Что изучает история источники исторических знаний
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Что такое история?
Нам всем прекрасно знакомы такие высказывания: «Надо извлекать уроки из истории», «Эта личность обязательно войдет в историю», «Это событие станет достоянием в истории». Почему люди придают такое большое значение этой науке?
Без знаний прошлого трудно жить в настоящем и планировать будущее. История знает немало примеров безрассудных поступков человечества, которые можно было бы исправить путем анализа ошибок прошлых лет.
В свое время великий древнеримский политический деятель Цицерон сказал об истории: «История – это свидетель прошлого, также свет истины, а для честных поступков одной истины и достаточно».
История
В переводе с греческого языка история означает: «Рассказ о событиях, «исследование», «повествование о прошедшем» Сегодня мы знаем более точное определение этого термина: история – это наука, изучающая прошлое человечества.
В современном мире нам должно быть известно не только об истории нашей страны, но и об истории зарубежных стран, т.е. Всемирной истории.
Что собой представляет периодизация истории? Чтобы нам не запутаться в историческом прошлом, еще в древности была изобретена лента времени, которая позволяла увидеть какие события происходили в истории человечества и к какому периоду они относились.
Историческая хронология выделяет два больших периода, которые обозначаются на временной шкале: наша эра и до нашей эры.
В настоящее время принято считать за точку отсчета год рождения Иисуса Христа, именно с него и начинается новая эра. Все события, которые происходили до этой даты, относятся к периоду до нашей эры.
Также в истории выделяются несколько хронологических периодов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.
Как узнать прошлое человека?
Как люди стали узнавать о том как жили их предки?
Люди, жившие в прошлом, занимались какой-либо деятельностью: строили различные сооружения, сражались друг с другом, разводили скот, занимались каким-либо ремеслом (ткачество, кузнечное дело и др.) Естественно, после себя наши предки оставляли «следы жизни», с помощью которых ученые могут нам поведать об их прошлом. Эти останки принято называть историческими источниками.
Вещественные исторические источники
Эти «следы жизни» имеют большое значение для исторической науки, ведь с их помощью ученые могут лучше узнать, как жили люди еще до изобретения письменности.
Письменные исторические источники
Данный вид останков также может быть найден посредством раскопок. Главное его отличие от артефактов в том, что кроме ценности материальной (можно узнать много по обложке книги, материалу, на котором писали люди) он дает возможность узнать, что думали наши предки, какие события происходили, какие издавались законы в то или иное время.
К данному виду источников относятся: книги, свитки, глиняные таблички, летописи, хроники, мемуары и т.д.
1. Чем древнее записи, тем труднее их расшифровать – это является одной из проблем работы с данными источниками.
2. Вторая проблема – это достоверность текста источника, ведь ни для кого не секрет, что историю пишут победители для укрепления ими почетного места в памяти прошлого человечества.
Устные исторические источники
Последний вид артефактов тесно связан с устным народным творчеством. Это все то, что передавалось целыми поколениями из уст в уста: мифы, легенды, песни, сказки, былины. С помощью этих источников мы можем проследить нравы и обычаи какого-либо народа, ведь в них отразились представления людей о мире, происхождении человека, о правителях и героях того или иного времени. Справедливо сказать, что данный вид источников является не особо достоверным, по нему сложно судить о том каким было прошлое человечества, ведь там содержалось много сказочного и вымышленного.
Как мы видим, типы исторических источников имеют большие различия между собой, в особенности их способы получения и разъяснения. Работа с историческими источниками занимает у ученых много времени, так как многие артефакты дошли до нас не в целостности и сохранности, а некоторые из них трудно восстановить даже в первозданном виде.
Работа с историческими источниками на уроках истории также занимает отдельное место. Благодаря данному процессу ученики лучше узнают историю человечества, он содействует созданию ярких образов и картин прошлого, создает присутствие духа эпохи.
Самыми известными помощниками истории являются:
Одной из самых интересных и привлекательных исторических наук является археология.
Кто из нас не слышал про Лару Крофт или Индиану Джонса? Сколько интересных фильмов связано с раскопками. По праву профессия археолога является одной из самых романтичных специальностей в мире.
Конечно, не стоит путать работу профессиональных археологов с действиями вымышленных героев в художественных фильмах. Ведь труд ученного требует упорства, трудолюбия и серьезного отношения к делу. Восстановление жизни людей в далёком прошлом по вещественным останкам – вот главная цель археологов.
Из историй прошлого мы можем с вами узнать много необычных и даже парадоксальных вещей.
Интересные факты в мире археологии:
В 1974 г. на территории китайской провинции был обнаружен выдающийся артефакт. Археологи раскопали захоронение китайского императора Цинь Шихуанди и натолкнулись на многочисленную терракотовую армию. Китайских воинов там насчитывается 8.100 человек, примечательно, что ни один из них не похож друг на друга, возможно, там были захоронены живые люди.
