1.Что такое история. 5
2.Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..……. 8
3.Периодизация мировой истории……………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………….16
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.
Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.
Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.
1. Что такое история?
Первоначальное значение слова «история» восходит к греческому «ioropia», что значит «расследование», «узнавание», «установление». Таким образом, первоначально «история» отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия » история». Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.
Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и «жития», до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.
Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться «нерасчлененность» «философского» и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.
В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:
2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.
Мы будем рассматр ивать истори ю как на уку в развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов ( история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов ( история США, Канады, Китая, России и т.д.).
Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография ( история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.
Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.
Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.
По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.
Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:
1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.
2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.
3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.
4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.
В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.
Со времени развития исторической науки учеными разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. На сегодняшний день периодизация мировой истории исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия «Каменный век», «Медно-каменный век», «Бронзовый век», «Железный век».
Датировка этих периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов (геологических, дендрохронологии и т.д.). С появлением письменности в истории человечества (около 5000 лет тому назад) возникли иные основания для периодизации. Она стала определяться по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени
В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:
1. Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).
2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).
4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).
Заключение
Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).
Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство.
Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.
В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).
Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.
Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они “правдивы, объективны, верны” и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.
Список использованной литературы:
1. Барг М. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования // История СССР, 1991, № 5.
2. Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3.
3. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.
4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
5. Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6.
6. Ключевский В.О.. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I.
7. Маркс М., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 13, 22.
8. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.
9. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.
10. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.
11. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
12. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Образ и действительность. М., П.: Изд. А.Д. Френкель, 1923.
13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 9
Источник
История как наука
Науки, тесно связанные с историей
Периодизация мировой истории
Предмет и задачи истории
Функции исторического познания
Современное положение дел
Введение
У слова «история» существует несколько значений. Так, например, фраза «попасть в историю» может нести в себе два разных смысла для человека, попавшего в беду или для политического деятеля, который хочет оставить свой след в истории.
В древнегреческой мифологии существовала богиня Клио, которая покровительствовала истории. Она изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным лицом, полным глубокой мысли. У неё в руках имелся свиток и грифельная палочка, что означало, что ничего в нашем мире не исчезает бесследно.
Таким образом, можно дать определение истории. История – гуманитарная наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей её красоте и многообразии, которое создаётся с целью понимания его настоящего и перспектив будущего (Девиз науки: Historia est magistra vitae — «История — наставница жизни»).
История возникновения
Предмет истории не сразу существовал в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Вследствие поступательного развития истории происходил процесс совершенствования и улучшения материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, наблюдался прогресс в науке, развивалась культура. По мере развития общества происходило развитие истории как науки, которая впитывала в себя опыт многочисленных поколений. Вследствие этого расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс накопления знаний.
В Древней Греции слово «история» имело значение «установление, расследование, узнавание». Как правило, под словом «история» подразумевалась подлинность, истинность событий и исторических фактов. Так же оно обозначало любое знание, полученное путём собственных открытий, исследований. Впоследствии под словом «история» стали подразумевать различные рассказы о каком-либо случае или происшествии, вымышленном или действительном.
Науки, тесно связанные с историей
За всё время существования человеческого общества сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, отвечающих за разработку общих вопросов методики и техники исторических исследований. Что бы создать историю как науку одних фактов недостаточно, необходимо наличие различных свидетельств о происшедших когда-то событиях. Прошлое воссоздаётся учёными по различным письменным источникам, по исследованию предметов материальной культуры.
Наука история захватывает все явления человеческой жизни. Эти явления чрезвычайно многогранны и разнообразны, касаются внутренней и внешней политики, развития хозяйства и культуры, разных форм общественной жизни страны, развития международных отношений, деятельности исторических личностей, военных событий. Поэтому история – наука многоотраслевая, она состоит из целого ряда самостоятельных «ветвей» исторического знания, а именно: истории социальной, гражданской, экономической, военной, политической, государства и права, религии и пр. Для углублённого изучения этих отраслей существует множество наук, находящиеся в тесном контакте с историей.
Наиболее известные из них:
• антропология (взаимодействие человека с миром);
• археология (изучение жизни предшественников по материальным предметам);
• геральдика (изучение гербов);
• дипломатика (изучение юридических документов и актов);
• краеведение (изучение географических, экономических и политических признаков одного региона);
• нумизматика (изучение монетной чеканки);
• хронология (изучение последовательности событий).
Все эти науки предоставляют и находят интересные материалы, письменные, вещественные, этнографические, фото- и кинодокументы для детального изучения жизни наших предшественников. На них и опирается историческая наука. Наиболее важное место в развитии исторической науки занимают две научные области: археология и этнография. Археология, некогда бывшая вспомогательной веткой в изучении истории, теперь является самостоятельной наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что очень важно для реконструкции реальных событий.
Философия истории
Философия истории — определённая область философии, которая пытается решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. Философию истории не следует путать с историографией (исследование науки как академической дисциплины с собственными определёнными методами, применяющиеся практически).
В философии истории используются следующие подходы:
Формационный подход – это подход, основной концепцией которого является прогресс в развитии, т.е. переход от более низкого к более высокому типу общества. Приверженцами такого подхода являлись К. Маркс, Ф.Энгельс, В. И. Ленин, и др. Основоположником формационного подхода К. Марксом предполагалось, что человеческое общество в своем развитии проходит несколько стадий (формаций); переход от одной к другой формации осуществляется путем социальной революции.
Цивилизационный подход – это подход, связанный с едиными культурными ценностями различных эпох, согласованых друг с другом и тесно взаимосвязаных. Его разрабатывали Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, Ш. Айзенштадт и др. Приверженцы цивилизационного подхода подчеркивают главную особенность в развитии человеческого общества – цикличность. С точки зрения сторонников этого подхода основной единицей процесса развития общества является цивилизация.
Мир-системный – это подход, основанный на мир-системном анализе. Если предыдущие подходы исследовали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем, то в этом подходе, наоборот, большее влияние уделяется системам. Многочисленные исследования в этой области проводили А. Г. Франк, И. Валлерстайн, С.Амин, Дж. Арриги, А. И. Фурсов, А. В. Коротаев, и др.
Эстафетно-стадиальный (Ю. И. Семёнов) (по сути, не более чем модифицированный марксистско-формационный подход, где главной движущей силой общественного развития выступает та же классовая борьба, а конечной целью — коммунизм.)
Эти подходы дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения, поэтому они не столько отрицают друг друга, сколько дополняют.
Периодизация мировой истории
Со времени развития исторической науки ученые разработали множество различных вариантов периодизации развития общества. На сегодняшний день процесс периодизации мировой истории состоит из двух принципов: для начальных периодов становления человеческого общества основным параметром является материал, из которого древние люди делали основные орудия труда и технологии их изготовления. Так в историю вошли такие понятия, как «Каменный век», «Меднокаменный век», «Бронзовый век» и «Железный век».
С появлением письменности (приблизительно 5000 лет тому назад) стали возникать другие основания для периодизации. Для этого историки стали использовать время существования различных цивилизаций и государств, которые вели в свою очередь свой счет времени.
Итак, на сегодняшний день мировую историю принято разделять на четыре основных периода:
1. Древний мир (период, когда человек выделился из животного мира около 2 млн. лет тому назад и до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).
2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).
4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).
Предмет и задачи истории
По сравнению с гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история познает всю совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса.
Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов. История – наука, изучающая человеческое общество в его развитии, поэтому предметом изучения истории являются события, модели поведения людей, системы их ценностных установок и мотиваций.
Цель истории – находить факты, устанавливать их причины и следствия.
К основным задачам истории следует отнести:
• Изучение различных сторон и проблем исторического развития.
• Исследование процесса накопления знаний о человеческом обществе.
• Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.
• Анализ изменения различных проблем исторических исследований, а так же выяснение и выявление факторов и направлений этого процесса.
• Изучение развития и особенностей работы различных исторических научных учреждений, а также систем подготовки кадров в стране для всей системы исторического образования.
• Анализирование процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной печати.
• Исследование международных связей исторической науки, а так же взаимодействия между учёными различных стран.
• Изучение политики правительства в области исторической науки и образования, т.к. от неё во многом зависят различные условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.
Методы изучения
Конкретными методами считают:
3. специальные (заимствованные из других наук).
Общими методами для всех гуманитарных наук служат:
Цель логического метода заключается в рассмотрении изучаемых явлений на самой высокой стадии из развития, в последовательности и взаимосвязи с предыдущими стадиями исторического развития.
Исторический метод воспроизводит различные явления и процессы в их хронологическом порядке со всеми особенностями и неповторимыми чертами, вплоть до мельчайших деталей, через которые можно проявить общие закономерности.
Эти методы являются дополнениями друг друга, так как, если исчерпаны все возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.
В изучении и исследовании истории России чаще всего используют такие методы:
Выделяют также и другие методы для изучения и исследования истории страны:
• метод социологических исследований, который взят из социологии для изучения и исследования современных проблем.
Методология любой науки преследует две задачи – основную и производную. Основная состоит в том, чтобы установить те основания, в силу которых наука получает свое значение; производная сводится к тому, чтобы дать системное учение о тех методах, которыми что-либо изучается.
Методология исторического знания занимается установлением принципов исторического знания; например, какое значение историк должен придавать принципам причинно-следственности и целесообразности в исторических процессах? каков критерий исторической оценки, на основании которого историк проводит отбор материала? в каком смысле он пользуется понятиями «эволюция», «прогресс», «регресс» и др.?
Методологические основания курса истории определяются рядом идей:
• это констатация специфики исторического познания и относительности критериев истинности и достоверности в исторических исследованиях;
• своеобразие предмета и методов исторического исследования, а значит, исторического знания в целом (объект исторического знания – человек, природа и поведение которого разнообразны сами по себе и могут быть рассмотрены в различных взаимосвязях);
• историческое знание не является ныне и никогда не было ранее феноменом чисто академическим; его функции отличаются широким социальным охватом;
• историческое знание представляет собой функционально важный элемент социальной памяти.
Функции исторического познания
Как и любая наука, история выполняет ряд определённых функций.
Первая – познавательная; состоит в изучении путей развития различных стран и народов с позиций историзма. Эта функция интеллектуально развивающая, позволяет объективно отражать ход явлений и процессов, которые в свою очередь составляют историю человечества.
Третья функция – мировоззренческая. История дает человечеству документальные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которые внесли весомый вклад в развитие общества. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В развитии общества объективной реальностью являются исторические факты.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Формирование гражданских качеств напрямую зависит от знания истории своего народа и всемирной истории. История описывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; помогает познать высокие духовные качества человека, моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, закладывает такие понятия как честь, долг перед обществом, нравственная ответственность.
Современное положение дел
Каждый процесс, который происходит в обществе, оставляет изменения в экономической и социальной жизни. Изучение гуманитарных дисциплин является одной из важных частей образования современного человека. История всегда вызывала огромный интерес со стороны общества. Этот интерес весьма понятен, ведь человеку интересно знать историю своих предков. В прошлые годы история как наука была сильно политизирована, была пронизана различными политическими и идеологическими учениями. Многие страницы истории в литературе отображались весьма односторонне и искажённо, что накладывало серьёзный отпечаток на формирование исторического мышления людей. На сегодняшний день историкам ничего не мешает мыслить объективно. Всё же некоторые учёные бросаются в крайности, отходя от объективности, и видят в том или ином событии только трагедии и ошибки. В современной исторической науке применяются принципы научного исторического исследования: объективности, историзма, социального подхода. Историческая тематика, на сегодняшний день выходит на первый план общественно-политической жизни. Это конечно не может не радовать профессиональных историков и одновременно вызывать гордость за состояние науки.
Перспективы развития
Можно заключить, что гуманитарное знание занимает одно из центральных в мире наук. В нем скрещиваются различные потоки информации, которые идут от всех других отраслей познания. Принадлежность человека к природе, обществу, культуре особенно ярко проявляется в общих законах бытия, которые рассматривают философия и математика. Из этого можно сделать вывод, что гуманитарные науки имеют наиболее вероятные перспективы развития.
История как наука, не стоит на месте, а неотъемлемо движется вперёд. Поднимаются архивы, ведутся раскопки, совершаются различные исследования. Все эти события определённо продвигают науку к изучению прошлого человека, прогнозированию его будущего. Время не стоит на месте, и постоянно происходят различные политические события. Научно- технический прогресс представляет ученым новые возможности в изучении находок: рентгеноструктурный и радиоуглеродный анализы, магнитоскопия, и другие современные методы исследования. Такие подходы продвигают изучение прошлого на более качественный уровень и создают все условия для дальнейшего развития исторической науки.
Заключение
Прежде всего, любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Чтобы направлять деятельность настоящего, необходимо усвоить исторический опыт, знания и методы мышления, которые выработали предшествующие поколения. История является неотъемлемой частью общей культуры. Человек, изучающий историю, имеет историческое знание, которое является одним из важных элементов общественного сознания. История воплощает в себя социальную память всех поколений. Чем обширнее такая память, тем духовно богаче человек и общество в целом. Чем глубже познание человека в социально-экономическом и культурном опыте, который накапливался предшествующими поколениями, тем более определённая и целенаправленная его деятельность.
Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Литература
1. Абрамсон М.Л., Кириллова А.А., Колесницкий Н.Ф.и др. История средних веков: Учебник для студентов исторического факультета педагогических институтов. М: Просвещение, 1986. 575с.
2. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. 756с.
3. Коллингвуд Дж. «Идея истории». М.: Проспект, 1980. 485 с.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М: Проспект, 2000. 520с
5. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история: Учебник для вузов. М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 496с.
6. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М.: Дрофа, 2004. 372 с.
7. Смирнов И. П. «Как рождается история?». СПб: Алетейя, 2006. 413с
Источник
|