Что изучает метафизика в философии
Метафизика: что это простыми словами, краткий обзор, теории
Метафизика – это один из важнейших разделов философии, и каждый образованный человек должен хотя бы в общих чертах понимать, что она собой представляет. На практике же большинство людей не только неправильно понимает значение этого слова, но ещё и использует его совершенно неуместными способами. Сегодня мы постараемся исправить это, подробно разобравшись, что представляет собой метафизика и какую роль она играет в современной философии.
Что такое метафизика?
Метафизика – это раздел философии, в котором изучается первичная природа реальности, мира и бытия. В разные эпохи представления об этом философском учении менялись, но во все времена метафизика пыталась найти ответы на такие фундаментальные вопросы как:
История происхождения термина «метафизика» весьма интересна. В 4 веке до нашей эры Аристотель написал свой самый известный сборник сочинений из 14 книг о первоначалах, составляющих предмет мудрости. Вот только сам он не позиционировал эти книги как единый труд.
Это сделал в 1 веке до нашей эры Андроник Родосский, который собрал и систематизировал их. Он же опубликовал их под общим названием «Метафизика» (μετὰ τὰ φυσικά – то, что после физики). Никакого особого смысла в это слово он не вкладывал, просто обозначил таким образом, что данный труд следует читать после другой работы Аристотеля – «Физики».
На протяжении многих веков это слово являлось названием сборника сочинений Аристотеля, в котором древнегреческий философ пытался решить проблемы, не решаемые для физики. Конечно, эта работа была уникальной в своём роде, поэтому со временем её название начало приобретать нарицательный смысл.
Другие философы часто ссылались на эту работу Аристотеля так, будто это отдельное учение, изучающее то, что лежит за пределами физики. А в 5 веке неоплатоник Симпликий Киликийский (Симплиций) первым начал прямо использовать слово «метафизика» для обозначения самостоятельного философского учения.
Поскольку за время своего существования метафизика как наука не только развивалась, но и местами довольно радикально менялась, в её истории принято выделать три основных периода:
При этом иногда говорят о большем количестве периодов (например, между античной и классической была средневековая метафизика, но этот период не настолько значим, как перечисленные выше).
Основы метафизики
Аристотель, который считается создателем метафизики, определял эту дисциплину как «первую философию». Её основная задача заключается в объяснении первичных основ бытия и поиске ответов на фундаментальные философские вопросы. Чтобы разобраться, что представляет собой метафизика и чем она занимается, нужно понимать следующие факты:
Очевидно, что данный перечень далеко не полон. И всё же он помогает понять в общих чертах, чем занимается метафизика и какое место она занимает среди других философских дисциплин. Потребность в метафизике как в науке очевидна – ни одна другая научная дисциплина не может и не пытается дать ответы на вопросы, которыми она занимается.
Основные теории метафизики
В некоторых случаях термин «метафизика» может использоваться в качестве синонима слова «философия«. Но обычно в него вкладывается более узкий смысл. Метафизика занимается лишь некоторыми, наиболее фундаментальными вопросами философии. При этом в разные периоды менялся смысл этой философской дисциплины, а значит, менялись её основные принципы и исследуемые ей вопросы.
Античная метафизика (Аристотель, Платон)
Античные философы вслед за Аристотелем считали метафизику «первой философией» – наукой о фундаментальных (первичных) основах бытия. В этом смысле метафизика очень близка к онтологии и иногда практически отождествляется с ней. Интересно, что в античном периоде не было чёткого разделения между метафизикой, теологией и наукой. В качестве основных античная метафизика рассматривала такие вопросы как «Что есть бытие?», «Что есть идея?», «Что есть форма и материя?».
Средневековая метафизика (Фома Аквинский)
В средние века все науки оказались в бедственном положении из-за неприятия церковью, в руках которой тогда была сосредоточена практически вся власть. Метафизике пришлось идти на компромисс, пытаясь согласовать свои законы с природой божественного начала.
Очевидно, что для любого философа, исследующего и пытающегося понять природу бытия, трудно быть религиозным человеком, слепо верящим в церковные догматы. Тем не менее, и в средние века находились храбрые авантюристы, которым удавалось сочетать религию с наукой, не становясь при этом еретиком для церкви.
Это неплохо получалось у Фомы Аквинского, который был одновременно философом и теологом (а впоследствии был даже канонизирован католической церковью как святой). Его называли человеком, который смог сделать невозможное – связать христианское вероучение с философией Аристотеля. Сначала его идеи принимали осторожно, поскольку он отождествлял научную веру с верой в Бога. Но позже церковь поняла, что такая позиция ей выгодна и удобна, и идеи Фомы Аквинского были приняты.
Метафизика Нового времени
Наиболее выдающимися деятелями классической метафизики считаются Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц. Главной особенностью учения в это время стало то, что оно переориентировалось с изучения бытия как такового на изучение познания и метода познания. Таким образом, в этот период метафизика была практически отождествлена с гносеологией. Основной вопрос этого периода заключался в том, является ли метод познания эмпирическим или рационалистическим.
Метафизика Канта
Благодаря Канту метафизику перестали отождествлять с онтологией, поскольку он поставил на первое место вопрос «Какие знания мне доступны?». Таким образом, кантовская метафизика отстраняется от онтологии, но при этом приближается к гносеологии. Несмотря на хорошую проработанность идей Канта, ему так и не удалось справиться с многими противоречиями, которые не позволяли применять учение к реальной жизни.
Метафизика Гегеля
Георг Гегель считал, что метафизика ограничена рассудочным мышлением, и преодолеть это ограничение можно с помощью диалектики, позволяющей справиться с противоречиями метафизики. Он связал разум с диалектикой, а рассудок с метафизикой, буквально противопоставив их, но при этом возвысив диалектику над метафизикой.
Диалектический материализм
Наиболее известными сторонниками данного направления были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые развили некоторые идеи Гегеля. При этом для их учения характерно жесткое противопоставление материи и сознания. Если для Гегеля этот вопрос не был важным, то в диалектическом материализме это противопоставление является основным и наиболее важным вопросом. При этом сознание считается вторичным по отношению к материальному миру.
Неопозитивизм
Неопозитивисты относили к метафизике и философию Гегеля, и марксизм, и диалектический материализм. При этом саму метафизику они позиционировали как ненаучную систему идей, однако отстоять эту точку зрения им не удалось, с чем впоследствии смирились сторонники постпозитивизма (учения, возникшего на основе неопозитивизма).
Основным вопросом неопозитивизма и постпозитивизма является вопрос о природе научного знания. При этом в качестве основного вопроса философии неопозитивисты рассматривают вопрос о рациональности познания. То есть, познание имеет смысл только в отношении наблюдаемых явлений. И мир можно считать абсолютно познаваемым, если избавиться от необходимости изучать то, что невозможно познать путём наблюдения.
Отличия метафизики от диалектики
Результатом двух с половиной тысячелетий развития метафизики стало то, что сформировались два противоположных представления об этой дисциплине. Положительное толкование рассматривает метафизику как ключевую философскую дисциплину, изучающую фундаментальные вопросы философии. С точки зрения негативного представления, метафизика рассматривается как конкурент диалектики, проигрывающий ей по многим позициям. Чтобы прояснить ситуацию, разберёмся, чем метафизика отличается от диалектики.
В современной философии диалектика – это форма и способ теоретического мышления, основанная на поиске противоречий. В более широком смысле диалектика может рассматриваться как теория развития материального мира. Начиная с Гегеля диалектика рассматривается в роли противоположности метафизики, как способа мышления, основанного на других суждениях.
Между диалектикой и метафизикой есть много расхождений. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:
И метафизика, и диалектика являются направлениями в философии. Отчасти их цели и методы пересекаются, именно поэтому они считаются конкурирующими дисциплинами и противопоставляются друг другу. Был период, когда сторонники диалектики считали, что метафизика окончательно проиграла в этой борьбе, однако впоследствии они вынуждены были отказаться от этой идеи.
Заключение
Метафизика является одной из важнейших философских дисциплин, а некоторые философы и вовсе отождествляют её с философией. Она ищет ответы на фундаментальные вопросы о принципах бытия. За 2,5 тысячи лет существования этой дисциплины предпринимались неоднократные попытки объявить её ненаучной или ложной. Но она устояла и по-прежнему занимает одно из важнейших мест в философии, ведь ни одна другая наука не пытается и не планирует отвечать на вопросы, которыми занимается метафизика.
Что такое метафизика простыми словами, основные понятия и её принципы
Наука и технический прогресс развиваются семимильными шагами, и все больше возможностей у человечества познать и объяснить те или иные явления. Несмотря на это, каждый из нас, хотя бы однажды, сталкивается с событиями или вещами, которые мы не в состоянии объяснить с научной точки зрения.
Ученые разрабатывают теории, выдвигают предположения, и чем больше они пытаются при помощи различных методов проникнуть в “тайны мироздания”, тем больше этих самых теорий развеиваются как миражи.
А список непознанного не убывает несмотря на все возможности современной науки и техники. Ежедневно в мире происходят сотни событий, не поддающиеся законам физики. Сотни вопросов остаются без ответа: есть ли Бог, что такое душа, откуда произошел человек, как возникла вселенная, каким образом люди обретают неожиданное исцеление от неизлечимых болезней, что происходит после смерти и т.д. — ответы на эти вопросы за пределами понимания ученых, но все они лежат в области метафизики, как раздела философии.
Метафизика — это раздел философии
Древние греческие мыслители проникали в области философии и мудрости, созерцая истинную картину космоса и бытия. Поэтому и методы исследования в философии и науке не отличались. Платон выделял метафизику, как специально обоснованный метод, хотя и не разделял понятие мудрости на различные науки. Он же и очертил круг специфических проблем метафизики, хотя тогда еще не было этого термина и науки как таковой. Аристотель же выделил метафизику как самую ценную из наук, являющуюся не средством, а целью человеческой жизни и называл ее «первой философией».
Во времена средневековья, в 13-14 в.в, метафизика достигла своего расцвета. Философы метафизики значительно обогатили словарь философии новыми понятиями и терминами. Но при этом, философы стали отождествлять метафизику (познания первых причин вещей) и теологию (познания божественного).
В современном мире, метафизика стала разделом философии, изучающем все сущее, основы бытия и самого человека.
На протяжение многих веков категории бытия занимали особое положение в философской мысли. Это обусловлено двумя обстоятельствами:
Таким образом, метафизика неразрывно связана с философией, являясь ее частью и занимается исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Проблема метафизики в истории философии
С момента возникновения метафизики и по наши дни, философы не перестаю спорить о том, что же такое метафизика, что лежит в ее основе, является ли она самостоятельной наукой или частью философии.
Метафизика Аристотеля
Как мы уже писали, термин метафизики был введен Андроником Родосским и изначально использовался как синоним философии. В древнегреческой философии метафизика приравнивалась к классической онтологии, поскольку заниматься антологией означало искать сверхчувственные основания сущего. Так в трудах Платона и Аристотеля, метафизика определялась как “наука о сверхчувственном”.
Аристотель определял метафизику как наиболее возвышенную науку, так как не связана с материальными нуждами и не преследует материальных целей. Это превращает ее в самоценную, истинно свободную науку, которая существует ради знания и понимания. Аристотель называл ее “первой философией”. В отличие от Физики — “второй философии”, задача метафизики не изучать явления окружающего мира, а постичь суть универсума как единого целого.
Аристотель выделял четыре основные области метафизики:
Эти направления гармонично связаны с собой и являлись основополагающими критериями, фундаментом для классической метафизики вплоть до 19 в.
Статус метафизики изменяется в историко-философском процессе
Во второй половине 18 — начале 19 века принципы и идеалы классической метафизики были пересмотрены философами (среди которых Л. Фейербах, Ф. Ницше, Л. Витгенштейн, П. Фейерабенд, М. Хайдеггер, К. Маркс и др.) и претерпели изменения. Это дало начало постклассической метафизике.
Для нового типа метафизики характерны следующие принципы:
Задачей постклассической метафизики становится осмысление конкретных форм человеческого опыта путем анализа. Она должна отвечать на реальные запросы общества, чтобы стать основой для всех форм культуры, которые решают свои собственные конкретные задачи в сферах познания, мышления и деятельности.
Метафизика Аристотеля — что это такое
14 книг Аристотеля, описывающие учение о первоначалах, являющихся основой мудрости, стали основополагающей работой в области метафизики. До него метафизика как учение о всеобщем, было смешано с другими знаниями – математическими, астрономическими, физическими и т.д. Аристотель впервые отделил метафизику как особую науку и как систему знаний. И, хотя, сам термин метафизика не принадлежит Аристотелю, именно он в своих трудах заложил фундаментальные основы классической метафизики.
Учение Аристотеля строится на 4 первоначалах:
Метафизика Аристотеля – это учение о причинах и началах бытия и знания о нем, о том, что такое истинное бытие само по себе. При этом, самым достоверным знанием он называет то, которое основано на ощущении и чувстве. Материальные же формы сущностей Аристотель разделяет на:
Античное философское отображение метафизики
Античная философия — философия древних греков и римлян, зародилась около 2500 лет назад, явилась истоком западной философии, и почти всех ее последующих школ. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская культура, философия, наука возвращаются к античной философии как своему первоисточнику и образцу мышления. Сам термин «философия» пришел к нам из античной философии. Философ – человек, стремящейся к мудрости, ищущий и любящий истину.
В развитие античной философии внесли неоценимый вклад Сократ, Платон, а позже Аристотель. Аристотель, будучи учеником Платона, во многом не разделял мнения своего учителя. В частности, он подверг критике платоновскую теорию идей, что сыграло важную роль в дальнейшем развитии философии. Аристотель считал ошибочным разделение на идеи и вещи, аргументируя тем, что идеи — это копии чувственных вещей и родственны им по содержанию. Отделяя идеи от вещей, мы удваиваем то, что должно быть познано и объяснено.
Аристотель считал, что каждая вещь представляет собой единство “материи” и “формы” из которых она состоит. Форма — это реализованная возможность материи. Например, серебро будет материей для серебряного кубка. В тот момент, когда его отольют (то есть реализуют возможность материи), он примет форму. Это же серебро может быть не оформлено (не стать кубком или стать кольцом), но в потенциале содержать форму. При этом возможен переход как от материи в форме, так и наоборот. Соотношение формы и материи относительны. Так серебро может быть как материей по отношению к одному предмету, и формой относительно другого. По мнению Аристотеля существует высшая форма, являющаяся конечной, за которой не следует ни форма, ни материя. Последней формой является перводвигатель, то есть Бог.
Аристотель так же ввел в философию два очень важных понятия – это возможность и действительность, которые оказали огромное влияние на последующее развитие философии.
Его рассуждения о форме и материи вылились во множество рукописей, которые позже были обнаружены и систематизированы Андроником Родосским в 14 томов, получивших название метафизика. В дальнейшем, в слово «метафизика» стали вкладывать особый смысл, определяя его как учение о принципах и сущности бытия, основанных на умозрительных, онтологических положениях, из которых выводятся другие философские положения.
Разница между метафизикой и диалектикой
Диалектика, как и метафизика, является частью философии, но их отношения всегда носили не простой характер. Это обусловлено значительными различиями в принципах и методах, которые лежат в основе каждой из этих наук.
Диалектика в современной философии — это теория развития всею сущего и основанный на ней философский метод.
Чем же отличается метафизика от диалектики?
Расхождение наблюдается по многим вопросам:
Будучи отраслями философии, метафизика и диалектика тем не менее, представляют собой две противоположные системы познания действительности и развития.
Различия между метафизикой, эпистемологией и онтологией
Аристотель ставил метафизику выше философии, называя ее “первой философией”. С развитием общества, развивались и науки. Развивалась и философия, появились новые отрасли, которые в той или иной степени соприкасаются и оказывают влияние друг на друга.
Поскольку все три являются отраслями философии, очень часто возникает путаница в понимании
Метафизика и эпистемология
Различия метафизики и эпистемологии базируются на разном подходе и методе познания. Метафизика основывается на чувственном познании и мышлении, в то время как эпистемология — изучает знание и его строение как таковое.
Метафизика рассматривает окружающий мир с точки зрения существования вещей как таковых. Она обозначает тип вопросов, которые можно задать окружающей нас действительности без определения метода их исследования.
Эпистемология же задается вопросом как мы можем что-то узнать о реальности, а не что мы можем сказать о ней. Что составляет знание? Как мы можем его получить? Есть ли ограничения наших знаний? Все ли подвластно изучению? На сколько объективны наши знания? Это те вопросы, на которые ищет ответы эпистемология.
Метафизика изучает то, что есть или то, что существует, эпистемология изучает то, как мы знаем или получаем доступ к тому, что существует. Обе эти отрасли философии, на первый взгляд, координально отличаются и работают в разных областях, но они часто пересекаются друг с другом или зависят друг от друга. Ведь перед тем, как анализировать или задаться вопросом как изучать то или иное явление (предмет), для начала нам нужно определить, что оно существует.
Метафизика и онтология
Соотношение онтологии и метафизики двоякое. В них так много схожего, что в определенные периоды развития философии эти понятия отождествляли.
Онтология изучает бытие и его принципы. Предмет изучения метафизики много шире и включает в себя не только бытие и его познание, но так же исследование первопричин и начал всего сущего; знания о первоисточнике каждой вещи; знание о Боге, как сверхчувствительно субстанции и связи между ними. Исходя из этого онтология является частью метафизики.
Однако если мы сравним Метафизику и Онтологию с точки зрения “общее — частное”, то обнаружим, что онтология предшествовала метафизике. Познание невозможно без формулировки общих принципов, благодаря которым возможно любое познание. Эти признаки и понятия изначально формирует онтология, в рамках которых затем развивается метафизика.
Что есть метафизика
Впервые этот термин был введен Андроником Родосским при систематизации произведений Аристотеля. Помимо трудов о физике, Аристотель оставил после себя многочисленные рукописи, посвященные рассуждениям о первопричинах “первых родах сущего”. Андроник Родосский объединил их в 14 томов и расположил в сборнике после аристотелевой “Физики”, назвав “τὰ μετὰ τὰ φυσικά”, что в переводе с древнегреческого языка дословно означает «то, что после физики». Вот так случайно появился термин метафизика, который, по сути, никак не связан с содержанием книг Аристотеля. Однако, это лишенное научного или философского значения слово, не только укоренилось в научной терминологии, но и стало общепринятым обозначением фундаментальных начал системы любого философа или мыслителя.
Многие известные философы испокон веков и по наши дни пытаются дать определение метафизике. Например, Иммануил Кант в книге «Критики чистого разума» вот так говорит о метафизике:
«На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят все его возможности. ‹…› Поле битвы этих бесконечных споров называется метафизикой.»
Гегель же считал, что: «Объективная логика, таким образом, занимает скорее место прежней метафизики, ‹…› Но тогда объективная логика постольку охватывает и остальные части метафизики, поскольку метафизика стремилась постигнуть чистыми формами мысли особенные субстраты, заимствованные ею первоначально из [области] представления, — душу, мир, Бога ‹…›. Логика рассматривает эти формы свободно от указанных субстратов, субъектов представления, рассматривает их природу и ценность в себе и для себя самих.»
Понять, что такое метафизика без изучения трудов десятков философов сложно из-за разницы подхода к определению. Простыми словами метафизика — это наука, которая изучает все то, что лежит за пределами физических научных явлений с целью изыскать смысл, причины, сущности и конечную судьбу всего бытия.
Метафизика — это сложный в понимании раздел философии
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если обратиться к толковым словарям, информация относительно термина «метафизика» поражает своим обилием.
Насчитывается несколько десятков его трактований (от чего-то мистического, до полного отождествления метафизики с философией вообще).
Но в первую очередь, метафизика – это наследие древнегреческой философской мысли, которое переосмысливалось мыслителями вплоть до нашего времени.
Метафизика Аристотеля — что это такое
Философия, как наука ведет свой отсчет со времен античности. За этот срок в ее недрах было сформировано более трех десятков крупных школ.
Учением, восходящим к периоду существования Древней Греции, является метафизика. Если говорить кратко, то это учение можно охарактеризовать так:
Понимаете, за решение каких проблем берется этот раздел философии? Чуть ниже приведено отличное видео, дающее пояснение термину, и там то что изучает метафизика обозначили как «кукловода». То есть все, что мы видим и способные осознать (то, что изучает наука) — это лишь результат действий этого кукловода.
Первоначально метафизика была лишь наименованием сборника трактатов известного античного мыслителя Аристотеля.
Такое наименование он получил не от самого автора. В I веке древнегреческий философ Андроник Родосский решил издать труды Аристотеля. В отдельный сборник он поместил тексты, посвященные первопричинам бытия, материальных субстанций и Божественных явлений.
В общем перечне трактатов указанный сборник шел следом за аристотелевской «физикой». Поэтому далее труд стали именовать «Meta ta physika», что в переводе с латыни означает – книга, идущая следом за физикой.
Есть еще одна версия происхождения термина. Словарь древнегреческого языка определяет слово «meta», как то, что находится по другую сторону.
Тогда метафизика Аристотеля – это определение всего, что не входит в компетенцию физики, т.е. все, находящееся вне научного познания мира. Данное значение закрепилось за понятием в течение последующих веков.
Аристотель был не первым, кто задумывался о метафизической природе. Его учитель Платон указывал в своих трудах, что окружающая реальность – единое целое. Еще одним античным ученым, рассуждавшим о метафизике, был Эпикур. Он в рассуждениях проводил границу между восприятием мысленным и чувственным.
Впервые метафизика, как научный термин был использован в V веке последователем Платона – Симплицием. Он так обозначил естественную философскую науку.
Проблема метафизики в истории философии
Метафизика в философии – это учение. Осмыслить его пытались выдающиеся умы. Обратимся к «Критике чистого разума» Канта.
Он указывает, что человечество призвано решать внутренние вопросы, навязанные самой природой. В их осмыслении разуму противоречит опыт. Эти споры он именовал метафизикой.
Для Канта, кроме окружающего сущего мира присутствовал второй, не осмысленный человечеством. Эту идею далее развивали сторонники позитивизма, которые пошли дальше, заявляя, что не оставят места для мира метафизического.
В противовес им материалисты утверждали, что ряд категорий, которые используются позитивистами для рассуждений, даже не содержатся в мире материальном. Споры эти продолжались на протяжении XVIII века.
С критикой Канта выступал Гегель, для которого метафизикой являлся процесс постижения бесконечного с помощью ограниченного разума и считал, что она придает противоположностям чувство разобщенности.
В противовес Гегель выдвигал идею существования диалектики (не менее сложного понятия).
В XIX веке критикой метафизики занимался Ницше. Но уже в XX веке известный современный философ Мартин Хайдеггер указал, что именно произведения Ницше можно считать образчиком западной метафизики, т.к. по его утверждению, она сопутствует всякой деятельности, связанной с использованием речи.
Метафизика — это раздел философии
Метафизика – это, простыми словами, раздел философии, для которого характерны следующие идеи:
При анализе философских трудов обнаруживается разница в подходах к понятию метафизики. Субъективное восприятие при обсуждении выходит у ученых на первый план. Двойственность в восприятии метафизики для большинства связана с философской системой.
Метод метафизического исследования остается по сравнению с ней второстепенным, хотя именно он предоставляет целостность восприятия изучаемого предмета. Т.е. он открывает причинно-следственную связь.
Понять, что такое метафизика без серьезного изучения трудов десятков философов сложно из-за разницы подходов к определению.
Изначально это – первофилософия, выступившая впоследствии против диалектики. Суть ее сводится к наличию сверхчуственного, что лежит за пределами реального физического мира, осмысление реальности напрямую зависит от степени духовности человека.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Сейчас это полумифическое научное направление становится все более популярным. Наверняка это связано с тем, что у людей много свободного времени.
Многие согласятся, что наша вселенная имеет не только физическую сторону. Потому, метафизика — очень интересная и несправедливо недооцененная наука.
Это происходит из-за того, что философы прошлого пытались заниматься указанным ответвлением знаний, но вносили только больше путаницы. По сути, они возводили громоздкие словесные конструкции, не имеющие под собой никакого смысла.
Очень сложный, многогранный термин. Я всегда думала, что это синоним слова «магия».
Так это наука или лженаука? Сейчас все так перепуталось, что уже толком не поймешь, где что.
Изучение метафизики неплохо расширяет горизонты и эрудицию в целом. Следовало бы уделять этой науке больше времени.
Все старые философские учения — ужасно пессимистичные. Вот современные, более близкие к науке взгляды — это другое дело!
Михаил, сейчас сложно разобраться, где наука, а где лженаука, вон в США уже математику хотят сделать расово правильной.