Что изучает историческая география 5 класс

Географические открытия древности

Содержание

Географию по праву можно назвать одной из древнейших наук на Земле.

Представления людей о нашей планете складывались постепенно, начиная с самых давних времен. Еще 30-40 тыс. лет назад люди активно осваивали территорию Земли. В поисках пищи они двигались вглубь континента и открывали новые земли.

Древние охотники и собиратели изображали свои наблюдения на камне и кости, на коре деревьев и шкурах животных. Это и стало основой будущих географических знаний.

Что изучает историческая география 5 классУченые считают, что рисунки во французских пещерах Ласко содержат информацию о столкновении метеорита с Землей, произошедшем около 15 200 лет до нашей эры.

С возникновением первых цивилизаций географическая наука начала активно развиваться. Развитие торговли и земледелия, завоевание новых земель — все это было невозможно без развития географии.

На заре цивилизации древние египтяне уже путешествовали по Средиземному морю. Возможно, они первыми могли достигнуть берегов Америки, переплыв через Атлантику.

Жители древней Индии плавали по Аравийскому и Красному морям. Самые отважные из них добирались до вод Тихого океана.

Древние греки добирались до берегов Ирландии и Великобритании. По северному морю их корабли доходили до Скандинавского полуострова.

Жители Финикии плавали вдоль западного побережья Африки, открыли Азорские и Канарские острова. По легендам, служившие у египетского царя финикийцы на своих кораблях смогли обогнуть Африку.

Китайцы изобрели первый в мире компас для определения направлений движения.

Известные географы древности

Первыми обобщили сведения об известных странах и континентах ученые Древней Греции и Рима.

Древнегреческий ученый Геродот уже в V веке до нашей эры начал обобщать известные на тот момент географические знания. В его книгах можно найти информацию о разливе Нила и животном мире Греции и Египта.

Тогда у науки, изучающей Землю, еще не было названия. Термин «география» появился намного позже начала исследования нашей планеты. Его придумал древнегреческий ученый Эратосфен Киренский (III-II век до нашей эры). Он смог довольно точно высчитать размеры Земли и составил одну из первых карт.

Что изучает историческая география 5 классКарта мира, составленная Эратосфеном.

Карта Эратосфена была основана на сведениях, добытых в военных походах Александром Македонским. Позже гораздо более подробную карту составил другой древнегреческий ученый, Клавдий Птолемей (I-II вв).

Другой географ древности, Страбон, написал труд под названием «География», состоящий из 17 томов. В своих книгах он подробно описал все известные на тот момент страны Европы, Азии и Африки.

Что изучает историческая география 5 класс

Со временем изучение географии разделилось на три разных направления: страноведение, землеведение и математическая география.

Что изучает историческая география 5 класс

Знания, собранные и обобщенные учеными древности, послужили основой для географических открытий в эпоху Средневековья и Нового Времени.

Источник

География. 5 класс

Конспект урока

Урок 01. Как география изучает Землю

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

География; географ; Земля

География – это наука о природных условиях земной поверхности, населении Земли и его хозяйственной деятельности

Географ – это человек, изучающий землю и всё, что на ней происходит.

Земля – третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наука география – очень древняя, но, тем не менее, не потерявшая свою актуальность и по сей день.

Что изучает география?

Тема нашего урока: Как география изучает Землю.

Нам сегодня предстоит: Узнать, как представляли Землю наши далекие предки. Как зарождалась география. Ответить на вопрос: «Зачем нам нужно изучать географию сегодня, если уже все открыто?».

Также мы познакомились с методами исследований и выяснили, что наряду с общенаучными методами исследования (к ним относятся: логический. исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и другие) существуют методы географической науки (сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический).

Описывать, объяснять, наблюдать и прогнозировать процессы – задача науки географии.

В ходе урока мы сделали выводы. Что география позволяет ответить на множество вопросов: как живет наша природа, почему различаются природные условия и виды деятельности в разных странах, как меняется природа и хозяйство вокруг нас, что ждет человека и всю Землю в ближайшем отдалённом будущем.

