Что изучает история россии 6 класс
Введение к истории России (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.Сформировать представление об истории как науке.
2.Ознакомить с хронологическими рамками истории Росси в 6 классе.
3.Показать значение исторических вспомогательных дисциплин.
Оборудование: карта «Россия в древности», древние тексты, книги, рисунки, фотографии, рисунки гербов, печатей.
Основные понятия и термины: исторические источники, археология, геральдика, нумизматика, топонимика, палеография, летопись.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
История России – часть всемирной истории.
Что изучает история Отечества?
Исторические источники по истории нашей Родины.
1.История России – часть всемирной истории.
Беседа по вопросам:
Что вы изучали по истории в 5 классе? Что запомнилось и почему?
Что вы изучали в I полугодии 6 класса? Что запомнилось и почему?
Какие деятели средневековья вызвали у вас уважение, а о каких сложилось неприятное впечатление?
Если ранее вы ознакомились с историей древнего мира и зарубежных средних веков, то сейчас вы приступаете к изучению истории России. История России является частью истории человечества.
Обратите внимание на карту – площадь современной России более 17 млн. кв. км, она расположена на северо-востоке Евразии.
Россия является крупнейшей страной в мире.
2 Что изучает история Отечества.
Выскажите свое мнение по вопросам:
Зачем надо изучать историю?
Для чего надо знать историю своей Родины?
Рекомендуется ознакомить учащихся с мнением по данным вопросам великих людей разных исторических эпох.
Цицерон : «История – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться ребенком»
Ключевский В.А.: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».
Пушкин А.С.: « Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной – есть постыдное малодушие».
Исторические источники по истории нашей Родины.
Учитель: мы изучаем древнюю и средневековую историю нашей Родины. Поэтому особую важность приобретают исторические источники.
Исторические источники – вещественные, устные или письменные свидетельства или памятники эпохи.
Значительное место занимает археология – эта наука позволяет воссоздать жизнь людей.
Учитель приводит ряд примеров археологических раскопок:
— раскопки греческих городов в Северном Причерноморье ( Херсонес );
— раскопки скифских курганов;
— раскопки в Киеве, Ростове Великом и т. д.
В изучении истории России помогают и такие науки, как:
Лингвистика – наука о языке;
Фольклористика – наука, изучающая народное творчество;
Палеография – наука, изучающая внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии;
Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения;
Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, объектом изучения которой являются гербы.
Историки, изучая эти и многие другие науки, могут воссоздать картину жизни людей далекого прошлого Родины.
Учитель: каждый образованный, культурный человек должен знать основные события истории России, своей мало Родины и историю своей семьи.
Какие бывают исторические источники?
Дайте определение основных понятий: лингвистика, фольклористика, палеография, нумизматика, геральдика.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.Сформировать представление об истории как науке.
2.Ознакомить с хронологическими рамками истории Росси в 6 классе.
3.Показать значение исторических вспомогательных дисциплин.
Оборудование: карта «Россия в древности», древние тексты, книги, рисунки, фотографии, рисунки гербов, печатей.
Основные понятия и термины: исторические источники, археология, геральдика, нумизматика, топонимика, палеография, летопись.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. История России – часть всемирной истории.
2. Что изучает история Отечества?
3. Исторические источники по истории нашей Родины.
Номер материала: 520183
Не нашли то, что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Содержимое разработки
«Что изучает история Отечества»
Подготовила учитель истории и обществознания МАОУ СОШ « Школа № 139» Изосова И.В.
( один из крупнейших русских историков) :
( Русский поэт, драматург и прозаик) :
Начало формирования, становление и расцвет государства Киевская Русь
Формирование и становление централизованного Московского государства
Виды исторических источников?
Какие исторические источники вы знаете?
Работа со словарем
составленные по годам
Фольклористика — наука, изучающая народное творчество
Содержимое разработки
«Что изучает история Отечества»
Подготовила учитель истории и обществознания МАОУ СОШ « Школа № 139» Изосова И.В.
( один из крупнейших русских историков) :
( Русский поэт, драматург и прозаик) :
Начало формирования, становление и расцвет государства Киевская Русь
Формирование и становление централизованного Московского государства
Виды исторических источников?
Какие исторические источники вы знаете?
Работа со словарем
составленные по годам
Фольклористика — наука, изучающая народное творчество
Что изучает история Отечества
Урок 1. История России 6 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что изучает история Отечества»
История России является неотъемлемой частью мировой истории. Она так же занимательна и многогранна, как и история других стран и народов. Но она более приближена к нам, так как её творцами являются наши предки. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим материал по истории России, с которым нам предстоит работать в течение учебного года. Определимся с датировкой этого периода, назовём наиболее значимые события из российской истории, поговорим о личностях, создававших историю этого периода.
История России насчитывает многие столетия. Она содержит в себе огромное количество моментов достойных уважения и славы.
Изучая историю Родины, мы находим в ней достойные примеры и образцы поведения, а также предупреждения о том, чего не следует делать в настоящем и будущем. Как избежать ошибок, допущенных ранее, что необходимо делать, для того, чтобы преумножить национальное достояние и быть достойным гражданином своей страны. Поэтому историю называют коллективной памятью народа.
Изучаемый период будет охватывать временной промежуток с Древности до конца 16 века.
вы узнаете, откуда и как появились племена восточных славя̀н – предков русских, белорусов и украинцев. Какова была их жизнь и взаимоотношения с соседними народами и странами.
Город древних славян
Будет представлена история Древней Руси. Причины её появления и распада на самостоятельные княжества-земли.
Как и почему русские земли оказались под властью орды̀нцев. Какие обстоятельства и причины позволили народу Древней Руси вновь добиться независимости и восстановить свою государственность.
Будут рассмотрены процессы, способствовавшие возвышению Московского княжества. Формированию вокруг него единого Московского государства или России. Будут представлены материалы по культуре народа Древней Руси. Её особенностях и уникальных чертах.
А также деятельность великих исторических личностей, оставивших след в истории России и мира:
князя Владимира Красное Солнышко;
царя Ивана Гро̀зного;
атамана Ермака̀ и многих других.
В представленном материале вы узнаете, как жили наши далекие предки, какой вклад они внесли в культуру Российских народов и мира.
Для того, чтобы восстановить ход исторических событий необходимы исторические источники. Историческим источником является любой предмет старины, несущий в себе смысловую нагрузку.
Это могут быть остатки жилья и построек древних людей, деньги, предметы домашней утвари, различные предметы быта (одежда, украшения, орудия труда и оружие), произведения искусства (скульптуры, фрески), летописи и хроники, исторические мемуары. Древние предания и легенды, поговорки, присказки и отдельные слова.
Исторические источники можно разделить на три большие группы. Письменные – то, что записано на каком-либо носителе информации (бумаге, пергаменте). Вещественные – предметы старины (монеты, оружие). Этнографѝческие – устные предания, легенды и сказки.
Самым важным и наиболее полным источником по изучению истории России в 9 – 16 веках являются лѐтописи – записи происходивших событий, составленные в хронологическом порядке (по годам).
Летописи велись обычно при дворах правителей, при монастырях и церквях. Древние русские летописи содержали информацию о происхождении восточных славян, о зарождении у них государственного строя, о взаимоотношениях славян, об их связях с другими народами и странами.
Вместе с тем в текст летописей добавляли различные сказания, тексты договоров и законов, прочие документы, многие из которых дошли до наших времён только в таком виде.
Обширную информацию представляют и другие сохранившиеся письменные источники. Среди них деловые документы, грамоты, письма, произведения литературы.
Но особенностью летописей будет то, что они отражают в основном только государственную историю. Они не в состоянии дать полную и достоверную картину жизни того времени.
Информация о быте и нравах наших предков, обычаях людей того времени собирается другими (смежными с историей) науками.
Значительное место в воссоздании жизни людей того времени, особенно в тот период пока люди не стали применять письменность, занимает такая наука как археоло̀гия.
Археологией называют науку, которая изучает прошлое человечества при помощи памятников материальной культуры (орудиям труда, местам поселений, бытовой утвари, погребениям). Основным методом получения информации в археологии являются раскопки.
Но и археология не всегда может дать полную картину происходивших в прошлом событий. Не может описать мысли и идеи людей того времени.
В этом случае обращаются за помощью к лингвѝстике – науке о языках. Фольклорѝстике – науке, изучающей народное творчество, произведения, созданные народом (былины, сказки, пословицы, песни, обряды).
История и великое множество смежных наук помогают воссоздать картину жизни людей далёкого прошлого и ознакомить с ней вас. Но изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сообщений источников, собственных представлений учёных, впитавших в себя опыт науки. Поэтому к изучению истории нужно подходить весьма ответственно.
История России. 6 класс. Тема: Введение. Что изучает история России
Тема: Введение. Что изучает история России.
Цели: объяснить особенности и задачи курса «История России: 6 класс»; познакомить с учебником, с основными историческими терминами, именами выдающихся отечественных историков; формировать представление о единстве исторического прошлого народов России и мирового сообщества.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать особенности и задачи курса «История России: 6 класс»; оперировать понятиями и терминами: историческая наука, исторический источник, археология, этнография, фольклористика, лингвистика; работать с исторической информацией.
Отношения, ценности и внутренние установки: выразить своё отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Организационный момент. Мотивационно-целевой этап.
III. Актуализация опорных знаний.
— Тема нашего урока: «Введение. Что изучает история России». Давайте вспомним, что такое история?
— История – это наука о развитии общества
— это прошлое, сохранённое в памяти человека
История – это наука, изучающая прошлое человечества с древнейших времён до наших дней. (слайд)
— С историей каких стран вы уже познакомились?
— Какой временной период охватывает история Средних веков?
IV. Работа над темой урока.
Знакомство с учебником.
— Прочитайте название нового учебника. Чем этот учебник отличается от уже изученных вами учебников истории?
— Какие века русской истории мы будем изучать?
— Прочитайте оглавление учебника. Какие периоды истории нашей страны охватывает учебник?
— Что в истории России происходит в первой главе? (формирование Древнерусского государства).
— Что во второй главе? (феодальная (удельная) раздробленность).
— И что в третьей главе? (становление единого государства).
— К какому выводу можно прийти, проанализировав изученную вами историю и ознакомившись с предлагаемыми главами учебника? (в истории средних веков тоже происходило сначала возникновение и формирование государств, затем следовала феодальная раздробленность в большинстве их, и объединение и формирование единых государств).
— История России – неотъемлемая часть Всемирной истории и в своём развитии прошла общие этапы развития, присущие многим государствам, но при этом у неё свой, особенный, путь развития, свои особенности, с которыми мы познакомимся в ходе изучения курса «История России: 6 класс».
— Также обратите внимание на состав параграфа. Параграф делится на несколько подтем. Под синей чертой в параграфе делаются общие выводы. Посмотрите, каким шрифтом выделены важные понятия. Курсивом выделяются слова, объяснение к которым содержится в самом тексте учебника, жирным шрифтом – слова, объяснение которых даётся в конце параграфа.
— История России – это не только история русского народа. (слай д с современной картой РФ).
Наша Родина является крупнейшей в мире страной (её площадь в современных границах составляет более 17 миллионов км 2. Располагается она на юго-востоке Евразии. Уральские горы делят страну на 2 крупные части: европейскую и азиатскую. В свою очередь, эти части включают в себя многие земли. Так, европейскую часть России можно разделить на Центральную, Северо-Западную, Северный Кавказ, Предуралье. В азиатскую часть России входят Сибирь (Западная, Восточная), Дальний Восток (Приамурье, Приморье, Камчатка, Сахалин). По мере расселения людей на этих территориях – а расселялись они вдоль побережья и озёр – в обиход входили такие понятия, как Преднепровье, Поволжье, Предонье, Прекубанье и т. п. Часть названных земель включали в себя несколько менее крупных. В состав Поволжья, например, входили Верхнее, Среднее и Нижнее Поволжье. После присоединения к России других государств и земель появились и новые географические понятия: Прибалтика, Причерноморье, Приазовье и другие.
Все эти земли осваивались и присоединялись к России в течении многих столетий. На них испокон веков проживали различные племена и народы, которые относились к различным языковым семьям.
Значительная часть населения нашей страны принадлежит к индоевропейской языковой группе, которая распалась на несколько групп языков (слайд с языковыми группами). В Центральной и Северо-Западных территориях Восточной Европы проживали предки балтов, германцев, славян. Степные европейские районы издавна населяла другая группа индоевропейцев – племена, говорившие на иранских языках. К иранской языковой группе принадлежит и многочисленные племена, обитавшие на юге Сибири.
Восточная Сибирь и её северные районы освоили племена, принадлежавшие к урало-самодийской языковой семье. Предки ненцев и другие самодийские племена осели на севере. Племена, говорившие на финно-угорский языках, начали передвигаться из Восточной Сибири в Приуралье, в Прикамье и далее на запад в Восточную Прибалтику. В середине 3 тысячелетия до н. э. они распространились по всей лесной полосе Поволжья и на территории между Волгой и Окой.
Часть населения нашей страны принадлежит к алтайской языковой семье. Наиболее многочисленной в этой семье является тюркская группа языков. Прародина тюрков находилась в степях Центральной Азии. Отсюда они устремились на север, в Сибирь и на запад, к Уралу, в Среднюю Азию, а затем в степные районы Причерноморья.
Особой языковой зоной является Кавказ. Горные хребты препятствовали большому передвижению племён. Поэтому здесь с древнейших времён проживают в основном исконные жители этих мест, говорящие на разных языках, которые объединяются в кавказскую языковую семью.
Данные языковые семьи стали основой для формирования многочисленных народов, проживающих на территории нашей страны. История этих народов является составной частью истории нашей Родины. Каждый народ, входивший в состав России, вносил свой вклад в развитие её культуры, языка, хозяйства, то есть формирование российской цивилизации.
История Адыгеи – это тоже часть истории России. Поэтому на уроках истории нашей страны мы будем изучать и историю Адыгеи.
— Каким образом историки получают знания о прошлом?
— Что такое исторические источники?
— Для определения достоверности событий прошлого учёные используют исторические источники. (слайд)
Исторические источники – любые следы человеческой деятельности или сознательно оставленные на Земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основе которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий.
— Какие виды исторических источников вы можете вспомнить? (слайд).
— Особую роль в изучении истории России 9 – 11 веков занимают русские летописи. Древнейшей дошедшей до нас летописью является «Повесть временных лет». Она была составлены в начале 12 века на основе более древних летописей. Считается, что её автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
— Вспомните, какие науки помогают нам воссоздать, описать и спрогнозировать историю своей страны?
— Эти науки в истории принято также называть вспомогательными историческими дисциплинами (слайд).
V. Рефлексивный этап.
— Ребята, как вы думаете, зачем человеку изучать прошлое? (слайд)
— И как вы считаете, почему необходимо хорошо знать историю своей страны?