Что изучает история источники знаний о прошлом
Презентация к уроку истории на тему «Что изучает история. Источники знаний о прошлом.» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что изучает история. Источники знаний о прошлом.
Что изучает история? История рассказывает о том, как первые люди Земли осваивали мир природы, трудились, вели свое хозяйство История рассказывает о том, кто находился у власти и как управляли людьми История рассказывает о том, в каких войнах и сражениях участвовали люди в древности История рассказывает о том, кому поклонялись и во что веровали люди в далеком прошлом История рассказывает о культурных достижениях людей Древнего мира
Надписи на камне и глине Орудия труда древних людей Древние монеты
Старинная посуда Старинные книги Древние постройки
Исторические источники Письменные Записи на бересте, глине, дереве, камне, папирусе, и т.д. Вещественные Сооружения; Предметы быта; Оружия; Украшения, и т.д.
Палеография Хронология Геральдика Нумизматика Генеалогия Вспомогательные исторические дисциплины:
Составить рассказ об источниках древности на территории нашего края; Выучить новые определения! Домашнее задание:
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-103681
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по истории для 5 класса на тему «История – наука о прошлом. Исторические источники»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по истории для 5 класса
на тему «История – наука о прошлом. Исторические источники»
Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;
Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;
Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.
Личностные – обучающиеся смогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.
воспитывать любовь к Родине;
чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее
развитие познавательного интереса к предмету;
с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.
1. Создание проблемной ситуацией
I. Организационный момент.
2. Формирование проблемы. (записывается на доске)
Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.
— Что же такое история? Зачем нужна история?
Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»
III. Изучение нового материала.
1. Что такое история.
— Зачем нужна история?
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий :
1) узнать о прошлом;
2) понять, почему это происходило именно так;
Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.
2) Работа с историческим источником.
Послушайте текст. Ответьте на вопросы.
История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.
Ответьте на вопросы.
1.Что такое история как наука? История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!
2.Что изучает история? История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.
3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества? Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.
— Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.
— Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.
2. Исторические источники
Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.
Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.
— проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.
История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.
Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:
1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;
4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования и т.д.,
5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);
6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;
7. кино – фотодокументы;
8. фотодокументы – звуковые записи.
Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.
2) Работа с историческим источником по вариантам.
1 вариант. Источник № 1.
«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».
Сделайте выводы из этих находок:
2. Что было развито больше – скотоводство или охота?
3. Какие животные были уже приручены
2 вариант. Источник №2.
Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:
О чем расскажет ученым этот письменный источник?
3) Практическая работа. Физминутка.
Распределите источники на вещественные и письменные.
Если называется источник письменный встает первый вариант.
Если называется источник вещественный встает второй вариант.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ИСТОРИЯ». История – наука о прошлом. Исторические источники
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ИСТОРИЯ». История – наука о прошлом. Исторические источники
1) объяснить, что такое история и определять её особенности как науки;
2) определить, кто такие историки, откуда и как они узнают о прошлом;
3) приводить примеры исторических источников; делить их на группы;
4) сформулировать собственные суждения о необходимости изучения истории.
Воспитательные: воспитать у учащихся познавательный интерес к истории родного края;
Развивающие: развить критическое, историческое мышление.
Вид урока: урок изучение нового материала.
Форма урока: урок-лекция.
Оборудование: компьютер / ноутбук для показа презентаций
1) Организационный момент
2) Проверка пройденного материала
Это первый урок данного предмета, соответственно предыдущих уроков по этой теме не было.
3) Объявление новой темы и ее цели
4) Изложение материала
1. История как наука и учебный предмет . Слово «история» пришло к нам из Древней Греции и в переводе означает «исследование», «рассказ о событии». Если мы обратимся за помощью в словари или Интернет, то найдем несколько его объяснений. Историей называют события в прошлом, рассказ о жизни человека, приключения и случаи, произошедшие с ним. Даже документ о состоянии здоровья тоже называют историей. Стало быть, история – это рассказ о том, что уже произошло и осталось в прошлом. Со временем и само прошлое стали называть словом «история».
Сегодня история изучает различные события от самых древних времен до наших дней. Она исследует жизненный путь выдающихся людей, прошлое отдельных сел, городов, стран и всего человечества.
3. Исторические источники и их виды . Исторические источники называют также памятниками. Всем известно, что памятник – это статуя, бюст, колонна, надгробие. Они созданы для того, чтобы увековечить исторические события, выдающихся личностей и напоминать потомкам о славных делах их предков. Поэтому в науке памятником называют любое дошедшее до нас свидетельство прошлого. Остатки церкви, найденное в земле украшение, старинная рукопись, надписи на камне, древние сказания – это дошедшие до нас памятники прошлого. Особо ценные и значимые памятники охраняются законом.
Для того, чтобы памятник прошлого стал историческим источником, необходимо уметь его исследовать.
5) Для усвоения только что полученной информации стоит поспрашивать учеников, по пройденному материалу при этом повышая их внимательность и бдительность на уроке :
Приведите примеры исторических источников
Что изучает наука “ История ”?
6) Домашнее задание
Написать сообщение о Геродоте ; § 1, вопросы 2,3,5,7 ; заполнить таблицу на стр.4
Задание на соответствие (что объеденяет) :
Определите, в каком значении употребляется слово «история» в следующих предложениях. Что объединяет все приведенные значения? 1) История нашего похода на природу включает в себя множество приключений;
2) В учебнике по истории древнего мира есть интересный рассказ об египетских фараонах.
4) Наш край имеет богатую историю, уходящую 8 своими корнями в далекое прошлое.
4) Завершите и запишите предложения:
— История как предмет изучает…
— Исторические источники разделяют на…
5) Слово «история» в переводе с древнегреческого языка означает:
в) рассказ о прошлых событиях;
г) повествование о том, что узнано, исследовано.
Конкурсы для выполнения домашнего задания:
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Что такое история?
Нам всем прекрасно знакомы такие высказывания: «Надо извлекать уроки из истории», «Эта личность обязательно войдет в историю», «Это событие станет достоянием в истории». Почему люди придают такое большое значение этой науке?
Без знаний прошлого трудно жить в настоящем и планировать будущее. История знает немало примеров безрассудных поступков человечества, которые можно было бы исправить путем анализа ошибок прошлых лет.
В свое время великий древнеримский политический деятель Цицерон сказал об истории: «История – это свидетель прошлого, также свет истины, а для честных поступков одной истины и достаточно».
История
В переводе с греческого языка история означает: «Рассказ о событиях, «исследование», «повествование о прошедшем» Сегодня мы знаем более точное определение этого термина: история – это наука, изучающая прошлое человечества.
В современном мире нам должно быть известно не только об истории нашей страны, но и об истории зарубежных стран, т.е. Всемирной истории.
Что собой представляет периодизация истории? Чтобы нам не запутаться в историческом прошлом, еще в древности была изобретена лента времени, которая позволяла увидеть какие события происходили в истории человечества и к какому периоду они относились.
Историческая хронология выделяет два больших периода, которые обозначаются на временной шкале: наша эра и до нашей эры.
В настоящее время принято считать за точку отсчета год рождения Иисуса Христа, именно с него и начинается новая эра. Все события, которые происходили до этой даты, относятся к периоду до нашей эры.
Также в истории выделяются несколько хронологических периодов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.
Как узнать прошлое человека?
Как люди стали узнавать о том как жили их предки?
Люди, жившие в прошлом, занимались какой-либо деятельностью: строили различные сооружения, сражались друг с другом, разводили скот, занимались каким-либо ремеслом (ткачество, кузнечное дело и др.) Естественно, после себя наши предки оставляли «следы жизни», с помощью которых ученые могут нам поведать об их прошлом. Эти останки принято называть историческими источниками.
Вещественные исторические источники
Эти «следы жизни» имеют большое значение для исторической науки, ведь с их помощью ученые могут лучше узнать, как жили люди еще до изобретения письменности.
Письменные исторические источники
Данный вид останков также может быть найден посредством раскопок. Главное его отличие от артефактов в том, что кроме ценности материальной (можно узнать много по обложке книги, материалу, на котором писали люди) он дает возможность узнать, что думали наши предки, какие события происходили, какие издавались законы в то или иное время.
К данному виду источников относятся: книги, свитки, глиняные таблички, летописи, хроники, мемуары и т.д.
1. Чем древнее записи, тем труднее их расшифровать – это является одной из проблем работы с данными источниками.
2. Вторая проблема – это достоверность текста источника, ведь ни для кого не секрет, что историю пишут победители для укрепления ими почетного места в памяти прошлого человечества.
Устные исторические источники
Последний вид артефактов тесно связан с устным народным творчеством. Это все то, что передавалось целыми поколениями из уст в уста: мифы, легенды, песни, сказки, былины. С помощью этих источников мы можем проследить нравы и обычаи какого-либо народа, ведь в них отразились представления людей о мире, происхождении человека, о правителях и героях того или иного времени. Справедливо сказать, что данный вид источников является не особо достоверным, по нему сложно судить о том каким было прошлое человечества, ведь там содержалось много сказочного и вымышленного.
Как мы видим, типы исторических источников имеют большие различия между собой, в особенности их способы получения и разъяснения. Работа с историческими источниками занимает у ученых много времени, так как многие артефакты дошли до нас не в целостности и сохранности, а некоторые из них трудно восстановить даже в первозданном виде.
Работа с историческими источниками на уроках истории также занимает отдельное место. Благодаря данному процессу ученики лучше узнают историю человечества, он содействует созданию ярких образов и картин прошлого, создает присутствие духа эпохи.
Самыми известными помощниками истории являются:
Одной из самых интересных и привлекательных исторических наук является археология.
Кто из нас не слышал про Лару Крофт или Индиану Джонса? Сколько интересных фильмов связано с раскопками. По праву профессия археолога является одной из самых романтичных специальностей в мире.
Конечно, не стоит путать работу профессиональных археологов с действиями вымышленных героев в художественных фильмах. Ведь труд ученного требует упорства, трудолюбия и серьезного отношения к делу. Восстановление жизни людей в далёком прошлом по вещественным останкам – вот главная цель археологов.
Из историй прошлого мы можем с вами узнать много необычных и даже парадоксальных вещей.
Интересные факты в мире археологии:
В 1974 г. на территории китайской провинции был обнаружен выдающийся артефакт. Археологи раскопали захоронение китайского императора Цинь Шихуанди и натолкнулись на многочисленную терракотовую армию. Китайских воинов там насчитывается 8.100 человек, примечательно, что ни один из них не похож друг на друга, возможно, там были захоронены живые люди.
Уникальные скульптуры, находящиеся на острове Пасхи поражают своей неповторимостью. Всего статуй насчитывается чуть более 900 штук, выполнены они были древними скульпторами примерно в XIII в., самая большая из этих статуй весит 82 тонны. По сей день археологи не могут понять, как туземцы переносили уже завершенные скульптуры или каменные монолиты на рабочее место.
Индейцы Латинской Америки всегда славились своей страстью украшать себя. Данные археологических раскопок показывают такой пример любви к инкрустации своих зубов. Эти загадочные люди вырезали отверстия в зубах и вставляли туда полудрагоценные камни. Эта практика была распространена только среди мужчин.
Значение истории
Подведем итоги: нужно ли тратить время на изучение истории?
Ответ: да, безусловно.
Зачем нам изучать историю?
Еще с давних времен человека интересовала жизнь его предков, простое любопытство захватывало его ум. Чем больше и дольше человек узнавал историю, тем быстрее шло развитие человечества, ведь новые знания черпались из старого багажа. Именно история позволила людям понять, какого уровня они достигли, какие ошибки они могли бы не повторять в будущем, и что они могут сохранить из знаний прошлого человечества.
Анализ исторических источников позволяет человеку «близко подойти» к истории, делает ее более жизненным и настоящим объектом исследований. Методика и методология работы с историческими источниками являются одними из важнейших процессов в деятельности историка, ведь благодаря им каждый исторический источник рассматривается более детально и беспристрастно.
«Что такое история. Источники знаний о прошлом»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по истории в 5 классе.
Тема: «Что такое история. Источники знаний о прошлом»
Урок разработан учителем истории МОУ лицея №102
Гладких Светланой Валентиновной
Создать у учащихся первичные представления об истории как науке.
Оборудование : мультимедийный проектор, экран, компьютер, ЦОР «Всеобщая история [Электронный ресурс]: История древнего мира 5 класс: Учебное электронное издание»
I. Организационный момент (2 мин.)
II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу (5 мин.)
Итак, в прошлом учебном году вы познакомились с историей нашей Родины.
Вопрос: Как называется наша Родина?
Это самое большое государство на планете, расположенное сразу в двух частях света – Европе и Азии.
(Географические объекты показать на карте).
Вопрос: А какие важные события из истории нашего государства вы запомнили?
В пятом классе вы познакомитесь с ее первой частью – историей Древнего мира. А сегодня на уроке мы выясним следующее.
Задача для учащихся: Что изучает история Древнего мира?
III. Изучение нового материала (29 мин.)
1. Источники наших знаний о жизни древних людей.
2. История Древнего мира – первая часть Всемирной истории.
1. Источники наших знаний о жизни древних людей.
Вопрос: Откуда мы знаем, как жили наши предки?
Вопрос: Вспомните, что же изучает эта наука – история?
История – эта наука, изучающая прошлое человечества с момента его зарождения (прошедшие события, жизнь людей, их занятия, верования, культуру) и настоящее.
(Записать в тетради.)
Вопрос: Что же значит знать историю?
Отвечать на вопросы, когда? где? почему? помогают помощницы истории: археология, антропология, хронология, нумизматика, геральдика, этнография, лингвистика, топонимика и др.
(На доске выписаны эти понятия).
v Какая из этих наук изучает историю древних народов по остаткам их деятельности?
v Как называют ученых-историков, которые занимаются раскопками?
Ничто в истории не исчезает бесследно. Человек оставляет на земле множество свидетельств своей деятельности. Все, что он говорит или пишет, что он изготовляет, все, к чему прикасается, дает нам сведения о нем: старые камни с надписями, пожелтевшие листы бумаги с непонятными знаками – буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображениями гербов, разбитые черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое. Все это «следы» прошлого. Ученые их называют историческими источниками.
Вопрос: Вспомните, что называют историческими источниками?
Исторические источники – все, что дошло до нас, и служит материалом для изучения прошлого.
Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.
1) Как вы думаете, какие источники (их называют также памятниками истории) археологи добывают из земли? (
2) По каким из них изучают жизнь первых (древнейших) людей? Почему?
С тех далеких времен не осталось других свидетельств, кроме предметов.
Вопрос: Какие же это могут быть предметы?
Человечество существует миллионы лет. Первобытные орудия терялись в пещерах, покрывались землей. Пески пустынь заносили разгромленные завоеваниями или разрушенные землетрясениями города. Менялись очертания берегов, уходили под воду прибрежные поселения. Постепенно и постоянно на каждом старом поселении нарастали слои земли.
Представьте себе, что в одной из древних стран идет война. Чужеземное войско осадило город. Его жители встали на защиту своих домов и семей. После долгой осады врагам удается ворваться в город, они грабят его, разрушают и поджигают постройки, и потом уходят, угоняя в плен тех, кто остался в живых. Город постепенно заносится пылью и песком.
Вы сидите за чистыми столами, но если в классе не вытирать пыль неделю, то на столах можно будет пальцем написать свое имя. Теперь представьте себе, каким слоем пыли и песка покрылись развалины оставленного жителями города за 2-3 тысячи лет.
Археологи стали раскапывать город, освобождая его от земли.
Вопрос: Что можно узнать в результате раскопок?
Историков интересуют мельчайшие подробности: широкими или узкими были улицы, мостились ли они, как выглядели дома жителей, из каких материалов они были возведены и др.
Одни источники мы можем потрогать руками, другие – прочитать глазами, а третьи дадут нам представление о том, как люди воспринимали себя и окружающий мир, как оценивали происходившие события в мифах, былинах, легендах, которые из поколения в поколение передавались из уст в уста.
Находки недостаточно обнаружить, их надо заставить заговорить. И тогда на помощь приходят другие науки.
Задание: Отгадайте, о какой науке идет речь:
ü наука, которая занимается изучением монет;
ü наука, которая занимается сбором информации о различных гербах, их описанием и правилами составления;
ü наука об измерении времени.
Громкое чтение (учебник, с.6).
(Чтение вслух по 1-му абзацу.)
Пояснения и дополнения по ходу чтения.
Вы знаете, бабушки обычно охотно рассказывают внукам, что с ними было в молодости. Но ни одна из бабушек не жила в те времена, когда жили на земле древние люди.
До наших дней дошли многие древние надписи, н-р, надписи на папирусе. Найдите на с.33 рисунок «Тростник-папирус». Этот тростник рос в Египте по берегам Нила. Египтяне делали из папируса листки для письма, похожие на бумагу.
До наших дней сохранилось много записей, сделанных на папирусе. Сохранились также надписи на табличках из обожженной глины, на камне.
Вообразите, что вы пришли в музей, где стоит древняя каменная плита, а на ней высечена надпись. О чем расскажет ученым эта надпись? о войне между двумя древними государствами, о военной добыче, о вере в богов. Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть из них уже прочитана.
(Рассматриваются 1-2 иллюстрации учебника).
Знакомство учащихся с сохранившимися и поныне древними постройками.
С.53. Пирамида фараона Хеопса.
С.106. «Великая Китайская стена».
Эта страна сохранилась до наших дней. Она была возведена около 2 тыс. лет назад для защиты северных границ Китая от вторжения врагов. Стена названа Великой, она тянется на тысячи км.
Пирамиды, Великая стена позволяют судить не только о мастерстве строителей, но и о могуществе царей, согнавших множество людей для их возведения.
1) Для чего раскапывать древние мусорные ямы?
2) Зачем копаться в помойке?
Любая находка о многом расскажет археологу. Н-р, нашли среди мусора черепки глиняного сосуда, обломок медного ножа.
1) Подумайте, о чем могут рассказать эти находки.
2) Почему люди клали в могилу вещи – орудия труда, посуду, украшения, которыми умерший пользовался при жизни?
Рисунок «Древняя могила, раскопанная археологами», с.17.
2. История Древнего мира – первая часть всемирной истории.
Мы будем не только знакомиться с событиями далекого прошлого, но и узнавать где происходили эти события. Вот почему на всех уроках истории необходима карта.
Вопрос: Что изучает голубой цвет на карте?
(Так на карте изображают моря и океаны).
Суша обозначена другими цветами.
Вопрос-задание: Покажите на карте материки.
Материком называется обширное пространство суши, омываемое со всех сторон океанами и морями.
(Записать в тетради.)
Показываю на карте материки, н-р, Африку и задаю
Вопрос: Как называется этот материк?
Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив учебник, который называется «История Древнего мира».
Мы будем вести на уроках тетрадь по истории. Это может быть тетрадь в линейку или клетку (в клетку лучше – легче чертить схемы или делать рисунки), тетрадь может быть общая или тонкая – безразлично. Однако вырывать листы из тетради недопустимо! Тетрадь со всеми записями должна быть у каждого ученика на каждом уроке вплоть до конца учебного года. Если сейчас у кого-то нет тетради, то нужно принести ее на следующий урок.
Задание: Записать в тетради название материков.
(Учитель пишет на доске, а уч-ся в тетради.)
Материки: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
(Учитель на доске, а уч-ся в тетради рисуют крест, в его верхней части пишут «С» (первую букву слова «север»)).
1 •
2 •
На карте наверху север.
Вопрос: Какое слово (букву) следует написать внизу? справа? слева?
Работа с меловой картосхемой.
(Рисую на доске замкнутую кривую).
Представьте себе, что перед вами некая страна.
1) Где в этой стране – по компасу – расположен город 1?
2) В какой части страны город 2?
3) В какой части страны находится заштрихованная область?
Через несколько уроков мы начнем знакомиться с Египтом. Это страна, где еще в глубокой древности было изобретено письмо, возникли большие города и государство. Я покажу Египет на карте полушарий, а вы определите словами, где он находится. (Египет расположен в Северо-Восточной Африке.)
Выполняя задание по настенной карте, указку следует держать в той руке, которая ближе к карте. Саму карту не заслонять собой. Материк показывать. Обводя его береговую линию, а не дотрагиваться указкой до суши где-нибудь в центре материка.
· Что нового вы сегодня узнали на уроке?
· Что изучает история Древнего мира? (как появились древние люди на земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности).
· Что изучает археология? (вещественные памятники истории).
· Что называется историческим источником? (это то, что дает нам информацию о жизни людей).
· Что изучает история?
История – это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.
V. Домашнее задание : (2 мин.)
1) Прочитать введение, с.6.
3) Перенести записи с листков в тетрадь по истории.
4) Уметь показывать на карте материки.
5) Подготовить развернутый ответ на вопрос «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?».