Разбор типового тренировочного задания

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте

Текст вопроса: Восстановите текст, вставив в пропуски нужные слова

География является одной из самых __________наук. Самыми первыми географическими знаниями стали ____________, изображающие те или иные знания о местности.

Записки путешественников первооткрывателей

Правильный вариант ответа:

География является одной из самых древних наук. Самыми первыми географическими знаниями стали наскальные рисунки, изображающие те или иные знания о местности.

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Сортировка элементов по категориям;

Текст вопроса: распределите объекты

Природные объекты Антропогенные объекты

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Источник

География в Средние века

Содержание

С развитием торговли первооткрывателями и исследователями становилиcь купцы, путешествующие по всему земному шару. В поисках новых торговых путей и редких товаров они открывали новые земли и маршруты, изучали культуру других стран и народов.

Арабский Восток

Большинство исследований античных авторов дошли до нас благодаря переводам на арабский язык. Исследователи Арабского Востока стали наследниками географов древности.

Благодаря своим завоеваниям арабы контролировали все торговые пути с востока на запад. Их мореплаватели хорошо изучили побережья Восточной Африки, Западной и Восточной Индии.

Самым известным арабским путешественником был Абу Абдаллах Ибн Баттута (1304-1377). За свою жизнь он объехал все страны Арабского мира, посетил Африку, Индию и Китай, пересек пустыню Сахара.

Что изучает историческая география 5 классПутешествия Ибн Баттуты.

Во время путешествий исследователь делал подробные географические описания посещенных им земель.

Средневековая Европа

В Средние века в Европе многие знания, полученные географами древности, были утеряны. Европейцам заново пришлось осваивать путь в Азию, собирать географические сведения об Индии и Китае.

Одним из известнейших путешественников Европы стал венецианский купец Марко Поло (1254 — 1344 гг.). Всю свою жизнь он путешествовал по Центральной Азии и Китаю.

Что изучает историческая география 5 классПутешествия Марко Поло.

Изучив жизнь народов тех мест, он написал свою книгу «О разнообразии мира». Марко Поло первым из европейцев описал Японию и поведал о том, что восточное побережье Азии омывается морем. Его произведение еще долго служило руководством для картографов.

Русские путешественники Средних веков

Самым известным русским путешественником тех времен был тверской купец Афанасий Никитин. В 1466 — 1475 гг. он путешествовал по Южной и Юго-Западной Азии.

Что изучает историческая география 5 классПутешествие Афанасия Никитина.

Афанасий Никитин долгое время прожил в Индии, где написал свою книгу «Хождение за три моря». Его записи дают полное представление о культуре и быте индийцев в те времена.

Источник

Урок географии»География в древности» 5 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: География в древности (2 урока)

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с тем, какой вклад внесли древние цивилизации в рождение географии, что изучали и какие путешествия совершали древние географы

Формировать умение работать с картой, электронным приложением

Планируемые образовательные результаты:

-Анализировать и обобщать, делать выводы,

— Представлять информацию в разных формах

Показывать по картам территории древних государств Востока.

Находить информацию о накопленных географических знаниях в древних государств Востока.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Универсальные учебные действия:

Личностные: Формировние стремления к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту

Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу и работу одноклассников, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные: извлекать информацию о географических объектах, процессах и явлениях, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение взаимодействовать и общаться с ребятами по классу, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

Тип урока: изучение нового материала

I. Организационный этап.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения!

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи: «С малой удачи начинается большой успех»

Проверка домашнего задания

Откройте в тетради – тренажере страницу 4, задание 2. Выполните его. А теперь проверим правильность выполнения задания.

Что такое география?

Что изучает география?

Как зарождалась география?

2) Вопрос на размышление:

Герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка говорит своему учителю: «Зачем мне география? Куда надо, извозчик довезет». А какое ваше мнение?

выполняют задание в рабочей тетради,

определяют что им известно, отвечая на вопросы таблицы

Подведение итогов «Что изучает география»

Читают стр.12 учебника, каждая группа отвечает на «Вопросы для обсуждения» стр.12

Открытие нового знания

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос

Первичное усвоение новых знаний.

— Знания, которые мы имеем сейчас о Земле, конечно же отличаются от представлений древних людей, и будут отличаться от знаний народов, который будут жить в будущем.

