Что изучает методология педагогической науки
Понятие, структура и уровни методологии педагогики
Наука сможет развиваться только при накоплении новых фактов. Для такого накопления необходимо наличие научно обоснованных методов исследований, на которые влияют комплекс теоретических принципов, именуемых методологией.
Понятие и структура педагогической методологии
Методология – это наука о принципах формирования, способы и формы научно-познавательной активности. Научная методология описывает такие элементы исследований:
Также научная методология помогает формировать понятие о структуре и последовательности решения разных задач исследований.
Методология в педагогике – это комплекс теоретических принципов о педагогическом познании и изменения действительности.
Такой термин объединяет две важных категории научного инструментария. К первой категории относят систему методов познания реальности в педагогике.
Познание в педагогике – это объединение средств, условий, предписаний и ориентиров исследования.
Ко второй категории относят различные положения, принципы, методы, процедуры, которые представляют технологию преобразования и регуляции работы педагога.
Уровни педагогической методологии
Выделяют 4 уровня методологии:
Философский уровень
Общие принципы познания и научные категории в целом – это философия и методология педагогики на высшем уровне.
Система философский знаний выполняет функции методологии. Для исследования чаще всего используются такие направления в философии:
Экзистенциализм также называют философией человеческого бытия. Полагаясь на это направление, человек – индивид, в котором с самого начала заложены все способности и возможности, и только от человека зависит их развитие, не от воздействий внешних факторов. Воспитание является самовоспитанием. Объект познания – это внутренний мир человека. Важную роль образования данное направление возлагает на гуманитарные предметы, а в воспитании – самовоспитанию, саморазвитию и самообучению. Философия существования человека изучает его внутренний мир, ценности и проявление внутренней обусловленной деятельности. На данном направлении формируются концепции в педагогике, которые основываются на образовательной гуманитарной парадигме.
Главная цель прагматизма – чтобы школа не учила, а готовила ребёнка к жизни в обществе. Используются практические методы образования. Главная идея – уникальность каждого человека. Такая идея привела к педоцентризму – ребёнок считается центром процесса образования.
Главная цель бихевиоризма – улучшить человеческое поведение. Главная задача образования – приобщить человека к общественным нормам, создавая для этого специальные условия, которые мотивируют нужное поведение, и закрепляют такой процесс при помощи поощрений. На принципах бихевиоризма сформированы определённые теории организации воспитательной среды и программированного образования.
Общенаучный уровень
Ко второму уровню относят общенаучную методологию, которая изучает общенаучные принципы и подходы методологии в педагогики.
Конкретный научный уровень
Конкретно-научная методология – это комплекс принципов, методов исследования и процедур, которые применяются в конкретной научной дисциплине.
Такая методология конкретной науки включает в себя проблемы рассмотрения особенностей характера для научного образования в данной определенной области. Также к конкретно-научной методологии относят изучение проблем системного подхода и моделирование в исследованиях педагогики.
Технологический уровень
Технологическая методология – это методика и техника исследований, или конкретный комплекс процедур, которые способствуют получению эмпирической достоверной информации и её обработке для следующих добавлений в комплекс научных знаний.
Методология на данном уровне характеризуется сильным нормативным характером.
Все уровни методологии формируют определенную систему. В середине этой системы все уровни подчиняются друг другу и взаимодействуют. Базой методологического знания является философский уровень. Он определяет человеческое мировоззрение и взгляды на процесс познания и изменение действительности.
ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»
Успех развития любой науки во многом зависит от разработки методов исследования. Из истории развития педагогики видно, что изначально педагогическая мысль базировалась на философских умозрительных заключениях, выступая результатом творческой деятельности выдающихся мыслителей. Динамика ее развития в то время была менее интенсивна в сравнении с периодом, когда теоретическая деятельность стала сочетаться с практикой. К таким педагогам прежде всего относятся Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. В XIX в. стало проводиться много экспериментов и исследований, способствовавших развитию теории обучения и воспитания. В настоящее время для осуществления этой задачи разработано много методов. Кроме того, появилось целое учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности, называемое методологией.
Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории. Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в том числе и всеми одновременно.
Под методологией понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.
Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реальной действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:
1) воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его развития.
Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;
2) решающее значение в получении воспитания играет активность самой личности. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.
Без методологических знаний сложно грамотно провести педагогическое или какое-либо другое исследование. Ведь в содержание методологической культуры входят: методологическая рефлексия (анализ собственной научной деятельности), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.
Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как:
1) система знаний, т. е. методологические исследования. Их задача выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов;
2) система научно-исследовательской деятельности, т. е. методологическое обеспечение. Этот аспект предполагает использование методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.
Читайте еще:
Говоря это, я в который раз уже хочу напомнить, что нет двух похожих пар грудей, и все они отличаются, причем не только по размеру, но и по уровню чувствительности. Кое- кто из женщин способен достичь оргазма, стоит вам только слегка поласкать ее грудь. Другие при этом вообще ничего не.
У меня дома события развивались довольно быстро. Присев на диван, мы предались ласкам, в ходе которых мне удалось стащить с Лайзы блузку и брюки. Она оказалась в черных сексуальных стрингах и черном бюстгальтере. Спустя некоторое время я приступил было к бюстгальтеру, но она оттолкнула меня и.
Способность работать в команде на общий результат должна формироваться с раннего возраста. «Убежденным индивидуалистам» и эгоистам будет очень сложно поддерживать зеленый поток в приличном состоянии.
БПМ-3 соответствует второй клинической фазе родов. Шейка матки открывается, к сокращениям матки присоединяются сильные движения плода, стремящегося к выходу на свет. Плод активно борется за автономную жизнь. Символически это находит выражение в образах садомазохистских сцен, грозных.
Во-первых, подтверждение, что только от личного, осознанного решения индивидуума зависит, будет ли он в итоге результативен, успешен и счастлив, сможет ли он конвертировать свой потенциал в реальные достижения.
Целью этих вопросов является повышение самооценки партнера. Вы интересуетесь ее или его (это актуально и для женщин) мнением, его или ее внутренним миром. Если это так, то вам не надо навязывать своим вопросом готовый ответ, как это делают многие люди, в том числе и мало интересные журналисты.
Уверенные люди притягивают к себе окружающих. Перед здоровой, финансово свободной, сексуально образованной, уверенной в себе женщиной невозможно устоять.
Собственно, все красивые ухаживания Олега были направлены в большей степени на разрешение собственных потребностей, чем на удовольствие дамы сердца: обеды в ресторанах, клубы, тусовки, презентации — все было подобрано согласно вкусу Олега, но не Натальи — словно у нее вообще не было своего вкуса.
Суть этого упражнения аналогична предыдущему; разница лишь в том, что на этот раз необходимо описать ситуацию из реальной жизни (например, сценку в уличном кафе, в зале ожидания железнодорожного вокзала, на автобусной остановке, в аэропорту и т. п.) или нечто, происходящее на телеэкране.
Денег в семье было не очень много, и почти все они уходили на еду и грудного ребёнка. Но муж при этом умудрялся время от времени тратить приличные суммы на «модернизацию системы» и «железо». Наташа пыталась супруга образумить. Но все её тщательно подготовленные монологи из серии «У нас семья, у.
Весь его мир не такой, как у нас. Здесь нет границ цветов и звуков, ощущений на вкус и на ощупь… Гладкие холодные звуки и шершавые цвета, соленые краски и яркие светлые и колючие запахи… и все это переплетается, смешивается, и уже их трудно отделить друг от друга…
Когда вы научитесь сознательно регулировать качество своей анализаторской деятельности, вы перестанете жестко зависеть от результатов своего труда и в моральном, и в материальном смысле. Эта идея — в основе третьего правила
Методология педагогической науки
Понятие «методология» является сложным и не всегда понимается однозначно. Оно употребляется прежде всего в широком смысле общей методологии наук. В таком случае это понятие означает исходную философскую позицию научного познания, общую для всех научных дисциплин. Универсальной научной методологией является сочетание материалистической и идеалистической философии, изучающих законы развития общества, природы, мышления и давших формулировки:
— закона перехода количества в качество,
— объективных экономических законов (например, соответствия производственных отношений характеру производительных сил).
В более узком смысле слова «методология» означает теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах. В. А. Штофер определяет ее так:
«В отличие от методологии в широком философском смысле, методологии, заостряющей внимание на анализе методологической роли и эвристического значения главным образом онтологических принципов, законов и категорий, методология науки в более узком смысле является частью гносеологии; она представляет собой теорию научного познания и призвана изучать закономерности сложного процесса познания в тех его многообразных и взаимосвязанных формах и проявлениях, которые характерны для науки».
Своеобразие методологических принципов заключается в том, что теоретическое обоснование их выходит за границы, задачи и возможности науки, в которой они используются, а каждый такой принцип представляет какое-либо теоретическое знание, играющее роль метода. По мнению М.А. Данилова, методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.
• учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;
• исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, гипотезы, концепции), имеющие методологический смысл;
• учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле этого слова).
— его идеология (например, идеология гуманизма);
— гносеология, т. е. теория познания.
Современная российская образовательная система находится в состоянии глубокого кризиса, но активно пытается выбраться из создавшегося положения. Образование не удовлетворяет возросшие потребности общества и личности.
— кризис институтов образования;
— личностный кризис в образовании, который долгие годы многие не хотели замечать.
Это касается не только России. В нашей стране известны по крайней мере 5-6 попыток реформы образования. Взять к примеру хотя бы министра народного просвещения России графа П. Н. Игнатьева, который накануне первой мировой войны хотел создать русскую национальную школу. Студент Оксфордского, выпускник Киевского университета П. Н. Игнатьев начал реформу от структуры министерства до сельской школы. За это его не любили, ему мешали, и в конце 1916 г. (спустя полтора года после назначения министром) он подал в отставку.
Основными вопросами реформирования школы всегда были:
• демократизация образования (всегда хотели создать общедоступную гуманизированную, обращенную к личности ребенка школу);
• модернизация школы (обновление содержания образования и укрепление его связей с наукой);
• укрепление связей школы с практикой, с жизнью;
• политехнизация, связь с трудом (а результатом обычно была технократизация школы);
• создание русской национальной школы;
• повышение воспитательных функций школы.
Все это очень глобально, и ни одна из реформ не оказалась способной решить эти проблемы. Все реформы провалились. Почему? Каковы уроки школьных реформ?
— Несоответствие между высшей и средней школой.
— Главная причина была в том, что субъектом педагогической деятельности являлся учитель; реформы же задумывались не учителем, а без достаточного обосновывания спускались сверху. То есть реформы осуществлялись по принципу «ты это должен сделать», а не «ты это можешь сделать».
— Не было должного концептуального обоснования: реформы осуществлялись директивно.
В советское время многие талантливые педагоги из школы были изгнаны, а пришедшие на смену им выпускники рабфаков не творили, а просили вышестоящие органы о тиражировании методических указаний. Так родились авторитарные отношения не только между Наркомпросом и учительством, но и между педагогами и учащимися и между педагогами внутри учительского коллектива. В мировой педагогической литературе иначе объясняют причины неудач реформ. Там тоже отмечают отсутствие концепции развития образовательных систем, но называются еще две причины:
• игнорирование в реформах воспитательной проблематики;
Без этих свойств не может быть личности как субъекта педагогической деятельности. Эта проблема настолько важна, что в Европе возникло движение антипедагогов, желающих защищать ребенка от любых воспитательных функций. По их мнению, учитель должен дружить с детьми, но не воспитывать. Они создали антипедагогический образ ребенка и антипедагогическую модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно, и не является объектом воспитательных воздействий. Таковы рассуждения, например, австрийской ассоциации «Дружба с детьми». В этой, на первый взгляд, доброжелательной теории есть много сомнительного.
Уважаемый учитель!
Я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:
— как образованные инженеры строят газовые камеры;
— как образованные врачи отравляют детей;
— как образованные медсестры убивают младенцев;
— как выпускники высших учебных заведений расстреливают и
сжигают детей и женщин.
Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу Вас: помогите ученикам просто стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению ученых чудовищ, умелых психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо и арифметика важны только тогда, когда они помогают нашим детям стать человечными.
Таким образом, воспитание имеет три фундаментальные функции:
— социализации и адаптации,
Отсюда ясно, что от воспитательных функций школу освободить нельзя.
Выход из сложившегося кризиса видится в следующих вариантах.
• Нужно укрепить школу, усилить воспитательную проблематику в ее деятельности, повысить ответственность и дисциплину учащихся.
• Нужно гуманизировать школу, перенести акцент в ее деятельности на ученика, на его поддержку и развитие.
• Нужно освободить школу от воспитательных функций, защитить ребенка, т. е. сформировать вариант «свободной школы».
• Нужно восстановить в образовании исторические традиции российской школы.
• возвращение к религии (человек создан Богом, а не произошел от обезьяны);
• возвращение к основам (к общечеловеческим ценностям, к нравственности);
• возвращение к семье, к родителям (семья воспитывает, а школа помогает);
• возвращение к индивидуальности ребенка.
Наиболее актуальными проблемами реформирования российской системы образования являются следующие:
• возвращение образованию человекообразующих и культурносозидательных функций;
• усиление роли образования в процессах социализации и развития личности;
• создание условий для адаптации учащихся к жизни (адаптация должна рассматриваться как гармония, а не приспособление; т. е. адаптивный значит гармонизированный);
• социальная защита и поддержка человека системой образования.
Все перечисленное определяют требования социального заказа, хотя и нечетко, но все-таки обрисованного в Национальной доктрине образования. Ведущая роль в выполнении этого заказа принадлежит учителю, в деятельности которого много значит Я-концепция:
Я знаю, как это сделать.
Методологическая культура учителя проявляется в поиске новых подходов к образованию, новых методик, новых воспитательных систем. Методологическую культуру следует рассматривать как часть общей педагогической культуры учителя.
По отношению к культуре существуют три подхода:
— аксиологический (культура рассматривается как ценность, как система ценностей);
— религиозная (духовная) культура;
Выделяют 4 аспекта педагогической культуры:
· область отношений взрослых и детей как сфера человеческой практики, способ передачи жизненного опыта и национальных ценностей культуры;
· область педагогического знания, включающая определенную систему педагогических ценностей, педагогической теории, педагогического мышления, опыта творческой деятельности, в которых интегрирован совокупный духовный опыт в сфере обучения и воспитания;
· сфера профессиональной деятельности, включающая профессиональные знания, умения и т. п.;
· личностная характеристика каждого педагога, его позиций, качеств, поведения.
По мнению американских педагогов, современный учитель должен иметь:
— знания о процессах развития и восприятия у детей;
— знание основного предмета своей будущей специальности;
— понимание взаимосвязи между содержанием предмета и способностью детей к его восприятию;
— понимание особенностей учащихся и умение пользоваться современными методиками.
В этой схеме нет методологических знаний. Есть только знание теории и знание методики. Философии образования здесь нет.
Методологические знания в педагогике:
— знание о человеке, о его сущностных характеристиках, какого человека формирует образование;
— знание о социальной среде, о культурной и духовной жизни общества, т. е. знание условий, в которых функционирует образование;
— знание о закономерностях функционирования образовательной системы;
— знание о методологии педагогики как науки;
— знание об учителе и сущности педагогической деятельности;
— знание о сущности самого процесса образования (понимание образования как общественной и личной ценности, как процесса, как системы, как результата).
Совокупность всего этого составляет философию образования. А конкретно каждый вырабатывает свою доктрину.
Многие из фрагментов, перечисленных выше, уже объединены в теории:
• «эдукология» (наука о закономерностях образования).
Гуманитарность, а не технократизация должны преобладать в общем среднем образовании. А. Эйнштейн считал, что человека недостаточно учить только специальности: без духовной сферы такой специалист будет похож на обученную собаку. А И. Кант утверждал, что каждый человек должен искать ответы на вопросы:
— На что я могу надеяться?
В зависимости от ответов на эти вопросы общество воевало или возрождалось. В США установлено, что в 30-35 лет человек интересуется гуманитарными знаниями вдвое больше, чем в 18-20 лет.
В заключение приведем два определения педагогической методологии, которые можно рассматривать как классические:
Педагогика: конспект лекций
Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия и концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником при подготовке к экзамену и успешной его сдаче.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»
Успех развития любой науки во многом зависит от разработки методов исследования. Из истории развития педагогики видно, что изначально педагогическая мысль базировалась на философских умозрительных заключениях, выступая результатом творческой деятельности выдающихся мыслителей. Динамика ее развития в то время была менее интенсивна в сравнении с периодом, когда теоретическая деятельность стала сочетаться с практикой. К таким педагогам прежде всего относятся Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. В XIX в. стало проводиться много экспериментов и исследований, способствовавших развитию теории обучения и воспитания. В настоящее время для осуществления этой задачи разработано много методов. Кроме того, появилось целое учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности, называемое методологией.
Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории. Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в том числе и всеми одновременно.
Под методологией понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.
Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реальной действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:
1) воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его развития.
Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;
2) решающее значение в получении воспитания играет активность самой личности. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.
Без методологических знаний сложно грамотно провести педагогическое или какое-либо другое исследование. Ведь в содержание методологической культуры входят: методологическая рефлексия (анализ собственной научной деятельности), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.
Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как:
1) система знаний, т. е. методологические исследования. Их задача — выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов;
2) система научно-исследовательской деятельности, т. е. методологическое обеспечение. Этот аспект предполагает использование методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.