Уникальные скульптуры, находящиеся на острове Пасхи поражают своей неповторимостью. Всего статуй насчитывается чуть более 900 штук, выполнены они были древними скульпторами примерно в XIII в., самая большая из этих статуй весит 82 тонны. По сей день археологи не могут понять, как туземцы переносили уже завершенные скульптуры или каменные монолиты на рабочее место.
Индейцы Латинской Америки всегда славились своей страстью украшать себя. Данные археологических раскопок показывают такой пример любви к инкрустации своих зубов. Эти загадочные люди вырезали отверстия в зубах и вставляли туда полудрагоценные камни. Эта практика была распространена только среди мужчин.
Значение истории
Подведем итоги: нужно ли тратить время на изучение истории?
Ответ: да, безусловно.
Зачем нам изучать историю?
Еще с давних времен человека интересовала жизнь его предков, простое любопытство захватывало его ум. Чем больше и дольше человек узнавал историю, тем быстрее шло развитие человечества, ведь новые знания черпались из старого багажа. Именно история позволила людям понять, какого уровня они достигли, какие ошибки они могли бы не повторять в будущем, и что они могут сохранить из знаний прошлого человечества.
Анализ исторических источников позволяет человеку «близко подойти» к истории, делает ее более жизненным и настоящим объектом исследований. Методика и методология работы с историческими источниками являются одними из важнейших процессов в деятельности историка, ведь благодаря им каждый исторический источник рассматривается более детально и беспристрастно.
История
Лекция 1. История в системе социально-гуманитарных наук
1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки.
2. Основные направления в изучении истории.
3. Исторические источники. Проблема фальсификаций.
4. Методология истории.
5. Проблемы периодизации истории.
1. Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008.
2. Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: Учеб. пособие для студен тов вузов. 3-е изд. М.: Академия, 2009.
3. Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007.
4. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. СПб; Алетейя; М : ГУ ВШЭ, 2008.
5. Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961. М.: Айрис пресс, 2008.
6. Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014.
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки
Дисциплина «История» изучает курс истории (история России в контексте всемирной истории) с древнейших времен до наших дней и ориентирована на освоение студентами содержания основных этапов всемирной истории в исторической ретроспективе. Изучение «Истории» создает основу для дальнейшего углубленного понимания различных сторон развития общественной жизни: экономики, социальных отношений, литературы, права и др. Преподавание курса «Истории» в вузе является в известной мере продолжением процесса ознакомления с историей, берущего свое начало в рамках школьного образования. Оно призвано расширить базовые представления студентов, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Россией и населяющими ее народами, выявить место и роль страны в мировой истории. Наряду с этим изучение курса способствует развитию следующих знаний, умений и навыков личности:
– гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т. ч. и защите национальных интересов России;
– знанию движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе;
– воспитанию нравственности, морали, толерантности;
– пониманию многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
– способности работы с разноплановыми источниками и эффективному поиску информации и критике источников;
– способности к творческому мышлению, самостоятельности суждений.
Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (484—425 гг. до н. э.). В его «Истории» дано яркое описание многих событий того времени, особенно греко-персидских войн. Геродот, представлявший человеческую историю как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и государств, был близок к подлинному историзму в восприятии событий и фактов.
Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота, Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н. э.) рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия.
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток пергамента и грифельная палочка в ее руках напоминают о том, что ничто ни должно исчезнуть бесследно. Все должно быть зафиксировано для потомков.
Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения (отсюда — провиденциализм, составляющий суть средневекового мировоззрения).
Многие выдающиеся мыслители прошлого (М.Т.Цицерон, Ф.Бэкон, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие) отмечали важность и необходимость ее изучения. Великий римский оратор Цицерон называл историю – наставницей жизни. Английский философ Бэкон предлагал черпать мудрость в истории. Классик отечественной истории Карамзин называл историю священной книгой народов.
Известный русский историк В.О.Ключевский так писал об истории как о науке: В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: Во-первых, как движение во времени, процесс. Во-вторых, как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.
У любой науки существует предмет изучения: у физики – закономерности природы вообще, у биологии – закономерности функционирования живой природы. История же в самом общем виде изучает прошлое человечества. Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом – деятельность людей.
Наиболее точную формулировку предназначения истории приводит английский историк и философ Дж. Коллингвуд (1889-1943). Его тезис прост и гениален: «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания». Ценность истории в познании самого себя.
2. Основные направления в изучении истории
По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всеобщая или всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (историю Азии, Африки, Европы, Латинской Америки), историю отдельных стран и народов (историю России, Англии, Германии, Китая, США и т.д.). Также следует выделить отраслевую историю (История партий, международных отношений, культуры, экономики, повседневности и т.д.)
Во второй половине XX в. на основе междисциплинарного взаимодействия сформировались новые направления исторической науки «история ментальностей» (коллективных автоматизмов исторического сознания), «локальная» и «устная» истории, гендерная история. Локальные исследования, в центре которых оказалась семья, локальные общины, стали называть микрокосмическими.
Предметом гендерной истории являются не просто «женские проблемы», но изучение важнейших институтов социального контроля, с помощью которых в конкретных исторических социумах регулируется неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа, обеспечивается социальный порядок, основанный на тендерных различиях. В гендерных исследованиях важное место занимает проблема соотношения приватного и публичного. Исследуется «women’s power» (власть женщин), их роль в экономике, воздействие на принятие политических решений и т. д.
Параллельно развивалась историческая антропология, которая стремилась всю историческую действительность показать через состояние и развитие человеческого сознания.
3. Исторические источники
Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников.
1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д.
2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю Человечества.
3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества.
4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950—1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.
5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих названия животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение.
6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видео документы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино— в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого, — звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино- и видеопленку материалы позволяют «остановить» мгновение, «оживить» невозвратно ушедшее прошлое.
Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей. Существует много разных классификаций источников. Предложим еще одну из возможных с перечнем достоинств и недостатков
Для работы со всеми этими источниками учёные выбирают разные методы исторической науки, то есть пути исследования, способы построения и обоснования знаний на основе разных научных принципов (правил).
Прежде всего, необходимо использовать методы датировки источников: по содержащимся в них датам, которые переводятся на современное летоисчисление; по отдельным деталям источника (монета с датой в группе археологических находок позволяет датировать всю группу данного слоя определённым периодом времени); радиоуглеродный метод для источников, содержащих органические материалы, и т.д. Каждый из этих методов имеет свои погрешности, возможности допустить ошибку. Лишь сопоставление разных датировок, использование разных методов для одних источников приближает учёных к истине.
Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском государственном архиве древних актов (сокращенно — РГАДА). Документы последующего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 г. Уникальными собраниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.
В нашей стране выходят специализированные журналы «Российские архивы», «Источник», которые публикуют документы. Издается немалое число сборников документов. Архивные сведения являются основой многих научных монографий, статей в журналах. Среди наиболее авторитетных журналы «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Российская история», «Родина».
Важным источником для историков является периодическая печать с момента ее появления — газеты, журналы, разного рода альманахи. Много интересных фактов содержат статистические справочники, энциклопедии, которые довольно редко переиздаются. Для журналистов часто используемым источником для бойких статей и даже сенсаций служат воспоминания, мемуары. Среди историков к последней группе источников преобладает скептическое отношение, выраженное в присказке: «Врет, как очевидец!»
Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и внутренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержания и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.
Одни и те же источники могут быть по-разному «прочитаны», использованы для реконструкции прошлого, для подготовки текста исторического труда. К сожалению, довольно часто приходится сталкиваться с прямой или очень изощренной фальсификацией истории, с ее целенаправленным искажением.
Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, исказить тот огромный вклад, который наш народ внес в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсификации истории.
Объяснима сосредоточенность внимания руководства Российской Федерации по поводу разработки историко-культурного стандарта и единого учебника по истории России. Существует глубокая и сложная проблема распространения исторических фальсификаций, отбора источников, интерпретации исторических событий в которых школьнику бывает сложно разобраться.
Чтобы получить действительно приближенную к реальности картину прошлого, учёному необходимо постоянно соблюдать научные принципы (правила) исторического исследования. Вот некоторые из них.
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов и явлений в развитии: как они возникли, какие этапы прошли, чем в конечном счёте стали. Так, например, нельзя мерить поступки людей прошлого современными правилами поведения, необоснованно использовать современные понятия для описания жизни прошедших эпох.
Принцип объективности требует использовать факты, не искажая их, не подгоняя под удобную учёному схему, рассматривать каждое явление с разных сторон.
Принцип социального подхода требует учитывать при анализе не только объективные (не зависящие от отдельных людей) закономерности развития, но и субъективные интересы разных слоёв общества, политиков, партий, которые влияли на события.
Принцип альтернативности требует рассматривать состоявшуюся цепь событий не как единственно возможную, но и допускать иные варианты развития ситуации; разбирать, почему в результате история пошла именно таким маршрутом.
Подходы к изучению истории
Исторический материализм позволил подробно изучить материальную, социально-экономическую составляющую истории (которой до него почти не уделялось внимания). Признание объективных законов исторического развития дало возможность осмыслить крупные исторические процессы. Однако увлечение экономическими и социальными схемами со временем вошло в противоречие с накопленными фактами. Истории многих стран и эпох не укладывались в марксистскую схему. После крушения социалистического строя в нашей стране исторический материализм перестал быть господствующим направлением, однако многие разработанные в нём понятия, концепции развития по-прежнему признаются значительной частью учёных в России и в мире.
5. Проблемы периодизация истории
Периодизация всегда условна, потребность в ней определяется необходимостью определенным образом систематизировать исторический процесс, выделить в нем обладающие внутренним единством этапы. К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дикости, варварства и цивилизации. С марксистским учением связана периодизация всемирной истории на первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последовательной смене обществ аграрного, индустриального и постиндустриального типов. Сторонники теории локальных цивилизаций обосновывают свои подходы к периодизации истории.
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XV веком, после чего начинается единый период современной истории.