-Разобьем знания людей о Земле, живущих в разные эпохи:

1) первобытные люди;

2) древние цивилизации;

3) люди, жившие в средневековье;

4) жившие в эпоху Просвещения;

5) люди в современном мире.

-Что знали первобытные люди о форме Земли в то время?

(Ничего, они об этом не задумывались)

Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока

(подробно познакомится с миром древних цивилизаций)

А тему урока? Записываем

Эту эпоху можно назвать точкой отсчета существования географии. В эпоху древних цивилизаций возникли философия, астрономия, медицина, математика и разные виды искусств. Это время появления письменности, которая открыла возможности сохранения и передачи информации. В это время возникают мировые религии. Города возникали на реках, по которым шли основные транспортные пути. Здесь могли встретиться жители разных территорий, обмениваться информацией.

Так происходило накопление знаний. Расширялось представление о площади мира – он оказался больше, чем представляли себе древние люди.

Чтение отрывка сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч»:

На вопрос учительницы географии: «-Разве тебе неизвестно, что Земля – шар?» Волька ответил:

-Если бы Земля была шаром, воды стекли бы вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля… имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой Океан. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учительница!» Почему Волька ответил именно так? Ответ на предыдущий вопрос поможет разобраться вам и в этом.

«-Расскажи, что такое горизонт?

— И, значит, есть такое место, где Земля кончается?

Только скоро я узнал,

Что конек туда вбежал,

Где (я слышал стороною)

Небо сходится с Землею.

Небо сходится с Землею.

Тут Иван с землей простился и на небе очутился.

— Почему у героев этих сказок сложилось такое представление о Земле и небе? Как представляли Землю древние народы?

В эту же эпоху начинаются путешествия по морю. Люди задумались о форме Земли, края света. Поэтому возникли первые представления о мире. Жители Вавилона представляли мир в виде горы, на западном склоне расположен Вавилон.

Жители Индии представляли Землю в виде половине шара, опирающегося на слонов которые, в свою очередь, стоят на огромной черепахе.

Древние греки считали, что Земля имеет форму диска, который со всех сторон омывает океан.

— К акие цивилизации существовали до н. э.?

— Давайте выясним, что такое центры цивилизаций?

Центры цивилизаций – исторически сложившиеся районы, которые характеризуются общностью художественной культуры, присущей роду, племени, союзу племен, а также общим языком и письменностью…

При этом центры цивилизаций в достаточной мере независимы друг от друга.

Различают следующие центры цивилизаций:

1. Дальний Восток с центром в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ;

3. Восточное Средиземноморье;

4. Северная часть п-ва Индостан;

— Сейчас с помощью магнитов и «визитных карточек» на физической карте мира отметим центры тех цивилизаций, о которых пойдет разговор на нашем уроке.

Рассмотрим подробно несколько древних центров цивилизаций:

Источник

География – наука о Земле

Урок 3. География 5 класс ФГОС

Что изучает историческая география 5 класс

Что изучает историческая география 5 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что изучает историческая география 5 класс

Что изучает историческая география 5 класс

Что изучает историческая география 5 класс

Конспект урока «География – наука о Земле»

География – одна из древнейших наук. Название «география» дословно означает «землеописание» (от греч. «гео» – Земля и «графо» – пишу, описываю).

И действительно, география как описательная наука возникла на ранних этапах развития человека. Греческий учёный Эратосфен, живший в III веке до нашей эры, впервые применил термин «география» и использовал его для описания вида Земли.

Что изучает историческая география 5 класс

Вам уже известно, что древним людям необходимо было ориентироваться в окружающем их пространстве, чтобы добыть себе пищу и обустроить жильё. Они создавали первые схемы-рисунки географических объектов, которые и служили им путеводителями.

Географические исследования и открытия на этом этапе были не главной целью, а средством расширения территорий для жизни. Происходили завоевания земель. Человек попадал на новую территорию и начинал её осваивать, таким образом и приобретались неосознанные географические знания.

