Что изучает методика математического развития
Методика математического развития
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методика математического развития как наука
Методика математического развития – это отрасль научного знания, занимающаяся исследованием процессов развития познавательной сферы детей и формирования у них основ логического мышления и навыков выполнения элементарных математических операций.
Методика математического развития ориентирована на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Она разрабатывает методику их формирования и определяет закономерности функционирования разных областей мышления и логики, которые влияют на общее развитие личности и освоение математической науки.
Математическое развитие играет важное значение для общего развития ребенка. Поэтому, обучение математике занимает основу дошкольной образовательной программы. Математические представления активизируют познавательную деятельность дошкольника и развивают его мыслительные способности.
Методика математического развития, как наука направлена на формирование у детей элементарных математических представлений. Это обуславливает следующие задачи методики математического развития:
Готовые работы на аналогичную тему
Поскольку, методика математического развития является научной отраслью, то она имеет связь с другими науками. Она тесно связана с возрастной психологией, которая определяет особенности функционирования психических процессов ребенка, сенситивные периоды развития конкретных сфер и помогает в разработке оптимальных методов формирования элементарных математических представлений у дошкольников разных возрастных групп. Кроме того, методика математического развития тесно связана с педагогикой. Эта связь прослеживается в опоре данной науки на дидактические методы и принципы обучения детей математики.
Помимо этого, имеется связь данной научной отрасли с социологией, антропологией, математикой, специальной педагогикой и культурологией.
Предметом методики математического развития выступает обучение математике, реализуемое н в определенных формах и, ориентированное на достижение конкретных целей и задач.
Объектом исследования методики математического развития являются методы и средства математического обучения, используемые в системе дошкольного образования.
Принципы математического обучения и развития дошкольников
Методика математического развития ребенка базируется на следующих принципах математического обучения и развития дошкольников:
Структура математического занятия
Методика математического развития предполагает организацию занятия по определенной структуре. Соблюдение структуры деятельности способствует более эффективному достижению целей и задач математического обучения дошкольников.
Занятие по математике имеет следующую структуру:
Теория и методика математического развития
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 30»
Теория и методика математического развития
Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.
Программный материал второй младшей группы ограничен до числовым периодом обучения. Дети этого возраста учатся составлять группы из отдельных предметови выделять предметы по одному: различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов.
Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Она включает обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Программа старшей группы направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Детей учат считать в пределах 10, продолжают знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной меры продолжается формирование представлений о числах до десяти. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 дается по методике, используемой в средней группе, на основе сравнения двух групп предметов путем попарного соотнесения элементов одной группы с элементами другой детям показывают принцип образования числа.
Развитие у детей элементарных математических представлений. Использование дидактических игр и игровых упражнений отдельно для каждой возрастной группы.
Развивать мышление, учить считать, решать задачи, знание предметов.
Развития познавательных процессов, применения различных форм,
методов, средств, технологий при проведении образовательной деятельности.
Решение различных задач, изучать предметы, формы. Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
— На столе лежало 5 яблок,
3 яблока я отдала Маше,
Сколько яблок осталось на столе?
Должны решить эту задачу и
Или же наглядный пример:
— поставить стаканчики с карандашами
на стол, в первый стакан положить
2 карандаша, во второй 4, а в третий
Вопрос сколько карандашей в первом стакане – это младшей группы. Сколько карандашей в третьем и в первом стакане – это для средней группы и сколько карандашей во всех стаканчиках – это для старшей группы.
От 15 до 30 минут. С возрастом детей увеличивается длительность занятий.
6. Возраст обучающихся.
От 2х до 3х лет – младшая группа;
от 3х до 4х – вторая младшая;
от 4х до 5ти – средняя группа;
от 5ти до 6ти – старшая группа;
от 6ти до 7ми – подготовительная группа.
7. Материалы.
Тетради, счеты, различные геометрические фигуры, предметы для наглядного просмотра.
8. Методы работы с детьми.
