Что изучает история нового времени 7 класс кратко
Конспект урока «введение понятия «Новое время» 7 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Введение. Понятие «Новое время»
Научатся определять термины: Новое время
Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках периода, определять основные черты человека «нового времени»
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
Тип урока: урок усвоения новых знаний
1. Организационный этап Преподаватель здоровается с учащимися, делает необходимые отметки в документах, проверяет готовность к уроку, подптсываеем тетрадь (сл1)
2. Повторение изученного в 6 классе
Что изучает история?
На какие периоды делится?
Какой период мы изучали в прошлом году?
Назовите временные рамки истории средних веков (5-15 вв)
Средневековье иногда называют – феодализм. От какого слова (феод)
Продолжите предложение ( сл2)
Человек, который давал землю – это… (сеньор)
(сл3) Отношения между сеньором и вассалом – это… (феод. лестница)
Как мы знаем в средние века все рыцари участвовали в крестовых походах. Кто вдохновлял их на эти походы? ( кат. церковь, папа римский)
Вспомните причины возникновения средневековых городов
Успехи в хозяйстве
Отделение ремесла от сельского хозяйства
Как назывались ремесленники одной специальности?
Вспомните историю каких стран мы изучали. Игра «В какой стране» (сл4)
В какой стране основаны Генеральные штаты (Франция)
В какой стране основан парламент (Англия)
В какой стране было гуситское движение (Чехия)
В какой стране правил султан, а войско называлось янычары (Османская империя)
Итак мы вспомнили основные понятия и темы истории средних веков и переходим к следующему этапу развития общества – Новому времени.
4. Изучение нового материала
1. Понятие и периодизация Нового времени
Итак, в 7 классе мы познакомимся с опытом жизни человека в период Нового времени или Новой истории
(сл6) Новая история – это эпоха всеобщей истории, когда произошел переход от аграрной цивилизации к индустриальной (промышленной)
Термин «новое время» появился в Италии в XVI веке, когда возникло ощущение, что старое время уходит в прошлое, уступая место новой эпохе, эпохе пробуждения умов, возрождения интереса к человеческой личности и повседневной жизни людей.
( сл.7) Проблема урока: Определить какие явления в обществе позволили людям в XVI веке заявить о начале Нового времени.
2 период XIX век – изучается в 9 классе.
В этом учебном году – основные темы – переход от аграрного общества к индустриальному, разрушение традиционного общества.
Работа по изучению учебника.
— стр.269-270 – определяем основные разделы, основные страны.
— стр.4 – условные обозначения – примеры из учебника
2. Кризис традиционного общества. Черты Нового времени.
В средние века жизнь людей была тесна связана с землей – аграрная цивилизация. («агер» лат. – поле)В те времена люди сильно зависели от природных условий. Жизнь человека практически не менялась, он жил по законам предков, не покидая родные места. Важную роль в жизни играло происхождение, переход из одной группы в другую – невозможен. Аграрную. цивилизацию часто называют традиционным обществом.
(сл9) Черты традиционного общества
Господство натурального хозяйства
Деления общества на сословия
Разделение власти между королем и крупными феодалами
Взгляд человека на мир формировала религия.
Однако постепенно традиционное общество разрушается. Средневековая цивилизация уже не может обеспечить дальнейшее развитие, низкая производительность труда ведет к нищете и голоду, феодальная раздробленность мешает развитию торговли. Работа с учебником стр.3-4 – найдите и запишите в тетрадь какие явления в обществе позволили людям в XVI веке заявить о начале Нового времени. (6-7 мин) Проверка, дополнения.
(сл.10 ) Черты индустриального общества
Развитие товарных отношений
Деление общества на классы
Неограниченная, абсолютная власть короля
3. Человек Нового времени
(сл11) Черты человека Нового времени
Способность человека к самостоятельной деятельности
Готовность нести ответственность за решения.
Главный стимул в жизни – разбогатеть и добиться утверждения в обществе
Обладание предпринимательским духом.
Такие люди стали совершать великие открытия, отправлялись в далекие путешествия. Они легко воспринимали все новое, передовое. Дух наживы и предпринимательства привел к развитию науки и техники.
— дайте определение «Новая история»
— назовите хронологические рамки Новой истории
— определите отличия традиционного общества от индустриального
— что, на ваш взгляд, связывает нас с Новым временем
6. Итоги урока. (сл12)Домашнее задание – записи в тетради, проблемный вопрос
Чему мы научились на уроке? Достигли ли мы тех целей, которые ставили? Все ли довольны своими результатами на уроке? У кого возникли затруднения? Почему? Что необходимо сделать, чтобы таких затруднений не было?
Конспект по истории на тему «Что такое Новое время» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск
Глава 1. Великие географические открытия. Урок 1. Что такое Новое время
История 7 класс. Учебник «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVII век. 7 класс. О.В.Дмитриева. М: «Русское слово». 2020г.
Гудзишевская Нина Валентиновна
Цель: выяснить, какой и почему период истории человечества называется Новой историей.
· сформировать представление о Новой истории как самобытном, закономерном периоде исторического пути человечества, его роли и связи с современным эиапом развития;
· выяснить основные этапы, события, явления и процессы Нового времени;
· развивать умения временной и пространственной локализации Нового времени; навыки анализа различной исторической информации, определения вида исторического источника, степени его достоверности;
· развивать умения формулировать аргументированное мнение по проблемам урока, участия в дискуссии.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, учебник «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVII век. 7 класс. О.В.Дмитриева. М: «Русское слово».-2020г.
1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Перед вами лента времени. Вспомните и расположите в хронологической последовательности исторические эпохи (ответы учащихся).
Анимация: появление надписей на ленте времени.
Задание: вспомните основные события, процессы, исторических личностей изученных исторических эпох, запишите 2-3 к каждой из них (обсуждение задания)
Слайд 2. Обобщение ответов учащихся:
Первобытность: эволюция человека и общества; расселение людей; неолитическая революция (что такое неолитическая революция? – переход от присваивающего хозяйства к производящему).
Древний мир: возникновение древних цивилизаций, государств, письменности, законов, начало Великого переселения народов (Назовите последствия Великого переселения народов – падение Рима, гибель античной цивилизации).
Средневековье: появление средневековых государств, распространение христианства, появление ислама, средневековые войны.
Слайд 3. Формулировка цели и задач урока.
Исторический период, сменивший эпоху Средних веков, мыслители XV в., современники эпохи, назвали Новая история.
· жизнь людей настолько отличалась от предшествующих периодов истории, что сами современники осознали эти перемены
3.Изучение нового материала.
Слайд 4. Запись темы урока в тетрадь.
1. Понятие «Новое время», хронологические рамки.
2. Новое время – путь в современность.
3. Источники истории Нового времени.
Слайд 6. Понятие «Новое время», хронологические рамки.
Какие изменения в жизни общества заставили выдающихся мыслителей того времени назвать этот период Новым временем?
Задание: стр. 4, п.1. Выясните, кто и почему назвал эпоху, начавшуюся на рубеже XIV – XV вв. новым, на ленте времени отметьте хронологические рамки эпохи (проверка выполнения задания).
Слайд 7. Обобщение учителя:
Причины появления термина «Новое время:
· возрождение идеалов Античности
· начало Нового времени – Великие географические открытия
Слайд 8. Новое время – путь в современность.
Эпоха Нового времени – сложный и противоречивый период, в нем сочетались новации и пережитки прошлого. Роль и место этого периода в истории человечества в том, что многие достижения современности были заложены именно в Новое время.
Задание: систематизируйте информацию п.2. стр. 4-5 в таблице «Изменения в жизни общества»
История 7 класс новое время – время перемен.
Новое время – период всемирной истории, включающий в себя XVI- XVIII в. Существуют разные трактовки на то, когда началось новое время, но наиболее правильно считать окончанием средневековья 1453 г., когда пала Византия и пальма первенства мессианства над человечеством перешла от Византии к России. Курс история 7 класс новое время рассказывает о том, что оно закончилось в 1917 г., когда в самой России начались катастрофические перемены.
Главным признаком наступления Нового времени, помимо уничтожения Византии и возвышения России является возвышение Европы в целом. В средние века западная Европа по уровню развития не превосходила Азию. Столицей мира был Константинополь. Вокруг Византии и строилась внешняя политика мировых держав.
Незадолго до её падения началась эпоха Возрождения. Это случилось в Италии в XIV. Это стало первым признаком начала Нового времени. После краха Византии молниеносно мир узнал о целой плеяде великих гениев: Леонардо да Винчи, Эразм Ротердамский, Николай Коперник. В первые же годы Нового времени произошёл невиданный в истории качественный рывок Европы в развитии. Стали появляться гении во всех областях наук. Началось ещё до эпохи Великих географических открытий, поэтому неверно считать их началом Нового времени. Они были подготовлены предыдущей эпохой, уже не имеющей отношения к средневековью.
Массовый интерес европейцев к наукам пробудился из-за того, что произошёл крах Византии. Европа потеряла былую опору, что заставила её искать альтернативные опоры. Победа сарацин отрезала от Европы Босфор и Дарданеллы, сделав невозможным путь в Индию по суше. Это-то и заставило их искать его по морю.
Великие географические открытия привели к уникальному в мировой истории экономическому рывку. В течение столетия Западная Европа из равной по уровню жизни Азии континента превратилась в столицу мира. Этому способствовал приток золота из новых колоний. Приток был настолько колоссальным, что к концу XVI в. в Испании золото уже ценилось как сейчас хлеб. Унция золота не стоила ничего, произошла гиперинфляция золота, которое перестало быть предметом роскоши и избранности.
Наступление великих географических открытий привело к моральному кризису европейского общества. Люди перестали жить по Законам Евангелия и переключились на зарабатывание денег любой ценой. Новые принципы, которые диктовал колониальный мир, были антиподом учения Христа. Это привело к падению авторитета Церкви и появлению протестантизма.
Тысячелетние основы Европы оказались подорваны. Не желающие жить по Закону Бога протестанты стали объявлять войну Католической Церкви. Это привело к Нидерландской революции, которая стала первой в чреде революций, покончивших с миром традиционных ценностей.
Причины революции в Голландии в том, что бедная испанская провинция не получила тех доходов от колоний, какие получила сама Испания. Голландцы чувствовали себя обделёнными и подняли бунт. Вскоре они сами стали колонизаторами и вошли в историю как крупная колониальная держава.
На разрыв отношений с Церковью пошла и Англия, победил протестантизм в Скандинавии, Эстонии, части Германии, Франции. Однако в последней он привёл к религиозным войнам, в которых в итоге выиграли католики. Тут сказалось влияние Испании.
Курс история 7 класс новое время повествует о том, что XVI век сделал Англию и Испанию двумя самыми мощными и богатыми странами мира. Английский флот стал королём морей. Европа надолго захватила первенство в мире, и лишь в наши дни её геополитическое лидерство стало оспариваться другими расами.
Экономический рывок привёл к рывку научно-техническому и философскому. В начале XVII в. мир узнал, что такое революционная философия. Зародился гуманизм, который своим остриём выступал против самодержавия и традиционных ценностей. Гуманизм ставил в центр мироздания не Бога, а человека и настаивал на том, что в жизни людей главные ценности это общечеловеческие, а не религиозные.
На фоне этой идеологии стал усиливаться протест против самодержавия. Людям стало казаться, что демократия лучшая система. Это привело к великой английской революции 1640 г. Она привела к самой великой гражданской войне в истории Англии, но, даже она не смогла подорвать её могущество. Главный итог революции – падение самодержавия и установление конституционной монархии, которая не пала в Англии до сих пор.
Натиск турок был остановлен. Европа спаслась, а ислам больше не достиг такого могущества, как в XVII в. и стал угасать. Следующим важным событием стало падение Испании. Гиперинфляция золота привела к тому, что испанцы перестали богато жить. Золото не ценилось, цены на товары народного потребления росли, и оказалось, что Испания не может предложить народу ничего кроме золота, которое. Опасаясь всё той же гиперинфляции, уже не хотел никто, покупать в Европе. Случилась абсурдная ситуация. Золото оказалось никому не нужно. Оно превратилось в ненужный как грязь товар. Результатом этого стала война за испанское наследство вначале XVIII в. и окончательный крах Испании.
Курс история 7 класс новое время расскажет учащимся о том, что в середине XVIII Англия превратилась в мастерскую мира. Англичане грамотнее испанцев распорядились своим золотом, они не дали его на руки людям, сохранив в банках, пуская в экономику ровно столько, сколько было нужно для её поддержки. В результате в 1750-ые г. Англия стала самым великим государством мира, способным произвести любой продукт доступный человечеству. Она шла впереди всей планеты, занимала 1-ое место по территории и количеству населения.
Конец XVIII ознаменовался промышленным переворотом, который привёл к смене ручного труда на машинный. Облегчилось существование людей, но увеличился темп жизни. Экономика стала приобретать современный характер. Изменилась и внешность людей, став близкой к современной. Изменился быт людей, мода, одежда. Появились классические произведения культуры.
Закончился век ещё двумя катастрофами. Революциями в США и Франции. Их причины в том, что первые тяготились положением зависящих от Англии, чувствуя в себе силы для самостоятельного национального развития, а вторые тяготились тем же, только уже банальным отставанием экономики и уровня жизни Франции от Англии.
В результате во Франции рухнуло самодержавие, а сама страна превратилась в оплот угрозы для самого существования человечества. От этой угрозы мир спасла Россия. США не имели таких амбиций как Франция, поэтому и выстояли.
Победа американской революции привела к появлению первого на Земле демократического государства. США стали первой страной, где официально восторжествовали ценности гуманизма и общечеловеческого блага. Сначала США отставали от монархий Европы, но в XX в. именно американская государство установило тотальный и абсолютный контроль, над планетой навязав человечеству против его воли свои выработанные тогда ценности гуманизма и общечеловеческого блага, которые сейчас считаются неоспоримыми всеми странами мира.
Новое время кратко
Понятие нового времени появилось в XV веке в Италии в эпоху Возрождения. Именно тогда возникла идея разделить историю человеческой цивилизации на три основных периода: древнего мира, средние века и новое время.
Если с древними цивилизациями и средними веками все понятно, то новое время определяется довольно условно, поскольку разные страны и народы вступали в него в разное время.
Основным признаком нового времени можно назвать одновременный прорыв в промышленности, науке, культуре и религии большинства европейских стран, в результате чего их развитие резко пошло вперёд.
Новое время продолжалось условно три века – с XVI по XIX. Началом нового времени принято считать великие географические открытия, концом – Первую мировую войну.
Начало Нового времени
Условным концом Средних веков и началом нового времени принято считать открытие Колумбом Америки в 1492 году. Именно с него началось активное расширение территорий большинства европейских стран.
Этому предшествовало изобретение компаса и постройка морского судна, которое было бы способно пересечь океан. Таким судном стала каравелла, что на голландском языке означало «судно для океана».
Именно на нем были совершены все первые географические открытия.
Однако, для географических открытий необходим был веская причина, побудившая бы капитанов кораблей выйти в открытый океан. Такой причиной стал тот факт, что во второй половине XV века Османская империя перекрыла торговые пути, по которым восточные пряности доставлялись в Европу.
Европейцы были вынуждены искать новый альтернативный путь в Индию, чтобы получить доступ к заморским товарам. В результате этого в 1492 году был открыт неизвестный до этого континент – Америка.
Экспедиция Колумба открыла путь европейским государствам в Новый Свет – такое название получили новые Американские континенты.
В 1492 году Колумб открывает остров Гаити и называет его Эспаньолой («Маленькая Испания»).
Таким образом, первой хозяйкой Нового Света становится Испания, поскольку Колумб объявляет открытую им землю собственностью испанской короны. Испанские конкистадоры ринулись завоевывать новые территории, мало считаясь при этом с местным населением.
В 1499 году в устье реки Амазонки высаживается Америго Веспуччи – именно его имя будет отныне носить новый континент.
В 1519 году у берегов Америки высаживается Фернандо Кортес, который захватывает вождя ацтеков Монтесуму и обманом и подлостью выманивает у аборигенов золотые слитки, а вождя убивает. Начинается эпоха жесточайшей колонизации Америки, залитая кровью её коренных жителей.
В 1523 году испанцы основывают колонию на острове Ямайка.
Однако, другие европейские страны не захотели стоять в стороне и тоже пожелали принять участие в дележе нового континента. Между Испанией, Англией, Францией и Голландией завязалась многолетняя борьба за заморские колонии.
В это время в Европе примерно в 1440 году Иоганном Гуттенбергом был изобретен печатный станок, что положило начало целому новому направлению – книгопечатанию. Печатные книги обходились гораздо дешевле рукописных, и соответственно, стали доступнее.
Первой печатной книгой, сошедшей со станка Гуттенберга, стала Библия.
В 1543 году из-под печатного станка выходит книга Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», которая переворачивает средневековые представления об устройстве Солнечной системы и утверждает новые взгляды на движения небесных тел вокруг Солнца.
На смену ремесленном и кустарному производству приходит мануфактурный способ производства. Смысл его был в том, что хотя труд по-прежнему оставался ручным, но, в отличие от средневековых мастерских, было впервые введено разделение труда. В результате этого резко выросла производительность труда, что постепенно позволило хозяевам мануфактур нанимать наемных рабочих. Так было положено начало первым капиталистическим отношениям.
Важные изменения происходят в металлургической отрасли. Примерно в XIII веке произошла замена средневековой сыродутной печи на штукофен (предок современной доменной печи). Для привода мехов использовались водяные колёса. В XVI веке такие колёса также стали использовать для подъема руды из шахт. Колёса эти иногда стали достигать до десяти метров в диаметре.
В 1550 году вышел 12-томный трактат по горному делу профессора Георга Агриколы «Книга о металлах».
В XVIII веке братья Мартен изобрели плавильную печь, которая позволяла восстанавливать сталь из чугуна. Плавильную печь назвали в их честь – мартеновская.
В XVI веке в Европе начинается религиозно-политическое движение, которое получает название Реформация (лат. исправление, преобразование). Целью этого движение становится реформирование или исправление католического вероисповедания в соответствии с библейскими нормами.
Началом Реформации считается выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера. 31 октября 1517 года он прибил к дверям Замковой церкви в городе Виттенберге свои знаменитые «95 тезисов о праведности по вере», в которых резко осуждал существующие в католической церкви правила и обряды, не имеющие ничего общего со Священным Писанием, в частности, продажу индульгенций и призывал вернуться обратно к Библии.
Ответным движением католической церкви стала так называемая контрреформация, стремившаяся отстоять традиционное папское проведение богослужений.
В результате этого, Европа стремительно начала делиться на католиков – сторонников Папы Римского и католической формы вероисповедания, и протестантов – сподвижников Мартина Лютера, призывающих к упрощенной манере поклонения, максимально приближенной к Библии.
Между католиками и протестантами в разных странах начались стычки, которые заканчивались с переменным успехом. Но очередная такая религиозная стычка в Чехии неожиданно переросла в настоящую войну, которая получила название
Тридцатилетняя война (1618-1648)
Началось все с того, что в июне 1617 года бездетный король Чехии Матиуш II решил объявить наследником престола своего племянника эрцгерцога Фердинанда Штирийского.
Фердинанд воспитывался иезуитами и был сторонником католической веры. В Чехии же, наоборот, большая часть населения исповедовала протестантизм. Несмотря на это, в ряде деревень королевским указом было запрещено проводить богослужения в протестантских храмах. Это вызвало возмущение протестантского населения.
23 мая 1618 года участники протестантского съезда в знак протеста выбросили из окна Чешской канцелярии в ров представителей короля, что было равносильно тому, что было совершено покушение на самого короля.
Так местное религиозное столкновение между чешскими католиками и протестантами вылилось в объявление войны чешских дворян всей правящей династии Габсбургов, к которой принадлежал Фердинанд Штирийский.
Постепенно в водоворот политических событий оказались втянуты, практически, все европейские государства: католическая Испания обрушилась на протестантские Нидерланды, которые защищали отважные морские гёзы. В Италии ожесточенно выясняли отношения герцогства Мантуи, Монферрато и Савойи. В 1632 году сцепились Московия и Речь Посполитая, мечтавшая насадить католичество на Руси. С 1617 по 1629 годы Польша три раза конфликтовала со Швецией, а заодно и с Трансильванией, которая в конце концов призвала на помощь тяжелую артиллерию в лице Османской империи.
Этот политический клубок удалось развязать только 24 октября 1648 года, когда в городе Мюнстере был подписан мирный договор, получивший название Вестфальский, который, наконец, остановил Тридцатилетнюю войну.
Вестфальский мирный договор
Главными итогами Вестфальского договора стало то, что он утвердил принцип веротерпимости, по которому протестанты получили равные с католиками права. Также короли были уравнены в правах с императорами.
Английская революция XVII века
По своему значению Английская революция стала главным событием XVII века.
Соперницей Англии в захвате колоний по-прежнему оставалась хищная Испания. Политикой же короля Якова I Стюарта становятся бесконечные попытки договориться с испанским двором, что вызывает недовольство парламента. Несмотря на это, английские купцы все же проникают в Новый свет и открывают Ост-индскую и Московскую компании.
Открытие Нового Света открывало новые заманчивые перспективы для ведения своего дела. Выбившиеся в фермеры зажиточные крестьяне, торговцы и даже пираты, сколотившие неплохое состояние на грабеже галеонов в Карибском море, были не прочь приобрести земли в заморских колониях. Но по старому феодальному обычаю всей землёй Англии владел король и аристократы.
Основной конфликт между королевской властью и парламентом вспыхнул к 1640 году из-за того, что Яков I присвоил себе право вводить налоги и монополии, в то время как это было право парламента.
Парламент выразил возмущение действиями короля и издал документ, получивший название «Великая Ремонстрация», в которой призвал монарха к порядку.
В ответ на это в 1642 году король явился в парламент со стражей, намереваясь арестовать бунтарей, но потерпел поражение. Тогда 22 августа король поднял в Ноттингеме свой королевский штандарт, что было знаком объявления сбора всех его вассалов на войну.
На стороне парламентской армии выступил командир кавалерии Оливер Кромвель.
Чтобы решить конфликт между парламентом и королём, обе армии сошлись в июле 1644 года под Марстон-Муром, а после в июне 1645 года – при Нейзби. Оба сражениях закончились полной победой парламентской армии Кромвеля и разгромом роялистов.
Королю пришлось спасаться бегством в Шотландию, но шотландцы выдали его парламенту за 400 000 фунтов стерлингов. В 1648 году король был арестован, объявлен государственным преступником, а его потомки лишены права на трон.
После этого инициативу взяла в свои руки революционно настроенная парламентская армия, вдохновленная своей недавней победой над королём. В отличие от рыцарской армии короля, парламентская армия состояла в основном, из народа, поэтому командиры стали требовать полной отмены монархии и палаты лордов, установление народного правления и провозглашения свободы совести.
Буржуазная революция грозила перейти в социалистическую, и уничтожив монархию, могла пойти ещё дальше и уничтожить и саму буржуазию как класс.
Чтобы лавина революции не снесла его самого и как-то успокоить народ, Кромвель принимает решение пожертвовать королём. 30 января 1649 года король Карл I Стюарт был обвинен в государственной измене, приговорен к смерти и казнен через обезглавливание.
17 марта Англия была провозглашена республикой.
Семилетняя война (1756-1763)
XVIII век также знаменит великими войнами и сражениями. В 1756 году разразилась так называемая Семилетняя война, длившаяся около семи лет. В неё были втянуты все ведущие европейские страны, пытавшиеся перекроить карту Старого и Нового Света на свой манер, что получило название «переворачивание альянсов».
Предпосылкой войны стало соперничество Англии и Франции за колонии в Северной Америке. В результате отдельные столкновения между английскими и французскими колонистами привели к тому, что в 1756 году Великобритания официально объявила войну Франции.
После этого Великобритания заключает договор с Пруссией. Франции ничего не остаётся, как весной 1757 года объединиться со своим бывшим врагом – Австрией против прусского короля Фридриха II. Летом этого же года к ним присоединяется Россия, и в результате против Пруссии образовалась коалиция из трёх сильнейших европейских держав, которую Фридрих назвал «союзом трёх баб», то есть Марии-Терезии, Елизаветы Петровны и мадам де Помпадур.
Их три армии довольно успешно теснили пруссаков со всех сторон, и Фридрих уже мысленно прощался с троном, но в 1761 году неожиданно умерла Елизавета Петровна. Сменивший её на русском престоле Петр III, будучи поклонником Фридриха, вывел русскую армию из войны, а сменившая его Екатерина II, будучи немкой, и вовсе вернула Пруссии все завоеванные в ходе войны территории.
После выхода России из войны быстро выдохлась и Франция, заключившая с Пруссией мир в 1762 году. Одной Австрии было не потянуть бороться с Фридрихом, и в 1763 году Семилетняя война в Европе закончилась победой маленькой, но агрессивной Пруссии, умудрившейся измотать три великие державы.
Тем временем, в Новом Свете тоже шли военные действия. В 1759 году между Францией и Англией произошло сражение возле города Квебек, в котором Франция потерпела полное поражение, в результате чего французская колония Канада отошла к Англии.
Война за независимость Соединённых Штатов Америки
К середине XVIII века на Американском континенте существовало уже 13 английских колоний. Главой колонии являлся губернатор, назначаемый английским правительством, при этом, губернаторы не являлись членами английского парламента.
Европейцы переселялись в Новый свет в надежде получить землю, спасаясь от религиозных гонений и просто в поисках приключений. Таким образом, американцы сформировались как смешанная нация европейцев, местных индейцев и негров, привезённых в качестве рабов.
Семилетняя война основательно опустошила казну Англии, вследствие чего парламент принял решение поправить финансовые дела метрополии за счёт американских колоний. В результате этого в 1765 году был введён закон о гербовом сборе.
Вдобавок к этому, товары, ввозимые из Англии, в 1767 году были обложены повышенным налогом. Колонисты ответили на это бойкотом на английские товары. В Бостоне они прорвались на борт судна с грузом чая и сбросили его в воду. Это события вошло в историю под названием «Бостонское чаепитие».
В Нью-Йорке был созван конгресс, на котором колонисты выразили своё возмущение действиями парламента, и заявили, что парламент не имеет права облагать колонии налогами, поскольку представителей колоний нет в парламенте. Под давлением конгресса в 1766 году метрополия отменила закон о гербовом сборе, и это отсрочило восстание.
Повторялась ситуация, сложившаяся в самой Англии накануне буржуазной революции: тогда парламент был недоволен налогами, вводимыми королём, сейчас же колонисты были недовольны налогами, вводимыми парламентом. На подходе была новая, уже американская революция.
Поводом к восстанию стал тот факт, что в апреле 1775 года главнокомандующий британских войск генерал Гейдж приказал захватить оружейный склад, созданный колонистами, и арестовать главарей их движения. Завязался бой, американцы использовали партизанскую тактику и отбили британцев. Колонисты образовали в районе Бостона «лагерь свободы».
В мае этого же года колонисты собрались на второй Конгресс, который взял на себя всю полноту власти и объявил о разрыве отношений с Англией. Партизанские отряды были преобразованы в регулярную армию, командующим которой был выбран виргинский плантатор Джордж Вашингтон.
4 июля 1776 года Континентальный конгресс принял «Декларацию о независимости». В ней было сказано, что 13 колоний отделяются от метрополии и провозглашают новое государство – Соединённые Штаты Америки.
Великая Французская Революция
В 1780-х годах Францию поразил катастрофический экономический кризис, который стал плавно переходить в политический, а затем и в социальный.
Кризис породили неурожайные годы, стихийные бедствия, губившие посевы и виноградники, и почти пустая казна, которая вся ушла на поддержку американской революции и содержание королевского двора. Единственным выходом, способным покрыть расходы казны, было увеличить налоги на первое и второе сословия – духовенство и дворянство, что вызвало резкий протест последних.
Последней попыткой короля вывести страну из кризиса был созыв Генеральных Штатов — усовершенствованная форма средневекового королевского совета и предок современного парламента, в которые входили представители всех трёх сословий.
5 мая 1789 года в Версале состоялось открытие Генеральных Штатов. На обсуждение были вынесены только финансовые вопросы. Никаких социальных изменений и свобод для простого народа предложено не было.
Тогда 17 июня депутаты от третьего сословия, чьи требования были проигнорированы, объявили себя Национальным собранием, представлявшим интересы всей нации. Скоро Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием, давая понять, что намерено учредить в стране новый государственный строй.
Скоро по Парижу прошёл слух, что король подтягивает к Парижу войска, чтобы разогнать Учредительное собрание. Это стало последней каплей, терпение народа лопнуло, и началось восстание.
14 июля 1789 года восставшими была взята старинная королевская крепость-тюрьма Бастилия. Это стало началом революции.
Учредительное собрание, фактически, взяло власть в стране в свои руки, диктуя свою волю королю. Желая избежать кровопролития, Людовик XVI вынужден был подписывать все их требования. Так, были отменены привилегии двух первых сословий, а крестьяне освобождены от власти сеньоров.
28 августа 1789 года Учредительным собранием была принята Декларация прав человека. 5 августа народная толпа отправилась в Версаль и потребовала, чтобы король вместе с семьёй переехал в Париж и одобрил Декларацию. Людовику ничего не оставалось, как подчиниться, и таким образом, монархия во Франции из абсолютной превратилась в конституционную.
Король стал чиновником, исполняющим волю народа. Это было закреплено в Конституции, принятой Учредительным собранием 3 сентября 1791 года. После этого Учредительное собрание передало свои полномочия Законодательному собранию.
Но 10 августа 1792 года произошло восстание, в результате которого Людовик XVI был свергнут, арестован, обвинён в государственной измене и казнен на гильотине.
П ервая Мировая война (28 июля 1914 года)
Условно завершает период Нового времени, длившегося с XVI по XIX века.
Формальным поводом к войне послужили события в Сараево, где 28 июля 1914 года было совершено убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Это стало поводом для Австро-Венгрии напасть на Сербию.
Основной причиной возникновения войны стало стремление ведущих европейских стран: Англии, Франции и Австро-Венгрии в очередной раз перекроить карту мира под себя. К началу 20 века рухнула колониальная система, за счёт которой европейские страны процветали на протяжении нескольких веков, эксплуатируя индусов, негров и индейцев. Теперь расширять территорию было можно, только отвоевывая её друг у друга.
С этой целью Австро-Венгрия создаёт «Тройственный союз», куда входят ещё Германия и Италия.
В противовес «Тройственному союзу» образуется блок Антанта (фр. «согласие»), состоящий из Великобритании, Франции и России.
В 1917 году зашедшая в тупик Первая мировая война уперлась в Октябрьскую революцию в России и была решительно свернута советским правительством как наследство царского режима.
Это была на тот момент одна из самых масштабных войн в истории человечества, которая условно считается концом нового времени. После неё уже начинается новейшая история.