Чем быстрее развивалось человеческое общество, тем больше становилось его владений. Люди стали искать и открывать новые земли с целью поиска новых источников сырья. Происходили походы, путешествия и войны. Так в средние века были организованы и совершены путешествия с целью поиска несметных сокровищ Индии, пауза первое плавание вокруг света, пауза открытие Америки. Географические открытия этого времени были фактически случайными. Постепенно мир становился всё более известным, всё меньше «белых пятен» оставалось на составляемых попутно картах-схемах. Наступало время научных экспедиций для исследования, изучения неизвестных и труднодоступных районов.

Длительное время считалось, что география – это наука, которая занимается только открытием и описанием новых земель.

Однако к началу 19 века на земном шаре не осталось ни одной неизведанной земли. В связи с этим изменились и цели изучения географии. Теперь география превратилась в науку, которая не только описывает земли, но и объясняет причины расположения.

На протяжении ста последних лет человеческое общество потребительски относилось к природной среде. Она изучалась как природный ресурс, который можно использовать в жизни человека. И если внешняя среда не соответствовала потребностям человека, он изменял её. Например, при недостатке посевных площадей активно осушались болота, вырубались леса, распахивались плодородные земли без учёта их способности к восстановлению, создавались огромные водохранилища для получения дешёвой электроэнергии на гидроэлектростанциях. Географические исследования обслуживали эти проекты. Таким образом, человек, опираясь на географические знания преобразовывал природную среду. Однако время показало, что это «преобразование» носило агрессивный по отношению к природе характер. И она ответила на варварское вмешательство стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, показав, что вмешиваться в систему без знания её законов чревато гибелью самого человека.

Задача современной географии как науки, заключается в том, чтобы рассматривать человеческое общество как один из компонентов географической среды, который строит своё взаимодействие с ней по её законам.

А теперь мы с вами разберёмся, из каких разделов состоит география. Обычно географию разделяют на 2 больших раздела: физическую и социально-экономическую, которые, в свою очередь, также разделились на целый ряд направлений.

Социально-экономическая география изучает население, его хозяйственную деятельность, закономерности его размещения, взаимодействие с окружающей средой.

Физическая география делится на целый комплекс наук, мы сегодня более детально рассмотрим следующие разделы: землеведение, ландшафтоведение, палеогеография, также науки, изучающие отдельные компоненты природной среды – геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, гляциология, география почв, биогеография. И так начнём.

Землеведение изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки Земли.

Ландшафтоведение – учение о природных территориальных комплексах разного ранга. От оврага и холма до равнины и материка.

Палеогеография исследует природные условия, существовавшие в древние геологические эпохи, изучает из чего состоят где залегают горные породы.

Геоморфология – наука о рельефе суши и дне океана.

Климатология – наука о климате, его формировании и изменении во времени.

Гидрология суши изучает поверхностные воды суши: реки, озёра, болота и водохранилища.

Океанология – наука об океане и его составных частях: морях, заливах.

Гляциология – наука о природных льдах во всех их разновидностях.

География почв изучает закономерности распространения почв на поверхности Земли.

Биогеография исследует закономерности распространения животных, растений и микроорганизмов на Земле.

Общим объектом, который позволяет объединять все направления в одну науку, является планета Земля, развивающаяся в результате проявления физических(природных) процессов.

Социально-экономическая или общественная география состоит из экономической, социальной, исторической и культурной. Также к общественной географии часто относят страноведение и военную географию. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.

Страноведение даёт общую характеристику природы и хозяйства отдельных государств или крупных территорий.

Военная география изучает военные аспекты географии, и возможность их применения в военном деле.

Экономическая география делится на географию сельского хозяйства, которая занимается размещением посевных площадей и развитием ферм для животных, географию промышленности (изучающую предприятия, фабрики и заводы, их местоположение и взаимосвязь между собой), географию транспорта (изучающую различные виды транспорта, дороги, их протяжённость и обеспеченность ими различных территорий).

Социальная часть делится на: географию населения (изучающую численность, рождаемость и смертность, расово-этнический состав населения, образ и качество жизни людей, связь размещения населения с размещением производства), рекреационную географию (отдых и оздоровление человека), медицинскую географию, которая изучает распространение болезней и общий уровень здоровья населения на территории.

Человек – главный объект исследования социально-экономической географии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *