Что изучает лингвистика 5 класс

Лингвистика как наука: понятие, разделы, историческая справка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Лингвистика, языкознание, языковеденье… Все эти термины обозначают одну и ту же науку, которая стала предметом нашей статьи.

Тема обширна, ведь речь идет об одном из древнейших направлений человеческой мысли, берущем своё начало в древних философских изысканиях.

Что изучает лингвистика 5 класс

Сегодня поговорим об определении лингвистики, её предмете, разделах и внутренней классификации.

Лингвистика — это.

Исконно русскими словами для обозначения интересующей нас науки стали языкознание и языковедение. Значение этих слов читается без дополнительных трактовок, ведь, с точки зрения смысла, понятия абсолютно прозрачны.

Оба представленных термина – по сути, кальки с латинского первоисточника – термина лингвистика. Происходит слово от корня lingua, что переводится как «язык». Таким образом, получаем очевидное определение:

Лингвистика – это наука о языке.

На первый взгляд (и на второй, кстати, тоже), картина ясна. Однако вокруг термина за годы его активного использования на русском грунте оформился устойчивый миф.

Он гласит, что языковед (или филолог) – специалист в русском (либо другом родном) языке, а лингвист, в свою очередь, изучает языки иностранные. Следующая степень заблуждения – считать лингвистами полиглотов. Ни то ни другое мнение ничего общего с действительностью не имеют.

Что изучает лингвистика 5 класс

На самом деле лингвистика – это наука, которая изучает:

Что изучает лингвистика 5 класс

Лингвисты интересуются как живыми, так и мертвыми языками. Как естественными, так и искусственными. Исключений нет. Всё это – предмет языковедения.

Разделы лингвистики

Все мы в школе слышали о таких разделах языкознания, как фонетика, морфология, синтаксис… Если так ответить о членении языковой науки, это не будет ошибкой. Однако на академическом уровне лингвистика имеет более крупную классификацию.

Её высшими уровнями стали:

Разумеется, это не жестко обособленные сферы. В большинстве исследований ученые используют методы если не всех, то 2х — 3х разделов.

Эпоха чистой теоретической лингвистики – в прошлом. Сегодня ставится акцент на прикладном аспекте.

Что изучает лингвистика 5 класс

Чтобы углубиться в дальнейшую классификацию, рассмотрим каждый раздел подробнее.

Теоретическое языкознание

Лингвистика в теоретическом проявлении базируется на исследовании и выведении законов языка. Ученые, которые специализируются в этом направлении, формулируют теории.

Нормативная лингвистика также называется предписательной или прескриптивной, поскольку указывает пользователю, как написать / сказать будет правильно.

Что изучает лингвистика 5 класс

В зависимости от универсальности / частности предмета изучения выделяют:

Для частного языковеденья характерны более конкретные названия. К примеру, изучение русского языка называют русистикой, китайского – китаистикой. Есть варианты и для групп: славистика для славянских языков, германистика для германских…).

Что изучает лингвистика 5 класс

Внутри теоретической лингвистики вычленяют знакомые многим разделы:

Практическая лингвистика

Трудно назвать практическую лингвистику единой системой. Это скорее совокупность различных видов языковой и околоязыковой деятельности человека.

Самыми крупными стали такие направления:

Что изучает лингвистика 5 класс

Что изучает лингвистика 5 класс

Прикладная лингвистика

В большинстве аспектов повторяет то, что представлено в практической лингвистике. Однако описывает это с точки зрения теории.

Ключевые векторы:

Что изучает лингвистика 5 класс

Что изучает лингвистика 5 класс

Эмпирическое языкознание строится на применении крупного набора методик. Описывать их в рамках ненаучного текста нет смысла.

Такова на первый взгляд эта особая наука – лингвистика. Надеемся, что описание её предмета и разделов пролило свет на эту глубинную отрасль человеческих знаний.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Лингвистика — интересная наука. На первый взгляд так не кажется, но посредством изучения языка можно проследить историю развития и происхождение человечества. Однако это актуально только для ученых, для обычных граждан изучение этой темы не должно идти дальше прикладных понятий.

Источник

Разделы языкознания (5 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что изучает лингвистика 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

ФОНЕТИКА Раздел лингвистики, который изучает звуки речи.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ Раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка.

ОРФОЭПИЯ Наука о нормах произношения.

ОРФОГРАФИЯ Раздел лингвистики, который изучает правила написания слов.

ЭТИМОЛОГИЯ Раздел лингвистики, который изучает историю происхождения слов.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Разделы лингвистики, изучающие, из каких частей состоит слово и от чего образовано.

МОРФОЛОГИЯ Раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учебник «Теория» (статья на стр. 9, прочитать и дать письменный ответ на вопрос «Зачем изучать русский язык?»)

Что изучает лингвистика 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что изучает лингвистика 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что изучает лингвистика 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что изучает лингвистика 5 класс

Соотносим раздел языкознания с функциями современного смартфона. Это проводится на первом уроке, когда мы знакомимся с понятиями «язык» и «речь». Попытка привязать теоретический материал к жизни учащихся вызывает большой интерес, активизирует их, пробуждает желание узнавать что-то новое. По итогам урока можно подготовить таблицу из двух граф: «раздел языкознания», «определение», чтобы пользоваться ей в дальнейшем.

Номер материала: ДБ-007780

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что изучает лингвистика 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает лингвистика 5 класс

Время чтения: 1 минута

Что изучает лингвистика 5 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что изучает лингвистика 5 класс

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что изучает лингвистика 5 класс

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что изучает лингвистика 5 класс

В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

Что изучает лингвистика 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Путешествие в страну Лингвистика»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Путешествие в страну Лингвистику..docx

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе «Путешествие в страну Лингвистику»

Цели: повторить изученный материал по русскому языку в 8

развивать мыслительную деятельность учащихся, умение

пробуждать интерес к предмету, воспитывать правильную

самооценку, организованность, умение соблюдать

-Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в удивительную страну Лингвистику («лингва» означает «язык»). Заниматься языком интересно и увлекательно, особенно когда мир языкознания предстает перед нами как арена весёлых конкурсов. Жители Лингвистики – слова, звуки и предложения. Мы должны уметь «общаться» с ними. Вы разделились на две команды. Посмотрим, какая команда справится успешнее с предложенными заданиями. Желаю всем успеха!

1. Первая станция – Фонетика.

-Выберете слово, имеющее подвижное ударение: г ора, приз, сторона, красивый.

— Укажите слова, в которых звуков больше, букв:

весна, перемена, ясли, вьюга.

— Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог:

документ, шофер, средства, цемент.

— Выпишите слова, в которых написание расходится с произношением:

ошибка, мясной, хвастун, стул.

— Сколько звуков о в стихотворении?

И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки.

2. Вторая станция – Морфемика.

— Отгадайте загадку и определите способ образования слова-отгадки:

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.

— Найдите слово, в котором нет приставки:

подорожник, портфель, подвесить, порез.

— В составе какого слова нет приставки не-?

Неподалёку, непобедимый, ненавидеть, непрерывный.

Выт…рать, забл…стать, заг…рать, изб…рать.

3. Третья станция – Морфология.

— Какое словосочетание соответствует схеме: глагол + наречие?

Идёт бычок, качается,

Укажите, в каких примерах выделенное слово является прилагательным:

— Укажите несклоняемые существительные:

Кони, шимпанзе, фонари, кенгуру.

— Прочитайте стихотворение Даниила Хармса. Сделайте вывод: слов какой части речи ( местоимений, глаголов, существительных, наречий) больше всего в стихотворении.

Я шёл зимою вдоль болота

В галошах, в шляпе и в очках.

Вдруг по реке пронёсся кто-то

На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки,

Присел, подпрыгнул и исчез.

4. Станция Синтаксис.

— Сколько можно выбрать словосочетаний из стихотворения А. Барто «Бычок»:

Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

— Сколько простых нераспространённых предложений в стихотворении Д. Хармса «Буря мчится. Снег летит…»

Буря мчится. Снег летит.

Ветер воет и свистит.

Буря страшная ревёт,

Буря крышу с дома рвёт.

Крыша гнётся и грохочет.

Буря плачет и хохочет.

Злится буря, точно зверь,

— Найди предложение, в котором верно поставлены запятые.

а) Помню раннее свежее, тихое утро.

б) Не было бы счастья, да несчастье помогло.

в) Лес зашумел застонал, затрещал.

г) Доктор подошёл к двери, и громко постучал.

— Выберите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

а) Резкий, свистящий порыв ветра сорвал шляпу.

б) В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются, и страшно становится путнику.

в) Мальчик вынул свисток и дважды свистнул.

г) Идите смело, друзья, и ничего не бойтесь!

5. Последняя остановка – станция Орфография.

Щебеч…т птицы, леч…т врачи, ребята друж…т, свищ…т пули

— Укажите, где вместо пропуска должен быть мягкий знак:

Она старает…ся, он будет занимат…ся, когда получит…ся, редко встречает…ся.

Задр…мали, ш…лестят, растр…пали, ш…ловливо.

— Найдите лишнее слово в цепочке:

Искус…ный, ненас… ный, прелес…ный, грус…ный

Подведение итогов и награждение всех участников.

Что изучает лингвистика 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что изучает лингвистика 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что изучает лингвистика 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что изучает лингвистика 5 класс

Данное внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 5 класса, оно проводится в конце учебного года, подводит итог года по предмету и, расширяя знания по русскому языку, воспитывает интерес к нему, любознательность, умения работать в группах.Используется для обобщения и закрепления изученного материала.Данное мероприятие хорошо подходит для сплочения коллектива, выработки чувства ответственности и взаимопомощи. Мероприятие носит соревновательный характер, что способствует активному участие детей.

Номер материала: 68916041453

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что изучает лингвистика 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает лингвистика 5 класс

В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

Что изучает лингвистика 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает лингвистика 5 класс

Время чтения: 1 минута

Что изучает лингвистика 5 класс

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

Что изучает лингвистика 5 класс

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что изучает лингвистика 5 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок в 5 классе на тему :» Занимательная лингвистика»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Занимательный урок 5 класс..docx

Урок-игра для учащихся 5 «А» класса «Час занимательного русского языка»

Учитель Чуграева Ю.А

Цели: 1). Проверить знания и умения учащихся 5 класс а по общим вопросам русского языка.

2) Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развиват ь познавательный интерес школьников.

3) Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры.
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью
»

1)класс делится на 2 команды, выбирают капитанов.

Задание КОНКУРС КАПИТАНОВ

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

Ответьте, о ком или о чем говорится.

— «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

-Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

-Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

-Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

-Как называется школьный известняк? (Мел.)

-Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

-Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

-Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

-Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

-Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

-В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

-Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

— Сколько в круге существительных? Какие еще части речи?

Конкурс 1. Постижение народной мудрости

Учитель : Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

-Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

-Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

-У него глаза велики. (У страха.)

-Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

-Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

-Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

-Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?

Этот автор спит в портфеле, (авторучка)
Этот пони – день недели. (понедельник)
Этот плот – из полотна, (полотенце)
Этот рак сильней слона, (трактор)
Эта марка ест бананы, (мартышка)
Этот сыр – с лесной поляны.

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)

Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)

У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)

Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)

Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)

Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.

Не ударить в грязь лицом.

Держать себя в руках.

Мелькнуть, как молния.

Игра не стоит свеч.

Стрелять без промаха.

Во что бы то ни стало.

Не находить себе места.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З

Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

— Здравствуй!
— Привет!
— Что ты несешь?
— Несу разные вещи.
— Несуразные? Почему они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел.
— Что не сумел?
— Отстань.
— Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
— Мел несу. Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
— Вот оно что.
— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
— Тамарка?
— Ага.

— И ничего, симпатичная?
— Красивая! Зеленая такая.
— То есть как?
— Зеленого цвета.
— Постой, постой. Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
— У кого волосы?
— Да у Тамарки-то.
— Что-о?!
— Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая. Там арка нарисована.
— Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка. Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
— Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
— А ну тебя.
— Да! Стой, стой!
— Ну, что еще?
— Привет передавай.
— Кому?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *