Славяно-латинской академии. Профессиональное обучение в интересах государственной службы осуществляли приказы. С конца XVII в. открывались школы для детей иностранцев. Петром I основаны первые профессиональные учебные заведения: Навигацкая (1701), артистическая (1701), «разноязычная» (1701; на улице Покровке), госпитальная (1707; в Лефортове), инженерная (1712) школы. Для общей начальной подготовки, обучения грамоте и счёту были учреждены цифирные школы.
После перенесения столицы в Петербург Москва сохранила значение общероссийского культурного и образовательного центра. Здесь работали крупнейшие учебные заведения: Славяно-греко-латинская академия и с 1755 — Университет с академической гимназией, благородным пансионом (1779), учительской семинарией (1779), типографией, издававшей просветительскую и учебную литературу. В 1764 учреждён Воспитательный дом; при нём организованы ремесленные мастерские, коммерческое училище (1773, в 1800 переведено в Петербург), первые балетные классы и др. Среди профессиональных учебных заведений появились Юнкерская школа (1730), Землемерная школа (1779) при Межевой канцелярии.
В 1786 учреждены государственные начальные школы — Главное народное училище (курс обучения 5 лет; с 1788 размещалось на улице Варварке в нескольких домах, в том числе в здании Юстиц-коллегии) и 6 малых народных училищ (2 года обучения). Педагогическое руководство училищами возлагалось на университет; административные дела отнесены к ведению Приказа общественного призрения. Для детей дворян, государственных чиновников и офицеров разрешалось открывать частные пансионы. В 1802 основан Екатерининский институт благородных девиц под патронажем Ведомства учреждений императрицы Марии (ВУИМ).
С созданием общегосударственной системы учебных заведений (1803) в качестве начальных организованы годичные приходские и двухгодичные уездные училища. В курс начального образования включены «начала закона Божиего и нравоучения», чтение, письменный счёт (в приходских училищах), а также Священная история, чтение книги «О должностях человека и гражданина», грамматика, география, всеобщая и российская история, геометрия, физика, рисование (в уездных училищах). Среднее образование давала Московская губернская гимназия, созданная на базе Главного народного училища (1804). Начальные училища и гимназия считались до 1828 преемственными учебными заведениями, позже рассматривались как дающие законченное образование по «потребностям каждого состояния». Для подготовки учителей гимназий при университете открыт педагогический институт (1804—59). Был образован Московский учебный округ во главе с попечителем, назначаемым правительством. Педагогическим центром округа стал университет. Помимо московской в округ входили 8 других центральных губерний с 10 гимназиями и 40 уездными училищами (1807).
Учебные заведения Москвы, пострадавшие от пожара 1812, были быстро восстановлены. В 30—40-х гг. открылись 3 новые гимназии, в том числе реальная. В числе средних учебных заведений появились кадетские корпуса, размещённые в Екатерининском дворце в Лефортове (1824, 1837), Дворянский институт (1833—50; преобразован в 3-й кадетский корпус). Из Екатерининского женского института выделилось мещанское училище (1842; основано как отделение в 1804). Были основаны новые женские институты: Елизаветинский (1825; ныне на улице Радио, 10а), Николаевский сиротский (1837; в здании Воспитательного дома). К 30-м гг. XIX в. в Москве насчитывалось 3 уездных и 12 приходских училищ. В 1839 попечитель учебного округа С.Г. Строганов инициировал утверждение «Положения о городских начальных училищах в Москве», согласно которому для открытия и содержания школ привлекались дополнительные городские и частные средства. По инициативе Московского купеческого общества созданы мещанские училища — мужские (1835) и женские (1845) с четырёхлетним курсом; при некоторых фабриках открылись школы для детей рабочих (к середине XIX в. — 5). Работали православные епархиальные женские училища (с 1843). Русские учащиеся поступали и в немецкое училище при евангелической церкви Петра и Павла (Петроверигский переулок), французское училище Святой Екатерины при католической церкви (улица Малая Лубянка). Заметно выросло число профессиональных учебных заведений. В XVIII в. воссоздано коммерческое училище ВУИМ (получило название Демидовского). При поддержке Московского купеческого общества открыта (на основе частного училища К.И. Арнольда) Практическая академия коммерческих наук (1806; Покровский бульвар, 5). С 1817 работала театральная школа. В 1825 основана школа рисования, с 1844 получившая статус среднего учебного заведения и название Строгановское училище. На основе мастерских Воспитательного дома в 1826 созданы ремесленные классы, в 1830 реорганизованные в Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ). В 1822 Московское общество сельских хозяев учредило Земледельческую школу на Бутырском хуторе. В 1845 в вуз преобразована Землемерная школа, ставшая Межевым институтом. Правами вуза с 1848 пользовался Лазаревский институт восточных языков (основан в 1815 как армянское училище). В середине XIX в. в Москве насчитывалось свыше 120 различных учебных заведений (свыше 14 тыс. учащихся).
Положение образования радикально изменилось во второй половине XIX — начале XX вв. Начальное образование в государственных школах в 1864 отнесено к ведению Дирекции училищ Московской губернии. По Положению 1872 уездные училища преобразованы в городские с шестилетним курсом (этих государственных начальных школ в Москве было 8). В 1912 их сменили высшие начальные училища (4 года обучения на базе одноклассного училища). После реформы городского самоуправления в начале 60-х гг. XIX в. в Московской городской думе создана училищная комиссия, а в управе — отделение, ведавшее школами, библиотеками, сиротскими домами и т.п. В 70-х гг. развернул работу Московский комитет грамотности (основан в 1845 при Московском обществе сельских хозяев), объединивший усилия общественности в разработке программ начального обучения, методик и т.п. В Москве осуществлялся курс на создание значительного муниципального сектора начального образования. Первые 5 городских казённых школ открылись в 1867, а к концу XIX в. их насчитывалось свыше 150. В 1900 Городская дума приняла решение о достижении общедоступности начального обучения в объёме четырёхлетнего курса (3—4 часа ежедневных занятий 6 раз в неделю; без домашних заданий). К 1914 муниципальная сеть охватывала свыше 150 мужских и около 170 женских начальных школ (всего около 64 тыс. учащихся). Систему государственных и муниципальных начальных учебных заведений в 1880-х гг. дополнили церковно-приходские школы (к 1914 свыше 130; 6 тыс. учащихся) и множество частных. Начальные общеобразовательные школы, курсы и т.п. открыли Московское отделение Русского технического общества (в том числе Пречистенские курсы), общества народных университетов, воспитательниц и учительниц и др. В 1914 начальным обучением было охвачено, по некоторым оценкам, свыше 80 тыс. человек. Во второй половине XIX в. появились общественные благотворительные и частные детские сады и воспитательные группы. Для подготовки учителей начальной школы открылись учительский институт (1871; Большая Полянка, 60), учительские семинарии (1860; в Воспитательном доме). Педагогов выпускала также московская учительская семинария военного ведомства (1863, женская учительская семинария). К 1914 в Московском учебном округе насчитывалось 8 учительских институтов и 24 учительские семинарии, среди которых выделялись земская (в селе Поливаново близ Подольска), Тверская имени П.П. Максимовича.
Система среднего образования, находившаяся в ведении правительства, в 60-х гг. XIX в. стала расширяться. Новые мужские гимназии создавались на основе уже действовавших параллельных классов. В 1862 появились государственные женские (мариинские) гимназии. В начале 60-х гг. право открытия гимназий получили общества и частные лица; основной сферой их интересов стало женское среднее образование. Большинство частных гимназий использовало учебные программы Министерства народного просвещения. С 1872 открывались реальные училища, в том числе частные. К 1914 насчитывалось: свыше 20 мужских гимназий, в том числе 12 государственных; свыше 15 реальных училищ (3 государственных); 3 кадетских корпуса (в 1873—82 военные гимназии); 10 коммерческих училищ с правами средних учебных заведений. Среднее образование давали 7 женских институтов (6 дворянских), около 60 женских гимназий (в том числе 6 государственных), а также другие женские учебные заведения. Средним образованием в Москве было охвачено около 40 тыс. человек.
Частная инициатива играла решающую роль в развитии начального профессионального образования. К 1914 среди 60 учебных заведений этого направления выделялись 13 городских ремесленных и рукодельных школ (мужских и женских), содержавшихся при поддержке Городской думы, а также несколько частных училищ с общеобразовательными и специальными курсами: имени Г. Шелапутина (на Миусской площади) и К.Т. Солдатёнкова Московского купеческого общества (на Донской улице).
В подготовке специалистов для городского хозяйства Москвы значительная роль принадлежала средним профессиональным училищам, созданным Московским биржевым обществом (промышленное училище, Александровское коммерческое училище и др.), Обществом распространения технических знаний (техническое и др.). В 1914 в средних профессиональных училищах насчитывалось свыше 6 тыс. учащихся. В высшей школе появились учебные заведения, организованные обществами, и частные: Сельскохозяйственная академия (1865), Консерватория (1866), Высшие женские курсы профессора В.И. Герье (1872), Археологический институт (1907). В высшее учебное заведение было реорганизовано государственное Техническое училище (бывшее МРУЗ, 1868, ныне Технический университет). Статус государственных учебных заведений получили Лазаревский институт восточных языков (1872), Катковский лицей (1872). К 1914 высшее образование получило свыше 30 тыс. человек.
В 1905 образовалась московская организация Всероссийского учительского союза (ВУС), выдвигавшего как профессиональные, так и политические требования (в 1908—17 не действовал): демократизация школы, защита профессиональных интересов учителей от произвола администрации школ и учебного округа. Руководство ВУСа не приняло Октябрьскую революцию; почти все московские учителя (около 4 тысяч) в декабре 1917 участвовали в политической забастовке против советской власти.
После публикации Наркомпросом в конце 1918 «Основных принципов единой трудовой школы» — документа советского правительства, в котором были учтены многие профессиональные требования учителей, стало налаживаться сотрудничество педагогов с Наркомпросом и его органами. В Москве были созданы научные учреждения педагогического профиля — Академия социального воспитания (1919—24; переименована в Академию коммунистического воспитания); экспериментальные станции по начальному образованию под руководством С.Т. Шацкого (1919) и др. Прежние училища и гимназии реорганизованы в преемственные трудовые школы 1-й (4—5 лет обучения) и 2-й (4 года) ступеней. В 1920 создан Отдел народного образования (МОНО) при Московском совете, ведавший московской сетью учебных заведений, дошкольных учреждений, детских домов и т.п. В Наркомпросе в сотрудничестве с педагогами были разработаны новые учебные программы для школ 1-й и 2-й ступеней. С 1922 действовала городская пионерская организация. Открыт педагогический факультет (1924) во 2-м МГУ; подготовка учителей велась и на курсах при МВТУ, Сельскохозяйственной академии, Вхутемасе и др. В 1927 возобновилось строительство школьных зданий.
В 1930/31 учебном году в Москве осуществлено всеобщее начальное обучение (4 года) детей в возрасте 8 лет и старше. Для учащихся открыты внешкольные учреждения — станции юных техников, натуралистов и др., дома детского творчества. В обычай вошёл массовый летний отдых учащихся в загородных пионерских лагерях. В 30-х гг. Москва стала центром высшего педагогического образования. Крупные вузы: МГПИ (ныне Педагогический университет), МОПИ (ныне Педагогический университет), индустриально-педагогический (1923—42), вечерний (1932—33), городской (1933—60), иностранных языков (ныне Лингвистический университет), дефектологический и др. В середине 30-х гг. реализован семилетний всеобуч; основную часть школ Москвы составляли неполные и полные средние школы. Строительство по типовым проектам (с 1935) ускорило возведение школьных зданий и позволило избежать занятий в три смены. В 1938/39 учебном году насчитывалось 84 начальных, 69 семилетних и свыше 470 средних (десятилетних) школ (свыше 608 тыс. учащихся). С середины 30-х гг. в централизованную систему высшей и средней специальной школы вошло свыше 130 московских техникумов, училищ и т.п. и свыше 80 московских вузов (свыше 132 тыс. учащихся, в том числе 94 тыс. студентов; см. также Высшие учебные заведения). В 1940 организовано свыше 80 училищ (ремесленных и железнодорожных) и 17 школ ФЗО системы Государственных трудовых резервов (свыше 50 тыс. учащихся).
Осенью 1941 многие учебные заведения, детские дома были эвакуированы из Москвы, но уже в конце декабря 1941 возобновились прерванные в сентябре — октябре занятия в школах. С 1943 началось возвращение учебных заведений. В 1943 учреждена Академией педагогических наук РСФСР. В 1944 в Москве работало свыше 450 школ; в последующее десятилетие эта сеть почти удвоилась, 3/4 школ были средними. В конце 50-х гг. развернулось массовое строительство школ, детских садов и др. по типовым проектам с использованием индустриальных технологий. В 1959 в Москве осуществлён восьмилетний всеобуч в единой, трудовой, политехнической школе. Ремесленные училища реорганизованы (1959) в городские профессионально-технические для окончивших 8 или 10 классов. В 70—80-х гг. проводился курс на всеобщее среднее образование молодёжи в школах, средних ПТУ (основан в 1969) и средних специальных учебных заведениях. Из-за усложнения учебных программ, схематизации и политизации обществоведческого школьного курса ухудшались условия учебной деятельности школьников и педагогического труда учителей.
С начала 90-х гг. система образовательных учреждений реформируется. В базовой и средней школе используются вариативные программы, учитывающие склонности, интересы и учебные возможности учащихся. Внешкольные учреждения ориентируются не только на организацию досуга, но и на оказание дополнительных образовательных услуг. Система педагогических вузов Москвы пополнилась городским Педагогическим университетом (1995). Дифференцировались типы и виды образовательных учреждений (их свыше 30). Открываются образовательные центры, оказывающие психологические консультации родителям и медицинские услуги детям, школы полного дня, центры семейного образования, надомного обучения и др. Большинство выпускников базовых школ продолжает образование в средних и профессиональных учебных заведениях. С 1994 разрабатываются региональные стандарты образования, предусматривающие различные формы организации обучения, использование альтернативных учебных программ и методик. В 1996 правительством Москвы утверждена специальная программа для возрождающихся лицеев и гимназий. Для экспериментальной проверки учебных курсов и новых технологий обучения организованы 18 городских школ-лабораторий, сотрудничающих с вузами, НИИ Российской Академии образования и др. Москва оказывает помощь учебниками русскоязычным школам в некоторых республиках РФ и за её пределами. В 1995 в ведение муниципальных органов переданы учреждения профессионального образования, в том числе профессиональные колледжи, лицеи, высшие профессиональные училища. В них развёрнута подготовка по новым специальностям производства, коммерческой деятельности и др. Создаются учебно-производственные комплексы на базе предприятий. Для подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, создаются учебные и рабочие места. Получили развитие негосударственные образовательные учреждения (около 400 дошкольных, школьных и т.п.).
Открылись армянский и азербайджанский центры дополнительного образования, международные культурно-образовательные центры и т.д. (всего около 40). Работают русско-корейская, русско-литовская и другие школы.
В 1995/96 учебном году в Москве действовало свыше 1300 дневных общеобразовательных школ (свыше 1 млн. учащихся); в школах было занято свыше 56 тыс. учителей (около 80% с высшим образованием); работало свыше 30 вечерних школ (около 15 тыс. учащихся). В Москве действовало свыше 100 внешкольных учреждений. Для организации летнего отдыха в Подмосковье было открыто около 500 лагерей на 450 тыс. мест. В системе профессионального образования — свыше 180 ПТУ, лицеев, колледжей и др. (свыше 80 тыс. учащихся), свыше 140 средних специальных учебных заведений (свыше 104 тыс. учащихся). В вузах Москвы занимались свыше 450 тыс. студентов.