Часто возникают ситуации,требующие выполнения счета: по заданию педагога дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий или вещей детям, сидящим за одним столом (коробок с карандашами, подставок, тарелок и пр.). Дети считают игрушки, которые взяли на прогулку. Формирование системных знаний о геометрических фигурах. Использование дидактических игр и упражнений с геометрическим материалом для интеллектуального развития дошкольников.
Применение счета в разных видах детской деятельности. Закрепление навыков счета требует большого количества упражнений. Упражнения в счете должны быть почти на каждом занятии до конца учебного года. Однако, обучая счету, не следует ограничиваться проведением формальных упражнений на занятиях. Педагог постоянно использует и создает различные жизненные и игровые ситуации, требующие от детей применения навыков счета. Занятия должно интересовать ребенка.
10. Список литературы
1. Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384с.
Математический планшет как одно из средств логико-математического развития дошкольников 1 слайд Добрый день! Уважаемые коллеги, я рада сегодня для вас провести Мастер – класс на тему: «Математический планшет – как одно из средств.
Презентация «Игры для математического развития детей дошкольного возраста» Актуальность Мы живем в век информационных технологий, когда увидеть ребенка с планшетом, компьютером или телефоном будет менее удивительным,.
Консультация для воспитателей «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей» Консультация для воспитателей «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей» Обучение математике детей.
Основные задачи развития речи и методика развития речи детей младшего дошкольного возраста Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством,.
Проблема математического развития детей в психолого-педагогических исследованиях На пути возникновения методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста стояло устное народное творчество, оно.
Роль дидактических игр в процессе математического развития детей дошкольного возраста Роль дидактических игр в процессе математического развития детей дошкольного возраста. Игра – это «дитя труда». В дошкольном возрасте игра.
Современные технологии и практики математического развития детей дошкольного возраста Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком.
Теория и методика физической культуры и спорта. Методика обучения двигательным действиям Теория и методика физической культуры и спорта Методика обучения двигательным действиям. 1. Двигательные умения и навыки как предмет.
Тест «Теория и методика физического воспитания дошкольников» 1. Воспитание здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка – это задача….
Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста
1. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) и что развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
2. Группа детей может показать свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний.
Дети дошкольного возрастапроявляют спонтанный интерес к основным свойствам и отношениям объектов окружающего мира: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом. А, следовательно, организация процесса математического развития детей дошкольного возраста, играет важную роль.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей». Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности. Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника.
Элементарные математические представления формируются на базе освоения детьми в определенной последовательности способов действий. Способы действий постепенно усложняются; к концу обучения в детском саду вырабатываются простейшие навыки счета предметов, измерения расстояний, объемов жидкостей и сыпучих веществ условной меркой, умения выполнять вычисления при решении арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание.
Ведущей деятельностью в раннем возрастеявляется овладение предметными действиями: культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр., в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое.
Наиболее эффективному проведению занятий по математикеспособствует соблюдение следующих условий:
1. Учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;
2. Создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);
3. Широкое использование игровой мотивации;
4. Интеграция математическойдеятельности в другие в: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
5. Смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
6. Развивающий характер заданий.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место.Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, т. к. формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Оптимизация образовательного процесса для амплификации речевого развития детей дошкольного возраста Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №8 «Белоснежка» Проект по теме: Руководители.
Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей на тему «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».
Идеи интеграции математического и экономического развития детей дошкольного возраста Идеи интеграции математического и экономического развития детей дошкольного возраста. [/i] Идея интеграции основана на том, что в процессе.
Организация детской проектной деятельности «Сказка как средство развития словесного творчества детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 44» Организация детской проектной деятельности: «Сказка.
Организация образовательного процесса по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Современное российское общество вышло сегодня на тот рубеж развития, на котором ясно осознается потребность в таких качествах личности,.
Организация предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Организация развивающей предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста БДОУ «Центр.
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста» Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Советского района – 2018» Здравствуйте.
Презентация «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста в играх математического содержания с использованием ИКТ» Презентация «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх математического содержания с использованием.
Сборник «Математика и жизнь» логико-математического развития детей старшего дошкольного МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Карлукский детский сад общеразвивающего.
Предмет Методики математического развития
Методика математики (дидактика математики)- раздел педагогики, исследующий закономерности обучения математике на определенном уровне развития в соответствии с целями обучения поставленными обществом.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результатеформирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения математических знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цельнее только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и формирование интегративных качеств дошкольника.
Методика формирования элементарных математических представлений призвана оказать помощь будущему воспитателю в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать формированию основ базовой культуры личности, всестороннему развитию психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной наукой и научной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процессаформирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Цель методики – исследование и разработка основ процессаформирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В процессе изученияМетодики формирования элементарных математических представлений решается обширный круг задач:
· научно обосновать программные требования к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
· определить содержание фактического материала для подготовки ребенка в деском саду к усвоении математики в школе;
· разработать и внедрить в практику эффективные дидактические средства, методы, приемы и разнообразные формы организации процессаформирования элементарных математических представлений;
· реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
· разработать методические рекомендации по развитиюматематических представлений у детей в условиях семьи.
Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников составляют исходные положения педагогики, психологии, математики и др. наук, а также:
o Концепция Дошкольного образования;
o Концепция непрерывного образования;
o ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
o Программы дошкольного образования;
· научные исследования и публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков;
· передовой коллективный и индивидуальный педагогический опыт поформированию элементарных математических представлений в детском саду и семье.
Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового опыта. В настоящее время успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Ее основные элементы – цель, содержание, методы, средства и формы организации обучения – теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она социально детерминирована и носит объективный характер. Цель как начальный компонент методической системы формирования элементарных математических представлений состоит в том, чтобы воспитатель представлял себе конечный результат своей деятельности.
ЦЕЛЬ | |
СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОДЫ |
СРЕДСТВА | ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ |
Основное содержание учебного предмета Методика формирования элементарных математических представлений составляет ответ на вопрос «Как обучать элементарным математическим представлениям?” Ответы на вопросы “Зачем обучать в детском саду” и “Чему обучать из математики в детском саду” дают Программы воспитания и развития в детском саду.
Отдельные компоненты методической системы формирования элементарных математических представлений выступают в реальном процессе обучения в неразрывной взаимосвязи друг с другом, влияют друг на друга.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду связана со многими науками и, прежде всего с теми, предметом изучения которых являются разные стороны личности и деятельности ребенка-дошкольника, процесс его воспитания, обучения и развития. Наиболее тесная связь существует у нее с дошкольной педагогикой. Методика формирования элементарных математических представлений опирается на задачи обучения и воспитания, принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации, разработанные дошкольной педагогикой.
Многосторонние контакты существуют между частными методиками, изучающими конкретные закономерности процесса воспитания и обучения дошкольников: методикой формирования элементарных математических представлений, развитием речи, теорией и методикой физического воспитания и др.
Подготовка детей к школе не может осуществляться успешно без связи с методикой начального обучения математике и теми аспектами самой математики, которые являются теоретической основой обучения дошкольников и младших школьников. Опора на эти науки позволяет определить объем и содержание знаний, которые должны быть усвоены детьми в детском саду, и служить фундаментом математического образования; использовать методы и средства обучения, в полной мере отвечающие возрастным особенностям дошкольников, требованиям принципа преемственности.
Обучение должно строиться с учетом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребенка, что является предметом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь не только функционируют, но и интенсивно развиваются в процессе обучения.
Психологические особенности и закономерности восприятия ребенком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой при разработке методики формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду. Психология определяет возрастные возможности детей в усвоении знаний и навыков, которые не являются чем-то застывшим, и меняются в зависимости от типа обучения. Современные психологические исследования показывают, что способности дошкольников в овладении математическими представлениями велики и до конца не раскрыты, полностью не изучены.
Рациональное построение процесса обучения связано с созданием оптимальных условий на основе анатомо-физиологических особенностей маленьких детей. Закономерности протекания физиологических процессов у дошкольников служат основой для определения места и длительности занятий по формированию элементарных математических представлений для каждой возрастной группы детского сада, обуславливают саму их структуру, сочетание и чередование различных методов и средств обучения, разных по характеру видов деятельности.
Связь с различными науками создает теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду.