Что изучает литература краткий ответ
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Литература» в других словарях:
Литература — Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия
ЛИТЕРАТУРА — это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… … Сводная энциклопедия афоризмов
ЛИТЕРАТУРА — (фр. litterature, от littera буква). Словесность, письменность, совокупность письменных и устных памятников слова, принадлежащих известному народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТЕРАТУРА вообще… … Словарь иностранных слов русского языка
ЛИТЕРАТУРА — (латинское lit(t)eratura, буквально написанное), произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературу… … Современная энциклопедия
ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, литературы, жен. (лат. litteratura). 1. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература. 2.… … Толковый словарь Ушакова
литература — ы, ж. littérature <лат. litteratura. 1. Письменность. 20 е гг. 18 в. Бирж. 161. Письменность. Даль. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Литература — словесность, письменность. Литераторъ писатель, словесникъ. Ср. Литература служитъ воплощеніемъ всѣхъ духовныхъ силъ страны, и ежели ея нѣтъ, то это значитъ, что духовныя силы находятся въ отсутствіи или лежатъ глубоко подъ спудомъ. Салтыковъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
литература — ЛИТЕРАТУРА, беллетристика, устар. словесность, разг., пренебр. чтиво ЛИТЕРАТУРНЫЙ, писательский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, ы, жен. 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л. 2. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза,… … Толковый словарь Ожегова
Литература
Литература это один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
Термин литература
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).
Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности — в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.
Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.
История литературы
Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле — как письменная форма искусства слова — формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом — не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» — литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.
Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».
В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.
Форма литературы
Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону — определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.
Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.
Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.
Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, — слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.
С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, — всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).
Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции — общения, созидания и познания — равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности — переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.
Место литературы
Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она — наиболее идеологическое из всех искусств.
Литературные, образы
Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).
Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. Образ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.
Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.
Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.
Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.
Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, — идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.
Литературное произведение
Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).
Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.
Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).
Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. Форма и содержание).
В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.
Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.
Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной
Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.
ЛИТЕРАТУРА
Эстетический характер литературного творчества позволяет рассматривать Литературу как часть искусства либо как близкородственную ему деятельность (ср. часто используемое выражение «Литература и искусство»). В то же время многообразная соотнесённость литературных сочинений с различными сферами практической и духовной жизни (в том числе с религией, философией, политикой) придаёт Литературе также внеэстетическую, социокультурную значимость, обусловливает её важную роль в общественных дискуссиях и в теоретических поисках гуманитарного знания.
Литература и фольклор
Появление письменности как предпосылки формирования Литературы стало хронологической границей, отделяющей её от фольклора: новое средство общения позволяло закреплять позицию автора (а не подчиняться «коллективной цензуре» бесписьменного общества) и фиксировать текст в противоположность процессу постоянного импровизационного варьирования в фольклоре. Согласно концепции Александра Н. Веселовского, собственно словесные роды и жанры постепенно выделились из синкретического обрядового творчества («обрядового хора»), соединявшего в себе поэтические, музыкальные и танцевальные элементы.
Вместе с тем на начальном этапе Литература во многом зависела от порождённых фольклором сюжетов, персонажей, выразительных средств. Ранняя Литература также сохраняла изначальную включённость словесного искусства в культовую, обрядовую практику; подобно фольклору, она выполняла роль хранилища «позитивного» знания о мире в форме дидактической литературы.
Формирование понятия литературы
Общеевропейское обозначение «Литературы» и связанное с ним понятие восходит к латинскому слову lit(t)eratura [от lit(t)era «буква»], первоначально оно обозначало письменность, письменную культуру вообще и представляло собой, согласно свидетельству Квинтилиана («Воспитание оратора» 2:1:4), перевод греческий γραμματιϰή с тем же значением. Подобное широкое понимание Литературы продолжало существовать на протяжении многих столетий и отчасти сохранилось в современном употреблении (ср. «научная», «специальная», «популярная» Литература). Во 2-й половине XVII века во Франции появляется уточняющее обозначение belles lettres (в России давшее рождение термину беллетристика), которое к концу XVIII века становится в различных национальных вариантах обозначением словесного художественного творчества как такового (средне немецкий schöne Literatur, русский «изящная словесность, изящная Литература», а затем и «художественная Литература») в отличие от письменной культуры вообще. Однако осознание своеобразия Литературы как эстетически значимой творческой деятельности, признание за ней особой роли в обществе произошло уже в классическую древность, когда корпус художественных текстов обозначался термином «поэзия» (греч. ποίησις первоначально означало сотворение чего-либо, творчество вообще), что и было зафиксировано в систематическом виде в «Поэтике» Аристотеля. «Поэзия» и впоследствии нередко понималась в широком смысле, как не только стихотворное, но всякое литературное творчество. В целом осмысление Литературы как эстетической деятельности окончательно закрепляется в европейской культуре в период романтизма.
Литературный канон; роды и жанры
Литературоведение как наука о Литературе делит сложившийся массив литературных произведений прошлого и настоящего соответственно различным аспектам структуры и функций литературных произведений. Традиционно Литература подразделяется на роды литературные (с XVIII века утверждается система трёх родов: эпос, лирика и драма), а также жанры. Начиная с эпохи романтизма в Литературе происходит интенсивный процесс размывания жанровых границ; всё большую эстетическую и социокультурную значимость приобретают тексты, не имеющие жанровой определённости, но также появляются и новые жанровые формы (такие как детектив, научная фантастика, фэнтези и т.п.). С развитием книгоиздания и удешевлением печатной продукции в XVII-XVIII века формируется массовая литература, обладающая особым жанрово-тематическим составом, который не охватывается традиционной системой жанров. Деление Литературы на сферы описания и анализа с практической и теоретической целями происходит также по таким признакам, как географический (литература больших и малых ареалов, например Латинской Америки или Центральной Европы), этнический и национальный, хронологический (литература разных периодов, история отдельных литератур).
Конвенциональность понятия литературы
Универсальные признаки литературы
Можно назвать лишь два признака Литературы, которые применимы практически ко всем её жанровым, историческим и прочим разновидностям. Как вид художественного творчества Литература представляет собой «бескорыстную», неутилитарную деятельность (исключение составляет лишь «ангажированная» Литература, служащая политическим и иным целям); на неё распространяется принцип незаинтересованности, закреплённый за любым художественным творчеством в эстетике И. Канта. Помимо этого родового признака, который объединяет Литературу со всеми видами исккусства, она обладает и собственным специфическими признаком, отличающим её от прочих искусств: словесной природой. Эти два признака Литературы, не вызывающие сомнения, в то же время носят слишком общий и абстрактный характер, чтобы служить практическими критериями. Уже эстетика XVIII века пыталась точнее определить сущность Литературы в сравнении с другими видами художественной деятельности. Так, Г.Э. Лессинг в трактате «Лаокоон» усмотрел «общий закон» Литературы в том, что она всегда изображает «действие» (в отличие от пластических искусств, которые изображают «тела с их видимыми свойствами»).
Попытки найти более конкретные признаки литературного произведения осуществлялись в основном по двум линиям: выявления особых закономерностей внутренней организации произведения и изучения его функциональных особенностей.
Языковая природа литературы
Поскольку Литературы представляет собой словесное искусство, изучение внутренней, автономной организации литературного произведения опиралось в первую очередь на языковые особенности Литературы. В результате сложилась целая традиция изучения языка художественной литературы. Уже в первых поэтиках отмечается и анализируется «особый» характер языка поэзии. Желание закрепить во многом интуитивное целостное представление о языковых особенностях творчества отдельного автора, произведения, жанра нашло отражение и в понятии стиля, которое в Литературе в значительной мере опирается именно на языковые характеристики. На протяжении XIX-XX веков литературоведение (в особенности такие его направления, как культурно-историческая школа и структурализм) накопило большой опыт в изучении языковых признаков литературных текстов. Однако если языковое своеобразие стихотворной речи более очевидно и последовательно просматривается на всех уровнях языковой структуры, начиная с элементарных звуковых единиц, то прозаические произведения дают настолько разнообразную и неустойчивую картину, что указать какой-то общий набор языковых признаков прозы не представляется возможным.
Если не ограничиваться «граммматикой поэзии», а перенести рассмотрение языковой проблематики на более высокий уровень, то обнаруживаются и другие важные параметры Литературы, связанные с языком. Обращаясь к логико-филосской проблеме отношения языка и действительности, можно обнаружить, что Литература занимает особое положение в общем массиве языковых текстов и в этом аспекте. Литературный текст не подлежит логическому анализу и проверке на прямое соответствие фактической реальности: мы не можем назвать поэтическое произведение «истинным» или «ложным» (в отличие от бытовых и научных высказываний). Эта особенность литературного высказывания была отмечена уже в поэтиках эпохи Возрождения, например в «Защите поэзии» Ф. Сидни, где о поэте говорится: «Он ничего не утверждает, и, следовательно, никогда не лжёт». Литература творчески преобразует и различным образом использует такую особенность человеческого языка, как его способность обозначать не только фактическую реальность, но и «обозначать», а по сути, выстраивать, творить либо никогда не существовавшее, либо воссоздавать утраченное. Во всех этих случаях языковая реальность Литературы оказывается воплощением фантазии, вымысла. Суггестивная сила созданного автором произведения «погружает» читателя в сотворённый автором мир, заставляет его переживать события, свидетелем которых в своей реальной жизни он не был (именно за эту способность создания иллюзии реальности Платон требовал изгнать поэтов из идеального государства).
Литература в социокультурном контексте
Невозможность свести литературные произведение к его структурным, внутренним особенностям вызвала потребность дополнить имманентное изучение Литературы её функциональной характеристикой. Радикальные поиски русских формалистов в 1-й трети XX века, отчасти продолженные Пражским лингвистическим кружком (прежде всего Р.О. Якобсоном и Я. Мукаржовским), поддержанные исследователями в разных странах, укрепили во 2-й половине XX века осознание того факта, что литературное произведение существует и может быть познано лишь во взаимодействии различных обстоятельств и видов человеческой активности: понимание произведения включает и понимание авторской позиции (которая не сводится к описанию автора как конкретного индивида с определённой биографией), и знание ситуации читателя, и учёт обстоятельств, обеспечивающих распространение и сохранение (либо несохранение) литературных текстов в той или иной социокультурной ситуации. При таком взгляде на Литературу она представляет собой сложное и подвижное процессуальное и коммуникативное единство, в котором литературное произведение предстаёт как «оперативная программа» (У. Эко), реализуемая не только творческими усилием автора, но и сотворчеством различных читателей, действующих сообразно своей ситуации и собственным интересам (специальное внимание к роли читателя нашло отражение в рецептивной критике). Функциональный подход приводит к тому, что произведение Литературы приобретает «открытый» характер, рассматривается как некоторая возможность истолкования, перетолковывания, включения в другое произведение, трансмедийного перевода (экранизации, превращения в компьютерную программу, художественную инсталляцию и т.п.). Такое понимание литературного произведения отвечает постструктуралистскому, постмодернистскому состоянию гуманитарного знания и поставангардной, постмодернистской ситуации в Литературе и исккусстве на рубеже XX и XXI веков.
Рассмотрение словесного творчества в широком социокультурном контексте позволяет характеризовать современную Литературу как относительно автономную сферу человеческой деятельности, как социальный институт, представляющий собой единство автора (занимающего определённое общественное положение), средств распространения и хранения литературных произведений (издательства, журналы, публичные библиотеки), средств организации общественной реакции на публикации (реклама, литературная критика, литературоведение) и читающей публики. Каждая из составляющих этого института подлежит различным видам теоретического и прикладного анализа, включая социологический и даже экономический (например, изучение статистики читательского спроса, читательских ожиданий и степени их удовлетворённости и т.п.).