Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко и понятно

ГДЗ Обществознание 8 класс учебник Боголюбов параграф 1

Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?

Чарльз Дарвин выдвинул теорию, что человек произошел от обезьян. Древние корни которого зародились

3,5 миллиона лет назад в Африке. Это был еще не Человек Разумный. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность.

Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?

Человек отличается от животного следующими категориями:

— человек изменяет и преобразует природу (строит дом, облагораживает для себя территорию), а животные приспосабливаются к природе, используют ее.

— изменяет мир как в рамках физических, так и в рамках духовных потребностей, а животные действуют только в рамках физических потребностей.

— человек может действовать и производить что-то как многие из видов, а животные не могут выйти за рамки своего вида.

— человек является одновременно биологическим и социальным существом, живет в обществе и не может выжить без общества, в том время, как животные действуют по зову инстинктов.

— у действий человека есть цель, предметность, и хотя у некоторых животных также есть сознание, но их многие действия не имеют духовной, созидательной цели.

Человеческие качества проявляются в процессе общения. Когда человек становиться частью социума. Также качества могут проявляться в конфликтных ситуациях. Как правило, самые худшие качества (злость, грубость, двойственность, хитрость). Необходимо развивать в себе положительные черты.

1. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?

Значат, что человек и биологическое существо и социальное одновременно. Причем общие законы биологии (отбор, изменчивость и т. п. ) действуют меньше, чем законы социологии.

2. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

Нравственные и моральные качества

Социальные нормы и установки

3. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

Творческий характер деятельности человека проявляется в его способности создавать нечто новое, никогда ранее не существовавшее при помощи воображения, фантазии, интуиции или комбинирования уже имеющихся знаний.

4. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

Взаимосвязь между мышлением и речью заключается в их совместном сосуществовании.

В этом заключается и некоторая закономерность. Например, чем лучше развит речевой аппарат, тем лучше развито и мышление.

Речь является не частью и не тождественным термином мышления, а его инструментом. Мысль формируется и выражается в речи.

Кроме того, человек воспринимает окружающий его мир, и в этом также задействованы речь и мышление.

5. Как проявляются способности человека?

способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Способности существуют и развиваются или погибают в личности точно так же, как психологически “исходные” потребности, мотивы деятельности. В личности наблюдается своя динамическая иерархия способностей. В этой структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.

одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

6. Что такое самореализация человека?

Выделяют четыре вида самореализации, а именно: личностная, творческая, профессиональная и социальная.

2. Творческая самореализация. С помощью неё человек достигает степень творческой самореализации личности, эффективно выражая для этого свой творческий потенциал.

3. Профессиональная самореализация. Здесь в первую очередь играет роль сама эффективность личности и способность направлять её в нужное русло. Сюда можно отнести достижение поставленных задач и успехов в выбранной трудовой деятельности и т.д.

4. Социальная самореализация. (стремление стать «социально-успешным» настолько, сколько нужно этой личности для того, чтобы быть счастливым, удовлетворенным)

7. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Потому что только в деятельности раскрывается потенциал, внутренние силы и качества человека.

А только мечтая о деятельности, человек не сможет раскрыться, потому что открытие происходит в процессе. Человек познает себя в движении, в деятельности, в самореализации.

1. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра.

Бобры делают это по природному инстинкту, для своего выживания. Люди строят плотины осмысленно, для определенных защитных целей. Их деятельность является общественно полезной.

2. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.

Для человека мысль — венец всего живого,

А чистота души есть бытия основа.

По этим признакам находим человека:

Всех тварей на земле превыше он от века.

А если он живёт не мысля и не веря,

То человек не отличается от зверя.

3*. Объясни, чем различаются два утверждения:

а) человек — существо биологическое и социальное;

б) человек — существо биосоциальное.

4. Укажи, что в человеке заложено природой, а что — обществом.

Человек вырастает «человеком» только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окр. мире, формируют умение трудиться и мыслить.

Природа же создала тело человека. Человек имеет многие биологические потребности (он должен: дышать, питаться, спать, нуждается в определённой тепловой среде. ) Наше тело, кровь, мозг- принадлежат природе. Природа дала нам всё, что относится к анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и др. процессов в человеческом организме.

5. Назови, какие из рассмотренных человеческих качеств ты ценишь более всего. Свой ответ поясни.

Я невероятно в людях ценю такое качество как искренность. Это банально, я знаю, но всё же для меня это одно из тех качеств, которые я ищу в людях, окружающих меня. Мне кажется, если человек искренен, но к ему мнению можно прислушаться в любой момент, и ты можешь быть уверен, что всё то, что он говорит действительно является правдой, ведь он искренен.

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 2. Человек – биосоциальное существо

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Потребности и мотивы.

3. Способности человека.

4. Человек в системе общественных отношений

Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.

Самосознание — способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.

Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое человек? Этим вопросом задавались философы всех времён и народов. Данная пzроблема актуальна в современной философии. Как-то днём древнегреческий философ Диоген ходил с зажжённым факелом по Афинам и на вопрос прохожих «что вы делаете», отвечал кратко: «Ищу человека». Он имел в виду, что найти достойного среди людей не так просто.

Немецкий философ И. Фихте относил понятие «человек» к человеческому роду, подразумевая, что невозможно анализировать свойства отдельного человека вне отношений с другими людьми.

Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек — результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.

Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек — часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке. Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.

Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек — биосоциальное существо.

В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.

Человек рождается индивидом — единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты — неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Каждый человек — личность, обладающая социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием. «индивидуальность» — неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.

Область наложения индивидуальности на личность — это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.

Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.

Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания — готовность нести ответственность за свои решения и действия. Самореализация — процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Разбор типового тренировочного задания

_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Правильный вариант/варианты: 1) Человек.

Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ — это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Источник

Биосоциальная сущность человека. Мировоззрение. Познание. Истина и её критерии

Урок 3. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко и понятно

Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко и понятно

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко и понятно

Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко и понятно

Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко и понятно

Конспект урока «Биосоциальная сущность человека. Мировоззрение. Познание. Истина и её критерии»

Что мы знаем о человеке? У понятия «человек» есть множество определений, и некоторые из них могут показаться вам довольно странными.

Например, древнегреческий философ Платон определил человека как двуногое существо без перьев, в ответ на что другой античный философ Диоген общипал петуха и представил всем человека, по мнению Платона. Платон смутился и уточнил своё определение, добавив: «…с плоскими и широкими ногтями».

Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко и понятно

Современная же наука определяет человека как социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Также стоит отметить, что человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Ещё понятие «человек» может использоваться как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Как же появился человек? Принято выделять следующие основные теории происхождения человека.

Креационистская – теория творения. Согласно ей – весь мир и человек сотворены Богом, Высшим разумом. Она присутствует во всех мировых религиях. Например, библейская история о том, что на шестой день сотворения мира Бог сотворил человека. Господь сказал: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему».

Суть эволюционной теории заключается в том, что человек появился на нашей планете не сам по себе. Его появление – это результат длительной эволюции видов живых организмов, в основе которой лежит естественный отбор.

В рамках эволюционной теории возникла трудовая теория происхождения человека. Её сторонники подчёркивают, что большую роль в становлении человека в его современном виде сыграл труд, в процессе которого развивалось сознание человека, его способности мыслить, членораздельно говорить и так далее.

Самой молодой является космологическая (уфологическая) теория, которая утверждает внеземное происхождение человека, говорит, что жизнь на Земле возникла в результате разумного замысла инопланетян.

Все теории происхождения человека можно объединить одним словом – антропогенез – это процесс формирования человека; часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного; теория происхождения человека.

Также в качестве объединительного термина иногда употребляется понятие антропосоциогенез – это процесс происхождения человека и общества.

Какие же существуют подходы к объяснению сущности человека? В начале нашего занятия мы отметили, что человек существо социально-биологическое, то есть природное и общественное. А как вы думаете, чего в человеке больше?

Всех мыслителей, которые пытались ответить на этот вопрос, можно разделить на две группы. Одна из них выделяет приоритетную роль одной из сторон человеческой сущности. Те, кто считают, что сущность человека определяет его природное начало, что человек сразу рождается таким, каков он есть, а его сущность определяется наследуемыми признаками, принято относить к сторонникам биологизаторского подхода. А тех, кто считает, что человек рождается как «чистая доска» и его формирует общество, принято относить к сторонникам социологизаторского подхода.

Представители второго направления считают, что человек – это единое биосоциальное существо. И природа, и общество влияют на человека совместно, и их нельзя отделить друг от друга.

Что же человек получает от природы, а что в человеке формируется благодаря воздействию общества?

К биологическому в человеке можно отнести:

· строение организма, функционирование его органов и систем;

· задатки к развитию способностей (общих и специальных);

· приспособление к окружающей среде;

· способность к обмену энергией с окружающей средой;

· простейшие психические реакции;

· возможность использовать природные предметы.

Некоторые особенности, заложенные природой в человеке, сильно отличают его от других живых существ. Эти особенности принято называть биологическими факторами антропогенеза, к ним относят:

· сложное строение мозга (способность к абстрактному мышлению);

· строение нижней челюсти и гортани (способность к развитию членораздельной речи);

· строение кисти рук (противопоставление большого пальца руки остальным);

· способность к прямохождению.

Здесь важно понимать, что дальнейшее развитие данных способностей человека возможно только в социуме.

Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко и понятно

Например, в Индии в период с 1843 по 1933 годы было найдено не менее 16 детей, которые провели первые годы своей жизни среди животных и были полностью лишены общения с людьми. В отличие от своих литературных наследников, таких как Маугли Редьярда Киплинга или Тарзан Эдгара Райса Берроуза, людей с относительно нормальным человеческим умом и физическими способностями, а также с врождённым чувством культуры, но более развитым инстинктом выживания, дети джунглей оказались почти совершенно неспособными изменить привычки, приобретённые во время жизни среди животных. Те, кто в детстве жил в обществе животных, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в обществе людей, заботу и усилия по перевоспитанию.

В том числе и поэтому к социальному в человеке можно отнести:

· членораздельную речь, язык;

· способность усваивать достижения культуры;

· способность производить орудия труда;

· социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь);

· духовные потребности (мораль, религия, искусство);

· осознание своих потребностей;

· деятельность (трудовая, художественная и тому подобное) как способность преобразовывать мир;

· создание орудий труда для преобразования окружающей действительности;

· способность к творчеству, созиданию.

С человеком как биосоциальным существом связано три термина: индивид, индивидуальность и личность.

Индивид – это отдельно взятый представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Индивидуальность – это неповторимое уникальное сочетание психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Личность – это совокупность социально значимых качеств человека.

С понятием «человек» неразрывно связано и понятие мировоззрение – это совокупность взглядов человека на окружающий мир; целостное представление человека о природе, обществе и самом себе.

Можно говорить о мировоззрении человека, мировоззрении социальной группы и мировоззрении общества в целом.

Мировоззрение состоит из важнейших убеждений – это устойчивые взгляды, идеалы, принципы, проявляющиеся в действиях и поступках. Поэтому мировоззрение определяет отношение человека к самому себе, природе, обществу – направленность личности – совокупности устойчивых мотивов деятельности личности, относительно независимых от сложившейся в данный конкретный момент ситуации.

Элементами мировоззрения являются: мироощущение (настроение, чувства, эмоции); мировосприятие (образ мира в наглядных представлениях); миропонимание (рациональные представления о мире).

В структуру мировоззрения входят: убеждения, духовные ценности, знания, идеи, принципы, убеждения, принципы, идеалы.

Существуют следующие пути формирования мировоззрения: стихийное формирование (обыденное (житейское) мировоззрение); осознанное формирование (религиозное мировоззрение; философское мировоззрение; научное мировоззрение).

Какова роль мировоззрения в жизни человека? Оно помогает определять истинные ценности, выстраивать иерархию ценностей, даёт ориентиры и цели для деятельности человека, а также позволяет понять, какими средствами (методами) можно достичь поставленных целей.

Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко и понятно

Мировоззрение неразрывно связано с процессом познания, то есть приобретением новых знаний о мире. Субъектом познания (тем, кто познаёт) являются человек и общество. Объектом познания (тем, что познаётся) выступает познаваемый предмет или весь окружающий мир (природа, общество, человек).

Целью познания является получение достоверных знаний о мире, которые в свою очередь являются результатом познания.

Выделяют следующие виды познания: обыденное, мифологическое, религиозное, научное, социальное, художественное.

Существует такой термин, как гносеология – теория познания; раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.

Вопрос о том, познаваем ли мир, издавна волновал философов.

Принято выделять три философских направления познания мира.

Агностицизм – это философское учение, отрицающее возможность познания окружающего мира и его закономерностей. Разновидностью агностицизма является конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные понятия и теории являются результатом соглашения между учёными.

Гносеологический скептицизм – это философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Гносеологический оптимизм – это концепция, утверждающая возможность познания мира.

Как же происходит познание мира? Можно выделить следующие уровни познания: чувственное и рациональное.

Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко и понятно

Основными формами чувственного познания являются:

· ощущение – отражение отдельных свойств предмета при его воздействии на тот или иной орган чувств;

· восприятие – целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств;

· представление – образ предмета, возникающий в результате припоминания или фантазирования.

Основными формами рационального познания являются:

· понятие – мысль, утверждающая общие существенные признаки объекта;

· суждение – мысль, утверждающая или отрицающая наличие каких-либо свойств у объекта или связи между объектами;

· умозаключение – мысленный вывод из нескольких суждений:

§ дедуктивное – от общего к частному;

§ индуктивное – от частного к общему;

§ сделанное по аналогии.

Какой способ познания приоритетен?

Представители эмпиризма считали, что единственный источник наших знаний – чувственный опыт. Сторонники рационализма утверждали, что разум – это основа познания и поведения людей. Так или иначе, но результатом познания являются знания – это информация, совокупность сведений об окружающем мире, результат познания человеком действительности.

Что означает слово человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко и понятно

Очень важно, чтобы знания были истинными. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина может быть:

Абсолютной – исчерпывающее достоверное знание о природе и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Относительной – неполное неточное знание, которое соответствует определённому уровню развития общества, обуславливающему возможности познания; знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения. Относительная истина постоянно углубляется и уточняется в ходе познавательной деятельности.

Объективной– такое знание, которое не зависит от личности того, кто познаёт, не зависит ни от человека, ни от человечества.

Субъективной– знание, которое существует только в сознании субъекта и обусловлено особенностями познающего субъекта.

Иногда для характеристики субъективной истины используют термин «правда». Правда – знание, наполненное личным интересом и смыслом.

Истина одна, а правда – у каждого своя.

Конкретной – истина, раскрывающая существенные моменты предмета с учётом конкретных условий его развития. Она связана с определённым местом, временем и обстоятельствами.

Противоположностью истины являются заблуждения, ошибки, ложь.

Заблуждение – ситуация, когда наше понимание какого-либо предмета или явления не совпадает с ним непреднамеренно, в связи с тем, что наши познавательные способности несовершенны.

Ошибка – это результат неверного действия, практического или теоретического.

Ложь – сознательное искажение фактов.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. В чём заключается биосоциальная сущность человека?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *